Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Владеет навыками работы с внешними организациями (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования, Фондом обязательного медицинского страхования...полностью>>
'Документ'
До 1998 года строительный и жилищно-коммунальные комплексы Республики Татарстан имели разрозненные задачи и пути их решения. Перед строителями ставил...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится « » 2009 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д 006.015.01 при Всероссийском научно-исследовательском институ...полностью>>
'Документ'
Згідно з наказом управління освіти і науки облдержадміністрації від 14.10.2010 року № 570 «Про проведення обласного етапу Всеукраїнського гуманітарно...полностью>>

Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Практическими шагами в данном направлении стали: Высочайшее пове­ление 22 декабря 1825 года об объявлении по военно-учебным заведениям со­бытий 14 декабря; учреждение в 1826г. комитетов под председательством К.И. Оппермана и А.С. Шишкова для выработки предложений по дальнейшему развитию военно-учебных заведений в свете изложенных выше соображений; издание Манифеста 13 июня 1826 года с объявлением приговора декабристам и формулировкой задач по нравственному воспитанию детей.

Дальнейшее развитие сети военно-учебных заведений шло в направлени­ях: реорганизации старых и открытия новых губернских военно-учебных заве­дений на пожертвования дворянства; учреждения в 1832г. Военной академии; введения в 1852г. в столичных кадетских корпусах третьих специальных (выс­ших) классов; переименования ряда гражданских школ в кадетские (Горный, Лесной, Инженеров путей сообщения); открытия частных пансионатов для под­готовки молодых людей к поступлению в военно-учебные заведения.

Руководство военно-учебным делом нашло качеством подготовки офицерских кадрове проявление в следующих практических актах: возобновление в 1830г. работы «Совета»; Высочайшее ут­верждение «Общего Положения и Устава для военно-учебных заведений 2-го класса»; разделение в 1834г. военно-учебных заведений на 3 разряда, а в 1841г. - на учебные округа Санкт-Петербургский, Московский и Западный); создание в 1832г. Штаба Управления Главного начальника Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка; составление в течение 1836-1837 гг. качеством подготовки офицерских кадровда всех узаконений по военно-учебным заведениям; прикачеством подготовки офицерских кадровение в 1843г. Главному начальнику военно-учебных заведений прав министра; введение в действие 1836г. «Положения о службе по учебной части в военно-учебных за­ведениях»; издание в 1836г. «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений»; Высочайшее утверждение 24 декабря 1848г. «Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений» (главный руково­дящий документ того времени); разработка в 1853г. «Положения об испытании желающих поступить в военно-учебные заведения преподавателями наук, язы­ков и начертательных искусств».

Основные практические меры в развитии военного образования качеством подготовки офицерских кадровди­лись к ряду структурных изменений: создание системы военных академий (Ни­колаевская академия Генерального штаба. Николаевская инженерная и Михай­ловская артиллерийская); преобразование (1863-1865 гг.) кадетских корпусов в военные гимназии; создание на базе специальных классов кадетских корпусов военных училищ; образование юнкерских училищ (1865г.) для подготовки офицеров из низших чинов, урядников и обер-офицерских детей для иррегу­лярных войск; создание специального исправительно-учебного заведения (Вольской гимназии, 1874г.).

Наряду со структурными преобразованиями произошло серьезное улуч­шение руководства военно-учебными заведениями путём создания в 1863г.

Главного управления военно-учебными заведениями (ГУВВУЗа) и при нём: «Педагогического сборника», Педагогического музея, Педагогического комите­та, Педагогических курсов. В ведении Главного военно-учебного комитета по учебной части находились военные академии и специальные военные училища.

Частичные изменения в учебно-воспитательный процесс были внесены учебными программами 1890г.; «Инструкцией об испытании воспитанников» 1890г.; введением в 1890г. курса законоведения на основе специально разрабо­танного пособия под названием «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии».

Проделанная работа способствовала подлинному становлению системы военного образования. Так, под руководством М. И. Драгомирова Николаевская академия Генерального штаба в 1878-1889 гг. стала «умственным центром ар­мии. ... профессора академии начали создавать крупные научные труды. ... слушатели старшего курса стали больше привлекаться к научной работе. В ака­демии организовывались конкурсы на лучшую научную работу»1.

