Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Василий Осипович Ключевский Курс русской истории Василий Осипович Ключевский 1 Курс русской истории 1 лекция (2)
Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории
Василий Осипович Ключевский 1
Курс русской истории 1
ЛЕКЦИЯ XXXIII 7
Поместье и вотчина 8
Мобилизация вотчин 9
Искусственное развитие частного землевладения 10
Уездные дворянские общества 12
Появление служилого землевладельческого пролетариата 13
Поместье и город 15
Помещики и крестьяне 15
ЛЕКЦИЯ XXXIV 17
Вопрос о монастырских вотчинах 17
Распространение монастырей 18
Монастыри на северо-востоке 18
Пустынные монастыри 19
Монастыри-колонии 19
Троицкий Сергиев монастырь 20
Значение пустынных монастырей 21
Древнерусский месяцеслов 22
Древнерусская агиография 22
Древнерусское житие 23
Мирские монастыри 25
Основатели пустынных монастырей 26
Поселение в пустыне 27
Пустынный общежительный монастырь 27
ЛЕКЦИЯ XXXV 29
Земли жалованные 29
Вклады по душе 31
Вклады для пострижения 32
Купли 33
Вредные следствия 34
Монастырские кормы 36
Упадок монастырской дисциплины 37
Монастырские вотчины и государство 38
Вопрос о монастырских вотчинах 39
Нил Сорский 39
Иосиф Волоцкий 40
Собор 1503 г 41
Литературная полемика 42
ЛЕКЦИЯ XXXVI 43
Монастырское землевладение и крепостное право 43
Сельские поселения 44
Жилая пашня и пустота 44
Землевладельцы 46
Крестьяне и землевладельцы 46
Крестьяне и государство 48
Общественное устройство 49
Вопрос о сельской общине 50
Земледельческое хозяйство крестьян 52
Крестьянские участки 53
Повинности 54
Заключение 56
ЛЕКЦИЯ XXXVII 56
Мнение о прикреплении крестьян 57
Закон 1597 г 57
Порядные XVI--XVII вв 58
Условия, подготовлявшие неволю крестьян 60
Ссуды 61
Свозы и побеги 64
Меры против них 65
Владельческие крестьяне в начале XVII в 67
Выводы 68
ЛЕКЦИЯ XXXVIII 68
Обзор 68
Неблагоприятные условия 69
Общий взгляд 69
Удельное управление 70
Бояре введенные и дума 71
Кормленщики 72
Значение кормлений 73
Приказы 74
Боярская дума 78
Характер ее деятельности 80
ЛЕКЦИЯ XXXIX 81
Перемены в областном управлении 81
Нормировка кормлений 82
Доклад и судные мужи 82
Губное управление 84
Его состав 86
Ведомство и процесс 86
Характер и значение 87
Два вопроса 87
Губное управление и кормленщики 88
Земская реформа 88
Ее причины 88
Введение земских учреждений 89
Ведомство и ответственность 91
Верное управление 92
Характер и значение реформы 92
ЛЕКЦИЯ XL 93
Дробность местного управления 94
Его сословный характер 94
Земские соборы 95
Сказание о соборе 1550 г 95
Разбор сказания 96
Соборы 1566 и 1598 гг 98
Служилые люди на соборах 98
Люди торгово-промышленные 99
Земский собор и земля 100
Соборный представитель 102
Соборные совещания 103
Соборное крестоцелование 104
Собор и местные миры 105
Происхождение соборов 105
Их значение 107
Мысль о всеземском соборе 108
Ход устроения государства 109
Особенности его склада 110
Его положение в Европе 111
ЛЕКЦИЯ XLI 111
IV период 111
Главные факты 112
Их соотношение 113
Внешняя политика и внутренняя жизнь 115
Общий ход дел 116
Рост политического сознания 118
Начало смуты 119
Конец династии 119
Царь Федор 120
Б. Годунов 122
Борис на престоле 123
Толки и слухи про Бориса 124
Самозванство 125
ЛЕКЦИЯ XLII 126
Участие низших классов в Смуте 126
Царь Борис 126
Лжедимитрий I 128
В. Шуйский 130
Подкрестная запись В. Шуйского 130
Ее характер и происхождение 131
Ее политическое значение 132
Второй слой правящего класса вступает в Смуту 133
Договор 4 февраля 1610 г 134
Московский договор 17 августа 1610 г 135
Провинциальное дворянство и земский приговор 30 июня 1611 г 136
Участие низших классов в Смуте 137
ЛЕКЦИЯ XLIII 138
Ход Смуты 139
Государство-вотчина 140
Выборный царь 141
Тягловой строй государства 142
Общественная рознь 143
Самозванство 144
Выводы 145
Второе ополчение 145
Избрание Михаила 146
Романовы 148
ЛЕКЦИЯ XLIV 149
Новые политические понятия 149
Их проявления 151
Правящий класс 152
Расстройство местничества 153
Царь и боярство 154
Боярская дума и земский собор 157
