Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Висвітлення даного питання доцільно розпочати з визначення поняття "релігія". Слово походить від латинського "religio" і означає ...полностью>>
'Документ'
Задачи дисциплины: изучение основ оценки эффективности инвестиций, изучение методологии и методики расчета основных показателей эффективности, а также...полностью>>
'Книга'
Роман «Гог и Магог», написанный во время Второй мировой войны, является единственным беллетристическим произведением философа, переводился на многие ...полностью>>
'Документ'
Реєстр конгресів, з'їздів, симпозіумів, науково-практичних конференцій, які проводитимуться у 2011 році, складений відповідно до «Інструкції про поря...полностью>>

Проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости (приложение 6) IV. Заключение стр. 19

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.1. Ход исследования, анализ результатов

Я провела анкетирование среди учащихся своей школы №11 г. Вольска Саратовской области. В опросе принимали участие ученики 10 класса, всего 24 человека,  из них 7 мальчиков и 17 девочек и учащиеся 4 класса: всего 27 человек,  из них 14 мальчиков и 13 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся младших и старших классов и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения учеников к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 2 блока:

1.Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга школьника, его особенности

2. Место компьютера в жизни школьника, его отношение к этому

При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:

1. Возрастной аспект

2. Полоролевой аспект

Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на психику, зависимость школьников от компьютера.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что

  • 48 (94%) учащихся имеют дома компьютер;

  • 49 человек (96%) умеют работать на нем, при этом 32 учащихся(63%) начали работать на компьютере с 6–9 лет, с 10–12 лет, 16 человек (31,3%) – с 13–14 лет, 3 человека 5,7% .

  • Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–4 ч в день! (так считают сами дети)

  • Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3ч 36человек (70,5%) от 4 до 10 ч в день – 12 человек (23,5%);

  • не работают за компьютером – 3 человека (6%).

  • в компьютерные игры постоянно играют 39 человек (76,4%), из них в возрасте от 10 до 11 лет 23 человека(59%) и в возрасте от 16 до 17 лет 16 человек (41%)

  • существенно, что 6 учеников 10 класса (15,3%) и 9 учеников (23%) из 4 класса любят игры, в которых присутствуют террор и насилие.

  • Среди опрошенных 5 учащихся (9,8%) заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.

4 класс

(10-11лет)

10 класс

(16-17 лет)

Приняли участие в опросе

27 человек

24 человека

Постоянно играют в компьютерные игры,

из них:

39 человек (76.4%)

23 человека

(59%)

16 человек

(41%)

Любят игры, в которых присутствуют террор и насилие.

9 человек

( 23%)

6 человек

(15,3%)

Трудно оторваться от компьютерной игры.

4 человек

(7,8%)

1 человек

(2%)

51 человек

Отдают предпочтение больше компьютеру, чем книге

3 человека

(6%)

18 человек

(35,2%)

Отдают предпочтение больше компьютеру, чем прогулке

1 человек

(2%)

-

Отдают предпочтение больше компьютеру, чем спорту

1 человек

(2%)

3 человек

(6%)

Отдают предпочтение больше компьютеру, чем общению с другом

1 человек

(2%)

-

Устают глаза при работе с компьютером

16 человек

(31,3%)

14 человек

(27,4%)

Часто проводят гимнастику для глаз

19 человек

(37,2%)

4 человека

(7,8%)

Из приведенного выше анализа анкетирования можно сделать следующие выводы, что большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером, слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. Более уязвимы дети младшего школьного возраста по сравнению с подростами, так как количество детей, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры увеличено.

ИТОГИ моего исследования в диаграмме

Реализация профилактических мероприятий

Я провела профилактическую работу среди школьников, родителей. Она включала в себя:

- создание социального буклета « Компьютерная зависимость»

- разработала памятку для родителей «Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?»

- совместно с психологом школы разработали проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости.

Заключение

  Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

В ходе нашего исследования я выяснила следующее.

Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, я пришла к следующим выводам:

  • Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.

  • В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр и других средств массовой коммуникации. Проведя исследование, считаю, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.

  • Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

  • Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние информационных процессов на переустройство подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.

Рефлексия

Работа по вопросу влияния компьютера на психическое здоровье в 4, 10 классах велась в течение четверти. Во время анкетирования ученики задавали вопросы, поднятые проблемы привлекли их внимание. Симптомы психической зависимости проявляются у небольшой части учеников нашей школы (5 учащихся (9,8%) , но я думаю, что это может быть связано с не очень откровенными ответами на вопросы анкеты, с несовершенными способами исследования. Но в следующем учебном году я планирую изучить этот вопрос совместно с психологом школы с другой возрастной категорией детей. Техническое оснащение в школе позволяет набрать контрольную группу учащихся. Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью интересуют и меня лично, сегодня возросли требования к развитию компетенций, в том числе и информационно – коммуникационных, но это негативно сказывается на здоровье. Как уберечь себя от негативного влияния – моя задача.

Самооценка:

В ходе работы я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В рамках работы я сняла и смонтировала рекламный ролик, распространила комплекс упражнений по классам. Работа велась целенаправленная, разными методами и средствами. Я удовлетворена результатами своей работы.

