Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
БАЗЫ ПРАКТИКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВО: Южно-российская управляющая Компания отель-менеджмент «Злато скифов», отели «ДОН ПЛАЗА», «Турист», «Европа», «Контин...полностью>>
'Диссертация'
Диссертация выполнена на кафедре международных проблем топливно-энергетического комплекса Международного института энергетической политики и дипломат...полностью>>
'Лекция'
Ведущая организация – Государственное научное учреждение Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Центрально-Черноземной полосы им. В.В. ...полностью>>
'Документ'
ПРАЦІ ПРОФЕСОРСЬКО-ВИКЛАДАЦЬКОГО СКЛАДУ КАФЕДРИ КРИМІНАЛЬНО-ПРАВОВИХ ДИСЦИПЛІН МИКОЛАЇВСЬКОГО НАВЧАЛЬНОГО ЦЕНТРУОДЕСЬКОЇ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЮРИДИЧНОЇ АКАДЕ...полностью>>

Профессиональная этика

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Профессиональная этика

Моральная пропедевтика делового поведения

Введение

Наступивший век уже имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога. Эти и другие подобные определения смогут реализоваться при условии, что наступившее столетие будет веком профессионалов. Хотелось бы, чтоб предсказание сбылось и для России. Сегодня наша страна преодолевает информационную и культурную изоляцию. Товары, услуги, качество работы и жизни начинают оцениваться на уровне мировых стандартов. Одним из критериев эффективности работы становится профессионализм, немыслимый без профессиональной этики. На смену партийной дисциплине приходит ответственность профессионального долга. Между тем, во всем мире профессиональная этика является важнейшим компонентом образования любого специалиста, определяет «философию» профессии, создает предпосылки для ее популярности и обусловливает престиж цеха, кампании, фирмы. Сегодня «На больших американских фирмах в составе службы персонала появилась должность инспектор по морали. Прерогатива инспектора: имидж фирмы, этика и мораль» (Американский характер. Импульс реформаторства. М., «Наука»,1995, С.289).

Целью настоящего пособия является стремление осветить наиболее общие проблемы профессиональной этики в ряде популярных профессий. Наряду с этим, хотелось бы обратить внимание на искажение представлений о роли профессии в жизни общества и личности, произошедшие в советский период. Были превратно истолкованы понятия престижа и материального стимулирования, профессионального риска, страхования. В условиях рынка, появления безработицы возникла проблема этики работодателя, этические аспекты профессионального отбора. В книге обращается внимание на роль искусства в освещении темы профессионализма, напоминается о некоторых утраченных этических традициях. В связи с работой у человека возникает много личных моральных проблем. Они также отражают определенные нормы, сложившиеся в условиях развития профессиональной этики.

Во-вторых, важно знать, каковы «правила игры» в тех областях, где каждый из нас потенциальный клиент, пользователь, где нами могут манипулировать, использовать нашу неопытность и т.д. С другой стороны, я полагаю, что настало время диалога и партнерства в реализации профессиональной этики, поскольку действия специалистов затрагивают интересы конкретных людей, которые могут способствовать, а могут и препятствовать их работе. Так в ряде случаев этика врача возможна при наличии соответствующей этики пациента, а этика педагога - этики учащихся. К тому же, наряду с законами, охраняющими права детей, в современном мире утверждаются нормы родительской этики, пропагандируемые СМИ, распространяемые просветительскими и общественными организациями, которые следует знать родителям. Вообще говоря, и культура поведения современного человека в различных ситуациях предполагает этику клиента, пешехода, пользователя компьютера, читателя и т.п. Можно назвать это этикой ролевого поведения в культуре.

В-третьих, правила профессиональной этики не общедоступны в профессиональной среде, это касается в первую очередь отечественных специалистов, получивших образование десять и более лет тому назад. Многие из профессионалов по разным причинам не осведомлены, «не в курсе» принятых сообществом профессиональных кодексов, хартий, вводимых норм. Иные принципиально их нарушают, полагая, что это их полк идет не в ногу, а не они. В этой связи интересно обратиться к обоснованию профессиональных норм поведения. Вместе с тем, профессиональная этика часто понимается как прикладная этика – область знания, где ставятся и решаются вопросы моральных последствий для общества тех или иных результатов человеческой деятельности. Моральные оценки политических событий, научных открытий, практической деятельности в медицине, творческой деятельности в массовых видах искусства становятся фактором развития или регресса общества в зависимости от их влияния на дальнейшие принятия решений. Подчас они определяют судьбы людей, их здоровье, права, интересы, безопасность. Становится очевидным, что прикладные проблемы существуют в разных областях профессиональной деятельности и этическая компетентность каждого из нас – настоятельная потребность времени.

