Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Большинство предприятий, входящих в Объединение, заранее сделали все от них зависящее, чтобы снизить негативные последствия от возможных финансовых п...полностью>>
'Документ'
1.Каковы причины, побудившие Россию сформировать подлинную систему обязательного пенсионного страхования в 1990г. и провести пенсионную реформу в 200...полностью>>
'Документ'
Концерт ГАБСО им.Чайковского под управлением Владимира Федосеева, хора Третьяковской галереи, хора мальчиков Московского хорового училища имени Свешни...полностью>>
'Рабочая программа'
Первый период, XVI-XIX вв», составленная на основе требований государственного образца. Стандарт высшего профессионального образования по направлению...полностью>>

Нформационно-коммуникационные технологии в практике управления школой: материалы региональной научно-практической конференции (г. Оренбург, 20 марта, 2009 год)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ

УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

Материалы

региональной научно-практической конференции

(г. Оренбург, 20 марта, 2009 год)

В двух частях

Часть II

Оренбург

2009

ББК 74.204+74.202

И 74

И

И 74

нформационно-коммуникационные технологии в практике управления школой: материалы региональной научно-практической конференции (г. Оренбург, 20 марта, 2009 год). В 2-х частях. Ч. II / под. общ. ред. С.А. Алешиной, В.И. Нефедовой. – Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009. – 54 с.

Сборник подготовлен государственным учреждением «Региональный центр развития образования» Оренбургской области при поддержке министерства образования Оренбургской области в рамках реализации рекомендаций, полученных в ходе выполнения программы «Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением» проекта «Информатизация системы образования».

В сборник включены материалы трех зональных семинаров по проблеме «ИКТ в управлении образованием», проведенных в феврале 2009 года, и региональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в практике управления школой», проведенной министерством образования Оренбургской области и государственным учреждением «Региональный центр развития образования» 20 марта 2009 года.

Материалы сборника предназначены для руководителей образовательных учреждений, руководителей и специалистов органов управления образованием, специалистов региональной системы повышения квалификации, стремящихся к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в управленческой практике.

ББК 74.204+74.202

© Министерство образования Оренбургской области, 2009 г.

© ГУ «Региональный центр развития образования», 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ИКТ в практике управления школой:

позиция школы

Лебедев В.В. Информационно-коммуникационные технологии в практике управления школой…………………………………………………….4

Джураева А.А. Эффект управления школой на основе ИКТ…………….5

Копытько Т.Г. Эффект управления лицеем на основе ИКТ…………….8

Губанова Е.Н. Примеры построения открытого информационного пространства в управлении школой…………………………..………………11

Ленкова Т.Р. Эффективное управление образовательным учреждением с использованием программного комплекса «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ»………………………………………………………………………14

Филиппова Т.В. «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» в управлении образовательным учреждением………………………..……………………….15

Кинельская С.А. Внедрение «Электронной учительской» в практику ежедневной работы администрации и учителей школы………………….18

Олейник С.С. Информатизация образовательного процесса как условие обновления образования…………………………….….………………….21

Растворова Л.И. Опыт использования ИКТ в управлении образованием ……………………………………………………………………………….25

Логутова Е.В. Психологические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в образовании……………………….29

Шамардина Т.В. Внедрение информационных систем администрирования деятельности образовательного учреждения – одно из приоритетных направлений в деятельности ассоциации «Школы Оренбуржья»………………………………………………………………………….33

Шестакова С.И. В каких направлениях может осуществляться внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику управления школой.................................................................................................38

Калдузова В.В. Управление внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс…………..42

Горбунова Н.А. Применение ИКТ в управлении образованием как компонент развития единой образовательной среды………………………...46

Заключение………………………………………………………………...50

ИКТ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ:

ПОЗИЦИЯ ШКОЛЫ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

В.В. Лебедев,

МОУ «Лекаревская средняя общеобразовательная школа

Асекеевского района»

(lsH38@)

Одной из важнейших составляющих национального проекта «Образование» является компьютеризация средних школ. В основном, в нашей школе данная проблема решена по количественному параметру: на 1 ПК приходится 7,5 учащихся. Кабинеты информатики, методический, кабинет директора оснащены оргтехникой. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику управления школой продолжается:

  • увеличивается число компьютеров, постепенно оснащаются все кабинеты; продолжается работа по созданию единого информационного пространства учреждения, а также его составных частей;

  • в работе администрации в системе используются программы 1С: ХроноГраф Мастер 3.0 и 1С: ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ.

