Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель: Познакомить учеников с необходимыми организму молочными продуктами, продуктами для нормальной работы пищеварительной системы; познакомить с пра...полностью>>
'Конкурс'
Конкурс проводится в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2011 года № 462 «О проведении конкурса «Лу...полностью>>
'Конкурс'
1.4. Посадова особа замовника, відповідальна за проведення закупівлі (прізвище, ім'я, по батькові, посада та адреса, номер телефону та телефаксу із за...полностью>>
'Публичный отчет'
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. ...полностью>>

Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2) уточнены особенности управления качеством подготовки офицерских кадров в современных условиях и сформулированы требования к совершенствованию его содержания и организации с учетом реализации современных тенденций развития образования и военного дела;

3) уточнен понятийный аппарат, теория педагогики, профессионального образования обогащена представлениями о сущности, содержании, функциях, принципах, условиях управления качеством подготовки офицерских кадров;

4) выделены критерии, показатели и уровни управления качеством подготовки офицерских кадров (признаки эффективности деятельности руководителей, профессорско-преподавательского состава, других должностных лиц органов управления и вузов, позволяющие выявлять степень соответствия реальной подготовки офицеров выдвигаемым требованиям);

5) определены организационно-педагогические условия обеспечения эффективности управления качеством подготовки офицерских кадров; разработана модель управления качеством подготовки офицерских кадров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на решение проблемы повышения эффективности профессионального образования, подготовки военнослужащих, сотрудников других силовых ведомств, личностное и профессиональное развитие офицерских кадров, формирование их профессиональной компетентности, обеспечение уровня подготовленности, необходимого для решения стоящих задач в области обороны и национальной безопасности. Практические результаты исследования и рекомендации позволяют системно проводить работу по управлению качеством подготовки офицерских кадров. Разработанная концепция управления качеством подготовки офицерских кадров, модель, алгоритм, технология, критерии и показатели эффективности могут быть использованы в образовательном процессе вузов силовых ведомств, в системе военного образования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечены теоретико-методологической проработанностью проблемы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью методик; репрезентативностью выборки; качественным и количественным анализом; статистической обработкой материалов; экспертизой, компетентной экспертной оценкой специалистами, публикацией и практической проверкой основных результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов. Полученные научные результаты и экспериментальные данные докладывались автором: на межвузовских научно-теоретических и практических конференциях в городах Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Тюмени, Кирове; на учебно-методических сборах, совещаниях, сборах и семинарах руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов силовых ведомств в 2000-2008 годах.

Выводы, рекомендации и обобщения по актуальным проблемам управления качеством подготовки офицерских кадров использованы при разработке Программы совершенствования управления качеством подготовки офицерских кадров, и в ряде изданных руководящих документов. Они внедрены в образовательный процесс ряда вузов и органов управления. Основные положения нашли отражение в публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

На защиту выносится педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров, которая представляет собой совокупность обобщенных положений, систему научных взглядов на понимание сущности, содержания, технологии и организации управления качеством подготовки офицерских кадров, а также особенности деятельности субъектов этого процесса в ходе его осуществления.

Основными положениями данной концепции являются:

характеристика современного состояния и основные тенденции развития подготовки офицерских кадров в Российской Федерации (реализация компетентностного, субъект-субъектного, системного подходов и положений Болонского процесса в подготовке кадров для силовых ведомств);

совокупность современных требований к качествам офицерских кадров: профессиональная компетентность, профессионализм, подготовленность к успешной профессиональной деятельности; военно-профессиональная (профессиональная) направленность; гуманизм и уважение личности во­еннослужащего (сотрудника); за­конность профессиональной деятельности, её осуществление на правовой основе; реализация возможностей для слу­жебного роста, профессионального и личностного развития офицерских кадров; соблюдение статуса военнослужащих и др.;

сущность подготовки офицерских кадров как целена­правленного и организованного военно-педагогического процесса по формированию у обучающихся в вузах силовых ведомств научных знаний, навыков и умений, профессионально важных качеств, готовности к профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначе­нием; структура подготовки офицерских кадров, включающее в себя учебную, воспитательную, ме­тодическую, научную работу и служебную деятельность;

управление качеством подготовки офицерских кадров как комплекс мероприятий, профессиональная деятельность руководящего и педагогического составов, других должностных лиц органов управления и вузов силовых ведомств по обеспечению подготовки офицерских кадров на уровне современных требований, выполнению кадрового заказа по подготовке офицеров (сотрудников) в соответствии с квалификационными требованиями и государственными образовательными стандартами;

основные элементы системы управления качеством подготовки офицерских кадров: субъекты и объекты, цели и задачи, функции, закономерности, принципы, методы, приемы, средства, формы, виды, этапы управления качеством подготовки офицерских кадров, диагностики и контроля результатов подготовки;

