Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
Простейшие методы решения трансцендентных уравнений: метод деления отрезка пополам, метод хорд, метод парабол, метод касательных (Ньютона), метод сек...полностью>>
'Конкурс'
Участие в школьном конкурсе презентаций о физминутках. 5. Прогул урока физической культуры . Количество пропущенных уроков по болезни. . Социально-ку...полностью>>
'Кодекс'
Что изменилось в уплате подоходного налога? В каких случаях применяется новая ставка 17 процентов? Кому нужно подавать декларацию по итогам 2011-го и...полностью>>
'Документ'
Проблема уровней научного знания - одна из главных тем современной философии науки. Традиционно принято выделять два основных уровня: эмпирический и ...полностью>>

Корякова Вера Васильевна доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Почетный работник сферы молодежной политики, Лауреат международных и всероссийских конкурс

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Институт МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

В.В.Корякова

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Учебно-методический комплекс для студентов,

обучающихся по дисциплине

«История и теория массовых праздников»

Специальность 070209. 65

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»

Тюмень

2010

Полное название работы: «История и теория массовых праздников».

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и теория массовых праздников»» для студентов 1, 2 курсов ОДО и ОЗО специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников, специализации «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель».

Составитель: Корякова Вера Васильевна

доцент кафедры режиссуры

театрализованных представлений и праздников,

Почетный работник сферы молодежной политики, Лауреат международных и всероссийских конкурсов сценарно-режиссерского мастерства.

Рецензенты:

Л. В. Демина, директор института музыки, театра и хореографии, к/ искусствоведения

Г. Б. Большакова режиссер-педагог МАОУ ДОД « Центр детского творчества «Аленушка», Почетный работник общего образования, Лауреат международных и всероссийских конкурсов сценарного мастерства и ведущих развлекательно-игровых программ.

Краткая аннотация:

Учебно-методический комплекс соответствуют требованиям государственного

образовательного стандарта и типового учебного плана.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по курсу «История и теория массовых праздников», основное содержание и формы контроля по курсу, перечень необходимой литературы к занятиям, задания для самостоятельной работы, темы курсовых и дипломных работ, семинарских занятий, тесты и игровые задания, учебно-методические материалы, глоссарий.

При составлении учебно-методического комплекса использованы материалы из учебных пособий, учебно-методических комплексов и рабочих программ Л. Н. Лазаревой, О. Л. Орлова, Д. М. Генкина, И. Г. Шароева.


Оглавление

Оглавление 3

I. Рабочая учебная программа дисциплины 4

1.1.Пояснительная записка 4

1.2.Цель данной дисциплины 4

1.3.Задачи дисциплины: 4

1.4. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста. 5

1.5. Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника конкретной специальности (с учетом квалификации) направления: 5

1.6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. 7

1.7. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий 8

1.7.1 Тематический план изучения дисциплины (очное отделение) 8

1.7.2 Тематический план изучения дисциплины (заочное отделение) 13

1.8. Содержание дисциплины. Тематический обзор лекций. 15

1.9. Примерная тематика семинарских занятий 34

1.10. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и выполнения контрольных работ. 44

1.11. Круг проблем и примерные темы курсовых и дипломных работ по дисциплине «История и теория массовых праздников» 47

1.12. Формы промежуточного и итогового контроля 49

1.13 Вопросы для подготовки к зачетам и экзаменам. 50

1.14. Список рекомендуемой литературы по дисциплине 54

II. Методические указания к курсовой работе, семинарским занятиям 65

III. Дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации 70

IV. Глоссарий 90

I. Рабочая учебная программа дисциплины

    1. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс предназначен для оказания учебно-методической помощи студентам, при освоении ими дисциплины «История и теория массовых праздников».