Администрация нашей школы второй год активно использует 1С: ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ и видит в этом большую пользу:

  • удобство в работе с кадрами, с информацией о движении учащихся, в ведении электронного журнала, книги приказов, алфавитной книги;

  • возможность постоянного контроля успеваемости и посещаемости;

  • уменьшение времени на создание разнообразных отчётов.

Учителя-предметники, классные руководители на практике убедились в том, что данная программа обеспечивает быстрое получение и обработку нужной информации:

  • У администрации школы появилось больше времени на аналитическую деятельность, работу с документами.

  • При правильной организации работы с 1С: ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ сдача отчёта ОШ-1, по сотрудникам, по учащимся и т.д. превратилась в несложную операцию по передаче информации в отдел образования.

  • 1С: ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ позволяет отслеживать данные об успеваемости, качестве знаний одного и того же класса, у одного и того же учителя на протяжении ряда лет, проводить сравнительный анализ работы учителя, анализ успешности ученика.

  • Упростилась деятельность администрации школы с родительской общественностью (получение семьей любых форм отчёта о своём ребёнке – об успеваемости, качестве знаний, посещаемости и т.д.).

Не менее важную роль в управлении школой играет программный комплекс 1С: ХроноГраф Мастер 3.0, который даёт администратору возможность оптимизировать свою работу, моментально получить данные о классах, расписание звонков, данные о преподавателях, кабинетах, занятости кабинетов, о распределении нагрузки учителей, расписании занятий, замене отсутствующих учителей.

Управленческий эффект от использования информационно-коммуникационных технологий связан, прежде всего, с организацией работы с программами 1С: ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ и ХроноГраф Мастер 3.0, подбором обученных кадров и в последнюю очередь – от техники. Только в этом случае будет обеспечен максимальный эффект от внедрения информационно-коммуникационных технологий в практику управления школой.

ЭФФЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ ИКТ

А.А. Джураева,

директор МОУ «Шкуновская СОШ

Акбулакского района Оренбургской области»

Современный период развития любого цивилизованного общества определяют как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети. В этой связи одним из главных звеньев совершенствования образовательной системы является комплексная информатизация школы.

Реализуемая модель информационной среды позволяет педагогическому и ученическому коллективу активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности. Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий позволяет выровнять уровень оснащенности нашей школы современными информационно-коммуникационными технологиями.

В нашей школе 15 компьютеров, из них в учебном процессе используются 8. На один компьютер в среднем приходится 8 учащихся. Имеются 4 принтера и сканер, цифровой проектор МР 610, интерактивная доска. Компьютеры, находящиеся в кабинете информатики, объединены в локальную сеть. В апреле 2007 года к сети Интернет была подключена и наша школа. В настоящий момент выход в Интернет осуществляется с каждого компьютера в школе.

Решение этой задачи в полном объеме позволило создать предпосылки для обеспечения доступа учащихся школы к различным современным информационным образовательным ресурсам, расположенным в сети Интернет.

Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета «Информатика», мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов. Модель обеспечивает такую деятельность в условиях открытого образования, телекоммуникационных систем, средств Интернет.

Кроме этого, в урочной и внеурочной деятельности используются программные продукты по информатике, химии, физике, биологии, истории, математике, иностранному языку. Учащиеся школы, изучая информатику, готовятся к использованию компьютерных технологий по большинству из направлений дополнительного образования, предоставляемых школой. На уроках информатики учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельной, творческой работы над конкретными полезными задачами с использованием информационных технологий, которые так необходимы для успешного обучения и участия в региональных проектах.

Созданная информационная школьная система предоставляет возможность ученикам стать участниками открытого образования. А это мотивирует ребят качественно осваивать школьный предмет «Информатика», быть успешными в дополнительном образовании различного уровня организации. Например, большую популярность среди учащихся имеет работа в школьной группе «техобеспечения». Монтаж видеофильмов, создание фонограмм, презентаций, аппаратно-программная осведомленность, получение ребятами начальных навыков в современной профессии – это результат использования современных компьютерных технологий во внеклассной работе с учащимися.

