Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Издательство приносит благодарность Библиотеке Амхёрст-Колледжа (США) и Музею Н.К.Рериха в Нью-Йорке за любезно предоставленное право публикации мате...полностью>>
'Документ'
Знакомясь с новой книгой, претендующей на обобщения в анализе русской культуры, я пытаюсь понять, в ряду каких идейных установок работает автор, каку...полностью>>
'Публичный отчет'
П Сборник Отчетов Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) о результатах независимого мониторинга мест лишения свободы и деятельности по предотвраще...полностью>>
'Документ'
Жизнь общества представлена множеством взаимосвязанных сфер. Крупнейшими из них явл.экономическая, социальная, политическая и духовная. Каждая из них...полностью>>

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а также для магистрантов и аспирантов. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 12. 09. 2002 г

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

73


Министерство транспорта рф

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Кафедра связей с общественностью

Ж.В.Пименова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

философия культуры

Москва - 2002

Печатается по решению редакционно-издательского совета Московского государственного технического университета ГА.

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. В.С.Глаголев,

к. п. н., доц. А.В.Агафонов

Пименова Ж.В.

Культурология. Философия культуры. Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 2002. - с.

В данном учебном пособии поднимается один из основных пластов культурологической мысли - философия культуры, которая явилась логическим продолжением развития культурологии как науки и в то же время ее «прародительницей».

Исследуется роль искусства в его жанровой наполненности. Выясняется значение красоты, с позиции которой воспринимается культура. Освещается природа творческого процесса, субъектом которого выступает человек в его креативных функциях. Приводится краткий обзор ряда культурологических концепций, дающих анализ сущности и назначения человеческой культуры.

Учебное пособие подготовлено на базе требований Государственного стандарта к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», разработанных в рамках стандартов второго поколения (редакция 2000).

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а также для магистрантов и аспирантов.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 12.09.2002 г.

В культуру мы погружены.

Себя в ней снова познаем.

На власть ее обречены.

В ее творениях живем.

В чем суть ее - узнать хотим.

Но где же путь, ведущий к ней?

Наверно в нас сокрыт секрет,

Создавших жизни сей памфлет?

Ж. Пименова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обычно с вопроса - что есть жизнь и кто ее виновник - начинается философское «соприкосновение» с тайнами человеческого бытия. Оказывается ответ на этот вопрос не столь прост. Он заслуживает глубокого обдумывания. Отчасти вся сложность решения становится прозрачной, если приоткрыть «занавес» наших намерений, желаний, которые проявляются в человеческих поступках, действиях, «окрашенных» в морально-этические «тона». Совокупность таких деяний, раскрывшихся побуждений, трансформированных в умения, и составляет неоднородность культуры.

Существует бесконечный ряд определений культуры. И все эти определения отражают тот или иной аспект культуроформных навыков в поведении человека. Мы не будем детально касаться формулировок слова «культура». Наша задача усложняется тем, что на основе уже имеющихся подходов к оценке культуры, следует выяснить - чем отличается по смыслу понятие «культурология» от «философии культуры».

Известно, что культурология является гуманитарной наукой, предметом исследования которой выступает культура. Человеческая культура раскрывает себя через этнические особенности, специфику языка, поведенческие ориентиры, модели реализации способностей, нелинейность исторического процесса, различные формы восприятия мира, творческие достижения. Все перечисленное можно отнести к ценностно-вариативным основаниям культуры, актуализирующихся через деятельностную природу человека.

Итак, очертим «контуры» понятия «культурология». Культурология является молодой, динамично развивающейся наукой, одной из целей которой выступает изучение состояния культуры конкретного социума в целом и личности, в частности, их взаимоотношения. Заметим, что она появилась в российских вузах только в начале 90-х годов ХХ века. Актуальность ее возникновения и изучения подтверждается тем, что само культурологическое знание формировалось на протяжении двух столетий (хотя бы представим таких зарубежных мыслителей, исследовавших динамику культуры, как Г.В.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, К.Маркс, К.Юнг, М.Вебер и представителей русской философской мысли - Н.Данилевский, Н.Бердяев, В.Соловьев, А.Вернадский и др.).

