Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Задачи: повторить известные учащимся свойства воды; попытаться удивить детей «очевидностью» еще оного замечательного свойства воды, которое они не за...полностью>>
'Документ'
1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России, Государственным предприя...полностью>>
'Документ'
7–9 октября 2008 г. в Екатеринбурге прошли Международная научно-практическая конференция «Экологическая безопасность государств-членов Шанхайской орг...полностью>>
'Программа'
Бурное развитие сети Интернет предъявляет все большие требования к знанию учащихся в области Интернет-технологий. Одной из составляющих данной област...полностью>>

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине "Программирование на языке высокого уровня" москва 2007 Разработано: И. В. Глазыриной, канд пед наук, доц.; Т. А. Лабзиной, доц

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Современная

Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

1003.00.01;1

Методические рекомендации

по выполнению курсовой работы
по дисциплине “Программирование
на языке высокого уровня”

МОСКВА 2007

Разработано: И.В. Глазыриной, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Лабзиной, доц.

Под ред. А.П. Пятибратова, д-ра техн. наук, проф., засл. деятеля науки и техники РСФСР

Рекомендовано Учебно-методическим

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА

Методические рекомендации

по выполнению курсовой работы
по дисциплине “Программирование
на языке высокого уровня”

В предлагаемом пособии изложены основные требования и рекомендации по выполнению курсовой работы. Приводится перечень тем курсовых работ и список литературы.

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2007

Оглавление

Стр.

1 общие положения 5

2 Выполнение курсовой работы 5

3 Содержание разделов курсовой работы 6

3.1 Оглавление 6

3.2 Введение 6

3.3 Разработка эскизного и технического проектов программы 6

3.3.1 Задание 7

3.3.2 Назначение и область применения 7

3.3.3 Технические характеристики 7

3.3.3.1 Постановка задачи 7

3.3.3.2 Описание алгоритма 10

3.3.3.3 Организация входных и выходных данных 12

3.3.3.4 Выбор состава технических и программных средств 13

3.3.3.5 Источники, использованные при разработке 13

3.4 Разработка рабочего проекта 13

3.4.1 Разработка программы 14

3.4.2 Спецификация программы 20

3.4.3 Текст программы 21

3.4.4 Описание программы 26

3.4.5 Тестирование программы 27

3.5 Внедрение 27

3.6 Список использованных источников 28

4 Оформление пояснительной записки 30

5 Тематика курсовых работ 30

5.1 Массивы 30

5.2 Строковые данные и текстовые файлы 31

5.3 Записи. Базы данных 33

5.4 Динамические структуры 34

5.5 Игры 36

6 Литература 38

Приложение а 39

1 общие положения

Курсовая работа предусмотрена тематическим планом изучения дисциплины “Программирование на языке высокого уровня”. Курсовая работа является самостоятельной работой студента, позволяет оценить качество знаний и отражает приобретенные студентом практические навыки.

Курсовая работа позволяет расширить объем знаний студентов в области программирования и создать реальную основу использования своих знаний для решения на ЭВМ задач по другим дисциплинам и в своей дальнейшей практической деятельности.

Тема назначается руководителем курсовой работы и утверждается на заседании учебно-методической комиссии.

Перед студентом ставится задача разработать приложение для Windows с целью решения конкретной задачи. Результатом решения является:

а) пояснительная записка, составленная с учетом требования стандартов ЕСПД;

б) исполняемый файл программы, прилагаемый к пояснительной записке на диске/дискете.

Для решения поставленной задачи студенту необходимо предварительно ознакомиться с литературой, посвященной теме задания. При этом следует обратить внимание на средства, используемые для решения аналогичных задач или для решения каких-либо ключевых моментов задачи. Этап работы с литературой должен закончиться обзором, в котором собраны полученные сведения из литературы, дан их анализ с точки зрения приложения к поставленной задаче.

Сформулированные в настоящих указаниях задания на курсовую работу представляют студенту простор для творчества. В текстах задач умышленно опущены некоторые детали и необходимые требования. После ознакомления с литературой студент должен оценить возможности языка программирования и вычислительной техники, на которой предлагается реализовать решение. Результатом этой работы должна быть точная формулировка задачи со всеми ограничениями и требованиями.

При решении задачи необходимо придерживаться техники пошаговой детализации, использовать стандартные структуры, не забывая при этом о развитии программного окружения программиста, расширяя возможности языка за счет включения новых процедур и функций.

