Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Формы внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников. Из опыта работы Гавриловой О.В., учителя начальных классов МОУ СОШ №3 г. Кр...полностью>>
'Программа'
На конференцию приглашаются студенты и преподаватели филиала, учебно-методические комиссии факультетов, работники деканатов, заведующие кафедрами, ра...полностью>>
'Биография'
Яна Станиславовна Дягилева, известная всем больше как Янка, родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года. Родилась в простой семье с достатком ниже ср...полностью>>
'Лабораторная работа'
В настоящее пособие включена лабораторная работа по дисциплине «Сети ЭВМ и телекоммуникации», посвященная вопросам конфигурирования на рабочей станци...полностью>>

Статистическое исследование динамики телевизионной аудитории в россии

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 1

Индексы сезонности суммарного рейтинга телевидения среди телезрителей городов России с численностью населения 100 000 чел. и более, %

Месяцы

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Среднее значение показа-теля

Средне-квадрати-ческое отклонение

янв.

117

120

117

116

115

117

2

фев.

110

115

112

109

107

111

2

март

109

109

107

109

108

108

1

апр.

100

102

102

98

101

101

1

май

96

93

96

97

94

95

1

июнь

89

86

89

93

88

89

2

июль

85

85

84

83

85

84

1

авг.

86

87

85

90

88

87

2

сен.

91

90

93

92

92

92

1

окт.

99

100

98

97

100

99

1

нояб.

107

107

107

107

112

108

2

дек.

111

108

109

108

111

109

1

весь год

100

100

100

100

100

100

0

Сезонность носит достаточно устойчивый характер, среднеквадратическое отклонение показателя за последние пять лет не превышает 3% от среднего уровня. Выявленная динамика свидетельствует о том, что уровень телесмотрения возрастает к зиме и достигает минимума в летние месяцы. Объяснением данного факта служит доступность альтернативных способов организации досуга в летний период, что снижает интерес к телевидению. Несмотря на то, что жизненный цикл в наибольшей степени оказывает воздействие на суточную динамику суммарного рейтинга возрастных групп, различия между возрастными группами проявилось и в годовой динамике. Эти расхождения в существенной степени могут быть объяснены различной формой занятости населения.

Следующим этапом исследования стало построение регрессионной модели зависимости уровня телесмотрения от социально-экономических факторов.

На основе данных по 29 городам России исследовалась зависимость суммарного рейтинга телевидения (y) от следующих объясняющих переменных: x1 - численность населения, тыс.чел; x2 - доля населения в возрасте 55 лет и старше, %; x3 - доля населения в возрасте 18 лет и старше, имеющего высшее образование, %; x4 - уровень безработицы, %; x5 - величина прожиточного минимума, руб; x6 - величина валового регионального продукта на душу населения, млн.руб; x7 - денежные доходы на душу населения, руб; x8 - объём платных услуг населению в расчёте на 1 жителя, тыс. руб; x9 - число туристических фирм в расчёте на 1000 человек, ед; x10 - среднее количество принимаемых телеканалов, ед.

Независимые переменные можно разделить на три группы факторов: социально-демографические и экономические (x1- x4), уровня жизни (x5 - x7) и доступности способов реализации досуга (x8- x10). В результате применения метода последовательного исключения была построена регрессионная модель, вида:

(5,8) (2,9) (2,2) (2,1)

Уравнение регрессии и его коэффициенты значимы. Множественный коэффициент детерминации = 0,63 свидетельствует о том, что факторы объясняют 63% вариации результативного признака.