На сегодняшний день существует ряд позиций в отношении самостоятельного или интегративного характера культурологии как науки. Напомним, что если основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология, то вариант российской культурологии отличается от вышеназванных.

Культурология - это не некая сумма различных наук, исследующих культуру. Она является наукой о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии. При этом всегда следует учитывать истоки, приведшие к созданию этой новой гуманитарной науки - философию культуры, этнологию, лингвистику, историю культуры, теологию культуры, психологию культуры, социологию культуры. Отсюда видны интегративный аспект культурологического знания, определенная комплексность в исследовании вариаций культуры. Этот момент прослеживается в известной позиции Б.С.Ерасова, определяющего культурологию как комплекс наук, изучающих духовную сферу во всем своем многообразии - закономерности становления и функционирования искусства, религии, морали, науки, межкультурного взаимодействия. С подобной трактовкой можно согласиться, если не забывать о предназначении человека, творящего «полотно» культуры, ее ценностные основания.

Ценностное основание является общим знаменателем всех культурных явлений. В структуре ценностей (материальные, духовные) духовные ценности выступают одним из главных оснований человеческого бытия. Они вершат духовность человеческого поля. Духовность есть всеобъемлющая универсальная характеристика культуры. Подтверждение тому слова П.А.Сорокина - автора теории культурно-исторических типов: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных... Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии, религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» (Сорокин П.А. Социодинамика культуры //Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429).

Когда мы оперируем понятием «ценность», то вычленяем аксиологический ракурс культуры (аксиология есть учение о ценностях). Духовность является выражением высших общечеловеческих ценностей. К духовным ценностям относят добро, счастье, любовь, красоту, истину, милосердие. Они явно носят нравственно-эстетический (эстетика - учение о красоте, прекрасном в мире) характер, а значит универсальный. В этом их общезначимость, поскольку они не зависят от коренных изменений в условиях жизни людей, нравов, стереотипов мышления. Никакие исторические катаклизмы, человеческие трагедии не могут перечеркнуть наивысшие устремления человеческого духа, т.е. то, без чего жизнь теряет свой смысл.

Культура «живет» через духовно-ценностные измерения, воплощаемые в материальных носителях (например, памятники, произведения искусства, книги), в которых сокрыта магическая сила искусства и науки. В них непрерывно находит свое продолжение трансисторичность трех высших духовных начал: познавательное, нравственное и эстетическое. Данные начала нашли классическое воплощение в ценностном понятии триединства Истины, Добра и Красоты. Эта аксиологическая триада представляет собой основополагающий ориентир устремленности личности, ее духовного свершения.

Задача культурологии заключается в обосновании наличия внутренней связи между Истиной, Добром и Красотой, выяснении историко-культурной традиции, степени проявления этих непревзойденных ценностей, вершащих идеал человеческой духовности. Ее решение уходит своими истоками в глубину философского осмысления предназначения человеческого бытия, а значит в «лоно» философии культуры.

Но вернемся еще раз к вопросу - почему культурология заняла достойное место в ряду гуманитарных наук, представ со своим предметом исследования, методологически закрепив за собой пути изучения культуроформной деятельности человека, его обреченность быть повергнутым в пластичный «космос» собственных творений и нескончаемый поток умений.

Нацеленность человеческих свершений в своем фундаментальном преломлении воплощается в поиске духовного самоопределения личности - «встречи с самим собой». Именно в культуре и через ее преображения человек восходит к вершине «триипостасности», поскольку она вмещает в себя тайну человеческого духа. Мы вновь заговорили о единстве Истины, Добра и Красоты. Так писал русский мыслитель С.Н.Булгаков, отражая отечественную традицию в понимании неразрывности разумного, доброго и прекрасного: «Тройственный состав души: воля, ум и чувство - Добро, Истина и Красота, - в своей нераздельности свидетельствует об этом единстве» (Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 245).

Булгаковской мысли созвучны убеждения русского религиозного философа П.А.Флоренского. Насколько удивительно его видение единства обсуждаемой триады: «Эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это - одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Духовная жизнь, как из Я исходящая, в Я свое средоточие имеющая, - есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого - она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся, - Красота» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Paris, 1989. С. 75).

