Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Мы подчеркивали, что имеется множ...полностью>>
'Программа'
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащих...полностью>>
'Документ'
Тема 2: Літературні генерації в українській літературі останньої чверти ХХ століття. Оновлення художнього простору письменства поколінням сімдесятник...полностью>>
'Конкурс'
В соответствии с совместным приказом Министерства образования Саратовской области, Саратовского областного отделения общероссийской общественной орга...полностью>>

Матвеева Елена Анатольевна учитель информатики моу сош №24 конкурс

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.4. Средства реализации проекта

В качестве средства разработки проекта была использована среда визуального программирования Borland Delphi.

Delphi - популярнейшая система программирования, разработанная корпорацией Borland (США). Эта корпорация известна своими системами программирования для MS-DOS (Turbo Pascal, Turbo C, Turbo Assembler), Windows (Delphi, C++ Builder, JBuilder), Linux (Kylix).

Использование этой среды обусловлено его функциональной мощностью наряду с простотой и логичностью программирования.

Borland Delphi как любая подобная система предназначена для разработки программ. Она имеет две характерные особенности: создаваемые с ее помощью программы могут работать не только под управлением Windows (WVT IBM, LINUX), а сама она относится к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ (Rapid Application Development, RAD). Это ускорение достигается за счет двух характерных свойств Delphi: визуального конструирования форм и широкого использования библиотеки визуальных компонентов (Visual Component Library, VCL).Визуальное конструирование форм избавляет программиста от многих аспектов разработки интерфейса программы, так как Delphi автоматически готовит необходимые программные заготовки.

Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-Interface Builder) дает возможность создавать приложения визуально, выбирая компоненты из соответствующей палитры. Программист использует окно формы как прототип будущего окна программы и наполняет его компонентами, реализующими нужные интерфейсные свойства. Библиотека визуальных компонентов предоставляет программисту огромное разнообразие созданных разработчиками Delphi программных заготовок, которые немедленно или после несложной настройки готовы к работе в рамках программы. Компоненты характеризуются важным свойством: они включают в себя программный код и все необходимые для его работы данные, что избавляет программиста от рутинной работы — нет нужды писать то, что уже существует. С Delphi поставляется множество компонентов, рассчитанных на самые разные аспекты применения — от простых компонентов, создающих поясняющие надписи, до сложных текстовых процессоров или инструментов принятия решений. Если по каким-либо причинам в Delphi нет компонента с нужной функциональностью, его можно создать средствами самой среды Delphi и включить затем в VCL. Использование компонентов не только во много раз сокращает сроки разработки программ, но и существенно снижает вероятность случайных программных ошибок, от которых не защищен ни один крупный проект.

Ни один инструмент RAD не создается без средств прогона и отладки вновь созданной программы. Такими средствами традиционно оснащаются все инструменты, создаваемые корпорацией Borland. В Delphi эти средства доведены до совершенства. Исполнение программы можно последовательно контролировать — оператор за оператором, следить за ее выполнением по исходному тексту. В любой момент можно узнать текущее значение переменной и при необходимости изменить его без перекомпиляции программы.

В связи с поставкой в школы Базового пакета программного обеспечения

в качестве среды разработки проекта я выбрала Delphi 2006 for Win 32, входящей в пакет Borland Developer Studio 2006.

Основные отличия от Delphi 7 касаются интерфейса пользователя. Теперь при перемещении визуальных компонентов дизайнер форм показывает линии, помогающие выровнять элементы управления. Это способствует созданию более качественного пользовательского интерфейса приложения. Редактор кода тоже улучшили, начиная от мелочей вроде крестика «Закрыть все вкладки» и заканчивая новой системой шаблонов, позволяющей быстрее писать код программы. Теперь редактор кода подсвечивает сбоку измененные в процессе редактирования участки исходного текста программы, а Block Completion добавляет концовку к началу стандартных блоков кода. Довольно серьезные улучшения коснулись и встроенного в среду отладчика. Теперь он поддерживает расширенный просмотр переменных, а окно просмотра CPU позволяет копировать отображаемые в нем данные в буфер обмена. В библиотеку VCL добавлено несколько новых компонентов (TTrayIcon, TGridPanel,TFlowPanel) и классов (YGusyomTransparentControl, TMargins, TPadding).

