Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Научно-методический журнал'
Учредители:Институт информатизации образования,Уральский государственный педагогический университет,Московский государственный открытый педагогически...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится «28» февраля 2011 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.02 при Учреждении Российской Академии наук Институ...полностью>>
'Статья'
Понкин Игорь Владиславович - профессор кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской а...полностью>>
'Тесты'
…процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений, их использов...полностью>>

Контрольная работа по дисциплине «Организационное поведение»

Главная > Контрольная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российский государственный

торгово-экономический университет

Контрольная работа по дисциплине

«Организационное поведение»

(поведение человека на рабочем месте)

Тема: «Природа групп: характеристики, формирование, типы»

Студента 2 курса

Экономического факультета

Группы ЭФ – 24 – заоч.

Данилейко С.Н.

Руководитель:

доц. Карпенко Е.З.

Москва 2006

Оглавление

1. Общие характеристики групп………………………………………………3

2. Формирование групп. Динамика и теории………………………………...4

3. Типы групп…………………………………………………………………...7

4. Список литературы………………………………………………………....10

Общие характеристики групп

Группу принято считать важной единицей социологического анализа при изучении организационного поведения. Изучение групп особенно ценно при анализе движущих сил. Групповая динамика изучает взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения, исходя из этого представления, акцент делается на динамике членов формальных и неформальных рабочих групп, а теперь и команд в организации.

Так же, как и во многих других областях организационного поведения, изучение групп и использование этого понятия сталкивается с противоречиями и изменениями. Так, например, в недавнем комментарии относительно статуса группы в организационном поведении Альдерфер заметил:

Группы и групповая динамика напоминают погоду – это то, о чем почти все говорят, но лишь немногие пытаются что-то сделать. Исследования, практика и обучение, относящиеся к групповой динамике, в настоящий момент находятся в состоянии брожения. В мире бизнеса мы слушаем лидеров, которые произносят речи, чтобы вдохновить людей на работу в команде, поддержать наделение их полномочиями и создать организационную культуру, которая способствовала бы внедрению комплексного управления качеством. Каждое из этих начинаний зависит от хорошего понимания групп и эффективности проводимой с ними работы. Те не менее до сих пор коллективное поведение, которое является следствием призывов лидеров, часто свидетельствует о недостатке глубокого понимания групп и неспособности к компетентным действиям.

Термин «группа» можно трактовать по-разному, в зависимости от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены:

  1. Имеют мотивацию для присоединения к группе.

  2. Воспринимают группу, как единый союз взаимодействия.

  3. В разной степени участвуют в групповых процессах (т.е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие).

  4. Достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

Как не существует единого определения понятия «группа», так нет и общего согласия относительно того, что означает термин «групповая динамика». После того, как Курт Левин в 1930-е годы способствовал популяризации этого понятия, за прошедшие десятилетия к нему добавилось немало коннотаций. С одной нормативной точки зрения групповая динамика описывает, как должна быть организована группа и как ею управлять. Упор делается на демократическое лидерство, участие членов, всеобъемлющее сотрудничество. Представители другой точки зрения на групповую динамику считают, что она состоит из набора техник, или методик. Здесь под групповой динамикой понимают ролевой тренинг, «мозговой штурм», группы встреч, группы без лидера, групповую терапию, тренинги сензитивности, построение команд, трансактный анализ, окно «Джохари». Третья точка зрения ближе всего к исходной концепции Левина. Групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы групп. Для данной концепции важны формирование групп, структура, происходящие в них процессы, функционирование и влияние на отдельных членов, а также на другие группы и организацию в целом.

Формирование групп. Динамика и теории

Почему индивиды объединяются в группы? Прежде чем обсуждать практические причины, было бы полезно ознакомиться с классическими теориями группообразования, понять, почему люди стремятся быть связанными с другими. Основная теория, объясняющая это стремление, - теория близости. Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что студенты, сидящие в классе рядом, скорее образуют группу, чем сидящие в разных концах. В организации служащие, которые работают в одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся в группу, чем в том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга. Некоторые экспериментальные исследования подтверждают теорию близости, и на первый взгляд ее достоинства для объяснения причины формирования групп несомненны. Однако ее недостаток состоит в отсутствии аналитичности и в том, что она даже не пытается объяснить некоторые сложные аспекты формирования групп. Некоторые теоретические и практические выкладки нуждаются в дальнейшем изучении.

Более полная теория образования групп, чем теория простой близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим); чем больше взаимодействий между людьми, тем больше будет у них совместных дел и разделяемых чувств; чем больше чувств испытывают люди по отношению друг к другу, тем обширнее будут и их совместная деятельность и взаимодействия. Основным элементом здесь является взаимодействие. Люди в группе взаимодействуют не только из-за ощущения пространственной близости, но также и для достижения групповых целей, таких, как сотрудничество и разрешение проблем.

Существует много других теорий, которые пытаются объяснить формирование групп. Большинство из них объясняет данный процесс лишь частично, однако в целом они дополняют друг друга. Одной из наиболее полных теорий образования групп является теория равновесия. Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам. Рисунок иллюстрирует теорию равновесия. Индивид Х будет взаимодействовать и создаст отношения/группу с индивидом Y благодаря общим установкам и ценностям Z.

