Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
д.) В соответствии со ст. 9 СК РФ, ПРОШУ: Лишить родительских прав (ф.и....полностью>>
'Конспект'
Цели: познакомить детей с творчеством И.А.Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас учащихся; развивать речь, память, мышл...полностью>>
'Методические рекомендации'
Курсовая работа представляет собой вид учебной работы по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» и выполняется каждым студентом в пределах часов, ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 18 июня 2008 г. в 12-00 на заседании диссертационного совета Д 212.023.01 при Владивостокском государственном университете экономики...полностью>>

Проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости (приложение 6) IV. Заключение стр. 19

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска Саратовской области»

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА

Выполнила ученица 10 класса

Ф.И.О.: Иленёва Дарья

Руководитель педагог-психолог

Степанцова Екатерина Анатольевна

г. Вольск

2011г

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………стр.3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Социализация детей и подростков через компьютерные игры……….стр.5

2.2 Специфика  компьютерных игр…………………………………………стр.7

2.3 Компьютерная зависимость………………………………………….....стр.10

2.4 Детский досуг, его роль в развитии детей и подростков……………с.тр.13

2.5 Компьютерные клубы, как современная форма

досуговой деятельности……………………………………………………стр.15

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Ход исследования, анализ результатов……………………………….стр.16

3.2 Проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости……………………………..(приложение 6)

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….стр.19

V. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….стр.21

VI.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1 Тезаурус………………………………………………………стр. 22

Приложение 2 Анкета…………………………………………………………стр. 24

Приложения 3 Диаграмма……………………………………………………..стр. 18

Приложение 4 Социальный буклет «Компьютерная зависимость»……….стр

Приложение 5 Памятка для родителей……………………………………….стр

Приложение 3 Проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости…………….......стр.25

ВВЕДЕНИЕ

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно компьютер подрастающего поколения, порой даже заменяя подросткам друзей, родителей, школу...

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

         Объектом работы выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

         Предметом является организация досуга детей и подростков с целью предупреждения компьютерной зависимости.

 Цели и задачи

Цель: определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их психического здоровья от этого фактора.

Задачи:

1. Изучение научной литературы по данному вопросу.

2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.              

4.  Создание социального буклета «Компьютерная зависимость».

5. Распространение данного буклета.

6. Создание памятки для родителей.

       

Исследуя данную проблему, я ставлю перед собой следующую цель: разработать проект программы воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе.

В процессе работы мной использованы следующие методы:

·        Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы)

·        Эмпирические (наблюдение, анкетирование, )

·        Методы статистической обработки результатов

Гипотеза: Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.

Работа состоит из двух глав: одна из них теоретического характера и одна глава практического; заключения, списка используемой литературы, тезауруса и приложений.

Практическая значимость работы состоит в разработке социального буклета «Компьютерная зависимость», памяти для родителей и проекта программы по профилактике компьютерной зависимости.

Новизна работы заключается в разработке и оформлении наглядного материала для детей и родителей по профилактике компьютерной зависимости.

2.1.Социализация детей и подростков через компьютерные игры

     Могут ли компьютерные игры быть «воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействие оказала на нас любимая книга или любимый фильм. Герои часто становились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту роль чаще выполняют герои компьютерных игр.

     Компьютерные игры и их роль в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Исследователи, которые хотя бы раз столкнулись с этой проблемой, обычно остаются под ее впечатлением долгое время. Например, американские исследователи, М. Коул, Ш. Текл,  изучавшие в 90-е годы влияние компьютерных игр на детей, назвали электронные игры – «воспитателями, не имеющими себе равных». Так ли это? Сопоставимо ли влияние этих «вторичных агентов социализации» по сравнению с «первичными» - родителями, учителями и др.

     Введу несколько понятий, которыми пользуются социологи и социальные психологи.

     «Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, обеспечивая передачу культуры от поколении к поколению. Некоторые из факторов социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие – на отдельных стадиях жизни».