Во всех случаях Delphi имеет самый быстрый среди продуктов подобного рода оптимизирующий компилятор, позволяющий создавать быстрые и относительно компактные программы, поэтому для реализации программы-оболочки электронного учебного издания была выбрана именно система программирования Borland Delphi.

Глава 2. Рекомендации по использованию электронного учебника «Delphi 2006 For Win 32»

Введение

Данный учебник предназначен для учителей, которые планируют изучение c учащимися основ объектно-ориентированного программирования на языке Delphi . Обязательное условие использования учебника — учащиеся должны владеть основами процедурного программирования и иметь представление об основных принципах структурного программирования, синтаксисе языка программирования, идентификаторах, переменных, типах данных, операциях, стандартных функциях, операторе присваивания, условные операторах, операторах выбора, операторах цикла, массивах, строках и их обработке.

Данный учебник может использоваться в качестве

  • учебно-методического сопровождения элективного курса по изучению основ объектно-ориентированного программирования;

  • справочника и для учителя, и для ученика при организации проектной деятельности;

  • дополнительного электронного учебного материала к учебно-методическому комплексу Н. Д. Угриновича для 11 класса профильного уровня.

В структуру диска входят:

    1. Учебник «Delphi 2006 For Win 32»;

    2. Файлы с готовыми проектами в системе Delphi 2006 For Win 32;

    3. Методические рекомендации по использованию учебника «Delphi 2006 For Win 32».

2.1. Подготовка учебного кабинета к занятиям

Для успешного проведения занятий по данному курсу особенно важно уделить особое внимание подготовке учебного класса. В первую очередь это касается технического оснащения класса компьютерами и установки на эти компьютеры необходимого программного обеспечения. Среда Delphi 2006 For Win 32 входит в пакет Borland Developer Studio 2006,

Общие сведения о программном продукте

Borland Developer Studio 2006 Professional позволяет создавать программное обеспечение в следующих основных областях [31]:

  • приложения с графическим интерфейсом пользователя для выполнения на персональном компьютере

  • приложения для работы с базами данных (под управлением СУБД Microsoft Access, InterBase, DBF, Paradox, а также другимиСУБД с поддержкой технологий ADO и BDE)

  • приложения для работы с Интернет через веб-браузер (интернет-приложения), с использованием языка или интернет-компонентов для Win32.

Среда разработки BDS 2006 Professional имеет подсветку синтаксиса языка программирования, встроенный отладчик, подсвечивает ошибочный код, показывает сигнатуры функций и процедур, обеспечивает навигацию по исходному коду с системой гиперссылок, поддерживает элементы рефакторинга, а также объединяет программы в проекты и группы проектов. Среда разработки также включает в себя компилятор командной строки.

Borland Developer Studio 2006 Professional включает в себя редактор визуальных интерфейсов для создания приложений Windows 95/98 и NT/2000/XP, с использованием компонентной идеологии и WYSIWIG подхода.

Основным методом создания приложений в Borland Developer Studio 2006 является быстрая разработка приложений (Rapid Application Development) с использованием компонентного проектирования. Например, возможно создание простого приложения баз данных в течение нескольких минут без единой строчки кода. Для этого достаточно разместить на форме визуальные компоненты для отображения данных и разместить и настроить компоненты доступа к базе данных. Использование компонентного подхода позволяет значительно ускорить разработку программного обеспечения с помощью Borland Developer Studio 2006 Professional[31].

Краткая инструкция по установке программного обеспечения

Для установки программного продукта необходимо вставить диск №1 из комплекта дистрибутива Borland Developer Studio 2006

Professional (включающего 4 диска) и запустить программу install.exe (если она не запустится автоматически при вставке диска в CD-ROM), и затем в запустившейся инсталляционной оболочке нужно выбрать пункт «Install Borland Developer Studio 2006».

При необходимости инсталлятор попросит установить компоненты из состава Microsoft .NET Framework. Следуйте шагам установки Microsoft .NET 1.1 и установите все запрошенные компоненты в конфигурации по умолчанию (они включены в состав инсталлятора).

Затем следуйте шагам инсталлятора BDS2006, а именно: согласитесь с лицензионным соглашением, выберите место для установки, отметьте компоненты для установки, установив флаг напротив названия требуемого приложения. Установите флаг напротив надписи Borland Delphi for Microsoft Win32 (Borland Delphi для Microsoft Win32) и нажмите кнопку Next (если вам требуются дополнительные приложения, просто отметьте их, как указано выше).