Список используемой литературы

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000

  2. Болховитинов В. Н. Твое свободное время. – М., 1996

  3. Борытко Н. М. Досуг в пространстве воспитания/Внешкольник

  4. Гундарева И. П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9

  5. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005

  6. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом/Мир семьи – 2004 - № 11

  7. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера – 2000 - № 18

  8. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6

  9. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12

  10. Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9

  11. Прибылова Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4

  12. Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5

  13. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7

  14. Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6

  15. Чудинова В. П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4

  16. Якушина Е. В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4

Приложение №1

Тезаурус

Понятие

Содержание понятия

Аддикция

состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определенной деятельности, неспособность самостоятельно ее прекратить.

досуг

свободное от учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений

идентификация

бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом.

Компьютерная зависимость

характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие.

Кибераддикция

зависимость от компьютерных игр

респондент

человек, обследуемый с помощью анкетного опроса

рефлексия

размышление, самонаблюдение, самопознание. Способ осознания исследователем оснований и результатов исследования,

Подростковая суббкультура

определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставление ценностям взрослых. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами

Социализация

процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Саморегуляция

сознательное управление своим состоянием или свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность  благодаря их скоординированным реакциям, компенсирующим влияние  изменяющихся условий окружающей среды

Приложение №2

Анкета

Класс__________Возраст__________Пол________

1. Есть ли у вас дома компьютер?__________________________________________

2. Умеете ли вы работать на компьютере?___________________________________

4. Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?______________

5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?__________________

6. Играете ли вы в компьютерные игры?____________________________________

7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?_______________________

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?_______________________________________

9. Есть ли у вас постоянное желание играть?________________________________

10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?__________________________________________________________

11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?________________________________________________________________

12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?____________________________________________________________

13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?____________________________________

14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?__________________________________________________________

15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?________________________

16. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?____________________________

17. В какие игры вы любите играть?________________________________________________________________

18. Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?_______________________________________________________

Приложение №3

Проект программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости

Пояснительная записка

Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.

         Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века.  Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, и др.).

         Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как на общественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.

В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.

В связи с актуальностью данной проблемы мы предлагаем воспитательную  программу профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в общеобразовательной школе.

         Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

         Задачи программы:

1.     Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;

2.     Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

3.     Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;

4.     Проведение анкетирования среди учащихся 7-11 классов на тему «Место компьютера и телевидения в жизни современных детей и подростков».

Предлагаемая программа предназначена для детей и подростков 7- 11 классов, а также для их родителей.

         Программа состоит из двух направлений работы:

1.     Работа с учащимися 7-11 классов

2.     Работа с родителями учащихся 7-11 классов

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

Результатами проделанной работы должны стать:

·        Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

·        Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;

·        Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;

·        Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.

Предлагаемая программа профилактики рассчитана на один месяц обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и по два раза в неделю с учащимися. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей.

 Воспитательная программа профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков

План воспитательных мероприятий

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Работа с родителями 7-11 классов

4 ч 30 мин

·   

Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети»

 1 час

·   

Проведение «круглого стола» на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться»

1 час

·   

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

30 минут

·   

Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия»

1 час

·   

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости

1 час

2

Просветительская работа с детьми

5 ч 30 мин

·   

Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»

1 час

·   

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

30 минут

·   

Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия»

1 час

·   

Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни»

1 час

·   

Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми»

2 часа

Содержание программы

I.       Работа с родителями учащихся 7-11 классов.

1.     Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети».   Роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков.

2.     Проведение «Круглого стола» на тему «Компьютерная зависимость и как с ней бороться?» - разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.

3.     Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» - фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые расскажут, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованного   мира.Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?

4.     Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия». - Обсуждение вопросов, затронутых в фильме.

5.     Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости - определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний. Распространение памятки «Увлечение или диагноз?».

II.    Работа с учащимися 7-11 классов

1.     Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»

В начале классного часа проведение анкетирования на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» - обсуждение с детьми таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?

2.     Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

3.     Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия»      

4.     Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни» - обсуждение с детьми различных жанров компьютерных игр («стрелялки», квесты, стратегии, RPG). В какие игры предпочитают играть? Что привлекает в том или ином жанре игр?

5.     Итоговое занятие «Суд над компьютерными играми»




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)

    Образовательная программа
    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием)
  2. Методическое пособие Ярославль 2007 год Печатается по решению научно- методического совета по присвоению

    Учебно-методическое пособие
    Содержательно-организационные модели пропаганды здорового образа жизни в подростковой среде (из опыта работы учреждений начального и среднего профессионального образования Ярославской области): Методическое пособие.
  3. Программа по английскому языку «enjoy english»

    Программа
    Примерная программа по английскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных
  4. Комплекс здоровья и творчества рекомендовано Федеральным агентством по физической культуре и спорту и коллегией Министерства образования и науки Республики Татарстан

    Книга
    В.К. Бальсевич - член-корреспондент РАО, д-р биол. наук, профессор РГУФК, шеф-редактор журнала «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»,
  5. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

Другие похожие документы..