Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Срывание колосьев и спор о субботе. Исцеление сухорукого. Избрание двенадцати апостолов. Исцеление слуги Римского сотника. Воскрешение сына Наинской ...полностью>>
'Документ'
Приглашаем вас принять участие в 3-м Сибирском горно-геологическом деловом форуме «МИНГЕО СИБИРЬ 2009», в рамках которого проводится 2-й молодежный ф...полностью>>
'Документ'
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа направляется для регистрации … в соот...полностью>>
'Рассказ'
Ивана Васильевича никуда не приглашали. Лет десять уж — не меньше. Тогда-то гостем званным в последний раз и сидел… за поминальным столом. Бабу Нюшу, ...полностью>>

А. С. Пушкин (1799-1837) (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОДУЛЬ 2

А.С. Пушкин (1799-1837)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЛИРИКА

Работа с текстами

  1. Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.

_____________________

Лицейский период:

«Вольность» 1817

Петербургский период:

«К Чаадаеву» 1818

«Деревня» 1819

Период южной ссылки:

«Погасло дневное светило…» 1820

«Песнь о вещем Олеге» 1822

«К морю» 1824

Период ссылки в Михайловское:

«19 октября» 1825

«К***» («Я помню чудное мгновенье…») 1825

«Пророк» 1826

«Няне» 1826

Творчество второй половины 1820-х, до начала Болдинской осени:

«Во глубине сибирских руд…» 1827

«Поэт» 1827

«Анчар» 1828

«Я вас любил…» 1829

«Зимнее утро» 1829

«На холмах Грузии…» 1829

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Болдинская осень:

«Поэту» 1830

«Бесы» 1830

Творчество 1830-х:

«Осень» 1833

«Пора, мой друг, пора!..» 1834

«Вновь я посетил…» 1835

«Туча» 1835

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1836

====================

  1. Назовите все программные стихотворения, в которых затрагивается каждая из следующих тем:

  • тема свободы;

  • тема дружбы; тема любви;

  • тема поэта и поэзии;

  • тема смысла жизни.

Из каждого стихотворения приведите строки, содержащие, на Ваш взгляд, наиболее яркие образы и символы, и прокомментируйте их (объем не ограничен).

_____________________

Тема свободы:

«Во глубине сибирских руд…»

«Деревня»

Тема дружбы:

«Пора, мой друг, пора!..»

«19 октября»

«К Чаадаеву»

Тема любви:

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

«Я вас любил…»

«На холмах Грузии…»

Тема поэта и поэзии:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

«Поэт»

«Пророк»

«Поэту»

Тема смысла жизни:

«Вновь я посетил…»

«Погасло дневное светило…»

===================

  1. Из программной лирики Пушкина приведите цитаты, иллюстрирующие, с Вашей точки зрения, пушкинскую трактовку следующих понятий и символических образов:

  • «воля»;

  • «самовластье»;

  • «судьба»;

  • «жизнь» и «смерть»;

  • «покой» и «буря»;

  • «море» и «берег»;

  • «поэт» и «толпа»;

  • «сон» и «пробуждение»

(указывайте цитируемое произведение).

_____________________

«Воля»:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег. («Пора, мой друг, пора!..»)

«Самовластье»:

«И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?» («Деревня»)

«Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье» («К Чаадаеву»)

«Судьба»:

«И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?» («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)

«Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей» («Пророк»)

«Жизнь» и «смерть»:

«Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час…» («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)

«Покой» и «буря»:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»

«Море» и «берег»:

«Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!» («К морю»)

«Поэт» и «толпа»:

«Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы…» («Поэт»)

«Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм» («Поэту»)

«Сон» и «пробуждение»

«Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты…» («К***»)

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Выберите по одному стихотворению на каждую из перечисленных выше тем пушкинской лирики и проанализируйте их в соответствии с планом разбора лирического стихотворения, помещенном в разделе «Принципы анализа литературных произведений». (В процессе работы рекомендуем Вам уточнить свои представления о значении следующих терминов, которыми Вам придется активно пользоваться: «художественный образ», «символ», «аллегория», «метафора», «сравнение», «аллюзия», термины анализа стиха).