Активация продукта не потребуется, так как данный дистрибутив оснащен специальным мастер-ключом для использования в образовательных учреждениях.

Системные требования

Перед установкой Borland Delphi 2006 необходимо убедиться в соответствии системы следующим требованиям:

·операционная система Microsoft® Windows Server™ 2003 (с пакетом обновлений SP1);

·Microsoft® Windows‚ XP Professional (с пакетом обновлений SP2);

·Windows® 2000 Professional (с пакетом обновлений SP4);

·Windows® 2000 Server (с пакетом обновлений SP4);

·процессор Intel® Pentium® III/M с тактовой частотой 1.4 ГГц и выше, или Pentium IV с тактовой частотой 1.4 ГГц и выше;

·оперативная память 512 Мбайт (минимум), рекомендуется 1 Гбайт или больше;

·1 Гбайт свободного места на жестком диске для установки пакета (Delphi 2006 for win 32 – при установке всех дополнительных компонентов). Кроме того, требуется 750Мбайт свободного места на жестком диске для установки дополнительного программного обеспечения (включая Microsoft® .NET Framework и SDK);

·монитор Super VGA (с разрешением 800x600), 256 цветов или лучше. Рекомендуется монитор XGA (с разрешением 1024х768);

·устройство чтения компакт-дисков (CD) или DVD-дисков, Клавиатура, мышь или иное указывающее устройство.

Примечание. Продукт не работает под ОС Linux любых версий, а также Microsoft® Windows 98 и 95.

Учителю рекомендуется пройти обучающий курс «Delphi 2006 For Win 32» (начальный уровень) на сайте Первая ПОмощь 1.0 [31]

Для авторизации на портале Вам необходимо иметь учетную запись, которую должен создать для Вас владелец скретч-карты. После того, как владелец скретч-карты зарегистрирует вас на портале, Вы получите ваши личные данные на указанный при регистрации адрес электронной почты

Все установленное программное обеспечение необходимо настроить и проверить в работе, чтобы избежать возникновения проблем в дальнейшем

2.2. Учебник «Delphi 2006 For Win 32»

Учебник создан в среде Delphi 2006 For Win 32 и состоит из 9 глав. Благодаря использованию компонента TreeView и языка гипертекстовой разметки, он обладает удобной системой навигации. Можно отметить возможность вывода содержания учебника на печать, автоматизированный итоговый контроль знаний.

При создании учебника учитывались возрастные и психофизические особенности учащихся 10-11 классов, мотивированных на изучение программирования имеющих опыт процедурного программирования, педагогические (дидактические, методические), технические, эстетические, эргономичные требования к составлению электронного приложения.

Разработка структуры учебной информации и ее наглядное представление соответствует следующим принципам:

  • принцип минимизации требует исключить все, что можно, без ущерба для цели;

  • принцип объективно существующих связей, то есть тех связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми;

  • принцип историзма, то есть соответствие структуры истории развития изучаемого объекта;

  • принцип логического следования, то есть отражение в структуре информации причинно-следственных связей между ее элементами;

  • принцип подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации;

  • принцип соответствия структуры учебной информации характеру практической деятельности, к которой готовится обучаемый;

  • принцип соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности

В тексте учебника используются следующие соглашения, касающиеся шрифтового оформления и выделения важной информации:

  • Полужирным начертанием выделены важные понятия и термины, а также названия диалоговых окон, пунктов меню и управляющих элементов (текстовых полей, кнопок и т.д.) графического интерфейса.

  • Шрифтом Courier выделены тексты программ на языке программирования Delphi.

  • Основной учебный текст сопровождается совокупностью гиперссылок. Слова, представляющие гиперссылки, выделены синим цветом.

Каждая тема имеет дозированную порцию теоретического материала, не обязательно применимую к одному занятию. В конце каждой главы приведены:

  • список контрольных вопросов, которые можно использовать при организации различных форм контроля оценки знаний учащихся;

  • задания для самостоятельной работы учащихся различного уровня сложности, позволяющие организовать компьютерный практикум учащихся;

  • Подробный разбор некоторых несложных проектов, предназначенных для обязательного выполнения учащимися, но играющих важную подготовительную роль для организации самостоятельной или проектной деятельности учащихся.