0 требованиях к качеству военно-профессионального образования офи­
церов в академии дореволюционного этапа свидетельствуют факты. С одной
стороны, только два офицера из почти 4000 выпускников за 85 лет закончили ее
с золотой медалью: в 1852г. - поручик Шидловский Михаил Романович, в
1856г. - поручик Драгомиров Михаил Иванович2. С другой стороны, отмеча­
лось: «Наши офицеры образуются совершенно как попугаи. До производства их
они содержатся в клетке... Когда попка достигает того, что твердо заучит
...слова и притом будет уметь держаться на одной лапке, ему надевают эполе­
ты, отворяют клетку. И он вылетает оттуда с радостью, с ненавистью к качеством подготовки офицерских кадровей

1 См.: Русская военная мысль. Конец XIX - начала XX в. - М.: Воениздат, 1982. - С.46-47.

2 См.: Випичепко М.В. Исторические личности - выпускники академии от Император­ской Военной академии (1832) до Общевойсковой академии (2002). - М.: ОВА, 2002.-С.21.

клетке и прежним качеством подготовки офицерских кадровим наставникам»1. Примечательна эволюция первой Во­енной академии России, одиннадцать раз менявшей качеством подготовки офицерских кадрове название.

Целенаправленное ретроспективное изучение программ подготовки офи­церов в различных типах военно-учебных заведений показало, что содержание образовательного процесса в военных вузах состояло из трех циклов: общеоб­разовательного, специальной подготовки и строевого образования2. Соотноше­ние этих циклов определялось типом военно-учебного заведения.

Как показал анализ историко-педагогической литературы данного перио­да, вопросы организации и содержания образовательного процесса занимали важное место в деятельности военных ученых. В отечественной военной школе исследовались такие проблемы, как новые принципы построения учебных пла­нов, обоснование читаемых в военных вузах систематических курсов. Кроме того, публиковались методические указания, рекомендательные пояснения к учебным планам и программам, которые составлялись наиболее опытными профессорами и преподавателями3. Многие ученые подчеркивали зависимость содержания образовательного процесса от общей структуры учебного плана, отмечая, что при отборе содержания необходимо учитывать общую стратегию подготовки специалиста («общую идею»)4.

В нормативных документах рассматриваемого периода для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям рекомендовалось:

1 РГБ, фонд Д.А. Милютина, карт.12, д.4, л.68; карт.1, д.14, л.46. Сам Д.А. Милютин(1816 - 1912 гг.) в 1835г. поступил сразу в старший класс Императорской Военной академии,а в 1836г. закончил ее с малой серебряной медалью, поручиком; в 1844г. - профессор Импе­раторской Военной академии по кафедре военной географии, а затем военной статистики.

2 См.: Бобровский П. О. Юнкерские училища. Обучение и военное воспитание. - СПб.,1872-1873. - Т. 1-3; Жервэ В.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса.1712-1912: В 2 т. - СПб., 1912; Общая программа и Инструкция для преподавания учебныхпредметов в кадетских корпусах. - Пг., 1915 и др.

3 См.: Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. - СПб, 1901. - С.224; Го­ловин Н. Высшая военная школа. 2-е изд. - СПб., 1909. - С.34; Он же. Опыт применения при­кладного метода при обучении тактике в Императорской Николаевской военной академии. -СПб., 1911.

4 См.: Циркулярные распоряжения Главного управления ВУЗов по педагогическимвопросам, рассмотренным педагогическим комитетом. - СПб., 1905. - №1-115.

«Каждой науке, сверх главной ее цели, определить и положительную цель, для которой должна она быть преподаваема в военно-учебных заведениях»1. В ка­честве таковой называлась воспитательная цель. Так, в инструкции, опреде­лявшей правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в во­енных училищах, подчеркивалось: «Преподаватели должны иметь в виду, что их дело - не только преподавать науки, но и влиять на воспитание юнкеров как требованиями точного соблюдения установленного для классов порядка, так еще более внушением понятий и убеждений, способствующих укоренению в юнкерах основ воспитания»2.

