Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Получатель: УФК по Пермскому краю (ДФ г Перми л\с 02563 380 МОУ «СОШN75» г Перми), ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г Перми ИНН 5905006632, р\с...полностью>>
'Рабочая программа'
1.1 Учебная дисциплина «Основы электрохимической технологии» является специальной дисциплиной и обеспечивает теоретическую и практическую подготовку ...полностью>>
'Реферат'
Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого император...полностью>>
'Конкурс'
Колледж РГКП «Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова» и областное методическое объединение преподавателей социально-г...полностью>>

План работы на 2011/2012 учебный год г. Минск

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

председателя облисполкома

___подпись___ В.В.Щетько

« 31_»__августа__2011г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления

образования облисполкома

__подпись___ Т.И.Данилевич

«_31_»__августа_2011г.

Минский областной

исполнительный комитет

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЛАН РАБОТЫ

на 2011/2012 учебный год

г. Минск

Содержание

1.Анализ работы управления образования за 2010/2011 учебный год

2.Задачи управления образования на 2011/2012 учебный год

3.План работы управления образования на 2011/2012 учебный год

4.Циклограмма деятельности управления образования

5.Вопросы для рассмотрения на совещаниях при начальнике, заместителях начальника управления образования 6.Циклограмма представления информационно-статистической отчётности

7.Циклограмма осуществления контроля за деятельностью отделов и учреждений образования

Анализ работы

управления образования за 2010/2011 учебный год

В 2010/2011 учебном году деятельность управления образования была направлена на последовательное решение вопросов по обеспечению стабильного функционирования и эффективного развития системы образования Минской области; приведению содержания образования в соответствие с потребностями социально-экономического развития страны; совершенствованию идеологической и воспитательной работы; укреплению и развитию кадрового потенциала; развитию экономики образования; повышению престижа профессионально-технического и среднего специального образования. Были приняты необходимые меры по реализации Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі», разработана система мер по совершенствованию процесса обучения иностранному языку во всех видах учреждений образования.

В 2010/2011 учебном году обучением и воспитанием в 1320 учреждениях было охвачено свыше 213 тысяч учащихся и воспитанников. В системе образования трудилось 58202 работника, в том числе 30267 педагогов, среди них 25 кандидатов наук, 96 магистров.

В связи с уменьшением контингента учащихся было реорганизовано 28 и закрыто 7 учреждений образования (1 начальная, 4 базовые и 2 средние школы), открыто областное кадетское училище.

В системе дошкольного образования трудятся 7066 педагогов, 44% которых имеют высшее образование (2009 год – 41,2%). В системе общего среднего образования занято 19819 педагогов, из них с высшим образованием 90,2% (2009 год – 89,3%). Наиболее высокий показатель количества педагогов с высшим образованием в Столбцовском (93,6%), Минском (92,9%), Дзержинском (92,5%), Крупском (92,0%), Несвижском (91,9%), Воложинском (91,8%) районах и г.Жодино (92,6%). Ниже областного этот показатель в Борисовском (86,3%), Любанском (88,6%), Пуховичском (87,7%), Слуцком (88,1%) районах. Подготовку рабочих (служащих) в системе профессионального образования обеспечивают 1295 преподавателей и мастеров производственного обучения, из которых 99,1% имеют высшее образование (2010 – 99%).

В прошедшем учебном году была продолжена работа по повышению образовательного уровня педагогов: на заочных отделениях высших и средних специальных учебных заведений обучается 2294 человека (в ВУЗах – 2147, ССУЗах – 147); на заочных отделениях в аспирантуре – 7, в магистратуре – 20 человек. В 2011 году оканчивают обучение 387 человек.

По сравнению с 2010 годом увеличилось количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории: учителя-предметники – 76,4% (75,5%), педагоги дошкольных учреждений – 52% (50%). Однако в связи с приходом молодых специалистов снизилось с 73% до 71,1% количество специалистов, имеющих высшую и первую категории, среди преподавателей профессионально-технических учреждений образования. Администрации и аттестационным комиссиям данных учреждений необходимо проводить более системную и целенаправленную работу по повышению квалификационного уровня преподавателей.

