Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Методические указания разработаны на основании действующих нормативно-методических документов, регламентирующих проектирование территориальных систем...полностью>>
'Документ'
Проектная деятельность....полностью>>
'Конкурс'
Керуючись ст. 18 Закону України „Про місцеві державні адміністрації” та відповідно до п. 20 рішення районної ради від 14.08.2008 № 2 „Про внесення зм...полностью>>
'Руководство'
Государственное учреждение культуры «Вологодский областной информационно-аналитический центр культуры» создан в 2 году по решению департамента культу...полностью>>

Матвеева Елена Анатольевна учитель информатики моу сош №24 конкурс

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Управление образования Администрации города Костромы

Конкурс учебных мультимедийных проектов

Матвеева Елена Анатольевна

учитель информатики МОУ СОШ № 24

Конкурсная работа

«ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ТЕМЕ «DELPHI FOR WIN 32»

Кострома

2009

Содержание

Введение 3

Глава 1. Электронные средства учебного назначения в школьном курсе информатики 7

1.1. Анализ учебных пособий по информатике и ИКТ профильного уровня в разрезе изучения основ программирования 7

1.2. Анализ электронных средств учебного назначения, используемых в образовательном процессе 9

1.3. Создание и использование программных средств учебного назначения 14

1.3.2. Дидактические требования к педагогическим программным средствам 18

1.3.3. Эргономические требования 20

1.3.4. Способы представления текста 21

1.3.5. Выравнивание текста 22

1.3.6. Выбор шрифта 23

1.3.7. Приемы акцентирования внимания 24

1.3.9 Программно-технические требования 27

1.4. Средства реализации проекта 28

Глава 2. Рекомендации по использованию электронного учебника «Delphi 2006 For Win 32» 31

Введение 31

2.1. Подготовка учебного кабинета к занятиям 32

2.2. Учебник «Delphi 2006 For Win 32» 35

2.3. Методические рекомендации по использованию учебника «Delphi 2006 For Win 32» 39

9.Мультимедиа в Delphi 6 часов 46

Заключение 47

49

Библиографический список использованной литературы 50

Электронное приложение

Введение

В настоящее время информационные технологии все активнее проникают во все сферы нашей жизни, в том числе и в систему образования. Оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой, развитие компьютерных сетей передачи информации, повсеместный доступ к сети Интернет создают предпосылки для динамичного развития современных методов обучения. Одним из перспективных направлений в современном образовании является комплексное использование традиционных и компьютерных средств обучения. Приоритетом в организации учебного процесса с использованием ИКТ может стать предоставление ученику максимальной свободы в выборе и использовании источников информации; стимулирование самостоятельной работы ученика. индивидуализация обучения и замена регулирующей функции учителя на консультационную и контролирующую

XXI век уже назван веком господства автоматизированных информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Информационной считается, прежде всего, такая технология, в которой предметом труда является информационный продукт, а орудием труда — средства электронно-вычислительной техники и связи. Любой выпускник школы должен понимать каким образом компьютер выполняет полученное задание и в этом смысле определяется актуальность изучения основ алгоритмизации и программирования в школе.

Формирование ключевых компетентностей - ожидаемый результат современной методической системы обучения информатике. Если мы говорим о компетентностном подходе в определении целей и содержании образования, то программирование в школьном курсе информатики приобретает все более крепкие позиции, так как непосредственно влияет на формирование таких компетентностей как:

  • Компетентность в сфере информационно-аналитической деятельности (Владение навыками анализа и оценки);

  • Компетентность в сфере познавательной деятельности (владение основными интеллектуальными операциями, такими как анализ, сравнение, обобщение, синтез, формализация информации, выявление причинно-следственных связей и др.);

  • Компетентность в сфере коммуникативной деятельности (отношение к языкам (естественным, формализованным и формальным) как к средству коммуникации; понимание особенностей использования формальных языков);

  • Технологическая компетентность (умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задач, в частности с помощью средств автоматизации);

  • Компетентность в области техникознания (понимание принципов работы компьютера, как средства для автоматизированной обработки информации);

Несмотря на возрастающую роль темы «Алгоритмизация и основы программирования» в школьном курсе информатики количество часов, отводимых на ее изучение, не является достаточным. С другой стороны наблюдается активный переход авторов на изучение основ программирования в визуальных средах, а чем свидетельствует анализ учебно-методических комплексов по информатике и ИКТ. В большинстве случаев методики изложения материала несовершенны и требуют пересмотра, что сказывается на качестве обучения учащихся.

Актуальность выбора темы работы обусловлена не только тем, что учебно-методическое сопровождение изучения основ объектно-ориентированного программирования в продолжение изучения процедурного представлено очень слабо: в электронном виде — отдельные видеоуроки, справочники или пособия, ориентированные на студентов или программистов, которые необходимо адаптировать к школьному уровню, но и тем, что внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему – это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения .

Одной из форм компьютерных обучающих систем является электронный учебник. Электронный учебник – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, а именно, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную и информационно-поисковую деятельность, а также математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Электронный учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь), задание ориентиров для самообразования. Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы существенно упрощает организацию учебного процесса, сокращает затраты времени на обучение и автоматически обеспечивает целостность дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с электронным учебником. Процесс обучения происходит на принципиально новом, более высоком уровне, так как электронный учебник дает возможность работать в наиболее приемлемом для обучаемого темпе, обеспечивает возможность многократных повторений и диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае компьютером[29].

В связи с вышесказанным, в рамках выбранной темы я определила следующие цель, задачи и структуру конкурсной работы.

Цель конкурсной работы: разработать программное приложение, позволяющее эффективно организовать учебный процесс по изучению основ объектно-ориентированного программирования в средней школе.

Задачи:

  1. Проанализировать основные аспекты использования программных средств в образовательном процессе.

  2. Подобрать теоретический материал и практические задания по теме и представить их в электронном виде.

  3. Выбрать среду разработки.

  4. Реализовать проект в выбранной среде.

  5. Разработать и описать рекомендации по использованию приложения в учебном процессе.

Глава 1. Электронные средства учебного назначения в школьном курсе информатики

1.1. Анализ учебных пособий по информатике и ИКТ профильного уровня в разрезе изучения основ программирования

В школьном курсе информатики изучение программирования в средней школе ориентировано на расширение и углубление знаний, полученных в основной школе.

Каждый выпускник основной школы должен знать компьютер как исполнитель алгоритмов (программ), алгоритмические конструкции: следование, ветвление,

повторение, уметь разбивать задачу на подзадачи, составлять вспомогательный алгоритм владеть алгоритмом работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных, знать языки программирования, их классификацию, правила представления данных, правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла, правила записи программы, этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование, обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Профильный уровень преподавания информатики в старшей школе представлен учебно-методическими комплексами Н. Д. Угриновича и М. Е. Фиошин. Представим краткий анализ преподавания основ программирования по выбранным учебно-методическим комплексам. Угринович Н. Д. заканчивает профильный курс 10 класса изучением темы «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». Можно отметить, что у автора отсутствует принцип системности в изложении материала, неудачно выбрана методика подачи материала. Рассматривая теоретический материал, автор проектирует сразу на четырех языках программирования Delphi, Visual C #, Visual J# , Visual Basic. NET, что вызывает определенные трудности и непонимание у учащихся. Характерны очень краткие теоретические выкладки, реализация проектов по схеме «Повтори за мной», что относится к репродуктивному методу обучения, при этом задания для самостоятельной работы достаточно высокого уровня и по временным рамкам не соответствуют учебному занятию. Интересно, что более 60 % учебного времени в 11 классе отводится на изучение основ моделирования и все модели: физические, биологические, вероятностные, экономические, химические и др. выстраиваются и исследуются на языках Turbo Delphi и Visual Basic, с активным применением компонетов объектно-ориентированных сред. При таком подходе к изложению материала и реализации проектов учителю необходимо не только грамотно выбрать формы и методы организации занятий, а также контроля знаний, но и отчасти перерабатывать теоретическую часть занятий, что требует очень высокого уровня мастерства.

