Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Тоталитаризм- политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль со стороны органов власти над всеми областями общественной и личной ж...полностью>>
'Конкурс'
Игровую программу удобно проводить между клас­сами, отрядами летнего лагеря труда и отдыха и т.п. В командах—парикмахе­ры, визажисты, обладательницы ...полностью>>
'Документ'
Зміни обміну речовин проявляються у вигляді естетичних, фізіологічних і функціональних порушень. Ручна корекція дозволяє підтримувати та активізувати ...полностью>>
'Статья'
Данная статья содержит попытку обобщенного представления метода с целью сформулировать его принципиальные особенности. Это делается для того, чтобы ма...полностью>>

Федеральный закон (76)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект 06/02/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Технический регламент «О маркировке пищевых продуктов для потребителей»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) объекты технического регулирования, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;

2) правила идентификации объектов технического регулирования настоящего Федерального закона;

3) общие требования к маркировке объектов технического регулирования настоящего Федерального закона и правилам ее нанесения;

4) правила и формы оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Федерального закона.

2. Требования настоящего Федерального закона обязательны для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов на территории Российской Федерации, а также должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Статья 2. Цели принятия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон принят в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Статья 3. Объект технического регулирования

1. Объектом технического регулирования настоящего Федерального закона являются упакованные пищевые продукты, реализуемые на территории Российской Федерации потребителям.

2. Технические регламенты на отдельные группы или виды пищевых продуктов могут устанавливать дополнительные требования по предоставлению информации для потребителей в части присвоения наименования пищевого продукта этой группы и (или) формы, объема и вида предоставления дополнительной информации.

Статья 4. Правила идентификации объектов технического регулирования

Для целей применения настоящего Федерального закона идентификация объектов технического регулирования проводится заинтересованными лицами посредством установления пищевого назначения продукта и факта его упаковывания в потребительскую упаковку. Пищевое назначение продукта устанавливается без проведения инструментальных исследований на основании информации, представленной на потребительской упаковке и (или) в документах, сопровождающих продукт при его обороте.

Статья 5. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) заявление об особых свойствах пищевого продукта – информация, указанная в маркировке о том, что пищевой продукт обладает особыми свойствами относительно происхождения, пищевой ценности, природы, обработки, состава и пользы для здоровья;

2) маркировка пищевого продукта – сведения, рисунки или знаки, которые относятся к пищевому продукту и присутствуют на упаковке или этикетке, или другом виде носителя, сопровождающем упакованный пищевой продукт;

3) одноразовая порция – определенное количество пищевого продукта, предназначенное для единовременного потребления человеком.

4) пищевые волокна – съедобные материалы растительного и животного происхождения, не подвергаемые гидролизу эндогенными ферментами пищеварительного тракта человека (далее – волокна);

5) пищевой ингредиент (далее ингредиент) – любое вещество, включая пищевые добавки и ароматизаторы, используемое в производстве или приготовлении пищевых продуктов и являющиеся его составной частью в соответствии с рецептурой;

6) сахара – все моно– и дисахариды, присутствующие в пищевом продукте;

7) потребительская упаковка – упаковка, предназначенная для упаковывания, доставки и обеспечения безопасности пищевых продуктов, реализуемых потребителю;

8) упакованный пищевой продукт – единица товара (пищевого продукта), предназначенная для продажи и иных способов передачи потребителю и состоящая из пищевого продукта и упаковки, в которую пищевой продукт упакован до его реализации в розничной торговле;

9) упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс оборота продукции;

10) упаковывание – подготовка пищевых продуктов к транспортированию, хранению, реализации, употреблению с применением упаковки;

11) углеводы – все углеводы, присутствующие в пищевом продукте, за исключением пищевых волокон;

12) фасование в розничной торговле – упаковывание пищевых продуктов в розничной торговле в потребительскую упаковку с установлением количества пищевого продукта;

13) этикетка – носитель информации, прикрепленный к упакованному пищевому продукту, на который наносится маркировка пищевого продукта.

