Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
проводити елімінаційні заходи по відношенню до зовнішніх алергенів (частіше приймати душ, застосовувати очисники повітря в приміщенні, частіше провод...полностью>>
'Конкурс'
Цель конкурса: Развитие флористики, выявление новых талантливых имён, определение новых тенденций во флористике, демонстрация навыков работы флористов...полностью>>
'Урок'
(Слайд 1) Сегодня мы проводим предпоследний урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования», который называется «Решение задач на составление...полностью>>
'Документ'
В начале октября 2009 г. стартовал проект «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждени...полностью>>

Программа поддерживается Европейской Комиссией. "Миграция и Право" представляет собой сеть юридических консультаций для беженцев

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа Правозащитного центра "Мемориал"

Поддерживается

УВКБ ООН

Фондом Форда

Фондом Мотта

Фонд Макартуров

Европейской Комиссией

МИГРАЦИЯ и ПРАВО”

Сеть юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев

_____________________________________

Москва, ул. Сущевская, 21, зтаж3,оф16.Тел: 790-74-55, 200-65-06,

факс: 790-74-56, 917-89-61,

E-mail sgannush@, lcrmoscow@

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

По программе «Миграция и Право»

за период 01/01/07 – 31/12/07

Программа выполнялась Правозащитным центром “Мемориал” при поддержке:

УВКБ ООН субпроекты №: 07/АВ/RUS/LS/401; 07/АВ/RUS/LS/402

Европейской комиссии (Департамент Справедливость, Свобода и Безопасность),

проект № JAI/ 2003/HL WG\82

Фонда Форда, грант № 1010-1191-2, грант № 1010-1191-3

Фонда Мотта, грант № 1999-00469.02

Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, грант № 06-87723-00-GSS

Обзор проекта

Проект осуществляется в рамках программы “Миграция и Право”, проводимой ПЦ “Мемориал” с 1996 года при поддержке УВКБ ООН и фондов Форда и Мотта. С 2005 года программа поддерживается Европейской Комиссией.

“Миграция и Право” представляет собой сеть юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев.

В 2007 году в Сети работают 56 пунктов в 46 регионах РФ. При поддержке УВКБ ООН работает 23 пункта, по параллельному проекту еще – 5 (Соглашение № 07/AB/RUS/LS/402), при поддержке Европейской Комиссии и фонда Мотта – 29

Руководитель Сети, С.А. Ганнушкина в этом году получила две награды:

– награду «Хомо хомини» («Человек человеку»), которая учреждена чешской благотворительной организацией «Человек в беде» в 1995 году. Это - ежегодная премия человеку, который внес наиболее значительный личный вклад в защиту прав человека и развитие демократических ценностей.

– премию имени Андрея Сахарова за 2007 год, которая была присуждена "за многолетнюю самоотверженность и преданность в работе по защите прав человека в России", и вручена Норвежским Хельсинкским комитетом 29 ноября в г. Осло.

В Международный день прав человека, 10 декабря, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Козицкий А.Г. отметил деятельность наших коллег – юристов Сети «Миграция и Право», работающих в этом регионе:

– «За личный вклад в создание и становление правозащитного движения на Кубани» почетной грамотой отмечен Гайдаш Евгений Алексеевич;

– «За личный вклад в развитие правозащитного движения на Кубани» грамотой отмечен: Гайдаш Владимир Евгеньевич;

– «За личный вклад в защиту прав человека на Кубани» благодарности удостоена

Дубровина Марина Алексеевна.

Содержание Отчета

  1. Описание миграционной ситуации.

2. Описание получателей помощи.

3. Механизм реализации проекта.

3.1. Деятельность региональных пунктов по оказанию юридической помощи мигрантам.

3.2. Деятельность координирующего центра в Москве

3.3. Конференции, семинары и круглые столы.

3.3.1. Обучающие семинары для юристов Сети.

3.3.2. Организация и проведение круглых столов в Москве в рамках работы Консультативного совета Сети «Миграция и Право».