Определенные особенности в построении обучения были характерны для военных академий. Цель и главная задача военных академий, по мнению со­временников, состояла «... в поддержании и развитии духовных способностей, умении владеть подчиненными, затем в преподавании умения работать, ценить обстановку и затем лишь в снабжении запасом знаний»3.

Учебный курс академий был рассчитан на два-три года и состоял из двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел включал изу­чение главных и вспомогательных предметов. Главными дисциплинами счита­лись: тактика начальная (построение, движение войск и употребление оружия) и прикладная или высшая стратегия (наука о движениях для достижения цели в военных действиях); военная история; военная администрация; военная стати­стика; геодезия с картографией, съемкой и черчением. К вспомогательным дис­циплинам относились: русский язык, иностранные языки, политическая исто­рия, сведения по части артиллерии, сведения по инженерной части. Данные дисциплины хотя и выделялись во вторую группу по значимости, но в то же

1 См.: Общая инструкция для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям. - СПб., 1850. - С.З.

Инструкция определения правил военного воспитания и устройства внутреннего по­рядка в военных училищах. - СПб., 1900. - С.54.

3 Режепо П.А. Офицерский вопрос в начале XX века. Офицерский корпус русской ар­мии // Российский военный сборник / Под общ. ред. И.И. Ефремова. - М.: ВУ: Русский путь, 2000.-Вып. 17.-С. 104.

время являлись обязательными. Контроль за их укачеством подготовки офицерских кадровением был таким же стро­гим, как и для главных дисциплин. Их изучение давало возможность слушате­лям получать основательную общеобразовательную подготовку, повышало их эрудицию и культуру.

Исследование подтвердило, что четвертый период (реформаторский) раз­вития системы военного образования начался со второй половины XIX в. и продолжался до 1917г. Основным содержанием реформы в системе военного образования было разделение общеобразовательной и военно-специальной под­готовки1. Для этого понадобился феномен двадцатилетней деятельности воен­ного министра Д.А. Милютина, предопределившего успех управленческой дея­тельности в упорядочении структуры и модели функционирования системы во­енного образования. Министр, поддерживаемый царем, предложил ликвидиро­вать кадетские корпуса, так как в них офицеров готовили восемь лет в возрасте от 8 до 20 лет, а офицера, по его мнению, можно было подготовить и за 2-3 го­да. Преобразованная система военного образования стала 4 разрядной (трех­уровневой). Первый (высший) разряд (уровень) составили: военные академии и педагогические курсы при 2-й Петербургской военной гимназии; второй (сред­ний) - Пажеский и Финляндский кадетские корпуса, юнкерские и офицерские училища; третий (начальный) - военные гимназии и прогимназии; четвертый (специальный) - технические, оружейные, топографические, фельдшерские школы.

До 1917г. в организации центрального управления военно-учебными за­ведениями были произведены лишь некоторые частные изменения, касавшиеся, главным образом, административно-хозяйственной части. Некоторое оживле­ние в работу военной школы внесло назначение начальником ГУВВУЗа Вели­кого князя Константина Константиновича, который предпринял меры по инди­видуализации воспитания, поднял вопрос о необходимости развития у кадет и

1 См.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знамени­тых военных деятелей XVIII - XX вв. - М.: Изд - во «Книжная палата», 1997. - С.236-240.

юнкеров чувства собственного достоинства, способствовал учреждению осо­бых Курсов для подготовки офицеров к профессиональной деятельности в ка­детских корпусах.

Значительное воздействие на профессиональную подготовку офицеров и их воспитание в военно-учебных заведениях оказал М.И. Драгомиров. Будучи начальником Академии Генерального штаба, командующим войсками Киевско­го военного округа, он, со качеством подготовки офицерских кадровей приверженностью к русской военной культуре, традициям Петра Великого и Суворова, учил предметно и качественно строить профессиональную подготовку офицеров. Это была деятельность талантливого человека, имеющего все же ограниченные индивидуальные возможности, но не система, которая успешно функционировала бы в интересах русской нацио­нальной военной школы.

