Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
А.С.Пушкин. "Узник", "И.И. Пущину", "Зимнее утро", "Метель", "Туча", Станционный смотритель", п...полностью>>
'Урок'
Краткая аннотация: в данном эссе автор рассматривает вопросы ограничения свободы выражения мнений, свободы совести через призму исторического опыта и ...полностью>>
'Документ'
Мы, Выставочная компания «Красноярская ярмарка» Международного выставочно-делового центра «СИБИРЬ», приглашаем Вас принять участие в VI Научно-технич...полностью>>
'Семинар'
Изучение истории и теории в союзе с практическим деланием * Внут­реннее и внешнее действие фильма * Единство вербального и визуаль­ного * Новая роль ...полностью>>

Российское государство в современную эпоху: социально-философский анализ

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Семеренко Тарас Геннадиевич

Российское государство

в современную эпоху:

социально-философский анализ.

Специальность 09.00.11. – Социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва

2007

Работа выполнена на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Владимир Николаевич Шевченко

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Андреев Андрей Леонидович

кандидат философских наук, доцент

Мчедлова Марина Михайловна

Ведущая организация: МГУ им. М.В.Ломоносова,

философский факультет

Защита состоится _____________2007 года в _____ч. на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119609, Москва, пр. Вернадского, д.84, корп. 1, ауд. 3330.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы ____________ 2007 года на официальном сайте Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации «Защита диссертации» www.rags.ru

Автореферат разослан___________________2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета доктор

философских наук, профессор Г.Д. Чесноков

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Эпоха глобальных перемен и порожденная ею неопределенность в дальнейшем развитии, как отдельного общества, так и мира в целом, поиск смысловых ориентиров человечества, находятся в центре внимания философской и научной мысли. Проблема определения вектора развития России в настоящем и будущем актуализирует вопросы государственности, как первоосновы российской цивилизации. Разумеется, нельзя не принимать во внимание фактор взаимосвязанности современного мира, и потому поиск решения проблем будущего России должен вестись с учетом ведущих тенденций мирового развития. Поскольку два «Проекта» («русский модерн» и «советский проект») потерпели поражение в XX веке, новой России сегодня необходимо осмыслить значительное количество появившихся в современной общественно-философской мысли проектов, которые могут оказать воздействие не только на судьбу России, но и всего мира. Ценности западного капитализма, прививаемые последнее десятилетие на древо российской государственности, оказались неприменимыми напрямую в условиях российской действительности.

Вместе с тем, следует согласиться, что сегодняшнее положение России вряд ли можно охарактеризовать иначе, как процесс постепенного уподобления западной цивилизации - либеральной по мировоззрению и технологической по воздействию на мир1.

Рассматривая образ будущего российского государства как философский проект, мы сталкиваемся с важной для всей русской истории проблемой самоидентификации, по сути, «...сегодня главной проблемой России является проблема ее цивилизационной идентичности - возможности самоопределения в историческом пространстве-времени на основе общепризнанных ценностей»1.

Следовательно, необходимо выявить основные традиционные черты, присущие российской государственности и российской цивилизации в целом с тем, чтобы путем их переосмысления в свете последних достижений социально-гуманитарного знания, определить место России будущего в мире. Поскольку речь идет о России как о целостном организме, безусловно, основной интерес направлен в сторону главной системообразующей связи - государства российского, феномена российской государственности. А обращение к духовным определяющим России – к идеалам справедливости, соборности, гуманизма, к национальной идее, - оправдано концептуальной уязвимостью и несостоятельностью парадигмальных установок техногенной цивилизации, основанных на утилитаризме, прагматизме, технократизме, примате естественнонаучной рациональности над другими формами освоения мира.

В XXI веке человечество оказалось в эпицентре глобальных проблем, в числе которых: проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения; проблема нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах; проблема сохранения человеческой личности в условиях усили­вающихся процессов отчуждения и опасности изменения биоге­нетической основы человеческого индивида. Нарастающие во всем мире сомнения во взглядах на прогресс, принятых в западной (техногенной) цивилизации, актуализировали вопрос об адекватности ее мировоззренческих принципов и идеалов современным вызовам и угрозам. Это вызвало и новые споры о путях дальнейшего развития России - сторонники прозападного развития со времен Петра I и до нынешних либералов относят ее к державам западноевропейской цивилизации, они отвергают позицию сторонников идеи самостоятельного пути России и приверженцев евразийства, определяющих путь России отличным от стран Запада в той или иной степени. Наша работа является попыткой прояснения особенностей российского государства в контексте противоречивых тенденций современной эпохи.

