Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Компания «Oracle СНГ» и консалтинговая группа «Борлас» внедрили в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) КИС на основе Oracle E-Busines...полностью>>
'Лекция'
Мой интерес к астрологии возник очень давно - в первую очередь, видимо, под влиянием родителей, людей очень необычных. Они всегда интересовались тем,...полностью>>
'Руководство'
7. Специальные призы: 1 место - среди ветеранов (1950 г.р. и старше), 1 место – среди шахматистов 1994-97 г.р. и 1 место - среди шахматистов 1998 г.р....полностью>>
'Закон'
Ткаченко Е.В. О месте договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в системе обязательств...полностью>>

Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2. Характеристика системы подготовки офицерских кадров как объекта управления

Исследование проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров непосредственно связано с проведением анализа самой системы подготовки офицерских кадров.

Система подготовки офицерских кадров в ее целостном проявлении складывается из совокупности подсистем, объединенных единым замыслом, концепцией функционирования для эффективного выполнения государственного заказа на подготовку кадров для силовых ведомств. Ее структурными звеньями как самостоятельными подсистемами выступают высшие военно-учебные заведения (вузы силовых ведомств), органы управления и обеспечения. Для достижения желаемой продуктивности управления качеством подготовки офицерских кадров необходимо создание концептуальных и технологических основ эффективного управления всеми процессами в системе подготовки офицерских кадров.

Результаты теоретического и эмпирического исследования системы подготовки офицерских кадров показывают, что она нуждается в мероприятиях по её совершенствованию, обусловленных следующими факторами:

во-первых, реализацией в отечественной системе образования положений Болонского процесса и формированием многоуровневого образовательного пространства страны, что требует интеграции системы подготовки офицерских кадров, в многоуровневую структуру образования России;

во-вторых, реформированием самой системы подготовки офицерских кадров, связанным с оптимизацией сети, емкости и организационно-штатной структуры военно-учебных заведений, а также сокращением перечня специальностей и специализаций подготавливаемых в них офицерских кадров;

в-третьих, наличием противоречий и недостатков непосредственно в системе подготовки офицерских кадров, которая в силу этого не способна удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других силовых ведомств в офицерских кадрах по численности, профилю и специальностям подготовки;

в-четвертых, прямой зависимостью качества подготовки офицерских кадров от эффективности управления всеми звеньями этой подготовки.

Названные факторы требуют проведения комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на совершенствование организационных, содержательных и технологических основ подготовки офицерских кадров. В связи с этим требуется раскрыть основные направления развития системы подготовки офицерских кадров в контексте решения задач обеспечения качества подготовки офицеров для Вооруженных Сил и других силовых ведомств.

В соответствии с общей теорией систем качественное развитие любой системы, независимо от ее природы и предназначения, может быть достигнуто на основе структурного и функционального состава. Результатом этих изменений выступают сохранение системой старых (необходимых) и приобретение новых (требуемых) свойств [28, 29, 30, 148, 170]. Как показывает анализ противоречий и недостатков существующей системы подготовки офицерских кадров, в целях ее развития необходимо осуществить как структурные, так и функциональные преобразования. В то же время полнота и глубина планируемых преобразований зависят от наличия соответствующих условий, прежде всего, социально-политических, экономических, организационно-управленческих, психолого-педагогических и др. В связи с этим, эффективное решение проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров представляется как гармоническое применение трех стратегий: минимальной, максимальной и промежуточной (сбалансированной).

Сущность управления при минимальной стратегии развития системы подготовки офицерских кадров заключается в сохранении и совершенствовании существующих ее элементов и взаимосвязей между ними. При этом, состояние системы подготовки военных кадров зависит от эффективности управления качеством подготовки этих кадров.

Соответственно, ведущим направлением совершенствования системы подготовки офицерских кадров является повышение её управляемости. Реализацию данного направления целесообразно осуществлять исходя из научного определения категории «управление», под которым понимается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности [185, 187]. Качественное решение этих задач возможно на основе формирования Государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров для силовых ведомств. Госзаказ позволяет перейти от директивного управления к взаимовыгодной договорной системе подготовки офицеров, что способствует повышению ответственности исполнителей и заказчиков за качество подготовки выпускников [175].

С учетом изложенного, под управлением качеством подготовки офицерских кадров следует понимать деятельность органов управления и других субъектов образовательного процесса вузов силовых ведомств по обеспечению качественной реализации государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров силовых ведомств в военно-учебных заведениях (учебных заведениях) силовых ведомств, как в целом комплекс мероприятий по обеспечению подготовки офицерских кадров на уровне современных требований, выполнению кадрового заказа по подготовке офицеров (сотрудников) в соответствии с квалификационными требованиями и государственными образовательными стандартами.