Глава 2. Требования к содержанию информации для потребителей

Статья 6. Перечень обязательных сведений о маркировки пищевого продукта

1. Маркировка пищевого продукта должна содержать следующие обязательные сведения, представляемые на русском языке:

1) наименование продукта;

2) состав продукта;

3) количество продукта;

4) срок годности продукта;

5) дата фасования (для фасованных в розничной торговле пищевых продуктов);

6) условия хранения, если они установлены изготовителем, в том числе для вскрытого и (или) приготовленного продукта;

7) наименование и место нахождения изготовителя (организации на территории Российской Федерации, либо индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, уполномоченных изготовителем на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении пищевых продуктов ненадлежащего качества);

8) рекомендации по приготовлению или употреблению пищевых продуктов, в случае, если правильное их использование без такой информации затруднено, а неправильное их приготовление и (или) использование может нанести вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к порче или неэффективному использованию продукта;

9) пищевая ценность продукта;

10) наличие в продукте ингредиентов, полученных из (или) с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов;

11) знак обращения на рынке (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

2. В маркировке пищевых продуктов, изготовленных в соответствии с требованиями национальных или международных стандартов, допускается указание ссылки на этот стандарт.

3. Не допускается использовать в маркировке пищевого продукта графические изображения пищевых продуктов (ингредиентов), если они или продукты их переработки, или ароматизаторы, имитирующие наличие этих ингредиентов, не входят в состав пищевого продукта.

4. Допускается использовать в маркировке пищевого продукта изображение блюд с применением этого продукта с добавлением пояснения «способ сервировки» (или аналогичного), расположенного в том же поле зрения, что и изображение.

Статья 7. Наименование пищевого продукта

1. Наименование пищевого продукта должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. Оно должно достоверно описывать продукт и позволять покупателю отличать данный вид пищевого продукта от других видов пищевых продуктов.

2. Наименование пищевого продукта может быть дополнено товарным знаком, фантазийным названием, местом происхождения, исполненными на русском и (или) на иностранных языках.

3. Информация об отличительных свойствах и специальных методах обработки должна включаться в наименование пищевого продукта или располагаться в непосредственной близости от него. Наименование должно включать в себя или дополняться информацией об отличительных состояниях и специальной обработке пищевого продукта (молотый, копченый, маринованный, сублимированный, восстановленный, обработанный ионизирующим излучением и другие), если отсутствие такой информации может ввести потребителей в заблуждение. Требования к информации об отличительных свойствах и специальных методах обработки отдельных видов пищевых продуктов, которой они были подвергнуты, могут быть установлены техническими регламентами на эти виды пищевых продуктов.

4. При включении в состав пищевых продуктов ароматизаторов, имитирующих наличие в них ингредиентов, отсутствующих в данном продукте, в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и (или) ароматом и (или) ароматизированными.

5. Наименование пищевого продукта не должно вводить в заблуждение о месте его происхождения.

6. Не допускается использовать в наименовании пищевого продукта наименования ингредиентов, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевого продукта.

Статья 8. Состав пищевого продукта

1. Состав указывают для пищевых продуктов, состоящих из более чем одного ингредиента. В составе пищевого продукта указывают все его ингредиенты в порядке уменьшения их массовой доли на момент изготовления пищевого продукта. Перед перечнем ингредиентов должен быть заголовок «Состав».

2. Если ингредиент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух или более ингредиентов, то такой составной ингредиент допускается включать в перечень ингредиентов под собственным наименованием. При этом непосредственно после наименования такого составного ингредиента в скобках приводят список составляющих его ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли. В случае, когда массовая доля составного ингредиента пищевого продукта составляет менее 2 процентов, допускается не перечислять ингредиенты, входящие в его состав за исключением пищевых добавок, биологически активных добавок и веществ, полученных из (или) с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов.

3. При содержании ингредиентов с массовой долей менее 2 процентов от количества пищевого продукта допускается перечислять их в произвольном порядке в конце списка ингредиентов.

4. Наименования ингредиентов присваиваются в соответствии с требованиями статьи 7 настоящего Федерального закона.

Для категорий ингредиентов, приведенных в Приложении 1 настоящего Федерального закона, их специфические наименования могут заменяться наименованием вида пищевых продуктов, за исключением случаев, когда наименование ингредиента входит в наименование пищевого продукта и (или) заявления и (или) другой информации о свойствах пищевого продукта, приводимым в его маркировке.

5. При указании ароматизаторов в составе пищевого продукта должен быть указан тип ароматизатора (натуральный, идентичный натуральному, искусственный). Указание наименования или названия ароматизатора не требуется.

6. Для пищевых добавок в составе пищевого продукта должен быть указана функциональная группа пищевой добавки и ее наименование, которое может быть заменено индексом пищевой добавки.

Если пищевая добавка имеет несколько технологических функций, то указывается функциональная группа, соответствующий цели использования добавки при изготовлении пищевого продукта.

