Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Ф 94 Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии - Технология-2011: Сборник научных трудов XIV международной научно-технической конфере...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному ...полностью>>
'Курсовая'
И.О. Шаповалова Ирина Александровна Должность учитель русского языка и литературы Квалификационная категория Стаж работы месяцев Курсовая подготовка...полностью>>
'Документ'
Формула здоровья доктора Скачко №1 заменит при лечении заболеваний печени карсил, эссенциале форте, мезим, линекс, смекта, хофитол.Лечение заболеваний...полностью>>

Научно-исследовательская программа история безгина О. А. Кпроблеме возникновения сельской кредитной кооперации в России

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ

Царев Б.В.

Об активации интереса студентов к вопросам философской пропедевтики

Андронова И.О.

СЕМАНТИКА КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ДЕКОРАЦИЙ РУССКОГО ИНТЕРЬЕРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: ПЕТЕБУРГ, МОСКВА, САМАРА

Пантыкина М.И.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК НЕКЛАССИЧЕСКАЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ

Безгина О.А.

К проблеме возникновения сельской кредитной кооперации в России

Вещева О.Н.

Письма крестьян самарской губернии в редакцию «Крестьянской газеты» как исторический источник

Рогожникова Н.Е.

Развитие системы общественного питания и торговли на промышленных предприятиях города Тольятти в 1970–80 гг.

Здерева Г.В.

Коллективизация в Ставропольском районе

Адаевская Т.И.

Ямашев В.М.

Динамика численности и сферы занятости населения Тольятти в 1950–2009 годах

СОЦИОЛОГИЯ

Желнина Е.В.

Социально-культурная значимость профессиональной подготовки персонала компании

Иванова Т.Н.

Социологические предпосылки проектирования системы координации действий образовательных

учреждений и предприятий по профессиональной ориентации молодежи

Скрипачева И.А.

Создание условий для организации досуга населения в городском округе Тольятти

Цветкова И.В.

Социологические критерии социальной активности молодежи

ПСИХОЛОГИЯ

Якунин В.Е.

Колосов К.А.

Иванова В.Е.

Культуроцентрический подход к формированию психологического здоровья старшеклассников

Иванов Е.Н.

Психолого-педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов

Николаева С.Ю.

Этнопсихологические особенности индивидуальности как научная проблема психологии

ФИЛОЛОГИЯ

Андреюшкина Т.Н.

Роль эмиграции в творчестве немецких поэтесс XX века (Э. Ласкер-Шюлер, М. Калеко, Н. Закс, Р. Ауслендер, Х. Домин)

Каменская О.Г.

Мустафина Э.К.

Комплексный анализ древнерусского текста: проблемы, принципы, методы

Прокофьева Л.П.

К вопросу о предмете и материале экспериментального исследования звуко-цветовой ассоциативности

Крамарь О.К.

Оппозиция бывшее/сущее в письмах М. Цветаевой

к В.Н. Бунино

Тюркин Б.В.

Сценичность как основа драматического текста

ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Анохина С.П.

Реализация категории субъекта в объявлениях о знакомствах

Горбунов Е.Ю.

Тезаурусное моделирование терминологии грамматических категорий числа и рода-пола

в предметной области «Английская морфология»

Князева А.А.

Прагматическое воздействие и цель прогностических текстов

Косс Е.В.

Особенности перевода на русский язык имен собственных в произведении Дж. К. Джерома

«Трое в лодке (не считая собаки)»

ЖУРНАЛИСТИКА

Щелокова Е.Ф.

Практикум «Техника публичной речи»

для студентов юридических специальностей

Щербакова Г.И.

Изучение читательской аудитории

как научная проблема

Крайнова Н.В.

Специфика современного путевого паломнического очерка

ОТЧЕТЫ И РЕЦЕНЗИИ

Каменская О.Г.

А.Р. ГабидуллинА «Учебно-педагогический дискурс» : монографиЯ

Тараносова Г.Н.

Л.А. Сомова «Структура коммуникации на учебных занятиях по литературе» : монография

Ольховиков К.М.

Актуальность права: философский взгляд.