При анализе учебно-методического комплекса Фиошина М. Е «Информатика и ИКТ» можно отметить хорошую логику изложения материала по теме «Основы программирования», доступный стиль изложения, полный и качественный подбор заданий после подробного разбора примеров. В качестве языка программирования выбран Object Pascal. У учителя, использующего данный учебно-методический комплекс, появляется возможность для организации индивидуальной работы, дифференциации процесса обучения. Практически все предложенные примеры и задания носят математический характер, имеют достаточно высокий уровень, соответствующий требованиям подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Но основы объектно-ориентированного программирования не формируются, не рассматриваются графические возможности среды, не реализуются практико-ориентированные проекты. Такой подход хорошо формирует основы структурного программирования.

Итак, мы имеем два учебно-методических комплекса, в которых реализуется обучение основам программирования на объектно-ориентированных языках. При этом в одном случае реализуется только структурный подход, а в другом – визуальный со слабой методической составляющей.

Таким образом, перед любым учителем появляется проблема: как наиболее эффективно организовать учебный процесс по изучению основ программирования?

Одним из вариантов решения является разработка собственных курсов, выбор адекватной методики изложения материала. Использование электронных программных средств позволяет избежать большей части рутинной работы и освободить дополнительное время на разбор сложного материала, загрузить учащихся и учителя, дав пространство для «полета мысли» в рамках изучаемого предмета.

1.2. Анализ электронных средств учебного назначения, используемых в образовательном процессе

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит[6]:

Технической средой (виды технических средств);

Программной средой (набор программных средств);

Предметной средой (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

Методической средой (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

1.2.1. Классификация электронных средств учебного назначения

Содержание электронных средств учебного назначения должно быть адекватно ГОСТам ВПО и современным технологиям обучения, учитывать необходимость активного использования компьютерной техники в учебном процессе. Учебный материал должен быть структурирован в ней таким образом, чтобы сформировать у обучаемого личный тезаурус научно-предметных знаний, развить навыки владения приемами, методами и способами их применения.

Принципы классификации электронных средств учебного назначения

Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать:

  • по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;

  • по структуре;

  • по организации текста;

  • по характеру представляемой информации;

  • по форме изложения;

  • по целевому назначению;

  • по наличию печатного эквивалента;

  • по природе основной информации;

  • по технологии распространения;

  • по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [6]:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);

  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса);

  • обучающие (учебники, учебные пособия);

  • вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений,).

Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу:

  • контролирующие (тестирующие программы, базы данных)

Электронные издания по структуре подразделяются на:

  • однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;

  • многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;

  • электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

Учебные электронные издания по организации текста подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность школьника, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения и др.

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;

  • программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания;

  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;

  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на следующие группы:

  • для школьников;

  • для учителей;

  • для родителей.

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

  • электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);

  • самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По природе основной информации выделяются :

  • текстовое (символьное) электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;

    • изобразительное электронное издание - электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение;

    • звуковое электронное издание - электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

  • программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;

  • мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами.

По технологии распространения можно выделить:

  • локальное электронное средство учебного назначения - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

  • сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

  • электронное издание комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:

  • детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;

  • недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем[1].

1.3. Создание и использование программных средств учебного назначения

Программные средства учебного назначения обычно определяются термином «педагогическое программное средство». При разработке педагогического программного средства должны учитываться основные положения. Во-первых, должна быть обеспечена педагогическая целесообразность применения программного средства в учебном процессе. Во-вторых, должны быть определены функциональные назначения отдельных типов программных средств, используемые в обучении. В-третьих, должна быть разработана топология программных средств, по методическому назначению.

Программным средством учебного назначения называется такое программное средство, в котором отражается определённая предметная область, реализующую технологию её изучения и обеспечение условия для осуществления различных видов учебной деятельности[6].

Использование программных средств ориентировано на решение определённой учебной проблемы, её изучения. Такие программные средства называются проблемно-ориентированными. Проблемно-ориентированные программные средства осуществляют деятельность с некоторой средой объектов (базы данных, системы таблиц и т.д.). Предметно-ориентированные программные средства имеют дело с предметной средой (с элементами технологии обучения).

С помощью программных средств на экране можно представить информацию в различной форме. Программные средства способствуют стимулированию процессов усвоения знаний, а также приобретению навыков учебной и практической деятельности. Эффективность осуществления контроля усвоения результатов обучения, повторения пройденных тем, активизации познавательной деятельности, формирования у учащихся характерные им виды мышления.

При создании педагогических программных средств возникает необходимость созданий учебно-методических и инструментальных материалов, обеспечивающих процесс разработки и внедрения программных средств. Это означает, что должно быть сформировано программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, который представляет собой сложный комплекс, включающий в себя отдельные программы или целые программные пакеты учебного назначения; инструкцию по использованию учебной программы; методические рекомендации для учителя и учащегося по применению и использованию в учебном процессе учебных программных средств.

Программные средства учебного назначения в комплексе с учебно-методическими разработками рассматривается как качественно новое средство обучения, обладающее уникальной возможностью, отличающий его от всех ранее известных в педагогике средств. К этим возможностям относятся: анимационные иллюстрации изучаемого процесса; возможность немедленного перехода в учебном программном средстве между различными частями предлагаемого материала; интерактивность педагогических программных средств, обеспечивающих двунаправленный поток информации между обучаемым и педагогическим средством.

Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения определяется целями развития личности обучаемого и основывается на определённом методическом назначении программного средства. Методические средства реализуются с помощью программных средств, которые интенсифицируют процесс обучения и переводит его на более высокий качественный уровень. Это создаёт основу для применения программно-методического обеспечения в качестве педагогического эксперимента с оценкой качества программных средств учебного назначения.

Рассмотрим наиболее значимые методические средства, которые эффективно реализуются с помощью программных средств[6].

  1. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения. Например, за счёт поэтапного продвижения по уровням продвижения, используя линии различной сложности.

  2. Осуществления контроля с обратной связью и диагностика ошибок. Это достигается с помощью выявления причин появления ошибок и вывода на экран соответствующих пояснений и комментариев.

  3. Оценка результатов учебной деятельности с помощью применения как тестовых, так и контрольных методик.

  4. Осуществление самоконтроля и самокоррекции процесса усвоения учебного материала.

  5. Высвобождение учебного времени за счёт автоматического выполнения компьютером трудоёмких вычислений, а также задач, связанных с числовым анализом.

  6. Компьютерная визуализация учебной информации. Она может проводиться как для изучаемого объекта (наглядное представление его составных частей, моделей с возможной демонстрацией объекта в различных ракурсах, а также наглядное отображение взаимодействующих его частей). Во-вторых, можно визуализировать процесс в его временном или пространственном развитии с отображением, возникающих при этом закономерностей.

  7. Осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала.

  8. Моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов, явлений.

  9. Проведение лабораторных работ по естественным наукам в условиях имитации реальных опытов или экспериментов.

  10. Создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности с обеспечением доступа к информации посредством сетевых технологий.

  11. Усиление мотивации обучения за счёт изобразительных программных средств и применения элементов игровых ситуаций.

  12. Развитие характерных для обучаемого способов мышления (наглядно-образного или теоретического).

  13. Формирование умений принимать оптимальное решение в учебных условиях, а также выбирать варианты разрешения сложных ситуаций.

  14. Формирование информационной культуры учащегося.

Таким образом, целесообразность использования новых информационных технологий в виде программных средств эффективна при их применении в качестве средств визуализированной учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента познания, отображения и воздействия на предметный мир.

