Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Постановка проблеми. Мережа приток і заток Дніпра в межах Києва неодноразово зазнавала значних змін як природного, так і антропогенного характеру. Ві...полностью>>
'Закон'
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Фед...полностью>>
'Документ'
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. /Biblio/anti...полностью>>
'Литература'
М., 1993. Квартальнов В.А. Туризм. М., 00 . Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник. М., 001. Кузин Ф.А. Культура делового общ...полностью>>

Ирование и анализ системы управления информационными технологиями в образовательном комплексе 29

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение 2

Глава1.тические и организационные проблемы управления образовательным комплексом в рыночной экономике 4

1.1.Теоретические основы формирования системы управления в сфере образовательных услуг 4

1.2.Информационная среда ВУЗа, развитие средств телекоммуникаций 20

1.3.Информатизация учебного процесса 21

1.4.Информатизация административно-хозяйственной деятельности. 24

1.5.Информатизация научных исследований. 26

1.6.Дистанционное образование 27

Глава2.ирование и анализ системы управления информационными технологиями в образовательном комплексе 29

2.1.Классификация факторов, влияющих на процесс управления в системе образования 29

2.2.Анализ концепций управления информационными технологиями. 32

2.2.1.Маркетинговая концепция 32

2.2.2.Венчурнное финансирование 39

2.2.2.Концепция снижения энтропии. 44

2.3.Тенденции информатизации управленческих структур 47

Глава3.Теоретические основы организации управления информационными технологиями 56

3.1Принципы построения информационных систем в области управления образованием 56

3.2.Построение математической модели управления информационными технологиями в образовании 64

3.3.Анализ эффективности информационных технологий 70

Заключение 72

Литература 75

Введение

Современное общество называют информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать и хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения расширяются за счет вовлечения опыта, знаний, а сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей - как создание и распространение информационных продуктов и услуг.

В управленческих информационных системах в условиях рынка меняются цели и концепции. Информационные системы должны учитывать постоянное совершенствование компьютерных и сетевых технологий с целью максимально повышать уровень оптимальности принимаемых управленческих решений.

В самом общем подходе информационные технологии можно рассматривать как процесс постадийного превращения первичной информационной совокупности, состоящей из разрозненных данных, в полезную информацию.

Говоря об управлении информационными технологиями, необходимо учитывать, что управление должно быть оптимальным. Основной проблемой оптимального управления учебным процессом является выбор аналитических методов и численных алгоритмов нахождения оптимального решения.

Актуальность исследования подтверждается также тем, что до настоящего времени оставалась открытой проблема прогнозирования использования ИТ в системе управления, что также связано с отсутствием количественных критериев эффективности ИТ.

Объект исследования – образовательный прооцессв высшем учебном заведении.

 Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность оценки эффективности ИТ, наличие нерешенных и дискуссионных проблем, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы, цель и содержание исследования

Цели и задачи исследования:

  • fализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме управления информационными технологиями;

  • анализ способов и принципов формирования модели управления информационными технологиями;

  • практические рекомендации по применению разработанной методики и модели

Предполагаемый результат исследованиятеоретически обоснованные практические рекомендации для оптимизации управления и развития информационных технологий в сфере предоставления образовательных услуг.

Для решения задачи предполагается построение математической модели ИТ в системе управления и ее анализ.

Глава1.тические и организационные проблемы управления образовательным комплексом в рыночной экономике

1.1.Теоретические основы формирования системы управления в сфере образовательных услуг

В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким применением технологий в обучении, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования.

Под управлением принято понимать круг действий, ведущих к достижению цели. Простейшим видом управления является регулирование. Принципиальным отличием регулирования является использование только текущей информации. Неизбежные запаздывания в объекте управления при этом компенсируются простейшими (обычно интегро-дифференциальными) методами.

В сложных системах рассматриваемых типов используется обычно управление, которое основано на прогнозе будущего состояния объекта управления. Такое управление принципиально связано с неопределенностью и неполнотой информации. Реализуется это управление в форме дискретного или непрерывного потока решений.

Опережающее управление всегда происходит с ошибками. Более того, эти ошибки очень сложно выявить и скомпенсировать или устранить. Если глобальная или частная цели управления неизвестны, а обычно так оно и есть, то невозможно или трудно определить степень достижения цели, отличить верное от неверного, ошибочного. Результат управления приходится оценивать по косвенным признакам, корреляция которых с целью весьма проблематична. Субъект управления вынужден действовать на уровне опыта и интуиции, на уровне здравого смысла, парадигм, а качество управления, его результат обычно могут оценить лишь в будущем.