М.И. Пантыкина. Феноменологическая методология: опыт исследования права

НАШИ АВТОРЫ

ФИЛОСОФИЯ

УДК 1(091):378.147

ОБ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ

К ВОПРОСАМ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ

Б.В. Царев

В статье рассмотрены некоторые пути повышения интереса студентов к философской отрасли знания. Особое внимание уделено обучению формулировке предельно общих вопросов, доходящих до метафизических, на основе анализа конкретных ситуаций в инженерной и управленческой деятельности.

Положение с преподаванием курса философии в современных вузах редко обсуждается на страницах солидной педагогической и философской прессы. Правда, иногда и здесь, а также на вузовских совещаниях и конференциях, раздаются возгласы о большом неблагополучии в этой области, а о почти полном равнодушии нынешних студентов (особенно обучающихся на коммерческой основе) к мировоззренческой проблематике, к раскрытию путей выхода из духовного вакуума потребительско-гедонистической цивилизации, к идеологическим и партийным дискуссиям. Многое неясно и самим преподавателям в отношении учета реалий жизни современной постперестроечной молодежи, специфики ее интересов, в отношении соединения академического учебного материала с масскультом и телевизионно-интернетовской сериально-развлекательной продукцией, что, разумеется, не лучшим образом воздействует на весь учебный процесс, на психологическое состояние неопытных и даже опытных преподавателей, на студенческую аудиторию. Негативную роль играет и категорическое нежелание российских политических лидеров и высших чиновников обсуждать вопросы развития страны и отдельных сфер общественной жизни на высоком философско-социологическом и гносеологическом уровне; профессионалы – философы же (даже видные) – крайне редкие гости в важнейших СМИ даже при обсуждении актуальных социокультурных, этических вопросов, неизбежно переходящих на метафизический уровень их осмысления. Много неясного и в отношении увязывания учебного материала с идеологическо-партийными дискуссиями наших дней.

Все это говорит, как представляется, о необходимости формирования еще одной частной философской дисциплины – философии преподавания философии, поскольку в сложившейся ситуации явно требуется выход в существенных масштабах за пределы методическо-дидактической тематики. Значительное место в этой отрасли знания должна занимать, конечно, и теория создания учебников по общей философии и отдельным философским дисциплинам. Начало этому, можно считать, положено известным отечественным автором многих учебников и пособий по общей философии и ее отдельным разделам профессором В.А. Канке, выпустившим в 2007 году книгу по общей теории учебника (поместив сюда и конкретные 100 рекомендаций авторам учебников и учебных пособий), базируясь во многом на своем личном опыте в данной области [1].

Производство разнообразных учебников и учебных пособий по философии вообще в наше время, пожалуй, одна из самых процветающих отраслей отечественной экономики: курсы лекций, готовые ответы на экзаменационные вопросы, шпаргалки и тому подобное сыплются как из рога изобилия и присутствуют в большом количестве на полках почти всех книжных магазинов. Выпушено даже пособие для желающих лишь притвориться знатоком философии в интеллектуальном обществе [2].

За последние годы в учебной литературе немало сделано по линии объективного раскрытия достоинств и слабых пунктов влиятельных философских направлений и течений, по осмыслению важных аспектов социально-исторической жизни, теории познания, глобалистики и антропологии, различных функций философского теоретизирования. К сожалению, мимо внимания авторов такой литературы проходит ряд вопросов философской пропедевтики (круга вопросов, связанного с определением предмета и функций философского знания и специфики философских проблем), особо актуальный для преподавателей на нынешнем историческом этапе и заключающийся прежде всего в активизации интереса учащихся к самому предмету философии, ее значению для осмысления и решения многообразных общественных и личностно-индивидуальных проблем. В конечном счете это не лучшим образом отражается и на представлениях студентов относительно важности специфики и реальных возможностей теоретической философии в решении назревших практических задач больших и малых коллективов, организации и предприятий. Снова встает вопрос – как победить равнодушие учащихся, особенно не гуманитарных специальностей, к этой отрасли знания.

