Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Микушкинская дубрава» - девственный лесной массив площадью 1,81га, расположенный на северо-западе от окраины с. Большое Микушкино в 700м от школы. К...полностью>>
'Диссертация'
Повышение эффективности функционирования региональной экономики на основе интенсификации использования природно-ресурсного потенциала (на материале л...полностью>>
'Документ'
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 года №...полностью>>
'Инструкция'
Настоящая инструкция содержит техническое описание телевизионных приемников «РОЛСЕН» моделей «стерео» С21SR62S(T), C21SR68S(T), C21SR74S(T), C21SR80S...полностью>>

Мнение врачей о некоторых новых биотехнологиях в зависимости от отношения к православию

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

25


Мнение врачей о некоторых новых биотехнологиях в зависимости от отношения к православию

(по материалам социологического исследования)

Священник Сергий Филимонов, Г.Л.Микиртичан

Быстрое развитие фундаментальных медико-биологических наук и активное внедрение их достижений в клиническую медицину в последние десятилетия XX века открыли новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. К этим технологиям относятся методы искусственного оплодотворения, генная инженерия, транссексуальная хирургия, реанимация, трасплантация органов и тканей и т.д. С одной стороны, это свидетельствует о прогрессе биологии и медицины, а с другой, последствия применения новых биотехнологий еще достаточно не определены и многие из них вызывают опасения морального характера, т.к. связаны с обесцениванием традиционных человеческих христианских ценностей, затрагивают сложившиеся веками принципы медицинской этики.

Проблемы, связанные с применением новых биотехнологий, безусловно, должны рассматриваться и решаться с учетом сложившихся в нашей стране культурных и нравственных традиций, формирующих морально-этическое самосознание врача, а также с учетом мнения ведущих религиозных конфессий. Признание врачами важной роли религии в формировании этической составляющей общественного сознания поддерживает интерес к мнению Русской Православной Церкви по различным проблемам биомедицинской этики.

Осмысление многих проблем современной медицины с точки зрения православного вероучения дано митрополитом Антонием Сурожским, до рукоположения получившим медицинское образование. В его работах показано православное отношение к болезни и больному, смерти, приводятся размышления о пастырской роли врача, хирурга, дается взгляд на проблемы аборта, репродуктивных технологий, пренатальную диагностику и методы генетики, эвтаназию, трансплантацию органов и тканей и др. проблемы.

Позиция православия по некоторым ключевым проблемам биоэтики сформулирована о. Стэнли Харакасом, профессором православной теологии из эллинистического колледжа Греческой Православной школы теологии Святого Креста. В своих фундаментальных работах он представляет взгляд Восточного православия на онтологические проблемы защиты жизни и продолжения жизни. Им сформулирована позиция по всем основным проблемам биоэтики: о правах пациента, аборте, пересадке органов и тканей, эвтаназии, генетических вмешательствах, опытах на людях и др. Кроме того, он обосновал подходы православия к психическому здоровью, наркомании, человеческой сексуальности, проблемам старения, контролю над рождаемостью и др.

Значительным вкладом в исследование данных проблем является труд И.В. Силуяновой «Современная медицина и православие» (1998). В своих философских трудах она устанавливает связи между такими понятиями как медицина, этика, право и религия. Среди проблем, рассматриваемых ею с позиций православия и русской религиозной философии, - все современные биотехнологии, а также проблемы взаимоотношений врача и пациента, основные правила и принципы биоэтики.

Особую ценность эти работы имеют потому, что они были изданы до 2000 г., т.е. до того момента, когда по этим проблемам была высказана официальная позиция Русской Православной Церкви.

Происходящие в обществе и Церкви изменения, потребовали выработать всеобъемлющую концепцию, которая отражала бы общецерковный православный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. Таким документом стали Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Концепция разделена на 16 разделов по ряду очень сложных и актуальных в нравственном отношении проблем, касающихся жизни христианина в светском обществе.

Специальный раздел Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви - раздел XII представляет официальную позицию РПЦ по проблемам биоэтики, которые привлекают в настоящее время большое внимание общества, в том числе связанных с бурным развитием биомедицинских технологий.

Эти совершенно новые вызовы осмыслены с точки зрения христианского вероучения в свете представлений о человеческой жизни, о достоинстве человеческой личности, которые укорены в Божественном откровении.

В нашем исследовании мы попытались выяснить взгляды врачей на некоторые проблемы, связанные с применением новых биотехнологий. Данное сообщение является фрагментом медико-социологичес­кого исследования мнения врачей об основных проблемах медицинской этики (биоэтики) в зависимости от их конфессиональной принадлежности, проведенного в 2002-2004 гг. По специально разработанной анкете было опрошено 790 врачей.

