Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Правильный выбор профессии выпускниками школ предполагает наличие профессиональной пригодности, которую можно определить как соответствие личных инте...полностью>>
'Документ'
Идеальный маршрут для первого знакомства с этой удивительной, уникальной страной, где соседствуют разные культуры, разные языки, разные традиции и обы...полностью>>
'Пояснительная записка'
Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить ...полностью>>
'Документ'
СЕЛЬЕ (Selye) Ганс (1907-82) - канадский патолог.  Родился в Вене, 26 января 1907г.  С 1932 в жил и  работал в Канаде. Сформулировал концепцию стресс...полностью>>

Программа вступительного экзамена в магистратуру перечень примерных вопросов вступительного экзамена (2)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

Перечень примерных вопросов вступительного экзамена.

  1. Социальная антропология, ее объект и предметный статус.

  2. Социальная (культурная) антропология в системе гуманитарной мысли и наук о человеке и культуре.

  3. Мир человека в социальной антропологии.

  4. Культурный контекст человеческого поведения.

  5. Культура традиционных обществ как изначальный предмет изучения социальной антропологии.

  6. Культура и социальная структура.

  7. Институт родства. Соотношение биологического и социального.

  8. Культура и личность в социальной антропологии.

  9. Культура и природная среда в социальной антропологии.

  10. Взаимодействие культур в социальной антропологии.

  11. Эволюционный и сравнительно-исторический подходы к изучению культур в социальной (культурной) антропологии

  12. Психологический подход в социальной антропологии

  13. Функциональный и структурный анализ культуры

  14. Символический и интерпретативный подходы к изучению культур

  15. Методологические основания качественной методологии исследования. Специфика социально-антропологического исследования

  16. Основные методы социальной антропологии.

  17. Визуальные документы как источник социально-антропологической информации.

  18. Методология социологических исследований

  19. Программа как организационно-логическая основа социологического исследования.

  20. Первичное измерение социальных характеристик

  21. Проблемы качества социологической информации

  22. Анализ документов как метод исследования социологии и социальной антропологии

  23. Опрос в социологическом исследовании

  24. Наблюдение и эксперимент в социологическом исследовании

  25. Этнос и этничность. Основные теории этноса.

  26. Классификация этносов

  27. Этногенез и антропогенез

  28. Традиционное мышление и культура

  29. Понятия материальной культуры и хозяйства.

  30. Социальная статистика как наука. Особенности статистической методологии

  31. Статистика населения

  32. Уровень жизни населения и человеческое развитие

  33. Социальная демографи, ее содержание и специфика

  34. Демографическая политика и ее взаимосвязь с социально-экономическим положением

  35. Проблемы рождаемости, смертности, брачности, здоровья и миграции населения и их учет в социальной политике государства

  36. Общество как социальная система

  37. Социальные действия и взаимодействия, социальные связи и отношения

  38. Социальные институты и организации

  39. Социально-классовая структура общества

  40. Социальные изменения и социальная эволюция, социальные конфликты и социальные движения

  41. Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки

  42. Классический этап в развитии социологии.

  43. Современное состояние западной социологии: основные концепции и школы

  44. Развитие социологии в России

  45. Этническая идентичность и самоидентификация. Межэтнические отношения

  46. Повседневность как социальная реальность, её основные признаки и структура

  47. Социальные институты и повседневная жизнь людей

  48. Культура и повседневная жизнь

  49. Антропогеография как наука. Научно-теоретические основы антропогеографии

  50. Этнополитология как наука, ее предмет и место а в современном обществознании

  51. Этничность и демократия. Этничность и государственность

  52. Этнополитические конфликты

Содержание программы

1. Социальная антропология, ее объект и предметный статус.

Актуальность социальной антропологии. Предпосылки ее возникновения: политические, социальные, экономические, мировоззренческие, научно-методологические. Переход от социоцентризма к человекоцентризму как одна из причин формирования социальной антропологии. Характеристика подходов к определению объектно-предметного поля социальной антропологии. Первоначальное представление о социальной антропологии как науке о жизнедеятельности первобытных народов. Состояние социально-антропологических исследований в советское время. Современные научно-методологические требования к объекту и предмету социальной антропологии. Объект и предмет социальной антропологии. Альтернативные подходы к объектно-предметному полю данной науки. Цель и задачи изучения социальной антропологии как учебной дисциплины. Ее специфические особенности. Структура антропологического знания. Сравнение двух подходов к определению структуры. Функции социальной антропологии. Система теоретико-методологических принципов социальной антропологии, общенаучные и специфические принципы. Познавательная направленность социальной антропологии. Представление о научных парадигмах. Характеристика основных парадигм социальной антропологии: диалектической, структурно- функциональной, структуралистской, феноменологической, инвайроментальной. Категориальный аппарат социальной антропологии.

