Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая учебная программа'
Рабочая учебная программа: Подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «С», оборудованными устройствами для подачи специальн...полностью>>
'Документ'
Об отдельных вопросах, связанных с деятельностью муниципальных учреждений Ремонтненского района, а также реорганизацией в форме преобразования муници...полностью>>
'Документ'
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 г. № 832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топл...полностью>>
'Диплом'
Организация выхода малого предпринимательства на международные рынки. Снижение рисков в предпринимательской деятельности....полностью>>

Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Что касается третьего элемента системы подготовки офицерских кадров -профессионально-образовательных программ, то они должны обеспечивать получение выпускниками общего, обще-профессионального и подготовки офицерских кадров в соответствии с единой квалификацией.

В соответствии с максимальной стратегией кардинальным образом изменяется соотношение функций военных образовательных структур. В настоящее время по данным Минобороны до 40% естественной убыли преподавателей компенсируется за счет выпускников адъюнктуры, остальные 60%, а в военных институтах до 90% должностей преподавательского состава замещаются офицерами из войск. Имеющаяся сеть факультетов (курсов) переподготовки и повышения квалификации позволяет осуществить подготовку не более 30% вновь назначенных на должности преподавателей [96,158].

В целом создание перспективной сети военного образовательных структур имеет целью обеспечить получение военной профессиональной подготовки каждым офицером-преподавателем, слушателем и курсантом. При этом предполагается, что 50% научно-педагогических кадров готовит адъюнктура, 50% преподавателей обучается на педагогических факультетах. При этом количество слушателей в военных академиях и военных университетах остается на минимально допустимом уровне. jT- Подразделения дополнительного образования, в соответствии со качеством подготовки офицерских кадровим ^прямым предназначением, должны обеспечить непрерывное повышение научно-педагогической квалификации всего преподавательского состава вузов. Все это призвано обеспечить достижения КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ качественно нового состояния. Для управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ это направление деятельности признается как приоритетное.

В целях изучения возможностей повышения эффективности управления реализацией стратегии развития системы подготовки офицерских кадров Минобороны был проведен широкий спектр мероприятий:

разработаны и направлены предложения в органы управления военным образованием;

уточнены управленческие функции по совершенствованию руководства КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ и военно-учебными заведениями;

организованы публикации в средствах военной информации, учебно-методические сборы, семинары и научно-практические конференции и др.

Анализ результатов исследовательской работы позволяет сформулировать следующий вывод:

гипотеза о создании обновленной системы подготовки офицерских кадров в Минобороны нашла практическое подтверждение реализации этой идеи и способна обеспечить подготовку офицерского состава на качественно новом уровне.

полученные данные, вместе с тем, указывают, что ее реализация в современных условиях считается проблематичной. При этом в качестве основных препятствий отмечаются: развернувшаяся работа по оптимизации сети и емкости вузов и перестройка их организационно-штатной структуры; незавершенность работы по сокращению перечня специальностей и специализаций подготовки офицерских кадров; отсутствие ясных перспектив развития системы подготовки офицерских кадров; проблемы, связанные с целевым финансированием военно-учебных заведений и Вооруженных Сил в целом.

Трудности в реализации максимальной стратегии развития системы подготовки офицерских кадров и недостаточная глубина ее структурной перестройки при минимальной стратегии обусловили поиск промежуточного варианта, наиболее приемлемо в современных условиях. Соответственно и стратегия развития системы военно-педагогического образования по данному варианту называется промежуточной, или точнее сбалансированной. Ее отличительными особенностями являются, с одной стороны, сопряженность с преобразованиями высшей военной школы, проводимыми в современных условиях, с другой стороны, учет ближайших перспектив развития сферы образования страны в целом.

Основным содержанием промежуточной (сбалансированной) стратегии развития системы подготовки офицерских кадров является ее частичная модернизация путем решения ряда ключевых проблем: стандартизация подготовки офицерских кадров; профессиональная переподготовка каждого офицера, назначаемого на преподавательские должности из войск; совершенствование управления системой подготовки офицерских кадров; создание условий для реформ и продуктивного функционирования КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ Минобороны.

В соответствии с промежуточной (сбалансированной) стратегией основные усилия должны быть сосредоточены на модернизации сети военно-образовательных структур. В дополнение к имеющимся структурам (адъюнктура и факультеты переподготовки) она должна включать также и педагогические группы, создаваемые в системе высшего подготовки офицерских кадров.