Упрощение верховной власти 158
Боярская попытка 1681 г 160
Земские соборы XVII в 160
Разорение 161
Настроение общества 163
ЛЕКЦИЯ XLV 164
Задачи внешней политики 164
Западная Русь 165
Управление 166
Русско-литовское и польское дворянство 167
Города 168
Люблинская уния 168
Следствия унии 171
Заселение степной Украины 172
Происхождение казачества 173
Малороссийское казачество 174
Запорожье 175
ЛЕКЦИЯ XLVI 176
Нравственный характер казачества 176
Казаки -- за веру и народность 178
Рознь в казачестве 178
Малороссийский вопрос 179
Балтийский вопрос 182
Восточный вопрос 183
Европейские отношения 184
Значение внешней политики 186
ЛЕКЦИЯ XLVII 186
Колебания 187
Два ряда нововведений 187
Потребность в своде законов 188
Мятеж 1648 г 189
Приговор 16 июля 190
Составление свода 191
Источники 192
Участие соборных выборных 193
Приемы составления 194
Значение Уложения 195
Новые идеи 196
Новоуказные статьи 198
ЛЕКЦИЯ XLVIII 198
Воеводы 199
Губные старосты 200
Судьба земских учреждений 201
Окружные разряды 202
Сосредоточение центрального управления 202
Приказы счетных и тайных дел 203
Состав общества 204
Образование сословий 205
Служилые люди 205
Посадское население 206
Закладчики 206
ЛЕКЦИЯ XLIX 208
Виды неполного холопства 209
Кабальное холопство 209
Указ 1597 г 211
Сближение ссудного крестьянства и кабального холопства 212
Задворные люди 213
Крепостная крестьянская запись 213
Ее происхождение 214
Ее условия 215
Государство и землевладельцы 216
Отмена урочных лет 217
Крепостные по уложению 218
Крестьянские животы 220
Податная ответственность за крепостных 221
Отличия крестьянства от холопства 222
ЛЕКЦИЯ L 223
Господа и крепостные 223
Крепостное право и земский собор 224
Общественный состав соборов XVII в 225
Численный состав 226
Выборы 227
Ход дел на соборах 228
Их политический характер 230
Условия их непрочности 231
Земская мысль в торговых классах 234
Распадение соборного представительства 236
Что сделал собор 237
Обзор сказанного 237
ЛЕКЦИЯ LI 238
Связь явлений 239
Войско и финансы 239
Окладные доходы 241
Деньги данные и оброчные 242
Специальные налоги 242
Писцовые книги 243
Неокладные сборы 243
ЛЕКЦИЯ LII 253
Причины недовольства 253
Его проявления 254
Кн. И.А. Хворостинин 255
Патриарх Никон 256
Григ. Котошихин 257
Юрий Крижанич 258
Крижанич о России 259
ЛЕКЦИЯ LIII 264
Начало западного влияния 264
Почему оно началось в XVII в 265
Его отношение к греческому 266
Два направления 267
Постепенность влияния 268
Полки иноземного строя 269
Заводы 270
Помыслы о флоте 271
Мысль о народном хозяйстве 271
Новая Немецкая слобода 272
Европейский комфорт 273
Мысль о научном знании 275
Первые проводники западного влияния 276
Е. Славинецкий и А. Сатановский 276
Начатки школьного образования 277
Полоцкий 279
ЛЕКЦИЯ LIV 280
Начало реакции западному влиянию 280
Протест против новой науки 281
Церковный раскол 282
Повесть о его начале 282
Мнения о его происхождении 283
Сила религиозных обрядов и текстов 283
Ее психологическая основа 284
Русь и Византия 286
Затмение вселенской идеи 287
Предание и наука 288
Национально-церковное самомнение 289
Государственные нововведения 290
Патриарх Никон 290
ЛЕКЦИЯ LV 291
Положение церкви 291
Идея вселенской церкви 293
Новшества 294
Содействие Никона расколу 295
Латинобоязнь 297
Признания первых старообрядцев 298
Обзор сказанного 299
Народно-психологическии состав старообрядства 300
Раскол и просвещение 300
Содействие раскола западному влиянию 301
ЛЕКЦИЯ LVI 303
Царь Алексей Михайлович 303
Ф.М. Ртищев 309
ЛЕКЦИЯ LVII 311
А.Л. Ордин-Нащокин 312
Ртищев и Ордин-Нащокин 322
ЛЕКЦИЯ LVIII 322
Кн. В.В. Голицын 322
Кн. Голицын и Ордин-Нащокин 325
Подготовка и программа реформы 325
ЛЕКЦИЯ LIX 330
Младенчество 330
Придворный учитель 330
Учение 332
События 1682 г 332
Петр в Преображенском 333
Потешные 334
Вторичная школа 335
Нравственный рост Петра 336
Правление царицы Натальи 337
Компания Петра 338
Значение потех 339
Петр в Германии 340
Петр в Голландии и Англии 341
Возвращение 343
ЛЕКЦИЯ LX 344
ЛЕКЦИЯ LXI 355
Внешняя политика 355
Ее задачи 356
