Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
► Вы сможете принять участие в 45 мастерских-тренингах за 9 дней, причем вести их будут профессионалы, чьи гонорары на порядок превышают стоимость кон...полностью>>
'Лекции'
Виды занятий: лекции, семинары, самостоятельные аудиторные работы, самостоятельные внеаудиторные работы, самостоятельные творческие работы, подготовка...полностью>>
'Доклад'
Эмблема Фалунь. "Знаком нашего Фалунь Дафа является Фалунь. Фалунь представляет собой Вселенную в миниатюре. В других пространствах он также имее...полностью>>
'Документ'
Бүгін біздің қай-қайсымыздың да көңіліміздің төріне ықлым замандар қойнауынан мызғымастан мың жасаған айтулы Дастан мен ол жырлаған атақты Батыр тірі...полностью>>

Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Следует подчеркнуть, что 2005 год в области научной работы является осо­бым. Завершается выполнение перспективных пятилетних планов научной работы как Министерства обороны, так и военных вузов. С 2000 года по настоящее вре­мя Военный университет представил главным и центральным управлениям МО РФ 295 итоговых отчетов по комплексным научно-исследовательским работам, в том числе 54 в качестве головного исполнителя.

На сегодняшний день научный и преподавательский состав успешно ре­шает поставленные задачи. В то же время в университете существуют дополни­тельные возможности для повышения эффективности научного сопровождения образовательного процесса военных вузов.

Анализ количества научных исследований в военных вузах Вооруженных Сил показывает, что в них процент научно-исследовательских работ, проводи­мых в интересах совершенствования военно-профессионального образования, в основном соответствует требуемым показателям аккредитационных и аттестационных параметров.

Так, количественная характеристика научных исследований в Военном университете представлена в таблице 3.

Таблица 3 Количественная характеристика научных исследований проблем военно-профессионального образования в Военном университете

Категории НИР

Количество выполненных НИР по годам

2000

2001

2002

2003

2004

Военно-теоретические (военно-исторические, военно-энциклопедические) труды

5

2

3

1

-

Приоритетные (задан­ные) КНИР МО РФ, дру­гих федеральных орга­нов исполнительной власти

23

18

12

11

12

В том числе

Фундаментальные

12

5

7

6

3

Прикладные

16

15

8

6

8

Инициативные НИР ВУ (прикладные)

25

35

39

45

63

НИР в интересах совер­шенствования образова­тельного процесса

8

8

10

8

7

Всего НИР

53

55

54

57

75

Из таблицы видно, что за последние три года общее количество научных исследований в Военном университете уменьшилось, а НИР, проводимых в ин­тересах образовательного процесса, значительно возросло. Причем военно-учебные заведения проявляют больше заинтересованности в НИР по совершенствованию образовательного процесса, о чем свидетельствует повышение удельного веса инициативных научных исследований (в целом по военным ву­зам на 25-30 %). Эффективность научной работы, востребованность получаемых результатов руководящим и преподавательским составом университета в значи­тельной степени предопределяют темы проводимых исследований. Около 80% инициативных НИР проводятся в интересах совершенствования образователь­ного процесса.

В перспективном плане научной работы Военного университета на 2001-2005 гг. были выделены следующие приоритетные направления научных иссле­дований повышения эффективности военно-профессионального образования слушателей и курсантов:

  1. методология и методика профессиональной подготовки специалистов воспитательных структур, военных референтов-переводчиков, военных юристов;

  2. теория и практика морально-психологического обеспечения военно-профессионального образования офицерских кадров;

  3. повышение эффективности воспитательной работы со слушателями и курсантами и реализация воспитательного потенциала в их военно-профессиональном образовании;

  4. совершенствование правовых основ научного сопровождения военно-профессионального образования слушателей и курсантов военных вузов;

  5. окачеством подготовки офицерских кадровение наследия Вооруженных Сил России и использование его в обу­чении и воспитании слушателей и курсантов.