3.3.3. Организация и проведение круглых столов в регионах.

3.3.4. Организация и проведение семинаров для судей и адвокатов, работающих на Северном Кавказе.

    1. Участие руководителя и юристов Сети в иных, в т.ч. международных конференциях, семинарах, встречах.

    2. Поездки руководителя Сети С. Ганнушкиной на Северный Кавказ

    3. Публикации и работа со СМИ.

3.6.1. Издательская работа.

      1. Обзоры, статьи, тексты выступлений, справочные материалы.

3.6.3. Пресс-конференции.

  1. Результативность в вопросах защиты и с точки зрения приоритетов политики

  2. Параллельные проекты

  3. Описание целей и достигнутых результатов

Приложение 1. Описание миграционной ситуации.

Приложение 2.

Таблица 1. Объемы конкретных форм деятельности пунктов за 2007 год

Таблица 2. Кол-во получателей помощи (по полу и возрасту), обратившихся за юридической помощью

Таблица 3. Количество консультаций по категориям мигрантов – 2007 год

  1. Описание миграционной ситуации

Последние два-три года отмечены повышением интереса российской власти к проблемам миграции, ее ценности для государства. Два новых закона, касающиеся миграционного учета и положения иностранных граждан, которые вступили в силу 15 января 2007 г., и запуск программы добровольного переселения были направлены на привлечение в Россию свежих человеческих ресурсов. Эти положительные тенденции, однако, в значительной степени обесцениваются отсутствием направленности на каждую конкретную личность и многочисленными нарушениями прав человека в отношении мигрантов.

Основные черты существующей миграционной ситуации:

- введение новых законов сыграло большую роль в улучшении миграционной ситуации и позволило тысячам мигрантов легализоваться. Однако оно не смогло устранить многие существенные недостатки действующего законодательства и коренным образом улучшить положение мигрантов. Развитие законодательной базы в этой области должно продолжаться в положительном направлении. Тенденция на поддержку миграции должна проводиться без колебаний и отклонений. Положения законодательства в области экстрадиции, депортации и выдворения должны быть изменены и приведены к единой системе в соответствии с международным правом;

- ограничительный репрессивный подход к решению проблем мигрантов в практической работе миграционных органов сохраняется. Многим сотрудникам ФМС России не хватает квалификации для решения поставленных перед ними задач. Необходимо проводить активное обучение сотрудников миграционных служб в регионах, добиваться четкого понимания ими федерального законодательства и их обязанности не только соблюдать права мигрантов, но и помогать мигрантам в реализации их прав;

- сотрудничество правоохранительных органов России, стран СНГ, Северной Кореи приняло недопустимые формы. В угоду политическим, а порой и личным интересам нарушается как национальное, так и международное право. Грубо попираются человеческое достоинство и права человека в отношении лиц ищущих убежища из стран с тоталитарными режимами. Необходимо строго соблюдать международные нормы и решения Европейского Суда, обязательные для государств, присоединившихся к Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» и категорически отказаться от практики незаконной выдачи беженцев;

- обеспечение жильем имеющих на это право вынужденных переселенцев должно быть ускорено и завершено в ближайшие 5 лет. При настоящих темпах жилищного обустройства льготная очередь будет исчерпана через 25-40 лет;

- остается нерешенной проблема бывших граждан, прибывших в Россию после 6 февраля 1990г. и не сумевших приобрести российское гражданство. Этим лицам необходимо предоставить разрешение на временное проживание, что даст им возможность в короткий срок приобрести гражданство России и стать полноценными ее жителями. Этих лиц необходимо включить в программу добровольного переселения соотечественников в Россию.

Описание миграционной ситуации в России в 2007 году, происходившие изменения в законодательстве, положение различных групп мигрантов изложены в Приложении 1.

2. Описание получателей помощи

Консультационные пункты Сети «Миграция и Право» обслуживают регионы, в которых находится не менее 80 % всех вынужденных мигрантов.