Международные отношения 357
Начало Северной войны 358
Ход войны 359
Влияние войны на реформу 362
Ход и связь реформ 363
Порядок изучения 364
Военная реформа 365
Московское войско перед реформой 365
Формировка регулярной армии 366
Балтийский флот 367
Военный расход 367
ЛЕКЦИЯ XXXIII
Ближайшие следствия поместной системы.
I. Влияние поместного принципа на вотчинное землевладение. Мобилизация вотчин в XVI в.
II. Поместная система как средство искусственного развития частного землевладения.
III. Образование уездных дворянских обществ.
IV. Появление служилого земледельческого пролетариата.
V. Неблагоприятное влияние поместного землевладения на города.
VI. Влияние поместной системы на судьбу крестьян.
Я изложил основания поместной системы в том виде, какой она приняла к началу XVII в Развитие этой системы служилого землевладения сопровождалось разнообразными и важными последствиями, которые сильно чувствовались в государственном и народнохозяйственном быту не только древней, но и новой Руси, чувствуются еще и доселе. В нашей истории очень немного фактов, которые производили бы более глубокий переворот как в политическом складе, так и в хозяйственном быту общества. Я перечислю теперь только ближайшие из этих последствий, которые успели обнаружиться уже к концу XVI в.
Поместье и вотчина
I. Поместное землевладение изменило юридический характер землевладения вотчинного. Перемена эта была произведена распространением на вотчинное землевладение принципа, на котором построено было землевладение поместное. В удельное время, как мы видели, государственная служба, точнее, вольная служба при дворе князя не была связана с землевладением. Поземельные отношения боярина и вольного слуги строго отделялись от его личных служебных отношений к князю: вольный слуга мог служить в одном уделе и владеть землею в другом. Этим строгим разделением поземельных и служебных отношений в удельные века условливалось тогдашнее государственное значение земли. Тогда земля платила, несла тягло, служили только лица. Это правило применялось так последовательно, что бояре и вольные слуги, покупавшие земли черных людей, т.е. крестьян, живших на казенной княжеской земле, обязаны были тянуть тягло вместе с крестьянами, а в противном случае теряли купленные земли, которые возвращались черным людям даром. Точно так же барская пашня, которую служилый землевладелец пахал на себя своими дворовыми людьми, подлежала общим поземельным повинностям, и только со второй половины XVI в. часть ее пропорционально поместному окладу владельца обелялась -- освобождалась от тягла. В том и другом случае привилегированное положение служилого землевладельца по службе не отражалось на его землевладении. Теперь служба связалась с землей, т.е. служебные повинности распределялись на лица по земле. Поэтому теперь рядом с землей платящей явилась земля служащая, или, говоря точнее, земля платящая в руках служилого человека становилась и землей служащей. Благодаря этому соединению службы с землей произошла двоякая перемена в вотчинном землевладении: 1) стеснено было право приобретения вотчин, т.е. ограничен был круг лиц, имевших это право; 2) стеснено было право распоряжения вотчинами. Как скоро государственная служба как повинность стала падать на лица по земле, утвердилась мысль, что, кто служит, тот должен иметь землю. На этой мысли и была построена поместная система. Прямым последствием этой мысли было другое правило: кто владеет землей, тот должен служить. В удельное время право земельной собственности принадлежало на Руси всем свободным классам общества, но, как скоро восторжествовало указанное правило, внесенное принципом поместного владения, землевладение на личном вотчинном праве должно было стать привилегией служилых лиц. Вот почему в Московском государстве XVI в. мы уже не встречаем в гражданском обществе землевладельцев-вотчинников, которые бы не принадлежали к служилому классу. Вотчины церковные не были личной собственностью, а принадлежали церковным учреждениям; впрочем, и они отбывали