Многочисленные публикации последнего времени показывают, что профессиональная этика специалиста – многофакторное явление. Она складывается как гуманистические нормы профессиональной деятельности в работе с людьми и для людей. Она понимается как мастерство и доскональное владение профессией. Как результат справедливой (в том числе и материальной) оценки деятельности специалиста обществом. Как общая культура и нравственное самоопределение. Как этический кругозор, знания, опыт и позиция.

Одна из задач настоящего издания - показать культурно-исторические корни этики профессиональных союзов, цехов и потому – преемственность ценностей служения долгу, связи времен и нового прочтения традиционных норм профессиональной морали .

Эта книга написана не только и не столько для теоретиков (для них прилагаю списки специальной литературы по данному вопросу), сколько для практиков-специалистов и тех любознательных читателей, кому интересна проблема этики профессионалов. Она адресована также студентам, учащимся средних специальных учебных заведений, преподавателям этики. Иногда мои рассуждения сродни морализированию. За много лет преподавания этики в Институте культуры (теперь Университет культуры и искусств) я убедилась, что при всем желании этого нельзя избежать. Комментарии как выражение позиции выливаются в моральную оценку. Я стремилась по возможности ее аргументировать. Вспоминаю, что мой научный руководитель Надежда Вениаминовна Рыбакова (профессор тогда еще Ленинградского университета) в бытность свою признавалась: «Мы – моралисты!». Хотелось бы надеяться, что содержание книги к этому все-таки не сводится.

1.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – ТЕОРИЯ И МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ

«Казалось бы, с годами должны прибавляться умение, мастерство и, главное, - уверенность. Получается же обратное: в самой ранней молодости начинаешь с уверенности, с убежденности в непогрешимости всех своих мнений и оценок (такая их решительность!), а чем дальше, тем меньше становится уверенности (я думаю, конечно, о главном, об основном, а не о привычках ремесла; об уверенности мысли, а не руки), потому что все более и более сложной кажется жизнь, все более и более серьезным кажется дело искусства…» Г.Козинцев. Время и совесть

Профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности. Слово «профессия» латинского происхождения, образовано от рrofiteor – «объявляю своим делом». Долгое время оно употребляется лишь по отношению к жрецам и священникам. Только в протестантизме впервые возникает понимание, что «верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией… (что и - Е.П.) к служению Богу» (Психология и этика делового общения. М. ЮНИТИ. 2000. –С. 233). Фактически в этот период профессионализм начинает связываться с этикой. Этика – философская наука о морали, ее происхождении и развитии, ее истории и истории научных воззрений на ее предмет.

Термин «этика» исторически происходит от греческого `ethos, что означает – нрав, характер, обычай, образ жизни, закон. Понятием «этос» в социологии морали в ХХ в. обозначается уклад, строй, стиль жизни какого-либо сообщества людей. Говорят об этосе сословий, поколений, социальных слоев. Наряду с ними сегодня все явственнее складывается этос профессиональных групп. Возможно, совокупность норм, правил и образа жизни, обусловленных профессией, и создает, наряду с профессиональной этикой, сообщество профессионалов, которое объединяет людей, принадлежащих к разным культурам, народам, конфессиям, но объединенных общим профессиональным этосом.

Профессиональная (или прикладная) этика представляет собой совокупность моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов, которая является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной деятельностью свободных людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг. Профессиональная этика в некоторых случаях именуется профессиональной деонтологией или учением о долге. Термин «деонтология» был обозначен И. Бентамом в 1834 г. и первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали (в противоположность аксиологии - учению о ценностях добра), и, наконец, как один из разделов этики. Сегодня под деонтологией часто понимают моральные обязательства специалиста, то, что может быть сопряжено с опасностью, риском, физическим напряжением, перегрузками психики и пр. Под прикладной этикой или прикладными проблемами – вопросы теории морали профессиональной деятельности в связи с непредвиденными ситуациями, которые возникают в практике специалистов. Профессиональная этика – наиболее широкое понятие, поскольку, наряду с названными прикладными и деонтологическими аспектами, предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы. Иными словами, уже в процессе получения образования человек должен осознать моральные цели своей профессии, понять свою ответственность, право на доверие общества. В этой связи вспоминаю случай, рассказанный коллегой. Он - преподаватель этики на юридическом факультете – получил от трех студентов одинаковые (буква в букву) рефераты на тему «Что такое совесть», каждый студент при этом уверял, что писал их сам.