Все респонденты были разделены на группы по отношению к религии: атеисты (неверующие), считающие себя верующими, воцерковляющиеся. Первую группу составили респонденты, отрицающие существование Бога. К считающим себя верующими относились те, кто верил в Бога, но при этом редко посещал церковь и проявлял слабое знание простейших основ православной религии. В число воцерковляющихся вошли те, кто верил в Бога, проявлял хорошие знания основ православия, постоянно посещал церковь, соблюдал каноны и основные церковные установления на работе и в быту, участвовал во всех Таинствах церкви, имел постоянное духовное окормление, т.е. учитывались общепринятые (на уровне реальных действий) в социологии религии критерии идентификации религиозности.

Среди всех опрошенных врачей 12% было православных врачей воцерковленных или воцерковляющихся. Этот процент выше, чем обычно сообщается в статистических данных в связи с тем, что кроме врачей, работающих в различных медицинских учреждениях, где встречались врачи-атеисты, врачи, считающие себя верующими, но не посещающие церковь, врачи других конфессий и воцерковленные православные врачи, анкеты заполняли врачи общества православных врачей.

Более всего было воцерковляющихся врачей в возрасте после 50 лет – 43,2%, в возрасте от 30 до 50 лет - 34,1% и возрасте до 30 лет - 22,7%.

Воцерковляющиеся врачи были разных специальностей: педиатры, терапевты, хирурги (основной массив), неврологи, офтальмологи, ЛОР, рентгенологи, дерматологи, стоматологи, физиотерапевты, лаборанты и др. Среди православных врачей было 22,7% мужчин и 77,3% женщин (такие же отношения наблюдаются и в других группах – у атеистов и считающих себя верующими).

Прежде всего у респондентов выяснялись взгляды на причины аборта.

Таблица № 1

Структура причин для проведения аборта по ответам врачей

в зависимости от их отношения к религии (в % к итогу)

Причины

Ате-

исты

Считающие се­бя верующими

Воцерковляющиеся

Весь массив

Медицинские показания со стороны матери

20,9

23,4

26,9

22,2

Медицинские показания со стороны плода

20,4

23,8

21,5

21,6

Социальные показания – многодетная семья, малые доходы, отсутствие жилплощади и т.д.

12,4

9,9

8,6

11,3

Изнасилование

14,9

15,7

14,0

15,1

Юный возраст матери

6,7

5,4

7,5

6,3

Беременная – беженка

5,3

5,4

6,5

5,4

Личное желание женщины

18,2

15,4

8,6

16,5

Другие причины, которые, по Вашему мнению, являются показаниями

1,2

1,0

6,4

1,6

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

Среди названных врачами возможных причин аборта (см. таблицу № 1) самый высокий удельный вес падает на медицинские показания со стороны женщины (22,2%) или плода (21,6%), личное желание женщины – 16,5%, (воцерковляющиеся – 8,6%), изнасилование – 15,1%, социальные показания – 11,3% (воцерковляющиеся – 8,6%). 3,1% врачей, в основном, воцерковляющихся, ответили, что причин для аборта нет.

Характер ответов воцерковляющихся врачей обусловлен принципиальным взглядом православного вероучения на аборт, независимо от производимого срока прерывания беременности, как на детоубийство, неоправдываемое никакими причинами, если здоровью и жизни матери ничего не угрожает.

Редко какой ответивший врач называл одну причину, большинство подчеркивали несколько причин - от 2-х до 7-ми. Чаще называли две причины (1/5 часть среди всех сочетаний): медицинские показания со стороны матери и личное желание женщины или три причины: две, указанные выше, и медицинские показания со стороны плода. 8,0% врачей подчеркнули все причины.

Контрацепция и стерилизация так же, как и аборт являются вмешательством в генеративную функцию женщины. Они могут предупредить беременность, но не всегда безразличны для организма женщины.

Врачи отвечали на вопрос: «При необходимости ограничения рождения детей в семье, что Вы будете рекомендовать родителям: а) аборт в ранние сроки, б) контрацеп цию, в) стерилизацию, г) другое, что именно». Как следует из ответов, в основном, врачи всех групп рекомендуют контрацепцию - 82,9% . Среди воцерковляющихся готовы рекомендовать этот метод 59,1%, аборт в ранние сроки -2,3%.

Стерилизацию рекомендуют от 8,0 до 11,0% врачей (воцерковляющиеся – 9,1%).

Если мы обратимся к Основам Социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.) о проблемах аборта и контрацепции, то читаем: “С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству… Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации…. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется применять снисхождение. …Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка наряду с матерью несет и отец в случае его согласия на производство аборта. …Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

…Религиозно-нравственные оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя”.

Одна из важнейших проблем, связанных с новыми биотехнологиями, - искусственное оплодотворение, которое предоставляет возможность преодолеть бесплодие родителей и дает возможность иметь ребенка. В то же время использование этой технологии затрагивает такие человеческие ценности как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба личности ребенка, который призывается к рождению. С точки зрения морали здесь важно не перейти ту грань, где вмешательство носит характер терапевтической помощи, а не превращается в вид манипуляции, эксперимента.

