Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Мобилизация учебной деятельности учащихся: доброжелательный настрой учителя и учащихся, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания...полностью>>
'Руководство'
ОЭСР является уникальным форумом, где правительства 30 демократических стран совместно работают над решением экономических, социальных и экологически...полностью>>
'Решение'
О реорганизации муниципального унитарного предприятия «Городские дороги плюс», муниципального унитарного предприятия «Ландшафтное строительство и бла...полностью>>
'Интервью'
Защита состоится 18 сентября 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.11 в Астраханском государственном университете по адресу...полностью>>

В условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2010 г. Екатеринбург ргппу 2010

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА:

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ

Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции

22 апреля 2010 г.

Екатеринбург

РГППУ

2010

УДК

ББК

С

Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений [Текст]: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2010 г. / под ред. Н.Ю. Масленцевой, С.Д. Пономарева; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2010. 198 с.

В настоящем издании представлены публикации участников 2-й Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в апреле 2010 г. в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург). Авторы статей и тезисов рассматривают актуальные проблемы и вопросы теории и практики социальной работы в условиях кризиса.

Сборник предназначен преподавателям вузов, аспирантам, студентам, а также тем, кто интересуется вопросами истории, теории и технологии социальной работы, социальной педагогики и психологии.

Ответственный редактор Н.Ю. Масленцева

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2010

РАЗДЕЛ 1. ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

Бараковских К.Н. Подростковая девиация в современном обществе 7

Блинова М.Г. Трудоустройство инвалидов: проблемы и пути решения 9

Блинова М.Г., Большова А.И. Основные составляющие профессионализма социального работника 10

Бондаренко И.С., Бондаренко Ю.В. Современное состояние правового обеспечения социальной работы в Украине 16

Борщева Н.М., Головина Н.А. Особенности проявления профессионально обусловленных деформаций у специалистов образовательно-воспитательных учреждений 19

Гаврилюк К.Ю. Анализ состава безработных выпускников учреждений высшего профессионального образования в Свердловской области 22

Доможиров В.И. Агрессия в разновозрастной группе 24

Ершова С.Д. Безработица молодежи как социальная проблема 27

Жемчугова К.Е. Проблема безработицы молодежи в России 30

Замотайло О.А. ВИЧ-инфекция среди молодежи 34

Захарова Н.С. Охрана репродуктивного здоровья в условиях кризиса 36

Мазетова Г.А. Сиротство как социальная проблема 37

Машковцева И.М. Сиротство в современной России 40

Маслова В.В. Роль и место государственных образовательных стандартов в подготовке специалистов высшей школы 44

Орехова Н.В. Молодежная наркомания – глобальная проблема современности 47

Панкратова Л.Э. Конфликт поколений как социальная проблема 51

Плотников С.А. Поиски «новой» этико-моральной парадигмы в современной Украине 54

Розбаум М.А., Пономарев С.Д. Дискриминация молодежи на рынке труда 57

Степанова О.Е. К проблеме сохранения благополучия в семье 58

Трапезникова Е.А. Гендерный аспект молодежной безработицы 60

Тюрнина Т.Ю. Семья как фактор формирования делинквентного поведения несовершеннолетних 64

Чаплин И.В. Границы социальной работы 65

РАЗДЕЛ 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ

Аристова Т.Ю. Ранняя беременность: возможные пути решения 69

Бадреева М.А. Феномен отца-одиночки в современном обществе 71

Булатова Д.А. Социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности: инновационные формы и методы 73

Васильева Д.В. Социальная работа в правоохранительных органах 75

Глухова М.Ф. Концепты социальной работы в становлении социальной защищенности молодежи в кризисных условиях 77

Голодаева Е.А. Теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы 79

Доможирова М.А. Организация воспитательной работы с молодежью, гражданско-патриотическое воспитание юношества из опыта детского разновозрастного отряда «Каравелла» 81

Драгошанская М.А. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе в пенитенциарной системе 83

Колчеданцева Д.Н. Инновационные подходы и методы социальной работы с детьми 85

Коноплева М. Основные положения танцетерапии как нового метода психотерапии 87

Масленцева Н.Ю. Институт социальной работы с молодежью в США: возможности применения опыта 91

Масленцева С.Б. Медико-социальная работа в онкологии 94

Митяева А.М. О необходимости формирования конфликтологической компетентности участников образовательного процесса в вузе 96

Логинова Т.С. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

с противоправным поведением 99

Разгуляева Т.Ю., Деминов А.Г. К вопросу о совместной культурно-досуговой деятельности лиц пожилого возраста и молодежи 101

Сажина Н.С. Новые подходы в работе с безнадзорными детьми и подростками 102

Сипрова А.Ф. Влияние специалистов социальной сферы на возрождение сельских поселений 105

Уфимцева Н.Ф. Актуальные вопросы организации социальной работы с осужденными женщинами 107

Хамбур Л.А. Психологическая готовность женщин к материнству 109

Чабанова С.С. Организация социальной среды развития личности подростка в современных условиях 112