Любая управленческая деятельность подразумевает под собой наличие ряда обязательных элементов. Прежде всего она сопряжена с этапностью ее осуществления и видами принимаемых управленческих решений. С точки зрения этапности нам необходимо выделить следующие этапы:

1. Аналитический этап. На котором происходит анализ проблемы, вычленяются возможные пути ее решения.

2. Этап постановки задачи. На этом этапе происходит вычленение приоритетов деятельности.

3. Этап принятия управленческого решения. На этом этапе определяется технология и алгоритм решения задачи, устанавливаются конечный и промежуточные результаты.

4. Этап исполнения решения. В ходе этого этапа происходит конкретная деятельность по реализации управленческого решения.

5. Этап оценки результатов. В ходе этого этапа проводится анализ результатов деятельности с точки зрения соответствия полученных результатов, и сам этот этап предшествует очередному аналитическому этапу и новому циклу.

Из приведенного выше перечня этапов становиться понятным, что при построении структуры управления образованием необходимо учитывать то обстоятельство, что все эти этапы должны быть структурно обеспечены в ходе управленческой деятельности.

Не менее важным является и то, что управленческие решения напрямую зависят и от вида или характера принимаемых решений. Другими словами, каждое структурное подразделение должно четко осознавать пределы своей компетенции и специфику принимаемых управленческих решений.

В области информационных технологий всегда существовали два взаимодополняющих друг друга направления развития:

  • системы, ориентированные на операционную обработку данных - системы обработки данных (СОД);

  • системы, ориентированные на анализ данных - системы поддержки принятия решений (СППР).

Но еще до недавнего прошлого, когда говорилось о стремительном вхождении в нашу жизнь информационных технологий и росте числа реализаций информационных систем, прежде всего имелись в виду системы, ориентированные исключительно на операционную обработку данных. И такое опережающее развитие одного из направлений вполне объяснимо.

На первых этапах автоматизации требовалось и требуется навести порядок именно в процессах повседневной рутинной обработки (переработки) данных, на что и ориентированы традиционные СОД. Более того, системы СППР являются в определенном смысле вторичными по отношению к ним. Здесь возможна аналогия с производством. Любая продукция, прежде чем попасть на склад и быть отгруженной потребителю, должна быть сначала произведена. И прежде чем заниматься анализом данных, необходимо эти данные иметь (произвести). А именно это и является одной из функций СОД.

Однако за последние два-три года ситуация существенно изменилась. И это непосредственно связано с тем, что практически в любом учебном заведении сложилась хорошо всем знакомая парадоксальная ситуация: информация вроде бы где-то и есть, ее даже слишком много, но она не структурирована, не согласована, разрознена, не всегда достоверна, ее практически невозможно найти и получить.

Эффективное решение проблем информатизации возможно только при едином финансовом, научном, учебно-методическом и организационном подходе, формирование которого является неотъемлемой частью управления ВУЗом.

Рассмотрим некоторые подходы к управлению образованием.

Например, предлагается сравнивать системы управления образования по критериям, ориентрированным на №процесс» и «результат».

Параметры сравнения

Управление, ориентированное преимущественно на:

процесс

результат

1

2

3

Реализация общего назначения управления

• Обеспечение целенаправленности

Слабо ориентирует всех субъектов управления на принятие общих целей, так как последние ни в какой конкретной форме не ставятся

Ориентирует всех субъектов управления на принятие общих целей, так как Последние непременно формулируются в максимально конкретной, операционально заданной форме

• Обеспечение организованности

Проявляется очень слабо (или не проявляется вовсе), так как отсутствует четкая цель - главный мотивирующий, объединяющий, координирующий, синхронизирующий, то есть организующий деятельность людей фактор

Проявляется ярко и прежде всего в том, что люди действуют своевременно, скоординированно, так как хорошо знают задачи свои и друг друга, понимают последствия их невыполнения, хорошо знают свои обязанности и права

• Ожидаемые результаты

Вероятность достижения высоких, конкретных, определенно заданных результатов невысока потому, что эти результаты не задаются, не оговариваются, не приобретают форму цели

