Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Особое место в процессе информатизации общества занимает создание компьютерных сетей и построение на их основе распределенных систем обработки информ...полностью>>
'Викторина'
Учащимся литературный круиз очень понравился. Они узнали много нового о творчестве А.С. Пушкина и вспомнили его сказки. Учащиеся читали стихи А.С. Пу...полностью>>
'Доклад'
Карстен Витт (Karsten Witt) – член Европейской комиссии по культуре, член правления организации Европейских концертных залов, член правления Междунар...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Мировая экономика : учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / Л. У. Лубягина; Кузб. институт экономики и права. – Кемерово. –...полностью>>

Матвеева Елена Анатольевна учитель информатики моу сош №24 конкурс

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление образования Администрации города Костромы

Конкурс учебных мультимедийных проектов

Матвеева Елена Анатольевна

учитель информатики МОУ СОШ № 24

Конкурсная работа

«ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ТЕМЕ «DELPHI FOR WIN 32»

Кострома

2009

Содержание

Введение 3

Глава 1. Электронные средства учебного назначения в школьном курсе информатики 7

1.1. Анализ учебных пособий по информатике и ИКТ профильного уровня в разрезе изучения основ программирования 7

1.2. Анализ электронных средств учебного назначения, используемых в образовательном процессе 9

1.3. Создание и использование программных средств учебного назначения 14

1.3.2. Дидактические требования к педагогическим программным средствам 18

1.3.3. Эргономические требования 20

1.3.4. Способы представления текста 21

1.3.5. Выравнивание текста 22

1.3.6. Выбор шрифта 23

1.3.7. Приемы акцентирования внимания 24

1.3.9 Программно-технические требования 27

1.4. Средства реализации проекта 28

Глава 2. Рекомендации по использованию электронного учебника «Delphi 2006 For Win 32» 31

Введение 31

2.1. Подготовка учебного кабинета к занятиям 32

2.2. Учебник «Delphi 2006 For Win 32» 35

2.3. Методические рекомендации по использованию учебника «Delphi 2006 For Win 32» 39

9.Мультимедиа в Delphi 6 часов 46

Заключение 47

49

Библиографический список использованной литературы 50

Электронное приложение

Введение

В настоящее время информационные технологии все активнее проникают во все сферы нашей жизни, в том числе и в систему образования. Оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой, развитие компьютерных сетей передачи информации, повсеместный доступ к сети Интернет создают предпосылки для динамичного развития современных методов обучения. Одним из перспективных направлений в современном образовании является комплексное использование традиционных и компьютерных средств обучения. Приоритетом в организации учебного процесса с использованием ИКТ может стать предоставление ученику максимальной свободы в выборе и использовании источников информации; стимулирование самостоятельной работы ученика. индивидуализация обучения и замена регулирующей функции учителя на консультационную и контролирующую

XXI век уже назван веком господства автоматизированных информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Информационной считается, прежде всего, такая технология, в которой предметом труда является информационный продукт, а орудием труда — средства электронно-вычислительной техники и связи. Любой выпускник школы должен понимать каким образом компьютер выполняет полученное задание и в этом смысле определяется актуальность изучения основ алгоритмизации и программирования в школе.

Формирование ключевых компетентностей - ожидаемый результат современной методической системы обучения информатике. Если мы говорим о компетентностном подходе в определении целей и содержании образования, то программирование в школьном курсе информатики приобретает все более крепкие позиции, так как непосредственно влияет на формирование таких компетентностей как:

  • Компетентность в сфере информационно-аналитической деятельности (Владение навыками анализа и оценки);

  • Компетентность в сфере познавательной деятельности (владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и др.);

  • Компетентность в сфере коммуникативной деятельности (отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации; понимание особенностей использования формальных языков);

  • Технологическая компетентность (умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задач, в частности с помощью средств автоматизации);

  • Компетентность в области техникознания (понимание принципов работы компьютера, как средства для автоматизированной обработки информации);

Несмотря на возрастающую роль темы «Алгоритмизация и основы программирования» в школьном курсе информатики количество часов, отводимых на ее изучение, не является достаточным. С другой стороны наблюдается активный переход авторов на изучение основ программирования в визуальных средах, а чем свидетельствует анализ учебно-методических комплексов по информатике и ИКТ. В большинстве случаев методики изложения материала несовершенны и требуют пересмотра, что сказывается на качестве обучения учащихся.