_____________________

===================

  1. Назовите стихотворения, в которых звучат сентименталистские и романтические мотивы, и прокомментируйте их (0,5-1 стр.).

_____________________

===================

  1. Сопоставьте стихотворения «Море» Жуковского и «К морю» Пушкина. Поясните сходства и различия в романтическом мироощущении двух поэтов.

_____________________

«Море» Жуковского и «К морю» Пушкина имеют определенное сходство. В обоих стихотворениях лирический герой созерцает морскую стихию и олицетворяет её, обращаясь к ней как к живому существу. Однако Пушкин и Жуковский по-разному осмысляют сущность стихии. У Пушкина море – «свободная стихия», которая может стать тем, что поможет «навсегда оставить… скучный неподвижный брег». При сходстве поэтической тематики проблематика у двух поэтов оказывается разной – Жуковский лелеет «таинственную сладость жизни», а Пушкин высказывается против гражданской неволи в свете в свете романтически понимаемой стихии свободы.

Таким образом, «Море» Жуковского внешне остается в рамках «пейзажной» лирики, пушкинское же стихотворение выходит за её пределы и отдается гражданским и общефилософским размышлениям.

===================

  1. Определите жанровую природу каждого программного стихотворения Пушкина. Аргументируйте свой ответ.

_____________________

===================

Анализ проблематики

  1. Как развивалось пушкинское понимание свободы в разные периоды его творчества? Аргументируйте свой ответ ссылками на тексты (0,5-1 стр.).

_____________________

Тема свободы – одна из важнейших тем пушкинской лирики. Для Пушкина свобода – высшая ценность, без которой невозможно полноценно жить и творить.

Это прослеживается уже в стихотворениях 1817-1819 гг. – свобода становится то высшим общественным благом, предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой стремится поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина – это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода – вне времени и пространства, это высшее благо, спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

В романтической лирике Пушкина 1820-1824 гг. тема свободы занимала центральное место. Свобода для Пушкина в период ссылки – один из политических символов.

В конце 1820-х – 1830-х гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, «достоинства личного». Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы узника, изгнанника, то в творчестве последних лет она стала самостоятельной, охватив гораздо более широкий круг явлений общественной, частной и творческой жизни. Свобода для Пушкина – это свобода иметь своё мнение об обществе, об истории своей страны, критически оценивать «громкие права».

===================

  1. Постарайтесь лаконично (0,5 стр.) и стилистически корректно охарактеризовать своими словами различные аспекты пушкинского понимания любви.

_____________________

Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии, но, вместе с тем, чувство преходящее. Оно целиком захватывало поэта, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но быстро угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, безуханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В пушкинской любовной лирике всегда говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь выведена за пределы быта, житейской «прозы». Любовь – символ духовного возрождения, даже сама надежда на это чувство, может быть, только на «улыбку прощальную», способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью.

===================

  1. Ясно и грамотно изложите своими словами пушкинское понимание

  • личности поэта;

  • сущности поэзии;

  • роли поэзии.

Сопоставьте это понимание со взглядами Жуковского (0,5-1 стр.).

_____________________

Поэт в творчестве Пушкина – человек, наделенный Богом творящей силой, способный на великие свершения, но в то же время поэт – смертный, земной. Сердце поэта – не «угль, пылающий огнем», а обычное, «трепетное» человеческое сердце. Поэт в творчестве Жуковского – тот, кому подвластно облечь в слова «невыразимое».

Роль поэзии в понимании Пушкина – побуждать к действию, «глаголом жечь сердца». Жуковский же понимает поэзию в первую очередь как средство будить в людях прекрасное, открывать удивительность окружающего мира. Понимание сущности поэзии и у Пушкина, и у Жуковского схоже – и для того, и для другого творить – значит существовать. Поэзия – то, что дает силы жить, она – язык, на котором поэт говорит с толпой.