Администрация и сотрудники школы активно используют технические средства и электронные материалы при проведении педсоветов, семинаров, при участии в конкурсах, проектах различных уровней. Важное место при этом занимает издательская деятельность. В школе выпускаются бюллетени, сборники, афиши, школьная газета и т.п.

Активно ИКТ используются в административной деятельности, в школьной библиотеке:

  1. Информатизация делопроизводства.

  2. Создание системы управления всеми видами экспериментов в школе.

  3. Создание и эксплуатация информационной базы по внедрению образовательных стандартов.

  4. Расширение контактов учащихся школы с учащимися стран мира посредством электронной почты.

  5. Регулярное проведение семинаров по актуальным проблемам информатизации обучения для учителей школы.

Для решения этих задач в школе используется пакет компьютерных программ 1С:

    • ХроноГраф Школа 2.0;

    • Библиотека;

    • Автоматизированная библиотечная система;

    • Хронограф Мастер.

Совершенствованию учебного процесса, обеспечению его системности и целостности способствовала технологизация обучения педагогических кадров на уровне практико-ориентированных курсов. Это позволило:

  • реализации идей непрерывного образования педагогов;

  • совершенствованию урока с позиций современных требований;

  • развитию информационно-коммуникационных технологий в системе образования ОУ.

Обобщая накопленный школой опыт по реализации выбранной модели информатизации, можно сделать следующие выводы:

1. Использование ИКТ в административной и управленческой работе позволяет повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство, перевести всю деятельность школы на более качественный современный уровень.

2. Информационная среда школы существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин и снижает трудоемкость работы учителя при подготовке и проведении занятий. Информатизация преподавания полезна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, общую информационную культуру учителя. Для ученика информатизация обучения привлекательна тем, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от отношений «учитель – ученик» к отношениям «ученик – компьютер – учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность получения дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осуществляется целенаправленный выбор вуза, престижной работы.

3. Надежно организованная информационная среда позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять информационный банк данных школы по различным направлениям, что, в свою очередь, решает ряд проблем, связанных с поиском необходимой информации, ее обработкой и использованием в ходе учебно-воспитательного процесса.

ЭФФЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЛИЦЕЕМ НА ОСНОВЕ ИКТ

Т.Г. Копытько,

директор МОУ «Лицей Акбулакского района

Оренбургской области»

Одним из приоритетных направлений развития современного российского образования является информатизация. Информатизация образования – процесс оснащения и использования в образовательном процессе информационных технологий, представляющий собой совокупность сложных действий, требующих затрат времени: массовое освоение средств ИКТ (создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся); активное внедрение средств ИКТ в традиционные дисциплины, пересмотр содержания образования; разработка программного обеспечения, компьютерных курсов, видео- и аудиоматериалов на компактных (оптических) дисках; перестройка системы непрерывного образования, введение дистанционного обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

В этих условиях учителя лицея оказались перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как Интернет-педсовет, Интернет-конференция, электронная почта, электронные книги, системы мультимедиа, «Электронная учительская». В педагогическом коллективе лицея нами были пересмотрены организационные формы учебного процесса и подходы к управлению образовательным учреждением. Сегодня в лицее

  • усовершенствованы механизмы управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствуются методология и стратегия отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях глобальной коммуникации современного общества;

  • созданы методические системы обучения, ориентированные на развитие интеллектуального потенциала, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментальную и исследовательскую деятельность;

  • осуществляются разнообразные виды деятельности по обработке информации; созданы и используются компьютерные тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, в том числе их продвижения в обучении.

Для этого мы всем коллективом лицея

  • совершенствуем материально-техническую базу информатизации образовательного процесса;

  • используем правовые возможности в приобретении программного обеспечения по предметным областям;

  • выявляем мотивационные обоснования для получения теоретических знаний и практических навыков в области информационных технологий;

  • совершенствуем содержание курса информатики, профессионально-педагогические умения педагогов по применению информационных технологий в своей работе;

  • обеспечиваем преемственность использования локальной и глобальной сетей;

  • регламентируем работу педагогов и учащихся в глобальной сети Интернет;

  • повышаем коммуникативную культуру общения учащихся и педагогов в ходе информатизации образовательного процесса;

  • стимулируем творческий подход педагогов и учащихся к созданию УМК;

  • используем заявленные направления деятельности для разработки программы информатизации образовательного процесса.