Актуальность выбора темы работы обусловлена не только тем, что учебно-методическое сопровождение изучения основ объектно-ориентированного программирования в продолжение изучения процедурного представлено очень слабо: в электронном виде — отдельные видеоуроки, справочники или пособия, ориентированные на студентов или программистов, которые необходимо адаптировать к школьному уровню, но и тем, что внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему – это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения .

Одной из форм компьютерных обучающих систем является электронный учебник. Электронный учебник – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, а именно, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную и информационно-поисковую деятельность, а также математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Электронный учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь), задание ориентиров для самообразования. Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы существенно упрощает организацию учебного процесса, сокращает затраты времени на обучение и автоматически обеспечивает целостность дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с электронным учебником. Процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне, так как электронный учебник дает возможность работать в наиболее приемлемом для обучаемого темпе, обеспечивает возможность многократных повторений и диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае компьютером[29].

В связи с вышесказанным, в рамках выбранной темы я определила следующие цель, задачи и структуру конкурсной работы.

Цель конкурсной работы: разработать программное приложение, позволяющее эффективно организовать учебный процесс по изучению основ объектно-ориентированного программирования в средней школе.

Задачи:

  1. Проанализировать основные аспекты использования программных средств в образовательном процессе.

  2. Подобрать теоретический материал и практические задания по теме и представить их в электронном виде.

  3. Выбрать среду разработки.

  4. Реализовать проект в выбранной среде.

  5. Разработать и описать рекомендации по использованию приложения в учебном процессе.

Глава 1. Электронные средства учебного назначения в школьном курсе информатики

1.1. Анализ учебных пособий по информатике и ИКТ профильного уровня в разрезе изучения основ программирования

В школьном курсе информатики изучение программирования в средней школе ориентировано на расширение и углубление знаний, полученных в основной школе.

Каждый выпускник основной школы должен знать компьютер как исполнитель алгоритмов (программ), алгоритмические конструкции: следование, ветвление,

повторение, уметь разбивать задачу на подзадачи, составлять вспомогательный алгоритм владеть алгоритмом работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных, знать языки программирования, их классификацию, правила представления данных, правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла, правила записи программы, этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование, обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Профильный уровень преподавания информатики в старшей школе представлен учебно-методическими комплексами Н. Д. Угриновича и М. Е. Фиошин. Представим краткий анализ преподавания основ программирования по выбранным учебно-методическим комплексам. Угринович Н. Д. заканчивает профильный курс 10 класса изучением темы «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». Можно отметить, что у автора отсутствует принцип системности в изложении материала, неудачно выбрана методика подачи материала. Рассматривая теоретический материал, автор проектирует сразу на четырех языках программирования Delphi, Visual C #, Visual J# , Visual Basic. NET, что вызывает определенные трудности и непонимание у учащихся. Характерны очень краткие теоретические выкладки, реализация проектов по схеме «Повтори за мной», что относится к репродуктивному методу обучения, при этом задания для самостоятельной работы достаточно высокого уровня и по временным рамкам не соответствуют учебному занятию. Интересно, что более 60 % учебного времени в 11 классе отводится на изучение основ моделирования и все модели: физические, биологические, вероятностные, экономические, химические и др. выстраиваются и исследуются на языках Turbo Delphi и Visual Basic, с активным применением компонетов объектно-ориентированных сред. При таком подходе к изложению материала и реализации проектов учителю необходимо не только грамотно выбрать формы и методы организации занятий, а также контроля знаний, но и отчасти перерабатывать теоретическую часть занятий, что требует очень высокого уровня мастерства.

