Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Информационный бюллетень'
В целях эффективной поддержки граждан города Пензы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, в решении жилищных проблем, в соответствии с федераль...полностью>>
'Документ'
Есть вопросы, которые волновали человека всегда. Как возник мир вокруг нас и как он устроен? В чем состоит предназначение человека? Почему на Земле н...полностью>>
'Документ'
Курсы проводятся специалистами ведущих российских и зарубежных организаций и фирм в области эксплуатации систем оборотного водоснабжения, очистки сто...полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она ...полностью>>

Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (2)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

/files/materials/4674/avgust08.doc



Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
осуществляющие управление
в сфере образования



О рекомендациях по проведению
августовских педсовещаний

от 8 мая 2008 г. № 03-946

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования».

Директор департамента И.М. Реморенко

Приложение к письму

от 8 мая 2008 г. № 03-946

Методические рекомендации
по проведению августовских педагогических совещаний
работников образования

«Актуальные задачи современной модели образования»

На основании решений, принятых на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года, Министерство образования и науки Российской Федерации организовало работу по формированию современной модели образования.

Материалы по проекту современной модели образования обсуждались:

на заседаниях Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике;

на Совете при министре образования и науки Российской Федерации;

субъектами Российской Федерации – участниками реализации комплексных проектов модернизации образования;

на семинарах, ведомственных комиссиях, конференциях и круглых столах, где уделялось внимание тематике различных аспектов современной модели образования.

Направления действий и мероприятий современной модели образования будут отражены в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, над которой, в свою очередь, работает Правительство Российской Федерации в соответствии с поручением от 26 марта 2008 года № КА-П13-1167.

В целях эффективности августовских педагогических совещаний работников образования рекомендуется проводить семинары, круглые столы и другие формы организации обсуждений на региональном уровне по актуальным задачам современной модели образования, значимым ее аспектам для данного субъекта Российской Федерации.

Итоги указанных обсуждений предлагается рассматривать на пленарных заседаниях, проводимых в ходе августовских совещаний.

Организацию обсуждений целесообразно проводить с участием представителей:

муниципальных органов управления образованием;

администраций образовательных учреждений и организаций;

профсоюзов;

институтов общественного участия в управлении образованием.

В ходе проведения августовского совещания рекомендуется определить комиссию, которая обобщит высказанные идеи и сформирует соответствующие выводы по приоритетам, целям и этапам формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года, а также целевым показателям.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендуется направить обобщенные результаты обсуждений в Министерство образования и науки Российской Федерации для использования в дальнейшей работе по реализации современной модели образования.

Проект

Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики

I. Об итогах реализации
приоритетного национального проекта
«Образование» за период 2006–2007 годов
и о контурах современной модели образования

Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), который не только выступил катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики.

В системе общего образования ежегодно начиная с 2006 года поддерживается 3 тысячи школ, внедряющих инновационные образовательные программы.

Общий объем государственной поддержки составил 6,0 млрд рублей. Средства государственной поддержки инновационных школ (лицеев, гимназий) направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений.

По данным общероссийского мониторинга, при поддержке школ-лидеров достигнуты следующие результаты: 56% опрошенных отметили повышение качества образования; 20% – улучшение воспитания; 17% – большее использование компьютера; 17% – введение профильного обучения; 10% – рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся. Кроме того, отмечено улучшение материальной базы школ – 87%; расширение сектора дополнительного образования – 63%; обновление организационной инфраструктуры – 57%; активизация работы с родителями – 47%.

В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18–20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12% пенсионеров до 11%); улучшилась материальная оснащенность школ.

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования.

Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.

Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования.

Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий, что является важным фактором становления и развития экономики знаний. В 2007 году завершено подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет. Поэтому актуализируется задача за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, выставить их в Интернете и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. Наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысяч пользователей.

В плановом режиме внедряется автоматизированная система управления доступом в Интернет в образовательных учреждениях различного уровня.

Создается коллекция электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР), в настоящее время насчитывающая более 50 тысяч ЭОР. В экспертизе ЭОР активно принимают участие победители конкурса лучших учителей.

Большое значение в развитии образовательных технологий приобретает оснащение общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием. В 2006–2007 годах в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 14 000 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета, 16 250 комплектов – за счет средств субъектов Российской Федерации. За два года реализации нацпроекта улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн учащихся). Всего за три года проекта с учетом запланированных на 2008 год поставок с участием субъектов Российской Федерации будет поставлено в школы около 45 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, что покрывает основные потребности в первую очередь базовых сельских школ. Организуется повышение квалификации учителей для работы с новым учебным оборудованием. В рамках реализации данного направления приоритетного национального проекта созданы условия и определены требования к комплектности и качеству оборудования, что позволит в дальнейшем муниципалитетам и субъектам в рамках собственных программ модернизации образования приобретать оборудование с целью обеспечить все школы в полном объеме.

Кроме того, в 2006–2007 годах в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 3100 автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3700 автобусов – за счет средств субъектов Российской Федерации.