С формально-логической точки зрения все объясняющие переменные вошли в построенное уравнение регрессии со знаками, не противоречащими действительности, а параметры модели свидетельствуют о её статистической адекватности. В ходе исследования также было выявлено, что, несмотря на сокращение численности телевизионной аудитории, процент населения, находящегося у телеэкранов практически не меняется. Это означает, что те, кто остаётся у телеэкранов, смотрят ТВ более длительное время. Динамика среднего времени просмотра телезрителями в России с 2002 по 2009 годы демонстрирует положительный тренд. В то же время, среднее время просмотра ТВ в расчете на всю потенциальную телеаудиторию за этот же период сократилось. В 2008 году среднее время просмотра ТВ жителями городов с численностью населения 100 000 человек и более составила 3,7 часа (в 2002 году – 3,9 часа). Это стало следствием сокращения числа активных зрителей. Отметим, что показатель среднего времени просмотра в России в 2008 году находился на уровне Европейских стран. Отношение показателя среднего времени просмотра реальными зрителями (ВР) к среднему времени просмотра для всей аудитории (В) характеризует степень вовлечённости в процесс телесмотрения (лояльности аудитории телевидению). Анализ данного отношения свидетельствует о том, что наибольшей лояльностью характеризуется аудитория зрителей в возрасте 55 лет и старше (рис. 3.).

Наименьшая вовлечённость наблюдается в возрастной группе от 18 до 24 лет, причём в последние 4 года (с 2005 по 2009 г.) степень зрительской активности данной аудитории существенно сократилась. Для всех возрастных групп можно выделить тенденцию снижения степени вовлечённости в процесс телесмотрения с увеличением возраста респондентов. Это является признаком оттока молодой аудитории от телеэкранов - одной из наиболее ярких тенденций развития современного российского телевидения.

Рис. 3. Возрастная структура населения и телезрителей в
городах России с численностью населения 100 000 чел. и более в 2009 г.

В результате проведённого анализа демографической структуры аудитории было выявлено, что доли возрастных групп в населении городов и в телеаудитории не всегда совпадают, а доля возрастной аудитории в общей численности телеаудитории неизменно увеличивается. Анализ структурных сдвигов позволил определить, что степень изменения структуры аудитории увеличивается, приводя к росту концентрации аудитории в рамках групп (показатель Лоренца за период с 2005 по 2009 годы повысился с 0,23 до 0,27).

Результатом описанных выше изменений является стремительное старение телеаудитории. С 2005 по 2008 годы средний возраст телезрителей увеличился на 3,1 года, в то время как средний возраст городских жителей России за аналогичный период вырос лишь на 1 год. Таким образом, в рамках анализа демографической структуры телевизионной аудитории удалось установить, что состав аудитории телевидения и процесс телесмотрения не являются стабильными, поскольку описывающие их тенденции претерпевают изменения во времени.

В третьей группе вопросов, посвящённой статистическому анализу стратификации телевизионной аудитории, произведён анализ тематических предпочтений различных групп телезрителей, исследовано распределение телевизионной аудитории между телеканалами, а также получена оценка поведения телевизионной аудитории в условиях диверсификации телевизионного предложения.

Помимо оттока молодой аудитории от телеэкранов и сокращения среднего времени телесмотрения в расчете на всю аудиторию, в последнее время наблюдается тенденция изменения функции телевидения в сторону увеличения роли развлекательной составляющей вещания. По результатам исследования «Телевидение глазами телезрителей 2009» (рис. 4.) среди городского населения в возрасте 15 лет и старше информационная и развлекательная функция телевидения сопоставимы по своей значимости, так как около 40% опрошенных высказались за приоритетность каждого из этих направлений.

Рис. 4. Доля населения городов России численностью 100 000 чел. и более, обращающегося к телевидению в первую очередь для развлечения и получения информации в 2009 г., %

В то же время, существуют значимые различия между доминирующей функцией телевидения в различных возрастных группах. Примерно 60% респондентов в возрасте от 15 до 24 лет обращаются к телевизору в первую очередь для развлечения (лишь 22% реализуют информационную функцию ТВ).

Максимальное различие в рамках исследуемых групп наблюдается в возрасте 55 лет и старше, в которых для просмотра новостей телевидение используют 53% респондентов указанной группы, в то время как развлечение имеет более высокий приоритет лишь для 26% опрошенных.