При разработке алгоритма необходимо предусмотреть средства проверки и тестирования программы, удобство работы пользователя, возможные модификации.

При написании программы не следует забывать о хорошем стиле программирования, о таких понятиях, как читабельность, эффективность, надежность. Необходимо искать наиболее простые и естественные приемы и методы решения.

В программе, кроме решения непосредственно задачи, студент должен предусмотреть вывод справки о программе и информации о разработчике с указанием ФИО, группы и даты разработки.

На диске вместе с программой должны быть представлены файлы, подготовленные для проверки ее работоспособности.

2 Выполнение курсовой работы

Выполнение курсовой работы состоит из трех этапов.

1. Подготовительный этап (разработка эскизного и технического проектов).

2. Практическая работа за компьютером (разработка рабочего проекта).

3. Оформление пояснительной записки.

3 Содержание разделов курсовой работы

Все этапы разработки программы отражаются в пояснительной записке.

Пояснительная записка состоит из следующих разделов:

Введение

1 Разработка эскизного и технического проектов программы (ГОСТ 19.404–79)

1.1 Задание

1.2 Назначение и область применения

1.3 Технические характеристики

1.4 Источники, использованные при разработке

2 Разработка рабочего проекта

2.1 Разработка программы

2.2 Спецификация программы

2.3 Текст программы

2.4 Описание программы

2.5 Тестирование программы

3 Внедрение

Заключение

Глоссарий*

Список используемой литературы.

При написании пояснительной записки необходимо придерживаться требований единой системы программной документации (ЕСПД) и методических указаний по выполнению письменной курсовой работы, принятых в СГА.

3.1 Оглавление

Оглавление составляется в соответствии с содержанием пояснительной записки и должно отражать все разделы курсовой работы. После написания пояснительной записки в оглавлении проставляются страницы.

3.2 Введение

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена курсовая работа, определяются цель и задачи, которые надо решить для раскрытия темы, описываются средства, посредством которых реализуется разрабатываемая программа, например, среда разработки приложений Delphi.

3.3 Разработка эскизного и технического проектов программы

Стандарт ГОСТ 19.404–79 устанавливает требования к содержанию и оформлению программного документа “Пояснительная записка”, входящего в состав документов на стадиях разработки эскизного и технического проектов программы.

3.3.1 Задание

В разделе “Задание” указывается тема курсовой работы и приводится условие решаемой задачи.

Пример

Тема: Разработка приложения для Windows, представляющего собой компьютерную игру “Лабиринт”.

Условие задачи:

Игра “Лабиринт” состоит в том, что играющий перемещается в двухмерном пространстве по помещениям здания, план которого играющему неизвестен. Начиная с произвольного помещения, путешественник должен найти выход из здания. Каждое помещение может иметь четыре двери: север, восток, юг, запад. План здания необходимо считать из текстового файла в связанный список. Порядок следования помещений в списке должен быть произвольным. Находясь в N–ом помещении, игрок может получить подсказку о правильном направлении движения, если верно выполнит тестовое задание по теме “Программирование на языке высокого уровня”.

3.3.2 Назначение и область применения

В разделе “Назначение и область применения” указывают назначение программы и краткую характеристику области применения программы.

В приведенном примере, например, необходимо разработать развлекательную программу, представляющую собой игру. Область применения: досуг пользователя. Поскольку ставится задача разработать приложение для Windows, то использоваться программа может только под управлением ОС Windows.

3.3.3 Технические характеристики

Раздел “Технические характеристики” должен содержать следующие подразделы:

1 Постановка задачи

2 Описание алгоритма

3 Организация входных и выходных данных

4 Выбор состава технических и программных средств.

3.3.3.1 Постановка задачи

Решение задачи начинается с ее постановки. Постановка задачи - точная формулировка решения задачи на компьютере с описанием входной и выходной информации. Входная информация по задаче – это данные, поступающие на вход задачи и используемые для ее решения. Выходная информация может быть представлена в виде документов, кадров на экране монитора, информации в базе данных, выходного сигнала устройству управления.

В данном разделе дается точное описание исходных данных, условий задачи и целей ее решения. На этом этапе условия задачи, записанные в форме различных словесных описаний, необходимо выразить на формальном языке математики. Обычно математическая модель – это набор уравнений, неравенств и ограничений, приближенно описывающих задачу. При построении математической модели отбрасываются некоторые свойства реальной задачи, мало влияющие на решение.