Необходимо признать и то обстоятельство, что военная школа России оказалась негибкой и на качеством подготовки офицерских кадровем завершающем этапе развития не учла в военно-профессиональном образовании офицерских кадров два важных фактора: во-первых, факт отставания школы от потребностей современной войны (это ярко показал печальный опыт Русско-японской войны 1904-1905 гг.); во-вторых, на­растание революционной волны и важность политической подготовки офицер­ского корпуса.

Кроме того, правительство допустило ряд просчетов: не сумело оценить значение сплоченного и монолитного офицерского корпуса, этого источника жизненной силы государства, роль статуса офицера в обществе; не хотело при­знать тщетность погони за количеством офицеров в ущерб качеству их профес­сиональной подготовки; вредные последствия проводимой кадровой политики; не умела и не берегло офицерские кадры, как в мирное, так и в военное время.

Самое же главное заключалось в том, что правительство в основном по политическим соображениям, а не в интересах России насаждало в вузах запад­ный опыт военно-профессионального образования и забывало об отечествен­ном достоянии и национальном опыте. Подчас горькие уроки собственных поражений и неудач не вразумляли русских государей, не пробуждали у них же­лания изменить к лучшему систему национальной подготовки офицеров. Одно лишь ясно прослеживается в действиях российских государей в XIX - начале XX века: желание сэкономить на потребностях армии и подготовке офицеров.

Отсутствие генеральной линии развития русской военной школы, фор­мальное обращение к западному опыту (французскому, немецкому, английско­му), пренебрежение собственным опытом, неспособность увидеть перспективу, составляют характерные черты развития российского военного образования. Отдельные гениальные и талантливые решения, уместные в конкретной исто­рической обстановке, не могли обеспечить эффективного развития военного образования.

Проведенные исследования педагогических источников XVIII - начала XX века позволили определить факторы, которые способствовали повышению качества военно-профессионального образования офицеров в военных вузах России.

  1. Развитию теоретических и практических основ преподавания профессио­нальных дисциплин в военных вузах послужило создание в России системы ка­детских корпусов по опыту европейских государств (Пруссии, Франции, Дании).

  2. Позитивное влияние на развитие основ преподавания профессиональ­ных дисциплин России оказало создание при Екатерине II системы стимулиро­вания процесса укачеством подготовки офицерских кадровения будущими офицерами специальных и профессиональ­ных знаний.

  3. Развитию военно-профессионального образования в военно-учебных заведениях способствовало принятие ряда нормативных документов, регули­рующих учебно-воспитательный процесс в вузах России. В частности, это от­носится к «Новому уставу сухопутного кадетского корпуса», утвержденному Екатериной II в сентябре 1766 года. В нем достаточно подробно излагались це­ли профессионального обучения; элементы его организации, содержания и ме­тодики; определялась роль преподавателя в учебном процессе и др. «Военному человеку не одни военные, а также и нравственные и гражданские добродетели иметь должно»1, - говорилось в уставе. По новому уставу преподавание в воен­ных вузах признавалось необходимым элементом офицерского профессиональ­ного образования.

4. Позитивно отразилось на развитии теоретико-практических основ во­енно-профессионального образования офицеров установление его однообразия в военных вузах России, создание единой правовой базы военно-профессионального образования. Как показывает анализ архивных материалов, до 1825 года «... не было постановлений, программ и учебных руководств для профессионального образования и физического воспитания, и каждое заведение в направлении качеством подготовки офицерских кадровем зависело от директора. До 1836 года каждая наука препо­давалась по программе, составленной самим преподавателем и утвержденной Инспектором классов»2. Во второй и третьей четверти XIX века активизирова­лось работа по созданию единой для вузов законодательной базы. Это позитив­но отразилось на развитии организации, содержания и методики профессио­нальной подготовки. Так, в 1830 году был издается Устав для военно-учебных заведений 2-го класса, по которому вводились для всех вузов общие профес­сиональные предметы. В 1835 году проводится избрание старших преподавате­лей и назначение их наставниками и наблюдателями. На них возлагалось обя­занность «наблюдать, чтобы преподаватели не нарушали единства в ходе и на­правлении науки»3. Принимались меры по подготовке «... по всем предметам преподавания учебников, составленных согласно современному состоянию на­ук в объеме и духе, сообразных с возрастом обучающихся и со временем, опре­деленным на преподавание». К 1850 году закончился процесс составления еди­ных учебных программ для преподаваемых в вузах профессиональных наук и

1 См.: О нравственном образовании военных людей // Военный журнал. -1812. - № 18. - С. 27.