Важную роль в организации научного сопровождения военно-профессионального образования офицерских кадров играют ученые советы во­енных вузов и факультетов. Они обладают следующими полномочиями в об­ласти научной работы:

• рассмотрение результатов научной работы, состояния подготовки и аттестации НПК, военно-научной работы;

  • обсуждение организации и итогов приема на учебу адъюнктов, док­торантов;

  • утверждение тем диссертаций и тематики диссертационных иссле­дований на перспективу;

  • обсуждение проекта плана научной работы военного вуза на год;

  • заслушивание начальников кафедр о состоянии научной работы;

  • принятие решений по вопросам:

=> о целесообразности приема офицеров в докторантуру, прикрепле­ния соискателей и их перевода на должности СНС; => о целесообразности продолжения подготовки в докторантуре, пре­бывания на должности СНС, продление срока соискательства; => о целесообразности предоставления соискателям ученой степени

доктора и кандидата наук творческих отпусков; => о представлении научно-педагогического состава к прикачеством подготовки офицерских кадровению ученых званий. Вопросы состояния, организации и руководства НИР и подготовки НПК обсуждаются ежегодно на заседаниях ученых советов военных вузов. Так, за исследуемый период на рассмотрение Ученого совета Военного университета выносились следующие проблемы: состояние подготовки и аттестации научно-педагогических кадров; пути повышения эффективности научно-исследовательской и редакционно-издательской работы, подготовки и аттеста­ции научно-педагогических и научных кадров; состояние научной и редакци­онно-издательской работы в Военном университете и пути повышения ее эф­фективности; повышение эффективности руководства научной работой и под­готовкой научно-педагогических кадров; состояние научно-исследовательской работы, подготовки научно-педагогических кадров и пути повышения их эф­фективности в соответствии с требованиями комплексной оценки деятельности Военного университета и др.

Подведение итогов научной работы военных вузов осуществляется еже­месячно и по итогам календарного года. Отчеты о научной работе за год и пя­тилетие представляются в Военно-научный комитет ГШ .

Научное обеспечение военно-профессионального образования слушателей и курсантов военных вузов включает в себя: проведение поисковых, фундамен­тальных и прикладных исследований в интересах совершенствования образова­тельного процесса (заданные КНИР и инициативные НИР); разработку учебни­ков, учебных и учебно-методических пособий, подготовку дидактических мате­риалов (лекции, пособия, схемы, тесты и др.); проведение диссертационных ис­следований; подготовку монографий, авторефератов; издание научных статей, отчетов; рецензирование и экспертизу научных работ, подготовку заключений; военно-научную работу курсантов (слушателей); деятельность военно-научных кружков; участие в конкурсе на лучшую научную работу; сдачу кандидатских экзаменов; рационализаторскую, изобретательскую и патентно-лицензионную деятельность в интересах совершенствования образовательного процесса; созда­ние электронных программ и учебников, компьютерных технологий и программ, контролирующих и обучающих систем; научное содержание тематических пла­нов и программ; подготовку научно-педагогических и научных кадров через докторантуру, адъюнктуру, соискательство ученых степеней; сохранение науч­ных школ и научного потенциала военного вуза; подготовку преподавателей высшей школы; переподготовку и повышение квалификации, аттестацию педа­гогических кадров; разработку уставов, наставлений, инструкций, концепций, положений и других нормативных документов военного вуза, направленных на совершенствование образовательного процесса; подготовку и проведение науч­ных и научно-практических конференций, семинаров, творческих дискуссий; обобщение их результатов в интересах совершенствования военно-профессионального образования слушателей и курсантов.

Проведенное исследование показало, что тематика диссертационных ис­следований не всегда учитывает потребности и приоритеты деятельности по подготовке конкретных специалистов для факультетов и кафедр. Зачастую темы оп­ределяются, исходя из личных возможностей и интересов соискателей, а не инте­ресов военно-профессионального образования слушателей и курсантов военных вузов. Практические рекомендации диссертаций нередко разрабатываются в масштабе Министерства обороны. В них нет места конкретным методическим ре­комендациям по организации воспитательного и учебного процессов военных вузов. Учитывая данное обстоятельство, в последнее время их руководством проводится работа, направленная на сближение тематики НИР и диссертацион­ных исследований в целях совершенствования военно-профессионального обра­зования слушателей и курсантов военных вузов.

Ведущим кафедрам предстоит провести работу по определению тематики диссертационных исследований и других исследований на 2005-2010 гг. При грамотном подходе к этому вопросу данная тематика должна способствовать повышению эффективности военно-профессионального образования слушате­лей и курсантов. Поэтому представляется необходимым определять темы дис­сертационных исследований штатных адъюнктов и докторантов, исходя из ин­тересов военного вуза в области военно-профессионального образования офи­церских кадров.

Повышению эффективности научного сопровождения в интересах воен­но-профессионального образования слушателей и курсантов будет способство­вать увеличение числа кафедр и профессорско-преподавательского состава, не­посредственных участников научной работы.