Показателями нового качества образования как результата системной информатизации в лицее мы считаем способность участников педагогического процесса к рациональной организации деятельности и умение успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Своевременная подготовка учителей позволила повысить уровень их компьютерной грамотности. На управленческом уровне проводится

  • рубежный контроль умений (отчет, зачет по сформированным умениям);

  • анализ качественного состояния информационного продукта (уровень выполнения: умение работать с графикой, с текстом, с числами, диаграммами, локальными и глобальными сетями);

  • регулярное знакомство с новыми информационными технологиями (консультации, тренинги);

  • подтверждение умений практической деятельности по использованию ресурсов сети Интернет (создание электронной почты, сайтов и т.д.).

Профили «Интернет-конструирование» и «Программирование» дали возможность организовать совместную работу учащихся и педагогов в глобальной сети Интернет, стимулировать их в организации банка данных информации в локальной сети лицея. Полученные навыки позволяют экономить время в процессе поиска необходимой информации.

На уроках информатики учащиеся разрабатывают документы на разных компьютерах, при этом используя как источник информации компьютер учителя. В данной сети налажен документооборот, который дает положительные результаты:

  • сокращается количество документов, оформляемых на бумажных носителях;

  • соблюдается механизм, регламентирующий работу педагогов и учащихся в глобальных сетях;

  • поощряются активность и успешность учащихся и педагогов в конференциях и конкурсах;

  • осуществляется универсализация информационных технологий в повседневной предметной деятельности учащихся и педагогов.

В качестве примеров приведем следующие мероприятия:

  • учебная деятельность;

  • межшкольная презентация проектов в рамках программы
    Intel «Обучение для будущего»;

  • региональный конкурс выпускников программы Intel «Обучение для будущего», организованный государственным учреждением «Региональный центр развития образования»;

  • региональная конференция учащихся и студентов ОГУ «Горизонты науки и образование в XXI веке»;

  • конкурсы, проводимые Областным центром научно-технического творчества молодежи.

В педагогическом коллективе созданы условия для разработки учебно-методических комплексов (УМК). Регулярно отслеживаются результаты деятельности по созданию информационного пространства в лицее посредством мониторинга, создаются условия для эффективного использования компьютерного оборудования и программного обеспечения в интересах образования.

Результатом является функционирование единой образовательной информационной среды в Акбулакском лицее, обновление подходов к образовательному процессу и упорядочивание ресурсов в этой среде, как образовательного, так и управленческого назначения. Считаем, что успех образовательного процесса и управления в нашем учреждении во многом зависит от соблюдения таких принципов, как компетентность, гуманность, инновационность, прагматизм.

ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ ОТКРЫТОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Е.Н. Губанова,

заместитель директора по ИКТ МОУ «Александровская

средняя общеобразовательная школа» Александровского района

(Gubanova1971l@)

Сайт МОУ «Александровская СОШ» первоначально был создан в мае 2006 года учителем информатики Дранкиным М.А. Для создания сайта была использована современная бесплатная система управления сайтом – uCoz, которая позволяет создавать сложнейшие проекты с необычайной простотой и легкостью. Модули системы могут быть оптимизированы и настроены под конкретный проект, что позволяет создавать сайты любой сложности: простой сайт-визитку, большой информационный портал и т.п. Привлекает факт, что систему uCoz не нужно скачивать и устанавливать, достаточно просто зарегистрироваться, и система полностью в Вашем распоряжении.

С 1 сентября текущего года в нашей школе создана Служба информации, целью которой является обеспечение бесперебойной работы школьного сайта. Служба состоит из Редакционного совета и исполнительной группы.

  • В состав Редакционного совета входят заместители директора (по ИКТ – Губанова Е.Н., по воспитательной работе – Новикова Н.Н.), редактор – учитель информатики Дранкин М.А., психолог Кучарова Р.И., руководитель школьного музея Мусина А.Х., вожатая Маслова С.Н.

  • В составе исполнительной группы – учащиеся старшего звена, которые являются помощниками членов Редакционного совета.

Редакционный совет один раз в четверть проводит заседания, на которых обсуждаются вопросы по обновлению страничек сайта. Информацию, которая представлена на сайте, можно разделить на четыре блока:

  • постоянная;

  • обновляемая один раз в год;

  • обновляемая один раз в полугодие;

  • обновляемая по мере поступления.