2. Социальная (культурная) антропология в системе гуманитарной мысли и наук о человеке и культуре.

Дифференциация наук о человеке. Науки об обществе: социология, философия, экономики, политология, история. Науки о культуре: история культуры, культурология. Науки о личности и ее развитии (психология, педагогика, персонология). Науки о природе и организме: физическая антропология, этология и экология человека. Соотношение и взаимосвязь вышеуказанных дисциплин с социальной антропологией. Социальная антропология и социология. Общие исторические нормы обеих наук. Понятие общего проблемного поля. Методологические различия. Предметная область и границы познания социальной антропологии и социологии.

3. Мир человека в социальной антропологии.

Сферы жизни человека: природа, общество, культура. Типы субъектов человека: природный субъект, социальный субъект, субъект культуры. Личность. Субстанции личности: социально-типическая и индивидуально-уникальная. Индивидуальность как особая форма бытия личности. Константы жизни человека. Общество как продукт взаимодействия людей. Мир труда. Профессиональная культура. Знание. Социальное и научное знание. Человек как творец внутреннего и духовного мира. Человеческое поведение, познание, воля. Свобода человека как родовая главная характеристика человека. Игра, творчество, риск как формы свободы человека. Поиск смысла как сущностная характеристика человека. Феномен сознания и его модели. «Образ - Я» и проблема идентичности.

4. Культурный контекст человеческого поведения.

Поведение как система поступков человека и реализация нравственных установок. Социоантропологические и социокультурные подходы к изучению поведения. Уровни и элементы культуры и их воздействие на поведение. Вклад Л.С. Выготского в исследование специфики человеческого поведения: идея социально-исторической обусловленности поведения и социально-культурного опыта в реализации поведения человека. Сферы и факторы социокультурной адаптации. Социокультурная адаптация как взаимодействие личности и социальной группы со средой. Структура среды общество в целом, социальные институты, социальные группы, отдельное личности. Сферы социальной адаптации. Культурные нормы, правила, ценности, стереотипы, традиции, обычаи как составные части адаптационного процесса. Понятия менталитета и социализации, их роль в социокультурной адаптации. Факторы социокультурной адаптации.

5. Культура традиционных обществ как изначальный предмет изучения социальной антропологии.

Типология и эволюция обществ. Циклические модели времени. Современные подходы. Дописьменные и письменные общества. Простые и сложные общества. Формационная теория. Цивилизационный подход. Теория Д. Белла. Общество охотников и собирателей. Историко-социологические взгляды А. Кауфмана. Родоплеменной строй. Вождество: начало социополитической эволюции. Социальная и политическая организация. Неолитическая революция. Окультурование растений. Огородничество, скотоводство и кочевничество. Плюсы и минусы политической революции.

6. Культура и социальная структура.

Социальная структура как структура социума. Исследование системно-структурного анализа при изучении социальной структуры. Подходы к пониманию социальной структуры. Представление Т. Парсонса о трехчленной структуре человеческого общества, элементы структуры. Понятие структурной дифференциации современного социума. Социальная структура как система межсубъектных (статусных) отношений. Понятия социальной структуры и социоструктурного анализа. Конвенциональная структура общества и «объем согласия» автономных социальных субъектов. Специфика структурного анализа социальной дифференциации современного общества. Основания социальной дифференциации. Типы социальной дифференциации современного общества. Социально- пространственная структура, социально-временная структура, социально-ресурсная структура, социально-информационная структура, социокультурная структура, внеформальная структура, этносоциальная структура, социально-символическая структура, социально-поддерживающая структура.

7. Институт родства. Соотношение биологического и социального.

Понятия рода, родства, семьи. Первобытное человеческое стадо. Эволюция института родства. Исследования Л. Моргана в области родственных отношений. Возраст в отношении родства. Возраст и родство в раннем племени. Родство и возраст в полигинной семье. Соотношение биологинеского и социального. Целостная природа человека. Проблема биологичной природы человека: положение человека в ряду органических существ, происхождение человека, древние и современные морфологические типы человека, морфологические, физиологические, половые и возрастные особенности человека. Понятие антропогенеза. Биологическая эволюция человека. Факторы антропосоциогенеза. Черты социогенеза. Понятие социальной сущности человека. Характеристика сущностных родовых качеств человека: наличия сознания, трудовой деятельности, развитой речи, логического и рефлексивного мышления, родовой неспециализированности, свободы, индивидуальности.