Не требуется указания в составе пищевого продукта двуокиси углерода, если в описании продукта указано, что он газированный.

7. Указание состава пищевого продукта не требуется для:

1) свежих фруктов, ягод и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны аналогичным способом;

2) уксуса, полученного из единственного вида сырья без использования других ингредиентов;

3) пищевых продуктов, состоящих из одного ингредиента, в случае если наименование пищевого продукта совпадает с наименованием ингредиента либо если наименование пищевого продукта позволяет однозначно определить этот ингредиент.

8. Ингредиентами не считаются и не подлежат обязательному указанию в составе пищевых продуктов:

1) вещества, которые в процессе изготовления временно удалялись из пищевого продукта, а затем вновь в него возвращались, не превышая свою первоначальную долю в количественном отношении;

2) пищевые добавки, которые содержались в одном или нескольких ингредиентах этого пищевого продукта, если в конечном продукте они уже не оказывают технологической функции;

3) вещества и вспомогательные материалы, функционально необходимые для производственного процесса, не входящие в состав готового продукта;

4) вещества, которые используются в качестве растворителей или носителей пищевых добавок и ароматизаторов.

9. Вода может не указываться в составе пищевого продукта если:

1) в процессе изготовления продукта она служит лишь для того, чтобы вернуть концентрированный или обезвоженный ингредиент в его первоначальное состояние;

2) она входит в состав таких жидких ингредиентов, как рассол, маринад, сироп, бульон, тузлук и других, упоминаемых в списке ингредиентов под собственными наименованиями.

10. Ингредиенты, использованные в концентрированной или обезвоженной форме и возвращенные в процессе изготовления продукта в свое первоначальное состояние, могут указываться в составе соответственно их массовой доли до их концентрирования или обезвоживания.

11. Для фруктовых, овощных смесей или смесей пряностей или пряных трав виды фруктов, овощей, пряностей, пряных трав, существенно не отличающиеся друг от друга по своей массовой доле, могут перечисляться в любой последовательности и снабжаться примечанием «в переменной пропорции».

12. Для наборов пищевых продуктов, состоящих из пищевых продуктов одной группы с различным составом, допускается указывать общий состав ингредиентов, входящих в данный набор.

13. Для соковой продукции (нектаров, сокосодержащих напитков и морсов) ингредиенты должны быть приведены в последовательности: наименование сока и (или) пюре, названия использованных ингредиентов, включая воду, которая указывается в конце списка ингредиентов.

14. При использовании в составе пищевого продукта подсластителей в количестве 10% и более от общего состава пищевого продукта, помимо указания их в составе должна быть приведена следующая информация: «При чрезмерном потреблении может вызвать послабляющее действие». Данная информация приводится непосредственно после указания состава пищевого продукта. На упаковку подсластителей, содержащих многоатомные спирты ( сорбит, ксилит и др., кроме Эритрита) должна наноситься предупредительная надпись: «Потребление более 15-20 г в сутки может вызвать послабляющее действие».

15. Вещества или продукты, которые могут способствовать возникновению аллергических реакций или противопоказаны при отдельных видах заболеваний, используемые в качестве ингредиентов, приводятся в составе пищевого продукта независимо от их количества.

16. Для целей маркирования применяется следующий перечень наиболее распространенных веществ или продуктов, которые могут способствовать возникновению аллергических реакций или противопоказаны при отдельных видах заболеваний:

1) злаки, содержащие глютен, и продукты их переработки;

2) ракообразные и продукты их переработки;

3) моллюски и продукты их переработки;

4) яйца и продукты их переработки;

5) рыба и продукты ее переработки;

6) арахис и продукты его переработки;

7) соя и продукты ее переработки;

8) молоко и продукты его переработки (включая лактозу);

9) орехи и продукты их переработки;

10) сельдерей и продукты его переработки;

11) горчица и продукты ее переработки;

12) кунжут и продукты его переработки;

13) люпин и продукты его переработки;

14) диоксид серы и сульфиты при их общем содержании более 10 мг/кг или 10 мг/л в пересчете на диоксид серы;

15) аспартам и его соли (содержащий фенилаланин и его соли).

Информация об аллергенных свойствах и противопоказаниях этих веществ или продуктов не требуется за исключением аспартама и его солей, для которых помимо указания их в составе дополнительно должна быть приведена следующая информация: «Содержит источник фенилаланина». Данная информация приводится непосредственно после указания состава пищевого продукта.

