Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
С 1 января 2004 года вопросы, касающиеся исчисления и уплаты налога на имущество организаций, регулируются главой 30 Налогового кодекса РФ; Закон РФ ...полностью>>
'Документ'
мотивации и удовлетворенности трудом у работников охраны с разным стажем работы Исследование особенностей социально – психологической адаптации работ...полностью>>
'Документ'
Ведущий. Течет река времени. Уже столько лет минуло с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черног...полностью>>
'Документ'
САНПИН 4 -1 3-5777-91 (УТВ. МИНЗДРАВОМ СССР 19.03.1991) (ВМЕСТЕ С САНИТАРНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К ВЫРАБОТКЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ С КРЕМОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ...полностью>>

Методические указания по лабораторным работам По дисциплине (2)

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Институт экономики и управления

Кафедра Экономическая кибернетика

Методические указания по лабораторным работам

По дисциплине Методы социально-экономического прогнозирования

Для специальности

080116.65 «Математические методы в экономике»

Методические указания разработаны в соответствии с составом УМКД

Методические указания разработала Порошина Л.А. _____________

Методические указания утверждены на заседании кафедры,

протокол № ______ от «___» _______________ 200__ г.

Зав. кафедрой _________ «___» ______________ 200__ г. Пазюк К.Т.

Методические указания по лабораторным работам по дисциплине «Эконометрическое моделирование» включают тематику лабораторных заданий, выполняемых во время аудиторных занятий.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании УМКС и рекомендованы к изданию

протокол № ______ от «___» _______________ 200__ г.

Председатель УМКС _______ «___» __________ 200__ г.

Директор института _________ «___» ____________ 200__ г. Зубарев А.Е.

Введение

Реалии нынешнего этапа развития российской государственности выдвигают в число первоочередных задачу перехода к стабильному, предсказуемому и эффективному развитию экономики страны, что в свою очередь не возможно без специальных знаний в области методологии, методики и технологии составления научно-обоснованных макро- и микроэкономических прогнозов социально-экономического развития. Масштаб стоящих перед российским бизнесом проблем, а также качественный уровень развития современного научно-технического потенциала требует соответствующей теоретической и практической подготовки специалистов в области экономико-математического моделирования. Прогнозная информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой стороны - как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации. Отсюда ясна важность данной дисциплины для формирования специалиста в области математических методов и исследования операций в экономике.

В этой связи цель дисциплины "Методы социально-экономического прогнозирования" - вооружить студентов специальности "Математические методы в экономике" - 080116.65 знаниями общих закономерностей составления научных прогнозов развития социально-экономических объектов; познакомить их с максимально широким инструментарием выработки прогнозов развития социально-экономических объектов, а также методиками его использования в практике прогнозирования; выработать в процессе обучения у студентов навыки грамотного использования аппарата математического моделирования посредством применения передовых информационных технологий.

Задачи курса: изучение методологических основ прогнозирования, а также приемов и методов прогнозирования экономических процессов.

Дисциплина «Методы социально-экономического прогнозирования» опирается на материал учебных дисциплин: «Математический анализ», «Теория вероятности и математическая статистика», «Экономическое моделирование», «Математические методы исследования операций», «Эконометрика» и других дисциплин. В соответствии с Государственным образовательным стандартом она является дисциплиной специализации по специальности «Математические методы в экономике» и полностью соответствует по содержанию его требованиям.

Основная цель лабораторных занятий - углубленное изучение проблем, затронутых в лекционном курсе, и отработка навыков в применении изучаемых методов и процедур прогнозирования с использованием современного программного обеспечения персональных компьютеров.

В качестве базового информационно-программного инструментария на лабораторных работах предлагается воспользоваться продуктами Excel, StatGraphics, Statistica. В ходе освоения дисциплины студенты могут ознакомиться и с дополнительными программными средами, например, Matlab (Statistics Toolbox, GARCH Toolbox), Mathcad, SPSS, Eviews и др., а также специальными оптимизационными и модулями математических пакетов Matlab (Optimization Toolbox), Mathcad, Mathematica и др.

Изучение дисциплины заканчивается написанием и защитой курсовой работы и сдачей итогового экзамена.

Краткие характеристики лабораторных работ

Тема 1. Прогнозирование с учетом сезонной составляющей

Задание. Построить точечный и интервальный прогноз на основе мультипликативной модели, аддитивной модели и модели Винторса.

Исполнение: выполнение индивидуального задания с использованием Excel. Интерпретация результатов решения.

Оценка. Практическая реализация теоретических методов прогнозирования.

Время выполнения заданий: 2 часа.

Методические указания

Построение аддитивной модели временного ряда. Обратимся к данным об объеме правонарушений на таможне за четыре года, представленным в табл. 1.

Было показано, что данный временной ряд содержит сезонные колебания периодичностью 4, т.к. количество правонарушений в первый-второй кварталы ниже, чем в третий-четвертый. Рассчитаем компоненты аддитивной модели временного ряда.

Шаг 1. Проведем выравнивание исходных уровней ряда методом скользящей средней. Для этого:

1.1. Просуммируем уровни ряда последовательно за каждые четыре квартала со сдвигом на один момент времени и определим условные годовые объемы потребления электроэнергии (гр. 3 табл. 1).

1.2. Разделив полученные суммы на 4, найдем скользящие средние (гр. 4 табл. 1). Полученные таким образом выровненные значения уже не содержат сезонной компоненты.

1.3. Приведем эти значения в соответствие с фактическими моментами времени, для чего найдем средние значения из двух последовательных скользящих средних – центрированные скользящие средние (гр. 5 табл. 1).