8. Культура и личность в социальной антропологии.

Понятие социализации личности. Направленная и стихийная формы социализации. Функции культуры в социализации личности: адаптационная и человеко-творческая. Значение идентификации в социализации личности. Социокультурные образцы как средство идентификации. Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации. Характеристики трех уровней социализации. Социально-психологические механизмы культурной активности личности. Потребности как источник культурной активности личности. Социокультурное творчество. Профессиональное творчество. Субъекты творчества. Культура свободного времени и личность. Динамика показателей культуры свободного времени. Современная художественная культура и личность. Проблемы качества художественной культуры. Художественная культура и духовный потенциал личности.

9. Культура и природная среда в социальной антропологии.

Естественно-исторические подходы в современной антропологии. Концепция культуры Л. Уайта. Неоэволюционизм. Экологический подход к изучению культуры. Концепция культурной экологии Дж. Стьюарда. Культурно-экологический подход М. Салинс. Экосистемная и популяционная антропология. Концепция хозяйственно-культурных типов СП. Толстого, М.Т. Левина, Н.Н. Чебоксарова. Культура и природная среда: проблема взаимодействия. Исследования Г. Барри, И. Чайлда, М. Бэкона, Д. Уайтинга. Представление о «естественном» и «искусственном» в социальной жизни людей. Биосоциальные и культурные предпосылки формирования родового человека. «Естественные» и «искусственные» факторы порождения человеческой социальности. Культура как способ формирования и развития родовых начал человека и его социальности.

10. Взаимодействие культур в социальной антропологии.

Уровни развития культуры: фундаментальный, эмпирический, нормативный. Понятие структуры. Девиантная субкультура. Массовая и элитарная культуры. Контркультура. Культурная деятельность. Культурный уровень личности. Понятие социокультурной динамики. Концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина. А. Моль об особенностях социокультурной динамики. Влияние социокультурной динамики на особенности взаимодействия культур. Глобализация, ее влияние на процессы создания, потребления и распространения культурных ценностей и взаимодействие культур. Становление «информационного» общества и трансформации в культуре. Новые информационные технологии и изменения в культуре. Современный этап общественного развития, изменения в культуре и особенности взаимодействия культур.

11. Эволюционный и сравнительно-исторический подходы к изучению культур в социальной (культурной) антропологии

Становление эволюционной методологии социально-антропологических исследований. Пионеры эволюционного подхода в социальной антропологии (Э.Тайлор, Л.Морган, Дж.Фрезер и др.). Принципы эволюционного метода Э.Тайлора. Метод "пережитков" и "эволюционные ряды". Эволюционный подход Г.Спенсера и его значение для развития антропологии. Методы диффузионизма в антропологии. Исторический метод в культурной антропологии и его основные представители. Принципы исторического подхода Ф.Боаса (историзм, эмпиризм и пр.). Ф.Боас о возможностях и границах сравнительного метода в антропологии. Использование сравнительного метода в исследованиях А.Радклифф-Брауна, Э.Эванса-Причарда и представителей других методологических течений и направлений.

Эволюционная методология социальной антропологии второй половины XX века. Критическое переосмысление методологического наследия классического эволюционизма. Эволюционный подход Л.Уайта. Особенности культурологического анализа. Неоэволюционизм и его методологические ориентации: многолинейный эволюционизм (Дж.Стьюард), Феномен «параллельной» эволюции. Концепция уровней социокультурной интеграции.

12. Психологический подход в социальной антропологии

Формирование психологического направления в методологии социально-антропологических исследований. Методологические подходы школы "психологии народов" (М.Лацарус, Х.Штейнталь, В.Вундт, Л.Ф.Уорд). Методы групповой психологии (Г.Лебон и Г.де Тард). Становление психоаналитического подхода к изучению культур (З.Фрейд, Г.Рохейм, К.Юнг). Методология изучения культуры в исследовательском направлении "культура-и-личность" и возникновение психологической антропологии (Р.Бенедикт, А.Кардинер, М.Мид и др.). Методы изучения проблем "восприятие и культура", "мышление и культура".