В целях обеспечения учреждений образования педагогическими кадрами дефицитных профессий (физика, химия, математика, информатика, высшее дошкольное образование) в 2010 году повысили квалификацию и обучались на условиях переподготовки на базе Академии последипломного образования, Республиканского института профессионального образования, а также Минского областного института развития образования 8397 работников системы образования области. К началу 2011/2012 учебного года ожидается прибытие 1249 молодых специалистов по 26 специальностям.

В 2011 году выделено 119 целевых мест в высшие учебные заведения и 13 – в областные средние специальные учебные заведения.

Методическое сопровождение кадров осуществлялось через повышение профессионального уровня педагогов в курсовой и межкурсовой период, организацию работы с молодыми специалистами, резервом кадров.

Для молодых специалистов работали «Лаборатория молодого специалиста» и творческое подразделение областного клуба учителей «Флагман» - «Школа молодого учителя».

Подготовка резерва кадров велась на теоретическом и практическом уровнях путем тренингов по развитию лидерских и организаторских качеств, стажировки в государственных организациях, участия в организации мероприятий профсоюзных и общественных организаций, органов местного самоуправления. Повышение квалификации в 2011 году прошли 125 педагогических работников, входящих в резерв руководящих кадров, и более 200 руководителей.

План базового повышения квалификации выполнен в целом на 101,5% , целевого - на 106,9%.

В межкурсовой период в рамках научно-методического сопровождения педагогов был проведен 61 учебный семинар с участием свыше полутора тысяч человек.

По итогам областного этапа республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» были определены победитель и два лауреата: Якименко И.В. (Борисовский район), Колтан О.В. (Мядельский район), Серединская И.А. (Слуцкий район), которые примут участие в заключительном этапе конкурса в сентябре 2011 года.

Победителем республиканского конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, «Мастер года» стал Лесун А.Н. (УО «Борисовский государственный колледж» (III место)). Сморгович Н.Г. (УО «Жодинский профессиональный лицей») победила в номинации «За новаторство в обучении».

В 2011/2012 учебном году необходимо сконцентрировать усилия на обеспечении гибкого реагирования системы дополнительного образования взрослых на экономические, финансовые, инфраструктурные факторы, а также на определении потребности в педагогических кадрах и обеспечении специалистами учреждений образования.

Главным результатом деятельности учреждений дошкольного образования является сохранение и развитие многофункциональной сети дошкольных учреждений.

Сеть включает 695 учреждений, из них 23 дошкольных центра развития ребенка (2010 - 22), 13 санаторных дошкольных учреждений (2010 – 12), количество санаторных групп за год в области увеличилось на 5. В 2010 году было открыто 12 пунктов коррекционно-педагогической помощи и 28 групп интегрированного воспитания и обучения. Сократилось количество ведомственных учреждений с 22 до 18. На территории Минского района функционирует учебно-педагогический комплекс «детский сад-начальная школа» частной формы собственности.

В 2010/2011 учебном году дошкольные учреждения посещали 53739 детей, что на 1224 воспитанника больше аналогичного показателя 2009/2010 учебного года.

В настоящее время сохраняется проблема доступности детского сада по месту жительства в новых жилых районах (в г.Логойске, г.Смолевичи, г.Марьина Горка Пуховичского района, п.Чисть Молодечненского района, д.Сеница, п.Мачулищи, п.Михановичи, аг.Ждановичи, д.Хатежино Минского района). Решение данной проблемы возможно путем строительства и введения в эксплуатацию новых зданий детских садов. В 2011 году планируется ввести в эксплуатацию 2 дошкольных учреждения в г. Молодечно и д. Боровляны Минского района.