Вероятность достижения высоких конкретных результатов очень велика, что определяется операциональностью задания целей (результатов)

• Экономичность

Управление оказывается затратным, так как нет единой путеводной цели, и оно неспособно отказываться от чего-то неважного, нецелевого, и потому заведомо неэкономно (превалирует - валовой подход, ориентированный на проведение большого числа мероприятий)

Отсекается все то, что не работает на результат (выбирается только главное, существенное). Этим достигается экономия ресурсов, обеспечивается ресурсосберегающий характер управленческой и исполнительской деятельности

Свойства управления

• Активность-реактивность

Преимущественно характерна реактивность, поскольку если не заданы важнейшие параметры, в направлении которых нужно действовать, то приходится реагировать только на изменение ситуации, на сиюминутное

Целевое управление отличается высокой активностью, поскольку, когда известна цель, есть возможность действовать в опережающем ключе

• Прогностичность-непрогиостичность

Вероятность ориентации на требования завтрашнего дня крайне мала, так как опережающие цели операционально не поставлены

Вероятность ориентации управления на требования завтрашнего дня велика, ибо цели (результаты) могут быть взяты те, что актуальны не сегодня, а те, что будут актуальны ко времени окончания выпускником школы

• Интегративность-несистемность

Способность устанавливать необходимые и достаточные связи невелика, потому что непонятно, для чего их нужно устанавливать

Управление будет более интеграционным (объединяющим, связующим), поскольку сама цель выступает интегратором, комплексирующим, системообразующим фактором

• Демократичность-авторитарность

Здесь различия целевого и нецелевого управления невелики, все зависит от конкретной ситуации. Управление, ориентированное на процесс и ориентированное на результат, может быть и авторитарным и демократичным. Иначе говоря: существует и демократичная, и авторитарная модели как целевого, так и нецелевого управления

Характеристики системы и процесса управления

• Функции управления

Набор функций управления может быть случайным, неполным или избыточным, произвольным, не отвечать требованиям необходимости и достаточности, так как необоснован, поскольку неизвестны приоритеты, определяемые целями школы

Имеется реальная возможность построить рациональный (необходимый и достаточный) набор и рациональную структуру функций управления, подчиненных общим приоритетам, определяемым целями управления школой

• Организационная структура управления

Невозможно обосновать ту или иную структуру, так как не может быть связей структуры и целей. В оргструктуре отсутствуют специально созданные субъекты, направленные на выполнение каких-либо инновационных или иных задач. Структура может содержать органы (субъекты), предназначенные для осуществления заведомо невыполнимых задач, просто лишние субъекты

Структура управления обоснованна, так как все индивидуальные и коллективные субъекты управления созданы для выполнения четко определенных задач. Имеют место субъекты управления программно-целевого типа, созданные как временные образования для решения тех или иных специальных задач (ВНИКи, ВТК, микрогруппы, проектные команды и др.)

•Организационный механизм управления

Логическая структура управленческих действий случайна, неоптимальна; имеют место разрывы связей, несостыковка действий. Организационные формы и методы вьполнения действий нерациональны, так как не увязаны с целями. Организационный механизм неосознан, что влечет за собой отсутствие специальной работы по стандартизации, не обобщается опыт, система «не учится» на своих ошибках

Оргмеханизм продуман, осмыслен, заранее спланирован, логическая структура действий имеет четкую целевую направленность, нет лишних связей и действий. Появляется возможность стандартизации рутинных управленческих операций, высвобождается время для творческой деятельности, есть возможность быстрого реагирования на отклонения от целей

Управленческие действия

•Анализ

Анализируются только элементы процесса без какой бы то ни было связи с результатами (например: учитель применил какой-то прием, методику и т. п., но не ясно, хорошо ли это), анализируются факты проведения мероприятий, замены уроков, а не качество результатов, осуществляется анализ количества инноваций вместо анализа реальных изменений, которые они дают

Анализ всегда ориентирован на конкретную цель (результат). Таким образом, малейшие недостатки в реализации цели воспринимаются как проблема и весь анализ приобретает проблемно-ориентированный характер. Именно тут (при ориентации управления на результат) имеет место и одновременная ориентация анализа на процесс, так как в поиске причин недостижения результата ищутся ошибки в процессе

• Планирование

1) Целеполагание осуществляется неоперационально - планируется только перечень мероприятий. Так как цели не планируются, то и нет критериев оценки управления, - отсюда и соблазн оценивать работу по количеству мероприятий