В рамках Сети в первую очередь помощь оказывается вынужденным мигрантам:

- беженцам, имеющим статус;

- тем, кто обратился за предоставлением статуса;

- тем, кому в предоставлении статуса отказано;

- утратившим статус или лишенным его без достаточно основательных причин;

- лицам, вынужденно перемещенным внутри страны;

- вынужденным переселенцам;

- гражданам бывшего СССР, не имеющим российского гражданства, и лицам без гражданства.

Кроме того, в некоторых случаях, правовую помощь получают мигранты, покинувшие страну проживания по экономическим и другим причинам, и нуждающиеся в правовой защите.

  • страны исхода: Афганистан, Ирак, Иран, Африканские страны, республики бывшего Советского Союза, Россия (Чеченская республика),

  • национальный состав: афганцы, чеченцы, русские и практически все национальности бывшего Советского Союза

  • данные по возрасту и полу: 50% взрослых (мужчин и женщин поровну), 25% детей,

25% преклонного возраста.

  • наличие социально незащищенных групп: инвалиды (в т.ч. инвалиды ВОВ), раненные и больные, люди преклонного возраста, неполные семьи, сироты

  • профессиональная квалификация и прежний род занятий: самая разнообразная.

  • условия жизни получателей помощи с точки зрения питания, наличия жилья, трудоустройства, доступа к земельным участкам, образованию и т.д.: во всех регионах РФ помощь в обеспечении жильем вынужденных мигрантов минимальна, то же с доступом к трудоустройству и приобретению земельных участков, доступ к образованию ограничен, детские пособия выплачиваются нерегулярно, пенсии – только при наличии пенсионного дела и регистрации, которых прибывшие из Чечни и бывших республик Советского Союза, как правило, не имеют. Реализация социальных прав связывается с наличием регистрации по месту жительства и пребывания.

  • юридический статус получателей помощи в районе поселения: граждане РФ, со статусом беженца, вынужденного переселенца или без таковых, граждане стран СНГ и иных стран, лица без гражданства

Демографические данные по получателям помощи в 2007 году

Группа получателей помощи:

Беженцы/Вынужденные переселенцы/ Лица, ищущие убежища и т.д.

Возрастная группа

Мужчины (число)

% отно- шение

Женщины (число)

% отно-шение

Итого (число)

0-5

1152

1246

2398

5-11

2489

2544

5033

12-17

2258

2168

4426

18-59

14566

15504

30070

60>

1764

2346

4110

Всего: (включая пункты на Сев.Кавказе)

22229

0

23808

0

46037

основное

местонахождение:

Территория РФ

3. Механизм реализации проекта

3.1. Деятельность региональных пунктов по оказанию юридической помощи мигрантам.

В Приложении 2 приведены таблицы 1-3, показывающие объемы конкретных форм деятельности пунктов Сети и демографические данные по получателям помощи.

  • Все пункты вели прием беженцев, лиц, ищущих убежища (ЛИУ), лиц без гражданства (ЛБГ), лиц, перемещенных внутри страны (ВПЛ), вынужденных переселенцев, и иных групп мигрантов; юристы оказывали правовую помощь не менее двух раз в неделю, а также выполняли другие обязанности в соответствии с трудовым договором.

За 2007 год помощь юристов Сети была оказана:

- в виде правовых консультаций беженцам, вынужденным переселенцам и ВПЛ в количестве 21947;

  • оформлено 3217 исков, жалоб и заявлений в суды, прокуратуру и др. правоохранительные органы;

  • направлено 1224 обращений в ФМС, УПДМ, ПВУ, ОВИР и комиссию по гражданству;

  • направлено 1889 обращений в административные органы и др. учреждения;

  • в 1144 случаях оказана иная помощь, включая социальную .

    • поддержка беженцев и вынужденных переселенцев в судах осуществлялась в 1505 случаях.