ратную повинность через своих церковных слуг, которые, подобно государевым служилым людям, получали поместья от этих учреждений. Итак, кто владел землей в Московском государстве на вотчинном праве, тот должен был служить или переставал быть земельным вотчинником. Далее, ограничено было право распоряжения вотчинами. На вотчинное землевладение налагалась служебная повинность в одинаковой степени, как и на землевладение поместное. Следовательно, вотчиной могло владеть только лицо физическое или юридическое, способнее нести военную службу лично или через своих вооруженных слуг. Отсюда закон стал ограничивать право распоряжения вотчинами, чтобы помешать их переходу в руки, неспособные к службе, или помешать их выходу из рук способных, т.е. предотвратить ослабление служебной годности служилых фамилий. Это стеснение коснулось права отчуждения и права завещания вотчин, именно родовых, т.е. наследственных, а не благоприобретенных. Государство старалось обеспечить и поддержать служебную годность не только отдельных лиц, но и целых служилых фамилий. Отсюда и вытекали ограничения, каким подвергалось право отчуждения и завещания родовых вотчин. Эти ограничения наиболее полно изложены в двух законах -- 1562 и 1572 гг. Оба этих указа ограничивали право отчуждения вотчин княжеских и боярских. Князья и бояре по этим законам не могли продавать, менять, вообще каким-либо образом отчуждать свои старинные наследственные вотчины. На деле допускались случаи, в которых вотчинники могли продавать свои родовые вотчины, впрочем ни в каком случае не более половины, но это дозволенное отчуждение стеснялось правом выкупа родовых вотчин родичами. Это право определено уже в Судебнике царя Ивана и в дополнительных к нему указах. Отчуждение родовых вотчин обусловливалось молчаливым согласием родичей. Вотчинник, продавая родовую вотчину, отказывался от права выкупать ее за себя и за своих нисходящих потомков. Боковые родственники, подписываясь свидетелями на купчей, этим самым отказывались от права выкупа проданной вотчины, но это право сохранялось за остальными родичами, которые не давали своих подписей на купчей: они могли выкупить проданную вотчину в продолжение 40 лет. Притом родич, выкупивший свою родовую вотчину, лишался уже права дальнейшего отчуждения ее в чужой род, а был обязан передавать ее путем продажи или завещания только членам своей фамилии. Еще более стеснено было наследование родовых вотчин. Вотчинник мог отказать свою вотчину нисходящим потомкам или за неимением их ближайшим боковым родичам, разумея под последними степени родства, не допускающие брака; но право завещания, как и право наследования по закону, ограничено было немногими поколениями, именно могло простираться только до четвертого колена, т.е. не далее боковых внучат: "а дале внучат вотчин не отдавать роду". Вотчинник мог отказать свою вотчину или только часть вотчины, если она была крупная, своей жене, но только на прожиток, во временное владение, не предоставляя ей права дальнейшего распоряжения; по прекращении этого владения завещанное отходит к государю, а душу вдовы "велит государь из своея казны устроить". Наконец, законом 1572 г. запрещено было вотчинникам отказывать свои вотчины "по душе" в большие монастыри, "где вотчин много". Благодаря этим стеснениям вотчинное землевладение значительно приблизилось к землевладению поместному. Как легко заметить, все изложенные ограничения вызваны были двумя целями: поддержать служебную годность служилых фамилий и не допускать перехода служилых земель в руки, неспособные к службе или непривычные к ней. Последняя цель прямо высказывалась в указах XVI в., ограничивавших право завещания. Эти указы оправдывали налагаемые ими стеснения тем, чтобы "в службе убытка не было, и земля бы из службы не выходила". Таково было первое последствие поместной системы, отразившееся на юридическом значении вотчинного землевладения. Вотчина, подобно поместью, переставала быть полной частной собственностью и становилась владением обязанным, условным.