Поставка автобусов в сельские школы в рамках ПНПО позволила улучшить условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы и сделать более доступным качественное образование более чем  140 тысячам учащихся, бόльшая часть из которых старшеклассники.

В 2006–2007 годах ежегодно денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получали более 800 тыс. учителей общеобразовательных учреждений.

В рамках национального проекта это нововведение затронуло воспитание – одну из важных функций образования. Впервые в рамках национального проекта нормативно закреплен статус классного руководителя и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности.

Это позитивно сказалось на повышении доступности общего образования, что проявилось в уменьшении числа второгодников в образовательных учреждениях и снижении числа детей школьного возраста, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях (численность не обучающихся детей и подростков только за первый год реализации национального проекта снизилась с 34,2 тыс. человек до 27,9 тыс. человек). Кроме того, снизился удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем числе лиц, совершивших преступления, с 11,6% до 10,9%.

Общественную поддержку в ходе реализации приоритетного национального проекта получили социокультурные комплексы, в рамках деятельности которых школы берут на себя лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций. Особенно востребованной стала школа как полноправный социальный партнер, «включенный» в местные социальные сети, инициатор кооперации и активизации всех социальных институтов по решению насущных вопросов жизни местного сообщества, участник процессов территориального развития.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2007 года начата поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования. На эти цели было направлено 4,05 млрд рублей из федерального бюджета. В абсолютном большинстве регионов заработал принцип нормативно-подушевого финансирования системы образования, суть которого – переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации для каждого учащегося.

Поддержка в 2007–2009 годах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» более 30 регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, обеспечит переход к 2010 году всех общеобразовательных учреждений этих регионов на систему оплаты труда, отвечающую ключевым требованиям, и обеспечит современное качество работы учителей и общего образования в целом.

В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2006–2007 годах в общем образовании:

Улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн учащихся);

улучшились условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы, а значит, качественное образование стало более доступным более чем  для 140 тысяч учащихся сельских школ;

более чем на 10% снизилось число несовершеннолетних, совершивших преступления;

с 48 до 20 снизилось число школьников на 1 компьютер;

в школах, где введена новая система оплаты труда, зарплата учителей повысилась в среднем не менее чем на 25%;

с 31 до 41% выросла доля школьных учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами;

увеличилась степень и роль участия гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ, созданы органы школьного самоуправления в большинстве регионов.

Существенным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006–2007 годах стало формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом (в ноябре 2007 года отмечают, что ситуация в системе образования улучшается, 17,2% опрошенных, в ноябре 2006 года – 11,5%), которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании, а также широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий ПНПО до начала их осуществления. Всего непосредственно вовлечено в орбиту ПНПО более 1,5 млн человек – учеников, студентов, учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений.

ПНПО явился катализатором значительных институциональных изменений в системе образования Российской Федерации. По сравнению в 2005 годом более чем в три раза увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования. Все законопроекты, подготовленные и принятые в 2007 году, направлены на реализацию основных принципов образовательной политики: обеспечение доступности образования, повышение качества образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии образования.

Система действий в области профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» призвана обеспечить непосредственный вклад в построение экономики, основанной на знаниях.

Развитие системы высшего профессионального образования строится исходя из того, что для инновационной экономики нужны прежде всего следующие три типа профессионального знания.

1. Знания, обеспечивающие деятельность в рамках крупных кластеров – производственных комплексов. В связи с этим ведутся работы по созданию в Сибирском и Южном федеральных округах двух крупных федеральных университетов, деятельность которых к 2015 году должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими, как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. По ряду показателей Сибирский и Южный федеральный университеты (СФУ и ЮФУ) должны выйти на мировые позиции. Например, в международных рейтингах университетов наши университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. Не менее 15% образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию.

2. Знания, необходимые для поддержания постоянного обновления технологий. Здесь в рамках поддержки программ развития 57 вузов в объеме в среднем по 500 млн рублей заложены основы для формирования компетентностей специалистов, работающих в сфере обновления технологических процессов. В первую очередь программы развития затронули технологии таких приоритетных отраслей, как транспорт, авиация, энергетика, электроника, оптика, информационные технологии, машиностроение и др.

3. Знания, необходимые для управления современной постиндустриальной экономикой, экономикой знаний. Для этого начались работы по созданию бизнес-школ мирового уровня в Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Задача для дальнейшего развития этих образовательных учреждений состоит в обеспечении сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики в целом, что соответствует определению сетевых связей как важнейшего элемента экономики знаний.

Учитывая это, в 2009 году предлагается продолжить деятельность по конкурсной поддержке сетевых инновационных программ – как межвузовских, так и кооперативных, реализующихся в рамках совместной деятельности вузов с научными и производственными организациями. Такие интеграционные проекты будут предполагать: отработку механизмов включения вузовских программ в программы территориального развития, отработку образцов трансфера технологий, устойчивость моделей взаимодействия образования и науки и резкий рост научного потенциала высшей школы. По расчетным данным Минобрнауки России, средний диапазон финансирования одного такого проекта – от 50 до 150 млн рублей. Общий объем федерального финансирования – 5 млрд рублей. По итогам реализации проекта на 5% должен вырасти экспорт образовательных услуг, на 10% – удельный вес бизнес-сектора в финансировании инновационных разработок и на столько же – суммарное число рабочих мест на малых инновационных предприятиях.