Современная методология психологического изучения культур. Современный психоанализ и его роль в исследовании культур (Г.Стейн, Э.Фромм и др.). Гуманистический подход А.Маслоу и Э.Фромма. Этологический подход к исследованию культур (К.Лоренц, И.Эйбл-Эйбесфельдт). Психобиологический подход И.Эйбл-Эйбесфельдта. Эпистемология и методология психологического изучения культуры Ж.Деверо и У.Ла Барре. Методологические поиски современных представителей психологической антропологии (Р.Линтон, К.Клахкон и др.).

13. Функциональный и структурный анализ культуры

Cтановление функционального подхода в социальной антропологии. Предпосылки функционального изучения социокультурных явлений. Б.Малиновский как основатель функционального анализа. Общие аксиомы функционализма как метода изучения культуры. Понятия "функция", "потребность", "институт". Соотношение институционального и функционального подходов. Методы и процедуры функционального анализа. А.Радклифф-Браун и его вклад в разработку функционального подхода. Возможности комбинации функционального и сравнительного методов. Морфологический анализ и "структурные принципы". Зарождение социальной инженерии.

Современный функционализм и постфункционализм и их методологические возможности. Теоретики функционализма в социальных науках второй половины XX века. Функциональный императивизм Т.Парсонса и его теория социального действия. Функциональный анализ культуры в системной теории Парсонса. Функциональный структурализм Р.Мертона. Методы функционального изучения культуры. Другие представители функционализма в социальной антропологии и их вклад в развитие методологии (М.Ж.Херсковиц, Э.Эванс-Причард). Постфункционализм и его методологические ориентации.

Зарождение структурного подхода в социальной антропологии и лингвистике. Предшественники структурного подхода. Ф.де Соссюр как основоположник структурализма в лингвистике. Э.Дюркгейм и его структурные идеи. М. Мосс как создатель структурной методологии в социологии и социальной антропологии.

Структурный анализ в современной антропологии. Структурный метод Э.Эванса-Причарда. К.Леви-Строс как основатель структурной антропологии. Понятие структуры. Методы и процедуры структурного анализа. Использование структурного анализа в изучении языка и систем родства. Современные структуристы и их вклад в разработку структурного метода (М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида, и др.). Археология исследования культуры М.Фуко. Структурализм как методологическая деятельность (Р.Барт).

14. Символический и интерпретативный подходы к изучению культур

Когнитивный и символический подходы в современной социальной антропологии. Когнитивный подход к изучению культуры М. Дуглас. Познание как регулятивная функция культуры. Символический подход В.Тэрнера. Методы символического исследования ритуала. Феноменологическое направление в методологии социальной антропологии. Этнометодология как общая методология социальных наук (Г.Гарфинкель).

Методы интерпретации культур К.Гирца. Критика диффузионизма и символического подхода. Интерпретативный подход как результат синтеза антропологических традиций и идей герменевтики и философии языка. Основные требования культурного анализа. Метод "насыщенного" или "плотного" описания и его познавательные возможности.

15. Методологические основания качественной методологии исследования. Специфика социально-антропологического исследования

Место качественных методов в системе социального знания. Определение качественных методов как особого способа научного познания: "grounded theory" (А. Стросс), "интерпретативный подход" (К. Гирц). Особые методологические характеристики и сфера применения качественных методов. Преимущества и ограничения применения качественных методов. Традиция разделения качественных и количественных методов. Общие принципы качественной и количественной традиций.

Формирование теоретических оснований качественной методологии. Генезис теоретических обоснований качественных методов, их происхождение и судьбы в науке. "Понимающая социология" Вебера и история методов качественного исследования Идиографический и номотетический способы познания. Объяснение и понимание как функции антропологического метода. История развития качественной стратегии научного поиска. Исследования Б. Малиновского («Аргонавты Тихого океана»), Ч. Будта («Труд жителей Лондона начала ХХ века», Ф. Знанецкого «Польский крестьянин» и др.).

Понятие методологии и метода социальной антропологии. Методологические принципы и требования к проведению социально-антропологических исследований. Гуманистический подход как идеология исследования в социальной антропологии.

16. Основные методы социальной антропологии.

Биографический метод в социальной антропологии. Изучение индивидуального пути и жизненного опыта. Качественный анализ «документов жизни» (К. Пламер) как формы самовыражения и отражения личной и социальной жизни. Концепция анализа жизненных историй Мартины Бургос. Специфика описания субъективного опыта переживания исторического события. Биография как источник социальной информации, её специфические качества. Влияние типичных и уникальных событий на биографическое повествование. Методика биографического исследования. Специфика инструментария и анализа полученных данных. Преимущества и недостатки биографического метода. Виды биографического интервью. Примеры использования биографического метода.

