Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Атеистические произведения Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей-материалистов XVIII века, принадлежат к лучшим достижениям ат...полностью>>
'Программа'
Современные проблемы национальной экономики. Программа для студентов I курса, обучающихся по направлению 521500 (080500.68) «Менеджмент» (магистр). 6...полностью>>
'Документ'
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в ...полностью>>
'Закон'
Витебским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды соблюдения природоохранного законодательства согласно координационного пла...полностью>>

Рабочая учебная программа (специалитет) Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

  1. Рабочая учебная программа (специалитет)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и криминологии

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_____________ Н.А. Мамаев

«_____» ___________ 2008 г.

Уголовно-исполнительное право

Российской Федерации

Рабочая учебная программа дисциплины

«Согласовано»

Декан юридического факультета

_______________ В.А. Лебедев

«____» ___________ 2008 г.

Челябинск

2008

Утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии.

Протокол № _____ от _________ 2008 г.

Заведующая кафедрой _______________ Е.В. Кунц

Специальность: 030501- Юриспруденция

Составитель: к.ю.н., доцент Ю.В. Андреев

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

=====================================================

стр.

РАЗДЕЛ 1.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММА КУРСА ПО УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРАВУ РОССИИ……………………………………………………………….. … 4

РАЗДЕЛ 2.

ПЛАНЫ-СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………………………………. 38

РАЗДЕЛ 3.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНАМ……………………93

РАЗДЕЛ 4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ

РАБОТ ПО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРАВУ…………………………………105

РАЗДЕЛ 5.

ТЕМАТИКА И ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРАВУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………………………………….108

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа курса «Уголовно-исполнительное право» была утверждена Ученым советом юридического факультета Челябинского государственного университета девять лет назад (1999 г.), однако в настоящее время Программа нуждается в существенных изменениях и дополнениях, т.к. за эти годы в уголовно-исполнительной системе проведена значительная законотворческая работа, направленная на корректировку уголовной и уголовно-исполнительной политики, создание условий для стабилизации ситуации в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и дальнейшего совершенствования их работы.

Это свидетельствует о том, что ФСИН МЮ РФ, а также уголовно-исполнительное законодательство России продолжают совершенствоваться. Важным этапом на этом пути стало принятие ряда федеральных законов в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе:

Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177- ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ»;

Федеральный закон от 1 февраля 2005г. № 1- ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», предусматривающий исключение из статей 39, 40, 46 УИК РФ положений регулирующих обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденных к исправительным работам, в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 161 – ФЗ;

Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. № 28- ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствование правового регулирования изменения режима исправительного учреждения, предусмотренного статьей 78 УИК РФ, в части установления возможности перевода осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, из исправительной колонии особого режима в тюрьму, введение запрета осужденным к пожизненному лишению свободы и осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, на перевод в тюрьму, а также устранения несоответствий между статьями 115 и 117 УИК РФ, касающихся водворения осужденных в штрафные и дисциплинарные изоляторы;

Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. № 29 - ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», устанавливающий основания и порядок применения мер поощрения и взыскания к лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы;

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. №46 - ФЗ «О признании утратившей силу ч. 4 ст. 115 УИК РФ»;

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 47 - ФЗ «О внесении изменений в ст. 73 УИК РФ», предусматривающей возможность направления лиц, осужденных за преступления, связанные с организованной преступностью и терроризмом, для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральными органами УИС;

Федеральный закон от 5 января 2006 г. № 8 - ФЗ «О внесении изменений в статью 190 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», включивший командование воинской части в число органов, осуществляющих контроль за условно осужденными военнослужащими»;

Федеральный закон от 9 января 2006 г. № 12 - ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации», направленный на приведение ряда норм УИК РФ в соответствие с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;

Федеральный закон от 3 апреля 2006 г. № 46 - ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91 - ФЗ «О внесении изменений в статью 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», направленный на преобразование государственных унитарных предприятий УИС в центры трудовой адаптации и учебно-производственные мастерские, а деятельность производственного комплекса УИС переориентировать на решение социальных задач – восстановления и закрепления у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после истечения срока наказания.