Причины обособления профессиональной этики в системе этического знания

«Медицинская этика! Какая такая медицинская этика?! Не знаю никакой такой отдельной медицинской этики! Есть одна общая этика порядочного человека. И нет этик врачей, милиционеров, ветеринаров… Почему вы от нас требуете какой-то особой этики? А по отношению к нам что?! Можно не соблюдать?! Вам можно не соблюдать тайны, да! Можно вредить, можно не блюсти порядочности?! Так, что ли?! Известное дело! Мы для вас, а не вы для нас?» Ю.Крелин. От мира сего. Повесть.

На первый взгляд, кажется странным, что наряду с этической теорией, исследующей вопросы морали вообще, нужен еще какой-то раздел для профессионалов, которые в нерабочее время такие же люди, как и все остальные. Ведь, если раньше, часть членов общества не работала, а среди трудящихся профессионалов было значительно меньше, то сегодня они преобладают.

Да, это так. И все же. Профессиональная этика существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. С углублением общественного разделения труда и появлением все большего количества профессий, долг профессионала часто обязывает его действовать вопреки вежливости, патриархальным нормам отношений, религиозной традиции, собственным склонностям и симпатиям. При переходе от патриархального общества к гражданскому на смену незыблемому признанию ценности опыта старших постепенно происходит признание ценности знаний и опыта профессионалов. В патриархальной морали общество делится на две неравные части: «свои» (их – меньшинство) и «чужие» («инородцы», «иноверцы» и т.п. – все остальные). По отношению к «своим», «нашим» обычай предписывает дружественность, внимательность, заботу, помощь. По отношению к «чужим» - враждебность или равнодушие. В правовом государстве (гражданском обществе) равенство людей перед законом означает и равенство прав на участие, заботу, помощь и гуманное отношение для всех без исключения и привилегий. Наряду с «этикой любви к ближнему» приходит и утверждается в общественной жизни «этика любви к дальнему». Но поскольку нормы межличностных отношений сохраняют многое из патриархального наследия, в профессиональных сообществах формируются отличные от обычных требования к поведению специалиста. В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью. Иными словами, профессионал часто действует не так, как того требуют нормы межличностных отношений, вопреки личному или семейному долгу. Младший может осуждать старшего (если он судья), женщина попросить мужчину раздеться (если она медицинский работник), отец отказаться защищать своего сына (если он адвокат). Профессионал задает «неприличные» с точки зрения обывателя вопросы, действует так, как только ему позволено.

Так, например, во многих странах считаются неприличными в приватной беседе расспросы о доходах. В этом случае человека прямо спрашивают: «Вы – налоговый инспектор?», потому что только инспектору простительно подобное поведение. Иногда нормы межличностных отношений имеют глубокие религиозные корни. Так, например, в мусульманских странах обычай запрещает мужчине видеть женщину обнаженной. Поэтому, когда в 1999 г. в Турции произошло землетрясение и на помощь пострадавшим пришли русские спасатели, им пришлось столкнуться с тем, что некоторые из турчанок, будучи извлеченными в тяжелейшем шоке из-под обломков, испытывали не радость, а ощущение позора. Спасатель, который в обыденной ситуации был готов отвернуться и не заметить женщины-мусульманки, находясь на службе, обязан был пренебречь ее чувствами.

В деятельности врача и педагога, психолога и юриста, как и специалиста в любой другой профессии, существуют, на первый взгляд, противоречащие общепринятым нормы поведения, приемы, особенности, которые и входят в область изучения профессиональной этики. Чаще всего профессиональная мораль (этика) затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Профессиональная этика отражает реальные несоответствия между моралью и другими фундаментальными формами культуры. Именно осознавший свой долг профессионал стремится сделать политику - «чистой», экономику - человечной, искусство – добрым, поскольку объективно они иногда склонны развиваться не только в этическом направлении.

Профессионализм формируется как принцип, в равной мере относящийся как к уровню специальных знаний (умений, навыков), так и к уровню культурности, моральности работника. В современном обществе отсутствие представлений о долге, гуманности служения людям, ответственности за каждое действие не совместимы ни с какой профессией. Эгоизм, понимаемый как сиюминутная выгода, пренебрежение интересами потребителей отождествляются с отсталостью и дилетантизмом в худшем, «варварском» варианте. Современный «левша» работает не по наитию, а в соответствии с представлением о последствиях своих действий для людей. Ведь ничем иным, кроме как отсутствием профессионализма их создателей нельзя объяснить ненадежность и опасность для людей строений, рассыпающихся при малейших колебаниях почвы в случаях землетрясений. Об этом же заставляют задуматься и распространение инфекций от колбасы из зараженного мяса животных, отравления десятков людей некачественными спиртными напитками и многое другое. Подобные факты статистически неумолимо свидетельствует о разности подходов к работе в странах и регионах с разным уровнем развития экономики, образования и, в конечном счете, представлений о ценности человеческой жизни, здоровья – гуманности культуры и уровня профессиональной этики в целом. Профессиональная этика устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг.