При разборе упражнений необходимо быть особенно внимательными, следовать указаниям каждого пункта работы и следить за правильностью получаемых результатов. В общей сложности разобрано порядка 25 заданий, приведено 45 заданий для самостоятельной работы и более 90 вопросов для проверки усвоения материала. По мере прохождения практикума задания становятся все сложнее, и к моменту завершения работы с ними приобретается хороший уровень владения объектно-ориетированной технологией.

Содержание учебного пособия

Глава 1. «Основные принципы объектно-ориентированного программирования» посвящена обсуждению принципов наследования, инкапсуляции и полиморфизма. Здесь же в доступной форме даются основные понятия объектно-ориентированного программирования: класс, объект, метод, событие и т. д. Содержание несет ознакомительную функцию, поэтому не содержит контрольных вопросов и практических заданий.

Глава 2. «Среда Borland Delphi 2006 For Win 32» посвящена рассмотрению среды программирования и ее основных элементов, описанию основных приемов создания приложений в этой среде, компиляции и отладке программ. Здесь же приводится список распространенных сообщений об ошибках и способах их устранения. Далее используется как справочник.

Глава 3. «Организация библиотеки компонентов». В главе рассматриваются основные страницы библиотеки компонентов с описанием назначения каждой из них, а также по каждой странице дается перечень компонентов, необходимых для создания последующих приложений с краткой характеристикой каждого. Как и описанные выше данная глава несет справочную информацию и при дальнейшей организации практикумов используется как справочник.

Глава 4. «Кнопки, индикаторы, управляющие элементы». Содержание главы ориентировано на формирование у учащихся умения создавать приложения, содержащие кнопки и другие управляющие элементы. Дается перечень основных кнопок, управляющих элементов, их месторасположение на панели компонентов, рассматриваются основные свойства и способы задания значений этих свойств, работа с клавиатурой. Приведен подробный разбор создания трех приложений.

Глава 5. «Компоненты ввода и отображения текстовой информации». Содержание главы ориентировано на формирование у учащихся умения создавать приложения, работающие с текстовой информацией как при ее вводе, так и при обработке и выводе. Дается перечень основных компонентов, их месторасположение на панели компонентов, рассматриваются основные свойства и способы задания значений этих свойств. Приведен подробный разбор создания 0 приложений

Глава 6. «Компоненты отображения графической информации». Содержание главы ориентировано на формирование у учащихся умения создавать приложения, работающие с графической информацией. Дается перечень основных компонентов, их месторасположение на панели компонентов, рассматриваются основные свойства и способы задания значений этих свойств. Особенностью данной главы является большой и разнообразный подбор практических заданий, отражающих возможности создания простейшей анимации, перемещения объектов с помощью мыши, построения геометрических фигур и графиков функций, создавать проекты для исследования возможности числа при создании узоров, в том числе динамических.

Глава 7. «Системные диалоги». Рассматриваются основные возможности среды для организации работы с диалоговыми окнами открытия и сохранения файла, выбора атрибутов шрифта и цвета. Предложенный теоретический и практический материал позволяет не только создавать новые проекты, но совершенствовать уже созданные, предоставляя пользователю возможность самостоятельно определять шрифт, цвет, вводимый текст, а также сохранять уже созданный.

Глава 8. «Создание Меню». В данном разделе рассматриваются возможности создания в проекте главного и всплывающего меню, подробно рассмотрены возможности работы в конструкторе меню. Основным проектом данной главы является проект «Текстовый редактор», который может послужить основой для организации повторения и обобщения ранее изученного материала.

Глава 9. «Мультимедия в Delphi». В содержание главы включены основные возможности создания мультимедийных приложений в среде Delphi. Подробно рассматриваются возможности создания медиа-проигрывателей двух уровней: простейший и универсальный. Содержание главы позволяет организовать работу по созданию различных мультимедийных приложений, которые могут быть использованы учащимися как зачетные, конкурсные материалы по любому учебному предмету. Здесь заканчивается работа над проектом «Сказка», дополняя его возможностью прослушивания аудиозаписи или просмотра видеозаписи выбранной сказки.