Основная часть обращений в судебные органы – это жалобы на:

- отказы миграционных служб в предоставлении временного убежища на территории РФ и в предоставлении статуса беженца (гражданам Афганистана, Ирака, Сомали, Судана; это дела, направленные юристам Сети в Москве, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Волгограде из УВКБ ООН); решения судов по данным делам, как правило, отрицательные.

- отказы в приеме документов на разрешение на временное проживание или на вид на жительство, а также на гражданство РФ в упрощенном порядке;

- отказы в регистрации по месту пребывания;

- отказы в предоставлении статуса вынужденного переселенца (основанием отказов служат п.1 и п.2 ФЗ "О вынужденных переселенцах" – отсутствие оснований и пропуск срока);

- отказы в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца (основанием отказов служат п.п.4, 5, 9 ФЗ " О вынужденных переселенцах" – пропущен 5-летний срок);

- отказы в рассмотрении ходатайств о приеме в гражданство РФ и в предоставлении гражданства РФ (в связи с вступлением в силу ФЗ " О гражданстве РФ" и " О правовом положении иностранных граждан в РФ");

- отказы лицам, имеющим статус вынужденного переселенца, в постановке на жилищный учет в органах местного самоуправления в соответствии с Постановлением № 845; суды руководствуясь одними и теми же правовыми актами выносят по данной категории дел как положительные, так и отрицательные решения

- постановления об административных выдворениях; отмечена тенденция к увеличению числа дел этой категории, в том числе дел на стадии кассационного и надзорного рассмотрения (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Иваново, Пенза, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону, и др.)

Поддержка в судах, кроме перечисленных оснований, оказывалась

- по делам об установлении факта постоянного проживания в РФ. По этим делам практика неоднозначна: суды устанавливают факт постоянного проживания для последующего обращения в органы миграционных служб, однако последние далеко не всегда принимают во внимание эти решения суда;

- по делам о назначении пенсий гражданам, покинувшим ЧР и утратившим документы, подтверждающие трудовой стаж и сведения о заработной плате; судебная практика по данным делам в основном положительная;

В производстве юристов находились дела в связи с уголовными преследованиями.

Сведения о судебных делах, включая тексты заявлений и принятых судебных постановлений, помещались в специальную базу «Судебные дела», что обеспечивало обмен полезным опытом между пунктами Сети.

    • Отчеты о миграционной ситуации в регионах и о своей работе, в том числе и о региональном законодательстве юристами Сети представлялись в координирующий центр каждый квартал. Ежемесячно представлялись статистические данные о текущем приеме и судебных делах.

    • Юристы Сети принимали участие в организации и проведении различных региональных мероприятий, организуемых совместно с другими НПО и административными и правоохранительными органами в своих регионах.

При их активном участии в проведении подготовительной работы состоялись круглые столы в городах: Махачкала, Волгоград, Казань, Краснодар, Пенза. Круглый стол в Пензе был межрегиональным, в котором приняли участие юристы Сети и представители государственных органов Воронежа, Липецка, Тамбова, Саратова. Эти круглые столы были посвящены актуальным вопросам соблюдения прав мигрантов, соответствия существующей судебной практики законодательству РФ, проблемам безгражданства и легализации вынужденных мигрантов. Подробнее об этих круглых столах см. в разделе данного отчета 3.3.3.

  • В региональных пунктах осуществлялась работа со СМИ по распространению правовых знаний в области миграции, по созданию доброжелательного общественного мнения в отношении проблем мигрантов, выступления по радио и TV, статьи и выступления в местных СМИ.

  • Руководитель Сети, юристы и сотрудники пунктов в Ингушетии и Чечне постоянно консультировали миграционные органы, адвокатов и НПО западных стран по вопросу предоставления убежища гражданам России в их странах. Консультации проводились, главным образом, по e-mail и на встречах в России и за ее пределами. Содержание консультаций касалось общего положения в РФ, как в стране происхождения, так и отдельных конкретных случаев, по которым предоставлялась информация, проверялась достоверность сообщаемых сведений и составлялись свидетельства очевидцев.