См.: Краткий отчет о положении и ходе военно-учебных заведений в двадцатипяти­летие царствования государя императора. - СПб., 1850.-С. 107.

3 См.: Там же. - С. 109.

издания учебных руководств (более 50) для военно-учебных заведений .

5. На развитие теоретических основ образовательного процесса оказало влияние становление в России системы высшего военного образования. К сере­дине XIX века Россия располагала четырьмя военными академиями: Николаев­ской Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артилле­рийской и Военно-медицинской. Учебный процесс в военных академиях регла­ментировался «Уставом военной академии» (утверждён 4 октября 1830 года) и им руководило собрание профессоров, называемое конференцией2. При этом, учебный курс академии был рассчитан на 2-3 года и состоял из двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел включал изучение главных и вспомогательных предметов.

Педагогический анализ архивных документов данного периода свиде­тельствует об определенных позитивных сторонах профессиональной подго­товки в военных академиях. Так, «Устав» четко определял обязанности профес­сорского состава. Профессору вменялось в обязанности: а) преподавать курсы наук лучшим и понятнейшим образом, соединяя теорию с практикой там, где сие возможно; б) преподавать наставления, пополняя курсы открытиями, учи­ненными в других странах Европы3 и т.д.

Позитивен и тот факт, что принятием «Устава» не ограничилась деятель­ность профессорско-преподавательского состава академии по поиску педаго­гических средств воздействия на слушателей, стимулирования их учебы и обеспечения лучшего укачеством подготовки офицерских кадровения предметов обучения. В этом отношении при­мечательно «Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках», высочайше утвержденное 8 декабря 1834 года. В нем говорится: «Ус­пехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного по­нимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способ-

1 Краткий отчет о положении и ходе военно-учебных заведений в двадцатипятилетие царствования государя императора. - СПб., 1850.-С. 109.

3 См.: Устав военной академии. - Спб., 1830.-С.50-51.

ностей; а следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизи­тельно к тому образом»1. В 1854 году в академиях была принята двенадцати­балльная система оценки познаний офицеров. Считалось, что эффективность профессиональной деятельности преподавателей во многом зависит от мотива­ции слушателей к учебе. Поэтому в целях повышения мотивации офицеров к учебе в академиях, с одной стороны «Устав» определял систему морального и материального поощрения отличившихся по окончании академий2, с другой стороны, названный документ устанавливал шесть видов взысканий, накладываемых на офицера-слушателя (словесное увещание, словесный выговор в присутствии товарищей; выговор, внесенный в книгу приказов по академии; арест с содержанием на гауптвахте и др.).

6. Заметное влияние на качество военно-профессионального образования оказало принятие системы мер по повышению престижности педагогического труда в военных вузах России. Это выразилось, во-первых, в принятии в 1836 году «Положения о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства», в котором устанавливался порядок определения, увольнения и преимуществ, дарованных за службу в военно-учебных заведени­ях. Во-вторых, произошла дальнейшая дифференциация в штатном расписании преподавательского состава и в оплате их труда. В-третьих, были предприняты меры в стимулировании научного роста преподавателей. Об этом, в частности, свидетельствуют «Правила об избрании академиков», утвержденные 12 марта 1843 года: «Ординарных профессоров, прослуживших в этом звании беспороч­но 10 лет, производить в академики только в том случае, если они качеством подготовки офицерских кадровим препо­даванием в академии, в течение означенного времени, постоянно будут прино­сить пользу и докажут ее...»4. В-четвертых, с января 1839 года всем военным

1 Цит. по Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии генерального штаба. - С. 366-368.

См.: Устав военной академии. - СПб., 1830. - С. 20-21.

4 История императорской военно-медицинской /бывшей медико-хирургической акаде­мии за сто лет. -1798-1898. - С. 378-379.