В 2010 году с целью уменьшения очередности было открыто дополнительно 10 дошкольных групп (8 – в Минском районе, по 1 – в Крупском и Смолевичском районах). С 1 сентября 2011/2012 учебного года планируется дополнительно открыть 39 групп (в Борисовском, Вилейском, Воложинском, Дзержинском, Клецком, Копыльском, Крупском, Логойском, Минском, Молодечненском, Смолевичском, Солигорском, Стародорожском, Столбцовском районах), перепрофилировать и открыть 9 интегрированных групп, 2 специальные, 4 санаторные группы, 58 новых форм организации дошкольного образования, в том числе семейный детский сад (на 8-10 мест) в Борисовском районе, детский сад на дому (на 6-8 мест) в Копыльском районе.

В связи с проблемой обеспеченности местами в дошкольных учреждениях снизился показатель охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием и в 2010/2011 учебном году составляет 79,4% (в 2009/2010 учебном году – 80,2 %): в сельской местности – 67,1 % (в 2009/2010 учебном году – 68,5%%), в городской местности – 87,4 % (в 2009/2010 учебном году – 87,8 %). Снижение охвата детей дошкольным образованием характерно для Минского, Смолевичского, Крупского, Логойского, Пуховичского, Столбцовского районов и г.Жодино.

В 2010 году на базе дошкольных учреждений функционировала 341 новая форма (140 на платной основе). Из них в 2010 году открыто 200 (2009 – 157) новых форм, в том числе 68 (2009 – 48) на платной основе (в городской местности - 95 новых форм (из них 49 на платной основе)), в сельской местности - 105 новых форм (из них 19 на платной основе)). Наиболее результативно в данном направлении работают Столбцовский (открыто 38 новых форм), Борисовский (31), Узденский (16), Солигорский (15), Воложинский (13) районы.

Для повышения процента охвата дошкольным образованием организуется подвоз 744 детей из 187 сельских населенных пунктов, а также из г.Логойска и г.Смолевичи.

Результатом создания здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях явилось снижение заболеваемости: за 2010 год пропуск детодней составил 5,2 (2009 – 5,8; республиканский показатель – 10). Однако не решены проблемы медицинского обслуживания детей из-за отсутствия медицинских кадров в Пуховичском, Солигорском, Копыльском, Стародорожском, Крупском районах.

Дошкольные учреждения области выполняют утвержденный Перечень средств обучения на 55,1%, учебно-методическое обеспечение составляет 48,1%, что ниже показателей других регионов республики. Самая низкая оснащенность дошкольных учреждений в Крупском (39,1%), Березинском (43,9%), Мядельском (44%), Червенском (46,3%), Вилейском (44,8%) и Пуховичском (48,5%) районах.

В 2011 году впервые проводится республиканский конкурс «Лучшее дошкольное учреждение года», в котором примут участие победители областного этапа – ясли-сад № 4 г.Слуцка и Чистинский детский ясли-сад № 2 Молодечненского района.

Таким образом, основными направлениями развития системы дошкольного образования области в 2010/2011 учебном году являются:

  • дальнейшая оптимизация существующей сети дошкольных учреждений в соответствии с социальным заказом;

  • выполнение мероприятий Программы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы, в том числе по своевременному вводу в эксплуатацию новых зданий детских садов;

  • обеспечение качества дошкольного образования и разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями;

  • укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений в соответствии с современными требованиями и оснащение их средствами обучения, игровым и учебным оборудованием в соответствии с установленными нормативами не менее 70%.

В 2010/2011 учебном году получение общего среднего образования обеспечивали 636 общеобразовательных учреждений, из них 41 учреждение нового типа, кадетское училище. С 1 сентября 2011 года откроется гимназия № 3 г.Солигорска.

По сравнению с 2009/2010 учебным годом отмечается положительная динамика по следующим позициям:

-охват учащихся 1-11 классов факультативными занятиями вырос с 90% до 93,9%;

-увеличилось количество учащихся, получивших документы об образовании особого образца: свидетельства с отличием с 444 (2,9%) до 537 (3,8%), аттестаты особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью с 453 (3,4%) до 490 (4,1%);

-увеличилось количество учащихся, сдавших экзамены на высоком и достаточном уровнях: с 44,2% до 44,8% на уровне общего базового образования, с 54% до 60% на уровне общего среднего образования;

-вырос процент поступления выпускников в высшие учебные заведения с 49,7% до 53,1% и средние специальные заведения с 27,3% до 28,4%.