принципы управления качеством подготовки офицерских кадров: целостность, системность, устойчивость, многофункциональность, инновационность, инвариантность, управляемость, ди­намичность, информационность, адаптивность и др.;

организационно-педагогические условия эффективности управления качеством подготовки офицерских кадров, включающие: научное и методическое сопро­вождение процесса управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств; совершенствование организации и управления качеством профессионального образования офицерских кадров в учебных заведениях; учет особенностей подготовки и деятельности офицерских кадров при построении и реализации моделей, алгоритмов и технологий управления качеством; проведение диагностики и оценки качества подготовки офицерских кадров с использованием обоснованных методов, методик, критериев и показателей; обеспечение совершенствования организационно-управленческих, профессиональных, психолого-педагогических качеств руководящего и научно-педагогического состава учебных заведений силовых ведомств как субъектов системы управления качеством подготовки офицерских кадров; целенаправленность, системность и инновационность управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств;

критерии, показатели и уровни управления качеством подготовки офицерских кадров (признаки эффективности деятельности руководителей, профессорско-преподавательского состава, других должностных лиц органов управления и вузов, позволяющие выявлять степень соответствия реальной подготовки офицеров выдвигаемым требованиям).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвигаются гипотеза и выносимые на защиту положения, характеризуются методологическая основа, методы, этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Управление качеством подготовки офицерских кадров как предмет педагогического исследования» обоснована методология исследования; дана характеристика системы подготовки офицерских кадров как объекта управления; проведен историко-педагогический анализ проблем управления качеством подготовки офицерских кадров в России; рассмотрено состояние подготовки офицерских кадров в Российской Федерации; представлен педагогический анализ подготовки офицерских кадров в учебных заведениях зарубежных стран; рассмотрены современные подходы к управлению качеством образования.

Первоочередным элементом проведения исследования научной проблемы является определение его методологии. Определение методологии педагогического исследования важной научно-практической проблемы имеет целью обобщение и систематизацию имеющихся концепций, подходов к изучению педагогической теории и практики и, на этой основе, выделение наиболее оптимальных подходов и путей исследования выделенной проблемы.

Таким образом, научное исследование осуществляется в соответствии с теми или иными методологическими установками. Выбор той или иной методологической ориентации во многом зависит от целей и задач конкретного исследования, принадлежности ученого к определенной научной школе, а также от его собственных творческих устремлений.

Под научными исследованиями проблем высшей военной школы принято понимать «…специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта» (47, С.179). При этом в ходе исследования «необходимо стремиться к выявлению внутренних связей и отношений, вскрывать закономерности и движущие силы развития процессов или явлений» (47, С.179). При этом в теоретическом плане «… важно сочетание системного и деятельностного подходов реализации методологических принципов исследования» (40, С.12).

Важность определения методологии исследования проблем управления качеством подготовки офицерских кадров обусловлена не только задачами научного поиска и совершенствования отечественного военного образования в современных условиях, но и отсутствием достаточных теоретико-методологических, организационно-педагогических и прикладных основ организации такого управления.

Главное предназначение образовательных систем всегда состояло в подготовке человека к жизни и труду в избранной сфере. Вместе с тем, изучение такой существенной стороны этих систем как управление их деятельностью в целом и непосредственно управление качеством, в том числе в ходе подготовки офицерских кадров, в педагогической теории стало осуществляться сравнительно недавно [20,43,90,140,149, 168 и др].

Проведенный анализ показывает, что в педагогических исследованиях в основном решались узкие методические задачи проблемы управления относительно различных сторон функционирования системы образования, что позволило получить отдельные знания. При этом, однако, не была создана общетеоретическая база для системного решения управленческих проблем в вопросах обеспечения качества подготовки офицерских кадров.

Для успешного решения проблемы совершенствования управления качеством подготовки офицерских кадров силовых ведомств представляется важным провести анализ состояние круга составляющих эту проблему вопросов, выявить имеющиеся достижения, недостатки, противоречия и определить концептуальные положения более продуктивного решения выделенной проблемы.

На основе проведенного анализа установлено, что проблема управления качеством подготовки офицерских кадров для силовых ведомств России в современных условиях не стала в полной мере предметом специальных исследований и не решена на концептуальном уровне. Общие подходы к ней рассматривались на философском уровне [3, 65, 102,131, 259 и др.]. Отдельные стороны данной проблемы анализировались педагогической наукой [5, 32, 62, 107, 144, 154, 226 и др.], психологией, социологией и другими науками [12, 16, 77, 90, 149, 170, 199, 260 и др.].

В научном познании в современных условиях происходит как дифференциация знаний, так и их интеграция. Сложность и многогранность проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров требует для её решения объединения усилий, интеграции различных областей знаний.