Совершенствование управленческого компонента системы подготовки офицерских кадров позволит преодолеть серьезные недостатки, имеющиеся в подготовке военных кадров. Например, именно из-за недостатков в управлении, отсутствия института "Заказчика" многие высшие военные звенья, особенно те, которые не имеют собственной адъюнктуры, не способны обеспечить коэффициент укомплектованности должностей преподавательского состава лицами с учеными степенями и званиями на требуемом уровне (55-60 %). В частности, анализ этой проблемы в системе подготовки офицерских кадров Вооруженных Сил показал, что из 82 вузов только в 29 названный коэффициент поддерживается на должном уровне (табл. 1.1.).

В 2001 году количество военно-учебных заведений, имеющих
укомплектованность преподавательских должностей учеными,

соответствующую уровню критериальных значений показателей государственной аккредитации составило 36% от общего числа образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. В целом укомплектованность преподавательских должностей учеными в 2001 году (доставила 50%, что на 2% меньше, чем в 1991 году (52%).

Таблица 1.1

Уровень укомплектованности преподавательских должностей лицами с учеными степенями и званиями в вузах на 1.07.2001 г. (в %)

Виды Вооруженных Сил, главные и центральные управления МО РФ

Укомплектованность учеными вузов (в %)

2000 г.

2001 г.

Ракетные войска стратегического назначения

65

67

Сухопутные войска

29

34

Военно-воздушные силы

51

51

Военно-Морской Флот

55

58

Ракетные войска и артиллерия

37

47

Войска связи

43

47

Инженерные войска

40

42

Войска РХБ защиты

41

43

Главное ракетно-артиллерийское управление

46

47

Главное автобронетанковое управление

21

26

Тыл

38

39

Главное военно-медицинское управление

68

67

Воздушно-десантные войска

13

25

Вузы подчиненные Генеральному штабу

42

44

Управление начальника строительства и расквартирования войск

48

53

Главное финансово-экономическое управление

36

41

Армейская авиация

8

20

Войсковая ПВО

37

47

Спортивный комитет МО РФ

64

56

В Министерстве обороны (в среднем)

47

50

Как показало исследование, один из результатов низкого уровня руководства КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ Вооруженных Сил заключается в том, что не обеспечивается профессиональная подготовка и переподготовка офицеров, назначаемых на преподавательские должности из войск.

В качестве основных путей реформирования управленческого компонента системы подготовки офицерских кадров выделяются следующие:

во-первых, усиление федеральной составляющей в управлении КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ за счет создания соответствующих заказывающих органов различных уровней;

во-вторых, формирование структуры исполнительных органов ^управления подготовки офицерских кадров на всех уровнях;

в-третьих, развитие общественной составляющей в управлении

подготовкой преподавателей за счет создания соответствующих совместных

учебно-методических объединений Минобороны и Минобразования России на региональном уровне.

В состав заказывающих органов должны входить федеральный орган, отвечающий за подготовку военных кадров в правительстве, а также кадровые органы Министерства обороны, видов Вооруженных Сил РФ, родов войск. В компетенцию заказывающих органов входит: разработка государственного заказа на подготовку военных кадров; прогнозирование перспектив развития системы подготовки офицерских кадров Минобороны; совершенствование учебно-материальной базы подготовки военных кадров; контроль уровня подготовленности выпускников военных учебных заведений.

Рис. 1.3. Иерархия органов управления подготовкой офицерского, преподавательского (научно-педагогического) состава в Минобороны

Исполнительные органы управления системы подготовки офицерских кадров должны включать, соответствующие направления (отделы, отделения), а также структурные подразделения, отвечающие за подготовку преподавательского состава непосредственно в образовательных учреждениях.

В их компетенцию должны войти следующие вопросы:

контроль качества реализации федеральной составляющей

государственного заказа, научно-методическое руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации преподавательского состава;

разработка нормативно-правовой базы функционирования и развития системы подготовки офицерских кадров;

организация фундаментальных, поисковых и прикладных исследований проблем профессиональной подготовки военных кадров;

координация и контроль деятельности нижестоящих органов управления КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ;

организация работы по комплектованию вузов Минобороны наиболее подготовленным руководящим составом по вопросам учебной, методической и научной работы;

организация работы по разработке учебных планов и программ подготовки военных кадров;

организация контроля выполнения планов подготовки научно-педагогических кадров и переподготовки преподавателей и распределение выпускников докторантуры и очной адъюнктуры.