В деле повышения интереса студентов к философскому знанию, преодоления их мировоззренческо-ориентационной пассивности, равнодушия, по-видимому, необходимо учитывать и преподавателям и авторам учебников такие важные реалии современного состояния общественного сознания (и прежде всего преобладающей части отечественной и западной молодежи), как конец эпохи так называемых больших идеологий, эпохи острейших дискуссий относительно достоинств различных социально-экономических и политических систем, вытекающая отсюда деполитизация молодежи, ее слабый интерес к партийным структурам, преобладание в молодежных кругах социал-дарвинистской мифологии, прагматическо-меркантилистский подход к жизни. Нужно учитывать и фронтальное воздействие компьютерных технологий и сети Интернет, производящих виртуальную реальность, что «ведет к формированию и распространению специфического типа умонастроения и мироощущения, к становлению виртуальной картины мира и соответствующей ей методологии исследования» [3]. Это становится устойчивой тенденцией, как бы доминантой современного общественно-исторического процесса, важным фактором динамики общественной жизни. В конечном счете и в самой философии XX века (пусть и не всегда резко) проявляются в немалой степени эти черты и тенденции. В.А. Канке отмечает, что «главное революционное событие XX века представляет собой случившийся в ней прагматический поворот» [4]. И данный поворот характерен не только для философии, но и для всей культуры, в том числе и науки, XX столетия. В пропедевтических экскурсах новейших учебников подчеркивается, что философия « исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывает некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения» [5]. В учебнике, выпущенном под редакцией Э.Ф. Караваева и Ю.М. Шилкова, пишется, что «в прагматическом смысле слова, если человек хочет стать личностью, предпочесть свободу в своем нравственном выборе, распоряжаться собственными страстями и влечениями, принимать и претворять в жизнь рациональные, эффективные и оптимальные решения, он может обратиться к философии» [6].

Конечно, прагматическо-меркантилистские тенденции в общественном сознании и культуре формируют негативное отношение к метафизическому или близким ему уровням мышления, а это отрицательно сказывается на общем состоянии социума. Студентов в наши дни весьма затруднительно убеждать в правильности того вывода, что если в процессе развития умаляется или даже игнорируется его духовно-культурный компонент, разбухают материально-потребительские элементы, то это неизбежно ведет к упадку общества, что великие империи уходили в небытие не столько в результате финансово-экономических катаклизмов, а прежде всего вследствие культурной деградации, нравственного кризиса и упадка [7]. Впрочем, некоторые авторы учебников находят новые нюансы и акценты в выдвижении центрального положения философского знания в противодействии процессам духовно-культурного распада. В учебнике В.А. Канке подчеркивается, что «философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру», что «философия – это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия» [8].

Одним из оптимальных возможных средств приобщения технократически-прагматично настроенного студенчества к философской культуре, к философской теории является практика формулировки все более общих вопросов, доходящих в конечном счете до метафизических, применительно к конкретным ситуациям в инженерной или менеджерско-управленческой сферах деятельности. Отсутствие примеров своего рода тренировки по формулировке такого рода вопросов – один из существенных недостатков содержания учебной литературы по философии. Студентам инженерных, экономических специальностей для этого может быть представлена ситуация разработки какой-либо фирмой новой, экономически очень выгодной технологии, которую, скажем, правозащитники, экологи, региональные и федеральные чиновники упрекают в чрезмерной рискогенности, в большом количестве возможных жертв среди работников завода, в отрицательных долгосрочных последствиях. Если фирм, разработавших новые, экономически выгодные технологии в разнообразных отраслях производства, становится много, то волей-неволей приходится обращаться к проблеме определения достоверности, основательности представлений, мнений о допустимой степени технологической рискогенности. В такого рода ситуациях возникают предельно общие вопросы, до формулировки которых студенты могут доходить сами: что есть риск вообще? Каковы основные критерии рискогенности вообще? Какова цена человеческой жизни, т. е. какие масштабы человеческих жертв допустимы ради технического и экономического прогресса и в какой мере здесь может учитываться мировой и отечественный опыт? Каковы реальные возможности человека знать долгосрочные последствия технических и прочих инноваций? В какой мере риск, в отличие от опасности, социальный конструкт, продукт исторически и культурно обусловленной интерпретации? В какой мере рискогенные опасности имманентное свойство научно-технического, социального прогресса?