1.3.1. Основные требования к педагогическим программным средствам

Новые информационные технологии основаны на активных самостоятельных формах приобретения знаний учащихся, которые вытесняют демонстрационные, иллюстрирующие объяснительные методы, широко используемые при традиционных подходах. Кроме того, применяются программные средства и системы обучения, поддерживающие традиционные методы. В результате каждая обучающая программа должна строиться, удовлетворяя дидактическим принципам, определяющие требования к педагогическим программным средствам. Кроме того, разработка обучающих программных средств должна вестись с учётом своеобразия и особенности той области науки, к которой относится изучаемый материал. В связи с этим должны учитываться методические требования к педагогическим программным средствам, учитывая своеобразие конкретной науки.

Педагогические требования к разработанным педагогическим программным средствам должны учитывать обоснованность выбора темы, аргументированной определёнными методическими целями и обеспечивающие педагогическую проверку эффективности использования педагогических средств.

Разработка программных средств для учебных целей требует интегрированного подхода, которая использует не только труд учителей, методистов и программистов, но и психологов, гигиенистов и дизайнеров. К педагогическим программным средствам применяется комплекс требований, чтобы их использование не вызвало отрицательных последствий как в психолого-педагогическом так и физиолого-гигиеническом средствах. Перечислим основные требования к педагогическим программным средствам[6]:

  1. Педагогические требования: дидактическое, методическое обоснование выбора тематики учебного курса, проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения;

  2. Технические требования;

  3. Эргономические требования (удобство использования);

  4. Эстетические требования;

  5. Требования к оформлению.

1.3.2. Дидактические требования к педагогическим программным средствам

Научность. Она предполагает, что педагогические программные средства предоставляют научно-достоверные сведения в области изучаемой науки. При этом использование возможности моделирования или имитации изучаемых объектов, явлений или процессов. При этом обучаемый привыкает к экспериментально-исследовательской деятельности, способствующей развитию его творческого потенциала в определении закономерностей изучаемых явлений, и позволяет приблизить учебный эксперимент к научным методам исследования.

Доступность. Это требование означает, что предъявляемый материал формы и методы учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Для установления доступности понимания учебного материала используют тестирование, от результатов которого зависит ход дальнейшего обучения с помощью педагогических программных средств.

Адаптивность. Это требование означает реализации индивидуального подхода к каждому обучаемому и состоит в использовании различных средств наглядности и уровней дифференциации учебного материала по сложности, объёму и содержанию.

Систематичности и последовательности обучения. Это требование предполагает последовательность и преемственность во владении знаниями, умениями, навыками.

Компьютерная визуализация учебной информации. Предполагает применение современных средств визуализации с помощью статической и динамической компьютерной графики и применение средств мультимедиа, а также широкое использование моделей, которые позволяют представить динамику развития процессов и явлений во времени и пространстве с сохранением возможности диалогового общения пользователя с программой.

Обеспечение сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого. Это требование обеспечивается предоставлением средств для самостоятельных действий обучаемого по извлечению учебной информации при чётком понимании целей и задач обучения. Активизация самостоятельной деятельности обучаемого обеспечивается возможностью управления обучаемой программой, выбора режима обучения, наличия вариантов при принятии самостоятельного решения и создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности. Это могут быть игровые ситуации, различные средства визуализации, юмор, обучающие программы.

Обеспечение интерактивного диалога. Это требование предполагает необходимые организации возможности выбора вариантов содержания обучения и режимов учебной деятельности, осуществляемой с помощью педагогических программных средств.

Развитие интеллектуального потенциала предполагает обеспечение развития различных типов мышления алгоритмического, наглядно-образного или теоретического. Кроме того, формирование умения выбрать вариант в сложной ситуации и умении обработать информацию на основе систем обработки данных информационно-поисковых систем или базы данных.

Суггестивная обратная связь. Она предполагает обеспечение реакции программы на действие пользователя с возможностью получить совет или рекомендацию о дальнейших действиях. При этом необходимо обеспечить возможность приёма и выдачи вариантов совета, анализа ошибок и их коррекции.

Методические требования к педагогическим программным средствам

Они предполагают учитывать своеобразие и особенность конкретного учебного материала, специфику изучаемой науки, его понятийного аппарата, методов исследования и реализации обработки информации. Необходимо, чтобы был обоснован выбор темы учебного предмета при разработке педагогических программных средств с помощью аргументации педагогической целесообразности определения методических целей, достижение которых возможно только при создании данного педагогического средства.

1.3.3. Эргономические требования

Они обуславливают необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Различные типы организуют их мышление, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности.

Важнейшей характеристикой любого продукта является его психологическое восприятие. Учет особенностей восприятия человека не только желателен, но и необходим. Он позволит[28]:

· улучшить наглядность учебного пособия;

· повысить запоминаемость материала;

· ускорить адаптацию пользователя к новой программе, дисциплине;

· снизить утомляемость при работе за экраном;

· акцентировать внимание на важных деталях, улучшить их восприятие.

Можно отметить, что по способу мышления выделяют три типа людей [28]:

а) мыслящих преимущественно зрительными образами (визуалы);

б) мыслящих проговариванием мыслей внутри (аудиалы и дигиталы);

в) мыслящих преимущественно ощущениями (кинестетики).

Исследования показывают, что на земле большая часть людей -визуалы и кинестетики, аудиалов на порядок меньше.

Умело использовав особенности человеческого мышления, можно значительно интенсифицировать процесс восприятия учебного материала.

Из сказанного можно сделать вывод, что восприятие учащимся излагаемого в электронном учебнике материала зависит не только от того, как подобран и в какой последовательности подается материал, каким стилем и в какой манере написан учебник, но и как он оформлен.

Подбор материала, последовательность его подачи, стиль и манера изложения полностью определяются авторами учебника в соответствии со стоящей перед ними методической задачей. Таким образом, при создании электронного учебного средства на равных правах с содержанием выступают внешний вид и структура построения учебника, причем оформление это не дань моде и не способ создания имиджа образовательного центра, а один из путей повышения качества усвоения материала.

1.3.4. Способы представления текста

На процесс восприятия (а значит, и понимания) текста, расположенного на экране, влияет набор факторов:

  • ширина текстовой зоны;

  • способ выравнивания текста;

  • его расположение на экранной странице;

  • начертание, стиль и размер шрифта.

Восприятие текста становится значительно эффективнее, если глаз может сразу охватить не отдельные слова или обрывки фразы, а целую строку, законченный фрагмент, в идеале — абзац. Этот факт известен полиграфистам и является одним из определяющих при выборе длины строки. Недаром при больших размерах страниц текст в печатных изданиях делится на колонки, а страницы альбомного формата никогда не заполняются целиком от края до края. Применительно к тексту на экране дисплея и с учетом технических ограничений, рассмотренных выше, это обстоятельство приводит к тому, что текстовая зона не должна занимать всю ширину экрана. Желательно, чтобы текстовая зона центрировалась по горизонтали, размер шрифта должен быть не менее 12 пунктов (лучше 14), а для больших мониторов и 16 пунктов.

При невыполнении этих требований, особенно на мониторах с диагональю более 15 дюймов, длинная строка заставляет глаз перемещаться в пределах большого угла — иногда даже приходится поворачивать голову от начала к концу строки. В результате повышается утомляемость, следствием чего является резкое снижение уровня понимания материала учебника[3].

1.3.5. Выравнивание текста

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень эффективный прием оформления. Применение того или иного способа выравнивания позволяет не только привлечь внимание к определенным фрагментам текста, но и задать ритм чтения, замедляя или ускоряя его в нужных местах.

В большинстве языков, использующих алфавит (кроме арабского, иврита и некоторых других), текст читается слева направо. Поэтому способ выравнивания текста влево (или по ширине) — наиболее естественный и легко воспринимается человеком при чтении. В этом случае все строки начинаются от одной вертикальной линии с левой части страницы.

Текст выравнивается по правой стороне текстовой зоны. Такой способ выравнивания целесообразно использовать для некоторых заголовков, названий таблиц или небольших фрагментов, которые надо выделить в отдельную смысловую группу.

