Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
После окончания гимназии в 1835 году Маркс поступает на юридический факультет сначала Боннского, а спустя год – Берлинского университета. Юридические...полностью>>
'Документ'
За последние несколько лет в полиграфическом производстве резко обозначилась тенденция к увеличению выпуска продукции, имеющей целью достижение комме...полностью>>
'Документ'
Институт мировой литературы им. Горького РАН выпустил интересней­шую книгу “Новое о Михаиле Шолохове”. Первую половину книги составляют статьи сотруд...полностью>>
'Решение'
30 июня Совет директоров ОАО "Псковэнерго" принял решение, в связи с переходом на работу в МРСК "Северо-Запада" , освободить от з...полностью>>

Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра народной хореографии

«Методика преподавания эстрадного танца»

Учебно-методический комплекс

по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография»

квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»

Тюмень, 2010

Выписка из государственного образовательного стандарта

СДР.04.03 Методика преподавания эстрадного танца

Место и роль эстрадного танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания эстрадного танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченных композиций) модерн джаз-танца, степа, диско и других направлений. Методы преподавания эстрадного танца: правила исполнения движений, построение учебных комбинаций, отдельных частей урока и урока в целом. Специфика проведения занятий по эстрадному танцу в коллективах различных форм и жанровых направлений. Сочинение учебных этюдов. Навыки ведения уроков эстрадного танца.

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Методика преподавания эстрадного танца» регионального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности № 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография». Программа курса «Методика преподавания эстрадного танца» составлена с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, педагогов-хореографов. Данный курс содержит основы теории и практики преподавания эстрадного танца. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями.

Эстрадный танец - это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. Здесь присутствуют элементы классического танца, джаз-танца, модерн-балета, R&B, хип-хопа, фанка и даже  акробатические элементы. Все это, преломляясь через индивидуальность танцора или хореографа, создает разнообразие современного эстрадного танца, который по-другому можно было бы назвать "фристайл" - свободный стиль.

На эстраде важную роль играет не только индивидуальность танцора, но и актерское мастерство. Дело в том, что эстрадные танцы – это не просто заученные движения, а небольшая театральная постановка. И именно поэтому танцор должен обладать не только пластикой, но и актерским мастерством. Эстрадный танец основывается на импровизации.

Организационно – методический раздел

Цель дисциплины:

- познакомить студентов с основными направлениями эстрадного танца и их особенностями.

Задачи дисциплины:

- дать знания о понятии «эстрадный танец», об истоках и истории развития;

- обучить основным направлениям эстрадного танца;

- развивать танцевальные техники;

- развивать танцевальную полемику и воображение;

- развивать чувство ритма и творческие способности;

- формировать выразительность и артистичность при исполнении танца;

- способствовать развитию собственного, индивидуального стиля исполнения.

Требования к уровню освоения материала курса

По окончанию изучения курса «Методика преподавания эстрадного танца» студенты должны

знать:

- понятие «эстрадный танец», истоки рождения эстрадного танца;

- историю развития эстрадного танца как вида искусства;

- основные направления эстрадного танца, стиль и манеру исполнения;

- методику исполнения основных движений разных стилей эстрадного танца;

- тенденции развития эстрадного танца в современной России.

уметь:

- сочинять учебные танцевальные комбинации и законченные композиции в разных стилях эстрадного танца;

- выстраивать отдельные части урока и урок в целом по эстрадному танцу;

- грамотно профессионально ориентироваться в огромном массиве музыкального материала;

- применять полученные знания в работе с коллективами различных форм и жанровых направлений.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Курс практических и самостоятельных занятий по эстрадному танцу входит в блок специальных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента подготовки студентов, обучающихся по специальности – «Народное художественное творчество. Хореография». Структура и содержание дисциплины «Эстрадный танец» органично связаны с дисциплинами профессионально-образовательной программы по хореографии, в том числе, с содержанием таких профессиональных дисциплин, как «Теория и методика преподавания классического танца», «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», «Пластика современного танца», «Учебный ансамбль», «Мастерство хореографа», «Анализ музыкально-танцевальных форм» и др.

Структура курса

Учебный материал программы курса состоит из 2-х разделов:

- практический раздел - формирует систему знаний по методике изучения и исполнения движений различных направлений эстрадного танца, позволяя применять их на практике в исполнительской деятельности, овладения методикой педагогической работы в области эстрадного танца;

- самостоятельная работа студента основана на отработке всех движений и комбинаций, предложенных преподавателем в соответствии с учебным планом, выполнении заданий по созданию отдельных комбинаций в различных стилях и направлениях эстрадного танца.

Распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной программы

На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры народного танца Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий в цикле дисциплин по специализации выделено на изучение курса «Эстрадный танец» 166 часов на весь период обучения с итоговой аттестацией – «Зачет» в 4 семестре.

Программа курса рассчитана на 2 семестра и изучается согласно учебному плану на 2 курсе в течение 3 и 4 семестра.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

Практич.

Самост.

2 курс (3 семестр)

1.

Истоки и история развития эстрадного танца. Становление системы преподавания эстрадного танца.

8

4

4

2.

Основные стили эстрадного танца.

28

14

14

3.

Методика преподавания эстрадного танца.

26

14

12

4.

Специфика проведения занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений.

36

16

20

Всего:

98

48

50

2 курс (4 семестр)

5.

Основные стили эстрадного танца

20

10

10

6.

Методика преподавания эстрадного танца

20

10

10

7.

Специфика проведения занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений.

28

14

14

Всего:

68

34

34

Всего по курсу:

166

82

84

Содержание дисциплины

2 курс (3 семестр)

Тема 1. Истоки и история развития эстрадного танца. Становление системы преподавания эстрадного танца.

Эстрадный танец как вид сценического искусства. Народное творчество и эстрадный танец. Появление сатириков-куплетистов и танцовщиков в начале 20 века. Комедийные номера на фольклорной основе. «Салонные» и «Декадентские» танцы. Сюжетная танцевальная миниатюра: драматургия, идея, выразительные средства. Спектакли-обозрения. Эксцентрика.

Тема 2. Основные стили эстрадного танца.

Современные эстрадные танцы – это направление, которое объединило в себе элементы самых различных стилей. В эстрадном танце могут присутствовать элементы хип-хопа, фанка, классического балета или джаз-танца. Трудно провести четкую черту между эстрадным танцем и клубным. Можно даже говорить, что в этих двух направлениях больше схожего, чем различного. Но все же, основное отличие между ними заключается в индивидуальности и личности танцора. Именно импровизация играет главную роль в эстрадном танце, ведь любые эстрадные танцы – своеобразные театральные выступления.

Hip-hop

В танце могут применяться все стили хип-хоп, используемые с 80-х годов до настоящего времени, приспособленные для показа на соревнованиях. Как видно из клипов и фильмов это могу быть различные стили танца, такие как: new jack swing, ramming, popping, locking, new LA, crumping, newstyle и другие.
Танец может быть представлен как одним стилем, так и составлен из любых танцевальных стилей танца и направлений хип-хопа.
Хип-хоп - непосредственно собирательный образ, так как стиль танца включает многообразие различных тенденций и направлений. В танец включаются элементы и шаги джаза, брейк и акробатические фигуры, быстрые комбинации с динамической работой ног т движения тела, с пружинящими движениями ног и тела, соответствующими музыке и темпу.

Чечётка (Степ)

Эстрадный танец афро-американского и испано-американского происхождения, 2-дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке, встречаются во многих народных танцах.

Disco

Это танцы, используемые фактически каждый день в диско-клубах, модифицированные для соревнований. Танец может быть составлен из джазовых элементов (контракшн, волны, джазовые шаги и пробежки, кики, классические пируэты и прыжки). При исполнении этих движений используется вся площадь сцены.
Наиболее известные тенденции диско: активная работа всего тела с волнами от бедра, включение джаза и некоторых классических элементов, часто изменяемые основные шаги и использование большого количества элементов работы рук, небольшие движения тела с динамическими движениями ног в гармонии с движениями рук, часто используемые движения различных социальных, главным образом латино-американских танцев, а так же восточных и т.д.
Это очень зрелищное представление.

Street dance (стрит данс)

Захватывающее представление уличного танца, выполненное с использованием техники disco dance, funky, techno, hip-hop в любых версиях.
Танец должен быть драматургичен, постановочен и иметь ясные начало и конец.
Стили танца и техника могут быть смешаны или представлены в чистой форме. Этот вид танца, подобно танцевальному шоу, должен отразить радость танца, представленного в модной музыке.

Techno (техно)

Не только стиль музыки, он имеет множество проявлений в повседневной жизни. Появился в 90-е годы с музыкой диско, был назван «рэйв» и распространился в стиле одежды. В последующие годы техно - ремикс появился как новый музыкальный стиль. Этот стиль стал быстро развиваться на базе discо dance, funky и hip-hop и по настоящее время становится доминирующим в ночных клубах. Производная техно – стиль тектоник.

