Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
изучение методов обеспечения непрерывности транспортного процесса с позиций надежности эксплуатации подвижного состава и безопасности дорожного движе...полностью>>
'Книга'
В книге проведён интересный и глубокий методологический анализ основных вопросов развития физической науки с позиций их отражения в процессе преподав...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре гражданского права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академи...полностью>>
'Конкурс'
На совете по природопользованию обсуждались проблемы, связанные с открытой разработкой каменноугольных месторождений в Беловском районе, расположенны...полностью>>

Урок смотр знаний. Тема «Основные семейства покрысеменных растений»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Урок – смотр знаний.

Тема « Основные семейства покрысеменных растений».

Цель: контроль за уровнем и степенью усвоенности пройденного материала по разделу «Основные семейства п/семенных растений».

Задачи:

. Закрепить знания о характерных признаках растений различных семейств, их многообразии.

2.Продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растений, сравнивать растения разных семейств, находить отличительные особенности.

3.Продолжить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

Оборудование: гербарные экземпляры растений, таблицы, карточки-задания, иллюстрации растений.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Постановка познавательных задач.

Сегодня на уроке мы подводим итоги по одному из важнейших разделов в курсе биологии « Основные семейства растений». Закрепим знания о характерных признаках растений различных семейств, отработаем умение составлять морфологическое описание растений, а также умение находить отличительные особенности растений, сравнивать их между собой.

Запись в тетрадях: число-8.05.07г, тема с комментированием.

Начнём урок с хорошо знакомой вам игры « Снежный ком». Передавая бумажный шарик, друг другу, нужно назвать растения из определённого семейства (в классе 12 человек, первые 6 человек называют растения из семейства Паслёновых, если происходит ошибка, учащиеся помогают определить семейство названного растения, если оно не относится к данному семейству; паслён чёрный, картофель, томат, белена, табак, левкой, гулявник; далее -6 человек называют растения из семейства Розоцветных-рябина, груша, лапчатка гусиная, малина лесная, яблоня, земляника лесная, одуванчик).

По иллюстрациям определить и назвать названия растений, к какому семейству они относятся Например, томат (паслёновые), картофель (паслёновые, гербарий), овёс (злаки), клевер (бобовые, гербарий), одуванчик (сложноцветные), шиповник (розоцветные), ландыш (лилейные, гербарий).

Завершается работа с многообразием растений различных семейств следующим образом: на слух зачитываются названия растений, учащиеся называют семейства, при этом поднимая карточку с формулой. Например, 6.Овёс посевной-злаковые.

1.Ярутка полевая - крестоцветные. 7.тюльпан лесной-лилейные.

2.Клевер розовый-Бобовые. 8.Гулявник лекарственный-

крестоцветные.

3.Василёк луговой - сложноцветные. 9.Вишня садовая-розоцветные.

4.Дурман обыкновенный - паслёновые. 10.Люпин жёлтый-бобовые.

5.Лапчатка гусиная - розоцветные

II.Морфологическая характеристика растений с использованием таблицы( на столах учащихся печатные пособия с описанием основных признаков растений, необходимо выбрать те, которые относятся к данному растению, представленному на таблице, в случае, если ответ неверен- сидящие на местах исправляют).

На таблице редька дикая (характеристику даёт 1 ученик). Затем, дополнительные вопросы другому ученику.

Вопросы:

1.Какие признаки указывают на то, что это растение относится к классу двудольных? (стержневая корневая система, сетчатое жилкование листа, семя состоит из двух долей).

2.Какой из названных признаков самый главный? (строение семядолей).

3.Записать и прокомментировать формулу растений семейства крестоцветных:

4Л4Т6(2+4)П1

Соцветие- кисть, плод-стручок или стручочек.

4.Перечислить группы растений семейства крестоцветных-овощные, кормовые, масличные, декоративные, лекарственные, дикорастущие.

Завершающий этап.

III. Составить характеристику с использованием систематических категорий на редьку дикую(работа в тетрадях).

I.Царство-растения.

II.Подцарство-многоклеточные.

III.Отдел- цветковые.

IV.Класс-двудольные.

V.Семейство-крестоцветные.

VI.Род-редька.

VII.Вид-редька дикая.

Назвать видовой эпитет (род- редька, вид- редька дикая).

Загадки:

1.Цветок-крылатка, 2.Цветок – напрасный, 3.На плечах Игнашки

А плод-лопатка, Плод - опасный, Сорок три рубашки-

Плод зелен и молод, А поле всё засажено. Все из ткани отбелённой,

Но сладок, как солод. (Картофель). А поверх – пиджак зелёный.

( Горох). (Капуста).

Задание после каждой загадки:

1.Назвать семейство растений (бобовые, паслёновые, крестоцветные).

2.Назвать плоды (боб; ягода, коробочка; стручок).

3.Назвать соцветия (головка, кисть; -------; кисть).

4.У семейства бобовых - представитель горох, назвать группы: пищевое, овощное, кормовое, декоративное, культурное.

IV.Определить о каком растении идёт речь, работа выполняется по вариантам: I,II, III (в парах)

I вариант (работа –печатные тексты).

Листья ланцетные, с параллельным жилкованием, цветки одиночные в 2 круга, околоцветник раздельнолистный, ярко окрашенный, простой. Плоды-сухие многосемянные коробочки. Корень представлен луковицей (тюльпан). Семейство Лилейные, класс Однодольные. Иллюстрация.

II вариант.

Растёт в садах, на огородах, небольшое травянистое растение с белыми звёздчатыми цветами, цветёт летом и осенью до самых заморозков. Зелёные плоды, листья и стебли ядовиты. Основания лепестков срастаются и образуют трубочку (паслён чёрный). Семейство Паслёновые, класс Двудольные. Иллюстрация.