В этом разделе могут быть описаны основные приемы программирования и типы данных, используемые при решении аналогичных задач. Например, если в задаче используются динамические структуры, то перечисляются виды динамических структур данных и основные процедуры по работе с динамическими структурами. Если задача заключается в формировании базы данных и дальнейшей работе с базой, то приводится описание используемых типов данных (характеристика данных записного типа) и приемы работы с файлами.

Далее описываются возможные пути решения задачи с указанием их достоинств и недостатков. Выбирается и обосновывается метод решения задачи. Описываются ограничения, накладываемые на исходные данные, необходимая разрядность и точность представления исходных данных и результатов решения. Указываются возможные пределы изменения входных параметров задачи.

Пример

Разработать программу, моделирующую игру «Лабиринт», с использованием динамической структуры «связанный список». Играющий должен найти выход из двумерного лабиринта. Лабиринт состоит из смежных комнат. Каждая комната может иметь четыре двери, направленные на север, юг, запад и восток. Одна из комнат содержит выход из лабиринта. Играющий, попав в очередную комнату, может попросить подсказку о направлении движения в сторону выхода из лабиринта. Подсказка представляет собой вопрос теста и четыре варианта ответа по дисциплине «Программирование на языке высокого уровня». Правильный ответ соответствует двери, ведущей к выходу. Представляемые играющему вопросы и варианты ответа должны считываться из файла, хранящегося на диске.

После описания общих положений тематики работы, необходимо указать конкретные методы решения поставленной задачи. Математическая формулировка в данном случае заменяется словесным описанием.

Предположим, что помещения здания соединяются между собой так, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример плана помещений

Информация о плане здания должна храниться в файле в последовательности: номер комнаты; номера комнат, смежных с данной. Смежные комнаты перечислены в порядке: север, восток, юг, запад (рисунок 2). Порядок следования помещений в этом списке может быть любым, как и последовательность номеров помещений на плане.

Рисунок 2. Информация о плане здания, представленном на рисунке 3

Для последующей обработки файл с данными считывается и помещается в список, исходя из номера помещения (рисунок 3). Spi – указатель на начало списка.

Рисунок 3. Начало списка помещений после первого прочтения,

представленного на рисунке 2 файла

Затем файл считывается еще раз и с учетом наличия дверей генерируется связь помещений (рисунок 4).

Рисунок 4. Начало списка помещений после второго прочтения,

представленного на рисунке 4 файла

Звездочкой помечены ссылки, равные Nil.

Перемещение игрока в лабиринте осуществляется путем выбора им одного из вариантов направления движения. Игрок вводит номер комнаты, с которой начинается путешествие. Если такого помещения в лабиринте нет, то об этом выдается сообщение. Если такая комната существует, то играющему предлагается выбрать направление движения, которое можно определить, воспользовавшись подсказкой. Помощь заключается в том, что на экран высвечивается вопрос по теме курса “Программирование на языке высокого уровня” и 4 варианта ответа. Правильный ответ указывает направление дальнейшего движения. Неправильный ответ дает неверное направление или вызывает сообщение о невозможности передвижения. Вывод подсказки на экран и выбор правильного ответа осуществляются с помощью специальной процедуры, которая обращается к файлу на диске.

Признаком окончания игры является ссылка на помещение с номером 999.

В программе необходимо предусмотреть возможность создания и корректирования файлов плана помещения и подсказки.

3.3.3.2 Описание алгоритма

В разделе дается обобщенное словесное описание алгоритма решения поставленной задачи, излагаются основные требования к алгоритму и пути их реализации. Приводится схема алгоритма, состоящая из укрупненных модулей. Дается пояснение назначения и состава каждого модуля. Обобщенный алгоритм обычно использует обозначения и термины исходной задачи.

На следующем этапе каждый модуль детализируется. Выделяются укрупненные команды, реализуемые по вспомогательным алгоритмам. Тот же подход применяется при разработке вспомогательных алгоритмов.

Пример

В программе решаются три независимые друг от друга подзадачи.

1. Перемещение по лабиринту.

2. Запись на диск плана помещений здания.

3. Запись на диск файла подсказки.

Задача “Перемещение по лабиринту” решается в два этапа: 1) формирование списка помещений; 2) выбор направления движения и переход из одного помещения в другое.

Обобщенная схема алгоритма приведена на рисунке 5.