За многие века своего развития человечество накопило большой и интересный опыт в организации досуга, проведении разнообразных празднеств. Исторический срез прошлого позволяет сделать вывод о том, что массовые праздники по своей природе – явление глубоко традиционное в культуре. Оставаясь неизменными в своих сущностных проявлениях, формах деятельности они всегда занимали и занимают прочное место в социокультурной сфере разных стран. Ценность праздничной культуры в том, что в любой исторической эпохе она выполняла главную и основную миссию – делала жизнь человека эмоционально насыщенной, интересной, содержательной. Мы сегодня владеем большим информационным историческим материалом, который обогащает нашу культуру и который может быть использован не только в обучении студентов, но и в повседневной технологической практике культурно-досуговой и сценарно-режиссерской деятельности. Изучить этот опыт – значит усвоить специфическую художественную основу, теорию, методику и принципы организации многообразных форм социально- культурной и досуговой деятельности, что и помогает создавать новые формы массовых праздников, театрализованных представлений, обрядов и ритуалов.

Дисциплина «История и теория массовых праздников» изучается в течение 2-х лет (1-4 семестры), в объеме 300 часов: из них 136 часов аудиторной работы (68 часов лекционных и 68 часов семинарских занятий), 164 часа самостоятельной работы студентов. В течение 1, 2 семестров в конце каждой изучаемой темы проводится аттестация студентов преподавателем (в форме коллоквиумов, тестирования, анкетирования, контрольных творческих работ и творческих проектов, практических заданий, промежуточных мониторингов, в форме зачетов, экзаменов, итоговой диагностики). Первый и третий семестры завершаются зачетами, второй – экзаменом, четвертый – экзаменом и курсовой работой. На 2-ом курсе изучение массовых праздников опирается на знание исторических закономерностей и нацелено на изучение основных теоретических аспектов современного праздника (используется исторический материал, современный практический опыт).

Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. В первой части представлен теоретический курс по основным проблемам современных знаний по истории и теории массовых праздников; темы семинарских и практических занятий с освещением основных вопросов для студентов, во второй – методические указания к курсовой работе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (тесты), глоссарий.

    1. Цель данной дисциплины

состоит в формирование у студентов научных знаний об институте праздника как уникальном знаке культуры, обучении методике анализа, организации и проведения современных массовых праздников 21 века.

    1. Задачи дисциплины:

– дать развернутую картину развития института праздника от эпохи палеолита до наших дней;

– сформировать представление об основных теоретических положениях функционирования института праздника в социо-культурном пространстве;

– научить выделять значимые события, требующие художественного осмысления и моделировать современные праздники, опираясь на знание основных морфологических единиц

- изучить современное состояние и развитие праздничной культуры в России, странах мира, Тюменском регионе и сформировать практические навыки и умения сценарно-режиссерских технологий организации основных современных форм празднично - досуговой деятельности

- научить студентов анализировать на основе полученных знаний, давать аргументированную оценку процессам, происходящим в современной праздничной индустрии, обосновывать и выражать свою позицию к историческому прошлому праздничной культуры.

1.4. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста.

В учебном процессе данный учебно-методический комплекс обеспечивает материалами и становится важным звеном в подготовке будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников и тесно переплетается с дисциплинами: «Теория и практика режиссуры театрализованных представлений», «Теория драматургии и основы сценарного мастерства», «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Учебно-практические занятия по сценарному мастерству». Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и теория массовых праздников» в ряду специальных дисциплин, формирующих профессиональное мастерство режиссера театрализованных представлений и праздников занимает одно из ведущих мест. Дисциплина тесно связана с режиссурой, сценарным мастерством, историей и теорией культуры, этнологией, культурологией, семиотикой. Логика учебной дисциплины предполагает взаимодействие с общенаучными предметами, а также со специальными дисциплинами. Дисциплина предназначена дать общую картину становления и развития исторических тенденций массового праздника, раскрыть массовый праздник как комплексное многостороннее, полифункциональное явление, находящееся на стыке социологии, педагогики, социальной психологии, эстетики, культурологии.