Помимо перечисленных федеральных законов принят ряд значимых подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе:

Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г . № 1314 «Положение о Федеральной службе исполнения наказаний», регламентирующий деятельность ФСИН МЮ РФ, структуру и предельную численность центрального аппарата;

Указ Президента Российской Федерации от 12 июля 2005 г. № 796 «О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающий исключение из структуры Федеральной службы безопасности Российской Федерации следственных изоляторов и их передачу в Федеральную службу исполнения наказаний;

постановления Правительства Российской Федерации:

от 5 января 2005 г . № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной и гражданской службы в уголовно-исполнительной системе»;

от 7 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»;

от 9 июня 2005 г. №383 «О Федеральной целевой Программе реформирования Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2002 – 2006 годы»;

от 5 сентября 2006 г. № 540 «О Федеральной целевой Программе развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (2007 – 2016 годы)»;

Значительным изменениям за эти годы подверглась и ведомственная нормативная база Минюста России. В общей сложности переработано около 200 нормативных правовых актов в сфере исполнения наказаний, в том числе и такие наиболее значимые, как Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205), Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утвержденных приказом Минюста Росси от 14 октября 2005 г. № 189), Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (утвержденного приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79), Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38), Положение об отряде осужденных исправительного учреждения ( утвержденного приказом Минюста России от 6 июня 2006 г. № 206), Положение о порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу ( утвержденного приказом Минздравсоцразвития России № 640, Минюста России № 190 от 17 октября 2005 г.), Положение об Административном регламенте исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (утвержденного приказом Минюста России от 26 декабря 2006 г. № 383), Инструкция об организации проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб, их территориальных органов и учреждений (утвержденных приказом Минюста России от 26 июня 2007 г. № 132), Положение об Общественном совете при ФСИН по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы (утвержденного приказом Минюста России от 26 января 2007 г. № 32).

Настоящая Программа подготовлена с учётом последних изменений внесённых в уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и административное законодательство Российской Федерации.

После утверждения Программы внесены существенные изменения в учебный план. Содержание новой программы исключает дублирование отдельных вопросов благодаря принципиально новому структурированию Особенной части. Новая программа учитывает возможность использования на лекциях, семинарских и практических занятиях мульти медийных программ и видео фильмов.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для обучения студентов по специальности

021100 «Юриспруденция».

Целями преподавания дисциплины являются:

- изучение уголовно-исполнительного права в соответствии с учебной программой;

- ознакомление студентов с содержанием, формами выражения и перспективами развития уголовно-исполнительной политики;

- ознакомление с проблемами развития уголовно-исполнительного законодательства;

- выработка навыков анализа норм и институтов уголовно-исполнительного права, квалифицированного применения их на практике.

Основными формами учебных занятий по уголовно-исполнительному праву предусмотрены лекции и семинарские занятия.

Методика проведения этих форм занятий должна быть отражена в лекциях, в планах семинарских занятий и методических рекомендациях по самостоятельному изучению предлагаемого курса.

В зависимости от формы обучения, тематический план по отдельным разделам и темам изучаемого курса может быть изменён.

Курс уголовно-исполнительного права Российской Федерации является одной из форм реализации уголовно-исполнительной политики в сфере борьбы с преступностью. Наряду с другими отраслями права, он является важным средством формирования у студентов правовой культуры и правового мышления , столь необходимых в современных условиях Российской действительности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучение уголовно-исполнительного права позволит студентам:

- не только приобрести необходимые знания уголовно-исполнительного законодательства, практики его применения, обратить внимание на проблемные вопросы уголовно-исполнительного права, но и убедить их в том, что исполнение и отбывание наказания – это одна из основных стадий борьбы с преступностью;

- знать нормы и институты действующего уголовно-исполнительного законодательства, место уголовно-исполнительного права в системе отраслей Российского права, тенденции развития уголовно-исполнительного законодательства, учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;

- уметь пользоваться законами и подзаконными нормативными актами, самостоятельно работать с рекомендованной литературой, творчески ее осмысливать, юридически грамотно и логически последовательно излагать свои мысли по пенитенциарным проблемам, отстаивать свою позицию и вести полемику корректно и аргументировано.

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины.