Dance show (шоу - танец)

Соединение отдельных движений эстрадного танца в характерные этюды («disco», «hip-hop», «street», «techno», в народном характере, в классическом, в восточном) в танцевальные композиции.

Тема 3. Методы преподавания эстрадного танца.

Правила использования проученного материала. Построение учебных комбинаций на проученном материале. Построение комбинаций на разогрев. Построение комбинаций «кросс». Построение комбинаций на растяжку. Построение комбинаций на координацию. Построение этюдов.

Тема 4. Специфика проведения занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений.

Сочинение и методически правильный показ отдельных учебных комбинаций по проученному материалу для возрастной группы от 9 до 13 лет. Сочинение и методически правильный показ отдельных учебных комбинаций по проученному материалу для возрастной группы от 14 до 18 лет. Методика и композиция урока.

2 курс (4 семестр)

Тема 5. Основные стили эстрадного танца.

Go-go

В дословном переводе явно не нуждается, несет свою смысловую нагрузку в названии. Во многих ночных клубах выходят танцоры поодиночке, попарно и т.д.,танцуя то соло (нередко импровизируя), то синхронно. При этом кто-то из них приходит, кто-то уходит со сцены, что создает иллюзию хаотичности происходящего, а также сходства с танцполом, где веселится публика. Таким образом, go-go - это не стиль танца, а способ подачи клубных танцев, метод их исполнения.

Хаус
Танец хаус - это то, что можно танцевать под музыку хаус. Что есть в этой музыке, то есть и в танце: быстрый монотонный ритм порождает скоростные энергичные и амплитудные движения, драйв. Некоторая эмоциональная холодность, отстраненность музыки дает механистичность танцу, а чувственные движения реализуются под короткие "замедляющиеся, а затем ускоряющиеся" фрагменты, столь характерные для этой музыки.

R'n'B - Танец
Танцы под музыку R'N'B -это сейчас одно из самых модных направлений на Западе и в России. R'N'B Вы можете увидеть в клипах многих известных западных исполнителей: Jastin Timberlake, Janet Jakson, Britni Spears, Mariah Carey, Shakira, B2K и других.
R'n'b расшифровывается как "ритм и блюз" - это характеристика музыки. Четкий ритм чередуется, соединяется с лирической составляющей. Это отражает танец. С одной стороны - из техники хип-хопа - специфическое движение "кач". "Кач" - свободное ритмичное движение, сродни действию пружины, при этом изолированно сокращаются отдельные мышцы корпуса, в то время как остальные мышцы расслаблены и производят впечатление развязности. С другой стороны лирические напевы музыки танцующие выражают волнообразными, вращательными движениями.

Брейкданс.
По мере развития брейкданса все больше появлялось стилей, внешне совершенно непохожих, что усиливает путаницу в терминах. Поэтому рассмотрим их по порядку.
Верхний брейк или буги (boogie) - это такой вид танца, при котором все элементы выполняются стоя, в большей степени руками, и при этом руки и тело не касаются пола. Подстилями являются:
1. электрик-буги (electric boogie) - пластичные движения, имитирующие электрический разряд, состоит из скольжений, волн и т.п. Его еще иногда называют "лунное буги", т.к. движения танцоров создают впечатление нахождения их в невесомости.
2. робот (robot) - похож на предыдущий, но движения механические, имитируют функционирование машины.
3. Египетский стиль - прямые углы: быстрая работа руками, которые поднимаются и сгибаются под прямым углом, подражая позам, которые можно увидеть на изображениях танцев древнего Египта.
4. поп-локинг (pop locking) - более поздний стиль, в основе которого ритмичный кач корпусом, включает резкие фиксированные движения руками, прыжки.


Тема 6. Методы преподавания эстрадного танца.

Импровизация. Эксперименты и поиски новых средств выразительности, сочетание различных танцевальных стилей. Театрализация.

Тема 7. Специфика проведения занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений.

Построение учебных комбинаций и урока в целом с учетом возрастных, физических особенностей данного коллектива. Ведение урока по эстрадному танцу. Сочинение учебных этюдов и законченных хореографических композиций по проученному материалу. Методика и композиция урока.

Формы контроля

Студенты специальности «Народное художественное творчество. Хореография», выполнившие учебную программу курса «Методика преподавания эстрадного танца» в 4 семестре сдают «зачет» согласно отчетности. Условием допуска к зачету является регулярное посещение занятий, выполнение практических заданий, сдача предварительных аттестаций. В целях лучшего усвоения программы студентами предлагаются самостоятельные работы по приобретению навыков сочинения учебных комбинаций и этюдов на основе проученных движений различных стилей эстрадного танца.

