Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Очаговый туберкулез - это такая форма заболевания, которая характеризуется ограниченной протяженностью воспалительного процесса в легких с преобладан...полностью>>
'Документ'
Ми, Партія промисловців і підприємців України (ПППУ) – політична сила, яка об’єднує в своїх лавах підприємців, робітників, інтелігенцію, селян і пенс...полностью>>
'Документ'
Представлены результаты исследований студентов и аспирантов исторического факультета, выполненных в 2009 г. Они посвящены малоизученным проблемам арх...полностью>>
'Документ'
Рак молочної залози зустрічається, у порівнянні з пухлинами інших локалізацій, досить часто. У світі щорічно реєструється близько одного мільйона нов...полностью>>

Учебное пособие. Введение 2

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основы организации концертно-просветительской работы в музыкальных учебных заведениях.

Учебное пособие.

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2

Глава I. Исторический обзор становления и развития музыкального просветительства, как вида деятельности.

I.1 Обучение музыкальному искусству – важный фактор воспитания в цивилизациях древности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3

I.2 Возникновение и становление музыкального просветительства в Западной Европе - - 6

I.3 Истоки музыкального просветительства в России - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -10

I.4 Зарождение музыкально-просветительской деятельности в России XVIII в.- - - - - - - -11

1.5 Становление музыкально-просветительской деятельности в России первой половины XIX в. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -16

I.6 Подъём музыкального просветительства в России второй половины XIX в. - - - - - - -19

I.7 Музыкально-просветительская деятельность в Советском государстве первой половины XX в.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26

I.8 Новые формы организации музыкально-просветительской работы в СССР второй половины XX в. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -32

I.9 Зарубежный опыт организации музыкально-просветительской деятельности XX в.- -37

I.10 Музыкально-просветительская деятельность в современной России - - - - - - - - - - - 38

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -43

Глава II. Организация концертно-просветительской деятельности в музыкальных учебных заведениях

II.1 Актуальность проблемы организации концертно-просветительской работы в настоящее время- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -43

II.2 Профессиональная готовность преподавателя музыкального учебного заведения к организации концертно-просветительской работы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -45

II.3 Значение межпредметных связей в восприятии музыкальных произведений и реализация их в концертно-просветительской деятельности - - - - - - - - - - - - - - - - - 49

Глава III. Методика организации концертно-просветительской работы в музыкальных учебных заведениях

III.1 Концертно-просветительская работа – неотъемлемая часть музыкального обучения и воспитания - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 54

III.2 Выбор тематики и музыкального материала. Составление сценария - - - - - - - - - - 57

III.3 Подготовка ведущего концерт - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -59

III.4 Организация тематических концертов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 61

III.5 Организация циклов-концертов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -64

III.6 Организация музыкально-просветительских программ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 67

III.7 Методические рекомендации - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -70

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -72

Литература- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -73

Введение

В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность и требует научного подхода в разработке её методов. Музыкальные учебные заведения должны и могут стать своеобразными просветительскими центрами, что особенно важно для процветания культуры небольших городов. Силами преподавателей и учащихся возможна организация среди детского и взрослого населения широкой концертной деятельности, влияющей на их духовное и нравственное совершенствование.

На данный период времени в литературе не существует труда, в котором достаточно полно и убедительно рассматривались бы сущность, задачи, содержание и формы музыкально-просветительской деятельности в контексте исторических эпох. Автор данной работы делает попытку систематизировать существующий опыт этого вида деятельности и разработать методику её организации в музыкальных учебных заведениях на современном этапе.

Методологической основой исследования являются философские представления о музыкальном искусстве и его роли в духовном развитии человека и общества (Аристотель, Пифагор, Платон); опыт организации концертно-просветительской деятельности в материалах и публикациях в области музыкознания и музыкального просвещения (Б.В.Асафьев, Б.В. Диментман, Е.В.Дуков, Д.Б.Кабалевский, Б.И. Краснобаев, А.Б.Луначарский, В.И.Музалевский, П.А.Столпянский и др.); современные тенденции в организации концертно-просветительской деятельности (Л.Бернстайн, П.Михель, Г.Н.Рождественский, Г.С.Фрид, Г.Шнеерсон).