Основной образовательной структурой, осуществляющей подготовку военно-профессиональных кадров для Минобороны, были и остаются военно-учебные заведения. Управление ими должно быть направлено на расширение их многофункциональных возможностей. Для этого в них наряду с традиционными структурами важно всемирно развивать инновационную деятельность в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ в целом. Решение этой задачи возможно при удовлетворении потребностей вузов в преподавателях определенных учебных дисциплин (циклов дисциплин).

В данном контексте важно внедрять новый подход в процессе подготовке преподавателей. В частности, в создаваемых военно-педагогических группах подготовку целесообразно осуществлять в течение до 2-х лет по профессионально-образовательным программам, обеспечивающим получение базового профессионально-педагогического образования. Как менее оптимальный вариант следует предусмотреть возможность окачеством подготовки офицерских кадровения слушателями профессионально-образовательной программы для получения дополнительных квалификации "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы".

Управление адъюнктурой призвано обеспечить ее соответствие основному предназначению. Адъюнктуры военно-учебных заведений Минобороны при таком подходе способны подготовить высококвалифицированные научно-педагогические кадры для замещения должностей преподавательского состава, комплектуемых лицами с учеными
степенями и званиями. Особенность модернизации адъюнктуры заключается в значительном увеличении численности адъюнктов, готовящихся по целевому предназначению для других вузов Минобороны, в первую очередь тех, которые не имеют собственных подразделений послевузовского образования. Данное обстоятельство свидетельствует об увеличении нагрузки на адъюнктуру. В то же время ее главная задача остается неизменной - обеспечение государственных аккредитационных требований по укомплектованности должностей преподавательского состава собственного вуза учеными на требуемом уровне - 60%.

Исследовательско-экспериментальная работа показала, что в поле управления попадают такие новые структуры как магистратура. Как свидетельствуют данные немаловажной проблемой является вариант организации подготовки военно-педагогических кадров через магистратуру. Особенностями обучения в данной образовательной структуре являются разные категории обучаемых, в качестве которых могут быть курсанты, не имеющие опыта практической деятельности в войсках и слушатели (офицеры), имеющие подобный опыт. В связи с этим, например, управление должно обеспечить структурно-дифференцированные процессы. Подготовку глреподавателей из числа курсантов целесообразно организовать только по ^естественнонаучным и некоторым военно-специальным дисциплинам, не требующим обязательного моделирования в образовательном процессе профессиональной военной среды.

В то же время, исследование показало, что в магистратуре целесообразно осуществлять подготовку преподавателей и из числа офицеров. Тогда спектр специальностей, по которым может осуществляться их подготовка, будет включать практически все учебные дисциплины (циклы дисциплин), преподаваемые в вузах.

Наряду с тем что установлена заметная полезность и привлекательность магистрской подготовки, ее возможности применительно к военному, в том числе к военно-педагогическому образованию, представляются ограниченными по целому ряду причин:

узкий спектр специальностей подготовки военных профессионалов из числа курсантов;

необходимость досдачи экзаменов за бакалавриат для офицеров из войск;

неопределенность направления подготовки для магистров военных наук и другие.

Введение магистратуры и организация педагогических групп в системе высшего подготовки офицерских кадров предполагают значительное изменение соотношения функций подразделений дополнительного образования. Основной их задачей становится организация повышения квалификации военных, в том числе и педагогических кадров. При данном подходе функции профессиональной переподготовки офицеров постепенно сократится до минимума.

В соответствии с промежуточной (сбалансированной) стратегией развития подготовки офицерских кадров основное управленческое воздействие направлено на реализацию трех видов профессионально-образовательных программ, обеспечивающих: получение базового военно-профессионального образования по специальности в системе высшего подготовки офицерских кадров; (Гполучение дополнительных квалификаций в магистратуре, адъюнктуре и ^факультетах переподготовки; повышение военно-профессиональной квалификации на факультетах и курсах повышения квалификации.

Непосредственно управленческий компонент системы подготовки офицерских кадров осуществляется, в основном, так же, как и при минимальной стратегии. Единственной особенностью при этом является определение в органах управления структурных подразделений (направленцев), осуществляющих руководство на новых реформированных и иных направлениях. Это позволяет сбалансированность, т.е. обеспечить тесную взаимосвязь с преобразованиями, которые планируются и проводятся в высшей военной школе: осуществить интеграцию в многоуровневую структуру образования страны; внедрение государственных образовательных стандартов; оптимизировать перечень специальностей и специализаций подготовки офицерских кадров и др. В связи с тем, что время промежуточной стратегии учитывает ближайшие перспективы развития системы подготовки офицерских кадров, то она, как лишь представляется, является наиболее приемлемой для реализации в современных условиях.