Рисунок 5. Обобщенная схема алгоритма

При формировании списка плана помещений сначала производится считывание номеров комнат из текстового файла и построение связанного списка, затем построение многосвязанного списка, содержащего в себе план помещений здания (рисунок 6).

Рисунок 6. Формирование списка плана помещений

Перемещение по лабиринту начинается с выбора номера помещения для начала путешествия. Если такого помещения нет, то игра заканчивается. Если такое помещение в лабиринте есть, то игроку предоставляется возможность выбрать направление движения или воспользоваться файлом подсказки. Укрупненная схема алгоритма приведена на рисунке 7.

Рисунок 7. Схема алгоритма этапа “Перемещение по лабиринту”

Блок “Выбор направления движения” может быть детализирован на этапе разработки программы.

Аналогично детализируются все составляющие алгоритма.

На этапе разработки технического проекта детализация на уровне операторов программы необязательна.

3.3.3.3 Организация входных и выходных данных

Данный раздел содержит описание и обоснование выбора метода организации входных и выходных данных.

Файл, содержащий план лабиринта, может быть организован непосредственно в приложении. Для этого разрабатывается отдельный фрагмент программы. Структура файла приведена на рисунке 2. В текстовом файле в одной строке записаны номер комнаты и номера комнат смежных помещений. Смежные помещения располагаются в порядке: норд, ост, зюйд, вест. Если смежное помещение отсутствует, то вводится значение 0. Номера комнат в файле могут располагаться в произвольном порядке. Важным является то, что информация о комнате должна быть расположена в отдельной строке.

Разрабатываемое приложение предусматривает использование файлов прямого доступа.
В файлах прямого доступа хранится информация подсказки. Подсказкой является правильный ответ тестового задания, который соответствует двери, ведущей к выходу из лабиринта. Файл–помощь может быть сформирован непосредственно в приложении. Для этого разрабатывается отдельный фрагмент программы. Количество компонентов файла равно количеству помещений в здании-лабиринте. Номер компоненты файла соответствует номеру помещения. Правильный ответ расположен в положении, определяющем верное направление. Компонент типизированного файла имеет тип “запись”, где отводится поле для хранения вопроса по теме курса и поле – массив предлагаемых ответов.

Структура файла подсказки:

Запись:

Поле вопроса

Поле 4–х ответов

Файл подсказки для структуры помещений, приведенной на рисунке 1, может содержать, например, следующие тестовые задания:

Что является стандартной файловой переменной?

Con

Prn

F

Input

Правильно описана файловая переменная текстового типа

F4: text80;

F1: File of String;

F: File of String[80];

F2: Text;

Какая процедура предназначена для связи файловой переменной с физическим файлом на диске?

Reset

Rewrite

Assign

Read

Какая процедура предназначена для чтения данных из типизированного файла?

Readln

ReadBlock

Input

Read

Если Var a, b: ^Real; то для a и b справедливо

New(a^)

a:= a/b

a^:= a^ mod b^

a^:= sin(b^)

В результате выполнения New(p) p приобретает значение, соответствующее

значению ноль

типу переменной р

адресу, начиная с которого можно разместить данные

значению Nil

и т.д.

3.3.3.4 Выбор состава технических и программных средств

На основании разработанного алгоритма делается вывод о необходимости использования того или иного языка программирования. Перечисляются достоинства выбранной среды программирования. Определяются технические средства, необходимые для оптимальной работы будущей программы. Следует помнить, что задание на курсовую работу сформулировано, как разработка приложения для Windows, поэтому использование среды разработки приложений Delphi предпочтительнее, но допускается разработка программы и в среде Турбо Паскаль.

В приведенном примере делается вывод о необходимости использования интегральной среды разработки программ Delphi. Среда Delphi позволяет достаточно быстро разрабатывать приложения для Windows. Далее указываются минимальные характеристики компьютера, необходимые для полноценной работы IDE Delphi и программ, созданных в этой среде.

3.3.3.5 Источники, использованные при разработке

Данный раздел должен присутствовать в пояснительной записке, если при разработке приложения использовались другие готовые программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие по курсовой работе изложены основные требования и рекомендации по выполнению курсовой работы. Приводится перечень тем курсовых работ и список литературы. Для студентов Современной Гуманитарной Академии

    Учебно-методическое пособие
    Курсовая работа предусмотрена тематическим планом изучения дисциплины “Программиро-вание на языке высокого уровня”. Курсовая работа является самостоятельной работой студента, позволяет оценить качество знаний и отражает приобретенные

Другие похожие документы..