===================

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Работа с текстом

  1. Внимательно перечитайте роман, пользуясь краткими комментариями к тексту, содержащимися в любом издании, а также (по возможности) книгой: Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий (любое издание). Лаконично (1-1,5 стр.) и стилистически грамотно изложите содержание романа по главам (обращая внимание также на посвящение, авторские отступления и примечания). Помните, что сюжет и композицию нужно знать досконально.

_____________________

===================

  1. Кратко изложите следующие аспекты содержания романа:

  • формирование личности Онегина и история его судьбы;

  • формирование личности Татьяны и история ее судьбы

(по 0,5 стр. на каждое изложение + адекватные цитаты).

_____________________

===================

  1. Поясните смысл каждого эпиграфа и его связь с содержанием соответствующей главы.

_____________________

===================

  1. В произвольной форме составьте схему системы персонажей романа (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»). Схема должна содержать:

  • имена всех без исключения персонажей (в том числе и тех, которые лишь упоминаются) в авторском употреблении и написании;

  • фактическую информацию о каждом персонаже, имеющуюся в тексте;

  • полную характеристику отношений между героями в фактическом, идейном и композиционном аспектах.

_____________________

===================

  1. Приведите по три цитаты, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, характеризующие следующих персонажей:

  • Онегин;

  • Татьяна;

  • Ленский;

  • Ольга.

Приведите цитаты, характеризующие образ повествователя - автора.

_____________________

Онегин:

«Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным!»

«Сноснее многих был Евгений;

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал, —

Но (правил нет без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал».

«Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство,

Хотя людей недоброхотство

В нем не щадило ничего:

Враги его, друзья его

(Что, может быть, одно и то же)

Его честили так и сяк».

Татьяна:

«Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой».

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо».

«Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны».

Ленский:

«Богат, хорош собою, Ленский

«Везде был принят как жених»

Он мыслит: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал;

Чтоб червь презренный, ядовитый

Точил лилеи стебелек;

Чтобы двухутренний цветок

Увял еще полураскрытый»

«Ленский мой

Все видел: вспыхнул, сам не свой;

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет».

Ольга:

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Всё в Ольге...»

«Да Ольга слово уж дала

Онегину».

«Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

Другой увлек ее вниманье,

Другой успел ее страданье

Любовной лестью усыпить,

Улан умел ее пленить,

Улан любим ее душою...»

Автор-повествователь:

«К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей».

«Как часто ласковая муза

Мне услаждала путь немой

Волшебством тайного рассказа!»

«И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!»

===================

  1. Перечислите кратко поясните отраженные в романе явления, реалии и персоналии (имена людей), относящиеся к следующим областям культуры:

  • общественная жизнь;

  • исторические события;

  • семейно-бытовой уклад;

  • литературная жизнь

(указывайте главу, из которой приводится фактический материал, используйте цитаты).

_____________________

===================

  1. Последовательно изложите содержание всех авторских отступлений (с указанием главы и с использованием цитат). Классифицируйте отступления по темам:

  • лирические;

  • лирико-философские;

  • литературно-полемические и историко-литературные;

  • отступления, содержащие общественно-исторические замечания и наблюдения.

Поясните, какие из них являются ироническими и какие носят автобиографический характер (1-1,5 стр.).

_____________________

===================

Развитие навыков литературоведческого анализа

  1. Охарактеризуйте Онегина, Татьяну, Ленского, Ольгу и повествователя в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений» (форма свободная; обязательно наличие всех пунктов плана).

_____________________

===================

  1. Поясните сюжетную параллель между парами Онегин - Татьяна и Ленский - Ольга.

_____________________

===================

  1. На основе текста романа поясните смысл выражений «’’зеркальная’’ композиция» и «принцип симметрии».

