Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Автор: Александр Альфредович ГОРБОВСКИЙ - кандидат исторических наук, писатель, автор научно-популярных книг "Загадки древнейшей истории", ...полностью>>
'Документ'
МУ Центр информации для молодёжи "Энтузиаст" является информационным, досуговым, воспитательным, образовательным, культурным, информационно...полностью>>
'Курс лекций'
Евгению Павловичу Стефани принадлежит особое место в истории кафедры автоматизирванных систем управления тепловыми процессами Московкого энергетическ...полностью>>
'Реферат'
Известно, что тайны нужны, более того, необходимы науки, потому что именно нерешённые загадки заставляют людей искать, познавать непознанное, открыва...полностью>>

Некоторые особенности театра неслышащих

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

досье особые театры

Некоторые особенности театра неслышащих

Игорь Востров

Сцена из спектакля «Прикосновение». Театр «Недослов»

Среди различных направлений театрального искусства существует и такое уникальное, к сожалению, малоизвестное, не всегда воспринима­емое всерьез, как «театр глухих». «Театр глухих» - это театральное ис­кусство людей с проблемами слуха (глухих и слабослышащих).

Немного истории. Театральные коллективы зародились в сообществе неслышащих людей сразу как стали организовываться их обществен­ные организации. 1962 год считается годом рождения профессиональ­ного театра глухих людей. Всероссийское общество глухих обратилось к Театральному училищу им. Б.В.Щукина при театра им. Евг. Вахтангова с просьбой организовать подготовку профессиональных неслышащих актеров для создания профессионального театра. На основе выпуск­ников студий был создан Московский театр Мимики и жеста. Обучени­ем занимались лучшие педагоги Училища во главе с его руководителем Б.Е.Захавой. Было выпущено несколько студий, которые пополняли труппу театра. В 1989 году в Высшем Театральном училище им. Б.В.Щу­кина группе глухих актеров впервые были вручены дипломы о высшем театральном образовании (существовавшие ранее студии были двух-трех годичными и не давали высшего образования). Выпускники этого курса вместе со своими педагогами, во главе с Андреем Викторовичем Мекке, создали Российский международный центр творческой реабили­тации инвалидов и Государственной специализированный институт ис­кусств (ГСИИ), в котором, наряду с подготовкой специалистов из числа инвалидов по другим творческим профессиям, продолжилась работа по воспитанию неслышащих актеров. За эти годы состоялось 4 выпуска. Выпускники этого института сегодня составляют основу театра Мимики и Жеста. Ими созданы два новых театральных коллектива: «Недослов» и «Синематографъ».

Особенности «театра глухих» определяются особенностями его ак­теров. Неслышащий человек воспринимает окружающий мир, прежде всего, через зрение, через зрительные образы. И именно через них он, прежде всего, имеет возможность выразить свое восприятие этого мира, свое к нему отношение, свой внутренний мир. Общаются неслы-шащие люди между собой с помощью речи, состоящей из определен­ных, закрепленных за понятиями жестов, дактилологии (написание слов буквами, обозначенными пальцами), мимики и свободной пластической импровизации - жестово-мимической речью, которая строится по зако­нам визуального восприятия. С помощью тела создается зрительная картина того, что глухой хочет передать. Поэтому подвижность, пластич­ность, выразительность тела - органические качества большинства глу­хих людей.

Именно поэтому «театр глухих» - это театр пластики в самом широком понимании этого слова. Спектакли этого театра можно разделить на две группы: спектакли, использующие пластику, понятную любому зрителю, не требующие знания жестового языка глухих, и спектакли, где важней­шим выразительным средством является именно жестово-мимический язык глухих людей.

Спектакли первой группы создаются средствами различных пластических искусств. Существуют спектакли, где преобладает язык пантомимы. Театральная Москва до сих пор помнит замечательный спектакль театра Мимики и Жеста по гравюрам Гойи «Капричос». В спектаклях театрального проекта неслышащих актеров «Недослов» «Крылья даны всем» по повести Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Прикосновение» по ранним рассказам Г.Маркеса основными выразительными средствами являются средствасовременной хореографии. Активно развивается в последнее время жанр жестовой пантомимы - жанр, в котором художественный образ создается, прежде всего, руками актера. Неповторимость этого жанра возникает из органически присущей глухим способности использовать в своей речи средства киноискусства: монтаж и различный план (крупный, средний, общий). Примерами таких спектаклей могут служить «Hand-made" в

Сцена №6(56)

досье особые театры

28

театре «Недослов» и работа студентов выпускного курса ГСИИ на основе японских трехстиший. Создаются также спектакли, в основе которых - искусство клоунады. В них неслышащий человек также проявляется чрезвычайно своеобразно и неповторимо. Спектакли этой группы, как я уже говорил, понятны без специального перевода любому зрителю: и глухим, и слышащим.