 «Социализация – это широкий процесс взаимодействия личности с социальной средой, и она может протекать стихийно, и осуществляться под воздействием различных компонентов этой среды. Частью процесса социализации может быть воспитание личности. Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, подростка, который осуществляют родители, педагоги, воспитатели и другие субъекты. Ребенок же в данном случае – это объект целенаправленного воздействия того или иного воспитателя, который обычно знает, что именно он хочет воспитать и как, с помощью каких методов он это сделает».

     Семья является первым в жизни социализирующим агентом. Традиционно выделяется две стадии социализации: первичную, характерную для раннего детства, и стадию признания установок и норм, или стадию формирования процессов саморегуляции, но которой происходит замена на внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида. Социальные правила становятся как бы частью самого индивида, его «Я».

     Ранняя социализация – решающий период в жизни ребёнка, во многом определяющий его личность и последующее участие в социальной жизни.

    Таким образом, в нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

2.2.Специфика  компьютерных игр

Процессы компьютеризации в нашей стране с 90 - х годов прошлого века происходили очень бурно, что повлекло за собой развитие различных форм взаимодействия с компьютером, в частности, увлечение пользователей компьютерными играми. У некоторых индивидов это взаимодействие приобрело формы, схожие по своему содержанию с психологической зависимостью. Поскольку компьютерная индустрия в будущем будет, вероятно, только развиваться, а компьютерные технологии становиться все более доступными для широких слоев населения, то, как я полагаю, проблема со временем будет приобретать все большую остроту.

Значительное число людей, которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости от компьютерных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей это вызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей, физическим и больше психическим здоровьем.

В традиционной теории игрового поведения компьютерные игры не выделяются в качестве самостоятельного явления, т. к. этот феномен не имеет большой истории. Большинство моментов характеризующих игру в целом, характерны и для компьютерной игры.  Так, компьютерная игра также является деятельностью свободной, к которой человек обращается по собственному желанию, игра происходит при условии наличия интереса, если этого условия нет, то человек может просто прекратить игру. В большинстве случаев характерна изолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра, так же как и обычная, не является самостоятельной реальностью, играющий осознает нереальность происходящего (пока речь идет о сохранности психического здоровья). Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько отличается от традиционной, т.к. широкие визуальные возможности игры делают ее пространство продуктом умственной деятельности не игрока, а разработчика, который придумывает правила игры. Место игры постепенно утрачивает свое значение. Время игры имеет сходное значение со временем в традиционной игре. Сыгранная компьютерная игра сохраняется в памяти как факт и может быть повторена при наличии желания, если восстановить первоначальные условия игры. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил, что заложено в ее алгоритм.

Естественно, что по классификации компьютерные игры несколько отличаются от реальных, хотя можно обнаружить и некоторые общие моменты. Специально создаваемые программы могут заменять детям сюжетно-ролевую игру, задавая условия сюжета и предоставляя право выбора любой роли. Элементы предметно – манипулятивной игры свойственны играм-симуляторам и обучающим программам, например для летчиков, которые имитируют полет. Широко распространены компьютерные эквиваленты многих настольных и дидактических игр.

В принципе, все компьютерные игры являются играми с правилами, и все реальные предметы в компьютерных играх заменяются символами, которые с развитием техники становятся все более и более реалистичными.

Хотелось бы отметить одно важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основном относится к сюжетно-ролевым играм). В реальной игре участники сами придумывают условия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение в процессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативные навыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, так как игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм, который в процессе игры кардинально не изменяется.

Различное влияние компьютерных игр на психику ребёнка объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид из глаз компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, и человек может терять связь с реальной жизнью, в отличие от вида извне своего компьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль.