III вариант.

Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные. Плод- боб, на корнях образуются вздутия в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, тычинок 10, из них 9 сросшихся, в состав венчика входят лепестки: парус, лодочка и 2 весла (горох). Семейство Бобовые, класс Двудольные. Иллюстрация.

V.На доске записаны формулы, которые нужно дополнить.Работа у доски(3человека по очереди, остальные на местах в тетрадях).

Например,

1. * Ч* Л5 Т* П название семейства, плод- ягода, яблоко, костянка, многокостянка, орешек.

2.*О6(…..) Т6(….) П1 название семейства, плод-ягода, соцветие- кисть.

3. * Ч0 Л (..) Т (5) П* название семейства-сложноцветные, соцветие- корзинка, плод- семянка.

VI. Загадки:

1. Белым шариком пушистым 2.Появились бубенчики- 3.А вот…..(пырей) - огонь

Я красуюсь в поле чистом Белые горошки. Он бич полей,

Дунул лёгкий ветерок - Распустились колокольчики Нет сорняка его страш-

И остался стебелёк. На зелёной ножке. ней.

(одуванчик) (ландыш)

VII. Тестовая работа по вариантам( дифференцированно, задания распределены по степени сложности).

На «5»

1.Назовите наиболее крупную систематическую категорию:

а) класс, б) семейство, в) вид, г) царство.

2. По какому признаку растение можно отнести к семейству розоцветных?

а) цветки собраны в соцветие колос.

б) Плод стручок или стручочек.

в) формула цветка* Ч5 Л5 Т П

г) цветки напоминают мотылька.

3.Какие растения относятся к семейству паслёновых?

а) картофель и белена.

б) яблоня и гравилат

в) редис и пастушья сумка

г) подсолнечник и ромашка.

4.Какой плод у гороха, арахиса?

а) стручок, б) семянка, в) зерновка, г) боб.

5.Преобладающими культурами среди растений розоцветных являются:

а) овощные, б) зерновые, в) технические, г) плодово-ягодные.

Ответы: 1-г, 2-в, 3-а, 4-боб, 5-г.

На «4».

1.Подсолнечник-растение из семейства паслёновых.

2.Плод - капусты стручок.

3.Трубчатые цветки есть в соцветии подсолнечника.

4. Формула злаковых - ↑О4(2+2) Т3 П1

5.Соцветие пшеницы - метёлка.

Ответы: 1-, 2+, 3+, 4+, 5-.

На «3».

Исключите лишнее.

Даны растения из семейства крестоцветных, исключить те, которые в него не входят.

Ярутка полевая, паслён чёрный, ежевика, горчица культурная, сурепка обыкновенная, вишня садовая, редька дикая, клоповник, пастушья сумка, капуста, икотник серо- зелёный, василёк луговой.

Лишние: паслён, ежевика, вишня, василёк.

VII.Работа с диаграммами.

На магнитную доску прикрепляются иллюстрациями, где изображены диаграммы различных семейств. Например, семейство Лилейные, Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные (учащиеся в тетрадях записывают формулы, четыре человека последовательно у доски).

VIII.Завершающий этап работы:

Таблица « Семейства цветковых растений».

Каждому ученику даётся таблица с вопросами по особенностям строения семейств цветковых растений. Ученики отвечают на вопросы и отмечают правильные ответы крестиками.

Название семейств.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Крестоцветные.

Розоцветные.

Бобовые.

Злаковые.

Паслёновые.

Сложноцветные.

Вопросы:

Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 4 длинных и 2 коротких, 1 пестика.

2.Лепестки цветка имеют особые названия: парус, вёсла и лодочка.

3.Плод- зерновка.

4.Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестика.

5.Плод семянка.

6.Чветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, множества тычинок и пестиков.

7. Плоды стручки или стручочки.

8.Стебель-соломина.

9. На корнях растения, относящегося к данному семейству, имеются клубеньки.

10.Цветки в соцветиях разные - язычковые. Трубчатые, воронковидные.

11.Среди растений данного семейства много ценных.

12. К данному семейству относится много ядовитых растений.

вопросы

Работы проверяются учителем (при сдаче на оценку), если остаётся время-то на уроке.

Выставление поурочного балла (комментирование оценок).

Д/задание: повторить п. Семейство Злаковых, заполнить таблицу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок №34(1) Тема урока: Вводные слова, группы вводных слов по значению

    Урок
    дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;
  2. Тема урока: «Биография Тургенева. Заочное путешествие по тургеневским местам». Урок №1 по теме

    Урок
    Цель урока: через заочное путешествие по музеям И. С. Тургенева расширить представление десятиклассников о личности писателя, о времени, в котором он жил, об истоках, питавших творческую мысль писателя.
  3. Тема: Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные. Место урока

    Урок
    познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Сложноцветные; показать разнообразие и значение растений данного семейства, систематизация знаний, полученных при изучении предыдущей темы.
  4. Курс состоит из двух частей вводного и систематического; названия частей вводного курса соответствуют названиям основных разделов науки о языке

    Урок
    Детям очень многое можно объяснить очень легко, лишь бы только объясняющий сам понимал ясно предмет, о котором взялся говорить с детьми, и умел говорить человеческим языком.
  5. Урок № «Господи, пробач мені все». Тема: «Роман «Анна Кареніна»

    Урок
    Мета уроку: ознайомити учнів з історією створення роману « Анна Кареніна»,його місцем серед інших творів Толстого; розглянути як в романі розвивається « сімейна думка» письменника, як досліджуються сімейні стосунки; продовжуючи роботу

Другие похожие документы..