1) Целеполагание осуществляется только операционально, а раз есть конкретные цели, то есть и критерии оценки деятельности

1) Целеосуществление при отсутствии операционально заданных целей (результатов) приводит к перегрузке плана мероприятиями, не имеющими единой целевой организации, что, в свою очередь, приводит к чрезмерным затратам времени без гарантии достижения результатов

1) Поскольку все действия и мероприятия носят целевой характер (то есть, подчинены заранее поставленным целям, увязаны между собой), то такая организация дела приводит к повышению результативности и экономии ресурсов

Организация

Организационная структура может содержать индивидуальные и коллективные субъекты, не знающие толком, чем им заниматься; они слабо связаны между собой, что приводит к дублированию, нескоординированности действий, возникают помехи друг другу. Характерно и отсутствие специальных субъектов, создаваемых для реализации конкретных, специальных задач (нет элементов целевой, матричной структуры.

Распределение обязанностей между субъектами носит произвольный, хаотичный характер, так как нередко диктуется сиюминутными потребностями

Вся организационная структура является целенаправленной: все, что есть в ней, - все субъекты, звенья, уровни, связи - все увязано с целями и потому не структурных подразделений, которые не возникает лишних знают, чем заниматься.

Оргструктура может содержать специаль ные подразделения целевого характера (ВНИК, ВТК в т. п.), которые выполняют только конкретные, операционально поставленные цели и задачи. Все подразделения создаются под конкретные задачи, шляющиеся элементами общей цели, что исключает создание лишних субъектов управления

Руководство

При отсутствии единых целей не происходит работа по их согласованию (с ними не работают, так как их нет), что существенно снижает мотивационные возможности управления (цель ведь - один из основных мотивирующих факторов)

Наличие целей позволяет работать с ними, создает идейное, волевое, эмоциональное организационное единство коллектива, повышает мотивацию и образовательной, и управленческой деятельности. Руководство осуществляется вокруг согласованных и всеми принятых целей

• Контроль

При нецелевом управлении нет четких ориентиров контроля для оценки состояния дел. Контроль сводится к фиксации факта проведения мероприятия без оценки результатов и качества образования.

Нецелевой контроль вызывает негативную реакцию на любые проверки планов, уроков, тетрадей и т. д. (цели-то неизвестны).

Контроль, как правило, неконкретный, расплывчатый, субъективный, что приводит к непониманию, недоразумениям, конфликтам между администрацией и учителями из-за нецелевого (процессного) контроля.

Отсутствие целевого характера контроля влечет за собой запаздывание с внесением необходимых корректирующих изменений в работу и ее план

При селевом характере управления контроль обеспечен четкими приоритетами, критериями, стандартами и т. п., позволяющими соотносить реальное состояние дел с желаемым. Это дает возможность быстро выяснять расхождения желаемого и имеющегося и скорректировать процесс, а возможно и сам первоначально составленный план и даже сами цели.

При целевом контроле ясно, что оценивать, когда оценивать, что оценивать высоко, а что - низко.

Контроль упрощен, его легче сделать эффективным, так как есть четко заданные параметры контроля (цели, критерии, стандарты и пр.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за февраль 2010 года

    Информационный бюллетень
    Об этом доложила Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину Министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По ее словам важной мерой стала отмены контрольно-кассовых аппаратов для тех, кто платит налог на вмененный доход.
  2. Образовательная программа начального общего образования тюмень 2011

    Образовательная программа
    5. . ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (личностные и метапредметные результаты) 52-68 стр.
  3. Образовательная программа модульных курсов пк «фгос: механизмы реализации, модели внедрения» (1)

    Образовательная программа
    Программа по повышению квалификации работников образования, отражающая требования государственных стандартов общего образования, включает в себя учебную программу дополнительного педагогического образования и сопровождающие ее учебные
  4. Образовательная программа модульных курсов пк «фгос: механизмы реализации, модели внедрения» (2)

    Образовательная программа
    Программа по повышению квалификации работников образования, отражающая требования государственных стандартов общего образования, включает в себя учебную программу дополнительного педагогического образования и сопровождающие ее учебные
  5. Основная образовательная программа начального общего образования Бюджетного общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования МОУ СОШ № 2 разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре

Другие похожие документы..