Автор опирался на исследования по методологии и методике музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.). Частная методология по организации концертно-просветительской деятельности сложилась в результате изучения научных трудов и практических методических разработок А.Д.Артоболевской, Л.А.Баренбойма, Д.Д.Благого, В.Б.Голубовской, Б.А.Гольденвейзера, Г.Г.Нейгауза, М.А.Гольденштейн, Б.В.Диментман, Д.Б.Кабалевского, Н.М.Михайловской, Г.С.Фрида и др. Просветительская деятельность получила обоснование в научной и педагогической литературе О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, Л.А.Рапацкой, В.Н.Шацкой.

Данное учебное пособие ставило следующие задачи:

- раскрыть истоки музыкального просветительства как вида деятельности, рассмотреть базовые компоненты структуры и содержания концертно-просветительской работы в музыкальных учебных заведениях;

- дополнить понятие «профессиональной готовности» в общей и музыкальной педагогике, обозначив качества, необходимые преподавателю для осуществления музыкально-просветительской деятельности;

- разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию готовности педагога к концертно-просветительской деятельности;

- раскрыть сущность и специфику реализации межпредметных связей в цикле музыкальных дисциплин как необходимого условия в организации концертно-просветительской работы;

- разработать методические рекомендации для осуществления концертно-просветительской деятельности учащихся и педагогов.

Разработанная методическая система организации концертно-просветительской деятельности даёт возможность преодолеть оторванность музыкального обучения от практического музицирования, оптимизировать процесс обучения и воспитания, стимулировать активную домашнюю работу учащихся, повысить их эстетический уровень, ориентировать на будущую профессиональную деятельность или активное любительское музицирование, принести большую общественную пользу.

Учебное пособие по основам организации концертно-просветительской деятельности позволяет дополнить содержание курсов методики преподавания музыкальных дисциплин учащимся высших и средних музыкальных учебных заведений, ориентировать преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств и музыкальных студий на организацию внеклассных форм работы.

Глава I. Исторический обзор становления и развития музыкального

просветительства как вида деятельности.

I.1 Обучение музыкальному искусству – важный фактор воспитания в цивилизациях древности.

Музыкально-просветительская деятельность профессиональных музыкантов и музыкантов-любителей прошла непростой и длительный исторический путь становления, её корни уходят в глубину веков. В Древнем Востоке (200 лет до нашей эры) музыкальное образование являлось обязательным. Считалось, что юноша, овладевший искусством пения и игрой на музыкальном инструменте, освобождался от дурных чувств и желаний. Музыке – действенному средству воспитания таких добродетелей, как справедливость, человечность, предусмотрительность, искренность, – придавалось большое значение. О любви древних египтян к музыкальному искусству говорят многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов. Так на фрагменте рельефа индийского храма VIII века изображён Кришна с флейтой.

В Древнем Китае музыку называли «благоуханным цветком добродетели» и считали важнейшим средством воспитания. Она всегда была тесно связана с философией и устройством общества. «Для изменения нравов и обычаев нет ничего прекраснее музыки, – утверждал классик древнекитайской философии Конфуций, – это микрокосмос, отражающий строение Вселенной, обладающий строго определённой структурой, которую нельзя нарушать».

Последователь Конфуция философ Сюнь-Цзы в сочинении «О музыке» пишет: «Звуки музыки глубоко проникают в сознание человека, быстро изменяют его… Когда музыка гармонична и спокойна, в народе царит согласие и благопристойность. Когда музыка сдержанна и мужественна, в народе царит единство и порядок. Когда народ пребывает в согласии и единстве, армия сильна, стены крепки и враг не смеет подступить к Поднебесной. И весь народ тогда живёт спокойно, доволен своими правителями… Когда музыка пуста и порочна, народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки. Когда народ дик и достоин презрения, возникают споры. Если же возникают беспорядки и споры, слабеет армия, становятся хрупкими стены, и враг угрожает Поднебесной. В этом случае народ лишается покоя и недоволен своими правителями. Поэтому, если отбросить этикет и хорошую музыку, возникнут порочные звуки, а вслед за этим и возможность быть покорёнными и опозоренными» [22,96]. Не случайно в Древнем Китае запрещалось использование безнравственной музыки.

