Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
30 декабря 2008 г. в Диссертационном совете Д-212.208.09 по филологическим наукам при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» успешно прошла защита ...полностью>>
'Урок'
способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией, мультимедийной пре...полностью>>
'Документ'
В целях исполнения пункта 4 Плана мероприятий Ростовского муниципального района по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при пре...полностью>>
'Инструкция'
Инструкция «У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип мышления. Если согласны с высказывани...полностью>>

Правовой режим секретных изобретений в Российской Федерации

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Гатагонова Радмила Маирбековна

Правовой режим секретных изобретений в Российской Федерации

Специальность 12.00.03 –

гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Владикавказ – 2012

Диссертация выполнена на кафедре гражданского и предпринимательского права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л.Хетагурова

Научные руководитель: доктор юридических наук, профессор

Кокоева Луиза Темболатовна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Запорожец Аркадий Митрофанович,

профессор кафедры

предпринимательского права ФГБОУ

ВПО «Белгородский

государственный университет»

кандидат юридических наук, доцент

Бузарова Нина Хасановна,

доцент кафедры гражданского права

НОУ ВПО «Владикавказский

институт управления»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Краснодарский университет

МВД РФ»

Защита состоится «17» мая 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.248.05 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» по адресу: 362 025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».

Автореферат разослан «16» апреля 2012 г. и размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»

Ученый секретарь объединенного

диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент А.Э. Колиева

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации ознаменовало собой завершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. Начало этого процесса должно быть отнесено к 1990 г., когда работавшим в Союзном парламенте над новым законом о собственности юристам стало ясно, что без кардинального изменения гражданского законодательства (а значит, без нового Гражданского кодекса) в целом не может быть создана эффективная система правового регулирования подлинно рыночного экономического оборота.

Первым шагом новой кодификации стало принятие в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенных в действие на территории России в 1992 г. Затем последовала часть первая ГК (1994 г.), посвященная лицам, праву собственности, общей части обязательственного права. Через год была принята часть вторая ГК (1995 г.), в которую вошли нормы о договорных и внедоговорных обязательствах. Спустя еще шесть лет была принята часть третья ГК (2001 г.), регулирующая наследственное право и международное частное право. Наконец, спустя пять лет была принята часть четвертая ГК (2006 г.), целиком посвященная отношениям, складывающимся в связи с созданием и использованием многообразных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Таким образом, за 15 лет была создана полномасштабная и полноценная кодификация цивилистических норм, посвященных традиционному для отечественного правопорядка кругу отношений - от общих положений гражданского законодательства до международного частного права.

Глава 72 указанной части Гражданского кодекса РФ посвящена патентному праву. В этой связи отмечается, что интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. В соответствии с новым законом автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права: исключительное право и право авторства.

Здесь следует обратить внимание на тот факт, что для Российской Федерации закрепление патентных прав на изобретение путем выдачи соответствующего документа является крайне важным, так как затрагивает интересы значительной части населения, интеллектуальная работа которых и обеспечивает научно-технический потенциал страны.

Однако при этом стоит отметить, что наличие тесной взаимосвязи секретного изобретения с основами защиты государственной тайны в РФ предопределяют наличие значительных ограничений в полномочиях права собственности патентоообладателя.

Немаловажное значение в настоящее время приобретает своевременное исследование зарубежной законодательной практики предоставления патента на секретные изобретения, которое было проведено в рамках настоящей работы. Особый интерес представляет изучение результатов реализации на практике патентообладателями исключительного права на секретные изобретения в России.

Таким образом, важность заявленной темы исследования очевидна и представляется в необходимости полномерного исследования института секретных изобретений в РФ и порядка приобретения прав на них с целью внесения соответствующих изменений в действующее законодательство РФ.

Степень научной разработанности темы исследования. Многие вопросы нормативно-правового регулирования секретных изобретений, несмотря на значительное количество публикаций Алексеева Н.Л., Богуславский М.М., Зарубинский Г.М., Квернадзе Р.А., Корчагин А.Д., Леках В.А., Фогель А.Я. и др.) и исследований на заявленную тему, не соответствуют критериям более или менее полной разработанности. Подавляющее большинство статей (Дозорцев В.А., Коваленко Т.Н., Рыбальский Н.Г. Смирнов В.А. и др.) так или иначе затрагивавших указанную тематику, выходят либо из-под пера техников-технологов, либо касаются вопросов государственной тайны.

Таким образом, к настоящему моменту в РФ отсутствуют какие-либо комплексные научно-теоретические исследования по заявленной теме в целом и по отдельным вопросам данной темы. Исследования, которые проводились в цивилистической науке по данной тематике до настоящего момента, носят крайне фрагментарный, беглый характер.

Цель исследования - выявление специфики правовой охраны и использования секретных изобретений в Российской Федерации.

Заявленная цель может достигнута путем постановки и решения следующих задач:

  • исследование основ законодательства о государственной тайне как элемента системы правовой охраны секретных изобретений;

  • установление перечня сведений, отнесенных к государственной тайне по законодательству РФ;

  • характеристика процедуры отнесения сведений к государственной тайне;

  • изучение гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства РФ о государственной тайне;

  • исследование правовой охраны секретных изобретений в промышленно-развитых странах;

  • изучение становления и развития института секретного изобретения в России;

  • определение понятия и правового регулирования секретных изобретений на современном этапе;

  • характеристика порядка государственной регистрации секретного изобретения и выдачи патента на него;

  • изучение процедуры изменения степени секретности; рассекречивания;

  • определение порядка признания недействительным патента на секретное изобретение;

  • порядок использования исключительного права на секретное изобретение.

Предмет исследования составляют теоретические и методические аспекты правового регулирования секретных изобретений в России.

Объектом исследования является законодательство, регулирующее сферу секретных изобретений.

Методологическая основа диссертационного исследования обусловлена его предметом и предопределена общеметодологическими позициями современной юриспруденции. В основе исследования лежит системный анализ тенденций в современном российском правоведении, а также использованы количественные и качественные методы исследования.

Нормативно-правовую базу исследования составляют: Конституция РФ 1993 года, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы РФ, постановления Конституционного Суда РФ, имеющие отношение к теме диссертационного исследования, приказы и инструкции и другие ведомственные нормативные акты, регламентирующие правовой режим секретных изобретений в РФ.

При подготовке диссертации учтены достижения науки гражданского права, авторского права.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили законодательные акты РФ и материалы судебной практики судов общей юрисдикции.

Научная новизна исследования заключается в выявлении проблем и пробелов в правовом регулировании секретных изобретений в РФ, обосновании необходимости совершенствования законодательства в указанной сфере. Анализ научно-правовых исследований как российских, так и зарубежных авторов ориентирован на выявление «болевых точек» российского законодательства. Научная новизна диссертационного исследования обосновывается следующими основными положениями и выводами, выносимыми на защиту:

1) Доказывается, что к секретным относятся изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно». Именно наличие сведений, отнесенных к государственной тайне, предопределяют выделение секретных изобретений из общего числа всех изобретений, прежде всего спецификой правового регулирования.

2) Аргументируется, что анализ законодательства промышленно развитых стран в области охраны и использования секретных изобретений позволяет считать, что права как на произведения искусства и литературы, так и на изобретения технического назначения носят строго территориальный характер.

3) Утверждается, что незнание развернутого перечня, утвержденного соответствующим руководителем органа государственной власти, ввиду отсутствия возможности ознакомления с ним не всегда освобождает гражданина от ответственности за разглашение государственной тайны. Обосновывается, справедливость указания на то, что субъектами развернутых перечней являются только должностные лица, а не все граждане.

4) Акцентирутеся, что охрана изобретений на территории различных государств регулируется положениями внутреннего патентного законодательства. В случае, кода речь идет о правовом регулировании изобретений, территориальный принцип является ключевым. Технические достижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения патентным ведомством, и права на изобретения возникают у какого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (патента).

5) Утверждается, что патент на секретное изобретение - это инструмент экономики рынка, имеющий свои особенности, а введение его в экономический оборот затруднено режимом секретности. Законодатель ошибочно применил в отношении секретных изобретений конструкцию исключительного права, которое является основой легальной монополии патентообладателя на несекретное (обычное) изобретение. Ведь по сути, особенности, установленные в рамках правового регулирования исключительных прав по патенту на секретное изобретения, почти полностью исключают действенность указанной схемы.

6) Анализ содержания прав обладателей патентов на секретные изобрете-ния показывает, что объем предоставленных им прав отличается от объема прав патентообладателей несекретных изобретений. Установление режима секретно-сти влечет за собой ограничение прав собственности на информацию и ограни-чения, связанные с обязательством по нераспространению засекреченной ин-формации. Требование осуществления исключительного права с соблюдением законодательства о государственной тайне ставит субъектов указанного права в неравные условия по сравнению с другими участниками хозяйственных отно-шений в стране.

7) Обосновывается, что использование секретного изобретения и распоряжение исключительным правом на него осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне. Данное положение по сути выхолащивает содержание традиционного исключительного права, так как правомочия патентообладателя по использованию и распоряжению (позитивная функция исключительного права) и по запрету третьим лицам использовать запатентованные изобретения (негативная функция исключительного права) могут быть реализованы только с разрешения органов государственной власти, в распоряжении которых находятся секретные изобретения. Она переводит исключительное право на изобретение из сферы частного в сферу публичного права с неизбежной при этом трансформацией его содержания.

8) Утверждается, что в рамках проведенного исследования стоит отметить ряд существенных недостатков, содержащихся в части четвертой ГК РФ: вопреки ожиданиям не произошло либерализации правового регулирования договорных отношений в сфере распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, усилено администрирование в указанной сфере без достаточных на то оснований.

9) Делается вывод о том, что в настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что материалы диссертационного исследования способствуют углублению представлений о секретных изобретениях в РФ и правовом регулировании их использования, а также позволила сформулировать теоретические выводы и предложения по совершенствованию гражданского законодательства и правоприменительной практики.

Практическая значимость исследования состоит, в первую очередь, в том, что в работе содержится ряд выводов и предложений, которые могли бы помочь законодателю устранить недостатки и пробелы в сфере правового регулирования режима секретных изобретений, избежать ошибок при разработке и принятии новых нормативных актов. Кроме того, рекомендации и выводы, сделанные в диссертации, могут помочь правоприменительным органам, деятельность которых так или иначе связана с применением норм законодательства регламентирующего правовой режим секретных изобретений в РФ.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гражданского и предпринимательского права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л. Хетагурова и рекомендована к защите. Основные положения и выводы докладывались на межрегиональных научно-практических конференциях и межвузовских научно-практических конференциях. Результаты исследований нашли свое отражение в 7 научных публикациях, 3 из которых опубликованы в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Результаты исследования были использованы при подготовке и проведении лекционных и семинарских занятий по курсу: «Гражданское право Российской Федерации», «Авторское и патентное право».

Структура диссертации определяется логикой проведенного исследования и отражена в содержании диссертационной работы, состоящей из введения, 3-х глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

2. Основное содержание работы

Во введении отражена в первую очередь актуальность диссертационного исследования, определены цели и задачи, указаны методологическая и нормативная база, на которой основывалось выполнение данной работы. Рассмотрены основные положения работы, на основе которых отражается научная и практическая значимость данного исследования.

Первая глава диссертации «Правовое понятие «секретность» в РФ посвящена общей информации и характеристики вопросов секретных изобретений.

В первом параграфе главы «Закон РФ «О государственной тайне» как элемент системы правовой охраны секретных изобретений» показано, что Закон о государственной тайне – это важный элемент системы правовой охраны секретных изобретений, который содержит определения основных понятий и регламентирует основные мероприятия для обеспечения режима секретности.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Диссертант отмечает, что к секретным относятся изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно».

Во втором параграфе первой главы «Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень» показано, что основным критерием отнесения тех или иных сведений к государственной тайне является то, что их распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Законом о государственной тайне установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а именно:

        • Особая важность - сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ.

        • Совершенно секретно - сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам.

        • Секретно - ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям.

Диссертантом подчеркивается, что Закон о государственной тайне, равно как и Перечень сведений, составляющих государственную тайну, носит общий характер сведений, и определить, какой объект является секретным, а какой не является, возможно лишь при ознакомлении с развернутым перечнем, утвержденным соответствующим руководителем органа государственной власти.

В третьем параграфе первой главы «Порядок отнесения сведений к государственной тайне» показано, что данный порядок регулируется ст. 9 Закона о государственной тайне и Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.

Ограничения на распространение сведений и на доступ к ним состоят в:

  • ограничении прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием;

  • установлении степеней секретности сведений и грифов секретности носителей этих сведений;

  • обязательности нанесения соответствующих реквизитов на носители сведений, составляющих государственную тайну;

  • строго регламентируемом порядке рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей;

  • установленных правилах передачи сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями другим государствам;

  • существующей системе органов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей;

  • определенном порядке доступа должностных лиц госорганов, предприятий, учреждений, организаций и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и их носителям;

  • ограничениях прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне;

  • определенной организации доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну;

  • установленной федеральными законами ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне;

  • определенном порядке допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Принципами отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания являются законность, обоснованность и своевременность.

Законность в данном случае есть правильное применение закона и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции РФ.

Обоснованность означает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами и фактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут быть получены при установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий (например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан. Экспертная оценка заключается в проведении специалистами в соответствующей области определенных исследований, анализа ценности сведений и возможных последствий их преждевременного разглашения для государства, общества и граждан.

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Эти данные (методы определения количественных и качественных показателей ущерба безопасности Российской Федерации) официально не публикуются.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом о государственной тайне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества российской федерации с иностранными государствами

    Диссертация
    Военно-техническое сотрудничество в системе социально-экономических отношений российского общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
  2. Кодекса российской федерации материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 мая 2010 года

    Кодекс
    Валеева Наталья Георгиевна, доцент кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук - ст. ст. 1381 - 1383.
  3. Комментарий к части четвертой гражданского кодекса российской федерации

    Кодекс
    Гаврилов Э.П. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Института международной торговли и права, профессор кафедры гражданского права Государственного университета - Высшей школы экономики.
  4. Министерство образования и науки российской федерации (54)

    Документ
    Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами, учитывая исторически сложившиеся научно-технические связи между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой,
  5. Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Безопасность: двойные технологии понятия и определения федерального закон

    Закон
    Л.Ф. Апт – начальник отдела Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации

Другие похожие документы..