Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Фестиваль-конкурс посвящен Дню памяти благоверного князя Александра Невского. Фестиваль-конкурс пройдет 10 сентября 2011 года в 14.00 в г. Гатчине Лен...полностью>>
'Документ'
Согласно данным института Гэллапса 1989 года от 88 до 93 % учеников даром отсиживают школьные занятия. Это научно выверенный показатель эффективности...полностью>>
'Документ'
Может быть, кому-то данная тема покажется неактуальной. «Мы и не думаем о создании семьи», – скажут иные. Однако исследования показывают, что большин...полностью>>
'Рабочая программа'
Дать базовые знания по основам рекламы и связей с общественностью, обеспечить знание правовых и этических основ рекламной и PR-деятельности, дать осн...полностью>>

Использование русского народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Использование русского народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт - русский народ.

Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать просто забавой.

На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе.

Мы можем взять её в помощники в овладении детьми родным языком.

Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной им среде.

Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор может развивать фонематический слух.

Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

Народное творчество развивает юмор и воображение. Не все дети, имеющие нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

1

Колыбельные песни

Это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком.

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток,

Приди, котя ночевать,

Приди Васеньку качать.

Заклички и приговорки рождены верой во всемогущие силы природы. Каждая из природных стихий запечатлелась в закличках как чудесная сила природы. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии.

Эмоция радости, доверия, убежденность в хорошем заложены в самом строе стиха. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка-

Колоколнышка.

Приговорки- способ общения с природой один на один. Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле.

Приговорки во время игр – это свободные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Землюшка добра,

Вырасти гриба –

Гриба грибового,

В бору борового.

2

Прибаутки

Это яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, и научиться смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

На болоте стоит пень-

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Перевертыши – стишки, содержание которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Они открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьет,

Уточка в сапожках избу метет.

Приметы – знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней. В коррекционной работе приметы:

- помогают расширить словарный запас детей;

- способствуют развитию слуховой памяти;

- дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;

- развивают фонематический слух;

- оказывают помощь в автоматизации звуков речи;

-знакомят с ритмичностью народного календаря.

Январь году начало, зиме середка.

У февраля два друга: метель и вьюга.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Скороговорки

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения, стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять. 3

Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, способствуют автоматизации звуков речи.

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

Дразнилки

Для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде.

В дразнилке удалось сохранить четкость, ритмичность, краткость, выразительность.

Антошка – картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Загадки

Среди средств умственного воспитания загадкам отводилось едва ли не первое место. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мыслительного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений.

Отдельную группу составляют загадки о животных и растениях, бытовых предметов.

Зубоват, сероват,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет.

(Волк)

Пословицы и поговорки

Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от нее она не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.

Он – лисий хвост. – Поговорка.

В чужом глазу сучок сидит, а в своем бревна не замечает.- Пословица.

Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, мягкостью родного языка. Их хорошо использовать при развитии связной речи, после работы с рассказом, сказкой.

Подвижные игры, считалки

Особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно слова.

Тара - бара, домой пора

Коров доить, тебе водить.

Считалки тесно связаны с играми. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

Вам прислали сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите! 4

Сказка Выполняет для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. В сказках герои побеждают врагов с помощью необычных фантастических поступков.

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звука, автоматизацию звуков речи, игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи.

Чтобы работа была высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому языку, мы можем и должны использовать народное творчество.

Методика разучивания скороговорки

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

- Прохлопать ритм скороговорки.

- Произнести скороговорку хором, индивидуально.

- Послушать, какие звуки выделил логопед голосом.

- Повторить эти звуки четко, артикулируя.

- В каких словах слышится звук /П/, звук/Б/.

- Произнести скороговорку тихо, громко.

- Выделить голосом слова «пылинка», «былинка».

- Проговорить скороговорку грустно, весело.

- Произнести скороговорку высоким голосом, низким.

«Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство»

По типу структурной логической задачи:

1.Загадки с точным названием – признаками

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло.

(Сова)

2.Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками.

Такие загадки трудные для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.

(Подсолнух)

3.Загадки с отрицательными сравнениями

Жидко, а не вода, бело, а не снег.

(Молоко)

Не украшения, а серебряный,

Не пастух, а стадо овец пасет.

(Месяц и звезды)

4.Комбинированные загадки

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая.

(Озеро)

МДОУ детский сад «Колобок» комбинированного вида

Консультация

« Использование русского народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель-логопед

Трускова Е.А.

г.п.Тургенево

2011год



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи Знакомить детей с окружающим миром природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь

    Документ
    Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.
  2. Консультация на тему: «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

    Документ
    Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие
  3. Комплексная общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста тюменской области

    Образовательная программа
    Гребёнкина Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Тюменской области
  4. Образовательная программа мбдоу «Детский сад №37»

    Образовательная программа
    Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 37» компенсирующего вида разработана на период перехода на основную общеобразовательную программу ДОУ в соответствии с;
  5. Образовательная программа показывает как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников в мдоу. (1)

    Образовательная программа
    Образовательная программа является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, каждым образовательным учреждением самостоятельно согласно п.

Другие похожие документы..