Мобилизация вотчин
Впрочем, надо оговориться, что это ограничение прав вотчинного землевладения не было исключительным делом землевладения поместного: по крайней мере едва ли не большая часть княжеских вотчин XVI в. подверглась действию еще другого условия, ограничивавшего также эти права. Последние ускоренные шаги государственного объединения Московской Руси произвели в среде служилых князей и значительной части нетитулованных бояр быструю мобилизацию земельной собственности. В этом движении участвовали не одни государственные расчеты московского правительства, но и хозяйственные побуждения самих служилых землевладельцев. Тогда во множестве исчезали вотчины, владеемые исстари, унаследованные от отцов и дедов, во множестве стали являться вотчины новые, недавно купленные, вымененные, чаще всего пожалованные. Благодаря этому движению юридическое понятие о частной гражданской вотчине, завязавшееся в период удельного дробления Руси или унаследованное от предыдущих веков, но еще не успевшее устояться, укрепиться при недавнем господстве родового владения, -- теперь это понятие снова замутилось и поколебалось. Причина этого колебания сказалась и в законе 1572 г., в котором от старинных вотчин боярских отличены вотчины "государского данья", т.е. жалованные государем, и о них постановлено, что в случае бездетной смерти владельца с ними должно поступать, как обозначено в жалованной грамоте: если грамота утверждает вотчину за боярином с правом передачи жене, детям и роду, так и поступать; если же в грамоте вотчина написана только самому боярину лично, то по смерти его она возвращается к государю. Впрочем, и это условие имело некоторую внутреннюю связь с поместным землевладением, вытекало из соображений или интересов государственной службы. Оба условия также вели к тому, что вотчина, подобно поместью, переставала быть полной частной собственностью и становилась владением обязанным, условным.
Искусственное развитие частного землевладения
II. Поместное землевладение стало средством искусственного развития частного землевладения на Руси. Огромное количество казенной земли роздано было служилым людям на поместном праве. При настоящей обработке истории русского землевладения нельзя определить точно количественное отношение поместных земель к вотчинным ни в XVI, ни в XVII в. Можно только догадываться, что уже к концу XVI в. поместное землевладение количественно намного превосходило вотчинное. Даже там, где можно предполагать давнее и усиленное развитие вотчинного землевладения, оно в первой половине XVII в. уступало поместному: в Московском уезде, по книгам 1623/24 г., за помещиками числилось 55% всей служилой земли, там значившейся. Опираясь на эти данные, сделаю несколько фантастический расчет, имеющий значение не исторического вывода, а только методологического приема, помогающего воображению представить хоть приблизительные размеры изучаемого факта. Я уже приводил известие летописи о 300 тысячах ратников, собранных царем Иваном под Старицей в конце войны с королем Баторием. В этой массе, наверное, было немало людей даточных, рекрутов из неслужилых классов, поэтому убавим ее на одну треть. За каждым служилым ратником в походе предполагалось по закону 150 десятин пашни, не считая луговой земли. Знаем также, что среди провинциального дворянства вотчины встречались очень редко, да не особенно богато было ими и дворянство столичное, даже большинство боярства. Потому в составе 30 миллионов десятин пахотной земли, которые можно предполагать за 200-тысячною ратью, собранной под Старицей, поместной земли можно считать гораздо более половины. При тогдашней территории Московского государства и особенно при тогдашних размерах лесной площади на ней можно по такому примерному расчету представить себе, какое относительно огромное количество угожей пашни путем испомещения перешло к служилым людям к концу XVI в., т.