Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего пр...полностью>>
'Рабочая программа'
1. Цели и задачи дисциплины: накопление необходимого запаса сведений по математике (основные определения, теоремы, правила), а также освоение математ...полностью>>
'Документ'
членов Президиума: Амосова С.М., Бабкина А.И, Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козлов...полностью>>
'Документ'
В Приморье разработали уникальные лакомства -шоколадную пасту и фруктовое желе из водорослей Производит столь необычный, а главное, очень полезный и ...полностью>>

Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» федерального компонента цикла опд по специальности 030101 философия (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Капустин Н.С., Бурлуцкая Е.В.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ»

федерального компонента цикла ОПД

по специальности 030101 ФИЛОСОФИЯ

Ростов-на-Дону

2007

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии ЮФУ от «23» апреля 2007 года (протокол № 9)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1 Выписка из государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования……………………4

2 Пояснительная записка…………………………………………………….5

3 Тематическое планирование курса ……………………………………….7

4 Программа курса …………………………………………………………..9

5 Планы семинарских занятий …………………………………………......16

6 Литература к темам курса……………………………….………………...24

7 Самостоятельная работа…………………………………………………...34

8 Экзаменационные вопросы………………………………………………..41

9 Темы курсовых и дипломных работ ……………………………………..44

10 Глоссарий …………………………………………………………………46

1 ВЫПИСКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки дипломированного специалиста

Философия

Философия религии

Становление и развитие философии религии в древности, в средние века и в эпоху Возрождения; воззрения на религию в философии 17-18 вв.; философия религии в трудах И.Канта, Г.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха; концепции религии в «философии культуры»; теории религии в школах «аналитической философии» и теологический «анализ религиозного языка»; критический реализм и натурализм; религия в философии психоанализа и экзистенциализма; концепции религии в русской философии 19-20 вв.; гносеология религиозного сознания; философский анализ религиозной онтологии.

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса «Философия религии» является изучение ключевых теоретических положений, понятийного аппарата, методологических оснований философии религии и религиоведения; освоение историко-философских знаний о религии; выявление роли религии в системе духовной культуры общества и рассмотрение актуальных проблем религии в современности.

Задачи курса:

- овладеть теоретическими и тематическими знаниями в области философии

религии и религиоведения;

- изучить современные законодательные документы о свободе совести и принципе светскости РФ;

- сформировать свою личную позицию по проблемам свободомыслия и свободы совести;

- уметь обосновывать необходимость соблюдения межконфессиональной толерантности и уважения иных религиозных традиций в повседневной жизни;

- расширить на базе полученных знаний кругозор слушателей.

Место курса в учебном процессе. Курс «Философия религии» является важной учебной дисциплиной в системе профессионального образования. Он способствует формированию научного мировоззрения и рационального подхода к аксиологическому, мировоззренческому, психотерапевтическому и пр. аспектам религии, осмыслению процессов взаимодействия религии и общества, указывает на основные тенденции негативного воздействия религиозных явлений (экстремистский фундаментализм, нарушение светскости государства, деструктивность некоторых религиозных объединений и пр.).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении изучения дисциплины слушатель должен

з н а т ь:

-историю развития философских представлений о религии, основные современные философские концепции религии;

-содержание вероучений, этапы развития религии, теологические принципы различных конфессий, сакральные канонические тексты, методы и приемы их современной интерпретации;

-сущность принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений, историю формирования и развития представлений о свободе совести и религии.

у м е т ь:

-использовать полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности;

-уметь практически осуществлять аргументационный процесс в контексте диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений на обыденном и теоретическом уровнях знания;

-самостоятельно фиксировать и изучать актуальные проблемы религии, анализировать их на основе применения методологии и принципов научного религиоведения.

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

-о психологических, феноменологических и других концепциях религии;

-об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, личности;

-о соотношении религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире и тенденциях изменения религии в современном мире о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях.

3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

количество часов

ЛЕКЦИИ:

1

Введение в философию религии и религиоведение

14

2

Религия и свободомыслие в контексте нового политического и нравственного мышления

2

3

Происхождение и сущность религии как динамической системы

6

4

Специфика религии как формы общественного сознания, ее отличие от других форм общественного сознания. Мифология и религия

2

5

Структура религии, ее основные элементы. Понятие религиозного сознания и его противоречивость