17 В случаях, когда данные вещества или продукты специально не вносились в пищевой продукт, но наличие которых исключить полностью невозможно, информация о таких веществах или продуктах в пищевом продукте приводится в виде указания о возможном их содержании непосредственно после указания состава пищевого продукта.

Статья 9. Количество продукта

1. Количество пищевого продукта указывается в единицах объема, а именно: литр (л), миллилитр (мл), или в единицах массы нетто, а именно: килограмм (кг), грамм (г), или в штуках. Для яиц, фруктов и овощей, продаваемых поштучно, массу или объем допускается не указывать.

2. В случае, если пищевой продукт предлагается потребителям в виде двух и более отдельных потребительских упаковок, которые не предназначены для продажи по отдельности, необходимо указывать количество отдельных потребительских упаковок и количество продукта в отдельной потребительской упаковке либо общее количество продукта.

3. В случае, если основной пищевой продукт находится в жидкой среде (вода, водные растворы соли, рассолы; пищевые кислоты в водном растворе; уксус; водные растворы сахара, водные растворы других сладких веществ или подслащивающих средств; фруктовые или овощные соки при консервировании фруктов и овощей и другие), то помимо общего количества должно быть указано количество основного пищевого продукта.

Данное требование распространяется также на аналогичные продукты, подвергнутые замораживанию.

Статья 10. Срок годности продукта

1. В маркировке срок годности указывается одним из следующих способов:

1) при сроке годности менее 72 часов - «годен до... (час, день и месяц)»;

2) при сроке годности от 72 часов до 3-х месяцев - «годен до... (день, месяц и год)»;

3) при сроке годности от 3-х месяцев и более - «годен до конца ... (месяц и год)» или «годен до... (день, месяц, год)».

Допускается указывать срок годности в виде: «годен ... (суток, месяцев или лет)» с указанием даты изготовления, от которой исчисляют срок годности, а для продуктов со сроком годности менее 72 часов, срок годности допускает указывать в виде «годен ... часов» с указанием часа и даты изготовления. Дату изготовления наносят в виде чисел, обозначающих день месяц и год.

2. При указании даты изготовления и срока годности, после слов «дата изготовления», «годен до...», «годен ...», «годен до конца...» допускается указание места нанесения этих дат.

Пищевые продукты, для которых изготовитель установил неограниченный срок годности, маркируются в виде «Срок годности не ограничен».

Статья 11. Дата фасования пищевого продукта

1. В маркировке дата фасования указывается следующим способом:

1) при сроке годности менее 72 часов – «дата фасования (час, день и месяц)»;

2) при сроке годности от 72 часов до 3-х месяцев – «дата фасования (день, месяц и год)»;

3) при сроке годности от 3-х месяцев и более – «дата фасования (месяц и год)» или «дата фасования (день, месяц, год)»;

2. При указании даты фасования, после слов «дата фасования», допускается указание места нанесения этой даты.

3. При фасовании пищевых продуктов в присутствии потребителя указание даты фасования не требуется.

Статья 12. Наименование и место нахождения изготовителя (организации на территории Российской Федерации, либо индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, уполномоченных изготовителем на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении пищевых продуктов ненадлежащего качества)

1. Наименование и место нахождения изготовителя пищевого продукта указывается во всех случаях, независимо от того изготовлен пищевой продукт в Российской Федерации или за ее пределами. Место нахождения указывается в виде почтового адреса изготовителя.

2. Для изготовителей, расположенных вне территории Российской Федерации, место нахождения изготовителя допускается указывать латинскими буквами и арабскими цифрами, или на языке страны изготовителя при условии повторения наименования страны на русском языке.

3. Зарегистрированная на территории Российской Федерации организация либо индивидуальный предприниматель, уполномоченные изготовителем на принятие претензий от потребителей, должна быть указана в случаях, когда наименование или место нахождения такой организации или индивидуального предпринимателя не совпадают с наименованием или местом нахождения изготовителя, либо когда изготовитель расположен вне территории Российской Федерации.

Статья 13. Пищевая ценность продукта

1. Информация о пищевой ценности представляет собой количественные сведения, предназначенные для информирования потребителей о питательных свойствах продукта.

2. Сведения о пищевой ценности включают:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральный закон (8)

    Закон
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого
  2. Федеральный закон (10)

    Закон
    1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения
  3. Федеральный закон (41)

    Закон
      Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав,
  4. Федеральный закон (83)

    Закон
    1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность).
  5. Федеральный закон (91)

    Закон
    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
  6. Федеральный закон (12)

    Закон
    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,

Другие похожие документы..