_____________________

«Зеркальная» композиция в романе – сопоставление главы восьмой и предыдущих семи. Сюжет восьмой главы, несмотря на его обособленность, является зеркальным отражением части сюжета первых семи глав (на месте влюбленной Татьяны оказывается Онегин, а роли Онегина – неприступная, холодная Татьяна; встреча Онегина и Татьяны на светском рауте, письмо Онегина, объяснение героев в восьмой главе – отражение аналогичных ситуаций третьей-четвертой глав).

«Принцип симметрии» - сосредоточение внимания автора на схожих персонажах/событиях в равной степени, например, седьмая глава симметрична первой: в первой главе показан только Онегин, а в седьмой всё внимание автора сосредоточено на Татьяне. Также проявлением «принципа симметрии» можно считать сюжетную параллель между парами Онегин – Татьяна и Ленский – Ольга.

===================

  1. В чем своеобразие образа автора в романе? (Не путайте образ автора (повествователя) с реальным автором - Пушкиным!)

_____________________

Автор в романе Пушкина – не традиционный рассказчик, он одновременно является и создателем романа, и одновременно его «героем». Он ведет постоянный диалог с читателем – рассказывает о себе, пишет авторскую «критику» на свой роман, привлекает внимание к поворотам сюжета, к разрывам во времени, вводит в повествование планы и черновики – роман будто создается совместно с читателем.

===================

  1. Уточните свои представления о жанре романа. Перечислите основные признаки этого жанра, присутствующие в «Евгении Онегине». Почему «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе?

_____________________

Среди характерных черт романа можно упомянуть наличие повествователя, рассказчика, последовательное изложение событий.

Роман считается реалистическим из-за предельно точно отраженной в нем российской действительности девятнадцатого века.

===================

  1. Как и где именно, с Вашей точки зрения, отразились в романе следующие жанры:

  • трагедия;

  • комедия;

  • элегия;

  • ода;

  • гимн;

  • сказка;

  • идиллия;

  • мадригал;

  • эпиграмма?

При необходимости обратитесь к книге: Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». М., 1996.

_____________________

===================

  1. Опираясь на текст романа, прокомментируйте динамику внутреннего мира Онегина и Татьяны.

_____________________

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. Евгений в ранней юности – «забав и роскоши дитя», «добрый малый, / Как вы да я, как целый свет». На этом этапе своей жизни Онегин по-своему оригинален, остроумен, но всё же покорно следующий за «чинною толпой», ничем особенно не отличающийся от прочих. Переломным моментом в его судьбе становится решение отказаться от света, уехать в деревню. Герой отнюдь не жертва общества и обстоятельств – сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от светской суеты, Онегин из деятеля становится созерцателем, погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями. Два испытания – испытание любовью и испытание дружбой – показали, что внешняя свобода от света не влечет за собой освобождения от предрассудков и ложных мнений. В любви Онегин слушает разум, а не сердце, из-за чего Автор ещё в первой главе отмечает в Онегине «резкий, охлажденный ум», неспособность к сильным чувствам. Однако в восьмой главе Пушкин показывает новый этап в духовном развитии Онегина – встретив Татьяну в Петербурге, он совершенно преобразился. В нем не осталось ничего от прежнего, холодного и рассудительного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви.

Характер Татьяны, так же, как и характер Онегина, показан в развитии. Сначала Татьяна предстает весьма противоречивой особой – в ней уживается истинное чувство с чувствительностью, внушенной сентиментальными романами. Переворот в судьбе Татьяны происходит в седьмой главе. Оказавшись в новых обстоятельствах, не надеясь на встречу с любимым, она делает решительный нравственный выбор – соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Она всё ещё любит Онегина, но добровольно подчиняется долгу перед семьей. В последней главе резко меняется её облик и социальный статус – вместо деревенской барышни, непосредственной и открытой, перед Онегиным предстает холодная, величественная светская дама, княгиня, «законодательница зал».

===================

  1. Охарактеризуйте роль пейзажа в романе, описания смены времен года и природных явлений. Какова функция этих художественных деталей?

_____________________

===================

  1. В чем своеобразие развития сюжета в романе?