Интересной является особенность парадигмы «жизнь-смерть» в игровом пространстве. С одной стороны, переживания по поводу гибели героя, с которым ребенок идентифицирует себя в игре, достаточно сильны, с другой – есть основания предполагать, что дети и подростки (у которых представления о смерти и так относительно незрелые) отчасти перенесут представления о возможности иметь несколько «жизней» и, в крайнем случае, «загружать» новую игру из виртуальной реальности в обычную жизнь.

Исследуя литературу по данному вопросу я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической.Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

2.3 Компьютерная зависимость

Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный   выход.

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

  1. ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).

  2. неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

    Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости. Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:

·        беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;

·       ухудшение памяти, внимания;

·       снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;

·       ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;

·       уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

·       пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;

·       появляющиеся изворотливость, лживость;

·        неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;

·        приступы депрессии, страха, тревоги.

         Компьютер, выполняет действительно широкий спектр задач: проигрывание музыки и радио, отображение фильмов и телевизионных каналов, фиксация текстовых наработок, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в электронных играх, а также многое другое.

Таким образом, перед ребенком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает" его от реального мира, "переключая" на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению    агрессии,   замкнутости.

     Ребенка привлекает в игре:

  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

  • отсутствие ответственности;

  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

  • возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

Единственным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.    Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

2.4 Детский досуг, его роль в развитии детей и подростков

            Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Слово «досуг» происходит от древнерусского «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела». Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности. Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

  • время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с обязанностями, обязательствами;

  • свободное от учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

  • часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

  • досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности

  • досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность

  • досуг формирует и развивает личность

  • досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия

  • досуг формирует потребность детей в свободе и независимости

  • досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков

  • досуг стимулирует творческую инициативу детей

  • досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности

  • досуг способствует формированию ценностных  ориентаций

  • досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»

  • досуг способствует объективной самооценке детей

  • досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие

  • досуг способствует самовоспитанию личности

  • досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе

  • досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом

  • детский досуг широк в своем понимании.

Таким образом, досуг имеет большое значение в развитии детей и подростков.

2.5 Компьютерные клубы и Интернет-кафе, как современная форма досуговой деятельности

В России число детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или в компьютерном клубе, или в Интернет-кафе с каждым днем становится все больше и больше. Сегодня количество клубов по интересам, секций, домов творчества и юных техников значительно уменьшилось, они стали платными или ребенок о них попросту не знает. И постепенно становится уже исключением ребенок, занимающийся какой-либо деятельностью, помимо учебы. Современный ребенок и подросток не может сидеть на месте, ничего не делая, ни чем не занимаясь. И тут появляются компьютерные клубы. Хотя это и платная услуга, но для родительского кармана приемлемо, зато это позволяет обрести ребенку свое увлечение, досуг. Появился новый вариант «кружка». Отличие только в том, что клубное времяпровождение по большому счету бессмысленно: кроме затрат, потерянного времени и минутного интереса это ничего не развивает и не открывает нового. Реакцию можно развивать не только в виртуальных гонках, моторику руки отрабатывать не только на монстрах, ориентацию в пространстве – не только в мрачных подземельях или инопланетных лабиринтах. Есть способы другие, но для этого надо что-то организовывать, устраивать.

Сегодняшняя ситуация с компьютерными играми – это не только социальный, технологический, возрастной феномен. Это еще достаточно серьезный педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая о полном бессилии взрослых, которым остается только разводить руками, потому что сделать они ничего не могут.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)
  2. Методическое пособие Ярославль 2007 год Печатается по решению научно- методического совета по присвоению

    Учебно-методическое пособие
    Содержательно-организационные модели пропаганды здорового образа жизни в подростковой среде (из опыта работы учреждений начального и среднего профессионального образования Ярославской области): Методическое пособие.
  3. Программа по английскому языку «enjoy english»

    Программа
    Примерная программа по английскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных
  4. Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту и коллегией Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Книга
    В.К. Бальсевич - член-корреспондент РАО, д-р биол. наук, профессор РГУФК, шеф-редактор журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

Другие похожие документы..