2.3. Методические рекомендации по использованию учебника «Delphi 2006 For Win 32»

Рассмотрим возможности учебника с точки зрения методики его использования в качестве содержательной поддержки элективного курса.

Классы: 10-11.

Количество часов: 68.

Профили: естественно-математический, физико-математический, информационно-технологический.

Цель курса: научить учащихся основам объектно-ориентированного программирования с использованием системы программирования Delphi For Win 32.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов. Кроме разработки проектов учащимся предлагаются практические задания для самостоятельной работы.

Формы и методы организации занятий:

  • Компьютерный практикум;

  • Лекция, которая может поддерживаться компьютером как формой наглядности и демонстрации. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (гипертекстов, презентаций) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта (предусмотрено электронным учебником) ;

  • Семинар является переходной формой от фронтальной работы к индивидуальной и потому сохраняет свое значение. Работать без предварительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зрению учащегося. Нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления того, что сделано на компьютере, что и почему получилось. Важным интеллектуальным умением является способность к развернутому прогнозу поведения компьютера на основе накопленного опыта. И для такой деятельности тоже нужен семинар. Органично в семинар вписываются ролевые игры, так как их нужно обсуждать. Учащемуся полезно знать, что засчитывается как результат работы на семинаре. Чтобы определиться, что ученику надо сдать, перечислим возможные контролируемые результаты [11]:

  • Текст алгоритма в чистом виде, готовый для ввода;

  • Таблица исполнения алгоритма, составленная без компьютера;

  • Проект диалога с программой;

  • Ответы на вопросы по инструкции;

  • Инструкция к собственной или чужой программе;

  • Комментарии к своей или чужой программе;

  • Описание ожидаемых результатов работы программы;

  • Отладка программы.

Методы обучения. Одним из методов обучения в данном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. В процессе обучения учитель кратко объясняет материал и ставит задачи, а затем консультирует учащихся в процессе решения этих задач. Учащиеся решают задачи, в основном практические, реализуя проекты по созданию приложений на компьютере.

В учебном пособии имеются задания разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого обучающегося индивидуальную образовательную траекторию.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала должен осуществляться в основном по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере, уровнем самостоятельности выполнения работа, выбором оптимального решения поставленной задачи.

При оценке практической работы можно придерживаться следующих критериев оценки:

Элемент контроля

Содержание

Балл

Предметная составляющая

Понимание темы, цели практической работы

Уровень усвоения понятий, терминов

Знание правил работы с компьютером, свобода оперирования с компьютером, осмысленность действий

Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения вывода, обобщений

Деятельностно-коммуникативная составляющая

Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)

Владение приемами работы с компьютером

Интенсивность и качество самостоятельной работы

Умение производить анализ результатов

Коммуникативность, умение обратиться за помощью

Ценностно-ориентационная составляющая

Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений

Развитость самооценки

      1. балла — проявлено на творческом уровне

      1. балла — проявлено полностью

1 балл — проявлено частично

0 баллов — не проявлено

Перевод балловой оценки в пятизначную: 20-22 балла — «5»

15-19 баллов — «4»

11-14 баллов — «3»

Менее 11 баллов — «2»

Итоговый контроль осуществляется по двум направлениям:

  1. итогам прохождения автоматизированного теста по всему курсу, содержащего 50 вопросов по всему изученному материалу;

  2. результатам защиты итоговых проектов.

Организация учебного процесса. Курс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

- урочная форма, в которой учитель на уроке (факультативном занятии) объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий;

- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков выполняют на компьютере практические задания самостоятельно.

Использование компьютера как средства обучения требует не только учёта санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и сочетания компьютерных и некомпьютерных методов обучения.

Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания на уроке:

0 – 7 мин. урока – внимание рассеянное. Требует определённых усилий со стороны учителя на его концентрацию;

8 – 23 мин. урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24 – 30 мин. урока – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);

31 – 45 мин. урока – концентрация внимания в связи с поставленной целью (произвольное внимание).

Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке:

  1. Получение информации – 40% (учебного времени)

  • постановка учебной задачи перед учащимися;

  • изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению;

  1. освоение информации – 40%

  • закрепление знаний, умений и навыков на практике;

  • применение знаний, умений и навыков на практике;

  1. контроль информации – 5 - 10%

  • проверка усвоения;

  1. коррекция процесса рассогласования с информацией – 10 - 15%

  • проверка усвоения.