Таким образом, выбор методов и процедур исследования может быть осуществлен в следующей логике - выделение сильных и слабых сторон современных систем образования, подготовки офицерских кадров и управления ими; выявление продуктивного опыта исследования проблем управленческой и педагогической деятельности в сфере подготовки офицерских кадров и дополнение его новыми инновационными подходами; определение психолого-педагогического подходов к познании проблемы исследования и выбор в соответствии с ними эффективных методов и методик и их применение для достижения цели диссертационного исследования.

Определение методологии и разработка исследовательских оснований изучения проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров в целом предусматривает:

выявление ключевых положений современных концепций познания и образования и определение на этой основе методологических подходов к проведению исследования;

определение основных областей теоретических знаний и эмпирического опыта по проблеме управления качеством подготовки офицерских кадров и на этой основе уточнение и при необходимости введение понятий и категорий;

перевод наиболее общих научных идей и положений в конкретную программу исследования, а также формирование инструментария и порядка его применения для достижения цели диссертации.

Прежде всего, важно определиться с пониманием категории «методология». Современная наука рассматривает методологию в широком и узком смысле. В первом значении методология - это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач. Они отражают концептуальную, мировоззренческую позицию исследователя. Вместе с тем, это и учение о методе, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности [6, 78,93,105,204,230,254 и др.].

Методология в узком смысле этого слова есть учение о методах научного исследования. Прикладное значение имеет членение методологии, основанное на представлении о «различных уровнях методологического анализа» [11- С.165]. В общем виде различают философскую, общенаучную и специально-научную методологию.

Под методологией, как считает И.Ф.Харламов, «понимается совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений» (48, С.26).

Заслуживает внимания точка зрения В.И.Загвязинского на методологию как учение об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогических исследований (51, С.10).

Для научных и, непосредственно, педагогических исследований весьма значимым является высказанное А.В.Барабанщиковым мнение о том, что «методология характеризует подход исследователя к анализу действительности. Она входит в саму ткань исследования, проявляется в его замысле, методике и результатах» (47, С.179).

А.А.Реаном, Н.В.Бордовской и С.М.Розумом сформулировано следующее понимание методологии: «Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. В зависимости от предмета данной науки, она воплощается в конкретно-научной методологии» (26,С.24). Н.В.Бордовская под методологией педагогического исследования понимает «направление в методологии педагогики, раскрывающее идеи, принципы, методы, логику и технологию организации и проведения педагогического исследования, критерии оценки его качества» (53, С.496).

Анализ диссертационных работ, научной литера­туры показывает, что в исследованиях последних лет активно использу­ется уровневый подход к методологическому анализу педагогического знания. В психолого-педагогических исследованиях подготовки офицерских кадров данный подход также нашел широкое распространение. Такой подход базируется на сделанном в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века выводе о том, что «методология … военной психологии и педагогики – единая система знаний разноуровневого характера» (54, С.144).

Группой военных педагогов под руководством А.В.Барабанщикова была разработана содержательно-функциональная концепция анализа знаний в области психологии и педагогики высшей военной школы (47, С.165-167). Данная концепция была реализована в ряде педагогических исследований (30; 41; 55; 56; 57). В качестве инструмента исследования, реализующего данную концепцию, выступают уровни анализа знаний: гносеологический; мировоззренческий; научно-содержательный; логи­ко-гносеологический; научно-методический; технологический.

Достоинством содержательно-функциональной концепции, как методологии научного исследования, является обеспечение диалектичес­кого характера познавательно-преобразовательной деятельности, осуществляемой в ходе ее реализации. Каждый уровень предусматри­вает методологический анализ определенной совокупности научных знаний. В результате проведения последовательного поуровневого анализа достигается синтез этих знаний.

Проведенный анализ показал, что достаточно продуктивной для исследования проблем управления качеством подготовки офицерских кадров является содержательно-функциональная концепция анализа педагогического знания, предложенная А.В.Барабанщиковым. Названная концепция положена в основу определения методологии исследования проблем в настоящей работе.

В то же время, учитывая системный характер проблемы подготовки офицерских кадров, целесообразно проведение ее комп­лексного, всестороннего, системного исследования с применением разнообразных научных знаний.

Основным принципом системного исследования в науке является системный подход, который означает изучение совокупности элементов системы, находящихся в связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. В.П.Давыдов отмечает, что «…системный подход – это метод раскрытия всеобщих характеристик объекта: системы, структуры, функций» (40, С.12).

В качестве общих характеристик системы выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. (59, С.10). Следует пояснить эти характеристики.

1. Целостность - некачеством подготовки офицерских кадровдимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части ее качеством подготовки офицерских кадровйств как целого.

2. Структурность - связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.

3. Взаимосвязь системы со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.

4. Иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему.

5. Множественность описания - каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений.

Понимание требований системного подхода предопределяет методологию и стратегию современного педагогического исследования.

При этом в определении методологии исследования проблем управления качеством подготовки офицерских кадров также является важным учитывать предложенные Н.В.Кузьминой подходы к анализу педагогических систем. Исходя из того, что педагогическую систему Н.В.Кузьмина рассматривает как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения» (58, С.10), данный подход, на наш взгляд, можно определить как структурно-функциональный.

Особо следует выделить в качестве методологического основания исследования проблем подготовки офицерских кадров предложенный Б.Г.Ананьевым комплексный подход, который предполагает изучение компонентов личности, которые относятся к разным уровням развития (9).

В целом, учитывая сложный, многоаспектный характер проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров, целесообразно проведение ее комплексного, всестороннего исследования с применением разнообразных научных знаний, средств и способов.

При этом особо важным является обеспечить комплексный и системный характер познания взаимодействия управленческой и педагогической деятельности по подготовке офицерских кадров. Такое познания предусматривает проведение системного анализа для получения соответствующего научного знания. В результате проведения последовательного поуровневого анализа достигается синтез этих знаний, комплексный анализ исследуемой проблемы и формирование совокупности научных положений, обеспечивающих развитие теории и практики управления качеством подготовки офицерских кадров, в том числе разработку педагогической концепции управления качеством подготовки офицерских кадров.

Учитывая сложный, многоаспектный характер исследуемой проблемы, представляется правомерным ее изучение на трех уровнях. Такой подход основывается на диалектической взаимосвязи философских, общенаучных и частнонаучных подходов, которые описываются категориями всеобщего, особенного, единичного и интегративного - целостного. Каждый уровень представлен соответствующими принципами и методами исследования, которые различаются по степени общности и взаимной соотнесенности.

Первый уровень (философский) в процессе научного исследования проблемы управления качеством подготовки офицерских кадров дает возможность выявить всеобщие связи в соответствии с принципами детерминизма и причинной обусловленности. В совокупности реализация данных принципов в ходе исследования призвана обеспечить его всесторонность и объективность, тесную связь теории с практикой, единство исторического и логического в ходе познания, а также его творческий характер.

На базе всеобщих философских выводов сложились методологические принципы конкретных наук, в том числе и педагогики. Представляется, что применительно к проблеме управления качеством подготовки офицерских кадров наиболее востребованными являются результаты психолого-педагогического исследования. Именно педагогика и психология в предмете своего научного познания оптимально объединяют изучение как деятельности (профессии), так и ее субъекта (человека). Поэтому второй уровень методологии анализа должны составить принципы педагогики, определяющие методологию исследований в рамках данной науки. На их основе представляется возможным всесторонний анализ интересующих сторон исследуемой проблемы. Этот второй методологический уровень рассматривается в настоящем исследовании в качестве базисного, основного.

Важным представляется также выделение и изучение всех составляющих элементов управления подготовкой офицерских кадров. Такая частная задача реализуется в соответствии с методологией исследования на третьем уровне. К ее решению привлекаются усилия и возможности многих заинтересованных наук, научных направлений, теорий и концепций. Третий уровень дает возможность раскрыть не только природу составляющих звеньев исследуемой проблемы, но и правильно определить характер взаимосвязей между ними, определить внутренне присущие ей закономерности.

Анализ практики психолого-педагогических исследований, проведенных за последние годы, показывает, что наиболее продуктивными и приемлемыми для изучения избранного объекта можно считать принципы системности, комплексности, детерминизма, развития, единства внешних воздействий и внутренних условий, активности участников образовательного процесса, единства психики и деятельности, субъект-субъектный подход.

Исследование проблемы управления качеством в образовательных системах, как целостного феномена, предполагает изучение путей, условий и факторов деятельности должностных лиц, оценку роли каждого из них, выявление связей элементом процесса подготовки и взаимоотношений в коллективах вуза, тенденций и возможных направлений совершенствования. Здесь необходимо применение методологических оснований всех трех уровней. Вместе с тем главная цель исследования состоит в поиске научно обоснованного решения, которое было бы приемлемо для реальной практики. Следовательно, важная функция методологии раскрывается в ее интегративной роли, обеспечивающей единство познания всех уровней с педагогической практикой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  2. Формирование экономической готовности курсантов ввузов 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 243. 12 при Саратовском государственном университете им.
  3. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов мчс россии к деятельности в чрезвычайных ситуациях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 29 марта 2012 г. в 14.00 ча­сов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105,
  4. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел

    Автореферат
    Защита состоится «29» января 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.04 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г.
  5. Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 31 октября 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.226.01 при ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия» по адресу: 654027 г.

Другие похожие документы..