Комплектование органов управления для организации работы по профессиональной подготовке военных кадров в образовательном учреждении определяется типом данного учреждения и особенностями структур, осуществляющих их подготовку. Исходя из этого определяются и конкретные задачи по управлению процессом профессиональной подготовки обучаемых.

К компетенции учебно-методического объединения, выполняющего определенные функции управления военных образованием, следует отнести решение следующих задач:

участие в разработке федерального компонента государственного заказа на подготовку педагогических кадров;

обсуждение проблем военного образования и разработка
соответствующих предложении органам управления;

разработка содержания профессионально-образовательных программ подготовки военных кадров в соответствии с потребностями .

Результаты анализа состояния системы подготовки офицерских кадров свидетельствуют, что она обеспечивает лишь сохранение и совершенствование существующих компонентов системы подготовки военных кадров, которая в основном отвечает требованиям сегодняшнего дня и согласуется с преобразованиями, проводимыми в настоящее время в системе подготовки офицерских кадров.

Главным недостатком минимальной стратегии и практики управления системой подготовки офицерских кадров является отсутствие перспективной направленности. То есть, она не учитывает основные тенденции в развитии образовательных систем и не прогнозирует изменения, возникновению которых они способствуют применительно к системе подготовки офицерских кадров. Имеющиеся противоречия могут быть устранены в рамках развития КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ.

Сущность управления при максимальной стратегии развития системы подготовки офицерских кадров заключается в осуществлении мероприятий, обеспечивающих ее кардинальное реформирование. Причем основные преобразования должны коснуться сети образовательных структур и системы управления ими.

С точки зрения перспектив развития системы подготовки офицерских кадров, представляются реальными несколько моделей совершенствования КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ Вооруженных Сил.

Предлагаемый вариант построения сети военно-учебных заведений (образовательных структур) имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, предусмотрено существенное расширение специальностей, в том числе на основе овладения базового профессионально-педагогического образования основной частью преподавателей, которые в настоящее время назначаются из войск без всякой переподготовки. Это, прежде всего преподаватели оперативно-тактических (тактико-специальных), военно-:технических (военно- специальных) и общевоенных дисциплин.

Другая часть преподавателей должна готовиться в адъюнктуре (очной,
заочной), назначением которой является подготовка высококвалифицированных научно-педагогических кадров для замещения должностей преподавательского состава, комплектуемых лицами с учеными степенями и званиями. Основной задачей факультетов (курсов) переподготовки и повышения квалификации является обеспечение непрерывного роста научно-педагогической квалификации всего преподавательского состава вузов.

Во-вторых, предлагаемый вариант предусматривает оптимизацию деятельности существующих военных учебных заведений. В них складывается многолетний конструктивный опыт и богатейшие военно-профессиональные традиции. Думается, что наметившаяся тенденция по оптимизации подготовки военных кадров приобретает устойчивый поступательный все более конструктивный характер. Вместе с тем, не все имеющиеся противоречия и трудности преодолеваются успешно. Так нельзя ставить на грань ликвидации уникальные военно-учебные заведения только из-за финансовых или иных трудностей, имеющих временный характер.

Целесообразность сохранения целого ряда военно-учебных заведений обусловлена необходимостью использования богатейшего опыта подготовки военных кадров, накопленного в данных военно-учебных заведениях. Он проверен практикой и представляет собой теоретико-методологическую и прикладную базу для формирования организационно-педагогических основ подготовки военных профессионалов в новых условиях.

В-третьих, оптимизированный вариант сети военных учебных заведений, согласуется с многоуровневой структурой образования России и отвечает требованию диверсификации образовательных функций в КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ. Это расширяет возможности офицеров, склонных к педагогической деятельности, в выборе собственной образовательной траектории для получения профессионально-педагогической подготовки. В определенной мере подобный подход позволит преодолеть наметившуюся тенденцию к Старению военно-педагогических кадров и будет способствовать (Обеспечению качеством подготовки офицерских кадровевременности и преемственности в обновлении научно-педагогических и научных школ

Отмеченные достоинства перспективной сети военно-педагогических образовательных структур свидетельствуют о возможности создания на ее основе оптимальной системы подготовки офицерских кадров, отвечающей современным требованиям и перспективам развития военной школы. Для успешного руководства данной системой достаточно провести комплекс мероприятий по реформированию управленческого компонента, предусмотренного минимальными действиями и затратами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  2. Формирование экономической готовности курсантов ввузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете им.
  3. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов мчс россии к деятельности в чрезвычайных ситуациях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 14.00 ча­сов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105,
  4. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел

    Автореферат
    Защита состоится «29» января 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.04 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г.
  5. Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 31 октября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027 г.

Другие похожие документы..