Роль учителя. При работе ученика с компьютером за учителем все равно остается ведущая роль в процессе обучения, так как у него больше знаний и опыта. Теперь он организатор учебного процесса, консультант, эксперт. Учитель вырабатывает правила организации среды общения и обучения, но он уже не единственный инициатор обмена информацией: он может менять методические подходы и формы общения в зависимости от учебной ситуации. Его задача заключается в формировании адекватной среды общения. [11]

Тематическое планирование курса

Теория

Практика

Основные принципы объектно-ориентированного программирования 2 часа

2 Основы разработки программных приложений 3 часа

    1. Среда программирования

    2. Создание нового проекта

    3. Добавление файлов в проект

    4. Сохранение проекта

    5. Открытие существующего проекта

    6. Работа с визуальным редактором форм

    7. Работа с редактором кода

    8. Панель управления объектом

    9. Компиляция приложений

    10. Отладка приложений

    11. Распространенные сообщения об ошибках и способы их устранения

    12. Контрольные вопросы по итогам изучения темы

  1. Библиотека визуальных компонентов 2 часа

    1. Организация библиотеки

    2. Страница Standard

    3. Страница Additional

    4. Страница Systems

    5. Страница Dialogs

    6. Страница Win 32

    7. Страница Win 3.1

    8. Контрольные вопросы

  1. Кнопки, индикаторы и другие управляющие элементы 4 часа

    1. Кнопки, индикаторы и другие управляющие элементы

4.2 Управляющие кнопки Button и BitBtn

4.3 Кнопка с фиксацией SpeedButton

4.4 Группы радиокнопок — компоненты RadioGroup, RadioButton и GroupBox

4.5 Ползунки и полосы прокрутки — компоненты TrackBar и ScrollBar

4.6 Таймер — компонент Timer

4.7 События клавиатуры

Контрольные вопросы

Первая программа

Неуловимая кнопка

Проект «Таймер»

Настройка цвета

Информация о клавише

  1. Компоненты ввода и отображения текстовой информации 10 часов

    1. Перечень компонентов ввода и отбражения текстовой информации

5.2 Отображение текста в надписях компонентов Label, StaticText и Panel

5.3 Окна редактирования Edit и MaskEdit

5.4 Компоненты выбора из списков — ListBox, CheckListBox и ComboBox

Контрольные вопросы

Проект «Щелчок по кнопке»

Проект «Тест по математике»

Проект «Калькулятор»

Проект "Цилиндр"

Проект «Тест»

Проект «Тест1»

Программа «Характеристика»

  1. Компоненты отображения графической информации 18 часов

    1. Рисование на канве

    2. Рисование по пикселям

    3. Рисование пером

    4. Компоненты Image и PaintBox

    5. Компонент Shape

Контрольные вопросы

Простейшая анимация

Построение синусоиды по пикселям

Построение синусоиды пером

Фигуры на канве

Проект «Изменения»

Проект «Собеседник»

Проект «Зоопарк»

Проект «Движение фигур»

Проект «Рисование мышью»

Проект «Простой перенос»

Проект «Узоры из пикселов»

Алгоритм «Стежок»

Проект «Бега»

  1. Системные диалоги 3 часа

    1. Общая характеристика компонентов-диалогов

    2. Диалоги открытия и сохранения файлов — компоненты OpenDialog, SaveDialog,

7.3 Диалоги открытия и сохранения файлов—OpenPictureDialog, SavePictureDialog

7.4 Диалог выбора шрифта — компонент FontDialog

7.5 Диалог выбора цвета — компонент ColorDialog

Контрольные вопросы

Проект «Пейзаж»

  1. Создание меню 6 часов

8.1 Главное меню — компонент MainMenu

8.2 Контекстное всплывающее меню — компонент PopupMenu

Контрольные вопросы

Проект «Математика»

Проект «Текстовый редактор»

  1. Мультимедиа в Delphi 6 часов

Контрольные вопросы

Проект «Простой плеер»

Проект «Медиа-плеер»

Итоговое тестирование 2 час

Проектная деятельность 12 часов

Считаю, что созданный учебник как средство организации изучения основ объектно-ориентированного программирования в старшей школе, позволяет применять различные формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности на уроке или внеклассном занятии, активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать качество знаний.