4

6

Социальные функции религии, их мировоззренческая и идеологическая направленность

2

7

Современные теории и концепции возникновения и сущности религии

4

8

Родоплеменные религиозные системы

2

9

Национальные религии

6

10

Мировые религии, их природа и характер трансформации

4

11

Буддизм

2

12

Христианство, возникновение и развитие христианских церквей

4

13

Ислам, его происхождение и специфика

4

14

Православная философия и богословие

8

15

Русское неоправославное религиозно-философское направление

2

16

Католическая философско-теологическая система и ее разновидности

6

17

Протестантская теология и философия

6

18

Свободомыслие и атеизм как органические элементы духовной культуры

2

19

Свободомыслие в Древнем мире

2

20

Свободомыслие в период феодализма

2

21

Свободомыслие и атеизм в эпоху Возрождения и Нового времени

4

22

Свободомыслие и атеизм в современную эпоху

2

23

Различия в подходах к научному объяснению природы и общества в религии и атеизме

2

24

Религия и атеизм о духовности и бездуховности человека

4

25

Свобода совести как общечеловеческая ценность

4

ИТОГО

100

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ:

1

Введение в философию религии и религиоведение

4

2

Религия как динамичная система

2

3

Проблемы происхождения и эволюции религии

2

4

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам

16

5

Гегелевская концепция религии

2

6

Современные нетрадиционные религии

2

7

Свободомыслие в истории культуры, динамика религиозности в современном мире и будущее религии

2

8

Секуляризация и свобода совести

2

ИТОГО:

32























3 ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1 Введение в философию религии и религиоведение

Дифференциация религиоведческого знания привела к четкому выделению «философии религии» как стержня, ядра «религиоведения». Последнее, как известно включает в себя и такие сферы познания религии как «психологии религии» и «социологии религии».

«Философия религии» изучает сущность религии, ее содержание и структуру, становление, эволюцию. Именно философия религии позволяет анализировать важнейшие проблемы религии как формы общественного сознания, взаимодействие этого сложного социально-исторического феномена с такими формами общественного сознания как политика, искусство, мораль, наука, право и культура в целом.

Философия религии – это теория религиозного мировоззрения. Понимаемого, естественно, в светском аспекте. Существует и религиозная философия, рассматривающая иррациональное мировоззрение имманентно. Философия религии выступает как стержень светского религиоведения. Она выступает как метасистема по отношению к системе религиозной философии и именно поэтому способна раскрыть противоречия религиозной системы, которые последняя «не способна» осознавать.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что и в религиозной системе, в религиозной философии также проведена серьезная линия духовного освоения действительности, которую невозможно игнорировать.

Философия религии – это динамичная область научного знания. Элементы философского подхода к религии накапливались уже в древности, а также особенно интенсивно в средние века, в эпоху Возрождения, в период Просвещения и Новое время. Этот процесс связан с именами таких мыслителей как: Сюнь-цзы, Ван Чун, Ксенофан, Демокрит, Эпикур, Абеляр, Фома Аквинат, Аль-Бируни, П.Помпонаци, Лоренцо Валла, Д.Бруно, Ванини, Э. Роттердамский и многими др.

В Новое время Б.Спиноза сформулировал принцип имманентной критики религии. Т.Гоббс раскрыл социальную роль религии, Д.Толанд установил общность христианства, иудаизма и ислама. И.Кант глубоко проанализировал соотношение морали и религии.

Скачок в философском познании религии был совершен в 19 веке. Гегель показал закономерный характер возникновения и развитие религии и ее форм. Сущность религии была раскрыта Л.Фейербахом, который дал характеристику гносеологических корней религии, показал роль фантазии и эмоций в религии и природу религиозного самоотчуждения человека.

Научную концепцию религиозного отчуждения создали К.Маркс и Ф.Энгельс. Было показано соотношение объективных и субъективных моментов в воспроизводстве религии в различные социальнол-исторические периоды.

В 20 веке имеет место многообразие философско-методологических подходов к религии: феноменологических подходов к религии: феноменологический, интуитивисткий, герменевтический, прагматический и т.п. Основательно проработаны проблемы психологии веры, религиозного опыта /У.Джемс, Р.Отто, М.Шелер, Э.Фромм и др./. Развита концепция общезначимости религии, антропологических корней религии /Э.Эриксон/. З.Фрейд показал роль психоанализа в изучении религии. Получил развитие секулярный гуманизм /П.Курц/, эволюционный гуманизм /Д.Хаксли/.

В понимание социального содержания религии большой вклад внес А.В.Луночарский. Определенный вклад в развитие философии религии в 20 веке внесли такие философы и религиоведы: Г.Францов, С.А.Токарев, А.И.Клибанов, Д.Лукач и многие другие.

В философии религии проанализированны многие проблемы религиоведения, но, естественно, что степень и уровень исследований различных вопросов неодинаков.

К «философии религии» подходят в узком и в широких планах. В узком плане философия религии – это философская рефлексия по тем или иным аспектам изучения религии и ее отдельных компонентов /сознания, культа, организации и т.п./.

В широком плане философия религии – это теория религиоведения в целом. В этом отношениии философия религии включает в себя как содержательный компонент – теорию и историю религии и свободомыслия.