Выравнивание по центру хорошо подходит для заголовков, а также в случае, если надо придать дополнительную выразительность некоторым текстовым фрагментам[1].

1.3.6. Выбор шрифта

Все многообразие имеющихся шрифтов можно разделить на две группы: шрифты с засечками (Serif) и гладкие шрифты (San Serif — без засечек). К первым (Serif) относятся шрифты типа Times New Roman, ко вторым (San Serif) — Arial.

По мнению психологов, шрифт с засечками читается легче, поскольку глазу есть за что «зацепиться» при чтении текста — засечки служат направляющими для перемещения глаза по буквам, и он меньше устает.

Гладкие шрифты требуют больше внимания и усилий при чтении, но в результате прочитанное лучше запоминается. Значит, в тех небольших фрагментах текста учебника, на которые надо обратить внимание обучаемого (формулировки, определения и так далее), следует использовать преимущественно гладкие шрифты[1].

Не надо забывать, что электронный учебник должен нормально воспроизводиться на компьютере пользователя, на котором ассортимент шрифтов может быть ограничен. Учитывая это, следует тщательно подойти к выбору нужного комплекта шрифтов, продумав возможные варианты замены или поставки шрифтов вместе с ЭУИ.

Отдельного решения требует вопрос о вставке в текст учебника формульных выражений.

1.3.7. Приемы акцентирования внимания

Визуально на экране текстовую информацию можно выделить несколькими способами:

  • местом расположения;

  • фоном;

  • шрифтом;

  • начертанием и цветом шрифта.

В отличие от печатных изданий, учебники в электронном виде имеют возможность влиять на процесс восприятия с помощью цвета. Однако здесь нельзя допускать крайностей. Задача учебника — научить, то есть донести до сознания человека нужную информацию наиболее эффективным способом.

Чрезмерное увлечение цветовыми эффектами может сместить акценты и свести на нет всю проделанную работу по созданию учебника.

Опыт создания web-страниц для Internet показал, что оптимальным является использование на одной web-странице не более четырех основных цветов.

Цвет фона и основного текста

Черный текст на контрастном белом фоне — это стандартный, но далеко не лучший вариант для учебника. Кроме дополнительной утомляемости обучаемого, такая ситуация ничего не принесет.

Для снижения нагрузки на глаза человек вынужден уменьшать яркость изображения на дисплее, что приводит к потере контрастности, которую приходится увеличивать. В конечном итоге комфортность работы за компьютером падает, утомляемость повышается и, следовательно, способность к восприятию информации идет на убыль. Избежать возникновения такой ситуации можно простым подбором цветовой пары текст фон.

Для цвета основного текста все же лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно-коричневый, темно-синий и так далее). А вот цвет фона зависит от выбранной общей цветовой гаммы, но в любом случае для фона следует использовать только мягкие пастельные тона.

Лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон. В пределах одного раздела учебника цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц.

Для акцентирования цветом - смыслового акцентирования фрагментов текста не стоит применять резко контрастирующие с основным текстом цвета. Вполне достаточно использовать разные по насыщенности оттенки цветов. Визуальное выделение нужного фрагмента может быть достигнуто не только с помощью шрифта или цвета, но и изменением положения текста на экранной странице и (или) способа его выравнивания.

Наилучший эффект достигается при одновременном использовании нескольких видов акцентирования[3].

1.3.8. Требования поддержки и развития и содержания и структуры.

Данные требования рассматриваются вместе, поскольку именно хорошо продуманная структура издания позволяет заниматься его сопровождением, изменением, а также дополнением и переизданием. Можно выделить следующие наиболее важные требования[1]:

  • модульность (наличие обособленных единиц учебника, построенных на общих принципах, оформленных в виде отдельных программ, комплексов, файлов и т.п., легко подключаемых к основной программной оболочке);

  • четкая, логичная система навигации, полностью соответствующая структуре учебного пособия;

  • иерархическая структура, объединенная с системой навигации;

  • гибкость (структура должна быть легко переналаживаемой). Следование этим принципам, а также подбор соответствующих технологий позволят значительно упростить сопровождение ЭУИ.

Под термином сопровождение здесь понимается жизненный цикл учебного издания, кроме непосредственно процессов его создания и внедрения, включающий его модернизацию, переналадку, переиздание и ряд других сопутствующих процессов.

Если же говорить о структурных требованиях, то можно порекомендовать обязательное включение в электронное учебное издание следующих связанных навигационно-структурных единиц:

  • оглавление;

  • введение в дисциплину;

  • учебную программу;

  • цель и задачи изучения дисциплины;

  • основное содержание, структурированное по разделам (модулям);

  • контрольные упражнения (тестирование, задания);

  • список основной и дополнительной литературы;

  • сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, звание, название организации, рабочий телефон, адрес электронной почты). Далее, исходя из обобщенных требований, необходимо произвести выбор технологий, применяемых при построении электронного учебного издания.

1.3.9 Программно-технические требования

Они определяют устойчивость педагогических программных средств к ошибочным, не коррекционным действиям пользователя. Должно быть обеспечено восстановление системной области перед завершением работы программы, защита от несанкционированного действия пользователя и соответствия функционирования педагогических программных средств методической и технической рекомендации.

В группе технических требований можно выделить:

Требования к определенным характеристикам компьютера. Требования к периферийным компонентам и устройства ввода-вывода. У пользователя, например, должен быть цветной монитор, поддерживающий разрешение не менее 800x600 точек.

Условно к этой же группе можно отнести и требования к программному обеспечению, установленному на машине конечного пользователя, ведь аппаратная и программная части ЭВМ являются двумя сторонами одной медали.

В группе технологических требований учитываются ограничения, возникающие в результате применения той или иной технологии создания программного продукта. При выборе той или иной технологии имеет смысл учитывать многие характеристики и моменты, связанные с ее применением: насколько хорошо при помощи данной технологии можно реализовать задуманное, не придется ли пользователю приобретать дорогостоящее программное обеспечение, чтобы иметь возможность работать с предложенным учебным пособием, можно ли охватить наибольший круг потенциальных пользователей, то есть не внесет ли применение той или иной технологии завышенные технические требования, насколько перспективна та или иная технология (имеет ли смысл применять то, что может устареть в ближайшее время и не будет востребовано), насколько легко можно будет поддерживать данный программный продукт, модифицировать его и ряд других факторов.

Таким образом, вопрос о требованиях, предъявляемых к электронным учебным изданиям, весьма сложен, от его решения зависит вся судьба продукта, удобство его использования, модернизации и т.д.

Наиболее существенными причинами низкого качества программных средств обучения являются: не использование дидактических принципов обучения при их разработке; неграмотный или буквальный перенос традиционных форм и методов обучения в программные средства, нарушение технологий визуализации учебного материала[1].

1.4. Средства реализации проекта

В качестве средства разработки проекта была использована среда визуального программирования Borland Delphi.

Delphi - популярнейшая система программирования, разработанная корпорацией Borland (США). Эта корпорация известна своими системами программирования для MS-DOS (Turbo Pascal, Turbo C, Turbo Assembler), Windows (Delphi, C++ Builder, JBuilder), Linux (Kylix).

Использование этой среды обусловлено его функциональной мощностью наряду с простотой и логичностью программирования.

Borland Delphi как любая подобная система предназначена для разработки программ. Она имеет две характерные особенности: создаваемые с ее помощью программы могут работать не только под управлением Windows (WVT IBM, LINUX), а сама она относится к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ (Rapid Application Development, RAD). Это ускорение достигается за счет двух характерных свойств Delphi: визуального конструирования форм и широкого использования библиотеки визуальных компонентов (Visual Component Library, VCL).Визуальное конструирование форм избавляет программиста от многих аспектов разработки интерфейса программы, так как Delphi автоматически готовит необходимые программные заготовки.

Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-Interface Builder) дает возможность создавать приложения визуально, выбирая компоненты из соответствующей палитры. Программист использует окно формы как прототип будущего окна программы и наполняет его компонентами, реализующими нужные интерфейсные свойства. Библиотека визуальных компонентов предоставляет программисту огромное разнообразие созданных разработчиками Delphi программных заготовок, которые немедленно или после несложной настройки готовы к работе в рамках программы. Компоненты характеризуются важным свойством: они включают в себя программный код и все необходимые для его работы данные, что избавляет программиста от рутинной работы — нет нужды писать то, что уже существует. С Delphi поставляется множество компонентов, рассчитанных на самые разные аспекты применения — от простых компонентов, создающих поясняющие надписи, до сложных текстовых процессоров или инструментов принятия решений. Если по каким-либо причинам в Delphi нет компонента с нужной функциональностью, его можно создать средствами самой среды Delphi и включить затем в VCL. Использование компонентов не только во много раз сокращает сроки разработки программ, но и существенно снижает вероятность случайных программных ошибок, от которых не защищен ни один крупный проект.

Ни один инструмент RAD не создается без средств прогона и отладки вновь созданной программы. Такими средствами традиционно оснащаются все инструменты, создаваемые корпорацией Borland. В Delphi эти средства доведены до совершенства. Исполнение программы можно последовательно контролировать — оператор за оператором, следить за ее выполнением по исходному тексту. В любой момент можно узнать текущее значение переменной и при необходимости изменить его без перекомпиляции программы.

В связи с поставкой в школы Базового пакета программного обеспечения

в качестве среды разработки проекта я выбрала Delphi 2006 for Win 32, входящей в пакет Borland Developer Studio 2006.

Основные отличия от Delphi 7 касаются интерфейса пользователя. Теперь при перемещении визуальных компонентов дизайнер форм показывает линии, помогающие выровнять элементы управления. Это способствует созданию более качественного пользовательского интерфейса приложения. Редактор кода тоже улучшили, начиная от мелочей вроде крестика «Закрыть все вкладки» и заканчивая новой системой шаблонов, позволяющей быстрее писать код программы. Теперь редактор кода подсвечивает сбоку измененные в процессе редактирования участки исходного текста программы, а Block Completion добавляет концовку к началу стандартных блоков кода. Довольно серьезные улучшения коснулись и встроенного в среду отладчика. Теперь он поддерживает расширенный просмотр переменных, а окно просмотра CPU позволяет копировать отображаемые в нем данные в буфер обмена. В библиотеку VCL добавлено несколько новых компонентов (TTrayIcon, TGridPanel,TFlowPanel) и классов (YGusyomTransparentControl, TMargins, TPadding).

Во всех случаях Delphi имеет самый быстрый среди продуктов подобного рода оптимизирующий компилятор, позволяющий создавать быстрые и относительно компактные программы, поэтому для реализации программы-оболочки электронного учебного издания была выбрана именно система программирования Borland Delphi.

Глава 2. Рекомендации по использованию электронного учебника «Delphi 2006 For Win 32»

Введение

Данный учебник предназначен для учителей, которые планируют изучение c учащимися основ объектно-ориентированного программирования на языке Delphi . Обязательное условие использования учебника — учащиеся должны владеть основами процедурного программирования и иметь представление об основных принципах структурного программирования, синтаксисе языка программирования, идентификаторах, переменных, типах данных, операциях, стандартных функциях, операторе присваивания, условные операторах, операторах выбора, операторах цикла, массивах, строках и их обработке.

Данный учебник может использоваться в качестве

  • учебно-методического сопровождения элективного курса по изучению основ объектно-ориентированного программирования;

  • справочника и для учителя, и для ученика при организации проектной деятельности;

  • дополнительного электронного учебного материала к учебно-методическому комплексу Н. Д. Угриновича для 11 класса профильного уровня.

В структуру диска входят:

    1. Учебник «Delphi 2006 For Win 32»;

    2. Файлы с готовыми проектами в системе Delphi 2006 For Win 32;

    3. Методические рекомендации по использованию учебника «Delphi 2006 For Win 32».

2.1. Подготовка учебного кабинета к занятиям

Для успешного проведения занятий по данному курсу особенно важно уделить особое внимание подготовке учебного класса. В первую очередь это касается технического оснащения класса компьютерами и установки на эти компьютеры необходимого программного обеспечения. Среда Delphi 2006 For Win 32 входит в пакет Borland Developer Studio 2006,

Общие сведения о программном продукте

Borland Developer Studio 2006 Professional позволяет создавать программное обеспечение в следующих основных областях [31]:

  • приложения с графическим интерфейсом пользователя для выполнения на персональном компьютере

  • приложения для работы с базами данных (под управлением СУБД Microsoft Access, InterBase, DBF, Paradox, а также другимиСУБД с поддержкой технологий ADO и BDE)

  • приложения для работы с Интернет через веб-браузер (интернет-приложения), с использованием языка или интернет-компонентов для Win32.

Среда разработки BDS 2006 Professional имеет подсветку синтаксиса языка программирования, встроенный отладчик, подсвечивает ошибочный код, показывает сигнатуры функций и процедур, обеспечивает навигацию по исходному коду с системой гиперссылок, поддерживает элементы рефакторинга, а также объединяет программы в проекты и группы проектов. Среда разработки также включает в себя компилятор командной строки.

Borland Developer Studio 2006 Professional включает в себя редактор визуальных интерфейсов для создания приложений Windows 95/98 и NT/2000/XP, с использованием компонентной идеологии и WYSIWIG подхода.

Основным методом создания приложений в Borland Developer Studio 2006 является быстрая разработка приложений (Rapid Application Development) с использованием компонентного проектирования. Например, возможно создание простого приложения баз данных в течение нескольких минут без единой строчки кода. Для этого достаточно разместить на форме визуальные компоненты для отображения данных и разместить и настроить компоненты доступа к базе данных. Использование компонентного подхода позволяет значительно ускорить разработку программного обеспечения с помощью Borland Developer Studio 2006 Professional[31].

Краткая инструкция по установке программного обеспечения

Для установки программного продукта необходимо вставить диск №1 из комплекта дистрибутива Borland Developer Studio 2006

Professional (включающего 4 диска) и запустить программу install.exe (если она не запустится автоматически при вставке диска в CD-ROM), и затем в запустившейся инсталляционной оболочке нужно выбрать пункт «Install Borland Developer Studio 2006».

При необходимости инсталлятор попросит установить компоненты из состава Microsoft .NET Framework. Следуйте шагам установки Microsoft .NET 1.1 и установите все запрошенные компоненты в конфигурации по умолчанию (они включены в состав инсталлятора).

Затем следуйте шагам инсталлятора BDS2006, а именно: согласитесь с лицензионным соглашением, выберите место для установки, отметьте компоненты для установки, установив флаг напротив названия требуемого приложения. Установите флаг напротив надписи Borland Delphi for Microsoft Win32 (Borland Delphi для Microsoft Win32) и нажмите кнопку Next (если вам требуются дополнительные приложения, просто отметьте их, как указано выше).

Активация продукта не потребуется, так как данный дистрибутив оснащен специальным мастер-ключом для использования в образовательных учреждениях.

Системные требования

Перед установкой Borland Delphi 2006 необходимо убедиться в соответствии системы следующим требованиям:

·операционная система Microsoft® Windows Server™ 2003 (с пакетом обновлений SP1);

·Microsoft® Windows‚ XP Professional (с пакетом обновлений SP2);

·Windows® 2000 Professional (с пакетом обновлений SP4);

·Windows® 2000 Server (с пакетом обновлений SP4);

·процессор Intel® Pentium® III/M с тактовой частотой 1.4 ГГц и выше, или Pentium IV с тактовой частотой 1.4 ГГц и выше;

·оперативная память 512 Мбайт (минимум), рекомендуется 1 Гбайт или больше;

·1 Гбайт свободного места на жестком диске для установки пакета (Delphi 2006 for win 32 – при установке всех дополнительных компонентов). Кроме того, требуется 750Мбайт свободного места на жестком диске для установки дополнительного программного обеспечения (включая Microsoft® .NET Framework и SDK);

·монитор Super VGA (с разрешением 800x600), 256 цветов или лучше. Рекомендуется монитор XGA (с разрешением 1024х768);

·устройство чтения компакт-дисков (CD) или DVD-дисков, Клавиатура, мышь или иное указывающее устройство.