Заключение

В ходе проведённого анализа учебно-методических комплексов профильного обучения и программных средств, используемых в образовательном процессе, следует, что, несмотря на выявленные недостатки в содержании, методике изложения темы «Основы объектно-ориентированного программирования», их применение становится неотъемлемой частью в обучении. Компьютерные средства обучения способствуют стимулированию процессов усвоения знаний, повышают познавательный интерес ученика. Эффективно осуществляется контроль усвоения результатов обучения, повторения пройденных тем, активизация познавательной деятельности, формирование у учащихся характерных им видов мышления.

Современные технические средства значительно расширяют возможности преподавателя по изложению, а аудитории по восприятию учебного материала. Процесс обучения становится интереснее и познавательнее.

Применение программных средств также обусловлено целями развития личности обучаемого и интенсификации процесса обучения. Существует множество программных средств, которые классифицированы по типам. В свою очередь каждый тип имеет свою цель и функциональное назначение. Такие программные средства обладают уникальными возможностями, которые способствуют быстрому и качественному усвоению учебного материала.

С другой стороны остается актуальным вопрос о создании учителем собственных программных продуктов, электронных учебников, в том числе и по программированию. При этом вопрос о требованиях, предъявляемых к электронным учебным изданиям, весьма сложен, от его решения зависит вся судьба продукта, удобство его использования, модернизации и т.д.

Проанализировав существующие учебно-методические комплексы, методику преподавания темы «Основы объектно-ориентированного программирования» ознакомившись с рекомендациями по созданию электронных учебных пособий, включающими в себя требования к разработке и созданию электронных учебников, выбрав в качестве среды разработки Delphi, был создан электронный учебник «Delphi 2006 for Win 32», позволяющий повысить качество преподавания указанной темы в старшей школе. Также в данной работе предложены рекомендации по использованию учебника при организации учебных занятий, включающие в себя методические рекомендации.

Положительными сторонами учебника можно обозначить:

  • Соблюдение дидактических и методических принципов изложения материала;

  • Соблюдение технических, эстетических, эргономичным требований к составлению электронного приложения;

  • Применение технологий визуализации учебной информации;

  • Большой набор контрольных и практических заданий разного уровня;

  • Автоматизированный контроль знаний;

  • Возможности учебника позволяют организовать различные формы работы с учащимися, дают простор для творчества учителя и ученика.

На наш взгляд выбор Delphi в качестве среды создания учебника является одним из самых оптимальных решений. В пользу данного вывода говорят следующие факторы:

  • Благодаря использованию компонента TreeView и языка гипертекстовой разметки, учебник обладает удобной системой навигации;

  • Существует возможность автоматизированного контроля знаний с сохранением отчета об итогах тестирования;

  • При необходимости материал учебника может быть легко изменен без нарушения структуры приложения и навыков программирования у конечного пользователя;

  • При наличии навыков программирования имеется возможность внедрения в программу дополнительных модулей (теоретический и практический материал, автоматизированный контроль).

  • Материал имеет удобную древовидную структуру, а среда учебника легко масштабируется (в любой момент может быть получен быстрый доступ к интересующему материалу, размер панели управления содержанием и информационной зоны настраивается в зависимости от пожеланий пользователя и разрешения экрана).

Таким образом, создан учебник, который по большей части соответствует основным требованиям, рассмотренным в теоретической части данной работы, может применяться как на учебных занятиях, так и для самостоятельного изучения программирования. Кроме того, он легко подвергается модернизации. Поэтому, возможно продолжение работы над усовершенствованием учебника (расширение содержания, добавление авторизованного входа с базой данных по обучающимся, модернизация системы контроля (тесты с вариантами выбора многие из многих, установка связей между элементами) и в последствии создание полноценного учебно-методического комплекса.

Библиографический список использованной литературы

Книги

        1. Аверин Д. В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий // Мир русского слова, 2002.—256 с.

        2. Архангельский А. Я. Программирование в Delphi. – М.: Бином – Пресс, 2006. – 1152 с.

3. Извергин Н. Д., Кудряшов А. А., Руднев А. Ю., Тегин В. А. Разработка электронных учебных изданий. Учебно-практическое пособие./ Коломенский институт МГОУ, 2005. – 163 с.