По итогам централизованного тестирования 6 выпускников получили 100 баллов (2010 год – 7 учащихся).

В течение 2010/2011 учебного года в учреждениях функционировали 34 республиканские экспериментальные и инновационные площадки и реализовывалось 63 областных проекта. Однако в дальнейшем необходимо активизировать деятельность экспертного совета по утверждению новых проектов, а также по промежуточной и итоговой оценке результатов их реализации. Кроме того, следует выработать четкий механизм привлечения членов областного научно-методического совета к курированию педагогических проектов.

В 2010/2011 учебном году олимпиадным движением в области было охвачено более 130 тысяч учащихся. В состав команды на международные олимпиады включено 6 учащихся: 4 – Борисовский район, по 1 – Молодечненский и Узденский районы. Дурович Лизавета (Молодечненский район) удостоена бронзовой медали по химии, Мигуцкий Алексей (Борисовский район) – серебряной медали по физике.

В разрезе предметов лучшие результаты показали учащиеся по химии (11 дипломов) и белорусскому языку (10 дипломов), став абсолютными победителями в командном зачете.

Положительная динамика отмечается по русскому языку и литературе, английскому языку, информатике, истории, обществоведению, астрономии. Значительно снизились результаты участия по биологии, трудовому обучению, математике.

Учащийся гимназии № 1 г.Слуцка Лазовский Никифор участвовал в олимпиаде по трем предметам и награжден дипломом II степени по химии и дипломом III степени по английскому языку.

Количество дипломов на заключительном этапе олимпиады осталось на уровне 2010 года (76 дипломов). В следующем учебном году необходимо сосредоточить внимание на проведении системной работы по подготовке учащихся к олимпиаде.

Результатом научно-исследовательской деятельности учащихся стало получение 54 дипломов победителей в XV Республиканской конференции учащихся и I республиканском конкурсе исследовательских работ (конференции) учащихся. В Республиканском конкурсе научно-технического творчества молодежи «ТехноИнтеллект» учащимися области получено три диплома II степени и один диплом I степени.

В VII Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (Москва) команда области награждена 8 дипломами.

Стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов в 2010 году стали 146 учащихся (из них 6 – лауреатов) и 18 педагогов, в 2011 году – 158 учащихся, в том числе 3 лауреата, а также оказана финансовая поддержка 3 научным обществам учащихся и 1 творческому объединению учащихся.

В 2010 году в учреждениях образования области насчитывалось 830 компьютерных классов и 8474 компьютера, норматив социального стандарта по обеспечению компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 12 учащихся. В настоящее время 95% общеобразовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет, локальные сети – 30% школ области. По-прежнему остается актуальным создание информационного пространства на уровне районов, модернизация сайтов отделов и учреждений образования, создание на базе библиотек медиацентров.

В целях дальнейшего развития системы общего среднего образования в 2011/2012 учебном году деятельность отделов и учреждений образования необходимо направить на решение следующих задач:

  • повышение качества образования путем развития системы дифференцированных образовательных услуг, совершенствования информационно-коммуникационной среды общеобразовательных учреждений;

  • создание на уровне области и районов модели взаимодействия всех структур по работе с одаренными учащимися и создание условий для системной и целенаправленной работы по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде;

  • повышение эффективности реализуемых педагогических проектов путем усиления их практической направленности; создание условий для распространения результатов эффективных проектов в учреждениях образования области.

В 2010/2011 учебном году на уровне профессионально-технического образования обучалось 13816 учащихся по 42 учебным специальностям и 90 единичным квалификациям, на уровне среднего специального образования - 1658 учащихся по 18 специальностям.

Из 4544 выпускников направление на работу по полученным профессиям получил 4371 (96,2%), право на самостоятельное трудоустройство в соответствии с льготами – 173 (3,8%). Из 240 выпускников, завершивших обучение на уровне среднего специального образования, направление на работу по полученным профессиям получили 239 (99,6%), право на самостоятельное трудоустройство в соответствии с льготами – 1 (0,4%).