Существовали своеобразные рекомендации о характере музыки, благотворно действующей на человека на разных этапах его жизни: для детей полезна весёлая музыка, для юношей – музыка в умеренном темпе, а для людей зрелого возраста – произведения в медленном темпе. В Китае музыке и пению учили детей непременно весной, а игре на музыкальных инструментах – летом; развитие же умственных способностей происходило зимой. Одни напевы предписывались для воспитания таких качеств, как великодушие, мягкость и справедливость; другие – для развития спокойствия, ума, проницательности и искренности; третьи – для стяжания почтительности, скромности и вежливости; четвёртые – помогали стать честным, уступчивым и т.п. До нашего времени дошли произведения китайского искусства, изображающие музицирующих людей («Музыканты». Керамика. Китай. VI – VII вв.)

О значении музыкального воспитания, являющегося важным средством формирования духовного облика человека, было известно и древним грекам. Знаменитые философы Аристотель, Пифагор, Платон считали, что искусство музыки первым входит в жизнь человека, оно формирует его духовный мир, имеет огромную воспитательную силу, является для души тем же, что и гимнастика для тела. «Не в мусическом ли искусстве самое значительное воспитательное средство, так как ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают её, доставляя благообразие и делая её благообразной, если воспитание поставлено правильно; если же нет – противоположное», – писал Платон [4,156-157]. Главной задачей в музыкальном воспитании считалось не столько овладение знаниями и навыками или способностью виртуозного исполнения, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа: «Согласуя слова со звуками кифары, заставляют души мальчиков свыкаться с гармонией и ритмом, чтобы они стали более чуткими, соразмерными, гармоничными, чтобы были пригодны для речей и для деятельности: ведь и вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии» [115,208].

Аристотель разработал учение об этосе – нравственно-воспитательном воздействии музыки на личность человека: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно: производить своё действие на человеческую этику и психику? Это стало бы очевидным, если бы было доказано, что музыка оказывает известного рода влияние на наши моральные качества. Что так бывает на самом деле, доказывают, помимо многого иного, в особенности песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть аффект этического порядка в нашей психике» [4,194]. Примечательно, что ещё в IV веке до нашей эры, древний философ высказал мысль о том, что музыкальное образование и воспитание должны быть предметом заботы государства.

Музыкальное искусство Греции не ограничивалось рамками школы, но активно выходило в сферу досуга. Музыкой обставлялись пышные зрелища, создавались огромные оркестры, возникали концертные антрепризы, устраивались выступления виртуозов. О древнегреческой музыкальной культуре можно судить и по произведениям изобразительного искусства («Музыканты». Вазопись. Древняя Греция. VI в. до н. э.; «Уличные музыканты». Мозаика. Древний Рим. I в. до н. э.).

Обзор развития музыкального искусства в древнем мире позволяет сделать следующий вывод: корни музыкального просветительства – в осознании благотворного воздействия музыки на души и нравы людей и, следовательно, значительной её роли в воспитательном процессе. Кроме того, музыка призвана удовлетворять эстетические потребности общества, доставлять удовольствие слушателям. Таким образом, ещё в древнем мире определились задачи и содержание музыкального искусства, выполняющего этическую, общепедагогическую (находящуюся в единстве с организацией музыкального образования) и эстетическую функции.

I.2 Возникновение и становление музыкального просветительства в Западной Европе.

Мысль об этическом значении музыки, её воздействии на воспитание нравов присутствовала в каждой эпохе с присущим только ей своеобразием. В эпоху Средневековья музыкально-просветительская деятельность носила религиозный характер, так как церковь монополизировала сферу просвещения и образования. В этой связи стоит упомянуть личность Папы Григория I – главного деятеля в области разработки церковной музыки, сформировавшего традицию литургического пения. Григорий I многие годы собирал песнопения разных христианских церквей. Его «Антифонарий» и по сей день является образцом христианского пения. Во вновь созданных монастырях он вводил музыкальные занятия и даже сам преподавал. Стоит упоминания и монах бенедиктинского монастыря Гвидо Д` Ареццо – выдающийся музыкант, прославившийся нововведениями и блестящими результатами в области преподавания духовного пения (Книжная миниатюра Италии XII века запечатлела его образ).