Исследование проблемы управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ показало, что в ряду актуальных проблем стоит формирование содержания образования для высшей военной школы. Реализация государственных образовательных стандартов привела к значительному уменьшению времени, отводимого на военно-профессиональную подготовку офицерских кадров. А сокращение сроков их обучения еще более ограничивает возможности вузов в подготовке высококвалифицированных военных специалистов.

Успешное решение названных и многих других проблем высшей военной школы возможно только на путях дальнейшей подготовки военных кадров. Ее решение предполагает поиск новых подходов, разработку адекватных моделей и процедур, позволяющих определить минимум содержания обучения, обеспечивающий требуемый уровень подготовки вузов. jT В современных условиях, в связи с тенденцией к стандартизации ^профессионально-образовательных программ, многие вопросы, связанные с формированием содержания образования, "перейдут" в сферу государственного заказа. Однако разработка теоретических (концептуальные подходы) и прикладных (модели, методики) основ этой деятельности останутся прерогативой КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ и вузов. В этом смысле абсолютно справедливы замечания B.C. Леднева о том, что проблема структуры содержания образования имеет такой же почтенный возраст, как и само образование.

Педагогу и педагогике всегда приходилось решать вопрос о том, какие компоненты необходимо включить в содержание образования и в какой последовательности, с тем, чтобы наилучшим образом достигнуть конечной цели - сформировать личность человека в соответствии с некоторым образцом [192, 209]. Сегодня требует уточнения и само понятие "содержание образования", его сущность и структура. Как показывает анализ научной литературы, правомерно говорить о трех относительно самостоятельных позициях в понимании структуры содержания образования.

Например, СИ. Архангельский представляет содержание образования в виде четырех основных компонентов: система знаний о природе, обществе, мышлении и способах деятельности; система общих интеллектуальных и практических умений и навыков; опыт творческой деятельности; система мировоззренческих и поведенческих качеств личности, являющихся основой убеждений и идеалов [54]. Данной позиции, в основном, придерживается и
В.Я.Лернер[210].

Другой подход к пониманию содержания образования представлен в работах B.C. Леднева [209] и Ю.Г. Фокина [33]. По их мнению, содержание образования - это часть общечеловеческой культуры (B.C. Леднев) или система элементов объективного опыта человечества (Ю.Г. Фокин), необходимая для развития и профессиональной деятельности индивида. Оба автора признают, что элементы культуры и опыта должны специально отбираться обществом в соответствии с общественно-полезной деятельностью, к которой готовится специалист.

Интересная трактовка понятия "содержание учения" предлагается J^B.n. Беспалько и Ю.Г. Татуром. Они включают в него информацию, которая составляет ориентировочную основу (качеством подготовки офицерских кадровйства, правила, принципы, алгоритмы, методы, особенности) усваиваемой учащимися профессиональной деятельности [217].

Изложенное позволяет заключить, что под содержанием подготовки офицерских кадров правомерно понимать специально отобранную и признанную государством систему научных данных, а также основ их практического использования, необходимых обучаемому для успешного исполнения служебных обязанностей.

Ключевым в данной дефиниции является термин "система". Он предполагает не случайный, а закономерный характер формирования содержания образования, элементы которого должны находиться в определенных связях и отношениях. Системный характер содержания образования обеспечивается специально организуемой процедурой отбора его элементов на основе научно обоснованных моделей и процедур.

Под моделью содержания военно-педагогического образования понимается системное описание входящих в него компонентов и взаимосвязей между ними (соответствие, взаимообусловленность, взаимозависимость, взаимодействие). Предлагаемая модель построена по планетарному принципу, отражающему ведущую роль научных знаний в содержании подготовки военных кадров (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Модель содержания военно-педагогического образования
Модельное описание содержания подготовки офицерских кадров дает лишь самое общее представление о его компонентах и структурных взаимосвязях между ними. В то же время конкретное наполнение каждого компонента представляет собой сложную, многоступенчатую процедуру, осуществляемую экспертной группой (квалифицированными специалистами) в соответствии с определенной логикой и критериями.

В целях повышения эффективности управленческого воздействия на оптимизацию процедуры формирования содержания подготовки офицерских кадров разработана соответствующая методика, которая наглядно может быть представлена в виде структурно-логической схемы (рис. 1.5).