Таблица 1 – Расчёт сезонной компоненты

№ квартала,

Количество правонарушений,

Итого за четыре квартала

Скользящая средняя за четыре квартала

Центрированная скользящая средняя

Оценка сезонной компоненты

1

2

3

4

5

6

1

375

2

371

2630

657,5

3

869

2612

653

655,25

213,75

4

1015

2712

678

665,5

349,5

5

357

2835

708,75

693,75

-336,75

6

471

2840

710

709,375

-238,375

7

992

2873

718,25

714,125

277,875

8

1020

2757

689,25

703,75

316,25

9

390

2757

689,25

689,25

-299,25

10

355

2642

660,5

674,875

-319,875

11

992

2713

678,25

669,375

322,625

12

905

2812

703

690,625

214,375

13

461

2740

685

694

-233

14

454

2762

690,5

687,75

-233,75

15

920

16

927

Шаг 2. Найдем оценки сезонной компоненты как разность между фактическими уровнями ряда и центрированными скользящими средними (гр. 6 табл. 1). Используем эти оценки для расчета значений сезонной компоненты (табл. 2). Для этого найдем средние за каждый квартал (по всем годам) оценки сезонной компоненты . В моделях с сезонной компонентой обычно предполагается, что сезонные воздействия за период взаимопогашаются. В аддитивной модели это выражается в том, что сумма значений сезонной компоненты по всем кварталам должна быть равна нулю.

Таблица 2 – Расчёт скорректированной сезонной компоненты

Показатели

Год

№ квартала,

I

II

III

IV

1999

213,75

349,5

2000

-336,75

-238,375

277,875

316,25

2001

-299,25

-319,875

322,625

214,375

2002

-233

-233,75

Всего за -й квартал

-869

-792

814,25

880,125

Средняя оценка сезонной компоненты для -го квартала,

-289,667

-264

271,417

293,375

Скорректированная сезонная компонента,

-292,448

-266,781

268,636

290,593

Для данной модели имеем:

.

Корректирующий коэффициент: .

Рассчитываем скорректированные значения сезонной компоненты () и заносим полученные данные в таблицу 2.

Проверим равенство нулю суммы значений сезонной компоненты:

.

Шаг 3. Исключим влияние сезонной компоненты, вычитая ее значение из каждого уровня исходного временного ряда. Получим величины (гр. 4 табл. 3). Эти значения рассчитываются за каждый момент времени и содержат только тенденцию и случайную компоненту.

Таблица 3 – Трендовая и слуайная компонента

1

2

3

4

5

6

7

8

1

375

-292,448

667,448

672,700

380,252

-5,252

27,584

2

371

-266,781

637,781

673,624

406,843

-35,843

1284,721

3

869

268,636

600,364

674,547

943,183

-74,183

5503,117

4

1015

290,593

724,407

675,470

966,063

48,937

2394,830

5

357

-292,448

649,448

676,394

383,946

-26,946

726,087

6

471

-266,781

737,781

677,317

410,536

60,464

3655,895

7

992

268,636

723,364

678,240

946,876

45,124

2036,175

8

1020

290,593

729,407

679,163

969,756

50,244

2524,460

9

390

-292,448

682,448

680,087

387,639

2,361

5,574

10

355

-266,781

621,781

681,010

414,229

-59,229

3508,074

11

992

268,636

723,364

681,933

950,569

41,431

1716,528

12

905

290,593

614,407

682,857

973,450

-68,450

4685,403

13

461

-292,448

753,448

683,780

391,332

69,668

4853,630

14

454

-266,781

720,781

684,703

417,922

36,078

1301,622

15

920

268,636

651,364

685,627

954,263

-34,263

1173,953

16

927

290,593

636,407

686,550

977,143

-50,143

2514,320

Шаг 4. Определим компоненту данной модели. Для этого проведем аналитическое выравнивание ряда () с помощью линейного тренда. Результаты аналитического выравнивания следующие:

.

Подставляя в это уравнение значения , найдем уровни для каждого момента времени (гр. 5 табл. 3).

Шаг 5. Найдем значения уровней ряда, полученные по аддитивной модели. Для этого прибавим к уровням значения сезонной компоненты для соответствующих кварталов (гр. 6 табл. 3).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Программирование на языке высокого уровня»

    Методические указания
    Интегрированная среда С ( а именно язык Turbo C version 1.0-. и выше) является частью системы программирования С. Основным достоинством среды С является интеграция необходимых средств разработки С-программ в единую среду программирования-интегрированную
  2. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Материаловедение и ткм» Тольятти, тгу, 2003 г

    Методические указания
    Учебная программа по дисциплинам «Архитектура», «Конструкции гражданских зданий», «Архитектура гражданских и промышленных зданий» для студентов заочной формы обучения
  3. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»

    Методические указания
    Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»/ Владим. гос. ун–т.; Сост. В.Т. Кондратьев., И.С.Козлов, Н.
  4. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине: «Технологии пищевых производств» для студентов специальности 260601

    Методические указания
    Методические указания составлены на основе примерной и рабочей программ по дисциплине: «Технологии пищевых производств в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности
  5. Методические указания к лабораторной работе №3 по дисциплине «Периферийные устройства»

    Методические указания
    Управление режимами печати ударно-матричного принтера: Методические указания к лабораторной работе по дисциплине "Периферийные устройства" для студентов специальности 2201/ Курск.
  6. Методические указания для лабораторних работ по дисциплине "бжд"

    Методические указания
    В современном мире потенциально опасными являются все процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации и на жизнь человека с «завидной регулярностью» отрицательно воздействуют природные катаклизмы.

Другие похожие документы..