Шубенкина Э.Э., Сулимова Н.П. Развитие социальной активности школьников средствами ученического самоуправления 115

РАЗДЕЛ 3. ИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Багаутдтнова Н.А. Связь поколений – залог успешной деятельности учреждения 118

Багаутдинова Н.А. Социальная служба психиатрической больницы – современный подход сотрудничества и взаимодействия 120

Блинова М.Г., Морозова Д.В. Социальная работа на промышленном предприятии 122

Булыгина В.В. Использование арттерапевтических (изотерапевтических) методик в социальной работе в психатриии 125

Вахляева Н.Н. Психосоциальное заключение специалиста по социальной работе 129

Великанова А.Е., Сулимова Н.П. Социально-педагогические традиции воспитательной работы с молодежью 134

Вотякова А.М. Совместная деятельность социальных служб и органов внутренних дел по первичной профилактике жестокого обращения с детьми 137

Горнушкин К.Н., Неупокоева Л.С., Деминов А.Г. Летний отдых как направление профилактики правонарушений среди подростков 139

Гуляева Е.Н. Организация деятельности общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи 140

Ершова А.М., Драценко М.Е. Влияние стилей семейного воспитания на появление различных форм девиаций у детей и подростков. 144

Жирова Е.В. Проблемы организации социальной помощи семье и детям (г. Качканар) 148

Исаева А.А, Масленцева С.Б. Социальная работа с несовершеннолетними матерями 152

Карпенко Е.А. Технологии психосоциальной работы с лицами, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи 154

Касаткина И.С. Особенности социальной работы с молодыми семьями. 157

Кузнецова Е.В. О возможностях межведомственного взаимодействия в социальной работе 164

Локотькова О.В. Социальный патронаж семей с детьми – инвалидами (на примере «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями») 165

Мельникова А.А. Деятельность учреждений и организаций, работающих с подростками и молодежью 167

Мишарин В.Ю. Главное направление – комплексная психосоциальная реабилитация 170

Неупокоева Л.С., Деминов А.Г. К вопросу об организации досуга молодежи 173

Панкратова Л.Э., Бардова А.А. Семья как объект социальной работы 174

Панкратова Л.Э., Саночкина Е.А. Молодая семья как объект социально работы 176

Панкратова Л.Э., Сунегина Ю.А. Одиночество пожилых людей как социальная проблема 179

Селиверстова Г.П. Необходимые условия педагогического управления в контексте гендерного подхода 181

Ускова О.Я. Опыт трудовой адаптации мигрантов в Свердловской области 183

Цыганова Е.С. «Вектор добра» молодежного центра г. Красноярска 186

Черкасова Ю.А. Особенности проведения досуга в молодежной среде 188

Сведения об авторах 192

РАЗДЕЛ 1. ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

К.Н. Бараковских

Подростковая девиация в современном обществе

В настоящее время система воспитания детей и молодежи претерпела значительные изменения. Постепенно утрачивают свою силу существовавшие ранее моральные нормы и правила поведения в обществе, и на смену им приходят материальные интересы. Последнее обстоятельство в большей или меньшей мере затронуло практически каждую семью и особенно отразилось на детях. В детской среде культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий, порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации самосознания, а многих детей толкают в криминальную среду. Выходя в самостоятельную жизнь, будущему поколению необходимо понять новые требования общества.

Количество школьников, которых выделяют как обучающихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. По данным статистики число преступлений совершенных несовершеннолетними или при их соучастии с 2002 года возросло на 14,7 тысяч и на 2005 год составило 154,4 тысячи. К 2006 году благодаря стабилизации государственного бюджета и действию государственных программ число преступлений снизилось и составило 150,3 тысячи [1]. Однако, исходя из этих данных и учитывая ситуацию экономического кризиса, можно спрогнозировать тенденцию роста правонарушений совершающихся несовершеннолетними. Ведь именно в такие периоды развития общества наблюдается рост числа преступлений, что подтверждает выше сказанное.

Девиантное поведение – это поведение, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Особенно это характерно для подростков, так как именно этот возраст отличается бурными процессами физического развития, полового созревания, нравственного развития и формирования личности. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 году Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Объективность и неизбежность роста различных проявлений девиантного поведения ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным работником, в качестве основных задач, поиск норм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо на предупреждение отклонений от социальных норм, то есть устранение условий прямо или опосредовано оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому очень важно специалисту по социальной работе применять в своей деятельности профилактическую технологию с подростками девиантного поведения.

Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения можно выделить: недостатки в воспитании ребенка, несоответствие воспитания индивидуальности ребенка, отклонения в психологическом и физиологическом развитии, негативные факторы среды [2; С. 45].

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, которые проявляются в трех основных формах: алкоголизм, наркомания, проституции. Данные формы отклоняющегося поведения имеют свои причины, среди которых выделяют: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические [3; С. 274].

Не для кого не секрет, что алкоголизм, наркомания и проституция – проблемы социальные, решать которые должен сам индивид и общество в целом. Однако особенностью подростковой девиации является тот факт, что она выступает показателем неблагополучия семьи. Соответственно социальная работа должна проводиться не только с подростками, но и их ближайшим окружением (родителями, сверстниками).