В России на рубеже ХIХ - ХХ веков аксиологическая проблема взаимоотношения Истины, Добра и Красоты была особенно актуальной. Этот период можно охарактеризовать как русский культурный Ренессанс. Тогда, по словам Н.Бердяева, «умственная и духовная жажда была огромная». Проблема соотношения «премудрости», «красот бесконечных» и «доброты неизреченной» (Симеон Полоцкий) стала приобретать углубленный характер изучения. Все это говорит о том, что в истории русской культурологической мысли приоритет отдавался духовности в человеческом бытии.

Светоносность духовного мира можно постичь через символы. Одними из важнейших таких символов в русском религиозном искусстве являются икона, ее краски, вобравшие в себя весь опыт мира. П.Флоренский утверждал, что икона является тем, что символизирует, она всегда онтологически неотделима от своего первообраза.

Можно с определенной долей уверенности разделить емкое по содержанию определение духовности в современной культурологической мысли России, духовность - это интегрированное качество личности, ее глубинная структура, в которой соединяются в единое целое сущностные отношения (нравственные, эстетические, эмоциональные, интеллектуальные) к миру, к людям, к себе.

Безошибочный путь формирования духовности человека - его активное стремление к самосовершенствованию. Как качественная характеристика личности, духовность проявляется в высокой культуре чувств. Бесспорно, что одним из ярких проявлений духовности личности является интеллигентность, основными признаками которой выступают обостренное чувство совести, ответственности перед собой и людьми, деликатность в обращении, корректность в поведении, благородство мысли и действия. Люди высокой духовности - носители высочайшей культуры. Духовность - это качество, которое не дано человеку изначально. К ней нельзя прийти, а можно только взойти. Она требует «жить по растущей совести» (Л.Н.Толстой).

В истории русской просветительской мысли всегда отдавалось первенство нравственности над разумом. Хотя бы поэтому можно утверждать, что образованность человека еще не является основополагающей характеристикой духовных качеств, но, несомненно, важнейшей при духовном воспитании человека. По существу, нравственность и образованность - есть добродетели, облагораживающие человеческую жизнь. «Диалог» между ними носит «вечный» характер.

В обсуждении проблемы соотношения Добра, Разума (Истины) и Красоты участвовали мыслители-моралисты европейской философии XYIII века. Например, английский философ А.Шефтсбери развивает учение о «нравственности красоты и красоты нравственности»; французские мыслители выделяют чувственное познание приоритетным в постижении природы духовных ценностей; для немецкого философа И.Канта абсолютной вневременной ценностью является нравственная основа человеческой жизни, высшее благо в мире определяется моральным законом.

В анализ данной проблемы очень органично вписываются воззрения русских просветителей. У Н.Бердяева звучит убедительно тезис о том, что «в России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным» (Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2-х т. Т. 2. М., 1994. С. 218 - 219). О гармонии нравственного и прекрасного, разумного размышлял Н.М.Карамзин, приписывая добродетели как таковой эстетические свойства в «содружестве» с полезностью: «Искусства и науки, показывая нам красоты величественной натуры, возвышают душу, обогащают сердце наслаждениями и возбуждают в нем любовь к порядку, к добру, следовательно - ненависть к разногласию и порокам» (Карамзин Н.М. Соч.: В 2-х т. Т. 2. Л., 1984. С. 57 - 58).

Логично привести сравнение между духовностью и бездуховностью. По определению известного современного российского философа М.Кагана, «духовность - это атрибут человека как субъекта, а бездуховность - признак утраты личностью ее субъективных качеств» (Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). //Вопросы философии, 1985, № 9. С. 102).

Признание за духовностью абсолютной силы очарования, необходимости ее раскрытия в течение человеческой жизни, на протяжении всей нелинейной культуры позволяет нам привести высказывания выдающегося русского философа Николая Онуфриевича Лосского (1870 - 1965), создавшего оригинальную систему интуитивизма и персоналистического идеал-реализма. Начало философского творчества Н.О.Лосского относится к периоду русского религиозно-философского Возрождения. Фактически воззрения мыслителя венчают религиозную «ветвь» в истории отечественной культурологической мысли.