В «Руководстве по организации работы военного вуза МО РФ» сказа­но, что участие в научной работе является служебной обязанностью руководя­щего, преподавательского и научного состава. В Военном университете годо­вой бюджет времени, отводимого на этот вид деятельности, для преподавате­лей кафедр гуманитарных и общественных наук составляет до 20%, военных и юридических кафедр - до 15%, филологических кафедр - до 10% всего слу­жебного времени, и его нужно использовать по назначению. Вместе с тем из

22 кафедр юридического и филологического профиля в выполнении научных исследований в области совершенствования военно-профессионального обра­зования слушателей и курсантов участвуют только три (кафедры военной ад­министрации, административного и финансового права, зарубежной военной информации и военной подготовки).

В то же время в университете есть преподаватели, которые фактически тратят больше установленного вышеуказанными нормативами времени на проведение научных исследований или подготовку учебных пособий. Для них целесообразно перераспределять учебную нагрузку в сторону уменьше­ния установленным порядком. С одной стороны, это будет способствовать повышению мотивации преподавательского состава, склонного к научной деятельности, занятию наукой, а с другой - выполнению кафедрами планов научной работы.

Целесообразно шире практиковать участие профессорско-преподавательского и научного состава в конкурсах научных трудов, в межву­зовских и международных конференциях, посвященных вопросам повышения эффективности военно-профессионального образования слушателей и курсан­тов военных вузов.

Создание стройной, оптимальной системы внедрения результатов научной деятельности в практику учебного процесса, воспитательной работы со слушате­лями и курсантами будет способствовать повышению качественных параметров выпускников военных вузов.

В соответствии с документами, регламентирующими научную работу, ре­зультаты научных исследований считаются реализованными, если их выводы и основные положения отражены в научных трудах, публикациях; использованы в учебниках и учебных пособиях; учтены в методиках, инструкциях для органи­зации образовательного процесса, научной и воспитательной работы, рекомен­дованных факультетам, кафедрам; использованы в документах Генерального штаба , главных штабов видов ВС, главных и центральных управлений.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что в Военном универ­ситете вопрос использования полученных научных результатов в повседневной деятельности остается проблемным. Вместе с тем в военном вузе имеются результаты исследований, содержащие рекомендации по совершенствованию учебного процесса, воспитательной работы с курсантами и слушателями. Соответствующие должностные лица могут применять имеющиеся методики и рекомендации в практической работе, однако эти рекомендации остаются только на бумаге. К тому же, как показало проведенное исследование, в Военном университете существует положительный опыт внедрения результатов научных исследований, зафиксированный в соответствующих актах приемки. Преподаватели используют их прежде всего в учебном процессе, в практике воспитательной работы. В связи с этим введение в практику защиты итоговых отчетов по НИР на заседаниях кафедр будет способствовать повышению качества научных исследований в области совершенствования военно-профессионального образования слушателей и курсантов военных вузов.

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены педагогические пу­ти эффективной реализации научного сопровождения военно-профессионального образования слушателей и курсантов военных вузов. Исхо­дя из содержания научной работы в военном вузе, основными из них автор счи­тает следующие:

1. Развитие поисковых, прикладных и фундаментальных исследований в области повышения эффективности военно-профессионального образования слушателей и курсантов военных вузов. Научный подход к организации воен­но-профессионального образования в военных вузах предполагает: создание современной системы организации и ведения научной работы; определение приоритетных направлений научных исследований и проведение конкретных НИР; внедрение результатов научных исследований в практику образователь­ного процесса; научно-методическое обеспечение военно-профессионального образования; оптимальное сочетание всех форм научных исследований на факультетах и кафедрах военных вузов и др.

За последние пять лет в Военном университете выполнялось 10 ком­плексных научно-исследовательских работ (КНИР) совместно с другими воен­ными вузами и 8 инициативных НИР в интересах повышения эффективности во­енно-профессионального образования слушателей и курсантов военных вузов1.