В XI–XII веках в связи с новыми социально-историческими процессами: ростом городов, проведением крестовых походов, появлением рыцарства как нового общественного слоя – сложились центры светской культуры, появились образцы светской поэтической лирики. Её первыми носителями были бродячие народные музыканты: жонглёры, менестрели, шпильманы (их изображения можно найти в образцах книжной миниатюры Италии и Франции XI–XII вв.). Позже зародилось искусство трубадуров и труверов – выходцев из среды рыцарства и горожан. Они владели музыкальной грамотой и создавали свои музыкально-поэтические произведения. Творчеством миннезингеров, одарённых музыкантов и композиторов, служивших при дворах, славилась Германия XIII века.

В эпоху Возрождения музыкальное искусство, отделяясь от клерикального, приобретало светский характер. Причём, его роль в воспитании и просвещении ценилась как философами, так и богословами. Мартин Лютер, например, ставил музыку на второе место после богословия. Разнообразными формами музицирования славилась Италия. Главным музыкальным центром в Риме был оперный театр знатных меценатов Барберини. С целью пропаганды христианства они выносили оперные представления на площади города и разыгрывали их для простого люда. В помещениях церквей и соборов по воскресным дням после мессы для прихожан устраивались концерты, в которых исполнялась не только духовная, но и светская музыка.

Музыкально-просветительские тенденции можно найти и в Венеции, где оперные представления давали в общедоступном городском театре. Здесь появились первые кружки и сообщества любителей музыки. Историческую известность приобрела камерата, возглавляемая Джованни Барди и Якопо Корси, деятельность которой была направлена на возрождение античной музыки. В Неаполе уже в XVI веке функционировали четыре консерватории, а в Риме при активном содействии Дж. Палестрины открылась первая музыкальная школа, которая в своё время выпустила множество прекрасных музыкантов.

В Италии XV века появились и первые образцы нот, которые поначалу воспроизводились от руки тушью или краской. Первым печатным сборником, дошедшим до нашего времени, был сборник месс, изданный в 1482 году венецианцем Октавианом Скоттом. К концу XV века привилегию венецианского правительства на печать музыкальных произведений получил О.Петруччи. Это были сборники светских песен, мотетов и месс. Нотный шрифт подвергался постоянному усовершенствованию во многих европейских странах: в XVI веке французом Пьером Готье, итальянцем С.Веровио, печатником из Мюнстера Теодором Цвивелем; в XVIII в. – лейпцигским печатником и нотоиздателем Г.И.Брейткопфом, англичанами Дж.Клюэром, Дж.Уэльшем и Р.Мирером. Сохранились сведения о том, что И.С.Бах вместе с сыном Ф.Эммануилом тоже занимался гравировкой своих творений. Выпущенные лучшими нотопечатниками нотные издания XVII – XVIII вв. были снабжены рисованными титулами, всевозможными виньетками и заставками, отличавшимися высоким вкусом, эстетическим чутьём и великолепной гравёрной техникой.

В XVII–XVIII в.в. в Западной Европе сложились различные формы музицирования, положившие основу формирования музыкального просветительства как вида деятельности. Многообразием музыкального быта отличалась Англия. Музыка звучала на улицах и площадях, садах и рынках, тавернах и цирюльнях. Пели и играли на скрипках, гитарах, цитрах как вельможи, так и простые горожане. В городских клубах и домах зажиточных любителей музыки организовались хоровые коллективы, устраивались концерты артистов-профессионалов. Активная музыкальная жизнь формировала потребность в нотах и книгах о музыке. В продаже появились сборники сольных, хоровых песен, инструментальных пьес, учебные пособия по теории музыки, первая в Англии музыкально-педагогическая энциклопедия Томаса Мэса.

