Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
— Учитель! Люди не понимают друг друга. Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании — и натыкаются на невидимую стену...полностью>>
'Конкурс'
Об участии образовательных учреждений Юго-Восточного окружного управления образования в Московском городском конкурсе программ военно-патриотического...полностью>>
'Документ'
4 Клиническая оценка и профилактика нейропатической кожной язвы стопы у пациентов с сахарным диабето...полностью>>
'Документ'
По оперативным данным за январь-ноябрь 2011 года крупными и средними предприятиями и организациями области (без учета банков, страховых и бюджетных ор...полностью>>

Индивидуальный пресс-клиппинг (7)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Индивидуальный

пресс-клиппинг

«Рынок нефтепродуктов Украины»

Период анализа: за 05.06.2009 - 09.06.2009

Анализируемые СМИ: печатные региональные СМИ, Интернет-СМИ

Киев 2008

СОДЕРЖАНИЕ:

Интернет-СМИ

Минпром 05,06,09 Испытание горючим

Рынок нефтепродуктов трясет уже несколько недель. Цена на самый популярный 95-й бензин достигала 6,30 гривен за литр. Прогнозы экспертов пессимистичны - этим летом цены на нефтепродукты вряд ли упадут. Сезонный рост потребления и повышение мировых цен, скорее всего, вызовут очередное подорожание светлых нефтепродуктов.

Подорожание бензина вызвало возмущение со стороны многих предприятий. Мало того, что заказов сейчас "кот наплакал", так еще и транспортные расходы стали увеличиваться из-за роста стоимости топлива. И это притом, что в мире нефть подешевела с момента кризиса в три раза. Попытаемся все-таки разобраться, насколько обоснована цена на бензин и дизельное топливо в Украине.

Особенности украинских цен

Не смотря на огромную зависимость Украины от мировой конъюнктуры, ее рынок нефтепродуктов в очередной раз доказал, что живет по своим законам. Трехкратное падение мировых цен на нефть во время кризиса (со 145 до 35 долларов за баррель) почти не отразилось на стоимости топлива в Украине. Бензин марки А95 в октябре-декабре подешевел лишь на треть - с 6,60 грн. до 4,70 грн. Однако уже в середине декабря цены на бензин начали расти, перешагнув планку в 5 гривен и достигнув к маю показателя 5,30-5,50 грн. Сами участники рынка доказывали, что снижать цены адекватно мировой цене на нефть они никак не могут. Мол, укрепление курса доллара на 40% полностью нивелировало падение цен на нефть. Ведь закупки нефти и нефтепродуктов осуществляется в американской валюте.

Однако, к примеру, в Польше, где злотый также обвалился к доллару на 40%, бензин в декабре-феврале не только не дорожал, но и дешевел на 10-15% в месяц.

Впрочем, хотя цены не бензин в Украине падали заметно медленнее, чем в целом в Европе, но и не так быстро росли после повышения мировых цен на нефть в апреле-мае 2009 г. В целом, сейчас бензин в Украине стоит немного дешевле, чем в странах ЕС. Причина тому - зачастую низкое качество нефтепродуктов, низкая платежеспособность населения и спад спроса на бензин на 20%. Традиционно украинский рынок медленнее реагирует на мировую конъюнктуру нефти, чем страны-соседи, и, в случае дальнейшего подорожания "черного золота" на биржах, бензин и дизельное топливо вполне могут у нас и немного подешеветь.

Кто прав, кто виноват?

Ценовой скачок на топливо вызвал негодование не только у предприятий, но и у правительства. Кабмин потребовал вернуть цены до "экономически обоснованного уровня", Антимонопольный комитет начал расследование по подозрению в картельном сговоре. Однако чиновники сами не поняли, что топливный рынок пал жертвой монополизма немногочисленных импортеров, после отказа от поддержки украинского производства нефтепродуктов в угоду импорту.

К этому привели популистские действия правительства Тимошенко еще в 2005 году. Вместо того, что бы стимулировать развитие украинских НПЗ и конкуренцию между ними, премьер решила стабилизировать цены на бензин с помощью импорта, отменив пошлины на ввоз нефтепродуктов. Как следствие, доля украинских нефтеперерабатывающих заводов упала с 90% до 40%. Импорту действительно удалось на некоторое время стабилизировать цены, однако затем они вновь начали расти под воздействием мирового подорожания нефти.

В течение 2005-2008 гг. украинские НПЗ не только не смогли увеличить рентабельность производства и улучшить качество бензина, но и приостановили свои инновационные проекты, а затем, и вовсе стали сворачивать производство. Из-за частых корпоративных конфликтов между группой "Приват", государством и "Укртатнафтой" зачастую останавливал свою работу крупнейший в стране Кременчугский НПЗ. Отсутствие сырья и низкая рентабельность привели к сокращению производства Надвирнянского завода и завода в Дрогобыче. На длительный плановый ремонт закрылся Херсонский НПЗ.