Спектакли второй группы - это спектакли, в которых текст драматургического произведения переведен на жестово-мимический язык глухих. Культурный (художественный) же-стово-мимический язык чрезвычайно красив, выразителен и образен. Он имеет несомненную художественную цен­ность. Как любое пластическое произведение искусства, созданное на основе литературного источника, способно выразить то, что не подвластно слову, так и знакомое про­изведение, сыгранное на жестовом языке открывается но­выми, необычными смыслами, приобретает самостоятель­ную художественную ценность. Конечно, для восприятия такого спектакля слышащим зрителем нужны помощники. Поэтому подобные спектакли - это синтез творчества не-слышащих актеров и актеров-дикторов. За многолетнюю историю «театра глухих» было множество спектаклей этой группы, которые покорили как глухих, так и слышащих лю­дей. «Борис Годунов» А.С.Пушкина и «Карьера Артура Уи» Б.Брехта, «Ромео и Джульетта» Шекспира и «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Жорж Данден» Мольера и «Новый жи­лец» Ионеско и многие, многие другие.

Среди спектаклей этой группы необходимо отметить спектакли, создаваемые на основе жанра жестовой песни. Жестовая песня - это особый жанр творчества глухих, сое­диняющий вокальное исполнение песни певцом и жестовое исполнение песни неслышащим артистом. Жанр этот был давно популярен среди глухих, но сегодня на его основе по­являются целые спектакли («Пошли мне, Господь, второго» по песням и стихам Владимира Высоцкого в театре «Сине-матографъ», полностью работающем в этом направлении).

Отличительными особенностями всех спектаклей «теа­тра глухих» - это особая динамичность, экспрессивность; особая энергетика, которая заполняет зрительный зал со сцены.

Несколько слов о постановочных средствах «театра глухих». Они должны отвечать тем же требованиям, что и в любом другом театре - обеспечивать художественную целостность спектакля, но при этом необходимо помнить о визуальной природе этого театра, о необходимости усиливать визуальное воздействие происходящего на сцене. Желательно, чтобы зрительный зал был расположен амфитеатром. Предпочтительно, когда зритель располагается на более высоком уровне, чем исполнители. Если это невозможно, то в оформлении сцены желательно иметь помосты разной высоты, дающие дополнительные возможности для мизансценирования. Необходимо, чтобы жестовый текст: артикуляция, дактилология, собственно жест - воспринимались без лишнего напряжения и неудобства с любого места в зрительном зале. Попытки усилить артикуляцию или жест в слишком большом зале ведут к неестественности и часто потере смысла, так как именно пространственные характеристики и конфигурация жеста несут в себе смысловую нагрузку. «Театр глухих» - это камерный театр, 350-400 зрительских мест - его оптимальное количество.

Художественное оформление спектакля также требует особого подхода. Роспись декораций и костюмов не должна отвлекать зрителя, мешать восприятию пластики и особенно жестовой речи актеров. Костюм исполнителя должен быть решен в соответствии с пластической природой спектаклей, не должен становиться препятствиям для жестовой речи. С большим вниманием необходимо относиться и к применению реквизита, который находится в руках у глухого актера.

Большую роль должно играть освещение. В любой сце­не: будь то ночь, сумерки, или ненастье - зритель должен иметь возможность воспринимать жестовый текст. Кроме того световое оформление по возможности должно стать эквивалентом музыкального оформления спектакля для глу­хого зрителя. «Театр глухих» как визуальный театр должен быть оснащен всем самым лучшим, что имеется в области свето и видеовоспроизводящей техники.

Активно используется в сегодняшнем «театре глухих» музыка. Конечно, способность воспринимать музыку зависит от степени остаточного слуха. Но даже полностью глухой человек способен воспринимать музыкальный ритм через тактильные ощущения, через вибрацию. Музыка не является чем-то полностью чужеродным для глухих. Подтверждение тому - огромное количество глухих, которое собирается на дискотеках. Звуковое оборудование должно быть качественное. Оно должно обеспечивать как ритмическое, так и тактильное восприятие музыки неслышащим актером. При этом слышащий зритель также должен чувствовать себя комфортно в зрительном зале. Для этого необходима работа двух изолированных звуковоспроизводящих систем: на сцене и в зале.

Конечно, дальнейшее развитие театра глухих невозмож­но без разработки и внедрения самых разных оригиналь­ных технических средств, использующих все достижения современной науки и техники.

В этой статье обозначены лишь некоторые стороны такого уникального искусства как «театр глухих» -искусства, которое жизненно необходимого глухим людям и которое способно занять свое неповторимое место в жизни слышащих. Приходите на спектакли театров Мимики и жеста, «Недослов», «Синематографъ», и вы в этом, несомненно, убедитесь. ■

Сцена №6(56)2008



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Х педагогических журналов пятнадцать лет назад обсуждались проблемы взаимодействия массового образования и образования лиц с недостатками в развитии (инвалидов)

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  2. Общие вопросы теории специальной педагогики

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  3. Педагогам массового образования о детях с особыми образовательными потребностями Из книги дети с отклонениями в развитиии авторы: И. М. Гилевич, Е. А. Забара, М. В. Ипполитова и др.: Методич пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М., Аквариум, 1997. 128 с

    Документ
    Из книги ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИИАвторы: И.М.Гилевич, Е.А.Забара, М.В.Ипполитова и др.: Методич. пособие. / сост. Н. Д. Шматко. М., Аквариум, 1997.
  4. М. Н. Мадьярова Технический редактор

    Документ
    От сердца к сердцу: работа публичных библиотек автономного округа с детьми-инвалидами / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. М. Ю. Сорокина ; ред.
  5. Вопросы и задания (3)

    Учебное пособие
    Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Другие похожие документы..