Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
-устанавливать успешную коммуникацию при работе в группе и уметь аргументировано отстаивать собственную позицию при признании права других на собстве...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится « » ноября 2011 г. в часов на заседании Диссертационного совета Д002.249.01 при Институте всеобщей истории РАН по адресу : 119334, г...полностью>>
'Документ'
В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Ста...полностью>>
'Поэма'
стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем....полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовая среда предпринимательства Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

- страхование общей гражданской ответственности;

- страхование профессиональной ответственности.

Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом строительных грузов. Страхование охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства, и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.

Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего им оборудования с высокой восстановительной стоимостью.

Эта форма страхования обычно распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств.

Страхование общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев и имеет целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельности третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества. Страхование профессиональной ответственности осуществляется только в том случае, когда генеральный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурной или технической части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных услуг по проекту.

Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется хеджирование (от англ. hedge - ограждать).

Хеджирование - это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.

Сделки, предметом которых является поставка актива в будущем, называются срочными. Сделки, имеющие своей целью немедленную поставку актива, называются слоговыми (кассовыми).

Первое лицо называют хеджером, второе - спекулянтом. На срочном рынке присутствует и третий участник - арбитражер. Арбитражер - это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), называется «хедж ».

Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных.

Форвардный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи и обязательно для исполнения.

Фьючерсный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже, а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи.

Опционный контракт - это соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается как на бирже, так и вне биржи и предоставляет право одной из сторон исполнить контракт или отказаться от его исполнения.

Предметом соглашения могут выступать различные активы - валюта, товары, акции, облигации, индексы и другое.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков. Точность оценки стоимости проекта влияет на размер резерва на покрытие непредвиденных расходов. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.

Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.

При первом подходе резерв делится на две части: на общий и специальный.

Общий резерв должен покрывать изменения в смете, доставки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы.

Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта.

Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вышли в первоначальную смету.

Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.

В общем случае резерв может использоваться для следующих целей:

- выделение ассигнований для вновь выявленной работы по проекту;

- увеличение ассигнований на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств;

- временное формирование бюджета с учетом работ, для которых необходимые ассигнования еще не выделены;

- компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.п., возникающих в ходе работы над проектом.

Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.

После выполнения работ, для которых выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта.

Определенная часть средств, предназначенных для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна остаться под прямым контролем высших руководителей.

Выбрав общую концепцию снижения предпринимательских рисков, необходимо провести планирование реагирования на риски - разработку возможных вариантов и действий, способствующих повышению благоприятных возможностей и снижению угроз для достижения целей бизнеса.

Данный процесс начинается на основе тщательного качественного и количественного анализа рисков. Он включает в себя определение и назначение одного или нескольких ответственных лиц («ответственных за реагирование на риски»), в обязанности которых входит реагировать на каждый согласованный и подкрепленный бюджетом риск. В планировании реагирования на риски рассматриваются риски согласно их приоритетам; при необходимости новые ресурсы и операции добавляются в планы управления стоимостью, расписанием и проектом.

Запланированные операции по реагированию на риски должны соответствовать серьезности риска, быть экономически эффективными в решении проблемы, своевременными, реалистичными в контексте проекта и согласованными со всеми участниками, а выполнение мероприятий должно быть возложено на ответственное лицо. Часто требуется выбор наилучшего способа реагирования на риски из нескольких возможных вариантов.

К важным выводам процесса планирования реагирования на риски относятся:

1) относительный рейтинг или список рисков проекта, упорядоченных по приоритетности;

2) список рисков, требующих немедленного реагирования;

3) список рисков, нуждающихся в проведении дополнительных анализов и реагировании;

4) тренды результатов качественного анализа рисков;

5) основные причины рисков;

6) риски, сгруппированные по категориям;

7) список рисков, обладающих низким приоритетом, за которыми следует вести наблюдение.

В качестве упрощенного примера рассмотрим вариант построения реестра риска спортивно-развлекательного комплекса. В данном случае все риски были разделены на основные условные группы:

- рыночные и финансово-экономические риски (табл. 8.1),

Таблица 8.1.

Рыночные и финансово-экономические риски

Виды рисков

Отрицательное влияние

Способы защиты

1. Неустойчивость спроса

2. Выявление альтернативного спроса

3. Снижение цен конкурентами

4. Увеличение производства и т.д. у конкурентов

5. Рост налогов

6. Снижение платежеспособности потребителей

7. Рост цен на перевозки, размещение, питание, материалы и т.д.

8. Отсутствие альтернативных поставщиков

9. Недостаток оборотных средств

1. Падение спроса и рост цен

2. Снижение спроса

3. Снижение цены

4. Падение продаж

5. Уменьшение чистой прибыли

6. Снижение объемов продаж

7. Снижение прибыли

8. Угроза потери покупателей

9. Увеличение кредитов

Постоянная диагностика конъюнктуры рынка

Анализ конкуренции

Резервирование денежных средств

Хеджирование (фьючерсное, опционное)

Страхование

 

- социальные риски (табл. 8.2)

Таблица 8.2.