Однако когда в Украину пришел кризис, то картина резко изменилась.

Импортеры, державшие 60% рынка, начали терпеть убытки. Завозить бензин им приходилось из Польши, Румынии, Беларуси, Литвы и России. А рассчитываться в валюте. НПЗ этих стран работали с украинцами только по крупным оптовым контрактам, продавая нефтепродукты по предоплате.

Оптовики готовы были закупать дорогую продукцию, лишь бы не зависеть от долгосрочных поставок и валютных колебаний. А свои затраты, естественно, стали перекладывать на конечного потребителя. Потребители ответили на это дружным сокращением потребления.

Поэтому трейдеры вмиг переориентировались на внутренних производителей, покупая у них бензин за гривны и в меньших объемах. Нефтепродукты в данное время выпускают 3 основных игрока - Лисичанский НПЗ (ТНК-ВР), Кременчугский НПЗ (Укртатнафта) и Одесский НПЗ (Лукойл). В апреле закончился ремонт на Херсонском НПЗ, принадлежащем казахской группе "Альянс". Завод готов начать производство бензина и потеснить других игроков.

Низкая конкуренция на рынке и большой спрос на отечественную продукцию не вызвала желания у украинских НПЗ идти на ценовые уступки. Рост мировых цен на нефть в марте-апреле лишь подогрел аппетиты производителей. Пользуясь тем, что импортная продукция подорожала, НПЗ вновь начали поднимать цены. И это при том, что шестая часть нефтепродуктов производиться ими из украинской нефти, которая закупается по смешным ценам (около 1200-1300 грн. за тонну при мировых ценах в 600 долларов) "Укрнафтой" (подконтрольна группе "Приват") и производится на Кременчугском НПЗ.

Повышение мировой цены на нефть с 45 до 55-60 долларов за баррель вызвало подорожание бензина в Украине на 40-50 копеек за литр. Притом, что если мировые цены начали расти в апреле, то украинский бензин - лишь во второй половине мая. Эксперты это объясняют майскими праздниками. Мол, из-за длительных выходных трейдеры были не очень активны, и довольствовались старыми запасами нефтепродуктов. Однако вернувшись с праздников, они заметили, что цены на НПЗ уже сильно выросли. Торговцам ничего другого не оставалось, как скупать бензин по новым ценам, ведь их складские резервуары оказались пусты.

Интересен и региональный срез. Если на АЗС цены немного снизились в центральных и в трех западных областях (Закарпатская, Львовская, Ивано- Франковская), то рост цен произошел практически на всем востоке и юге страны. Чаще всего ценники менялись в Крыму, что говорит о неустойчивости рынка.

Что касается оптового рынка, то здесь видим обратную картину. Цены выросли на Западе и в Центре страны, тогда как на Востоке и Юге они остались неизменными, или даже падали. Исключение составили разве что Крым, Херсонская и Харьковская области. В Киевской области также оптовые цены немного снизились.

Это говорит о том, что цены на розницу и опт в Украине не всегда прямо зависят друг от друга, а формируются исходя из особенностей национального оптового и розничного топливного бизнеса. И контролировать этот рынок административными мерами крайне трудно.

Однако есть ли у НПЗ и трейдеров возможности для снижения цен? Есть, но если цены и упадут, то незначительно. В случае стабильности гривны и мировых цен на нефть есть все основания для замораживания стоимости топлива. Однако если этого не произойдет, то бензин будет и далее дорожать, не смотря на падение спроса.

Цены на бензин в Украине все же остаются ниже , чем в соседних европейских странах (0,7 евро в Украине и в среднем, 0,9-1,1 евро в Польше и Румынии), и лишь немногим выше, чем России (5,3 грн. в перерасчете). Правда, качество украинского бензин намного ниже, чем в странах ЕС, но все же, лучше, чем у северного соседа. А значит, если у АЗС и есть кризисная наценка, то она не такая большая, как говорят в Кабмине (0,8-1 грн.), а составляет, по подсчетам экспертов, 30-40 копеек, являясь, по сути, платой за риск.

Дизель дешевеет

Если на бензин цены выросли к докризисному показателю достаточно быстро, то дизельное топливо продолжало дешеветь. Причиной тому было более стремительное падение спроса на этот вид топлива. Если продажи бензина в среднем, сократились на 20%, то дизеля - на 40%. Эксперты отмечают, что именно спад спроса в промышленном секторе вызвал падение цен. Дизтопливо используют грузовые автомобили, комбайны, тракторы, а также железнодорожный транспорт. Спад перевозок и экономической активности вызвал застой в потреблении этого топлива.