Состояние разработанности проблемы. Тема диссертации, посвященная исследованию дальнейших путей развития России как самостоятельного суверенного государства, осмысления спектра различных перспектив, открывшихся перед страной в эпоху глобализации, предполагает использование трудов отечественных и зарубежных философов, футурологов, культурологов, политологов, геополитиков, государственных деятелей.

При достаточно широком спектре трудов по специфике отдельно взятых проблем России – идет речь о глобальной трансформации в целом или об экономическом реформировании в частности, - глубокого философского исследования перспектив России как самостоятельного государства-цивилизации условиях общецивилизационного глобального кризиса, явно недостает. К тому же, теоретико-методологическая значимость данной работы определяется тем обстоятельством, что основной компонент и условие существования российской цивилизации – государственность - не получила еще целостного осмысления и исследования в философской литературе.

Обращение к классическому философскому наследию - как к европейскому, так и к русскому не позволяет в достаточной мере определить направление развития современности. Выявить сущностные характеристики отдельных процессов и явлений, мира в целом, возможно только при использовании современного философского знания о жизни, природе и человеке.

Философские основы исследования будущего были заложены Платоном, Аристотелем, мыслителями Нового времени – Р.Декартом, Д.Локком, Т.Гоббсом, в трудах деятелей французского Просвещения – Г.Гроция, Ж-Ж.Руссо, представителями классической немецкой философии - Кантом, Гегелем, в современной мысли развиты К.Ясперсом, в планетарном масштабе - В.И.Вернадским, в проективном аспекте представлены в экзистенциализме Ж.-П. Сартра, в гуманистической антропологии А.Печчеи, Г.Маркузе, Э.Фромма и др.

Исследование человеческой истории в рамках цивилизационного подхода содержится в трудах Л.Моргана, Ф.Энгельса, Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, Ж.Ф.Лиотара, Дж.Тойнби, Э.Тоффлера, Ю.Хабермаса, С.Хантингтона, А.С.Ахиезера, Б.С.Ерасова, В.С.Степина и др.1

Изучение проблематики становления и развития российской государственности было бы неполным без обращения к наследию Л.Н.Гумилева, П.Н.Савицкого, Г.Н.Трубецкого, и других представителей евразийства. Вместе с тем, национальная идея и проблемы идентичности России были предметом исследования русских ученых, таких как Н.А.Бердяев, К.Леонтьев, В.С.Соловьев, П.А.Столыпин, П.Б.Струве, Г.П.Федотов, и др1. В их трудах разрабатывается представление о будущем России, роли отдельного человека и государства в этом процессе, рассматриваются пробле­мы соборности, всеединства, Богочеловечества, т.е. дается многомерное представление о традиционном русском понимании будущего.

Теоретическое построение концепции российской модели государственности концептуально представлено правоведами - классиками российской науки конца XIX в. – начала XX в. А.С.Алексеевым, М.Ф.Владимирский-Будановым, Н.А.Захаровым, И.А.Ильиным, В.Д.Катковым, С.А.Котляревским, П.И.Новгородцевым, Л.И.Петражицким, В.И.Сергеевичем, Л.А.Тихомировым и др2.

Продолжением традиции исследования самостоятельного пути развития России стали работы отечественных мыслителей Ю.М.Бородай, Г.Д.Гачева, Д.С.Львова, Г.В.Осипова, А.С.Панарина, Б.Н.Бессонова, К.М.Кантора, В.М.Межуева, И.К.Пантина, В.С.Степина, И.Р.Шафаревича, В.Н.Шевченко, В.И. Толстых и др.1

Проблема формирования национальных интересов российского государства в эпоху глобализма вызвали многочисленные дискуссии в среде современных исследователей. К их числу следует отнести Л.И.Абалкина, Т.А.Алексееву, Э.А.Позднякова, Б.В.Межуева, А.А.Кара-Мурзу, Б.Г.Капустина, Д.Е.Фурмана, В.И.Толстых, А.А.Галкина, К.Г.Холодковского, Ю.О.Ольсевич, В.Мау, Э.А.Паина, А.С.Панарина, М.П.Мчедлова, М.Г Делягина, Э.А.Баграмова и др.1

В работах Э.Баталова, С.Г.Кирдиной, В.В.Локосова В.М.Межуева, А.С.Панарина, В.Б.Пастухова и других исследователей обосновывается весьма перспективное в целом направление развития России как государства-цивилизации в социально-экономическом, общественно-политическом, геополитическом аспектах2.

Тем не менее, проблема определения Общественного Проекта для России в эпоху глобализирующегося мира, требует осмысления и дополнительного исследования.