Индивид Х Индивид Y


Z

Общие установки и ценности

Религия

Политика

Образ жизни

Брак

Работа

Власть

Когда эти отношения установлены, их участники стремятся поддержать баланс между взаимным тяготением и общими ценностями. Если баланс нарушается, то предпринимаются попытки его восстановить. Если же баланс не может быть восстановлен, то взаимоотношения прекращаются. В теории равновесия важную роль играют как пространственная близость, так и взаимодействие.

Еще одним теоретическим подходом к образованию групп, заслуживающим пристального внимания, является теория обмена. Схожая по своему подходу с теорией трудовой мотивации, групповая теория обмена рассматривает последствия взаимодействия в виде вознаграждения и затрат. Чтобы возникло взаимодействие или стремление восстановить связь, в перспективе должен иметь место хотя бы минимальный положительный результат (вознаграждение должно превышать затраты). Вознаграждение в результате взаимодействия удовлетворяет потребности индивида, в то время, как затраты вызывают у него тревогу, фрустрацию, смущение или утомление. В теории обмена важные роли отведены таким понятиям, как пространственная близость, взаимодействие и общие установки.

Кроме более социально утвердившихся психологических объяснений процесса образования групп существуют также несколько общепринятых выделяемых этапов группового развития. Вкратце их можно описать следующим образом.

  1. Формирование. Эта начальная стадия отмечена неопределенностью и даже недоразумениями. Члены группы еще не уверены в целях, структуре, заданиях и лидерстве.

  2. Бурление. Этот этап развития, как показывает его название, характеризуется конфликтами и конфронтацией. (Как правило, в эмоционально напряженной атмосфере между членами группы могут возникать серьезные разногласия и конфликты относительно ролей и обязанностей.)

  3. Становление норм. На этом этапе члены группы, наконец, кооперируются и начинают сотрудничать. Они обладают чувством «мы», тесной сплоченности, товарищества и идентифицируют себя с группой.

  4. Действие. Это этап, на котором группа функционирует в полную силу и посвящает себя эффективному выполнению задач, согласованных на предыдущем этапе.

  5. Распад. Это конец существования группы, которого постоянные группы никогда не достигают. Однако команды, созданные для выполнения конкретных проектов или заданий, как только их цели достигнуты, будут распущены или будет изменен их состав; в последнем случае группы снова пройдут вышеперечисленные стадии.

Теперь рассмотрим практические аспекты формирования групп. Кроме концептуальных объяснений образованию и развитию групп имеются и весьма практические мотивы для присоединения группе или ее создания. Например, работники в организации могут сформировать группу по экономическим, социальным причинам или ради безопасности. Экономической причиной для создания группы может послужить работа над проектом, предполагающим групповое вознаграждение, например при оплате работы в зависимости от прибыли; по этой же причине может быть образован профсоюз для борьбы за повышение заработной платы. Присоединение к группе с целью обеспечения безопасности включает индивида в единый фронт борьбы с обезличенным односторонним обращением. К данному случаю подходит старинная пословица о том, что сила – в числе. Однако наиболее важной практической причиной, заставляющей индивидов присоединяться к группе или создавать ее, является то, что группа может удовлетворить очень острые социальные потребности у большинства людей. В частности, у рабочих, как правило, очень сильны стремление быть с другими, потребность в аффилиации. Эта потребность удовлетворяется принадлежностью к группе. Еще в ходе Хоторнских исследований было замечено, что мотив аффилиации оказывает решающее влияние на поведение человека в организации.

Типы групп

Существует множество типов групп. Теории группообразования, о которых речь шла выше, частично основаны на притяжении между двумя людьми – простой группе-диаде. Конечно, в реальном мире группы обычно значительно сложнее, чем диада. Существуют группы малые и большие, первичные и вторичные, объединения, группы с формальным членством и референтные, внутренние и внешние, формальные и неформальные. Каждый тип имеет различные характеристики и оказывает различное влияние на своих членов.

Первичные группы. Термины «малая группа» и «первичная группа» часто используют, как взаимозаменяемые. Но все же разница между ними существует. Малая группа должна соответствовать только одному критерию – иметь малую численность. Как правило, никто не пытается установить точное число, но принято считать, что группа должна быть достаточно маленькой, чтобы все ее члены были лично знакомы и взаимодействовали. Первичной группе недостаточно быть просто малой, ее членов должны связывать чувства товарищества, преданности и общее отношение к ценностям. Таким образом, все первичные группы являются малыми группами, но не все малые группы являются первичными.

Двумя примерами первичной группы могут служить семья и группа сверстников. Изначально под первичной группой ограниченно понимали группу, в которой происходит социализация, но результаты Хоторнских исследований дали толчок к более широкому толкованию этого понятия. Совершенно очевидно, что рабочие группы обладают характеристиками первичных групп. Исследования выявили огромное взаимодействие, которое первичная группа оказывает на поведение индивида, вне зависимости от ситуационного контекста или окружающих условий. Все больше компаний начинают использовать первичные группы, организуя служащих в самоуправляемые команды. Численность таких команд колеблется от 3 до 30 человек. Эти команды сами составляют график работ, устанавливают цели, предлагают методы усовершенствования, принимают и увольняют членов команды и менеджеров и даже разрабатывают стратегию.