Данный факт обусловлен несколькими причинами. Во-первых, с точки зрения доступности и актуальности информации телевидение в существенной степени уступает сети Интернет, вследствие чего молодая аудитория черпает информацию из сети, а телевизионный контент рассматривает как возможность развлечения. Во-вторых, различия в приоритете тесно связаны с характером телесмотрения, который находится в зависимости от возраста телезрителей. В-третьих, различия в доминирующей функции телевидения для демографических групп кроются в жанровых предпочтениях. Данные обстоятельства вызывают необходимость учитывать функции телевидения при программировании эфира для различных целевых аудиторий. Для привлечения внимания молодой аудитории следует уделять значительное внимание развлекательным форматам.

Описанные выше процессы обуславливают стратификацию телевизионной аудитории, которая является одной из основных тенденций мирового телевидения. В условиях расширения медиапространства и увеличения способов организации досуга населения, всё более сложным представляется функционирование телеканалов, ориентированных на широкую аудиторию. Воздействие на узкие группы телезрителей с определёнными приоритетами и интересами становится одной из основных идей развития телевизионной среды и неэфирных телеканалов в отдельности. С точки зрения телевизионного и рекламного бизнеса тенденция стратификации аудитории имеет важное значение в свете перераспределения внимания телезрителей и, как следствие, перераспределения финансовых потоков, выраженного, в том числе, и в рекламных стратегиях и активности рекламодателей.

В сложившихся условиях возрастает важность проведения анализа тематических предпочтений телевизионной аудитории. Базовым элементом подобного анализа является исследование спроса и предложения на телевизионном рынке. В качестве предложения выступает суммарная длительность транслируемых программ по типам. В роли спроса выступает среднее время просмотра формата респондентами за исследуемый период. С точки зрения предложения, наибольшую долю телевизионного вещания сейчас составляют кинопрограммы (48,4% эфира). Ставка телеканалов на данный формат небезосновательна, поскольку потребление данного жанра составляет 57,1% времени телесмотрения. Превышение спроса над предложением существует также в категории развлекательных и социально-политических программ. Наметился некоторый профицит в количестве новостных и социально-политических программ. Существенная разница между спросом и предложением наблюдается в музыкальных и спортивных программах. Очевидно, что два музыкальных и два спортивных телеканала в России не находят постоянных зрителей, готовых просматривать их контент очень длительное время, что приводит к дефициту потребления.

Выявление различий в тематических предпочтениях является лишь одной из частей построения концепции телевизионного вещания или разработки рекламной активности. Подтверждение зависимости возраста аудитории, её предпочтений и выбора канала было найдено в ходе анализа позиционирования каналов. На первом этапе с помощью графических методов отображения информации были выявлены группы телеканалов со схожей половозрастной структурой аудитории (рис. 5.).

Объекты на рисунке 5 расположены в соответствии со значениями среднего возраста аудитории и доли женщин в общей численности телезрителей канала. Величина объектов отражает популярность телеканалов.

При перемещении по направлению вертикальной оси увеличивается средний возраст аудитории канала, перемещение по горизонтальной оси сопровождается увеличением доли женщин. На втором этапе, с помощью методов кластерного анализа, были сформированы группы телеканалов, однородных с точки зрения жанрового наполнения. То есть попадание в одну группу свидетельствовало о том, что телеканалы схожи по объёмам показа передач определённой тематики. При нанесении результатов кластерного анализа на график, отражающие половозрастные характеристики телеканалов, было выявлено, что группы телеканалов с одинаковым жанровым наполнением имеют схожую структуру аудитории.

Рис. 5. Пространственная карта позиционирования каналов с точки зрения половозрастных параметров аудитории в городах России с численностью населения 100 000 чел. и более в 2009 г.

