Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Очень часто мы с вами сталкиваемся с такой проблемой: учащиеся как среднего звена, так и старшего мало активны на уроке, им не интересен изучаемый пре...полностью>>
'Программа'
Программа Международного лесного форума: "Лес и человек". Пленарное заседание:2 сентября11-00-15-30: открытие Форума, выступление председате...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента Государственного ...полностью>>
'Документ'
Иркутская область занимает стратегически важное экономико-географическое положение в центре азиатской части России на пересечении торговых путей из це...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовая среда предпринимательства Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доминирующие факторы, влияющие на создание эффективной конкурентной среды на современном этапе экономического развития России

Неконтролируемые (или слабоконтролируемые) государством

Контролируемые государством

1. Усиление соперничества на всех уровнях в рамках борьбы за ресурсы, вызванного:

а) усилением влияния и роли ТНК;

б) процессом глобализации;

в) международной специализацией и разделением труда;

г) процессом перехода развитых стран к постиндустриальному обществу;

д) НТР в аспекте информационной революции и инноваций (значительное снижение роли ценовой и увеличение значения неценовой конкуренции);

е) нарастающим глобальным экологическим кризисом (переход к экотехнологиям и включение в себестоимость экоиздержек - как особого вида затрат — налог на жизнь в пользу будущих поколений). Ухудшение экологической обстановки на планете ставит проблему внедрения инновационных технологий, покупки лицензий и патентов сравнительно экобезопасных, что сужает рамки экономического выбора и приводит к увеличению издержек производства - это, в свою очередь, может значительно уменьшить конкурентоспособность экономики

2. Географическое положение

3. Климатические условия

1. Степень совершенства государственного механизма, необходимость создания эффективной институциональной среды

1.1. Трансформационные издержки переходной экономики

1.2. Значительно увеличенные трансакционные издержки (по сравнению с «нормальными» экономиками, т.е. экономиками с уровнем развития, соответствующим современному уровню экономического развития стран ОЭСР)

2. Уровень образования и квалификации населения

3. Уровень развития общей инфраструктуры

4. Уровень развития технологий

5. Демографическая ситуация

6.Наличие и степень влияния естественных монополий на экономическое развитие

7. Особенности геополитического положения России

Основными факторами, контролируемыми государством, которые влияют на создание эффективной конкурентной среды и повышают степень конкурентоспособности экономической системы, являются:

- совершенство государственного механизма;

- создание эффективной институциональной среды.

Без эффективной институциональной среды невозможно формирование эффективной конкурентной среды. Данное утверждение наглядно иллюстрирует следующая схема:

Эффективная институциональная среда

Эффективная конкурентная среда

Высокая степень конкурентоспособности экономической системы

Следующий аспект проблемы связан с особенностями геополитического положения России - тенденциями в сфере образования и демографической ситуацией. Наличие и более значительная роль естественных монополий в экономике диктуют необходимость особого подхода к рассмотрению вопросов формирования эффективной конкурентной среды в российской экономической системе по сравнению со странами ОЭСР.

Одним из значимых контролируемых государством факторов формирования конкурентной среды является регулирование деятельности естественных монополий. Наличие естественных монополий и степень их воздействия на формирование конкурентной среды имеет стратегический характер. Дихотомия (налаживание рыночного механизма в деятельности естественных монополий и необходимость государственного регулирования) значительно усложняет процесс формирования эффективной конкурентной среды в экономике России.

Государство, выступающее в рамках естественных монополий и как акционер, и как регулирующий орган, постоянно оказывается в конфликтных ситуациях, вызванных диаметрально противоположным характером интересов акционеров конкретной естественной монополии, нацеленной на максимизацию прибыли, и собственно регулирующей ролью самого государства, призванного соблюдать интересы населения страны в целом. Пользуясь характером особых отношений с политической элитой страны, наличием мощного лобби во всех органах государственной власти, такие организации как РАО РЖД, Газпром и прочие устанавливают искусственные барьеры для доступа на рынок альтернативных производителей, значительно завышают издержки (в том числе и неоправданно высокие заработные платы менеджеров естественных монополий), организуют масштабную непрофильную деятельность через сеть аффилированных структур, нарушающих формирование эффективной конкурентной среды и в других секторах экономики.

Ограничение возможности регулирования естественных монополий в силу вышеперечисленных причин, а так же в силу отсутствия давления со стороны конкуренции приводят к значительному снижению эффективности деятельности других экономических агентов, высокой стоимости вводимых производственных активов, к ухудшению инвестиционного климата в рамках естественных монополий, нецелевому использованию инвестиционных средств, собираемых в монопольных секторах рынка.