В обязательный минимум содержания программы подготовки должны входить:

- определение природы нормативно-правовых актов в сфере уголовно-исполнительного права;

- овладение навыками правоприменительной деятельности при осуществлении процесса исполнения уголовных наказаний, а также применения мер исправительного воздействия к осужденным;

- давать консультации по уголовно-правовым вопросам в сфере исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право тесно связано с другими отраслями права и дисциплинами уголовно-правового цикла:

с уголовным правом (следующими его разделами):

а) назначение наказания;

б) виды наказаний;

в) условно-досрочное освобождение;

г) замена наказания более мягким;

д) применение принудительного лечения от алкоголизма и наркомании, венерических заболеваний, ВИЧ- инфекции;

е) освобождение от наказания.

- с уголовным процессом:

а) порядок рассмотрения дел об освобождении из мест лишения свободы условно-досрочно, замены исправительных работ и других видов наказания;

б) порядок изменения режима содержания путем перевода в исправительные учреждения другого вида.

- с прокурорским надзором:

прокурорский надзор за обеспечением законности при исполнении наказаний.

- с трудовым правом:

а) рабочее время и время отдыха;

б) порядок оплаты труда;

в) ответственность за материальный ущерб, причиненный во время работы.

- с административным правом:

а) создание и ликвидация учреждений и органов исполняющих уголовные наказания;

б) контроль над деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания;

- с муниципальным правом:

а) создание и организация деятельности наблюдательных комиссий;

б) создание и организация деятельности попечительских советов;

в) создание и организация деятельности родительских комитетов;

г) создание и организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.

- с международным правом:

формирование, развитие и применение уголовно- исполнительных норм с учетом международных договоров.

- с криминологией:

а) социально-демографическая характеристика осужденных;

б) использование методов конкретно-социологических исследований.

- с философией:

использование философских категорий являющихся основой уголовно-исполнительного права.

  1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право»

Успешное усвоение уголовно-исполнительного права должно основываться на глубоком знании важнейших институтов и положений теории государства и права , в частности, таких как понятие и сущность права, система и принципы права, толкование правовых норм , структура уголовно-правовых норм, образующих в комплексе институт уголовно-исполнительного права.

Курс уголовно-исполнительного права Российской Федерации состоит из двух частей: Общей и Особенной, в которых имеются разделы (главы), объединяющие группы однородных вопросов.

Конечной целью изучения курса является подготовка высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции.

Программа курса по «Уголовно-исполнительному праву России» включает:

а) для студентов очного обучения – 18 тем, из них:

- Общая часть - 7 тем;

- Особенная часть - 11 тем;

- Реферат;

- Экзамен.

б) для студентов заочного обучения – 12 тем, из них:

- Общая часть - 2 темы

- Особенная часть - 4 темы

- Контрольная работа;

- Экзамен.

П Р О Г Р А М М А К У Р С А

__________________________________________________________________

О Б Щ А Я Ч А С Т Ь

Тема 1. Понятие, цели, задачи и принципы уголовно-исполнительного права

Понятие уголовно-исполнительной политики, её цели, задачи, содержание и стратегия. Место уголовно-исполнительной политики в общей политике государства в сфере борьбы с преступностью. Требования международных актов о правах человека и обращения с осужденными; деятельность международных организаций; развитие фундаментальных общественных наук.

Факторы, определяющие содержание и развитие уголовно-исполнительной политики, формы выражения, закрепления и способы её реализации. Соотношение уголовной, судебной и уголовно-исполнительной политики как составных частей единой политики борьбы с преступностью.

Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики. Директивные и правовые формы её осуществления. Закон как основная форма выражения политики, решения федеральных органов государственной власти в сфере исполнения уголовных наказаний. Основные тенденции в развитии уголовно-исполнительной политики в современных условиях – её демократизация и гуманизация.

Этапы становления и развития пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права России.

Уголовно-исполнительное право - составная часть уголовно-правового комплекса (уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право). Исполнение уголовных наказаний как объект правового регулирования. Признаки уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права: предмет, методы правового регулирования, система нормативных актов.

Связь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права и юридическими науками, регулирующими борьбу с преступностью. Характер и уровни их взаимосвязи. Место уголовно-исполнительного права в системе других отраслей права.

Уголовно-исполнительное право – основная форма реализации уголовно-исполнительной политики. Принципы уголовно-исполнительного права: их понятие, значение и система. Характеристика и содержание принципов уголовно-исполнительного права. Формы закрепления принципов в законе. Особенности норм, закрепляющих принципы уголовно-исполнительного права.