Библиографический список

1. Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. [2009]. URL: / (дата обращения: 22.03.2010).

2. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. М.: Тверь, 1998.

3. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект,  2000.

М.Г. Блинова

Трудоустройство инвалидов: проблемы и пути решения

По данным Международной организации инвалидов каждый десятый человек на Земле инвалид. В США 19% населения инвалиды, в России – 7% населения инвалиды – это составляет примерно – 10 млн. По другим источникам инвалиды составляют 11-15 млн., более 6 млн. из них возрастом от 20-50 лет и из этой массы примерно 30% – молодежь.

Международная организация защиты инвалидов рассматривает инвалидность, не как личную проблему, а как следствие ослабленных функций организма человека, из-за которых он вынужденно изолирован от общества, т.е. инвалидность – это категория, созданная обществом.

В данной связи, молодые люди-инвалиды – наиболее страдающая составляющая современного общества. На рынке труда молодежь испытывает особые затруднения в предложении, продвижении и использовании своих трудовых ресурсов. А для молодых инвалидов это практически неразрешимая задача. Только 2% трудоспособных инвалидов имеют работу. Это связано и с отношением общества к этой категории, и с необходимостью оборудования рабочих мест, и с профессиональной близорукостью современных работодателей, хотя исследованиями и статистическими данными доказано, что инвалиды более тщательно и профессионально выполняют свои обязанности, так как срабатывает психологическая установка – удержаться, доказать, что могут работать, могут обеспечивать себя.

Вторая проблема, о которой много говориться, но мало делается – это обустройство внешней среды (наличие удобств и приспособлений для выезда и выходов из подъездов, возможность пользоваться городским транспортом, посещать больницы, стационары, пенсионные фонды и другие социальные и культурные объекты). Статистические данные свидетельствуют, большую часть времени эти молодые люди проводят дома и просто спят, потом, как следствие, начинают злоупотреблять алкоголем.

15% всех инвалидов вовлечены в трудовую деятельность. Существующие реабилитационные Центры не удовлетворяют потребностей в этих услугах. Восстановить трудоспособность удается только 3-5%. Существует Федеральная программа 2006-2010 – «Социальная поддержка инвалидов», целью которой являются развитие системы реабилитации и интегрирования инвалидов в ряды «здоровых».

Следующая проблема – это возможность получения непрерывного образования. С одной стороны, существуют законодательно закрепленные льготы при поступлении в учебное заведение, оплаты обучении, возможности обучения на дому, с другой стороны, непрерывное образование и получении дополнительного образования является для инвалида проблемой. Существует значительная законодательная база, но, до сих пор, оптимальным является помещение инвалида в специальные коррекционные учреждения или трудоустройство на специальных производствах среди таких же людей – круг общения сужен, ограниченны межличностные контакты, низкая заработная плата. Низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий не позволяют вести достойный образ жизни.

Создание системы непрерывного образования инвалидов – это интеграция их в общество посредством ресурсов образования, а, это, в свою очередь, свидетельствует о переосмыслении обществом своего отношения к людям с ограниченными возможностями.

В Германии и Дании эта проблема начала решаться уже в 50-е годы ХХ века, в 70-е годы уже появились и были опробованы модели такого образования. В России такие модели практически отсутствуют.

В данной связи, Социальный институт РГППУ пытается предпринимать, в рамках законодательного поля, государственных стандартов образования определенные шаги. За последние три года среди выпускников социального института 55 человек инвалидов, сейчас обучаются 42 человека. Действиями и усилиями администрации института деканата, педагогов в институте создан такой климат и такая психологическая обстановка, что эти молодые люди не чувствуют себя исключением, кроме того, остальные студенты своей практической и физической помощью и участием компенсируют этим студентам неудобства внешней среды. Но тепличной обстановки здесь не создается – основное – эти люди не должны себя чувствовать ни изгоями, ни особенными. В перспективе кафедра Социальной работы предполагает создать Центр социальной адаптации и интеграции молодежи. Который будет решать, по возможности, и проблемы инвалидов.

Несомненно, к решению всех этих проблем нужно привлекать широкие слои общественности, представителей администрации разных уровней, работников социальных служб, средств массовой информации. Важное значение имеет проведение, в этой связи, конференций, мастер- классов, семинаров-практикумов

М.Г. Блинова, А.И. Большова



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2010 г. Екатеринбург ргппу 2010

    Документ
    Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений [Текст]: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2010 г.
  2. Материалы ii-й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  3. Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции

    Документ
    Психология сегодня [Текст]: Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева; ГОУ ВПО «Рос.
  4. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.
  5. Социальная работа на урале: история и современность межвузовский сборник научных трудов

    Документ
    Представлены результаты исследований по различным проблемам социальной работы, социальной педагогики и психологии. В статьях отражена достаточно широкая проблематика: исторические традиции социальной помощи и социальной работы; вопросы

Другие похожие документы..