Объект исследования - феномен российской государственности в его социально-историческом развитии от прошлого через настоящее в будущее.

Предметом диссертационного исследования выступают перспективы развития российского государства, формирование национальных интересов и новых ценностных ориентаций России в эпоху становления глобального мирового сообщества.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ перспектив развития российского государства с целью достижения идеалов социальной справедливости высокого уровня, встраивания в традиционную модель российского государства, институтов гражданского общества, способствующих реализации принципов свободы и самоорганизации граждан.

Данная цель конкретизируется в следующих исследовательских задачах:

- раскрыть сущностные черты российской цивилизации как особого социоприродного организма; показать обусловленность типа государственности типом цивилизации, ее культурно-историческим своеобразием, культурной матрицей воспроизводства социальных связей и отношений; обосновать правомерность понятия цивилизация-государство;

- обосновать необходимость Общественного Проекта для восстановления субъектности Российского государства как условие выживания и дальнейшего безопасного его развития в глобализирующемся мире;

- подчеркнуть, что российское государство выступает главным субъектом Общественного Проекта, который выявляет содержательную сторону Проекта на основе различных интерпретаций национальной идеи, присутствующих в общественном сознании;

- показать обусловленность содержания Общественного Проекта природой российской государственности, а, в конечном счете, всем историческим своеобразием российской цивилизации.

- рассмотреть проблему национальных интересов современной России как сущность Общественного Проекта, его многоаспектность и противоречивость; показать необходимость их защиты с целью сохранения России в качестве суверенного самостоятельного государства в мировом сообществе государств.

Теоретико-методологической основой исследования выступают, прежде всего, такие философские методы как системный подход, диалектический метод, сравнительно-исторический метод, а также – синергетический подход для исследования будущего, предсказания процессов поведения сложных общественных систем в условиях растущей нестабильности современного мира. Автор особое внимание уделяет использованию трех взаимосвязанных подходов к анализу предмета исследования: онтологического (анализируются социальная структура общества, социальные нормы и ценности, социальные силы и материальные средства), гносеологического (форма и содержание, сущность и явление, общее, особенное и единичное, историческое и логическое в структуре практики как проявлении сущности общественного бытия); социально-экономического (особенности социально-экономических субъектов — носителей сознания и их роли в экономической жизни). Использование этих подходов в своей совокупности позволяет изучить предмет исследования, выявить логику его собственного развития, динамику изменения его сторон и черт.

Основные результаты исследования, их научная новизна заключаются в том, что:

1) выявлены роль общественного идеала, национальной идеи в развитии общества, определены социально-философские аспекты Общественного Проекта; дано определение Общественного Проекта, сущность которого заключается в совокупности самоидентификационных представлений общества, устремленных в будущее и приобретающих форму национальных интересов, влияющих на суще­ствующую реальность, посредством воплощения в той или иной мере на практике. Также выявлены основные черты идеального государственного устройства, взаимообусловленность в Общественном Проекте идеального государственного устройства и общественного идеала.

2) показано своеобразие трех типов цивилизационного развития: традиционного, техногенного и посттехногенного типов, характерные для каждого из них черты общественного проекта, закономерности их взаимодействия в современную эпоху;

3) обозначены основные черты цивилизации-государства, установлены причины и условия взаимосвязи цивилизации и государственности; цивилизация-государство определено как уникальное сочетание цивилизации - отличной от других социо-культурной системы, поддерживающей в соответствии с потребностями общества его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей, и государства, как политической целостности, составляющими элементами которой являются население, территория, и власть, объединяющая и организующая определяющие социальные и экономические структуры;

4) названы сущностные черты российской цивилизации как социо-естественного организма; установлено, что традиционный характер российской цивилизации и присущий ей традиционный тип государственности определяет базовые ключевые параметры Общественного Проекта будущего России.

5) дан анализ имеющихся в литературе точек зрения и подходов к пониманию природы российской государственности, показано, что синтезная природа современного российского государства на основе сохранения его традиционных начал является оптимальной формой, способной адекватно ответить на угрозы и вызовы современной эпохи.

6) доказана необходимость создания Общественного Проекта для восстановления субъектности России в глобализирующемся мире; при этом государство выступает главным субъектом создающим и реализующим Общественный Проект.

7) показана важность выявления всей совокупности национальных интересов современной России и активная их защита как условие сохранения Россией роли суверенного самостоятельного государства в мировом цивилизационном пространстве.

Положения, выносимые на защиту:

В последнее время рост внимания к традиционализму в ряде стран, в том числе и в России, усиливается. Несмотря на то, что Россией в значительной мере воспринят экономический уклад западной цивилизации, принята и политическая система этой цивилизации, основанная на голосовании, борьбе партий и других демократических процедурах, главной системообразующей связью российской цивилизации была и остается сильная государственность как гарант воспроизводства цивилизации и сохранения целостности ее территории.

