Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Настоящий Регламент в соответствии с Положением об Общественной палате Коломенского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Ко...полностью>>
'Реферат'
В литературном обзоре данной работы рассмотрены критерии предельных состояний, концепции и принципы оценки остаточного ресурса, представления о поряд...полностью>>
'Документ'
Чорна, ніби зконцентрована зимова ніч, хмара квапливо пропливала над тихим пустим містом. Скрізь лише бруд і лякливі тіні, які, схоже, були тут єдини...полностью>>
'Программа'
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования регистрационный номер 273 тех/...полностью>>

Плешкова Анна Ивановна 2011г методическая разработка

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Комская средняя общеобразовательная школа № 4»

Два мира в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

(урок литературы Красноярского края в 4 классе)

Учитель начальных классов

МОУ Комской СОШ №4

Плешкова Анна Ивановна

2011г.

Методическая разработка урока

Урок: Литература Красноярского края (4 класс)

Тема: Два мира в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

Цели урока:

1. Познакомить с биографией писателя

2.Выявить два мира в рассказе «Белогрудка»

3.Научить учащихся работать с текстом.

4. Развивать устную речь учащихся.

5. Воспитывать любовь к природе, всему окружающему.

Задачи:

1. Развивать знания, умения и навыки по анализу художественного текста.

2. Развивать устную речь через выразительное чтение, устные ответы.

3.Воспитывать любовь к природе через художественное слово.

Оформление:

  1. Выставка книг В.П.Астафьева

  2. Пейзажные иллюстрации

  3. Эпиграф: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека» (Саади).

  4. На каждой парте текст рассказа.

  5. Толковый словарь С. Ожегова.

  6. Компьютер, проектор, экран

Ход урока:

(слайд №1).

1. На экран проецируется тема урока (слайд №2)

Учитель зачитывает тему и предлагает детям сформулировать цель.

После обсуждения возможных вариантов на экран проецируется цель урока (слайд №3)

2. Учитель предлагает детям познакомиться с биографией писателя, для этого он демонстрирует учащимся фильм (слайд №4) посвященный В.П.Астафьеву.

Фильм

(Сценарий фильма)

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - Пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО в г. Красноярске и работал составителем поездов.

Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузит.

На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

Последние годы жизни писатель провел на родине с Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.

3.Учитель: (слайд 5) Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. В 2000 году мне посчастливилось увидеть Виктора Петровича, когда мне вручали премию В.П. Астафьева. Встреча с великим сибирским писателем очень запомнилась мне. (Чтение стихотворения собственного сочинения).

Был полон зал, все замерли и ждали,

Что к нам на встречу выйдет исполин,

Что загремят на пиджаке медали.

И долго будет говорить один…

Но вот с трудом поднялся к нам на сцену

Седой как лунь, сутулый человек

Сомнений нет, он жизни знает цену,

Крутил его мотал 20 век.

И захотелось попросить прощенья,

За то, что не умеем проще жить,

За те тревоги, дрязги и гоненья,

Что люди заставляют пережить.

Он говорил, и чудилась Царь- рыба

Босое детство белые снега.

Большая жизнь неписанная книга.

Поклон последний память навека.

4. Большинство произведений Астафьева о родине Виктора Петровича – Сибири, о любви к природе и животным.

Дома вы прочитали рассказ «Белогрудка» (слайд 6)

- Где происходят события рассказа? (сибирская деревушка Вереино (зачитывается по тексту описание)

- Кто являются героями рассказа? (куница, детёныши, мальчишки и др. люди)

- Как вы думаете, какие два мира изображены в рассказе (мир людей, мир животных)

- Кого автор называет Белогрудкой? (белогрудая куница, зачитываем её описание)

Автор ярко показывает нам мир животных. Читая рассказ, мы понимаем, что маленькому зверьку кунице Белогрудке присущи все чувства, характерные человеку.

- Найдите в тексте описание чувства материнства («родила котят», «мать грела их своим телом», « трепетала, прильнув к котятам» и др.)

- Что однажды произошло с детенышами куницы? (их украли деревенские мальчишки…)

И вновь мы видим чувства присущие человеку – чувство отчаяния, найдем их описание («…метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх…», «…Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы…», «…часами сидела на черёмухе…», «…слушала – не запищат ли котятки…»)

Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью.

- Ребята, найдите в тексте слова, в которых автор говорит о кунице совсем как о человеке, потерявшем самое дорогое – семью («…Белогрудка осиротела…»)

-Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)

- Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того как увидела что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести)

- Найдем в тексте рассказа чувство мести («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться сл всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…» и др.)

- Кем же представлен мир человека? (мальчишки и их родители)

- Найдем описание хитрости и жестокости мальчиков: «…выследили вереинские мальчишки…», «…следило несколько человеческих глаз…», «..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др.

- Что говорили родители и охотник по поводу поступка мальчиков? (зачитываем по тексту: «Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…», «Она не виновата. Её обидели, осиротили…»)

- Как вы думаете, почему случилось это вторжение, из-за которого рухнул мир маленького зверька?

- Мальчишки намеренно хотели причинить зло природе, боль кунице?

Вторгаясь в мир дикой природы, мы почти никогда не задумываемся о чувствах живых существ, населяющих этот мир, их мир.

Значит причина всего происходящего – равнодушие, беспечное отношение ко всему живому.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека», - говорил Саади.

-Как вы понимаете данный эпиграф?

Откроем толковый словарь С. Ожегова и посмотрим следующие термины: равнодушный(1вариант), беспечный(2 вариант).

- Зачитайте из рассказа «Белогрудка» о каком мире мечтает сам автор? («…спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки»)

- Чему научил вас этот рассказ, над чем заставил задуматься?

Все рассказы В.П. Астафьева пронизаны глубоким раздумьем о жизни, зле и добре, они наполнены любовью к родной природе.

- Закончить урок хотелось бы отрывком из стихотворения Михаила Дудина «Берегите землю»:

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите…

Берегите землю! Берегите …

Устный анализ учащимися результатов деятельности. Использование техники «незаконченное предложение (слайд №7).

Домашнее задание: (слайд 8)

1) Подготовить пересказ отрывка, который больше всего понравился.

2) Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Белогрудка»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет районного методического объединения дши саткинского муниципального района

    Публичный отчет
    В состав районного методического объединения ДШИ (далее РМО) Саткинского муниципального района входят 5 детских школ искусств. По итогам государственной аккредитации 4 школы имеют первую категорию: ДШИ № 1 г.
  2. Программа екатеринбург 24-25 ноября 2011 г. Расписание работы конференции 24 ноября 2011г. 00 10. 00

    Программа
    Тургель Ирина Дмитриевна, д.э.н., профессор, проректор по научной работе, Уральская академия государственной службы (Уральский институт – филиал РАНХиГС при Президенте РФ), г.
  3. Программа XXX v III студенческой научной конференции Краснодар 2011

    Программа
    Заседания секций XXXVIII студенческой научной конференции на базовых потоках – 1-16 апреля (время и место проведения указаны в Программе конференции);

Другие похожие документы..