Неблагоприятная демографическая обстановка вынуждает Россию активизировать миграционную политику. Ежегодный въезд в Россию легальных мигрантов составил: в 2003 г. - около 380 тыс., в 2004 г. - более 460 тыс. чел., а по данным ФМС в 2008 г. в России трудились уже 14,2 млн. иностранных рабочих, что фактически составляет четверть трудоспособного населения страны и это при том, что правительство увеличило квоту для трудовых мигрантов на 2008 г. почти в два раза - с 1,8 млн. до 3,4 млн. человек, т.е. почти 10 млн. трудовых мигрантов трудились нелегально, компенсируя огромный дефицит рабочей силы.

Программа государственного регулирования в этой сфере должна предусматривать:

- разработку и практическую реализацию мер экономического и социального характера, способствующих радикальному уменьшению оттока наиболее социально-активной части населения из страны;

- обеспечение финансирования на обустройство иммигрантов, прибывших на постоянное место проживания в Россию, облегчение процедуры получения российского гражданства.

Особенности геополитического положения России предопределили необходимость значительных расходов на поддержание обороноспособности. В понимании особенностей формирования эффективной конкурентной среды в России важно выявить связь между экономикой и затратами на поддержание обороноспособности на уровне, обеспечивающем вооруженную защиту целостности и неприкосновенности территории России.

Теоретически Россия «обречена» быть великой военной державой, поскольку:

- Россия - страна с населением менее 3%, но имеет более 10% территории и около трети сырьевых ресурсов планеты;

- обладает значительной протяженностью сухопутных и морских границ;

- существуют потенциальные внешние военные угрозы;

- отсутствуют надежные союзники, способные принять на себя обязательства по обеспечению коллективной безопасности.

В долгосрочной перспективе, в связи с формированием новых мировых центров силы, возможны попытки установления контроля над территориями, имеющими жизненно важное значение для России и даже над некоторыми регионами внутри самой страны.

Основным фактором, контролируемым государством, влияющим на создание эффективной конкурентной среды, является фактор совершенства государственного механизма и наличия эффективной институциональной среды, т.е. среды с оптимальным сочетанием экономической свободы и регулирующей функции государства, с рациональным соотношением малых, средних, крупных, в том числе ТНК, предприятий и государственного сектора с индексом восприятия коррупции не менее 8,8 в процентах к ВВП, с теневым оборотом экономики не более 16,8%, с оценкой степени экономической свободы не ниже 7,7.

Невозможно создать эффективную конкурентную среду без эффективной институциональной среды. Элементами неэффективной институциональной среды, сложившимися в настоящее время в российской экономической системе и существенно снижающими конкурентоспособность российской экономики, являются три вида издержек: высокие трансформационные издержки, которые характерны в значительной степени для экономик переходного периода и связаны с изменениями институтов предыдущей экономической системы, формированием и адаптацией новых экономических институтов, появлением новых формальных и неформальных «правил игры», гипертрофированные трансакционные издержки и особый вид трансакционных издержек - коррупционные сборы.

Данные издержки способствуют частичному или полному переносу хозяйственной деятельности в сферу теневого бизнеса, так как экономические агенты теневого бизнеса не платят налоги и не расходуют средства на соблюдение законов, правил и норм, они имеют конкурентные преимущества перед легальными экономическими агентами, действующими в рамках формальных законов. Неформальная институализация становится устойчивым элементом экономической системы, дополнением к формализованной экономике.

В ситуации, когда до 50% ВВП находится в теневом секторе, делается вывод о невозможности формирования эффективной конкурентной среды в экономике России. Фактором, значительно повышающим трансформационные и трансакционные издержки и снижающим усилия по созданию эффективной конкурентной среды, несомненно является барьерный характер государственного регулирования в российской экономике. Деятельность многочисленных российских чиновников направлена на установление многочисленного числа правил и норм, соблюдение которых является условием ведения хозяйственной деятельности на рынке.

Российские производители товаров и услуг поставлены в неравное положение по отношению к своим зарубежным конкурентам из-за высоких трансакционных издержек по преодолению высоких административных барьеров, результатом которого является снижение эффективности использования потенциала предприимчивых людей и ресурсов.

В практике развитых государств создание административных барьеров является исключительной мерой регулирования экономической системы.

Особое значение имеет такой вид трансакционных издержек, как коррупционные сборы: Россия заняла 121-е место в индексе восприятия коррупции за 2006 г., поделив его с Гондурасом, Непалом, Руандой (список из 163 стран). Эти данные содержатся в отчете международной рейтинговой организации Transparency International. С точки зрения институциональной теории, институт коррупции представляет собой процесс воспроизводства неформальных отношений, ведущих к значительному росту трансакционных издержек и масштабному снижению эффективности экономической системы на микро- и макроуровнях.