1.5. Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника конкретной специальности (с учетом квалификации) направления:

Дисциплина «История и теория массовых праздников» направлена на овладение хрестоматийным материалом и на изучение первоисточников, а также изучение опыта в организации досуга, проведении разнообразных празднеств. Важное место в обучении отводится практическим занятиям, анализирующим преломление основных теоретических положений в организации массовых праздников, самостоятельному рецензированию современных массовых театрализованных мероприятий. Студентам необходимо выявить, классифицировать, рассмотреть содержание и отобрать наиболее важные, значимые формы празднично - досуговой деятельности, а также обряды, ритуалы, развлечения, которые использовались людьми в практике свободного времени конкретного исторического периода.

Программа предусматривает проведение лекционных, семинарских, практических занятий и самостоятельную работу студентов. В курсе предлагаемого для студентов лекционного материала отобраны наиболее важные и необходимые сведения из содержания, выделены отличительные признаки и специфические особенности излагаемых понятий, дается материал, который вызывает затруднения у студентов. Лекции обязательно дополняются самостоятельной работой студентов. Формой проверки такой постоянной работы является собеседование по прочитанной литературе, письменные задания, прививающие будущим режиссерам интерес к теоретическим аспектам предмета. Важное место в обучении отводится практическим занятиям, анализирующим преломление основных теоретических положений в организации массовых праздников и самостоятельному рецензированию современных массовых театрализованных представлений и досуговых мероприятий.

Студентам необходимо на практических и семинарских занятиях проводить научный анализ праздника, делать сравнительную оценку новизны, престижности, художественной формы праздника, проводить анализ современного опыта, изучать общественное мнение о празднике. На аудиторных и внеаудиторных занятиях предполагается использование активных форм и методов обучения (обсуждение материалов периодической печати, видеофильмов , телевизионных программ, проведение игровых и конкурсных анимационных программ, тренингов, написание программ и структурных элементов сценарных планов, программ массовых праздников и театрализованных представлений, моделирование приемов активизации аудитории, защиту творческих работ и авторских проектов, просмотр, анализ и участие в организации и проведении празднично - досуговых мероприятий). Задания для самостоятельной работы студентов обеспечивают освоение базового материала курса.

В результате изучения дисциплины студент должен усвоить основные закономерности зарождения, этапы становления и формы развития массовых праздников, понять их социальную природу, выявить место в жизнедеятельности различных слоев человеческого общества на разных этапах его развития, понять зависимость сценарно-режиссерских средств и технологий от исторического содержания массового праздника, понять знаковый мира праздника (времени, пространства, различных кодов действования: вербальных, акциональных, кинетических) ;

обладать знаниями классификационных единиц праздничного комплекса (структурно-типологического среза); выявлять основные режиссерские приемы организации поведения праздничной общности, апробированных историческим опытом разных народов; владеть репертуаром праздничной деятельности (обрядовыми песнями, игровыми действиями, хороводами, кадрилями, театрально-зрелищными сценками и т. п.) и получить основы знаний и умений по социально – педагогической и организаторской работе, а также проявить себя в коллективной творческой работе по созданию новых форм современных массовых праздников, обрядов, представлений и ритуалов.

Педагогический контроль знаний студентов осуществляется в форме опроса, постоянного и активного включения группы в процесс урока с опорой на выученный и изучаемый материал, а также подготовкой сообщений, докладов, конспектов на семинарские и практические занятия. Тренинговые занятия проходят в часы лекций и семинаров, учебные конференции и творческие лаборатории организуются за счет семинарских часов. Изучение программы завершается защитой курсовой работы. (4 семестр). Данный учебный комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к содержанию по данной дисциплине, и общей целевой установки всей образовательной программы по данной специальности (режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель).

1.6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

СД. Ф.04. История и теория массовых праздников 300/300

Праздник как феномен культуры. Этимология и семантика понятия “культура”. Основные концепции развития праздничной культуры. Зарождение, этапы становления и разнообразия праздничных форм. Связь праздников с социально-экономическими и политическими условиями конкретных стран, с духовными потребностями общества. Место массового праздника в духовной жизни современного общества.