Во дворцах знатных меценатов и богатых лондонских купцов, а также и в открытых, доступных широкой публике концертах, часто играл на органе и клавесине Г.Гендель. Просветительская миссия великого композитора заключалась в самом его творчестве. Однажды в беседе с одним из своих почитателей Г.Гендель сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель – делать их лучшими» [128, 196].

В Англии в XVII веке впервые был дан публичный концерт. Джону Бэнистеру, английскому скрипачу, пришла в голову гениальная идея – брать плату за посещение концертов: «Шиллинг с персоны, и требуйте, что вам угодно». Его первая афиша появилась в лондонской «Gazette» 30 декабря 1672 года: «Сим объявляется, что в доме м-ра Джона Бэнистера, называемом Музыкальная школа, что напротив «Таверны Джорджа» в Белых Братьях, в ближайший понедельник прозвучит музыка, исполненная замечательными мастерами. Начало ровно в четыре пополудни и в каждый последующий день ровно в это же время» [180,30]. До нашего времени дошли сведения о знаменитых концертах Томаса Бриттона в верхнем этаже его угольного склада, где играли Г.Гендель и его соперник Пепуш.

XVIII век переносит нас во Францию – родину просветительских идеалов. Социальное равенство, свобода и братство, культ Разума и прогресс человечества – вот основные идеи эпохи Просвещения. Образованные мыслители М.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро видели причину разлада между феодально-монархическим строем и личностью человека в отсталости и необразованности масс. Просвещение народа – главная задача их деятельности. Большое значение придавалось и музыкальному просвещению. Ж.-Ж. Руссо, в частности, требовал от своих учеников не только знания, но и сочинения музыки.

Париж XVIII века – центр концертной жизни Европы. Во дворцах Ла Пуплиньера, герцога де Эгийона, принца Конти играли лучшие музыканты и оркестры. В городе регулярно устраивались платные публичные выступления, доступные широкой аудитории: «Духовные концерты», «Концерты любителей», «Концерты Олимпийской ложи», «Общество концертов-соревнований», в которых участвовали профессионалы и любители. Здесь же родилась традиция проведения благотворительных концертов в Галерее королевы, а также ежегодных циклов концертов «Королевской академии музыки» в саду Тюильри. В программе концертов были выступления солистов, ансамблей и оркестров. В соборах Нотр-Дам и Сент-Шапель звучала органная музыка.

В артистической жизни Парижа первой половины XIX века большую роль играли литературные и художественные салоны, где собирались виднейшие писатели, поэты, художники, композиторы и артисты. Наиболее значительными для музыкальной атмосферы Парижа были салоны Ф.Шопена на Шоссе де Антенн, где частыми посетителями были А.Мицкевич, Г.Гейне, Ж.Санд, Э.Делакруа, Д.Мейербер; салон в Ноtel de France, который устраивали Ф.Лист, Д`Агу, Ж.Санд. Здесь музыканты уже не просто развлекали публику, а выполняли роль авангарда парижского художественного движения. Традиция музыкальных салонов была продолжена и на рубеже XIX–XX веков. Салоны Виолетты Мюрат, Поля Клемансо, княгини Полиньяк, Габриэля Д`Аннунцио ставили своей целью покровительство и поддержку творчеству молодых композиторов: И.Ф.Стравинского, М. Д` Фальи, М.Равеля, Э.Сати, А.Шабрие, Д.Мийо.

Велика роль в музыкальном просветительстве критики. Лучшие представители этого вида деятельности ставили перед собой задачи воспитания музыкального вкуса, понимания содержания произведений, поддержки молодых талантов, борьбы против пустой музыки. Ареной передовых европейских художников Парижа XIX века была «Парижская музыкальная газета», основанная музыкальным издателем М.А.Шлезингером по инициативе Ф.Листа, Ф.Шопена и Г.Берлиоза. В редакцию входили такие передовые художники как О.Бальзак, Г.Гейне, А.Дюма, Ж.Санд, Э.Делакруа, Г.Берлиоз, Э.Галеви, Ф.Лист. Последний опубликовал серию своих статей, в которых освещал общие вопросы искусства, анализировал современное положение музыкального искусства, вносил предложения по улучшению музыкальной жизни.