Целью государства должен стать принципиально новый подход в осуществлении государственного регулирования, основанный на методах, ставящих государственное регулирование под контроль общественных организаций, возведение барьеров на путях коррупции и рентоориентированного поведения государственных чиновников и аффелированных с ними лиц.

Степень развития гражданских свобод оказывает значительное влияние на степень коррумпированности общества. Сложившаяся в российском социуме институциональная среда состоит из институтов, препятствующих созданию эффективной конкурентной среды. Согласно последних расчетов, Россия оказалась по индексам: экономической свободы - на 112 месте, роста конкурентоспособности - 70-м, технологического развития - 56-м, конкурентоспособности бизнеса - 68-м, человеческого развития - 57-м, устойчивого развития - 61-м, экономической безопасности - 41-м месте.

Три составляющих: трансформационные издержки, искусственно увеличенные трансакционные издержки и особый вид трансакционных издержек - коррупционные сборы являются прямыми издержками экономики России и в значительной степени обесценивают имеющиеся потенциальные конкурентные преимущества. Непроизводительные потери времени по ведению теневых переговоров и преодолению административных барьеров являются косвенными издержками и также снижают конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг.

Следовательно, основной задачей государства на современном этапе развития является организация эффективной институциональной среды в аспекте создания условий для успешного функционирования экономических агентов, повышения конкурентоспособности трансформируемой экономики России.

Следующая группа проблем обусловлена вопросами эффективности институциональной среды с точки зрения функционирования хозяйствующих субъектов. Создание достаточного для оптимального развития экономики России количества малых предприятий и формирование эффективной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях. Состояние малого предпринимательства в российской экономике можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн. малых предприятий, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн. малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества малых предприятий в трансформируемой экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса, а если исходить из сравнения с экономикой США, то для формирования полноценной экономики необходимо около 10 млн. субъектов предпринимательства.

Анализ роли государственного регулирования убедительно доказывает, что главным принципом государственной поддержки должно являться сокращение административно-барьерного регулирования малого бизнеса и создание эффективной институциональной среды. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

Формирование институциональной конкурентной среды на микроуровне должно предусматривать создание технопарков, бизнес-инкубаторов, центров малого предпринимательства и других подобных структур.

На сегодняшний день основными проблемами организации подобных структур являются обеспечение малых предприятий нежилыми помещениями, обеспечение венчурного финансирования бизнес-проектов (Приложение, рис. 3.1).

Резюмируя данную тему, можно сказать, что простейшими элементами влияния государства на предпринимательство и финансовую среду являются:

- стабильность налоговой системы и структуры государственных институтов;

- развитость инфраструктуры и коммуникаций;

- возможность двустороннего диалога между государством и бизнесом;

- действия Центробанка, в частности, в отношении валютного курса и условий кредитования в стране;

- открытость/закрытость таможенной границы страны;

- возможность участия в международных конкурентных рынках товаров, услуг, труда и денег.

Учебный модуль № 2

Тема № 4. Понятие, признаки и классификация рисков

В условиях рыночной экономики риск - ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

Риском в обывательском смысле принято считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». Характерные особенности риска - неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

В условиях политической и экономической нестабильности степень риска значительно возрастает. В современных кризисных условиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна, что подтверждается данными о росте убыточности предприятий промышленности.

В практике риск-менеджмента выделяют два ключевых понятия - это «риск», который характеризует такую ситуацию, когда наступление некоторых событий весьма вероятно и может быть оценено количественно, и «неопределенность», которая предполагает невозможность оценки вероятности наступления таких событий.

Существование риска непосредственно связанно с неопределенностью. Она неоднородна по форме проявления и по содержанию. Риск является одним из способов снятия неопределенности, которая представляет собой незнание достоверного, отсутствие однозначности. Акцентировать внимание на этом свойстве риска важно в связи с тем, что оптимизировать на практике управление и регулирование, игнорируя объективные и субъективные источники неопределенности, бесперспективно.

При классификации неопределенности при осуществлении предпринимательской деятельности можно выделить следующие виды неопределенности:

- человеческая неопределенность связана с невозможностью точного предсказания поведения людей в процессе работы. Люди отличаются друг от друга уровнем образования, опытом, творческими способностями, интересами. Индивидуальные реакции меняются изо дня в день, в зависимости от самочувствия, настроения, контактов с другими людьми и т.д.;

- техническая неопределенность (значительно меньше по сравнению с человеческой неопределенностью) связана с надежностью оборудования, предсказуемостью производственных процессов, сложностью технологии, уровнем автоматизации, объемом производства, темпами обновления и т.д.;

- социальная неопределенность определяется стремлением людей образовывать социальные связи и помогать друг другу, вести себя в соответствии с взаимно принятыми обязательствами, служебными отношениями, ролями, стимулами, конфликтами, традициями и т.п. Структура таких взаимоотношений не определена.