В своем главном эстетическом сочинении «Мир как осуществление красоты», написанное Н.Лосским во второй половине 30-х - начале 40-х годов, автор пишет: «К области духовного относится вся та непространственная сторона бытия, которая имеет абсолютную ценность. Таковы, например, деятельности, в которых осуществляются святость, нравственное добро, открытие истины, художественное творчество, создающее красоту, а также связанные со всеми этими переживаниями возвышенные чувства. ... Идеал красоты есть чувственно воплощенная совершенная духовность. ... Все духовное и душевное отличается от телесности тем, что не имеет пространственной формы. ... Красота всегда есть духовное или душевное бытие, чувственно воплощенное, т.е. неразрывно спаянное с телесною жизнью. ... Из сказанного ясно, что духовные начала пронизывают весь мир и служат его основою во всех его областях. Все душевное и все телесное имеет в своей основе, хотя бы в минимальной степени, духовную сторону» /Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. С. 73-74. С. 61./

Из процитированного видно, что Н.Лосский проводит концептуальную линию, в которой доминирующее, точнее, основополагающее значение имеет красота, «творящая» человеческую духовность. Эстетическое воплощение духовности является одним из главных углов рассмотрения духовной культуры человека, что выявляет смысл бытия, нацеленность личности на высокие художественные свершения. Результатами таких свершений в наивысшем своем завершении являются произведения искусства, скрывающие смыслы реальности и иллюзий, соединяющие воображение и действительность. Именно искусство как один из уникальных феноменов культуры воссоздает принципиально новый уровень действительности, который отличается от нее резким увеличением свободы, расширяющей горизонты смысловой наполненности мира.

Известно, что культурология изучает смыслы, создаваемые соотнесенностью человека с миром вещей и отношений в рамках своей особой, самобытной и целостной культуры. Смыслы «спрятаны» в поступательном движении человеческой культуры, которая, как много раз утверждалось, есть предмет исследования культурологии. Прежде чем продолжить разговор о значимости культурологии, ее перспектив развития на российской почве, отметим тот факт, что в последнее время культура стала объектом исторического и социологического исследования. Описаны различные события и артефакты (воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении) мировой культурной практики.

Очевидна неоднородность культуры, характер ее нелинейного развития. Вся эта ситуация заставляет задуматься о том, что же дальше мы будем наблюдать в самом механизме разворачивания культуры, учитывая ее даже где-то непредсказуемость (непредсказуемость - максимальные точки случайностей, ведущие к возможным закономерностям возникших событий). С позиции современности мы задаем вопрос - какой будет культура будущего? И каково влияние человеческого сознания на ход ее движения?

Неоспоримо, что динамика развития культуры отражает процесс изменения человеческого сознания, векторы которого ведут то к классическим воплощениям, то к модерновой ситуации в поле творчества. Но, несомненно то, что креативность (creacio (лат.) - творческий) человеческого сознания есть определяющее условие существования культуры во все времена. Отсюда возникает вновь вопрос - что такое культура?

При ответе на вышепоставленный вопрос прибегнем к неординарным измышлениям виднейшего ученого современности Василия Васильевича Налимова (1910 - 1997), известного во всем научном мире своими работами, в которых поднимается проблема спонтанности сознания. Проблему сознания он определял как проблему новых смыслов. Это действительно сложная проблема, так как «мы работаем не с информацией в компьютерном понимании этого слова, а со смыслом, или значением» (С.Роуз).

В.В.Налимов пишет: «Будущая культура должна быть культурой вопросов. ... Изменение культуры - это, прежде всего, изменение состояния сознания. Или точнее: изменение состояния коллективного сознания изменяет облик культуры. ... Культура становится транснациональной. Техника делает свое дело, сглаживая многообразие Бытия. Реальность - это наше миропонимание. Представление о реальности меняется с изменением культуры. И даже в рамках одной культуры облик реального может широко размываться. ... Культура, как все живое, рождается, живет и, исчерпав себя, умирает, оставляя место появлению новых форм и функций. ... Раскрытие культуры в периоды ее подъема - это творческий процесс и уже поэтому он не поддается прогнозированию.