Философия религии исследует: онтологию сверхъестественного. Понятие религиозного отчуждения в структуре бытия личности. Интернатуральное и иррациональное в сознании человека. Трансцендентную и светские религии как вырвжение иррационально-отчужденного отношения человека к действительности. Черты религиозного сознания. Структуру религиозной системы и характер взаимоотношения элементов этой системы.

Анализируются в философии религии и материальные основы феномена религиозности. Взаимоотношение и синкретизм иррационального и рационального в религиозно-мифологических картинах мира.

Особое внимание уделяется в философии религии анализу гносеологических корней религиозной фантазии. Проблеме познаваемости и освоения иррационально отчужденного бытия. Концепция двойственности истины. Формы и методы познания и и освоения иррационального компонента практики. Особенности научного, эстетического и религиозного познания и освоения сверхъестественного.

Большое внимание уделяется аксиологическому и нравственно-этическому аспектам религии. Место и роль религии в системе духовной жизни общества. Важное значение имеет изучение опосредованной связи религии с политикой, моралью, искусством, правом, философией, наукой.

Религия и экологическое сознание. Актуальной проблемой философии религии является изучение общего и особенного в мировых религиях. Нравственные константы мировых религий. Закономерности эволюции религии. Религиозный синкретизм – как закономерность эволюции религии.

Философско-гуманистический анализ отношения личности к иррационально-отчужденному бытию. Проблема преодоления иррационально-отчужденного компонента практики.

Сверхъестественное и свобода личности. Проблема прогресса религии и свободомыслия. Общественный прогресс и религия.

Тема 2 Религия и свободомыслие в контексте нового политического и нравственного мышления

Новое политическое мышление и проблемы религиоведения, свободомыслия и атеизма в условиях диалогического противостояния. Ограниченность классового подхода к анализу религиозного сознания современных верующих. Религия и атеизм в условиях плюрализма мнений, убеждений и действий. Проблема деидеологизации и мировоззренческой оппозиции религии и атеизма.

Возможности религии и церкви в духовном воспитании и возрождении общества и личности. Превращение атеизма в веру, в разновидность «светской религии», обслуживающую антигуманные политические теории. Историческая обусловленность границ «классического макрсистского атеизма». Потенциальные возможности свободомыслия и атеизма в утверждении «реального бытия человека», идеала «свободное развитие каждого – условие свободного развития всех!».

Наполнение принципов религиозного «абстактного гуманизма» конкретным содержанием – борьба за мир, милосердие, сострадание, благотворительность.

Тема 3 Происхождение и сущность религии как динамической системы

Социальные, гносеологические, психологические и исторические корни религии. Научные принципы раскрытия сущности религии. Объект и предмет религиозного отражения. Особенности религиозного отражения действительности. Немарксистские теории сущности религиозной системы. Теория религиозной системы. Основные элементы и функции религиозной системы.

Тема 4 Специфика религии как формы общественного сознания, ее отличие от других форм общественного сознания. Мифология и религия

Специфика религиозного отражения действительности. Вторичность религии по отношению к отражаемому бытию. Удаленность религии от общественного бытия, ее относительная самостоятельность и консерватизм. Религия как мировоззренческая форма общественного сознания, имеющая предельно широкий предмет отражения. Взаимоотношение религии с другими формами общественного сознания /правом, моралью, искусством и философией/. Фантастичность и иллюзорность как черты религии. Органическая связь религии с мифологией. Односторонность точки зрения А.Ф.Лосева на миф как полностью несовместимое явление с религией. Ошибочность взгляда Рановича, выводившего все мифы из религии. Преувеличение роли симиотического подхода к религии как попытка подмены гносеологического анализа религиозного сознания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» федерального компонента цикла опд по специальности 030101 философия (2)

    Документ
    Становление и развитие философии религии в древности, в средние века и в эпоху Возрождения; воззрения на религию в философии 17-18 вв.; философия религии в трудах И.
  2. Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология науки» федерального компонента цикла опд по специальности 030101 философия

    Документ
    Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии ЮФУ от «19» марта 2007 года (протокол № 8)
  3. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История зарубежной философии (20 век)» (первая часть)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса «История зарубежной философии» (20 век) является ознакомление студентов с ведущими направлениями в западной философии 20-го века – феноменологией, экзистенциализмом, аналитической философией, структурализмом и пост-структурализмом,
  4. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «категории» федеральная компонента цикла опд (Ф. 02) По специальности 030101 философия

    Учебно-методический комплекс
    В курсе излагаются основы теории диалектики как логики. Актуальность курса усматривается в невозможности сформировать профессионала-философа без опоры на классическую (гегелевскую) разработку теории мышления.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии», часть 5 («Немецкая классическая философия»)

    Учебно-методический комплекс
    В данном курсе для изучения предлагаются основные принципы философских систем, традиционно объединяемых в определенную мыслительную формацию «Немецкая классическая философия».

Другие похожие документы..