Риск- это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и исполнения бюджетов предприятия.

Различают две основные функции риска - стимулирующую и защитную.

Стимулирующая функция имеет два аспекта: конструктивный и деструктивный. Первый проявляется в том, что риск при решении экономических задач выполняет роль катализатора, особенно при решении инновационных инвестиционных решений. Второй аспект выражается в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Авантюриз - разновидность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели, хотя лица, принимающие такие решения, этого не осознают.

Защитная функция имеет также два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Содержание первого состоит в том, что люди всегда стихийно ищут формы и средства защиты от возможных нежелательных последствий. На практике это проявляется в создании страховых резервных фондов, страховании предпринимательских рисков. Сущность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хозяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий правомерности риска.

Риску присущ ряд черт, среди которых можно выделить:

- противоречивость;

- альтернативность;

- неопределенность.

Противоречивость проявляется в том, что, с одной стороны, риск имеет важные экономические, политические и духовно-нравственные последствия, поскольку ускоряет общественный технический прогресс, оказывает позитивное влияние на общественное мнение и духовную атмосферу общества. С другой стороны, риск ведет к авантюризму, волюнтаризму, субъективизму, тормозит социальный прогресс, порождает те или иные социально-экономические и моральные издержки, если в условиях неполной исходной информации, ситуации риска альтернатива выбирается без учета объективных закономерностей развития явления, по отношению к которому принимается решение.

Альтернативность предполагает необходимость выбора двух или нескольких возможных вариантов решений. Отсутствие возможности выбора снимает разговор о риске. Там, где нет выбора, не возникает рискованная ситуация и, следовательно, не будет риска.

В отечественной экономической науке по существу отсутствуют общепризнанные теоретические положения о предпринимательском риске, методах оценки риска применительно к тем или иным производственным ситуациям и видам предпринимательской деятельности, хотя в последние годы появились научные работы, в которых при рассмотрении вопросов планирования, экономической деятельности коммерческих организаций, соотношения спроса и предложения затрагиваются вопросы риска.

Мировая экономическая наука представляет классическую и неоклассическую теории предпринимательского риска. При исследовании предпринимательской прибыли такие представители классической теории, так Дж. Милль и И.У. Сениор, различали в структуре предпринимательского дохода процент (как долю на вложенный капитал), заработную плату предпринимателя и плату за риск (как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью).

В классической теории предпринимательский риск отождествляется с математическим ожиданием потерь, которые могут произойти в результате выбранного решения.

Риск здесь не что иное, как ущерб, который наносится осуществлением данного решения. Такое одностороннее толкование сущности риска вызвало резкое возражение у части зарубежных экономистов, что повлекло за собой выработку иного понимания содержания предпринимательского риска.

В 30-е гг. 20 в. экономисты А. Маршалл и А. Пигу разработали основы неоклассической теории предпринимательского риска, состоящие в следующем: предприниматель, работающий в условиях неопределенности, прибыль которого есть случайная переменная, при заключении сделки руководствуется двумя критериями:

- размерами ожидаемой прибыли;

- величиной ее возможных колебаний.

Согласно неоклассической теории риска, поведение предпринимателя обусловлено концепцией предельной полезности. Это означает, что при наличии двух вариантов, например, капитальных вложений, дающих одинаковую ожидаемую прибыль, предприниматель выбирает вариант, в котором колебания ожидаемой прибыли меньше.

Если принимается небольшое число решений одного типа, то нельзя рассчитывать, что отклонения от ожидаемой прибыли взаимно уравняются, ибо в таком случае закон больших чисел не действует. Именно поэтому предприниматель, принимая решение, должен учитывать колебания прибыли и выбирать вариант, дающий тот же результат, но характеризующийся меньшими колебаниями.

Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Иначе говоря, риск - это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.

В абсолютном выражении риск может определиться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо финансовое состояние коммерческой организации, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

Хотя последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск - это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    В условиях рыночной экономики управление финансами одна из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштаба деятельности.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080105 Финансы и кредит
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Налоги и налогообложение Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Формирование у студентов современных фундаментальных знаний в области налогов и сборов, изучение отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансы малого бизнеса Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса «Финансы» - изучение сущности финансов, функций финансов, современных теоретических концепций государственных финансов, вопросов государственного бюджета, налогообложения и контроля.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление рисками» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения методов анализа риска и риск-менеджмента на предприятии: операционных

Другие похожие документы..