Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Учение об опухолях выделено в хирургии в самостоятельный раздел под названием онкология. Onkos в переводе с греческого означает опухоль. Основной зада...полностью>>
'Программа-минимум'
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: метрология и метрологическое обеспечение; теория измерений; приборы и методы измерения по...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Предпроектная стадия создания ИС. Основные виды работ по сбору и анализу информации об объекте проектирования, методы выполнения работ предпроектной с...полностью>>
'Методические рекомендации'
Курсовая работа представляет собой вид учебной работы по дисциплине «Криминалистика» и выполняется каждым студентом в пределах часов, отводимых на ее...полностью>>

Лекция Тимофеевой О. В. на муниципальном конкурсе «Учитель года 2010»

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Моя педагогическая философия»

Открытая лекция Тимофеевой О.В. на муниципальном конкурсе «Учитель года – 2010»

В этом образе – что-то святое:

В троеперстии – мел,

И лучатся любовью глаза,

И стремление – «племя младое»

Для возвышенных дел

Научить совершать чудеса.

С. Москвитин

Существует такая легенда ... Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил он помочь им. Созвал он Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Послал Бог учителей на Землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухамеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя, педагоги

Кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека.

Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека. Педагог, как ученый исследует самые сокровенные тайны на свете – тайны становления личности, а, изучая, делает человека лучше.

Педагог, как врач – лечит, исцеляет пороки души.

Педагог, как писатель, артист, художник, вдохновляет людей.

Это так сложно быть педагогом. И в тоже время это так здорово. Ведь мы с вами, педагоги, работаем (а фактически живем) в самом удивительном мире, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, размениваться на мелочи и тратить время на пустое, где каждый ученик – частичка тебя самого, носитель твоих идей и сторонник твоих взглядов. В этом мире все время надо торопиться, стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое. Поэтому в этом мире уживаются только стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, самые интересные и удивительные люди. И называют их учителями. А живут они в мире педагогики.

Конечно, главное население этого мира – мои ученики. Именно они заставляют меня быть такой, какая я есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Ведь только в начале своего пути учитель искренне полагает, что он творит своих учеников. Лишь с годами и опытом приходит осознание, что процесс это взаимообратный.

Я работаю в Профессиональном лицее № 1. Дети приходят к нам разные, с разным уровнем подготовки, с разными целями в жизни и уже с практически сформированными характерами. Многие из них не в ладах с учебой, у многих сложные отношения в семье, а зачастую просто драмы. В школах таких учащихся определенный процент, у нас – основная масса.

Когда я пришла в лицей несколько лет назад, их мир казался мне утрированным, малодуховным, а главное чуждым. Не всегда удавалось находить общий язык. Кроме проблемы взаимопонимания, вставала также проблема мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Ребята, которые выбрали рабочую специальность, не всегда понимают как может в их дальнейшей жизни пригодиться английский язык.

Но постепенно они научили меня принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Вот уже седьмой год я работаю в лицее с подростками от 15-16 до 18-19 лет. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Я усвоила, что главное видеть в учащемся человека, а не «двоечника» или «отличника». И для учащихся предмет, прежде всего ассоциируется с личностью учителя.

Я преподаю английский язык. Этот предмет предполагает не передачу учащимся знаний, а формирование у них речевых умений и навыков. Это прежде всего развивает абстрактное и логическое мышление, память, зрительные и слуховые анализаторы, механизмы синтеза и анализа. Иностранный язык развивает ученика как личность, заставляет его осознать себя как носителя определенной языковой культуры, стимулирует к межнациональному диалогу.

Это миф, что идя на урок к слабым детям, меньше готовишься. Педагогическая компетентность учителя должна быть на очень высоком уровне, надо иметь в запасе не 2-3, а все 10 способов разъяснения одного и того же материала. В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым постулатом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на урок, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать ребят, возвести между ними и учителем невидимый глазу барьер. Быть честной, искренней – второй мой постулат.

Следующий постулат – это опора на систему ценностей, ставших нравственными ориентирами воспитания: истина, добро, личность, свобода, любовь, творчество, через восприятия которых формируется духовная культура человека.

Как классный руководитель осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность, которая строится на основе воспитательной системы ГОУ НПО «Профессиональный лицей №1» «Я – личность». В основе этой системы подразумевается развитие личности по четырем направлениям: «я и коллектив», «я и общество», «я и семья», «я – сфера» и благодаря которой формируется гармонически развитая личность, готовая и способная полноценно выполнять систему социальных ролей.

Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого учащегося – четвертый постулат комфортности обучения и воспитания.

Каждый учитель огорчается, видя на уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, азартно, то и учитель испытывает удовлетворение. Умение увлечь учеников своим предметом, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это пятый принцип моей педагогической философии.

Шестой постулат – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию. На своих уроках я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, полученные на моих уроках. Седьмой постулат – сотрудничества. Учитель не навязывает ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а дает возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение.

Таковы основные принципы моей педагогической философии, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа развития на период до 2014 года грязи 2009

    Программа
    Программа развития МОУ СОШ № 4 г.Грязи Липецкой области на период 2009 -2014 годы, при разработке которой учитывались результаты достижений в рамках целевых установок предшествующей Комплексной Программы является нормативно-организационной
  2. Публичный отчёт моу «Шелаевская средняя общеобазовательная школа» за 2010 2011 учебный год в 2010-2011учебном году, продолжая работать над методической темой

    Публичный отчет
    В 2010-2011учебном году, продолжая работать над методической темой: «Развитие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся на уроках и во внеурочное время через внедрение новых педагогических технологий»,
  3. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №67 города Тюмени Публичный доклад за 2010-2011 учебный год

    Доклад
    Анализ деятельности школы за 2010-2011 учебный год проведен на основе комплексного подхода. Сравнивались результаты деятельности школы в текущем году с результатами предшествующих периодов.
  4. Доклад директора моу «Кюереляхская сош им. С. Г. Коврова» (1)

    Доклад
    Школа основана в 1932 году, с 1970 г. - восьмилетняя, а с 1991 года полная средняя. Новое здание сдано в 2003 году. Оно построено по экспериментальному проекту на 162 места, имеет газовое центральное отопление, люминесцентное освещение.
  5. План работы гоу цо №1446 на 2011-2012 учебный год

    Реферат
    Центр образования как общеобразовательное учреждение, ориентированное на работу, направленную прежде всего, на развитие личности и творческих способностей обучающихся, развитие устойчивой учебной мотивации, предоставление широкого

Другие похожие документы..