3.2. Деятельность координирующего центра в Москве

Юристы и сотрудники координирующего центра:

  • поддерживали деятельность Сети, объединяющей юристов из разных регионов России, обобщали всю информацию о работе Сети; этому в большой степени способствует объединение всех пунктов в компьютерную сеть на основе программного продукта Lotus Notes, предназначенного для корпоративного использования информации.

  • В формате баз данных Lotus Notes заполняются ежемесячные, ежеквартальные и годовые отчеты о работе пунктов, которые содержат достаточно полную информацию об их работе. Затем эти отчеты за каждый период объединяются в сводный отчет для получения, в том числе, и статистических данных по объемам конкретных форм деятельности пунктов Сети и демографическим данным по получателям помощи.

  • На сервере (и сайте Сети - http://refugee.memo.ru) помещены базы данных, разработанные сотрудниками координирующего центра:

  • Информация о пунктах (адреса, работающие сотрудники, контактные данные, дни и часы приема и т.д.);

  • Судебная практика сети;

  • Законодательные и другие правовые акты по проблемам мигрантов;

  • Ответы ведомств на запросы, направляемые из координирующего центра и регионов;

  • Информацию о проводимых семинарах;

  • Наши мнения (комментарии к нормативным актам, аналитические материалы, доклады, выступления в СМИ и др.); электронные версии наших изданий;

  • Наши новости.

Объем информации баз данных постоянно увеличивается.

  • Российские и международные документы по вопросам миграции помещались на сайт Сети.

В 2007 году была проведена модернизация базы данных «Судебная практика сети». В частности, изменен перечень категорий судебных дел, теперь он приведен в соответствие с категориями судебных дел в отчетах региональных пунктов (эти категории были ранее согласованы с УВКБ ООН). Представления судебных дел базы упростят проведение аналитического обзора судебной практики по регионам и категориям, а для наших региональных юристов сделают более доступной поиск в базе дел, аналогичных тем, которые ведут они сами. Т.о. будет упрощен обмен опытом, и по наиболее проблемным случаям можно будет отыскать ответ и найти ссылку на подходящее решение.

База в новом модернизированном виде начнет заполняться с 2008 года, интересные дела за прошлые годы также могут быть перенесены в новую базу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад по материалам Сети «Миграция и Право»

    Доклад
    Ганнушкина Светлана Алексеевна (Председатель Комитета "Гражданское содействие", Руководитель Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал», Член Комиссии по правам человека при Президенте РФ)
  2. С. А. Ганнушкиной Оположении жителей Чечни в Российской Федерации июнь 2004 г июнь 2005 г

    Документ
    Сеть «Миграция и Право» Правозащитного центра «Мемориал», включающая 56 пунктов бесплатной правовой помощи вынужденным мигрантам, 5 из которых находятся в Чечне и Ингушетии ()
  3. Б. Н. Топорнин европейское право москва юристъ 1998 Учебник

    Учебник
    Первый учебник по европейскому праву в системе высшего юридического образования России написан на основе изучения проблем развития европейских сообществ и Европейского союза начиная с первых шагов европейской интеграции и вплоть до настоящего времени.
  4. Правила проведения реформ: конфликты интересов и компенсационные сделки 105 Социальные проблемы России и трудные пути их решения 111

    Документ
    Д.В. Лепетиков, А.М. Лопухин, С.Г. Маковецкая, Т.М. Малева, М.Л. Новиков, Л.Н. Овчарова, М.А. Овчинников, О.Н. Рысев, Е.Ф. Сабуров, М.Р. Салихов, Б. Г.
  5. Программа действий по предотвращению насильственных конфликтов "Наиболее важные моменты"

    Программа
    …Нужно предотвращать конфликты и строить устойчивый мир, чтобы достичь Целей развития тысячелетия; достижение этих целей может, в свою очередь, устранить некоторые глубинные причины конфликта и содействовать повышению безопасности человека.

Другие похожие документы..