Методика реализуется в несколько этапов, на каждом из которых решается круг задач, результаты которых являются основанием для перехода от предыдущего этапа к последующему. Наибольшая эффективность данной методики (по опыту апробации в системе дополнительного и послевузовского образования) достигается при совместном участии в ее реализации

Рис. 1.5. Структурно-логическая схема формирования содержания военно-педагогического образования (ВПО)

На 1-м этапе осуществляется выявление, анализ и учет факторов, определяющих содержание военно-педагогического образования. В настоящее время к наиболее значимым факторам следует отнести: политику государства и военного ведомства в области образования (подготовки офицерских кадров); состояние и перспективы развития современной науки, техники и вооружения; престиж военно-педагогического образования и стремление офицеров к его получению; государственные образовательные стандарты (общие требования и требования по педагогическим специальностям); состояние и перспективы развития системы подготовки офицерских кадров и потребности вузов в военно-педагогических кадрах.

Каждый фактор имеет собственные составляющие, которые должны быть выявлены, систематизированы и оценены с точки зрения их влияния на подготовку военно-педагогических кадров. Например, при оценке перспектив развития системы подготовки офицерских кадров необходимо учитывать такие процессы как: оптимизация сети и емкости вузов; сокращение перечня специальностей и специализаций подготовки офицерских кадров; интеграция на межродовом и межвидовом уровнях Вооруженных Сил РФ; тенденции к возрождению среднего военно-специального образования и другие.

На 2-м этапе на основе результатов факторного анализа осуществляется аттестация должностей преподавательского состава вузов с целью разработки (уточнения) профессиограммы военного педагога. Она представляет собой эмпирическое описание деятельности преподавателя, перечень решаемых задач и необходимых для этого знаний, навыков, умений и качеств личности.

Также важным на данном этапе является выявление и анализ типичных трудностей и наиболее распространенных ошибок, характерных для преподавателей как опытных, так и начинающих. Подобный мониторинг имеет целью осуществлять оперативную коррекцию содержания подготовки военно-педагогических кадров в интересах совершенствования образовательного процесса в вузах. Таким образом, профессиограмма является наиболее полным описание содержания деятельности преподавателя и особенностей ее осуществления в вузе. В этом смысле она наиболее полно отражаются потребности практики в совершенствовании подготовки военного педагога. Эти потребности оформляются в форме квалификационных требований, которые в Министерстве обороны выполняют роль ведомственного стандарта по военно-педагогическому образованию. Поэтому, наряду с государственным стандартом по педагогическому образованию, квалификационные требования являются обязательным документом, на основании которого формируется содержание подготовки военно-педагогических кадров. Качество и адекватность профессиограммы и квалификационных требований оцениваются экспертной комиссией, в которую должны входить представители заказчика, вузов и органов управления военным образованием. Кроме того, квалификационные требования согласовываются с органами управления военным образованием и утверждаются начальниками, которым подчинены вузы.

Содержанием 3-го этапа является определение (разработка) принципов и критериев отбора содержания военно-педагогического образования. В педагогической науке наиболее полно отработано несколько подходов (теорий) к отбору содержания образования: дидактического материализма; дидактического формализма; дидактического утилитаризма; дидактического единства; личностно-ориентированного обучения [212, 213, 214, 217, 218]. С учетом контингента обучающихся в военно-педагогических образовательных структурах (офицеры с высшим образованием в возрасте 30-34 лет), отбор содержания их образования целесообразно осуществлять на основе теорий дидактического единства и личностно-ориентированного обучения.

В качестве основных принципов формирования содержания военно-педагогического образования правомерно использовать следующие: соответствие содержания во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям общества, интересам личности и характеру будущей педагогической деятельности выпускников; систематичность и возможность комплексно-проблемного представления материала; единство содержательных, процессуальных и результативных компонентов образования; обеспечение воспитывающей и развивающей функций содержания обучения; структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования (учебный план, профессионально-образовательные программы, тематические планы). В основу формирования системы критериев отбора содержания военно-педагогического образования положен подход Ю.К. Бабанского [215]. По его мнению, основными критериями для отбора содержания основ наук являются: целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности; высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук; соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям обучаемым; соответствие объема содержания времени, отводимого на изучение учебных дисциплин; соответствие содержания имеющейся методической и материальной базе вуза; учет международного опыта построения содержания образования.