Критерием успешности в освоении учебного материала студентом является:

- посещение занятий;

- самостоятельное сочинение учебных комбинаций, законченных композиций и этюдов;

- выполнение требований педагога, работа над ошибками, указанными педагогом на практических занятия при исполнений, проучиваемого материала;

- предварительные положительные аттестации (промежуточные просмотры, открытые занятия);

- ответ на вопросы зачетного билета.

Зачет по дисциплине «Методика преподавания эстрадного танца» предполагает практическую и теоретическую части. На основании оценок всех частей выставляется единая оценка.

В процессе практического зачета студент должен показать владение методикой исполнения движений всех стилей эстрадного танца (согласно программе).

Теоретическая часть представляет собой устный ответ по билетам. Студент должен разбираться в вопросах теории и методике эстрадного танца, уметь объяснять методику изучения и исполнения движений, определенных программой. В билеты включены все стили эстрадного танца (согласно программе).

Студент, показавший практическую часть и ответивший на вопросы билета, получает оценку:

ОТЛИЧНО – показал отличное владение методикой исполнения движений, знание стилей эстрадного танца (согласно программе), глубокие и прочные знания по методике преподавания эстрадного танца, дал четкий ответ на вопросы билета;

ХОРОШО – хорошо владеет методикой исполнения движений, знает теоретический материал, не допускает существенных ошибок;

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – допускает существенные ошибки в методике исполнения движений, путается в определении стилей эстрадного танца, ответы на вопросы билета содержат значительные пробелы, допускаются ошибки и неточности;

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – не владеет методикой исполнения движений, теоретические знания весьма поверхностные.

Перечень и тематика самостоятельной работы студентов

1. составление учебных комбинаций в разных стилях эстрадного танца (не менее 20 часов в семестре).

2. Устранение ошибок в исполнении отдельных движений и законченных композиций в целом, указанных преподавателем на практических занятиях (при подготовке к каждому практическому занятию).

3. Совершенствование передачи стиля и манеры исполнения разных направлений эстрадного танца, изучаемых на практических занятиях под руководством педагога в соответствии с учебным планом (при подготовке к каждому практическому занятию).

4. Посещение и участие в различных конкурсах и фестивалях, концертах, проводимых городскими и областными учреждениями культуры с последующим обсуждением на занятиях курса в присутствии ведущего преподавателя.

Самостоятельная работа студентов строится в соответствии с учебной программой, тематическим планом и носит постоянный характер.

Библиографический список

Основная литература

  1. Шереметьевская, Н. Прогулка в ритмах танца / Н. Шереметьевская – Москва., 1996

  2. Шереметьевская, Н. Танец на эстраде / Н. Шереметьевская – Москва.: Искусство, 1985

  3. Гиршон, А. С. Импровизация и хореография // Танцевальная импровизация. – Москва., 1999

  4. Бурцева, Г. В. Принципы композиции современного танцевального жанра // Культурная традиция в образовательном хореографическом пространстве сибирского региона. – Москва., 2006

Дополнительная литература

1. Бежар, М. Мгновения жизни другого / М.Бежар. – Москва: СТД, 1978

2. Голейзовский, К. Образы русской хореографии / К. Голейзовский – Москва., 1966

3. Голдин, Л. О. Африканская музыка: статья // Музыкальная энциклопедия. – Москва., 1973. Т. 1

4. Бурцева, Г. А. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: дис. кандидата пед. наук. – Барнаул, 2000



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Хореограф как автор танца. Слагаемые хореографического произведения: музыка, танец, костюм, сценическое оформление, исполнители. Пространственное строение танца.
  2. Учебно-методический комплекс по специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель» Тюмень, 2010 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Место и роль народно-сценического танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания народно-сценического танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченной
  3. Учебно-методический комплекс по специальности: 071301. 65 «Народное художественное творчество. Хореография» квалификация выпускника

    Учебно-методический комплекс
    Историческое развитие сценического оформлении танцевальных произведений в России. Оборудование сцены. Создание художественной среды для танца, сценического костюма, простейших декораций, сценического освещения, реквизита и элементарных
  4. Учебно-методический комплекс Дисциплина: Стили современной хореографии Цикл: сд. Р. 02

    Учебно-методический комплекс
    Материал рабочей программы «Стили современной хореографии» составлен с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, преподавателей спортивных и эстрадных танцев.

Другие похожие документы..