Примечание. Продукт не работает под ОС Linux любых версий, а также Microsoft® Windows 98 и 95.

Учителю рекомендуется пройти обучающий курс «Delphi 2006 For Win 32» (начальный уровень) на сайте Первая ПОмощь 1.0 [31]

Для авторизации на портале Вам необходимо иметь учетную запись, которую должен создать для Вас владелец скретч-карты. После того, как владелец скретч-карты зарегистрирует вас на портале, Вы получите ваши личные данные на указанный при регистрации адрес электронной почты

Все установленное программное обеспечение необходимо настроить и проверить в работе, чтобы избежать возникновения проблем в дальнейшем

2.2. Учебник «Delphi 2006 For Win 32»

Учебник создан в среде Delphi 2006 For Win 32 и состоит из 9 глав. Благодаря использованию компонента TreeView и языка гипертекстовой разметки, он обладает удобной системой навигации. Можно отметить возможность вывода содержания учебника на печать, автоматизированный итоговый контроль знаний.

При создании учебника учитывались возрастные и психофизические особенности учащихся 10-11 классов, мотивированных на изучение программирования имеющих опыт процедурного программирования, педагогические (дидактические, методические), технические, эстетические, эргономичные требования к составлению электронного приложения.

Разработка структуры учебной информации и ее наглядное представление соответствует следующим принципам:

  • принцип минимизации требует исключить все, что можно, без ущерба для цели;

  • принцип объективно существующих связей, то есть тех связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми;

  • принцип историзма, то есть соответствие структуры истории развития изучаемого объекта;

  • принцип логического следования, то есть отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами;

  • принцип подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации;

  • принцип соответствия структуры учебной информации характеру практической деятельности, к которой готовится обучаемый;

  • принцип соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности

В тексте учебника используются следующие соглашения, касающиеся шрифтового оформления и выделения важной информации:

  • Полужирным начертанием выделены важные понятия и термины, а также названия диалоговых окон, пунктов меню и управляющих элементов (текстовых полей, кнопок и т.д.) графического интерфейса.

  • Шрифтом Courier выделены тексты программ на языке программирования Delphi.

  • Основной учебный текст сопровождается совокупностью гиперссылок. Слова, представляющие гиперссылки, выделены синим цветом.

Каждая тема имеет дозированную порцию теоретического материала, не обязательно применимую к одному занятию. В конце каждой главы приведены:

  • список контрольных вопросов, которые можно использовать при организации различных форм контроля оценки знаний учащихся;

  • задания для самостоятельной работы учащихся различного уровня сложности, позволяющие организовать компьютерный практикум учащихся;

  • Подробный разбор некоторых несложных проектов, предназначенных для обязательного выполнения учащимися, но играющих важную подготовительную роль для организации самостоятельной или проектной деятельности учащихся.

При разборе упражнений необходимо быть особенно внимательными, следовать указаниям каждого пункта работы и следить за правильностью получаемых результатов. В общей сложности разобрано порядка 25 заданий, приведено 45 заданий для самостоятельной работы и более 90 вопросов для проверки усвоения материала. По мере прохождения практикума задания становятся все сложнее, и к моменту завершения работы с ними приобретается хороший уровень владения объектно-ориетированной технологией.

Содержание учебного пособия

Глава 1. «Основные принципы объектно-ориентированного программирования» посвящена обсуждению принципов наследования, инкапсуляции и полиморфизма. Здесь же в доступной форме даются основные понятия объектно-ориентированного программирования: класс, объект, метод, событие и т. д. Содержание несет ознакомительную функцию, поэтому не содержит контрольных вопросов и практических заданий.

Глава 2. «Среда Borland Delphi 2006 For Win 32» посвящена рассмотрению среды программирования и ее основных элементов, описанию основных приемов создания приложений в этой среде, компиляции и отладке программ. Здесь же приводится список распространенных сообщений об ошибках и способах их устранения. Далее используется как справочник.

Глава 3. «Организация библиотеки компонентов». В главе рассматриваются основные страницы библиотеки компонентов с описанием назначения каждой из них, а также по каждой странице дается перечень компонентов, необходимых для создания последующих приложений с краткой характеристикой каждого. Как и описанные выше данная глава несет справочную информацию и при дальнейшей организации практикумов используется как справочник.

Глава 4. «Кнопки, индикаторы, управляющие элементы». Содержание главы ориентировано на формирование у учащихся умения создавать приложения, содержащие кнопки и другие управляющие элементы. Дается перечень основных кнопок, управляющих элементов, их месторасположение на панели компонентов, рассматриваются основные свойства и способы задания значений этих свойств, работа с клавиатурой. Приведен подробный разбор создания трех приложений.

Глава 5. «Компоненты ввода и отображения текстовой информации». Содержание главы ориентировано на формирование у учащихся умения создавать приложения, работающие с текстовой информацией как при ее вводе, так и при обработке и выводе. Дается перечень основных компонентов, их месторасположение на панели компонентов, рассматриваются основные свойства и способы задания значений этих свойств. Приведен подробный разбор создания 0 приложений

Глава 6. «Компоненты отображения графической информации». Содержание главы ориентировано на формирование у учащихся умения создавать приложения, работающие с графической информацией. Дается перечень основных компонентов, их месторасположение на панели компонентов, рассматриваются основные свойства и способы задания значений этих свойств. Особенностью данной главы является большой и разнообразный подбор практических заданий, отражающих возможности создания простейшей анимации, перемещения объектов с помощью мыши, построения геометрических фигур и графиков функций, создавать проекты для исследования возможности числа при создании узоров, в том числе динамических.

Глава 7. «Системные диалоги». Рассматриваются основные возможности среды для организации работы с диалоговыми окнами открытия и сохранения файла, выбора атрибутов шрифта и цвета. Предложенный теоретический и практический материал позволяет не только создавать новые проекты, но совершенствовать уже созданные, предоставляя пользователю возможность самостоятельно определять шрифт, цвет, вводимый текст, а также сохранять уже созданный.

Глава 8. «Создание Меню». В данном разделе рассматриваются возможности создания в проекте главного и всплывающего меню, подробно рассмотрены возможности работы в конструкторе меню. Основным проектом данной главы является проект «Текстовый редактор», который может послужить основой для организации повторения и обобщения ранее изученного материала.

Глава 9. «Мультимедия в Delphi». В содержание главы включены основные возможности создания мультимедийных приложений в среде Delphi. Подробно рассматриваются возможности создания медиа-проигрывателей двух уровней: простейший и универсальный. Содержание главы позволяет организовать работу по созданию различных мультимедийных приложений, которые могут быть использованы учащимися как зачетные, конкурсные материалы по любому учебному предмету. Здесь заканчивается работа над проектом «Сказка», дополняя его возможностью прослушивания аудиозаписи или просмотра видеозаписи выбранной сказки.

2.3. Методические рекомендации по использованию учебника «Delphi 2006 For Win 32»

Рассмотрим возможности учебника с точки зрения методики его использования в качестве содержательной поддержки элективного курса.

Классы: 10-11.

Количество часов: 68.

Профили: естественно-математический, физико-математический, информационно-технологический.

Цель курса: научить учащихся основам объектно-ориентированного программирования с использованием системы программирования Delphi For Win 32.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов. Кроме разработки проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельной работы.

