Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Мета : поглибити знання учнiв про Україну; прищеплювати любов до рідного краю; розширити змiст поняття громадянин України; розвивати мовлення учнiв; ...полностью>>
'Изложение'
Во исполнение поручения Президента Украины от 12 августа 2010 г. Советом Министров Автономной Республики Крым совместно с Национальным институтом стра...полностью>>
'Лекция'
Турция, в силу своего выгодного географического положения, благоприятных природных условий, богатейших запасов сырья, а также внутренней политической...полностью>>
'Документ'
Нормативно-правові акти до ДП «Хмельницькстандартметрологія», щодо стимулювання виробників якісної, конкурентоспроможної продукції, на погодження та ...полностью>>

Программа дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия цели и задачи дисциплины Цель

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(ТГПУ)

“УТВЕРЖДАЮ”

Декан ПФ

Г.Ю. Титова

___”________2008 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.02. ЛОГОПЕДИЯ

1. Цели и задачи дисциплины

Цель: формирование профессиональных логопедических компетенций: знание методологических и теоретических основ логопедии, взаимосвязи логопедии с науками психолого-педагогической, медико-биологической и лингвистической областей знаний, раскрытие современных представлений об этиопатогенетических механизмах речевых нарушений, их классификации, методиках выявления речевого дефекта и коррекционного воздействия при различных речевых нарушениях.

Задачи:

  • формирование теоретических и практических представлений о формах речевой патологии;

  • обучение методам психолого-педагогического обследования лиц с речевыми нарушениями;

  • ознакомление с методами дифференциальной диагностики речевой патологии;

  • обучение практическим методам логопедической коррекции;

  • развитие способности к анализу научно-теоретической и программно-методической литературы, данных собственной исследовательской работы, формулировке выводов и составлению логопедического заключения.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, научно-методический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности.

Ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • изучение теоретических проблем логопедии, классификаций; клинической и психолого-педагогической характеристики основных форм речевых нарушений;

  • овладение логопедическими методиками нормализации речи при различных формах речевой патологии;

  • коррекционное обучение детей с нарушениями речи;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

в области диагностико-аналитической деятельности:

  • дифференциальная диагностика для определения типа нарушения;

  • проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического и речевого развития, соответствия возрастным нормам;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности в целях ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области организационно-управленческой:

  • ведение документации логопеда, речевых карт;

в области консультативной деятельности:

  • консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • планирование и проведение фрагментов занятий;

  • использование технических средств обучения;

  • применение современных педагогических технологий.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины у студента должны быть сформированы:

  • представления о закономерностях развития речи детей в норме и о этиопатогенетических механизмах речевых нарушений;

  • знания клинической и психолого-педагогической характеристик лиц с нарушениями речи;

  • знания основных направлений обследования речи детей, подростков, взрослых с нарушениями речи при различных формах речевой патологии;

  • знания методик коррекционного воздействия на детей, подростков, взрослых с нарушениями речи;

  • умение проводить логопедическое обследование ребенка, подростка, взрослого с речевыми нарушениями;

  • умение проводить дифференциальную диагностику форм речевой патологии со сходными нарушениями;

  • умение осуществлять дифференциальный выбор коррекционных методик и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу с детьми, подростками, взрослыми, имеющими нарушения речи.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общая трудоемкость

1400

Аудиторные занятия

624

72

64

72

64

72

56

72

60

60

32

Лекции

312

36

32

36

32

36

28

36

30

30

16

Практические занятия (семинары)

312

36

32

36

32

36

28

36

30

30

16

Лабораторные работы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа

776

86

84

86

84

86

80

82

70

68

50

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля

Экзамен

Зачет

Зачет

Экзамен

Зачет

Экзамен

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы дисциплины

Лекции

ПЗ, семинары

СР

I.

Теоретические и методологические основы логопедии как науки. Нарушения голоса. 1 сем.

36

36

86

II.

Дислалия. Ринолалия. 2 сем.

32

32

84

III.

Дизартрия. 3 сем.

36

36

86

IY.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

32

32

84

Y.

Алалия. 5 сем.

36

36

86

YI

Афазия. 6 сем.

28

28

80

YII

Заикание. 7 сем.

36

36

82

YIII

Нарушения письма и чтения. 8 сем.

30

30

70

IХ.

Общее недоразвитие речи. 9 сем.

30

30

68

Х.

Предупреждение речевых нарушений. Актуальные теоретические и практические проблемы логопедии. 10 сем.

16

16

50

ИТОГО

312

312

776

4.2. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ 1. а) Теоретические и методологические основы логопедии как науки. б) Нарушения голоса.

а) Теоретические и методологические основы логопедии как науки

1. Предмет, цели, задачи логопедии, как специальной педагогической науки.

Предмет, цели, задачи логопедии, как специальной педагогической науки.

2. Междисциплинарные связи логопедии: внутрисистемные и межсистемные.

Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии. Связи логопедии с общей анатомией и физиологией, нейрофизиологией, оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Использование логопедией данных психолингвистики и лингвистики, общей и специальной психологии и психодиагностики.

3. Принципы логопедии как науки. Методы логопедии.

Общедидактические принципы. Специфические принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, деятельностный подход, онтогенетический принцип, этиопатогенетический принцип, принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути. Организационные, эмпирические, интерпретационные методы. Количественный и качественный анализ полученных данных.

4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

Понимание нормы и нарушения речи. Особенности речевых нарушений. Понятия «недоразвитие речи», «общее недоразвитие речи», «задержка речевого развития», «распад речи», «симптом и симптоматика нарушений речи», «патогенез нарушений речи». Определение структуры речевого дефекта. Понятия, используемые при устранении речевых нарушений.

5. Этиология нарушений речи.

Исторический аспект представлений об этиологии речевых расстройств. Экзогенные и эндогенные причины в возникновении речевых нарушений, причины биологические и функциональные, центральные и периферические. Факторы, значимые для возникновения речевых нарушений, роль наследственности.

6. Принципы анализа речевых нарушений.

Цель анализа речевых нарушений. Вклад Левиной Р.Е. в анализ структуры речевых нарушений. Речевые и неречевые проявления, первичные и вторичные нарушения, характер их связи. Динамика речевых нарушений. Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения. Принцип системного подхода. Связь речи с другими сторонами психического развития ребенка.

7. Классификация нарушений речи.

Исторические аспекты классификаций. Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений. Психолингвистические критерии классификации речевых расстройств.

8. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений.

Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Расстройства фонационного оформления высказывания. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания. Нарушения письменной речи. Характеристика речевых нарушений, выделяемых в психолого-педагогической классификации.

9. Организация логопедической помощи в России.

Развитие системы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в России. Логопедическая помощь в системе образования. Логопедическая помощь в системе здравоохранения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины дпп. Ф. 02. Логопедия (Заикание) Цели и задачи дисциплины Целью

    Программа дисциплины
    Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с методологическими принципами логопедии, вопросами взаимосвязи логопедии с науками психолого-педагогической, медико-биологической и лингвистической областей знаний, раскрытие
  2. Программа дисциплин дпп. Ф. 02 Логопедия. Раздел: «Алалия» Цели и задачи дисциплины Целью

    Программа
    Целью данной дисциплины является раскрытие современных представлений об этиопатогенетических механизмах алалии, изучение классификаций и методик коррекционного воздействия при алалических расстройствах.
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 12. Логопедические технологии дпп. Ф. 12. 01 Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

    Программа дисциплины
    Цель: подготовка студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.
  4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 5 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса

    Регламент
    Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  5. Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 6 (2)

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.

Другие похожие документы..