чинам, состоявшим на службе в военно-учебном ведомстве была дарована льгота - право через 5 лет службы в этом ведомстве получать полуторное жало­вание, а через 10 лет - двойное)1. Другими словами, меры материального и мо­рального поощрения поднимали престиж лиц, проходивших службу в военно-учебных заведениях, и это не могло не отразиться и на качестве процесса пре­подавания в учебных заведениях профессорско-преподавательским составом профессиональных дисциплин в военно-учебных заведениях.

  1. Определенное влияние на развитие теоретических и практических ос­нов военно-профессионального образования офицерского состава в вузах Рос­сии оказала военная реформа 1861-1869 годов. В результате к 1881 году воен­но-профессиональное образование России включало четыре основные ступени: спецшколы, военные гимназии, кадетские корпуса и военные прогимназии; юн­керские училища, военные и специальные училища; военно-педагогические учебные заведения; академии. В структурном отношении в военно-учебных за­ведениях преподавалось три основных цикла: общеобразовательный, специаль­ной подготовки и строевого образования. Соотношение этих циклов определя­лось, прежде всего, типом военно-учебного заведения. Так, например, в воен­ных гимназиях, прогимназиях, кадетских корпусах с общими классами макси­мальное время отводилось на преподавание общеобразовательных дисциплин и минимальное на специальную подготовку и строевое образование. В юнкер­ских, военных, специальных училищах и военных академиях меньшее количе­ство учебного времени приходилось на долю общеобразовательных и гумани­тарных дисциплин, больше внимания уделялось профессиональным дисципли­нам. Существенное влияние на развитие теории и практики профессиональной подготовки офицеров в военных вузах России оказало учреждение Главного управления военно-учебных заведений 21 января 1863 года в составе Военного министерства. В его структуре было 8 различных подразделений.

  2. На развитие военно-профессионального образование офицерского состава оказало влияние реформирование его системы в 1905-1914 годах. С точки зрения рассматриваемой проблемы преобразования в вузах в начале XX века заключались в следующем. Во-первых, происходили позитивные изменения в преподавании учебных дисциплин в средних образовательных военно-учебных заведениях (кадетских корпусах). Учебные планы были усилены в сторону об­щеобразовательной, профессиональной и воспитательной подготовки1. При формировании высоких морально-нравственных и профессионально-этических качеств кадет преподаватели опирались на индивидуальный подход к обучае­мым, на историческое и легендарное прошлое российской армии и ее полко­водцев. Например, в ходе преподавания истории русской армии кадет учили уважительно относиться к старым русским обычаям, гордиться качеством подготовки офицерских кадровей нацио­нальной принадлежностью, любить и беречь качеством подготовки офицерских кадровй корпус. Во-вторых, в учеб­ный курс были введены две новые дисциплины: военная психология и военная педагогика. «...Военная психология как предмет, - отмечалось в отчете Главно­го управления военных вузов министерству за 1905 учебный год, - рас­сматривает нравственные побуждения деятельности человека, знакомит мо­лодых людей с правильными взглядами на жизнь, что оказалось крайней необ­ходимостью ...»2. В 1909 году было издано учебное пособие Д.Н. Трескина «Курс военно-прикладной педагогики». Данный курс рекомендовалось ввести в вузы «как обязательный предмет преподавания для воспитанников». Введение военной психологии и военной педагогики в учебный курс вузов было шагом вперед. Изучение всех элементов психологической, духовной, профессиональ­ной сторон деятельности человека способствовало расширению диапазона об­щечеловеческих знаний будущих офицеров, подготовке к воинской деятельно­сти. В-третьих, в начале XX века были восстановлены в новом качестве военно-педагогические учебные заведения. Было создано два типа военно-педагогических учебных заведений: Педагогические курсы для подготовки

1 См.: Военно-учебные заведения 1700-1800 гг. - С. 52.

2 РГВИА, ф. 725, он. 2, д. 91, л. 98.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  2. Формирование экономической готовности курсантов ввузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете им.
  3. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов мчс россии к деятельности в чрезвычайных ситуациях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 14.00 ча­сов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105,
  4. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел

    Автореферат
    Защита состоится «29» января 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.04 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г.
  5. Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 31 октября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027 г.

Другие похожие документы..