    1. Керр С. Новые информационные технологии и реформа школы // Информатика и образование - 1993. - № 5. - С. 118 -122.

    2. Носкова Т. Н. Аудиовизуальные технологии обучения в непрерывном образовании /Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 1997. - 161 с. 

    3. Солобуто Е. А. Анализ современных педагогических программных средств контролирующего типа /Моск. пед. ун-т. - М., 1997. - 16 с. 

7. Жуков А. Изучаем Delphi/ СПб:Питер, 2000 —352 с.:ил.

    1. Бабушкина И. А. Практикум по объектно-ориентированному программированию/—М: Бином, Лаборатория знаний, 2004. — 366 с.; ил.

    2. Основы программирования на примере Nisual Basic . Net: Методическое пособие для учителя M: Бином. Лаборатория знаний, 2007 — 98 с.; ил.

11. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005. — 271 с.

    1. Архангельский А. Я. 100 компонентов общего назначения библиотеки Delphi 5. — М.: БИНОМ-Пресс, 2002.-287 с;ил.

    2. Пестриков В. М., Маслобоев А. Н. Delphi на примерах. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 496 с.: ил.

14. Фленов М. Е. Библия Delphi. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 880 с.: ил.

  1. Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Профильный уровень. В 2ч. Ч.: 11 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений/— М.: Дрофа, 2008. —271 с.

  2. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса/— М.:Бтном. Лаборатория знаний, 2007. —371 с.: ил.

  3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: Учебник для 11 класса/— М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007. —200 с.: ил.

  4. Корняков В. Н. Программирование документов и приложений MS Office в Delphi. — СПб.:БХВ-Петербург, 2005. — 496 с.:ил.

  5. Кузан Д. Я., Шапоров В. Н. Программирование Win 32 API в Delphi. — СПб.:БХВ-Петербург, 2005. — 368 с.: ил.

  6. Сухарев М. В. Основы Delphi. Профессиональный подход — Спб.: Наука и Техника, 2004. — 600 с.: ил.

22. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.: НТЦ "АПИ", 1999. - 208 с

    1. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.

  1. Галисеев Г.В. Программирование в среде Delphi 7 – М.: Диалектика, 2003. - 287 с.

  2. Delphi 7. Учебный курс/С. И. Бобровский. – СПб.: Питер, 2005. – 736с

  3. Карпова А. А. Построение компьютерных программ в инструментальной системе «Урок»//Информатика и образование. - 1999. - №4. - с. 71-73.

  4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования – М.: Аcademia, 2001.

  5. Кэнту М. Delphi 7: Для профессионалов. – СПб.: Питер, 2005 – 1101с.

  6. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность,
    черты, проблемы – М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1995. - 111 с.

  7. Хономенко А. Д. и др. Delphi 7 / под общей ред. А. Д. Хономенко. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 1216 с.: ил.

  8. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

  9. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 212 с.

Web-ресурсы

  1. Сайт, посвященный программированию на Delphi – /

  2. Сайт поддержки базового пакета программного обеспечения «Первая Помощь» http://www.sckola.edu.com/

  3. Трофимова А В. Формы и методы. Организация обучения с использованием средств ИКТ. /issues07/?action=topic&toid=3724

  4. Горбушин А.Г. Создание электронного учебника по информатике как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности школьников. http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3214/Itemid,118/



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования» по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности
  2. Email: gmc-matematika@mail

    Документ
    В сборнике представлен статистический отчёт городского методического центра по вопросу об основных итогах и приоритетных направлениях совместной деятельности Городского методического центра Управления образования Администрации города
  3. Протокол заседания экспертной комиссии регионального методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области от 25 апреля 2011 года. Председатель экспертной комиссии

    Конкурс
    Для участия в методическом конкурсе представлено 375 работ от 391 педагогов из 29 муниципальных образований Костромской области: Антроповского, Буйского, Галичского, Вохомского, Кадыйского, Кологривского, Костромского, Красносельского,
  4. Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей победителей конкурса пнпо 2007 года

    Конкурс
    Описание инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ СОШ п. Ярославский Хорольского района Приморского края Бережной Ольги Викторовны 15
  5. Программа V международной научно-практической конференции «информационные и коммуникационные технологии в образовании» («ито-екатеринбург-2011»)

    Программа
    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»

Другие похожие документы..