Перспективы дальнейшего развития уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина, её задачи и система.

Наука уголовно-исполнительного права. Соотношение науки уголовно-исполнительного права с криминологией, правовыми науками, пенитенциарной педагогикой и психологией, теорией управления. Связь науки уголовно-исполнительного права с практикой учреждений и органов исполняющих наказания. Методы исследования применяемые в науке уголовно-исполнительного права. Внедрение результатов исследований в практику учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Труды Н. С. Таганцева, И. Я. Фойницкого, С. П. Мокринского, С.В. Познышева и других исследователей как теоретическая база пенитенциарного права.

Основные концепции науки уголовно-исполнительного права по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства России.

Тема 2. Общая характеристика развития законодательства о уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и советской России

Основные этапы в создании и развитии уголовно-исполнительного законодательства России. Пенитенциарное законодательство и право России Х-начала ХХ вв.

Русская Правда – первый источник нормативных предписаний об уголовных наказаниях в Древней Руси. Ужесточение уголовных наказаний в Судебниках 1497 и 1550 годов.

Соборное Уложение 1649 г. – источник норм об уголовных наказаниях и их исполнении. Воинские Артикулы Петра 1 (1715 г.). Появление новых наказаний в виде каторжных работ, ссылки на галеры, позорящих наказаний.

Проект Екатерины II об устройстве тюрем. Попечительское о тюрьмах общество 1819 г. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и ссыльных 1832 г. Положение для крепостных

арестантов 1823 г., Устав об этапах в Сибирских губерниях 1824 г., Положение об арестантских ротах 1834 г.

Положение об исправлении порочных людей 1835 г., Тюремная инструкция 1831 года.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, назначаемых мировыми судьями (1864) – законодательные акты, отражающие новый этап в уголовно-исполнительной политике России.

Кризис в России системы мест лишения свободы и попытки её реформирования во второй половине Х1Х века. Деятельность комиссии о тюремном преобразовании. Закон Государственного Совета от 11 декабря 1879 года «Об основных преобразованиях тюремной системы России в Уголовном Уложении 1903 г., Общая тюремная инструкция 1915 года.

Нормативные акты Временного правительства России. Приказы и циркуляры центрального тюремного ведомства (март-сентябрь 1917 г.).

Исправительно-трудовое законодательство и право России в советский период. Декрет о суде от 5 декабря 1917 г.; Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г. ; Постановление НКЮ РСФСР «О тюремных рабочих командах» от 24 января 1918 года.; Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны «О создании концентрационных лагерей для изоляции классовых врагов» от 19 июня 1919 года.; Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 года.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения». Положение об исправительно-трудовых лагерях 1930 года.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г., его структура и основные положения.

«Особые лагеря» и «особые тюрьмы» в СССР в 40-е - 50-е гг. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах РСФСР 1961 г. Подготовка и принятие Основ исправительно-трудового законодательства Союза СССР и союзных республик 1969 года.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. – общая характеристика. Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных силах СССР (1983 г.). Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных (1984 г.).

Изменение исправительно-трудового законодательства России после распада СССР (1991 - 1996 гг.).

Конституция РФ 1993 г. - Основной Закон и источник Уголовно-исполнительного законодательства. Развитие уголовно-исполнительного права и законодательства после принятия Конституции Российской Федерации (1993 г.). Законы РФ «О внесении изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство РСФСР» от 18 февраля и 6 апреля 1993 г.; Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Подготовка проекта и принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государствнный университет»

    Реферат
    § 4. Исследование отношения студентов и преподавателей юридических специальностей к использованию информационно-ресурсного потенциала Интернета в учебной деятельности 66
  2. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»

    Программа
    развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» на 2007–2010 годы
  3. Отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Публичный отчет
    В отчете представлены результаты работы, проведенной в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московский инженерно-физический институт (государственный университет) в 2007 году по выполнению
  4. Федеральное агентство по образованию (38)

    Документ
    Р 68 Роль гуманитарных и социально-экономических дисциплин в подготовке современных менеджеров [текст]: Материалы 11-й Межвузовской научно-практической конференции.
  5. Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

    Методические рекомендации
    Работа выполнена сотрудниками РУДН в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса»

Другие похожие документы..