Ф.Листа можно по праву назвать одним из первых величайших музыкальных просветителей в Европе. С целью популяризации произведений композиторов-классиков он делал переложения и транскрипции симфонических, оперных и камерных произведений Л.Бетховена, В.Моцарта, Ф.Шуберта, К.Вебера, Г.Берлиоза, Д.Россини, Беллини, Г.Доницетти, Д.Мейербера, Э.Галеви, Ф.Мендельсона, Р.Шумана; исполнял их сам и вместе с учениками. Огромное влияние на формирование музыкальных вкусов парижан оказала серия камерных бетховенских концертов, в которых, кроме сольных произведений, Ф.Листом были исполнены и несколько трио совместно со скрипачом Ураном и виолончелистом Батта.

В своём творчестве исполнителя и просветителя Ф.Лист шёл по пути наибольшего сопротивления, включая в программу выступлений серьёзную классическую музыку. Ему принадлежит первенство в проведении самостоятельных вечеров фортепианной музыки без помощи других солистов, ансамбля или оркестра. Своей основной задачей в грандиозных концертных поездках по Европе Ф.Лист считал популяризацию лучших образцов музыкального искусства в массовой аудитории. Пропагандистскую деятельность великий музыкант продолжил и в качестве придворного капельмейстера в Веймаре, исполняя с симфоническим оркестром произведения Л.Бетховена, Г.Берлиоза, Р.Вагнера и современных ему композиторов.

Жизнь и быт Вены, столицы Австрии XVIII века, невозможно представить без музыки, звучавшей в аристократических салонах и в домах простых горожан, на улицах и площадях, в ресторанах и кабачках. Повсюду звучали серенады, дивертисменты, песни и танцы разных народов, а во дворцах устраивались пышные музыкальные академии.

Традиции домашнего музицирования, сформировавшиеся в Западной Европе в XVII веке, получили своё развитие в XVIII и XIX веках. Это можно проследить на примере биографий выдающихся западно-европейских композиторов. Образцом хранения этих традиций славилось семейство Бахов, служившее музыке в пяти поколениях. Каждая встреча членов этого великого клана начиналась с пения молитв и завершалась настоящим концертом. И.С.Бах, будучи главой большого семейства, сам занимался музыкальным воспитанием и образованием своих детей, сочинял пьесы для домашнего музицирования и очень гордился тем, что силами домочадцев можно устроить целый концерт.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Microsoft Windows xp professional Учебное пособие Введение Введение

    Учебное пособие
    Microsoft Windows XP Professional является оптимальным решением для предприятия любого размера. Данная версия операционной системы Windows сочетает в себе преимущества Windows 2 Professional (например, средства безопасности, управляемость
  2. Учебное пособие Под редакцией А. Ю. Сунгурова Рекомендовано к печати кафедрой политического управления

    Учебное пособие
    В книге систематизируется современное состояние науки и накопленный практический опыт по деятельности института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), причем основное внимание уделяется работе этого нового правового института в субъектах РФ.
  3. Учебное пособие Москва 2005 ббк 60. 55 Рецензенты : д ф. н., проф

    Учебное пособие
    Дается представление об объекте, предмете, и методе социологической науки, условиях возникновения и развития человеческого общества, существующих в нем социальных связей и социальных общностей, проблемах взаимоотношения личности,
  4. Учебное пособие Санкт-Петербург 2000 удк 681 06

    Учебное пособие
    Лабораторный практикум по моделированию и оптимизации химико-технологических процессов и систем с помощью программного продукта ASPEN PLUS: Учебное пособие / Холоднов В.
  5. Представленное учебное пособие посвящено философским проблемам социально-гуманитарных наук

    Учебное пособие
    Представленное учебное пособие посвящено философским проблемам социально-гуманитарных наук. Оно ориентировано на обозначение коренных проблем наук об обществе, нахождение их предельных оснований в философии.

Другие похожие документы..