Главной задачей школьной Службы информации является создание сайта, который будет интересным и полезным для всех категорий пользователей. Предлагаем совершить «экскурсию» по страничкам нашего школьного сайта, доступного по адресу: /index/0-9.

На Главной страничке размещены постоянная информация о достижениях МОУ «Александровская СОШ», список почетных выпускников разных лет. Здесь также имеется колонка новостей, которую ведет ученица 10 «А» класса Васильева О. Работаем над проблемой размещения на главной странице «Окна объявлений».

Страничка Школа представляет краткую характеристику образовательного учреждения на текущий учебный год. Здесь можно найти Программу развития школы, Программу информатизации. В правой части странички помещены фотографии педагогов, награжденных почетными грамотами, Отличников образования и т.д. Это сделано с целью представления кадрового потенциала образовательного учреждения, повышения авторитета учителей в глазах учеников и их родителей.

На страничке Сотрудники представлен весь коллектив школы и филиалов. В планах – поместить фото каждого сотрудника, добавить информацию о категории и образовании. В правой части – колонка «Администрация школы», фотография и контактная информация для связи с пользователями сайта.

Следующая страничка – Учебный процесс. Здесь можно познакомиться с направлениями работы школы, получить информацию о предпрофильной и профильной подготовке учащихся. Правая колонка содержит информацию о работе методических объединений. Информация обновляется по мере поступления от руководителей методических объединений.

Самая активная и постоянно востребованная страничка сайта – Расписание. Расписание занятий обновляется по мере необходимости. Кроме этого, здесь помещено расписание звонков. Эта информация нужна всем участникам учебного процесса – администрации, учителям, ученикам, родителям.

О том, чем живет школа во внеурочное время, можно узнать на странице Традиции школы. Представлены справка из истории создания школы и перечень основных мероприятий. В дальнейшем планируем подробнее освещение каждого мероприятия (анонс и результат проведения).

Страничка ДиМО представляет работу детских и молодежных организаций. Она будет обновляться по мере поступления информации о проводимых мероприятиях, изменениях в работе.

Очень нужная информация помещена на страничке Для родителей: какие документы необходимы для поступления в первый класс (например, заявление), что положить в портфель первокласснику (представлен список предметов). Полезные советы родителям дает психолог школы Р.И. Кучарова.

Следующая страничка – Музей школы. Её ведет руководитель школьного музея А.Х. Мусина. Представлена информация о направлениях работы, указаны разделы экспозиции, размещена информация о проведенных мероприятиях. Обновление информации на страничке – один раз в полугодие.

В Методической копилке систематизированы и представлены разработки уроков, внеклассных мероприятий, проекты учеников. Все эти ресурсы доступны любому пользователю сайта, их можно просмотреть и изучить. В течение года методическая копилка пополняется новыми материалами.

Страничка Публикации содержит статьи, выступления педагогов на семинарах, конференциях и т.д.

Фотогалерея состоит из трех альбомов: «Выпускники», «Внеклассная работа» и «Школьная жизнь». Любую фотографию можно посмотреть в реальном размере. Количество фотоальбомов будет увеличено.

Начата работа по созданию Форума. Предложены несколько разделов для учеников, родителей, учителей. Ведется подборка тем для обсуждения.

Свои пожелания, рекомендации, отзывы о сайте можно оставить в Гостевой книге.

Организация создания и управления сайтом МОУ Александровская средняя общеобразовательная школа» Александровского района Оренбургской области (/index/0-9) проходит на творческом подъеме школьного коллектива, несмотря на возникающие трудности. В его поддержке задействована творческая часть школьного коллектива. Опыт показал, что ожидаемый результат достигается, если в этом процессе совпадают интересы сайтостроителей и пользователей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Словарь лингвистических терминов

    Документ
    Словарь включает 5270 терминов и понятий лингвистики. Он адресован широкому кругу пользователей: студентам, аспирантам, преподавателям, научным работникам, специалистам разного профиля, изучающим, преподающим, исследующим язык.
  2. Спецкурс «Функциональная специализация инженерного труда» для студентов электротехнических специальностей технического университета 72 Москалева Т. С., Севостьянова О. М

    Документ
    Цапенко В.Н. Информационная образовательная среда как эффективное средство повышения ка­чества профессиональной подготовки студентов технических вузов 37

Другие похожие документы..