При анализе учебно-методического комплекса Фиошина М. Е «Информатика и ИКТ» можно отметить хорошую логику изложения материала по теме «Основы программирования», доступный стиль изложения, полный и качественный подбор заданий после подробного разбора примеров. В качестве языка программирования выбран Object Pascal. У учителя, использующего данный учебно-методический комплекс, появляется возможность для организации индивидуальной работы, дифференциации процесса обучения. Практически все предложенные примеры и задания носят математический характер, имеют достаточно высокий уровень, соответствующий требованиям подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Но основы объектно-ориентированного программирования не формируются, не рассматриваются графические возможности среды, не реализуются практико-ориентированные проекты. Такой подход хорошо формирует основы структурного программирования.

Итак, мы имеем два учебно-методических комплекса, в которых реализуется обучение основам программирования на объектно-ориентированных языках. При этом в одном случае реализуется только структурный подход, а в другом – визуальный со слабой методической составляющей.

Таким образом, перед любым учителем появляется проблема: как наиболее эффективно организовать учебный процесс по изучению основ программирования?

Одним из вариантов решения является разработка собственных курсов, выбор адекватной методики изложения материала. Использование электронных программных средств позволяет избежать большей части рутинной работы и освободить дополнительное время на разбор сложного материала, загрузить учащихся и учителя, дав пространство для «полета мысли» в рамках изучаемого предмета.

1.2. Анализ электронных средств учебного назначения, используемых в образовательном процессе

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит[6]:

Технической средой (виды технических средств);

Программной средой (набор программных средств);

Предметной средой (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

Методической средой (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

1.2.1. Классификация электронных средств учебного назначения

Содержание электронных средств учебного назначения должно быть адекватно ГОСТам ВПО и современным технологиям обучения, учитывать необходимость активного использования компьютерной техники в учебном процессе. Учебный материал должен быть структурирован в ней таким образом, чтобы сформировать у обучаемого личный тезаурус научно-предметных знаний, развить навыки владения приемами, методами и способами их применения.

Принципы классификации электронных средств учебного назначения

Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать:

  • по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;

  • по структуре;

  • по организации текста;

  • по характеру представляемой информации;

  • по форме изложения;

  • по целевому назначению;

  • по наличию печатного эквивалента;

  • по природе основной информации;

  • по технологии распространения;

  • по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [6]:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);

  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса);

  • обучающие (учебники, учебные пособия);

  • вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений,).

Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу:

  • контролирующие (тестирующие программы, базы данных)

Электронные издания по структуре подразделяются на:

  • однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;

  • многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;

  • электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Учебные электронные издания по организации текста подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность школьника, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения и др.

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;

  • программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания;

  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;

  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на следующие группы:

  • для школьников;

  • для учителей;

  • для родителей.

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

  • электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);

  • самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По природе основной информации выделяются :

  • текстовое (символьное) электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;

    • изобразительное электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение;

    • звуковое электронное издание - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

  • программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;

  • мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

По технологии распространения можно выделить:

  • локальное электронное средство учебного назначения - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

  • сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

  • электронное издание комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:

  • детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;

  • недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем[1].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования» по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности
  2. Email: gmc-matematika@mail

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт городского методического центра по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности Городского методического центра Управления образования Администрации города
  3. Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области от 25 апреля 2011 года. Председатель экспертной комиссии

    Конкурс
    Для участия в методическом конкурсе представлено 375 работ от 391 педагогов из 29 муниципальных образований Костромской области: Антроповского, Буйского, Галичского, Вохомского, Кадыйского, Кологривского, Костромского, Красносельского,
  4. Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года

    Конкурс
    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15
  5. Программа V международной научно-практической конференции «информационные и коммуникационные технологии в образовании» («ито-екатеринбург-2011»)

    Программа
    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»

Другие похожие документы..