В 2010 году контрольные цифры приема в учреждения профессионально-технического образования выполнены на 102,2%, среднего специального – 92%. По договорам и заявкам принято 99,2% учащихся (в 2009 году – 97,6%).

В 2011 году впервые будет открыта подготовка по 5 профессиям: «электромонтер охранно-пожарной сигнализации», «монтажник систем вентиляции и пневмотранспорта», «плотник-бетонщик», «слесарь строительный», «кассир торгового зала»; возобновлена подготовка по профессии «счетовод».

Впервые будет открыт прием на уровень среднего специального образования на основе профессионально-технического образования по 3 специальностям: «Коммерческая деятельность (по направлениям)», «Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям)», «Общественное питание».

В результате оптимизации сети учреждений Копыльский сельскохозяйственный профессиональный лицей переименован в профессионально-технический колледж. Вилейский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей будет реорганизован путем присоединения к Вилейскому государственному профессионально-технический колледжу.

Норматив социального стандарта по обеспечению компьютерной техникой выполняется и составляет 1 компьютер на 17 учащихся.

В 2010/2011 учебном году 8 учреждений профессионально-технического образования прошли государственную аккредитацию.

В учреждении образования «Борисовский государственный колледж» и государственном учреждении образования «Слуцкий профессионально-технический колледж перерабатывающей промышленности» начата работа по созданию и внедрению системы менеджмента качества на основе требований СТБ серии ISO 9000.

В 2011/2012 учебном году будет проведена работа по оптимизации деятельности существующих пяти ресурсных центров и открытию трех новых.

По итогам Республиканского смотра технического и декоративно-прикладного творчества в 2010 году получено 38 дипломов (2009 год – 32), ХII Республиканского слета рационализаторов и изобретателей – в командном и личном первенствах – 13 призовых мест (2010 – 7). По предмету «Прикладная информатика» в командном первенстве – второе место, в личном – одно второе и три третьих места. Вместе с тем по итогам республиканских конкурсов профессионального мастерства по профессиям «Официант» и «Швея» команды области призовых мест не заняли.

В 2010/2011 учебном году основными задачами в системе профессионально-технического и среднего специального образования определены:

  • повышение качества подготовки выпускников, создание условий для их адаптации к современному производству;

  • обеспечение доступности профессионально-технического образования, приведение объемов и структуры подготовки в соответствие с потребностями отраслей экономики и социальной сферы;

  • внедрение системы менеджмента качества в учреждениях образования области.

Специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью охвачены 994% детей с особенностями психофизического развития. Сформирована система ранней комплексной помощи детям в возрасте до 3-х лет.

В 2010/2011 учебном году 7 детей с ДЦП (Борисовский, Логойский, Молодечненский районы) начали обучение в общеобразовательных школах. В двух районах (Дзержинский и Минский) организовано дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями.

Для подвоза детей-инвалидов приобретен автотранспорт в 3 районах (Столбцовский, Смолевичский, Любанский). Однако не решен вопрос обеспечения транспортом в Копыльском, Крупском, Логойском, Минском, Мядельском, Пуховичском, Стародорожском, Вилейском районах и г.Жодино).

Дополнительно оборудовано 2 кабинета ранней помощи в ЦКРОиР (всего в ЦКРОиР функционирует 16 кабинетов). Вместе с тем недостаточно развита сеть дошкольных учреждений, обеспечивающих получение специального образования; неактивно ведется работа по оптимизации классов интегрированного обучения и воспитания в части увеличения классов полной наполняемости.

В 2010 году 75 человек поступили в высшие учебные заведения по специальности «учитель-дефектолог», однако в 8 районах (Любанский, Воложинский, Узденский, Пуховичский, Крупский, Копыльский, Клецкий, Мядельский) остается высокой потребность в кадрах учителей-дефектологов.

