Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методическая разработка'
Знания по истории медицины – это не только элемент общей культуры будущего медика, но с помощью их возможно раскрытие тех объективных исторических ус...полностью>>
'Документ'
Второй этап – бескислородный, или неполный. Он называется также анаэробным дыханием (гликолизом) или брожением. У дрожжевых грибов молекула глюкозы б...полностью>>
'Доклад'
Днепропетровский университет экономики и права имени Альфреда Нобеля приглашает Вас принять участие в роботе ІІ Международной научно-практической кон...полностью>>
'Реферат'
1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением «Центр охраны труда в строительстве» Госстроя России (ФГУ ЦОТС), Аналитическим информационным ц...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по дисциплине цикла опд. Ф. 02)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «АНТИКРИЗИСНОе УПРАВЛЕНИе»

МЕНЕДЖМЕНТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

по специальностям:

080105.65 - «Финансы и кредит» (по дисциплине цикла ОПД.Ф.02)

080503.65 – «Антикризисное управление» (по дисциплине цикла ОПД.Ф.01)

080502.65 – «Экономика и управление на предприятии (информационные

технологии и связь)» (по дисциплине цикла ОПД.Ф.05)

КЕМЕРОВО 2007

Менеджмент : учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. К. А. Васильев; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2007. – 47 с.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям: 351000 (080503.65) – «Антикризисное управление», 060400 (080105.65) – «Финансы и кредит», 060800 (080502.65) – «Экономика и управление на предприятии (информационные технологии и связь)».

В учебно-методическом комплексе содержатся необходимые и систематизированные для изучения и преподавания дисциплины «Менеджмент» учебно-методические материалы.

УМК предназначен для студентов 2 курса очной формы обучения экономического факультета института.

Утвержден на заседании кафедры «Антикризисное управление»

Протокол № ____ от «____»_______________ 200___ г.

Зав. кафедрой к.э.н., доцент _____________К. А. Васильев

Рекомендован для издания учебно-методической комиссией института.

Протокол № ______ от «_____»_______________ 200___ г.

Секретарь комиссии ___________________О. Ю. Сиялко

Утвержден

Проректор по учебной работе

«__» _________ 200____ г.

______________________ Г. А. Мартынов

Зарегистрирован в методкабинете «_____» ________________ 200___ г.

регистрационный номер ____

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Учебно-тематический план занятий 6

2 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины 7

3 Список нормативно-правовых актов и литературы 10

4 ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ 12

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ 33

и ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 33

5.3 Оформление курсовой работы 34

5.4 Структура и содержание курсовой работы 35

5.5 Защита курсовой работы 38

6 Примерная тематика курсовых работ 40

7 Контрольные вопросы 45

8 ПРИМЕРНЫЕ Вопросы к экзамену 47

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 080503.65 – «Антикризисное управление», 080105.65 – «Финансы и кредит», 080502.65 – «Экономика и управление на предприятии 080502.65 – «Экономика и управление на предприятии (информационные технологии и связь)».

В своей сущности менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, являющееся одновременно процессом деятельности и науки, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи.

В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:

- как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;

- как область научного исследования;

- как учебная дисциплина.

Цель учебной дисциплины «Менеджмент» – обучение студентов навыкам организации и управления бизнесом. Создание и определение общих управленческих ориентиров, решение управленческих задач в области совершенствования аппаратного и программного обеспечения управленческой деятельности.

Основные задачи дисциплины:

- формирование навыков критического мышления и творческого решения управленческих проблем;

- овладение инструментарием деятельности менеджера (работой с информацией, научной организацией труда, составлением бюджета времени и т.д.);

- развитие практических навыков управления собой, деловыми партнерами, коллективом;

- получение навыков формирования миссии и целей организации, выбора ее стратегии;

- развитие практических навыков в разработке и принятии управленческих решений;

- овладение основами эффективной управленческой деятельности.

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- потребность и необходимость управления в деятельности человека;

- условия и предпосылки возникновения менеджмента;

- школы менеджмента;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- системы менеджмента;

- процессы управления;

- механизмы менеджмента;

- процесс принятия управленческого решения;

- методы управления конфликтами;

- инновационный потенциал менеджмента.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о характерных чертах современного менеджмента и уметь принимать эффективные решения.

Приобретенные студентами знания и практические навыки в процессе изучения дисциплины должны обеспечить им умение самостоятельно на достаточно высоком уровне, организовывать и совершенствовать систему управления менеджмента.

Приступая к изучению дисциплины «Менеджмент», студенты должны ознакомиться с программой, изложенной в данном учебно-методическом комплексе, чтобы получить общее представление о курсе в целом, его системе, содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала.

Семинарские занятия по предмету призваны закрепить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, выработать у студентов навыки практических подходов к управленческой деятельности.

В учебно-методическом комплексе дан примерный перечень вопросов к экзамену, тематика курсовых работ, методические рекомендации по их выполнению, контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний по дисциплине.

1 Учебно-тематический план занятий

п/п

Наименование темы

В

с

е

г

о

Количество часов

Всего

ауд.

Аудиторные

занятия

Сам.

работа*

Лек-

ции

Семи- нар. занят.