е. в 100 лет с чем-нибудь. Желательно было бы хоть приблизительно рассчитать, сколько сельских рабочих сил занимало все это количество земли, перешедшей к служилым владельцам. Обратимся опять к известиям XVII в. Сам Котошихин отказывается даже приблизительно сметить, сколько было крестьян за всеми служилыми людьми его времени; он только говорит, что за иными боярами было по 10, по 15 и более тысяч крестьянских дворов. Но он приводит несколько цифр, помогающих выяснению дела. До его словам, казенных и дворцовых земель в царствование Алексея оставалось уже немного: казенных, или черных, -- не более 20 тысяч, дворцовых -- не более 30 тысяч крестьянских дворов. Все остальные населенные земли находились уже в частном владении; из них за церковными властями, патриархом и епископами, числилось 35 тысяч дворов, за монастырями -- около 90 тысяч. Но, по переписным книгам 1678/79 г., всех крестьянских дворов числилось 750 тысяч или несколько более; исключив 175 тысяч дворов церковных, казенных и дворцовых, за служилыми людьми всех чинов можно считать около 575 тысяч, т.е. более всего количества крестьянских дворов. Для нас теперь неважно, сколько считалось поместных и сколько вотчинных крестьян во время Котошихина и по переписи 1678/79 г. Во второй половине XVII в. уже завершался давно начавшийся двусторонний процесс превращения поместий в вотчины и слияния поместий с вотчинами. Во-первых, поместное владение постепенно прямо превращалось в вотчинное посредством выслуги. Важные государственные заслуги, оказанные служилым лицом, награждались тем, что известная доля его поместного оклада, обыкновенно 20%, жаловалась ему в вотчину. Кроме того, разрешалось помещикам покупать у казны поместные земли в вотчину. Рядом с этими отдельными переходами одного вида землевладения в другой шло постепенное общее слияние обоих видов. Если начала поместного владения проникали в вотчинное, то и поместье воспринимало особенности вотчины. Землю, недвижимость, заставляли исполнять роль денег, заменять денежное жалованье за службу. Потому поместье вопреки своей юридической природе личного и временного владения стремилось стать фактически наследственным. По устанавливавшемуся уже в XVI в. порядку верстания и испомещения поместье либо делилось между всеми сыновьями помещика, либо справлялось только за младшими, в службу поспевавшими, либо переходило к малолетним детям в виде прожитка. Еще от 1532 г. сохранилась духовная, в которой завещатель просит душеприказчиков ходатайствовать о передаче его поместья его жене и сыну, а в одной духовной 1547 г. братья-наследники наравне с вотчиной отца поделили между собой и его поместье. Закон 1550 г., испомещая под Москвой известную тысячу служилых людей, установил, как правило, переход подмосковного поместья от отца к сыну, годному к службе. Бывали случаи и менее прямого наследования: одно поместье перешло от отца к сыну, после которого оно было справлено за его матерью, а после нее досталось ее внуку. С начала XVII в. поместья иногда прямо завещаются женам и детям, как вотчины, а при царе Михаиле был узаконен переход поместья в род в случае бездетной смерти помещика. Отсюда уже при Михаиле появляется в указах совсем не поместное выражение -- родовые поместья. Кроме завещания постепенно входила в обычай и облегчалась законом мена поместий. Потом разрешена была сдача поместий зятьям в виде приданого или родичам и даже сторонним людям с обязательством кормить сдатчика или сдатчицу, а в 1674 г. отставные помещики получили право сдавать поместья и за деньги, т.е. продавать их. Так к праву пользования, которым первоначально ограничивалось поместное владение, присоединились и права распоряжения, и если к концу XVII в. закон тесно приблизил поместье к вотчине, то в понятиях и практике поместных владельцев между обоими видами землевладения исчезло всякое различие. Наконец, в XVIII в. по законам Петра Великого и императрицы Анны поместья стали собственностью владельцев, окончательно слились с вотчинами и самое слово помещик получило значение земельного собственника из дворян, заменив собою слово вотчинник; это также показывает, что поместье было преобладающим видом земельного владения в Московском государстве. Значит, без поместной системы, путем естественного народнохозяйственного оборота у нас не образовалось бы столько частных земельных собственников, сколько их оказалось в XVIII в. В этом отношении поместная система имела для русского дворянства то же значение, какое получило для крестьян Положение 19 февраля 1861 г.: этим Положением искусственно, при содействии государства, создано крестьянское землевладение, т.е. огромное количество земли на правах собственности передано крестьянским обществам.