На вопрос как Вы оцениваете применение методов искусственного оплодотворения 86,8% всех респондентов ответили положительно, мужчины несколько чаще давали положительные оценки, чем женщины (соответственно 83,2% и 80,3%); воцерковляющиеся - 59,5%, мужчины - 70,0%, женщины - 55,6% (см. таблицу №2).

Таблица №2

Частота положительной оценки искусственного оплодотворения врачами в зависимости от пола и группы по отношению к религии

Пол

Группа по отношению к религии

Мужчины

Женщины

Оба пола

Атеисты

86,2

92,0

90,0

Считающие себя верующими

92,3

87,4

88,5

Воцерковляюшиеся

70,0

55,6

59,5

Ответы врачей менялись в зависимости от их стажа, и с его возрастанием наблюдалась тенденция к уменьшению положительных ответов. Так, отрицательно относятся к данной технологии 7,8% респондентов со стажем до 5 лет, 11,5% - со стажем от 5 до 10 лет и 18,7% - со стажем свыше 10 лет. Обоснованием положительного мнения было подтверждение прогрессивности новой технологии и действенности борьбы с бесплодием. Отрицательное мнение объяснялось опасением создания ненормальных взаимоотношений в семье и религиозными мотивами.

Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.) об искусственном оплодотворении: Православная Церковь поощряет чадородие в законном браке, но «… пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие, как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны…

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение “избыточных” эмбрионов».

Одним из самых спорных и уязвимых с точки зрения биоэтики является метод суррогатного материнства, при котором оплодотворенная яйцеклетка (от биологических отца и матери) вносится в матку другой женщины (социальной или суррогатной матери), которая вынашивает и рожает ребенка, а потом передает его биологическим родителям. Таким образом, становится очевидной манипуляция телесной природой ребенка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание и жизненное внутриматочное обеспечение (что в будущем может иметь последствия и на психическом уровне) – от третьего лица – суррогатной матери. Все это способствует ряду злоупотреблений в отношении не только брака, но и ребенка, с которым обращаются не как с личностью, которая вправе знать собственных родителей и идентифицировать себя с ними. Мнение врачей представлено в таблице №3.

Допустимость суррогатного материнства по обоюдному согласию признали 64,3% врачей, признавая также необходимость его оплаты; воцерковленные респонденты чаще отрицают этот метод- 77,5% против общего показателя 20,4%.

Таблица №3

Мнение врачей и больных о возможности суррогатного

материнства в зависимости от отношения к религии

Группа по отношению к религии

Отношение к суррогатному материнству

Атеисты

Считающие себя верующими

Воцерковляющиеся

Весь массив

Возможно по желанию и обоюдному согласию обеих сторон

70,2

68,6

25,0

64,3

Возможно при медицинских показаниях

20,8

15,3

15,0

18,2

Возможно по обоюдному согласию и при медицинских показаниях

-

-

-

-

Невозможно ни при каких условиях

9,0

16,1

60,0

17,5

Мотивирование отрицательных ответов сводилось к опасениям по поводу непредсказуемости поведения суррогатной матери, неадекватности отношений, которые, скорее всего, сложатся между участниками такой ситуации, в противоестественности самого метода. Основной довод в пользу положительной оценки суррогатного материнства, приводимый врачами, это возможность женщины иметь ребенка, если она сама не может его выносить и родить. Многие писали, что этически правильнее не прибегать к суррогатной матери, а взять на воспитание сироту.

Вопрос “Кто будет считаться матерью ребенка: биологическая или суррогатная мать?” вызвал еще большее затруднение у респондентов. Среди ответивших во всех группах больше всего респондентов, которые считают, что матерью должна считаться биологическая мать. Такое положение закреплено во многих странах, тогда как в Италии, Болгарии матерью регистрируется женщина, родившая ребенка (см. таблицу №. 4).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Некоторые статьи по соматическим правам

    Документ
    История развития концепции прав человека говорит нам о том, что появление каждого нового поколения прав человека обусловлено определенными коренными изменениями в обществе, сменой мировоззренческих установок.
  2. От составителя (3)

    Документ
    «Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.
  3. Книга предназначена для философов, интересующихся социальными аспектами научно-технического прогресса, биотехнологов и историков науки, она также будет интересна широкому кругу читателей,

    Книга
    Работа посвящена ключевой высокой технологии - биотехнологии. Показана роль биотехнологии в решении проблем питания, медицины, экологии. Большое внимание в работе уделено и другим социальным аспектам развития биотехнологии - ее безопасности,
  4. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник
    Учебник является продолжением учебника «Обществознание. 10. Профильный уровень» (под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Ла-зебниковой, Н. М. Смирновой), полностью раскрывает содержание федерального компонента Государственного образовательного
  5. В. В. Миронова Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебник

    Учебник
    Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

Другие похожие документы..