_____________________

Сюжет романа внешне напоминает хронику жизни героев – Онегина, Ленского, Татьяны Лариной, из-за чего в романе отсутствует главный конфликт. Действие строится вокруг конфликтов, возникающих в сфере частной жизни.

===================

  1. Что дало Пушкину использование стихотворной формы? Охарактеризуйте своеобразие «онегинской строфы».

_____________________

«Евгений Онегин» выглядит как роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем достигается прежде всего возможностями четырехстопного ямба, излюбленного пушкинского размера, и «онегинской строфы». «Онегинская строфа» была создана Пушкиным специально для романа. Она включает в себя 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские).

===================

Анализ проблематики

  1. Как Вы понимаете хрестоматийное высказывание В.Г. Белинского о том, что «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»? Аргументируйте свой ответ (1-1,5 стр.).

_____________________

Белинскй назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнув значимость пушкинского «труда многолетнего». Роман создавался в течение семи с лишним лет, пополняясь горестными «заметами» сердца и «наблюдениями» холодного ума Пушкина.

Роман наполнен множеством деталей, очень точно отражает эпоху, описывает нравы как света, так и крестьян. Персонажи этого произведения – простые, обыкновенные люди, ситуации, в которых они оказываются, вполне характерны для России тех времен. В романе присутствует и вполне достоверный образ Петербурга, прекрасного, но с весьма лицемерным высшим обществом, и образ глухой деревни, где только и разговоров, что о сенокосе да вине.

===================

  1. Как, с Вашей точки зрения, решается в романе проблема духовного развития личности? (1-1,5 стр.)

_____________________

===================

  1. Как, на Ваш взгляд, соотносится образ Татьяны

  • с образом России;

  • с архетипом матери;

  • с архетипом идеальной возлюбленной;

  • с представлениями об идеальной женственности?

Какие традиционные черты духовного облика русской женщины воплотились в образе Татьяны?

_____________________

===================

  1. Охарактеризуйте идейную роль авторских отступлений в романе.

_____________________

===================

  1. Составьте подробные планы сочинений на темы: «Смена времен года в романе Пушкина ‘’Евгений Онегин’’» и «Изображение жизни столичного и провинциального дворянства в романе Пушкина ’’Евгений Онегин’’». Планы должны отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр. на каждый план).

_____________________

«Смена времен года в романе Пушкина ‘’Евгений Онегин’’»

I Вступление

Роль природы в творчестве Пушкина.

II Основная часть

1.Пейзажные зарисовки – одна из основных тем авторских отступлений.

2.Неоднородное течение времени в романе.

3.Роль чередования времен года – благодаря им прослеживается хронология событий: летом Онегин отправляется в деревню, проводит там осень, зимой – после дуэли с Ленским – покидает свое имение, весной Татьяна посещает дом Онегина.

III Заключение.

Гармоничное, взаимодополняющее сочетание перемен в природе и в жизни героев.

«Изображение жизни столичного и провинциального дворянства в романе Пушкина ’’Евгений Онегин’’»

I.Вступление

Историческая обстановка, сложившаяся во время написания романа.

II. Основная часть.

Разница между жизнью столичных и провинциальных дворян. Упоминание грехов дворянства - лицемерие столичного света и ограниченность, темнота других. Жестокость дворян по отношению к крепостным.

III. Заключение.

Контраст между радужными описаниями Петербурга и деревенской природы и между описанием нравов дворянства.

===================

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. С. Пушкин (1799-1837) (3)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  2. А. С. Пушкин (1799-1837) (4)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  3. А. С. Пушкин (1799-1837) (1)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  4. А. С. Пушкин (1799-1837) (5)

    Документ
    Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам пушкинского творчества.
  5. Пушкин александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка

    Документ
    В юношеских стихах — поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах — певец ярких и вольных страстей: «Руслан и Людмила» (1820), романтические «южные» поэмы «Кавказский пленник» (1820-21),

Другие похожие документы..