Профессиональная этика конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов, которым (на основе диплома, лицензии) делегированы (разрешены) определенные (представляющие социальную ценность) виды работ, дающие им заработок. Эти требования обеспечивают поддержание традиции и создание прецедентов максимального удовлетворения профессионалами потребностей общества и каждого гражданина в качестве работы, товарах и услугах, отвечающих конкретным социально значимым ценностям. Важнейшие из них связаны с обеспечением безопасности жизни и здоровья, гражданских прав и свобод, равенства всех перед законом и людьми.

Профессиональная этика является результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ – цехов, гильдий, мастерских и т.п. в их стремлении поддерживать как в своей среде, так и в обществе доверие и уважение к деятельности специалистов и к ним самим. Одной из причин формирования профессиональной этики является коллективное противостояние безответственности и дилетантизму – непрофессиональной деятельности, промыслу неквалифицированных одиночек. В этой связи нельзя согласиться с отождествлением профессиональной этики с чисто внешними нормативами, этикетом: «Правило предполагает, наряду с правовыми инструкциями, такие внешние кодексы поведения, как профессиональная этика для различных категорий работников. То есть, здесь уже правило этикета адресуется не к человеку (с его изначальной свободой), а к его роли, к его маске, соответствующей его профессиональной функции» (Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998, Юрайт. - С. 16). Ведь профессиональная этика предполагает не только и не столько внешние формы, соблюдение этикета, хотя и они, безусловно, очень важны. И все же в медицинской, психологической, этике науки, педагогической, правовой (и т.д.) от профессионала требуется не просто преодоление эгоизма и стремления к собственной выгоде, но внимательнейшее, скрупулезнейшее соблюдение интересов, такта, забота об улучшении состояния, непричинении вреда, сохранения достоинства другого не в формальном, а в гуманистическом смысле. И не в силу симпатии, а иногда и вопреки антипатии, неприязни, брезгливости…

Конкуренция в профессиональной деятельности, противоречия ценностных ориентаций в системе образования, узкая специализация и замкнутость профессиональных цехов делают особенно актуальной проблему выполнения специалистом своего долга. Наряду с этим индивидуализация как неизбежный спутник демократизации общественной жизни – не менее важная причина актуальности профессиональной этики.

В условиях духовной разобщенности общества, рационализации социальных отношений подчас трудно преодолеваются соблазны личного и группового эгоизма, игра на дефиците высококлассных специалистов и технологий, правовой и социальной незащищенности населения. В современной ситуации в России наряду с возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах возрастает опасность корпоративной разобщенности общества. Несмотря на наличие законов, признающих ответственность профессионалов за негативные последствия их деятельности, халатность, упущения и неумелые действия, актуальной остается моральная позиция специалиста. В историческом прошлом становлению профессиональной морали способствовала сакрализация деятельности специалистов, понимание работы как своего предназначения, боязнь Страшного суда, регулярность церковной исповеди, контроль ремесленных цехов качества производимой продукции и поведения специалистов, вмешательство мировых судей в регулирование внутрицеховых отношений в виде ограничений роста заработной платы и т.п. Нормативный характер контроля деятельности специалистов и подготовил соответствующие формы законодательства. В конкурентной борьбе этика профессионала становится таким же товаром, как и сам труд работника, придавая ему наряду с компетентностью и мастерством новую грань – моральность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профессиональная этика делового общения

    Руководство
    Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из перечня предложенных тем. Изменение темы студентом самостоятельно не допускается, в отдельных случаях изменение возможно по согласованию с преподавателем.
  2. І. Профессиональная этика адвоката: понятие и значение

    Документ
    Надежная защита прав человека - высшей критерий оценки деятельности всех юридических институтов государства, составляющих систему правоохранительных и правозащитных органов.
  3. Этика социальной работы профессиональная этика социального работника Этика

    Лекция
    Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии.
  4. Рабочая программа дисциплины профессиональная этика юриста Направление подготовки

    Рабочая программа
    Усвоению и привитию высоких нравственных качеств, коим должен обладать юрист, посвятивший себя торжеству, справедливости, защите прав и свобод человека и гражданина.
  5. Лекция Профессиональная этика

    Лекция
    Назначение профессиональной этики. Основные принципы профессиональной этики работников сервиса. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов профессионального поведения.

Другие похожие документы..