Коалиции. В организациях весьма уместны не только первичные группы, но и коалиции. Понятие коалиции на протяжении многих лет использовалось при анализе организаций. И хотя теоретики трактуют его по-разному, последний наиболее серьезный обзор литературы, посвященный коалициям, приписывает им следующие характеристики.

  1. Взаимодействующая группа индивидов.

  2. Намеренное создание ее самими участниками для решения определенных задач.

  3. Независимость от формальной структуры организации.

  4. Отсутствие внутренней формальной структуры.

  5. Общее ощущение принадлежности к группе.

  6. Ориентация членов на достижение конкретных целей.

  7. Внешние формы.

  8. Согласованные действия членов, групповые действия.

Хотя некоторые перечисленные характеристики можно отнести и к другим типам групп, коалиции являются особыми, как правило, очень влиятельными и эффективными образованиями внутри организации. Так, например, в ходе недавнего исследования было обнаружено, что служащие в больших бюрократических организациях создают коалиции, чтобы преодолеть небольшие конфликты и неэффективное управление с целью выполнения работы.

Другие типы групп. Кроме первичных групп и коалиций существуют другие классификации групп, важные для изучения организационного поведения. Есть два существенных деления: на группы принадлежности и референтные группы, а также на внутренние и внешние группы. Говоря об их различиях, следует отметить, что группы принадлежности – это группы, к которым индивид действительно принадлежит. Примером может быть членство в отраслевом профсоюзе. Референтные группы – это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет. Примером является престижная социальная группа. Члены внутренней группы имеют или разделяют основные ценности, а внешние группы состоят из людей, находящихся во вне по отношению к внутренней группе. Все эти типы групп имеют значение для изучения организационного поведения, но самое непосредственное применение находит деление групп на формальные и неформальные.

В современных организациях существует множество формально сформированных групп, таких, как комитеты. Их примером могут служить как функциональные комитеты департаментов (финансовый, маркетинговый, производственный, человеческих ресурсов), так и постоянные комиссии по общественным делам, по рассмотрению жалоб или исполнительные комитеты. Команды, о которых уже упоминалось, когда речь шла о первичных группах, стали наиболее важным типом групп в сегодняшних организациях и эффективно используются во множестве рабочих ситуаций.

Неформальные группы образуются по политическим причинам, вследствие дружбы или общих интересов. Так, по политическим причинам неформальная группа может быть создана для того, чтобы ее участники могли получить свою долю вознаграждения или ограниченных ресурсов. Группа друзей может сформироваться на работе, а затем выйти за пределы рабочей среды. Общие интересы к спорту также могут объединить людей в неформальную группу.

Список литературы.

  1. Алексеев А, Пигалов В, «Деловое администрирование на практике», М., 1993.

  2. Фред Лютенс, «Организационное поведение», ИНФРА-М, М., 1999.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И., «Менеджмент», М., МГУ, 1995.

  4. Веснин В., «Основы менеджмента», М., 1996.

  5. Кабушкин Н.И., «Основы менеджмента», Мн: БГЭУ, 1996

  6. Казелецкий Ю., «Человек многомерный.», Киев, 1991.

  7. Лобанов В. США:, «модели компетентности руководителей государственных учреждений. Проблемы теории и практики управления.», N1, 1996. с. 73-77.

  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М., 1992.

  9. Русиянов Ф., Никулин Л., Фаткин Л., «Менеджмент и самоменджмент в системе рыночных отношений.», М., 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Контрольная работа по дисциплине «Стратегия развития транспортного предприятия»

    Контрольная работа
    анализ продуктового и хозяйственного портфелей: матрица BCG, матрица GE (матрица МакКинзи), матрица Shell/DPM, матрица «Конкурентоспособность – Стадия жизненного цикла»;
  2. Контрольная работа по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ»

    Контрольная работа
    1. При выполнении теоретической части контрольной работы студент выбирает один вопрос из нижеприведенного списка, номер которого соответствует порядковому номеру студента в списке группы.
  3. Контрольная работа по дисциплине «международные стандарты аудита» (2)

    Контрольная работа
    Уверенность, которую призван обеспечить аудит, в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений, должна быть:
  4. Контрольная работа № (Выполняется в 5 семестре) Тема Организационная среда бизнеса

    Контрольная работа
    В теоретической части работы необходимо описать основные компоненты внутренней и внешней организационной среды, показать их взаимосвязи, привести примеры влияния на организацию.
  5. Контрольная работа По дисциплине : «Мировая экономика». На тему : «Транснациональные корпорации в мировой экономике»

    Контрольная работа
    Корпорации в настоящее время занимают ведущее положение в экономике развитых стран, производя относительно других организационных форм предприятий гораздо более значительную долю продукции.

Другие похожие документы..