Формы и методы организации занятий:

  • Компьютерный практикум;

  • Лекция, которая может поддерживаться компьютером как формой наглядности и демонстрации. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (гипертекстов, презентаций) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта (предусмотрено электронным учебником) ;

  • Семинар является переходной формой от фронтальной работы к индивидуальной и потому сохраняет свое значение. Работать без предварительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зрению учащегося. Нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления того, что сделано на компьютере, что и почему получилось. Важным интеллектуальным умением является способность к развернутому прогнозу поведения компьютера на основе накопленного опыта. И для такой деятельности тоже нужен семинар. Органично в семинар вписываются ролевые игры, так как их нужно обсуждать. Учащемуся полезно знать, что засчитывается как результат работы на семинаре. Чтобы определиться, что ученику надо сдать, перечислим возможные контролируемые результаты [11]:

  • Текст алгоритма в чистом виде, готовый для ввода;

  • Таблица исполнения алгоритма, составленная без компьютера;

  • Проект диалога с программой;

  • Ответы на вопросы по инструкции;

  • Инструкция к собственной или чужой программе;

  • Комментарии к своей или чужой программе;

  • Описание ожидаемых результатов работы программы;

  • Отладка программы.

Методы обучения. Одним из методов обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. В процессе обучения учитель кратко объясняет материал и ставит задачи, а затем консультирует учащихся в процессе решения этих задач. Учащиеся решают задачи, в основном практические, реализуя проекты по созданию приложений на компьютере.

В учебном пособии имеются задания разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого обучающегося индивидуальную образовательную траекторию.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала должен осуществляться в основном по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере, уровнем самостоятельности выполнения работа, выбором оптимального решения поставленной задачи.

При оценке практической работы можно придерживаться следующих критериев оценки:

Элемент контроля

Содержание

Балл

Предметная составляющая

Понимание темы, цели практической работы

Уровень усвоения понятий, терминов

Знание правил работы с компьютером, свобода оперирования с компьютером, осмысленность действий

Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения вывода, обобщений

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)

Владение приемами работы с компьютером

Интенсивность и качество самостоятельной работы

Умение производить анализ результатов

Коммуникативность, умение обратиться за помощью

Ценностно-ориентационная составляющая

Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений

Развитость самооценки

      1. балла — проявлено на творческом уровне

      1. балла — проявлено полностью

1 балл — проявлено частично

0 баллов — не проявлено

Перевод балловой оценки в пятизначную: 20-22 балла — «5»

15-19 баллов — «4»

11-14 баллов — «3»

Менее 11 баллов — «2»

Итоговый контроль осуществляется по двум направлениям:

  1. итогам прохождения автоматизированного теста по всему курсу, содержащего 50 вопросов по всему изученному материалу;

  2. результатам защиты итоговых проектов.

Организация учебного процесса. Курс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- урочная форма, в которой учитель на уроке (факультативном занятии) объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий;

- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков выполняют на компьютере практические задания самостоятельно.

Использование компьютера как средства обучения требует не только учёта санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания компьютерных и некомпьютерных методов обучения.

Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания на уроке:

0 – 7 мин. урока – внимание рассеянное. Требует определённых усилий со стороны учителя на его концентрацию;

8 – 23 мин. урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24 – 30 мин. урока – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);

31 – 45 мин. урока – концентрация внимания в связи с поставленной целью (произвольное внимание).

Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке:

  1. Получение информации – 40% (учебного времени)

  • постановка учебной задачи перед учащимися;

  • изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению;

  1. освоение информации – 40%

  • закрепление знаний, умений и навыков на практике;

  • применение знаний, умений и навыков на практике;

  1. контроль информации – 5 - 10%

  • проверка усвоения;

  1. коррекция процесса рассогласования с информацией – 10 - 15%

  • проверка усвоения.

Роль учителя. При работе ученика с компьютером за учителем все равно остается ведущая роль в процессе обучения, так как у него больше знаний и опыта. Теперь он организатор учебного процесса, консультант, эксперт. Учитель вырабатывает правила организации среды общения и обучения, но он уже не единственный инициатор обмена информацией: он может менять методические подходы и формы общения в зависимости от учебной ситуации. Его задача заключается в формировании адекватной среды общения. [11]

Тематическое планирование курса

Теория

Практика

Основные принципы объектно-ориентированного программирования 2 часа

2 Основы разработки программных приложений 3 часа

    1. Среда программирования

    2. Создание нового проекта

    3. Добавление файлов в проект

    4. Сохранение проекта

    5. Открытие существующего проекта

    6. Работа с визуальным редактором форм

    7. Работа с редактором кода

    8. Панель управления объектом

    9. Компиляция приложений

    10. Отладка приложений

    11. Распространенные сообщения об ошибках и способы их устранения

    12. Контрольные вопросы по итогам изучения темы

  1. Библиотека визуальных компонентов 2 часа

    1. Организация библиотеки

    2. Страница Standard

    3. Страница Additional

    4. Страница Systems

    5. Страница Dialogs

    6. Страница Win 32

    7. Страница Win 3.1

    8. Контрольные вопросы

  1. Кнопки, индикаторы и другие управляющие элементы 4 часа

    1. Кнопки, индикаторы и другие управляющие элементы

4.2 Управляющие кнопки Button и BitBtn

4.3 Кнопка с фиксацией SpeedButton

4.4 Группы радиокнопок — компоненты RadioGroup, RadioButton и GroupBox

4.5 Ползунки и полосы прокрутки — компоненты TrackBar и ScrollBar

4.6 Таймер — компонент Timer

4.7 События клавиатуры

Контрольные вопросы

Первая программа

Неуловимая кнопка

Проект «Таймер»

Настройка цвета

Информация о клавише

  1. Компоненты ввода и отображения текстовой информации 10 часов

    1. Перечень компонентов ввода и отбражения текстовой информации

5.2 Отображение текста в надписях компонентов Label, StaticText и Panel

5.3 Окна редактирования Edit и MaskEdit

5.4 Компоненты выбора из списков — ListBox, CheckListBox и ComboBox

Контрольные вопросы

Проект «Щелчок по кнопке»

Проект «Тест по математике»

Проект «Калькулятор»

Проект "Цилиндр"

Проект «Тест»

Проект «Тест1»

Программа «Характеристика»

  1. Компоненты отображения графической информации 18 часов

    1. Рисование на канве

    2. Рисование по пикселям

    3. Рисование пером

    4. Компоненты Image и PaintBox

    5. Компонент Shape

Контрольные вопросы

Простейшая анимация

Построение синусоиды по пикселям

Построение синусоиды пером

Фигуры на канве

Проект «Изменения»

Проект «Собеседник»

Проект «Зоопарк»

Проект «Движение фигур»

Проект «Рисование мышью»

Проект «Простой перенос»

Проект «Узоры из пикселов»

Алгоритм «Стежок»

Проект «Бега»

  1. Системные диалоги 3 часа

    1. Общая характеристика компонентов-диалогов

    2. Диалоги открытия и сохранения файлов — компоненты OpenDialog, SaveDialog,

7.3 Диалоги открытия и сохранения файлов—OpenPictureDialog, SavePictureDialog

7.4 Диалог выбора шрифта — компонент FontDialog

7.5 Диалог выбора цвета — компонент ColorDialog

Контрольные вопросы

Проект «Пейзаж»

  1. Создание меню 6 часов

8.1 Главное меню — компонент MainMenu

8.2 Контекстное всплывающее меню — компонент PopupMenu

Контрольные вопросы

Проект «Математика»

Проект «Текстовый редактор»

  1. Мультимедиа в Delphi 6 часов

Контрольные вопросы

Проект «Простой плеер»

Проект «Медиа-плеер»

Итоговое тестирование 2 час

Проектная деятельность 12 часов

Считаю, что созданный учебник как средство организации изучения основ объектно-ориентированного программирования в старшей школе, позволяет применять различные формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности на уроке или внеклассном занятии, активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать качество знаний.