Социальные риски

Виды рисков

Отрицательное влияние

Способы cнижения рисков

1. Трудности с набором кадров

2. Несовпадение трудовой дисциплины

3. Отношения местных властей

4. Низкий уровень зарплаты

5. Квалификация кадров

6. Социальная инфраструктура

1. Увеличение затрат на комплектование кадров

2. Штрафы за несоблюдение договоров, их расторжение

3. Дополнительные затраты на выполнение их требований

4. Текучесть кадров

5. Снижение качества, увеличение браков, аварий и т.д.

6. Рост непроизводственных затрат

Резервирование денежных средств

- технические риски (табл. 8.3),

Таблица 8.3.

Технические риски

Виды рисков

Отрицательные влияния

Способы снижения рисков

1. Устаревшее оборудование

2. Нестабильность качества услуг

3. Выявление новых технологий

4. Ненадежность составляющих

5.Отсутствие резервных возможностей

1. Увеличение затрат на ремонт и модернизацию оборудования

2. Отток клиентов, проблемы со спросом, продвижением продукта

3. Увеличение затрат на их освоение

4. Возможность непредвиденных аварийных ситуаций

5. Непокрытие пикового спроса

Резервирование денежных средств

Страхование

Анализ и диагностика инновационных технологий

- экологические риски и форс-мажор (табл. 8.4).

Таблица 8.4.

Экологические риски и форс-мажор

Виды рисков

Отрицательное влияние

Способы снижения рисков

1. Экологические риски

2. Складирование отходов

3. Чрезвычайные происшествия социального характера

4. Чрезвычайные происшествия

5. Близость населенного пункта или других баз

1. Затраты на устранение их последствий

2. Удорожание себестоимости

3. Удар по имиджу фирмы

4. Жалобы на воровство

Страхование

Риски проранжированны с точки зрения их опасности для бизнеса, для каждого риска оценено его негативное влияние и выбран способ защиты.

В качестве универсального итогового алгоритма, который можно использовать в практике управления и минимизации рисков, можно рекомендовать следующую 10-этапную схему.

  1. Определите финансовое состояние своего предприятия с помощью финансовых показателей. Выясните глубину и степень поражения кризисом.

  2. Определите зоны риска для Вашего предприятия в условиях кризиса.

  3. Проведите SWOT-анализ сильных и слабых сторон своего предприятия: возможности, сильные стороны, угрозы, слабые стороны. Проанализируйте все функции предприятия (производство, маркетинг, финансы, персонал и т.д.) с этой точки зрения.

  4. После проведения всестороннего анализа предприятия можно будет составить перечень рисков.

  5. Следующим Вашим шагом будет управление рисками в текущей финансовой деятельности. Это будут риски покупателя и продавца, имущественный и производственный риск.

  6. Очень важным направлением управления предпринимательскими рисками является управление запасами с применением методов АВС и XYZ анализа.

  7. Следующим направлением для снижения рисков предпринимательской деятельности будет управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

  8. Следующий шаг. Классификация затрат в текущей деятельности и выбор по каждому виду затрат метода управления затратами. Расчет точки безубыточности.

  9. Важным шагом в управлении финансовыми рисками в условиях кризиса будет также анализ инвестиционных проектов предприятия и их финансирование.

  10. Последним шагом в цикле управления предпринимательскими рисками, но не последним по значимости, будет мониторинг, контроль и анализ результатов.

Также необходимо учесть типовые препятствия, мешающие компаниям минимизировать риски, из-за которых даже успешная организация может проиграть. Это главным образом воздействие психологического фактора, связанного с менталитетом менеджмента фирмы:

- Руководитель боится посмотреть в лицо реальности. Нередко руководители, видя угрозу, опасаются даже думать о том, что она может коснуться их бизнеса. Кен Олсен из компании DEC утверждал, что персональный компьютер - это не более чем игрушка. Сложно поверить, что он действительно не мог представить себе хотя бы десятую долю возможностей этой новой технологии. Скорее, не хотел думать об этом.

- Руководитель не может отказаться от старых и проверенных продуктов, процессов и т.д. Даже если руководитель понимает, что появившаяся технология или другие изменения на рынке могут оказать на его бизнес серьезное влияние, он порой отказывается делать что-либо, потому что не желает ничего менять в своей компании или просто боится перемен. Иногда это приводит к курьезным ситуациям, когда все игроки на рынке вкладывают деньги в новую технологию, ставшую уже стандартом в отрасли, и только одна компания (часто - бывший лидер) не хочет изменяться.

- Руководитель боится тратить деньги. «Это, конечно, перспективно, но слишком дорого», - размышляет руководитель. А компания тем временем теряет рыночную долю. Когда Вы оцениваете стратегический риск и планируете меры по его снижению, проверяйте себя: не руководят ли вами подобные страхи? Только так можно быть уверенным, что принимаемое вами решение будет оптимальным.