Из многообразия взглядов на происхождение российской государственности можно сделать вывод о том, что она выступает основной системообразующей связью российской цивилизации. Необходимость выживания российского общества вызвало острую потребность в обретении Россией новой идентичности. Автор диссертационного исследования отстаивает позицию сохранения традиционных социо-культурных основ российского общества, - именно они составляют ядро цивилизации, позволяют сохранить традиционные ценности ориентиры, утвердить преемственность в историческом развитии страны в условиях стремительно меняющегося мира.

Проект есть совокупность самоидентификационных представлений отдельной цивилизации, смысло­вых ориентиров, устремляющих ее в будущее.

Будущее общества есть пространство возможных со­стояний, а настоящее содержит в себе большой спектр возможных путей разви­тия, в каждую определенную историческую ситуацию реализуется только один из возможных путей, выбор, которого в определя­ющей степени зависит от взаимодействия с окружающим его социальной средой. С цивилизационной точки зрения, российская цивилизация занимает особое срединное положение, она не является частью западной цивилизации и не может быть отнесена к восточным цивилизациям.

Государство выступает как главный пол­номочный представитель национальных интересов, их выразитель и защит­ник в системе международных отношений, несмотря на неизбежность трансформации национальных интересов государства в эпоху глобализирующегося мира.

Основной спектр мнений, существующий в дискуссионном поле исследователей природы, характера и перспектив развития российской государственности, объединяет осознание необходимости Общественного Проекта для восстановления субъектности России и для последующей защите национальных интересов, как главного условия выживания и дальнейшего развития российского государства в условиях глобализации,.

Диссертант солидарен с точкой зрения, согласно которой Россия сможет сыграть ведущую роль в установлении диалога и взаимопонимания между культурами и государствами Запада и Востока в выдвижении и реализации универсальных принципов, способных объединить все мировое сообщество.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы, намечаются пути дальнейшей разработки затронутых в диссертации проблем.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 19.04.07 (протокол № 4). Принята к защите на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 10.05.07 (протокол № 16). Основные идеи диссертации представлены в авторских публикациях.

Структура работы в целом отражает логику исследования, позволяет решить поставленные задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

II. Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации «Социально-философские аспекты Общественного Проекта» посвящена анализу тематики Общественного Проекта будущего человеческой цивилизации в общественно-философской мысли.

В первом параграфе «Будущее человеческого общества как предмет философского анализа» рассмотрено многообразие научных подходов к проблематике будущего человеческого общества, определена роль общественного идеала в развитии общества, обозначено понимание идеального государственного устройства будущего, выявлена проектная сущность цивилизационного развития в современную эпоху.

Попытки прогнозирования будущего не прекращались с момента возникновения человечества. Являясь важнейшей проблемой философии истории, общественные идеалы играют огромную роль в формировании общественного сознания, определении ценностных и мировоззренческих установок личности и общества в целом.

В диссертации отмечается, что уровень развития определенной цивилизации отражают общественные идеалы, которые в ходе исторического развития общества постоянно изменяются. И в первую очередь представления об идеальном государстве как организации общественной жизни. В философской мысли уже в античные времена задаются ценности и идеи, возникают первые образы идеального устройства будущего, оказавшие огромное влияние на дальнейший ход истории человечества.

Дальнейшая разработка проблемы общественно-политического идеала получила свое продолжение в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо. Наиболее полное теоретическое описание поня­тия общественного идеала посредством раскрытия сущности и содержания исходного понятия «идеал» в истории философской мысли дано в работах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шиллера, Г. Гегеля.

Возникновение идеала как Общественного Проекта будущего представляет собой своеобразный ответ общества на усложнение проблем, объясняемый ростом способности людей формировать более сложные смыслы, принимать более сложные решения, обеспечивающие воспроизводство общества, включая культуру, всю систему отношений. Представления об идеальном государстве как форме существования народа нашли отражение в общественно-философской мысли различных эпох и цивилизаций.

Диссертант отмечает, что идеал и утопия - понятия не тождественные. Сама по себе ориентация на идеал свойственна любой форме человеческого сознания и не является специфической для утопизма. Утопическое же сознание ориентировано на достижение неизменного и подробно разработанного идеала совершенного государства и общества. Вслед за Кантом диссертант признает недостижимость такого идеала в объективной реальности.