На следующем этапе анализа было произведено сопоставление структуры аудитории в рамках образовавшихся групп с тематическими предпочтениями аудитории, что позволило выявить взаимосвязь между демографическими характеристиками, жанровыми предпочтениями и тенденциями распределения телевизионной аудитории между каналами. Анализ позиционирования эфирных телеканалов выявил существование свободных зон на половозрастной пространственной карте. При создании новых телеканалов следует учитывать отсутствие каналов, ориентированных на молодую женскую аудиторию.

Заключительным этапом диссертационного исследования явилось построение прогноза популярности телеканалов, по данным измерений TNS, имеющим наибольший уровень популярности (Первый канал, Россия 1, НТВ), как проявления тенденции стратификации телевизионной аудитории. Прогноз был реализован с помощью уравнений кривых роста с учётом дисконтирования информации. На основе анализа средних квадратических отклонений расчетных значений от фактических было установлено, что наибольшей точности позволяет достичь прогнозирование на основе уравнения второго порядка:

Результаты прогноза отражены в таблице 2.

Полученные прогнозы свидетельствуют о том, что снижение популярности каналов Первый, Россия и НТВ продолжится и в дальнейшем.

Таблица 2

Прогнозные значения суммарной популярности телеканалов Первый, Россия1 и НТВ, % аудитории

Годы

Нижняя граница

Прогноз

Верхняя граница

2010

44,9

46,6

48,3

2011

43,9

45,6

47,3

2012

43,0

44,7

46,4

Снижение популярности телеканалов, ориентированных на широкую аудиторию, подтверждает неизбежность стратификации телеаудитоии, вызванную увеличением предложения на телевизионном рынке России.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и рекомендации, вытекающие из её содержания.

Список публикаций основных положений диссертационного исследования.

Монографии и публикации в журналах, рекомендованных ВАК:

1) Егорова Е.А., Золотарёва О.А., Карманов М.В., Коротков А.В., Кучмаева О.В., Пашутин Д.Ю., Романов А.А., Смелов П.А., Татаркова Н.В. Методологические вопросы мониторинга и прикладного анализа развития рекламного бизнеса. Коллективная монография. – М.:МЭСИ, 2010 – 240с. - общий объём 15,3 п.л., авторских 1,0 п.л.

2) Пашутин Д.Ю. «Роль и место телевидения в современном медиапространстве» // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2010, № 2 – 0,4 п.л.

3) Пашутин Д.Ю. «Статистический анализ тенденций развития телевизионного рынка России» // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО», 2010, №1 –
0,4 п.л.

4) Пашутин Д.Ю. «Анализ тенденций стратификации телевизионной аудитории» // Экономические науки, 2010, №1 – 0,3 п.л.

Статьи, материалы научных конференций:

5) Пашутин Д.Ю, Пашутина М.Ю. «Маркетинговые исследования на современном телевизионном рынке России» // Тезисы докладов научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного управления: теория и практика». – М.: ЕАОИ, 2010 – 0,2 п.л.

6) Пашутин Д.Ю. «Статистический анализ тенденций изменения среднего времени телесмотрения» // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО», 2009, №4– 0,3 п.л.

7) Пашутин Д.Ю., Пашутина М.Ю. Статистический анализ распределения телевизионной аудитории между каналами // Тезисы докладов II-й Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». – М.: МЭСИ, 2009 –
0,2 п.л.

8) Пашутин Д.Ю. Телеаудитория как объект статистического исследования // Тезисы докладов I-й Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики». - М.: МЭСИ, 2008 – 0,1 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения

    Автореферат
    Защита состоится 26 ноября 2008 года в 14.30 на заседании диссертационного совета Д 521.004.02 при ННОУ «Московский гуманитарный университет» по адресу: 395, Москва, ул.
  2. Институт социологии социология в россии

    Литература
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  3. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  4. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  5. Россия между «норд-остом» и бесланом (2)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:

Другие похожие документы..