Уездные дворянские общества
III. Развитие поместного землевладения создало уездные дворянские общества -- местные землевладельческие корпорации. Напрасно образование Таких обществ считают делом законодательства XVIII в., императрицы Екатерины II преимущественно. Местные дворянские общества были уже готовы в XVI в. Когда надобно было "разобрать" дворян и детей боярских известного города, т.е. сделать им смотр, поверстать их поместными окладами или раздать им денежное жалованье, и если это происходило на месте, а не на стороне, не в Москве и не в другом сборном пункте, городовые служилые люди съезжались в свой уездный город. Здесь они выбирали из своей среды окладчиков -- людей надежных и сведущих, человек по 10, по 20 и более на уезд и приводили их ко кресту на том, что им про своих товарищей сказывать производившим разбор или верстанье командирам или уполномоченным обо всем вправду. Эти присяжные окладчики показывали об уездных служилых людях, кто каков отечеством и службою, каковы за кем поместья и вотчины, к какой кто годен службе, к полковой, походной, конной или к городовой, осадной, пешей, сколько у кого детей и сколь они велики, как кто служит, является ли в поход с надлежащим служебным нарядом, т.е. с положенным количеством ратных людей и коней и в узаконенном вооружении, "кто к службам ленив за бедностью и кто ленив без бедности", и т.п. При получении денежного жалованья служилые люди уезда связывались между собою порукой. Обыкновенно за каждого ручался "в службе и в деньгах" кто-либо из окладчиков, так что у каждого окладчика подбирался отряд, связанный его поручительством, как бы его взвод. Впрочем, и рядовые дворяне, и дети боярские бывали поручителями. Иногда порука принимала более сложный вид: за Венюкова ручались трое сослуживцев; он в свою очередь ручался за каждого из своих поручителей и еще за четвертого товарища; точно так же поступал и каждый из этих четверых. Так порука складывалась в цепь поручителей, охватывавшую весь служилый уезд. Можно думать, что в подборе звеньев этой цепи, как и в поруке окладчиков, участвовало соседство по землевладению. Это была порука не круговая, как в податных крестьянских обществах, где каждый ручался за всех и все за каждого, а порука соседская, как бы сказать цепная, рука с рукой или плечо с плечом, соответственно военному и поземельному строю служилых людей. Наконец, уездное дворянство через своих уполномоченных принимало довольно широкое участие в местном управлении. Такими уполномоченными были городовые приказчики, которых выбирали по одному или по два на уезд дворяне и дети боярские "всем городом" или "всею землею", т.е. всем уездным сословным обществом. Как представитель местного военного и землевладельческого общества, городовой, приказчик смотрел за городскими укреплениями и ведал подати и повинности, падавшие на землевладение и имевшие прямое или косвенное отношение к обороне уездного города и к делам местного дворянства, обязанного оборонять свой город, как его ближайший гарнизон; приказчик распределял эти подати и повинности и следил за их сбором и отбыванием, смотрел за постройкой и ремонтом городских укреплений и заготовкой военных припасов, собирал "посошных людей" с тяглого населения на военные надобности и т.д. Сверх того, городовой приказчик был дворянским ассистентом на суде наместника, как излюбленые старосты и целовальники присутствовали на том же суде от тяглых земских обществ. Он же временно исполнял иногда судебные обязанности наместника и разные полицейские поручения, охранял спорные имущества, оберегал землевладельцев от наместничьего произвола. Словом, он вел разнообразные текущие дела местного управления, так или иначе касавшиеся местного дворянского общества и служилого землевладения, был своего рода уездным предводителем дворянства. Со временем уездные дворянские общества приобрели и некоторое политическое значение: уездные дворяне всем городом обращались к государю с челобитьями о своих нуждах; дворянские окладчики являлись депутатами на земских соборах и ходатайствовали перед центральным правительством о нуждах своих обществ. Таким образом, служба и соединенное с нею служилое землевладение были связями, которыми скреплялись уездные дворянские общества.
Похожие документы:
История отечества с древнейших времен до наших дней
ДокументЭнциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периодыВасилий Осипович Ключевский Курс русской истории Василий Осипович Ключевский 1 Курс русской истории 1 лекция (1)
ЛекцияЗначение военной реформы. Положение дворянства. Дворянство столичное. Троякое значение дворянства до реформы. Дворянские смотры и разборы. Малоуспешность этих мер."Горе от ума" на русской советской сцене
ДокументАйтматов Ч.Т. Ранние журавли. Алексин А.Г. В тылу как в тылу и др. повести. Дубов Н.И. Мальчик у моря. Кузнецова А.А. Земной поклон. Лиханов А.А. Мой генерал.Волгоградское муниципальное учреждение культуры (7)
ДокументКоллекция мультимедийных изданий электронного читального зала : в 2 ч. Ч. 2. Общественные и гуманитарные науки : аннотированный библиографический указатель / сост.Программа лекционного и семинарского курса для студентов исторического отделения Часть Историография отечественной истории (2)
ПрограммаВведение. Определение понятия «историография». Многозначность термина «историография». Предмет, задачи, источники, принципы, методы историографии как истории исторической науки.История Отечества", выпускаемый издательством "
ДокументЭнциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды