Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нет, обманула вас молва,По-прежнему дышу я вами,И надо мной свои праваВы не утратили с годами.Другим курил я фимиам,Но вас носил в святыне сердца;Моли...полностью>>
'Методические рекомендации'
1. Термины, используемые по теме «Опухолеподобные поражения мягких тканей орофациальной области» в курсе патологической анатомии, и основные объекты,...полностью>>
'Лекция'
Выписка из дела оперативной разработки: Псевдоним - Сказочник. 40 лет. Рост - средний, волосы - пепельные, глаза - серые, близко посаженные, глубоко ...полностью>>
'Документ'
Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. Навыки делового общения необходимы д...полностью>>

Дополнительные материалы к изучению дисциплины

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дополнительные материалы к изучению дисциплины

« Менеджмент «

Эволюция систем стратегического управления

1.1.Предпосылки применения стратегического управления

Вопросы принятия решений, связанных с определением общего направления развития организации и ее жизнеспособности перед лицом событий, которые происходят или могут произойти во внешнем окружении, волновали руководителей предприятий уже давно. Один из классиков стратегического планирования Игорь Ансофф, рассматривая эволюцию систем управления, выделил четыре основных системы разработки и внедрения стратегий: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегическое управление.

Исторически первым из них было бюджетное планирование, вошедшее в практику в начале двадцатого столетия. Этот период характеризовался политикой предложения стандартного товара по наименьшей цене, что требовало от предприятий умения производить продукцию с наименьшими затратами и обуславливало сосредоточение внимания управляющих на производственной сфере. Постепенное насыщение на ряде товарных рынков в 1930-е годы и необходимость предложения дифференцированного продукта привело к перемещению внимания на рыночную сферу. Однако в большинстве видов деятельности изменение шло эволюционным путем развития существующих товаров и рынков. Спрос и технология развивались постепенно, скорость изменений не превышала скорости реакции фирмы. Это определяло выбор системы управления. В условиях повторения прошлых событий и их предсказуемости, от руководства компаний требовалось не планирование будущего, а эффективное оперативное управление. Для этого было необходимо определить годовой бюджет, следить за отклонениями от него, выявлять причины отклонений и в случае необходимости вносить коррективы. Развитие отделов исследования и разработок и маркетинга должно было помочь в распознании необходимости перемен, до того как кризис разразится.

Рост темпа изменений привел к тому, что с 1950-х годов в качестве системы управления предприятиями стало использоваться долгосрочное планирование. Данная система основывалась на предположении о постепенном развитии окружающей среды. Сохранение тенденций развития позволяло их экстраполировать. Процесс планирования включал в себя составление прогнозов, основанных на прошлых данных о продажах и издержках компании, и разработку планов увеличения масштабов деятельности и развития ресурсов, в первую очередь производственных мощностей, на период от года до десяти лет. Традиционная технология фирмы не ставилась под сомнение, долгосрочное планирование способствовало систематизации процессов создания новых товаров и услуг, их оценки и отбора. В большинстве популярных стратегических моделей в данный период особое значение придавалось увеличению доли компании на рынке, установлению связи между наращиванием масштаба производства и снижением удельных затрат.

В семидесятые годы методы долгосрочного планирования, основанные на экстраполяции тенденций прошлого, перестали работать в условиях динамично изменяющейся внешней среды и интенсивной конкуренции. Перемены в характере спроса, процессы бурного роста и дифференциации потребностей вызвали расширение номенклатуры выпускаемых изделий, снижение уровня серийности, изменение роли качественных характеристик продукции. В этот период происходит усиление случайного характера колебаний, появляются новые, более эффективные методы производства. Эти изменения потребовали применения новых методов управления. Необходимо было ориентировать предприятия на изучение потребительских запросов, поведения конкурентов и подготовить их к маневру во внешней среде. Стратегическое планирование концентрировало внимание на рыночной ситуации, в которой осуществляет свою деятельность фирма, и использовало методы сознательного планирования изменений на основе строгой процедуры их предвидения, регулирования и приспособления к целям организации.

Появление статьи Генри Минцберга " Взлет и падение стратегического планирования" свидетельствовало о смене взглядов на возможность использования циклической системы построения стратегии. Минцберг разделил понятия стратегическое планирование и стратегическое мышление. Планирование всегда имеет отношение к анализу – к разложению цели или комплекса намерений на стадии, формализации этих стадий таким образом, чтобы их можно было выполнять почти автоматически и к формулированию ожидаемых результатов каждой стадии. Стратегическое мышление, напротив, имеет отношение к синтезу. Оно сопряжено с интуицией и созидательностью. Результатом стратегического мышления является интегрированное видение будущего предприятия и не слишком точно выраженное направление движения.

Рассматривая недостатки существующих систем стратегического планирования, Минцберг выделил следующие:

  1. Специалисты в данной области исходят из предположения, что мир останется неизменным в течение периода разработки плана, а затем, пока этот план будут реализовывать, станет развиваться в строгом соответствии с ним, что является ошибочным.

  2. Предполагается, что стратегии можно разработать на основании аналитических данных. Однако проблема любых точных, проверенных данных, на которые полагаются специалисты по планированию, заключается в том, что нужно повысить их надежность, для чего нередко требуется много времени. К тому времени, когда эти данные будут использованы специалистами по планированию, они могут устареть. Кроме того, новые стратегии часто являются результатом случайных, непредсказуемых событий, а не тщательно выполненного анализа.

  3. Стратегическое планирование основывается на возможности и необходимости формализации выработки стратегии. Однако разработка стратегии как процесс обучения может идти и в противоположном направлении. В процессе реализации решений эффективные эксперименты постепенно сводятся к неким шаблонам, которые становятся стратегиями. Формальные процедуры никогда не смогут порождать новые стратегии.

К началу 90-х годов прошлого столетия стало очевидно, что жесткое разделение процессов формулирования и реализации стратегии губительно сказывается на возможностях организации развиваться в условиях динамичной среды. Глобализация экономики, бурное развитие технологии, качественное улучшение коммуникаций и информационных систем привело к тому, что организации не имеют достаточно времени, чтобы адаптироваться к уже произошедшим или происходящим изменениям условий. Стратеги должны упреждать возможные перемены и влиять на события во внешней и внутренней средах организации. В этой ситуации формулирование и осуществлении стратегии представляют собой взаимодействующие процессы, в которых ценности, культура, системы и структура управления организации во многом определяют выбор стратегических решений и результат деятельности предприятия.

Многие исследователи и практики, занимающиеся в настоящее время стратегическим управлением, считают, что способность осуществлять стратегию может быть более важна, чем непосредственно содержание самой стратегии. Акцент, сделанный на стратегию и ее видение руководителем, создал иллюзию, что правильная стратегия является всем, что необходимо, чтобы преуспеть. В большинстве случаев – до 70 процентов – реальной проблемой является не плохая стратегия, а ее плохое осуществление. Таким образом, претворение стратегии в жизнь не менее важно, чем хорошее ее видение менеджером [14].

Понимание этого привело к переходу от системы стратегического планирования к системе стратегического управления и вызвало к жизни применение более гибких методов и концепций.

Выделяя особенности стратегического управления как современной системы управления предприятием, можно отметить ряд характеристик.

  1. Стратегические решения достаточно значимы и влияют на благополучие организации. Разработка стратегии необходима для того, чтобы уметь выживать и развиваться в условиях быстрого изменения внешней среды.

  2. Стратегическое управление имеет дело с проблема­ми развития. Его основная цель состоит в обеспечении благоприятных условий для создания и реализации новых потребительских благ и развития комплекса навыков и технологий, которые понадобятся, чтобы поставлять потребителям эти блага. Это даст возможность получения в будущем больших прибылей и реализации других желаемых целей.

3. При принятии стратегических решений предприятие рассматривается как открытая система, ориентированная на внешнюю среду. Разработка стратегии должна исходить от рыночной ситуации, при этом процесс стратегического управления должен носить упреждающий, а не реактивный характер.

4. Принятие стратегических решений предполагает разнообразные мыслительные процессы. Необходимы не только аналитические процедуры, но и творческие, во многом интуитивные процедуры синтеза стратегических решений, начиная от их зарождения и заканчивая формированием окончательного решения.

5. Важнейшую роль в стратегическом управлении представляет взаимодействие и взаимовлияние организации и стратегии. С одной стороны организация должна подчиняться стратегии и поддерживать ее. Но не менее важно обратное влияние. При разработке и осуществлении успешной стратегии ряд сложных проблем исходит изнутри. Структура, вопросы стимулирования, нормы и системы организации во многих случаях определяют выбор стратегии.

6. Стратегию невозможно продумать до конца. Намеченная и реализуемая стратегии могут сильно различаться между собой. Поэтому создание стратегии – это непрерывный процесс, а не единовременное действие.

7. Современные системы стратегического управления должны дать возможность использования знаний отдельных работников в интересах компаний. К концу двадцатого столетия балансовая стоимость материальных активов в экономически развитых странах составляла только 10 - 15 процентов от общих активов предприятий [14]. Очевидно, что возможности создания ценности перемещаются от управления материальными активами к управлению стратегиями, основанными на знаниях, которые используют нематериальные активы организации: обслуживание клиентов, инновационные изделия и услуги, высококачественные и высокоэффективные операционные процессы, информационные технологии и базы данных, а также способности, навыки, и мотивацию работников.

8. Формирование многих современных стратегий происходит в условиях глобализации рынков товаров, капитала, человеческих ресурсов и информации. Даже те компании, которые не рассматривают глобальную деятельность как условие эффективной конкуренции, вынуждены принимать во внимание действия зарубежных фирм и местных фирм, действующих в глобальном масштабе.

1.2. Определение понятия "Стратегия"

Одним из вопросов, широко обсуждаемых в литературе и влияющих на все проблемы стратегического управления, является определение содержания самого понятия "стратегия". Специалисты в области управления не могут придти к единому определению стратегии, несмотря на то, что это слово давно употребляется в экономике.

Понятие стратегии взято из военного лексикона, где оно обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств.

Одним из первых и наиболее известных является определение, данное Альфредом Чандлером в его классической работе "Стратегия и структура": "стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [11,стр.13]. В этом определении А. Чандлер объединил формулирование целей фирмы, принятие направления развития и распределение ресурсов, при таком подходе стратегия определяет продукты, производственные процессы, потребителей, социальную ответственность предприятия, его интересы, и т.д.

К настоящему времени в стратегическом управлении нет единого определения термина стратегия. Так, Г. Минцберг фокусирует внимание на пяти основных подходах к пониманию стратегии. При первом - стратегия рассматривается как план действий. Такой подход пришел из теории игр, в котором стратегия - это план, определяющий, какой выбор будет сделан в каждом из возможных вариантов поведения оппонента. В управлении термин "стратегия" используется для обозначения обобщенного плана, разрабатываемого для достижения целей предприятия. В таком подходе содержится две важные характеристики. Во-первых, стратегия составляется с опережением по отношению к описываемым действиям, во-вторых, она разрабатывается целенаправленно.

Но в определении стратегии как плана не описывается то, что последует за его разработкой. Составление и реализация плана могут быть достаточно независимыми. План может быть не реализован, а действия могут предприниматься без предварительного реконструирования. Для соединения процессов разработки плана и его реализации используются определение стратегии как принципа или образца поведения. Дж. Б. Куинн определяет стратегию как процесс, объединяющий главные цели организации, правила, устанавливающие границы действий организации, и действия в некое согласованное целое. Данный подход подводит к решению, что организация может обладать стратегией даже не осознавая этого, не занимаясь ее формулированием в виде четкого плана действий. В организациях редко существуют продуманные и спонтанные стратегии в чистом виде, в большинстве случаях организации сочетают их.

Некоторые теоретики в своих исследованиях при определении стратегии обращались к рассмотрению тех сфер хозяйственной деятельности, в которых компания уже функционирует либо собирается развернуть операции. По их мнению, стратегия - это позиция фирмы во внешней среде. Например, С. Хофер и Д. Шендел пишут, что стратегия - это "брачный союз между организацией и ее окружением" [13, стр.4], то есть продуктово-рыночная ниша, место фирмы во внешней среде.

При таком подходе основная задача стратегии - поиск индивидуального, неповторимого положения компании на рынке, которое основывается на тесном взаимодействии всех видов деятельности организации. По мнению М. Портера, стратегия заключается в поиске и разработке индивидуального, неповторимого способа конкурентной борьбы, что позволяет компании построить деятельность своей производственной цепочки индивидуальным, неповторимым образом. Стратегия - это выработка особенного вида ценности (товара), а не попытка производить тот же самый вид ценности (товара) просто лучше.

Если определение стратегии как позиции связано с анализом внешней среды, то определение стратегии как перспективы связано с внутренней организацией предприятия, ценностными ориентациями управляющих, направленностью и уровнем их ожиданий. Некоторые организации активно создают новые технологии и продвигаются на новые рынки, другие стремятся к стабильности на занятых ими рынках и создают вокруг себя защиту, ориентируясь больше на свое влияние, чем на экономическую эффективность. Определение стратегии как перспективы предполагает то, что члены организации разделяют ее в своих намерениях или действиях.

Последнее определение стратегии как приема или маневра рассматривает ее как некоторые действия, которые предпринимаются для того, чтобы перехитрить конкурента, внимание при этом акцентируется на выборе хитростей и уловок, направленных на то, чтобы обмануть соперников в ходе конкурентной борьбы или при заключении сделок.

Не смотря на отсутствие единой точки зрения на понятие "стратегия фирмы" существует ряд положений, в которых сходятся сторонники различных определений. Так в последнее десятилетие, приверженцы определения стратегии как позиции признали, что истинные проблемы разработки и осуществления стратегии далеко выходят за рамки внешней обстановки, учета того, как меняется структура отрасли, и как развиваются конкурирующие компании, ряд сложностей исходит изнутри компании. Представители планового подхода к стратегии признали, что изучение стратегического управления предполагает рассмотрение, как содержания стратегий, так и процесса их реализации.

Таким образом, независимо от того, на что делается основной акцент при рассмотрении стратегии, и определяется она как план, принцип поведения, позиция, перспектива или прием, существует общее мнение по ряду вопросов. К ним можно отнести:

  • Неразделимость в стратегическом смысле организации и ее окружения. Стратегия используется для того, чтобы справляться с изменчивым внешним окружением.

  • Важность стратегических решений и их влияние на судьбу организации.

  • Индивидуальность и неповторимость стратегии предприятий. Изменения, происходящие в организации и внешней среде, делают невозможным не только использование шаблонов других компаний, но и простое копирование прошлых схем.

  • Рассмотрение стратегии включает "изучение как предполагаемых действий, т.е. содержание стратегий, так и методов принятия решений об их этих действиях и их осуществлении".

  • В ходе формулирования стратегий невозможно предвидеть все будущие изменения и полностью продумать стратегию, поэтому намеченная и реализуемая стратегии часто не совпадают.

  • В крупных организациях выстраивается иерархия стратегий на различных уровнях от корпоративного уровня до уровня отдельных департаментов и подразделений. Корпоративная стратегия связана с определением того, каким бизнесом заниматься, бизнес стратегия предполагает решение того, как конкурировать в избранном бизнесе. Разработка функциональных стратегий связана с поиском эффективного поведения функциональных служб в рамках корпоративной и бизнес стратегии.

1.3. Этапы развития теории стратегического управления

Стратегическое управление получило статус самостоятельной научной дисциплины. Выход академических журналов, проведение научных конференций, организация профессиональных сообществ свидетельствует о необходимости осмысления проблем целенаправленного развития организаций. Хотя теория стратегического управления моложе практики его применения, накоплен значительный материал в этой области. Ежегодно появляются статьи, учебники, монографии, посвященные проблемам стратегии предприятия. И как во всякой научной дисциплине, в стратегическом управлении существуют различные направления, имеющие свои подходы к процессу разработки и содержанию стратегий. Например, Г. Минцберг выделяет десять научных школ, группируя их в три группы.

Название школы

Процесс формирования стратегии

Характер исследований

Школа дизайна

Процесс осмысления

Предписывающий характер исследований, поиск ответа на вопрос "как должны формироваться стратегии?"

Школа планирования

Формальный процесс

Школа позиционирования

Аналитический процесс

Школа предпринимательства

Процесс предвидения

Рассмотрение различных специфических аспектов формирования стратегии, описание реальных процессов ее разработки

Когнитивная школа

Ментальный процесс

Школа обучения

Развивающийся процесс

Школа власти

Процесс ведения переговоров

Школа культуры

Коллективный процесс

Школа внешней среды

Реактивный процесс

Школа конфигурации

Процесс трансформации

Рассмотрение стратегий, структур и окружения организации на различных этапах ее жизненного цикла и перехода из одной стадии в другую

Возникновение школ стратегий во многом связано с развитием практики применения стратегического управления. Популярность одних школ прошла, идеи других вызывают большой интерес в современных условиях, школы развиваются, взаимообогащая друг друга, обобщая практический опыт и предлагая варианты стратегических решений фирм. Если определить периоды наибольшего расцвета различных школ, можно выделить несколько этапов.1

В 1960-х - первой половине 1970-х преобладала школа планирования, с середины 1970-х до конца 1980-х лидерство переходит к школе позиционирования, 1990-е годы характеризуются бурным развитием школы обучения. В эти периоды по-разному оцениваются приоритеты внутренней и внешней сред фирмы при создании успешных стратегий. Для первого этапа был в целом характерен приоритет внутренних аспектов деятельности фирмы, для второго – несомненен акцент на внешнее окружение, особенностью третьего этапа стал возврат на обновленной интеллектуальной основе к внутренним способностям [3]. Поиск конкурентных преимуществ фирмы внутри нее вызвал развитие в последние годы направления, получившего названия ресурсного подхода.

Выделяя работы, которые имели наибольшее значение на первом этапе можно выделить труды А. Чандлера, К. Эндрюса, И. Ансоффа. Эти авторы предложили ряд определений и концепций, ставших классическими. А. Чандлер впервые в рамках исторического анализа исследовал генезис фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и орга­низационной структуры управления. Он сформулировал вывод, гласивший, что у компании есть стратегия и что стратегия должна определять структуру организации, вопросы стимулирования, нормы и так далее – то есть то, что должно быть учреждено в этой организации.

В течение длительного времени одним из наиболее широко используемых методов формулирования стратегии был так называемый Гарвардский метод, основоположником которого является К. Эндрюс. По мнению К. Эндрюса, основные компоненты процесса формулирования стратегии как логической деятельности включают в себя выявление потенциальных возможностей и угроз во внешней среде компании, а также оценку рисков и возможных альтернатив. Прежде чем принимать какие-либо решения, следует взвесить все сильные и слабые стороны фирмы в совокупности с наличными или доступными ресурсами. Процесс формулирования можно представить как ряд процедур:

1.Определение возможностей рынка и имеющегося риска, то есть того, что могла бы сделать компания в отношении к существующим в рыночной среде возможностям.

2.Определение доступных компании материальных, технических, финансовых и управленческих ресурсов, то есть того, на что она способна.

3.Определение личностных ценностей и устремлений руководства компании, то есть желаний руководства как компонента стратегического решения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Солодникова И. В./ под общей редакцией Мещеряковой М. А./. Материалы к изучению дисциплин программы «Преподаватель высшей школы», часть I

    Документ
    Психология человека, педагогика, педагогическая антропология, педагогическая акмеология, организационные основы системы высшего образования, современные главы дисциплин медицины
  2. Аннотация программы дисциплины «Иностранный язык» Общая трудоёмкость изучения дисциплины

    Документ
    Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является: формирование и развитие коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой и достаточной, для решения обучаемыми коммуникативно-практических задач в изучаемых ситуациях бытового,
  3. Задачи изучения дисциплины: развитие коммуникативных и социокультурных способностей и качеств; овладение умениями и навыками самосовершенствования. Структура дисциплины (2)

    Документ
    Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативных компетенций (говорение, письмо, чтение, аудирование), необходимых и достаточных для решения коммуникативно-практических задач в ситуациях
  4. Технология конструкционных материалов пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов II курса специальности 201300

    Документ
    Т 46 Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Ч. II. Технология конструкционных материалов: Пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ.
  5. Устройства электроснабжения воздушных судов пособие по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов Vкурса специальности 131000

    Документ
    Дисциплина имеет цель дать студентам знания по теории устройств электроснабжения воздушных судов, принципам и анализу режимов работы, особенностям конструктивного исполнения , а также практические навыки эксплуатации устройств электроснабжения

Другие похожие документы..