Заключение

В ходе проведённого анализа учебно-методических комплексов профильного обучения и программных средств, используемых в образовательном процессе, следует, что, несмотря на выявленные недостатки в содержании, методике изложения темы «Основы объектно-ориентированного программирования», их применение становится неотъемлемой частью в обучении. Компьютерные средства обучения способствуют стимулированию процессов усвоения знаний, повышают познавательный интерес ученика. Эффективно осуществляется контроль усвоения результатов обучения, повторения пройденных тем, активизация познавательной деятельности, формирование у учащихся характерных им видов мышления.

Современные технические средства значительно расширяют возможности преподавателя по изложению, а аудитории по восприятию учебного материала. Процесс обучения становится интереснее и познавательнее.

Применение программных средств также обусловлено целями развития личности обучаемого и интенсификации процесса обучения. Существует множество программных средств, которые классифицированы по типам. В свою очередь каждый тип имеет свою цель и функциональное назначение. Такие программные средства обладают уникальными возможностями, которые способствуют быстрому и качественному усвоению учебного материала.

С другой стороны остается актуальным вопрос о создании учителем собственных программных продуктов, электронных учебников, в том числе и по программированию. При этом вопрос о требованиях, предъявляемых к электронным учебным изданиям, весьма сложен, от его решения зависит вся судьба продукта, удобство его использования, модернизации и т.д.

Проанализировав существующие учебно-методические комплексы, методику преподавания темы «Основы объектно-ориентированного программирования» ознакомившись с рекомендациями по созданию электронных учебных пособий, включающими в себя требования к разработке и созданию электронных учебников, выбрав в качестве среды разработки Delphi, был создан электронный учебник «Delphi 2006 for Win 32», позволяющий повысить качество преподавания указанной темы в старшей школе. Также в данной работе предложены рекомендации по использованию учебника при организации учебных занятий, включающие в себя методические рекомендации.

Положительными сторонами учебника можно обозначить:

  • Соблюдение дидактических и методических принципов изложения материала;

  • Соблюдение технических, эстетических, эргономичным требований к составлению электронного приложения;

  • Применение технологий визуализации учебной информации;

  • Большой набор контрольных и практических заданий разного уровня;

  • Автоматизированный контроль знаний;

  • Возможности учебника позволяют организовать различные формы работы с учащимися, дают простор для творчества учителя и ученика.

На наш взгляд выбор Delphi в качестве среды создания учебника является одним из самых оптимальных решений. В пользу данного вывода говорят следующие факторы:

  • Благодаря использованию компонента TreeView и языка гипертекстовой разметки, учебник обладает удобной системой навигации;

  • Существует возможность автоматизированного контроля знаний с сохранением отчета об итогах тестирования;

  • При необходимости материал учебника может быть легко изменен без нарушения структуры приложения и навыков программирования у конечного пользователя;

  • При наличии навыков программирования имеется возможность внедрения в программу дополнительных модулей (теоретический и практический материал, автоматизированный контроль).

  • Материал имеет удобную древовидную структуру, а среда учебника легко масштабируется (в любой момент может быть получен быстрый доступ к интересующему материалу, размер панели управления содержанием и информационной зоны настраивается в зависимости от пожеланий пользователя и разрешения экрана).

Таким образом, создан учебник, который по большей части соответствует основным требованиям, рассмотренным в теоретической части данной работы, может применяться как на учебных занятиях, так и для самостоятельного изучения программирования. Кроме того, он легко подвергается модернизации. Поэтому, возможно продолжение работы над усовершенствованием учебника (расширение содержания, добавление авторизованного входа с базой данных по обучающимся, модернизация системы контроля (тесты с вариантами выбора многие из многих, установка связей между элементами) и в последствии создание полноценного учебно-методического комплекса.

Библиографический список использованной литературы

Книги

        1. Аверин Д. В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий // Мир русского слова, 2002.—256 с.

        2. Архангельский А. Я. Программирование в Delphi. – М.: Бином – Пресс, 2006. – 1152 с.

3. Извергин Н. Д., Кудряшов А. А., Руднев А. Ю., Тегин В. А. Разработка электронных учебных изданий. Учебно-практическое пособие./ Коломенский институт МГОУ, 2005. – 163 с.

    1. Керр С. Новые информационные технологии и реформа школы // Информатика и образование - 1993. - № 5. - С. 118 -122.

    2. Носкова Т. Н. Аудиовизуальные технологии обучения в непрерывном образовании /Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1997. - 161 с. 

    3. Солобуто Е. А. Анализ современных педагогических программных средств контролирующего типа /Моск. пед. ун-т. - М., 1997. - 16 с. 

7. Жуков А. Изучаем Delphi/ СПб:Питер, 2000 —352 с.:ил.

    1. Бабушкина И. А. Практикум по объектно-ориентированному программированию/—М: Бином, Лаборатория знаний, 2004. — 366 с.; ил.

    2. Основы программирования на примере Nisual Basic . Net: Методическое пособие для учителя M: Бином. Лаборатория знаний, 2007 — 98 с.; ил.

11. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005. — 271 с.

    1. Архангельский А. Я. 100 компонентов общего назначения библиотеки Delphi 5. — М.: БИНОМ-Пресс, 2002.-287 с;ил.

    2. Пестриков В. М., Маслобоев А. Н. Delphi на примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 496 с.: ил.

14. Фленов М. Е. Библия Delphi. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 880 с.: ил.

  1. Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Профильный уровень. В 2ч. Ч.: 11 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/— М.: Дрофа, 2008. —271 с.

  2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса/— М.:Бтном. Лаборатория знаний, 2007. —371 с.: ил.

  3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 11 класса/— М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007. —200 с.: ил.

  4. Корняков В. Н. Программирование документов и приложений MS Office в Delphi. — СПб.:БХВ-Петербург, 2005. — 496 с.:ил.

  5. Кузан Д. Я., Шапоров В. Н. Программирование Win 32 API в Delphi. — СПб.:БХВ-Петербург, 2005. — 368 с.: ил.

  6. Сухарев М. В. Основы Delphi. Профессиональный подход — Спб.: Наука и Техника, 2004. — 600 с.: ил.

22. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.: НТЦ "АПИ", 1999. - 208 с

    1. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.

  1. Галисеев Г.В. Программирование в среде Delphi 7 – М.: Диалектика, 2003. - 287 с.

  2. Delphi 7. Учебный курс/С. И. Бобровский. – СПб.: Питер, 2005. – 736с

  3. Карпова А. А. Построение компьютерных программ в инструментальной системе «Урок»//Информатика и образование. - 1999. - №4. - с. 71-73.

  4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования – М.: Аcademia, 2001.

  5. Кэнту М. Delphi 7: Для профессионалов. – СПб.: Питер, 2005 – 1101с.

  6. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность,
    черты, проблемы – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1995. - 111 с.

  7. Хономенко А. Д. и др. Delphi 7 / под общей ред. А. Д. Хономенко. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 1216 с.: ил.

  8. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

  9. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 212 с.

Web-ресурсы

  1. Сайт, посвященный программированию на Delphi – /

  2. Сайт поддержки базового пакета программного обеспечения «Первая Помощь» http://www.sckola.edu.com/

  3. Трофимова А В. Формы и методы. Организация обучения с использованием средств ИКТ. /issues07/?action=topic&toid=3724

  4. Горбушин А.Г. Создание электронного учебника по информатике как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности школьников. http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3214/Itemid,118/

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования» по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности
  2. Email: gmc-matematika@mail

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт городского методического центра по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности Городского методического центра Управления образования Администрации города
  3. Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области от 25 апреля 2011 года. Председатель экспертной комиссии

    Конкурс
    Для участия в методическом конкурсе представлено 375 работ от 391 педагогов из 29 муниципальных образований Костромской области: Антроповского, Буйского, Галичского, Вохомского, Кадыйского, Кологривского, Костромского, Красносельского,
  4. Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года

    Конкурс
    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15
  5. Программа V международной научно-практической конференции «информационные и коммуникационные технологии в образовании» («ито-екатеринбург-2011»)

    Программа
    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»

Другие похожие документы..