Проект как определенная категория возни­кает в философии экзистенциализма, ключевые подходы к ее пониманию обнаруживаются в философии Ж.П.Сартра и М.Хайдеггера. Изначально категория Проекта в экзистенциализме тесно связана со свободой воли человека и его самоосуществлением в будущем, самоопределением через будущее.

В более общем виде под Проектом понимается совокупность самоидентификационных представлений индивидуума или общества в целом, устремленных в будущее, влияющих на суще­ствующую реальность и воплощаемых в той или иной мере на практике. При объяснении реалий общества и перспектив его развития Проект, в отличие от мифических или утопических форм, может обрести научную содержательность и стать практически продуктивным. Через Проект устанавливается связь с будущим, происходит самоопределение через будущее.

Во втором параграфе «Цивилизации-государства: специфика и многообразие Общественного Проекта» проведен социально-философский анализ развития цивилизации в истории, обозначены основные черты цивилизации-государства, выявлены основания взаимосвязи цивилизации и государственности, представлен философский проект будущего цивилизации-государства, его специфические черты.

Диссертантом рассмотрено многообразие трактовок понятия «цивилизация», которое понимается и как некая система ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни определенного социума или целой эпохи (А.Тойнби), и определенная стадия упадка локальных культур (О.Шпенглер, Н.Бердяев), и как более высокая ступень в развитии общества - цивилизация, пришедшая на смену дикости и варварству (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Цивилизационный подход к анализу исторического процесса приобрел особую актуальность в связи с поисками путей и способов выжи­вания человечества в условиях растущего обострения возникших глобаль­ных и региональных проблем, представляющих реальную угрозу для человечества. Цивилизационные аспекты раз­вития общества сегодня рассматриваются, прежде всего, через призму условий и качества жизни человека, когда сложившийся ныне разрыв между наиболее развитыми и наиболее отсталыми странами современного общества может привести к катастрофе с непредсказуемыми последствиями.

С точки зрения диссертанта, локальная цивилизация определяется как особая количественно-качественная специфика конкретного общества, которая проявила себя самостоятельной единицей мировой истории, с присущим своеобразным сочетанием материальных и духовных основ жизни, базовыми ценностями и принципами государственной организации, с богатым культурно-историческим опытом, это есть такое общество, которое смогло сохранять себя на протяжении мно­гих столетий и тысячелетий, добиваясь постоянного права на утверждение своей самобытности в ходе развития истории. Сильная государственность была и остается неотъемлемым признаком и обязательным условием существования и развития локальной цивилизации.

Достижения локальной цивилизации в ходе ис­торического развития объективно выдвигают ее в число лидеров и основных субъектов мирового общественного прогресса. К числу локальных цивилизаций относятся существующие ныне цивилизации-государства Россия, Китай, Индия, Иран, значительный след в истории оставили египетская, вавилонская, древнегреческая, римская, византийская, ряд других цивилизаций.

Процессы глобализации обострили социо-культурные различия между исторически сложившимися типами цивилизационного устройства, сосуществование и противостояние которых и есть «современный мир». Это, прежде всего, дихотомия «традиционалистского» и «техногенного» (западного) типа, цивилизации, различающиеся по формам организации различных видов человеческой жизнедеятельности. В этой связи диссертанту близка концепция академика В.С.Степина, согласно которой речь идет о трех типах цивилизаций: традиционалистском, техногенном (западном) и посттехногенном1.

Рассматривая традиционное общество, диссертант отмечает, что оно создает Проекты в рамках циклического времени, когда будущее есть прошлое или будущее строится в соответствии с Идеалом, оставшимся далеко в прошлом. Проект предзадан самим «актом творения». В культуре и социальной жизни человека определяющую роль играют традиции. Проект традиционного общества есть идеальная модель, воплощенная в Событии творения этого мира, именно к этому Событию культура по­стоянно обращается в поисках смыслов человеческого существования, в организации общественного пространства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Институт семьи в современной россии: социально-философский анализ

    Автореферат
    Защита состоится 17 февраля 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.141.12 по философским наукам при Московском государственном техническом университете им.
  2. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ 09. 00. 11 Социальная философия

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  3. Взаимодетерминация культуры и власти в информационном обществе: социально-философский анализ

    Автореферат
    Защита состоится «02» декабря 2009 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д.212.341.01 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г.
  4. Социально-философский анализ трудовых отношений в контексте их правового регулирования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 21» мая 2012 г. в часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.006.01 при ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет» по адресу: 675027, г.
  5. Социально-философский анализ мир-системного подхода к динамике капитализма

    Автореферат
    Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании Диссертационного Совета № Д 002.015.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Учреждении Российской академии наук Институте философии РАН по адресу: 11 1, г.

Другие похожие документы..