Иначе дело обстоит на закате культуры, - продолжает Налимов, - панорама упадка вырисовывается достаточно отчетливо, и тогда прогнозирование становится возможным. ... Культура имеет множество функций и столь многофакторна, что не поддается одномерному определению. В первом приближении можно бы ее определить как социальную терапию (терапия - лечение)» (Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М., 2000. С. 9, 39, 59, 62. С. 43, 53).

Итак, предметом культурологии является многомерная, не поддающаяся однозначному определению человеческая культура в ее духовных и материальных проявлениях. Вполне приемлемым будет данное современным отечественным культурологом А.Флиером определение культурологии как «особой модальности человеческого существования», связанной с накоплением и трансляцией социального опыта коллективного существования людей.

Понятия «социальная терапия» и «социальный опыт» совершеннно очевидно связывает общее слово «социальный», которое можно увязать с другим понятием «социальное наследие». Культура «живет» благодаря передаче социального опыта, наследия, тем самым обезопасив себя от разрушительного «вируса» критических состояний, внутреннего кризиса, которому была подвержена Европа на рубеже ХIХ - ХХ веков.

Культурология поэтому выступает не только как наука, связанная с изучением истории мировой культуры или методов сохранения культурного наследия, но и раскрывает значение этого наследия в условиях постоянных изменений духовной жизни. Спектр культурологических исследований широк хотя бы потому, что он включает в себя анализ не только высокой духовной культуры, но и проявлений «высокой» и «низкой» культуры, субкультур различных слоев, повседневной, маргинальной и экстремальной культуры.

По определению профессора Б.Ерасова, достойно защищавшего в ходе дискуссии «честь» российской культурологии, ее основополагающие основания, «культурология - специфическая общественная наука об определенном предмете и компоненте социального устроения. ... Ее становление и выделение произошло в результате дифференциации знания, а соответственно, и дифференциации исследовательского поля общественных и гуманитарных наук. ... Именно культурология выявляет реальное значение таких сложных социально-антропологических явлений, как мифология, религия, магия, мистика, идеология, массовая культура. ... И что важно, культурология выясняет не только значение текстов, различного типа символики, норм, ценностей и культурного достояния. Предметом ее интереса могут быть и смыслы человеческой жизни, и духовное устроение общества, и большие или малые явления, и события общественной жизни. В том числе и такие большие, как Смута, Реформы Петра I, Революция, Индустриализация, Перестройка» (Ерасов Б. Российская культурология в контексте закрытия //Вестник высшей школы. М., 2000, № 5. С. 9-10).

Завершая выяснение предметной стороны культурологического знания, с уверенностью можно сделать вывод о том, что, несмотря на столь неспокойное вхождение культурологии в гуманитарную область исследования человеческого бытия, она по праву становится одной из лидирующих наук ХХI века. Сегодня во всем мире (в том числе и в среде российского научного сообщества) культурология является средоточием общемирового и национального гуманитарного достояния.

Но существует определенная граница между культурологией как научным знанием о культуре и философией культуры как философским знанием о культуре. Выявлению предельных рубежей между этими областями знаний будет посвящена следующая глава. Читатель также узнает о конкретных этапах философского осмысления культуры на разных стадиях ее становления.

Глава I. Становление теории культуры.

Этапы философского осмысления культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  2. Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

    Документ
    Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г.
  3. Учебно-тематический план по фрагменту курса «Мастерство» 9 6 Рекомендуемое программно-аппаратное обеспечение для изучения дистанционного учебного курса «Мастерство» 9

    Учебно-тематический план
    Учебный курс «Мастерство» является базовой дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности 216001 «Технологии обработки драгоценных камней и металлов».
  4. Қ. А. Ясауи атындағы ХҚту (Қазақстан) Встатье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов

    Документ
    В статье рассматривается методика формирования навыков использования специальной английской лексики у будущих юристов. Автор, ссылаясь на личный педагогический опыт, рекомендует эффективные подходы в обучении студентов терминологической
  5. П76 Применение икт в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития

    Документ
    П76 Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор / - СПб.: ГУАП, 2009.

Другие похожие документы..