Праздничная культура античности. Празднества древней Греции. Обрядово - праздничная культура древней Греции. Древнейшие празднества плодородия, их ярко выраженный мифологический характер. Олимпийские игры в древней Греции. Зрелища в древнем Риме. Сочетание феерии и натурализма в зрелищах. Массовые праздники средневекового города и эпохи Возрождения. Расслоение праздничной культуры в средние века. Официальные праздники государства и церкви. Смеховая культура эпохи Возрождения. Европейский карнавал. Французский массовый революционный праздник как социальное художественное явление. Празднества Великой Французской революции.

Праздники на Руси. Праздничная культура России. Календарные и земледельческие циклы русских праздников. Русский площадной театр и скоморошество. Праздники и представления эпохи Петра 1. Праздники царской России. Массовые народные гулянья и ярмарки конца Х1Х - начала ХХ веков - как объединённая форма народно - обрядовых, церковных и государственных праздников России. Творчество А.Я. Алексеева-Яковлева. Возникновение пролетарских праздников. Праздники, обряды, театрализованные представления советского периода. Становления советского массового праздника. Основные направления массовых праздников в годы советской власти. Развитие фестивального движения. Всенародные юбилейные торжества и празднества 60-80 годов. Праздники Олимпиад. Изменение характера праздников периода перестройки. Становление праздничного календаря новой России. Современное состояние праздничной культуры России.

1.7. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

1.7.1 Тематический план изучения дисциплины (очное отделение)

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

В том числе

Всего

Лекции

Семинары

. 1 курс, 1 семестр

74

17

17

40

Праздник и культура. Определение праздника. Проблемы терминологии. Периодизация истории массовых праздников.

8

2

-

6

Русская эортология. Основные направления развития праздничной культуры. Обзор научных концепций происхождения праздников.

6

2

-

4

Праздники доклассового общества. Календарно – обрядовый праздник и календарь. Древнейшая обрядность у славянских племен.

12

2

4

6

Морфология календарного праздника. Знаковый мир календарно-обрядового праздника

9

2

2

5

Соотношение народных и церковных праздников.

Православный обрядово-праздничный календарь

11

2

4

5

Семейно-обрядовые праздники Древней Руси: родильно - крестильные и похоронные обрядовые действа, народная свадебная игра.

11

2

3

6

Праздничный календарь Древней Греции

9

3

2

4

Праздники и зрелища Древнего Рима

8

2

2

4

1 курс, 2 семестр

72

17

17

38

9.

Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе в V – XVI вв.

16

4

4

8

10.

Праздничный площадной театр средневековой России X – XVII вв.

16

4

4

8

11.

Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.) Новое «лицо»

18

4

4

10

12.

Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII –начала ХХ вв.

13

3

2

8

13.

Празднества Великой Французской революции (1789–1794 гг.)

9

2

3

4

2 курс, 1 семестр

70

17

17

36

14.

Праздники Октябрьской социалистической революции (1917–1920 гг.): тематическое и жанровое многообразие

18

4

4

10

15.

Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг.).

16

4

4

8

16.

Советские массовые празднества в послевоенный период (1945–1985 гг.)

19

4

5

10

17.

Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период

(1985–2000 гг.)

17

5

4

8

2 курс, 2 семестр

84

17

17

50

18..

Научные концепции современного праздника. Российский праздничный календарь конца XX – начала XXI вв.

14

2

4

8

19.

Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры. Игровой универсализм календарного праздника

10

2

2

6

20.

Современный праздник, его перспективы и развитие. Основные аспекты теории праздника. Массовый праздник как педагогический процесс.

14

4

2

8

21.

Теоретические основы театрализации как художественно-педагогической методики массового праздника.

12

2

2

8

22.

Дифференцированные технологии празднично -досуговой деятельности 21 века. Технология организации современного массового праздника.

17

3

4

10

23.

Становление и развитие «нового» праздничного календаря. Методы оценки и научного анализа праздника.

17

4

3

10

Всего часов

300

68

68

164



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа международной научной конференции Челябинск, 25-26 февраля 2011 года Министерство культуры Челябинской области

    Программа
    Бралина С. Ж., кандидат филологических наук, профессор Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова (Караганда, Казахстан)

Другие похожие документы..