Данный конкурс позволит не только закрепить эффекты от поддержки программ вузов, но и создать действенный механизм интеграции образования и науки, поддержки комплексных прикладных научно-образовательных проектов с конкретными экономическими эффектами.

Конкурсный подход также предлагается распространить на деятельность федеральных университетов. На сегодня уже сформулирован ряд предложений по созданию аналогичных крупных университетов в других регионах: на Урале, Дальнем Востоке, в Кузбассе. Решение об их формировании может приниматься на конкурсной основе после отработки общей методики создания и получения первых положительных результатов в Южном и Сибирском федеральных университетах. В рамках деятельности университетов предстоит отработать и распространить на другие учебные заведения такие элементы, как попечительские советы, обладающие реальными полномочиями по управлению образовательными учреждениями; заказ различных отраслей на подготовку кадров; механизмы интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; целевой капитал (эндаумент), обеспечивающий привлечение серьезного финансирования со стороны рынка труда.

На сегодня процесс формирования необходимой нормативной правовой базы создания и использования целевого капитала практически завершен. Организациями в сфере образования создано восемь эндаумент-фондов.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» ежегодно получают премии более 5 тысяч талантливых победителей олимпиад и творческих конкурсов. На разных уровнях образования реализуются специальные меры их поддержки, обеспечивающие условия для непрерывного творческого роста в интересах становления экономики, основанной на знаниях: обучение талантливых, но малоимущих выпускников школ в наиболее престижных вузах страны, строительство современных общежитий, обеспечение толерантности по отношению к приезжим, переход на кредитно-модульную организацию учебных программ – необходимые компоненты как внутренней, так и внешней мобильности. В перспективе особое внимание будет уделено развитию деятельности сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России должно впитывает в себя лучшие образцы как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское время.

Подходы к обновлению финансовых механизмов в системе профессионального образования должны сопровождаться конкретными изменениями в образовательном процессе, в содержании образования. Прежде всего обеспечивается развитие уровневого высшего профессионального образования. В настоящий момент уже более 15% программ в учреждениях высшего образования – уровневые. Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей. Это наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования. Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению. Закономерно, что в рамках национального проекта большинство вузов сосредоточило внимание на разработке именно магистерских программ подготовки, которые можно более точно и своевременно ориентировать на потребности работодателей, а также, учитывая, что магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализовывать программы по самым приоритетным и востребованным научным направлениям.

Также осуществляется деятельность по обновлению образовательных стандартов, работа по которым в их увязке с профессиональными стандартами ведется в плановом режиме. Первые обновленные, созданные с участием работодателей стандарты планируется запустить в практическую реализацию в 2008 году.

За последние годы сделаны существенные шаги в деле общественной оценки качества профессионального образования. Составление рейтингов вузов, проводимое организациями работодателей, становится ориентиром для абитуриентов в выборе учреждений профессионального образования, позволяет различить действительно качественную, востребованную на рынке труда подготовку и ее профанацию – формально полученный диплом, подтверждающий лишь наличие у выпускника вуза общих социальных навыков. Это особенно важно еще и в связи с тем, что численность студентов в России едва ли не самая высокая в мире. В 2005 году на 10 тыс. жителей в России получали высшее образование 495 студентов. Для сравнения: в США – 445, в Германии – 240, Великобритании – 276, Японии – 233.

Особый акцент сделан на системе начального и среднего профессионального образования. Показательно, что в рамках национального проекта объемы софинансирования образовательных программ со стороны работодателей и регионов не только оказались выше, чем доля внебюджетных средств при поддержке вузов, но и превысили объем федерального финансирования. Поэтому именно на базе учреждений начального и среднего профессионального образования предстоит развивать новые организационно-правовые формы – автономные учреждения, создавать целевые фонды из отчислений предприятий, способствуя расширению участия работодателей в образовательной деятельности. В настоящее время совместно с работодателями подготовлены предложения по механизмам, реализующим их готовность участвовать в многоканальном финансировании образовательных учреждений, выступать их соучредителями, предоставлять производственную базу для организации практик для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования должна стать главной составной частью региональных и ведомственных программ отраслевого развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования» (1)

    Методические рекомендации
    Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению

    Методические рекомендации
    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,
  3. Ошкольное образование выведено из системы государственных гарантий, следовательно, не входит в стратегическое пространство национальной образовательной политики

    Закон
    Согласно изменениям в Законе об образовании, с 1 января 2005 года дошкольное образование выведено из системы государственных гарантий, следовательно, не входит в стратегическое пространство национальной образовательной политики.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (1)

    Программа
    Кадровый состав школы образования не отвечает современным требованиям, недостаточный уровень использования информационных технологий и применения современных педагогических технологий.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (2)

    Программа
    Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования»

Другие похожие документы..