В области определены 4 ресурсных учреждения для детей с особенностями психофизического развития, которые с 1 сентября 2011 года будут являться республиканскими экспериментальными площадками.

Для дальнейшего развития системы специального образования в 2011/2012 учебном году необходимо:

  • активизировать работу по максимальному охвату детей дошкольного возраста с ОПФР коррекционно-педагогической помощью;

  • совершенствовать содержание работы опорных учреждений образования;

  • продолжить работу по оптимизации сети учреждений, обеспечивающих получение специального образования;

  • обеспечить транспортом все ЦКРОиР.

В системе воспитательной работы большое внимание уделялось деятельности детских и молодежных общественных объединений. В ОО «БРСМ» и «БРПО» заняты 98% (168 913) учащихся области. Действуют «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО» (416 учащихся), «Ассоциация белорусских гайдов» (237 учащихся), «Ассоциация белорусских скаутов» (116 учащихся), Белорусская молодежная общественная организация спасателей пожарных (81 652 учащихся), «Юные инспектора движения» (9 172 учащихся).

На областном молодежном форуме «Твори, ищи, смелее вперёд иди!» учащиеся выступили с инициативой украсить Минскую область ландшафтными композициями. Участники форума создали Совет лидеров детских и молодежных инициатив. В областной конкурсе «Дуэт-лидер» был признан лучшим дуэт из Смолевичского района.

В работе по патриотическому воспитанию учащихся в 2010/2011 учебном году был сделан акцент на мероприятиях, посвящённых 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны. В рамках Вахты Памяти, различных акций благоустроено и приведено в порядок 1528 памятников, 980 братских могил, 210 памятных знаков и досок, 26 мемориалов. Восстановлено 61 имя защитников Отечества. Проведено 5 120 встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, оказана шефская помощь 6 050 ветеранам и их семьям. Высажено более тысячи деревьев в Аллеях мужества и героизма.

Используются инновационные подходы в организации деятельности музеев школ. В Ильянской средней школе Вилейского района открыт второй музей и создан информационный краеведческо-методический центр. Народный историко-этнографический музей Заостровечской школы Клецкого района размещает экспозиции в 13-ти залах. Планируется открытие областного музея по энергосбережению в Пуховичском районе.

На XIV Республиканскую выставку научно-методической литературы и педагогического опыта «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы» Минская область представила 296 научно-методических разработок. Получен 41 диплом (2010 – 38) Министерства образования.

Формированию способностей школьников, организации их свободного времени помогает дополнительное образование. Всего в кружках и секциях учреждений образования области заняты 185 тысяч детей. В 78 учреждениях внешкольного воспитания и обучения охвачены более 54 тысяч (38,3%) несовершеннолетних.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы курсовых работ на 2011-2012 учебный год Кузнецов Владимир Алексеевич, д т. н., профессор

    Задача
    Задача о назначениях – одна из наиболее интересных задач комбинаторного программирования и теории оптимизации. За годы работы алгоритм ее решения упростился до вместимости на один экран.
  2. Задачи перед коллективом университета на 2011-2012 учебный год по реализации Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 гг., утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №893 3

    Документ
    Задачи перед коллективом университета на 2011–2012 учебный год по реализации Государственной программы развития высшего образования на 2011–2015 гг., утвержденной Постановлением Совета Министров
  3. План мероприятий по профилактике спид/вич-инфекции и иппп на 2011/2012 учебный год

    Документ
    ВИЧ-инфекция — неизлечимое, длительно протекающее инфекционное заболевание, при котором поражается и медленно разрушается иммунная система человека. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – последняя стадия болезни, которая
  4. Программа собеседования для лиц, поступающих в магистратуру на 2011-2012 учебный год по направлению подготовки 030900. 68 Юриспруденция ставрополь 2011

    Программа
    Предлагаемая программа имеет целью выявление уровня знаний в области гражданского права, семейного права, международного частного права в системе современного юридического образования.
  5. Муратова Камиля Нургаяновича на 2011-2012 учебный год Девятерня 2011 пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Актуальность:Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Поэтому проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа

Другие похожие документы..