2. Эффективность и результативность научно-исследовательской работы военных вузов во многом зависит от ее целенаправленного и заблаговременно­го планирования. Научная работа в высших военно-учебных заведениях орга­низуется и проводится в соответствии с перспективным и годовым планами. Перспективным планом определяются основные направления научной работы военных вузов. В годовой план, разрабатываемый на календарный год на осно­ве перспективного, включаются темы, заданные генеральным заказчиком (за­казчиками), инициативные темы военных вузов, а также научные исследования,

См.: - Заданные КНИР: Разработка Положения о порядке проведения аттестации преподавательского состава военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, шифр «Деятельность»; Организационно-правовые основы внебюджетной дея­тельности образовательного учреждения, шифр «Перспектива-2»; Состояние и перспективы развития физической подготовки в военно-учебных заведениях на этапе реформирования Вооруженных Сил, шифр «Развитие»; Морально-психологическая подготовка слушателей и курсантов; система организации, технология ведения, шифр «Готовность»; Современная мо­дель организации воспитательной работы с курсантами ВУЗов МО РФ, шифр «Педагог»; Ис­следование проблем совершенствования гуманитарной подготовки курсантов и слушателей в ВУЗах МО РФ, шифр «Гуманитарий-2000»; Методологические принципы и технология соз­дания модульных учебных курсов и тестирование знаний дистанционного обучения, подго­товки и переподготовки специалистов МО РФ, шифр «Дидактика-Центр-М»; Методика оценки уровня профессиональной подготовки преподавательского состава и определения не­обходимой учебно-материальной базы ВУЗов, шифр «Методика-ПБ»; Совершенствование структуры военного образования офицерских кадров, шифр «Аттестация-2000»; Исследова­ние проблем совершенствования информационной подготовки курсантов и слушателей, шифр «Информатика-97»; Совершенствование оперативно-тактической подготовки слуша­телей (курсантов) в военно-учебных заведениях МО РФ, шифр «Тактика-97»;

- инициативные НИР: Жилищные права военнослужащих и их реализация в Военном университете, шифр «Гарантия»; Исследование учебных планов и программ Военного уни­верситета по военным дисциплинам, шифр "План"; Исследование форм, методов и средств обучения тактике общевойсковых частей и соединений в Военном университете, шифр «Вы­пускник»; Совершенствование воинского воспитания курсантов ВУЗов в современных усло­виях, шифр «Устав»; Разработка единых учебников для военных академий, университетов и институтов Вооруженных Сил РФ, шифр «Венок»; Комплексный (перспективный) план вос­питательной работы Военного университета, шифр «Комплекс»; Проблемы системной инте­грации среды обучения, шифр "Юрист-2000"; Научно-методическое обеспечение процесса воинского воспитания курсантов Военного университета, шифр "Методика" и др.

выполняемые на договорной основе с другими федеральными органами испол­нительной власти, предприятиями, организациями и учреждениями. Научная работа, проводимая на кафедрах и в научных подразделениях, планируется на календарный год на основе годового плана научной работы военных вузов.

Результаты научных работ, выполненных высшими военно-учебными за­ведениями в интересах совершенствования военно-профессионального образо­вания, считаются реализованными, если они использованы: при решении акту­альных вопросов военного образования, включены в уставы, наставления, по­ложения, руководства, инструкции и другие руководящие и нормативные до­кументы военных вузов; использованы при проектировании образовательного процесса в военных вузах, разработке учебных планов и программ по специ­альности, а также тематических планов по учебным дисциплинам; при созда­нии новых и модификации имеющихся образцов учебно-материальной базы, тренажеров, компьютерных классов и др.; в разработке проблем и практике во­инского обучения и воспитания курсантов и слушателей военных вузов; вне­дрены в содержание образовательного процесса высших военно-учебных заве­дений; использованы при написании учебников, учебных пособий, военно-теоретических трудов и монографий, включены в итоговые отчеты головных исполнителей.

Анализ практики научных исследований в Военном университете в ин­тересах повышения эффективности военно-профессионального образования офицерских кадров показывает, что результаты КНИР и инициативных научно-исследовательских работ, проведенных в 2004 году, реализованы в следующих формах: в предложениях для органов военного управления по совершенствова­нию нормативно-правовой базы образовательной деятельности в военных вузах Вооруженных Сил РФ1; в приказах начальника Военного университета по орга-

1 За 2001-2004 гг. в адрес Министерства обороны, Генерального штаба , Управления военного образования МО РФ, Главного управления воспитательной работы, Главной военной прокуратуры РФ, Юридической службы и др. направлено более 30 научно обоснованных и проверенных в ходе опытно- экспериментальной работы в Военном университете и других военно-учебных

низации образовательного процесса1; в положениях и иных документах, регу­лирующих образовательный процесс в университете2; в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, лекциях и других учебных материалах и др .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  2. Формирование экономической готовности курсантов ввузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете им.
  3. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов мчс россии к деятельности в чрезвычайных ситуациях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 14.00 ча­сов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105,
  4. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел

    Автореферат
    Защита состоится «29» января 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.04 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г.
  5. Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 31 октября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027 г.

Другие похожие документы..