На 4-м этапе определяются: тип образовательного учреждения, в котором предполагается готовить военно-педагогические кадры (университет, академия, институт, магистратура, структуры послевузовского или дополнительного образования); форма обучения (очная, заочная); сроки обучения и бюджет времени; состояние учебно-материальной базы. Особого внимания требует анализ состояния научно-педагогических школ (направлений), по профилю которых должна осуществляться подготовка будущих преподавателей. Для их обучения должны отбираться наиболее опытные, квалифицированные педагоги, которые внесли весомый вклад в развитие психолого-педагогической науки и качеством подготовки офицерских кадровей предметной (научной) области.

В целях оптимизации содержания военно-педагогического образования важно также учитывать методологический и сервисный потенциал принятых в вузе концепций и теорий образования, обучения, воспитания, развития и психологической подготовки: закономерности, принципы, методы, способы и технологии преподавания и окачеством подготовки офицерских кадровения содержания образования; условия ^формирования навыков и умений его практического применения; возможности приобретения опыта творческой педагогической деятельности в обычных, нестандартных и экстремальных ситуациях; теоретические и прикладные основы формирования профессионально важных качеств личности военного педагога, его идеалов, убеждений, системы ценностных ориентиров и профессиональных позиций. И, конечно же, в подготовке военно-педагогических кадров необходимо использовать самые передовые и перспективные педагогические теории, концепции и технологии.

На 5-м этапе осуществляется непосредственная разработка содержания военно-педагогического образования, т.е. реальное информационное наполнение каждого из компонентов его структуры. Наиболее сложным является отбор содержания обучения преподавателей. Он предполагает определение перечня учебных дисциплин и объема научной информации, которую они должны содержать. Ориентирами в этой работе являются государственный стандарт по педагогическому образованию, квалификационные требования к профессионально-педагогической подготовке преподавателя вуза и бюджет учебного времени.

Перечень учебных дисциплин и время, отводимое на их изучение, отражаются в учебном плане, на основании которого разрабатываются профессионально-образовательные программы. В соответствии с методическими рекомендациями Управления подготовки офицерских кадров МО РФ в военно-учебных заведениях принята следующая структура профессионально-образовательной программы: целевая установка и формулировка учебной дисциплины; организационно-методические указания; введение; основные разделы и темы; заключение; распределение учебного времени по видам занятий [173, 174]. Однако применительно к подготовке военно-педагогических кадров могут реализовываться и другие формы учебных программ, например, форма, установленная Министерством образования для системы дополнительного образования [163].

Независимо от формы профессионально-образовательных программ,
основные задачи их разработчиков и экспертов качеством подготовки офицерских кадровдятся к следующему:

выполнение требований к минимуму содержания в соответствии с государственным стандартом по педагогическому образованию;

обеспечение выполнения квалификационных требований к профессионально-педагогической подготовке преподавательских кадров;

раскрытие (показ) межпредметных (внутрипредметных) связей между различными учебными дисциплинами (разделами, темами);

исключение дублирования учебного материала;

отражение особенностей проведения отдельных видов учебных занятий, подготовки курсовых работ и контрольных заданий.

Более детально содержание профессионально-образовательных программ по учебным дисциплинам раскрывается в тематических планах. Тематические планы разрабатываются наиболее опытными преподавателями, обсуждаются на заседаниях кафедр (предметно-методических комиссий) и согласовываются с другими кафедрами, участвующими в подготовке военно-педагогических кадров. Особое внимание в ходе согласования уделяется обсуждению механизмов реализации межпредметных связей: логика (последовательность прохождения учебных дисциплин, разделов и тем; условия и способы формирования профессионально-педагогических умений, навыков и качеств личности; возможности приобретения слушателями опыта творческой педагогической деятельности; методическое обеспечение контрольных заданий и курсовых работ, практик и стажировок, зачетов и экзаменов.

Квалификационные требования, учебный план, профессионально-образовательные программы и тематические планы согласовываются и утверждаются установленным порядком соответствующими начальниками. После этого они приобретают статус основных нормативных документов, регламентирующих организацию, содержание и методику подготовки военно-педагогических кадров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  2. Формирование экономической готовности курсантов ввузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете им.
  3. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов мчс россии к деятельности в чрезвычайных ситуациях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 14.00 ча­сов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105,
  4. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел

    Автореферат
    Защита состоится «29» января 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.04 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г.
  5. Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 31 октября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027 г.

Другие похожие документы..