Нарративное интервью как метод социально-антропологического исследования и групповое глубокое интервью в социально-антропологических исследованиях. Понятие нарратив, нарративное интервью. Теоретические и методологические основания нарративного интервью (феноменологическая социология А.Шюца, символический интеракционизм Г.Мида, Г.Блумера, этнометодология). Цугцванги (имплицитные принципы и правила) в нарративном интервью. Стратегия проведения нарративного интервью и сбора нарративов. Основные правила действий интервьюера. Хранение полевой информации. Анализ текстов нарративных интервью. Метод триангуляции.

Понятие фокус-группа и области её применения. Процедура проведения группового глубинного интервью. Специфика формирования фокус-группы. Требование гомогенности. Повышения надежности метода. Цели группового интервью. Определение степени формализованности фокус-группы.

Роль модератора в фокус-группе. Требования к ведущему. Типы модераторов и основные стили управления группой. Методы активизации дискуссии. Фиксация информации.

Контроль качества фокус-группы: методики Р. Крюгера, Р. Мертона.

Метод анализа ситуации (case study). Исследование случая как метод изучения социальной действительности. Неструктурированное интервью в практике чикагской и колумбийской школ - создание парадигмы кейс-метода. Методологическая основа применения кейсов, их источники. Тактика изучения уникального объекта. Требовангия к кейсу как единому информационному комплексу. Формы представления кейса и способы их создания. Аналитические стратегии кейс-метода. Примеры применения стратегии кейс-стади.

17. Визуальные документы как источник социально-антропологической информации.

Визуальная антропология и аудиовизуальная культура. визуальный образ как социальный и культурный текст.

Визуальный нарратив фотографии. Фотографические образы и их связь с биографическими фактами. Анализ фотографических семейных архивов З. Баумана. Исследование семейных альбомов и обыденной практики фотографирования (П. Бурдье). Анализ фотографий и их функций Р. Барта. Репрезентации в визуальной культуре. Техники изображения социального. Попытки соотнести вербальные и визуальные аспекты. Примеры социально-антропологических фотоисследований (Сол Уорт).

Киноискусство как отражение парадигмы культуры эпохи. Кино как визуальный текст. Проблема значения в кино Р. Барт. Кинематограф: социокультурный анализ.

18. Методология социологических исследований

Понятие методологии. Уровни методологии: общефилософская и общенаучная методология, социально-научная методология, методика и техника социологического исследования. Функции методологии. Соотнесение понятий метод, техника и процедура исследования.

Социальная действительность как специфический объект социального познания. Понимание социального факта. Способы выявления закономерностей и фактов социальной действительности

Особенности социологического мышления: целостность представлений об обществе, признание закономерностей в его развитии, дететерминизма, взаимосвязи всех социальных явлений, признание роли коллективных и индивидуальных субъектов в общественной жизнедеятельности, использование всего арсенала познавательных средств и т.д. Основные понятия системного подхода, возможности и границы его использования в социологическом познании.

Понятие социологическое исследование и основные его виды. Место и роль социологии в организации комплексного исследования социальных явлений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена в магистратуру перечень примерных вопросов вступительного экзамена (1)

    Программа
    Мировоззрение как социокультурный феномен. Основной вопрос мировоззрения. Структура мировоззрения. Мироощущение и миропонимание. Специфика бытия человека в мире.
  2. Программа вступительного экзамена в магистратуру раздел I. Общепрофессиональные основы социальной работы

    Программа
    Активность, пластичность, динамичность человека. Его способность к развитию. Социальность как важнейшая характеристика человека. Разумность как результат общественно-исторического бытия.
  3. Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих в магистратуру на направление «050200. 68 Физико-математическое образование», магистерская программа «Математическое образование»

    Программа
    Вступительные экзамены по математике в магистратуру по направлению 050200.68 Физико-математическое образование ХГУ им. Н.Ф. Катанова проходят в форме письменного тестирования на двух уровнях.
  4. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению (1)

    Программа
    Программа вступительного испытания составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», предъявляемыми
  5. Программа вступительных испытаний в магистратуру Ижгту в 2010 г по направлению 050500. 68 Технологическое образование Магистерская программа

    Программа
    12. Личность в профессиональной деятельности: стадии профессионализации (по Э.Ф.Зееру): оптация, профессиональное образование, профессиональная адаптация, профессионализация, мастерство.

Другие похожие документы..