1

2

3

4

5

6

7

4 семестр

1

Сущность и характерные черты современного менеджмента

7

3

2

1

4

2

История и эволюция менеджмента

11

5

4

1

6

3

Менеджмент в системе рыночной экономики

7

3

2

1

4

4

Особенности российского менеджмента

7

3

2

1

4

5

Функции менеджмента

20

10

8

2

10

6

Организация и ее среда

7

3

2

1

4

7

Организационная структура управления

11

5

4

1

6

8

Процессы управления

15

7

6

1

8

9

Диверсификация менеджмента

7

3

2

1

4

10

Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала

7

3

2

1

4

11

Лидерство в системе менеджмента

15

7

6

1

8

12

Групповая динамика

11

5

4

1

6

13

Управление конфликтами в организации

11

5

4

1

6

14

Система информационного обеспечения управления

7

3

2

1

4

15

Инновационный потенциал менеджмента

7

3

2

1

4

ИТОГО по дисциплине:

150

68

52

16

82

Форма итогового контроля

Экзамен

Курсовая

работа

специальность «Антикризис. управление»

4 семестр

4 семестр

*Примечание. В объем самостоятельной (внеаудиторной) учебной работы входят подготовка к семинарским занятиям, экзамену, а также написание рефератов, докладов и выполнение курсовых работ и т. д.

2 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Сущность, цели, задачи менеджмента. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Тема 2. История и эволюция менеджмента

Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа эволюции в развитии менеджмента. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Новейшие подходы к менеджменту.

Тема 3. Менеджмент в системе рыночной экономики

Особенности современной российской экономики. Менеджмент в рыночной экономике. Менеджмент как средство рационального управления экономикой. Основные направления менеджмента.

Тема 4. Особенности российского менеджмента

Опыт менеджмента за рубежом, возможности и пути его использования в России. Специфика менеджмента в России. Необходимость совершенствования организации управления в России.

Тема 5. Функции менеджмента

Понятие функции менеджмента. Классификация функций. Содержание общих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль. Интеграционные процессы в менеджменте. Коммуникации.

Тема 6. Организация и ее среда

Организация как система. Внутренняя среда организации. Главные переменные внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технология, организационная культура, люди. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия. Факторы среды косвенного воздействия. Взаимосвязь факторов внешней среды. Характеристики внешней среды: сложность, подвижность, неопределенность.

Тема 7. Организационная структура управления

Понятие и элементы организационной структуры. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа звеньев. Типы организационных структур управления.

Тема 8. Процессы управления

Целеполагание и оценка ситуации. Понятие управленческого решения. Процесс принятия решения. Виды управленческих решений. Подходы к принятию решений. Методы и модели принятия решений. Условия оптимальности управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.

Тема 9. Диверсификация менеджмента

Диверсификация менеджмента: понятие и сущность. Ресурсы, качество и эффективность управления. Типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Тема 10. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала

Человеческий капитал: понятие и сущность. Концепция и система управления человеческими ресурсами в организации. Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами. Методы управления человеческими ресурсами. Управление формированием высокоэффективного коллектива. Современные проблемы управления персоналом организации. Совершенствование организации труда.

Тема 11. Лидерство в системе менеджмента

Понятие лидерства. Личность менеджера и лидерство. Понятие «стиль руководства». Типология стилей. Выбор менеджером стиля руководства. Понятие власти и ее основные формы. Личное влияние в руководстве.

Тема 12. Групповая динамика

Формальные и неформальные группы. Эффективность работы формальных групп. Неформальные группы и управление ими. Команды в современных организациях.

Тема 13. Управление конфликтами в организации

Сущность и классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Сущность управления конфликтами. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. Роль менеджера в разрешении и профилактике конфликтов. Стресс: природа и причины. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.

Тема 14. Система информационного обеспечения управления

Понятие «информация», «управленческая информация». Значение и сущность информации. Информационный потенциал организации. Роль информационных технологий в деятельности менеджера. Информационная инфраструктура.

Тема 15. Инновационный потенциал менеджмента

Инновации: понятие и сущность. Понятие инновационного потенциала менеджмента. Инновационно-производственная структура управления. Профессионализация менеджмента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по циклу дисциплин опд. Ф. 03)

    Учебно-методический комплекс
    Маркетинг: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. О. Н. Котова; Кузбасский институт экономики и права. - Кемерово, 2007.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по дисциплине цикла сд. 05)

    Учебно-методический комплекс
    Налоги и налогообложение: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. Т.А. Горчакова; Кузбасский институт экономики и права.
  3. Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 07 Для студентов очной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и крЕдит»

    Учебно-методический комплекс
    Аудит (Основы аудита): учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения экономического факультета / сост. Н.А. Катанова; Кузбасский институт экономики и права.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по циклу дисциплин опд. В. 01а)

    Учебно-методический комплекс
    Ценообразование : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. А. Г. Мартынов; Кузбасский институт экономики и права.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит» (по циклу дисциплин фтд. 01. 02)

    Учебно-методический комплекс
    Деловой иностранный (английский) язык: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета / сост. к.п.

Другие похожие документы..