Тема 9. Информационное обеспечение управления риском

Оптимизация риска при стратегическом управлении включает несколько этапов, которые должны состоять из определения целей предприятия, выделения поворотных точек в развитии, выделения и ранжирования факторов риска, подбора методов управления рисками в соответствии с целями, выбора метода оптимизации, включающего оценки необходимых затрат для ее реализации.

Результатом такой процедуры будет программа управления рисками на предприятии, составляющей частью которой должно стать информационное обеспечение, позволяющее выбрать программу, требующую минимальных затрат и снижающую риск нереализации стратегии до приемлемого уровня.

Анализ литературы и практический опыт разработки экономико-математических моделей показывают, что оценить уровень риска и затраты на информационное обеспечение управлением риска довольно сложно без применения экономико-математических моделей, разработки информационных технологий и информационных систем.

Механизм информационной системы управления риском должен базироваться на блочной структуре в виде системных процедур. Такое строение отражает разделение и кооперацию деятельности в рассматриваемой сфере, которые обеспечивают возможность независимого предоставления услуг, развитие системы специализированных государственных или отраслевых коммерческих организаций.

Первый блок - информационно-аналитический. Обеспечивает сбор, первичную обработку и анализ информации, ее хранение. Представляет соответствующим образом организованный компьютерный банк данных и библиотеку документов, содержащих необходимые первичные сведения о проблеме.

Второй блок - исследований. Он обеспечивает непрерывную поддержку управленческих решений посредством разработки необходимых версий программных продуктов, методик, норм и правил, соответствующих особенностям рассматриваемых объектов, технологии и параметрам окружающей среды.

Третий блок - аналитической экспертизы и прогнозных исследований. Используя продукт предыдущего блока и методы проведения экспертизы, выполняется «рисковый мониторинг», осуществляется прогноз развития риска и последствий, оценивается ущерб по риску, формализуются предпочтения, вырабатываются рекомендации по стратегии и тактике действий, средствам защиты.

Четвертый блок - управления. Построение базового сценария управления риском завершает этап аналитической экспертизы и прогнозных исследований. Группа управления должна:

- выработать единый взгляд на цели, задачи и объект прогнозирования и управления;

- достигнуть единого мнения о механизме развития риска и методах управления им;

- сформулировать текущие и перспективные планы;

- проверить и отладить взаимодействия между службами защиты.

После того, как получены сценарии развития риска, выполнена его оценка, приняты решения по стратегии и тактике действий, разработанные приоритеты действий спускаются «вниз» по уровням управления.

Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому ее следует использовать оперативно.

Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п. Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и т.п.

Обычно информационные потоки о внешних воздействиях структурированы следующим образом:

- Законодательство и его планируемые изменения в странах деятельности компании.

- Состояние секторов рынка деятельности компании, прогноз их развития.

- Конкуренты и партнеры: состояние и прогноз.

- Состояние и прогноз криминогенной обстановки.

- Инвестиционный климат в регионах и секторах рынка предполагаемых инвестиций капитала.

Набор источников информации может представлять следующее.

- Материалы средств массовой информации, в т.ч. базы данных архивов прессы.

- Базы данных по субъектам экономической деятельности разных стран с характеристиками их экономического положения.

- Базы данных аналитических отчетов по политическому и экономическому положению различных регионов и секторов рынка.

- Адресно-справочные базы данных.

- Детективы и их объединения.

- Аналитические подразделения, генерирующие выводную информацию, и другие.

Аналитика, как правило, основывается на различных компьютерных и математических моделях. Модели используют для прогнозирования, планирования рисков, уменьшения степени неопределенности знаний о рисках объекта исследований и результатах его использования. Могут использоваться модели и для диагностики риска - установления источника и природы риска. Впрочем, также широко используется моделирование и при оценке ущерба. Ущерб случаен, так как зависит от большого числа факторов, в том числе факторов влияния (конъюнктура биржевого рынка, влажная или сухая погода, прочность кирпича, хрупкость металла при температуре окружающей среды и др.).

Достаточно универсальным и распространенным методом моделирования при оценке и прогнозировании рисков и ущербов является имитационное моделирование. Это связано с тем, что большинство реальных объектов и операций в силу сложности, дискретного характера функционирования отдельных подсистем, не могут быть адекватно описаны с помощью только аналитических математических моделей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    В условиях рыночной экономики управление финансами одна из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштаба деятельности.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080105 Финансы и кредит
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Налоги и налогообложение Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Формирование у студентов современных фундаментальных знаний в области налогов и сборов, изучение отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансы малого бизнеса Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Финансы» - изучение сущности финансов, функций финансов, современных теоретических концепций государственных финансов, вопросов государственного бюджета, налогообложения и контроля.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление рисками» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения методов анализа риска и риск-менеджмента на предприятии: операционных

Другие похожие документы..