Перед менеджерами, управленческим корпусом, когда их критикуют за неэффективность управления фирмой, неизбежно встают предельно общие вопросы относительно эффективного определения содержания понятий «управление», «эффективная деятельность», а также относительно общих критериев эффективной деятельности, онтологических, гносеологических, аксиолого-эстетических хитросплетений вокруг данных понятий. Представляется, что это один из необходимых путей решения важнейшей задачи перестройки системы современного образования среднего и высшего уровней – развития системно-холистического мышления, формирования умения понимать широкий (возможно и глобальный) контекст рассматриваемых практическо-ситуационных вопросов. Формирование такого холистического взгляда на мир и свои частные проблемы становится неотложной потребностью современной науки и образовательной сферы [9]. «Думай глобально, чтобы успешно решить свою частную и локальную проблему!» – вот лозунг сегодняшнего дня [10].

Интересной для активизации интереса студентам к вопросам пропедевтики философии была бы, по нашему мнению, постановка вопроса относительно пределов такой рефлексии в условиях цейтнотного принятия решений, относительно гамлетовского вывода:

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет под налетом мысли бледной

И начинанья, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия.

Следовательно, перед преподавателями и авторами учебников по курсу философии стоят задачи более внимательного учета прагматическо-технократических умонастроений в студенческой среде, и должна быть проведена соответствующая работа по привитию уважения к философско-теоретическому уровню мышления и философскому осмыслению текущих производственно-управленческих и социально- политических проблем.

Библиографический список

  1. Канке, В.А. Философия учебника / В.А. Канке. – М., 2007.

  2. Хэнкинсон, Д. Философия: притворись ее знатком / Д. Хэнкинсон. – СПб., 2001.

  3. Бодров, А.А. Виртуальная реальность: становление, сущность, формы проявления / А.А. Бодров. – Самара, 2006. – С. 4.

  4. Канке, В.А. Философия учебника / В.А. Канке. – М., 2007. – С. 48.

  5. Миронов, В.В. «Деидеологизация» – новая идеология? (о месте философии в образовании) / В.В. Миронов // Высшее образование в России. – 2003. – № 3. – С. 69.

  6. Философия : учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М., 2004. – С. 8.

  7. Аваков, Р. Духовно-культурная доминанта развития / Р. Аваков // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 12. – С. 79–84.

  8. Канке, В.А. Основы философии / В.А. Канке – М., 2000, – С. 7, 9.

  9. Зимин, С.М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество. – 2003. – № 3. – С. 130.

  10. Князева, Е.Н. Трансдисциплинарные комплексы знаний: синергетическая мудрость в образовании / Е.Н. Князева // Полигнозис. – 2001. – № 2. – С. 66.

УДК 008(075.8)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа история отечественного кино 2006г

    Программа
    Составители программы: кандидат искусствоведения, профессор М.П.Власов, доктор искусствоведения, профессор С.В.Дробашенко, доктор искусствоведения, профессор Л.
  2. Программа научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и докторантов по итогам научно-исследовательской работы за 2010 год

    Программа
    Секция: Восстановление лесов, повышение их устойчивости, продуктивности и средообразующей роли; комплексное и рациональное использование лесных ресурсов
  3. Отчет о научно-исследовательской деятельности тгу за 2008 год Содержание

    Публичный отчет
    2.3. Организационные проекты развития инновационных структур и инновационная деятельность в научной сфере ТГУ. Новые формы управления и организации проведения научных исследований
  4. Итоги научно-исследовательской работы студентов рубцовского института (филиала) Алтгу в 2011году сводная по нирс за 2011 год

    Документ
    Региональный конкурс – семинар на лучшую программу психолого-педагогического сопровождения, лучшую методическую разработку: «Психология и современное российское образование».
  5. Научный журнал

    Документ
    Журнал «Вестник гуманитарного института ТГУ» издается Тольяттинским государственным университетом. В журнале публикуются статьи, сообщения, рецензии, информационные материалы по различным отраслям гуманитарного знания: истории, филологии,

Другие похожие документы..