Основные надежды продавцы дизеля возлагали на начало посевной компании, но они не оправдались. Во-первых, из-за отсутствия кредитования аграрии не смогли закупить достаточно горючего, во-вторых, со своими интервенциями вышел Аграрный фонд, который начал продавать продукцию по заниженным ценам. Это вынудило торговцев снижать расценки на свою продукцию. Свои потери от продажи дешевого дизеля, они опять же переложили на покупателей бензина.

Прогнозы на лето

Судя по прогнозам экспертов, мировая цена не нефть и дальше будет расти. А значит, с лагом в две недели будут расти и цены на бензин в Украине. Американский доллар продолжает дешеветь. А поскольку все цены привязаны к доллару, то и нефть в нем будет стоить дороже. Эксперты прогнозируют рост спроса на "черное золото" со стороны Индии и Китая, которые пытаются существенно нарастить внутренний спрос. Да и в США, судя по последним новостям, сильно опустели запасы нефтепродуктов, поэтому американцам снова придется их пополнять, выходя на мировые рынки.

Лето - традиционный сезон отпусков и, соответственно, роста потребления бензина. Также на конец поры приходится начало сбора урожая, а значит, все- таки стоит ожидать повышения цены на дизельное топливо, которая сейчас искусственно занижена. Если Аграрный фонд вовремя не удовлетворит спрос аграриев с помощью интервенций, значит дизель будет стремительно дорожать, особенно к концу августа, когда будет разгар уборки урожая.

Однако, цена на нефтепродукты зависит не только от мировых тенденций, но и от внутренних, в частности, фискальных. Акциз на топливо у нас один из самых низких в Европе. Поэтому не исключено, что именно этот налог выберут депутаты и чиновники для пополнения казны.

На рассмотрении Верховной Рады уже находятся законопроекты о повышении акцизов на бензин и дизель, а также пошлин на импорт нефтепродуктов. Если пошлины таки поднимут, то это снизит импорт нефтепродуктов, зато упрочит положение украинских НПЗ, которые смогут диктовать какие угодно цены на свою продукцию.

В случае дальнейшего роста налоговых нагрузок на отрасль ожидается ухудшение качества нефтепродуктов, особенно на "небрендовых" АЗС, которые и так качеством не особо отличались. Попытки искусственно увеличить октановое число с помощью "присадок" сделает бензин еще хуже, чем сейчас, считают эксперты.

На цену и далее будет влиять курс гривны к основным валютам. Не смотря на временное укрепление гривны, ее дальнейшее победное шествие под большим вопросом. Особенно это касается второго полугодия, когда активизируются предвыборная накачка гривной и выплаты по международным долгам. Ожидаемая эмиссия гривны для покрытия бюджетных дырок еще больше пошатнет позиции национальной валюты.

Если же рост мировых цен на нефть будет совмещен с обесцениванием национальной валюты, то цены на бензин подскочат еще быстрее. Подорожание бензина автоматически вызовет негативную реакцию Кабмина и Антимонопольного комитета. Благодаря различным "меморандумам" и действиями АМК, цены на бензин могут искусственно удержать, но в таком случае АЗС сократят продажу нефтепродуктов. Часть из них может перейти на безналичные расчеты по талонам, как уже было не раз и раньше. Другая часть АЗС ухудшит качество бензина с помощью искусственного повышения октанового числа.

Что будут делать предприниматели?

В условиях падения доходов предприниматели стали более экономными.

Некоторые из них отказались от своего автопарка и предпочитают проводить открытые тендеры на перевозки. А перевозчики экономят как могут, используя некачественный бензин или присадки, или достигают экономии с помощью установки газовых баллонов. Вообще газификация автомобилей приобретает массовый характер. Количество заявок на переоборудование автомобиля газовым баллоном выросло на 30%. И не мудрено. Литр газа стоит 2,50-3 грн. И не смотря на подорожание и больший расход топлива, все равно выходит значительно дешевле, чем бензин. Однако установка газовых баллонов - вещь затратная (от 600 долларов на легковое авто) и эти затраты нужно еще окупить. Да и газ может дальше дорожать, что может сделать невыгодным затраты на покупку "голубого топлива". Что касается грузовых автомобилей, то установка баллонов здесь еще более сложная и затратная.

Так что большая часть предприятий ожидает снижения или стабилизации цен на нефтепродукты. А экономить предпочитает на улучшении качества перевозок, отказа от езды "порожняком" и улучшения системы логистики.

Оригинально подошли к решению проблемы, например, на заводе "Оболонь", создав собственный завод по переработке в автомобильное топливо...

пластиковых бутылок. Словом, из сложной ситуации предприниматели будут выходить, кто как может. Многих это будет стимулировать на инновации и оптимизацию транспортных затрат. Как говориться, не было бы счастья, да несчастье помогло.

http://minprom.ua/articles/first_news17950.html

Остров (сайт издания) 05,06,09 Мониторинг цен в Луганске

Сегодня, 5 июня, в банках и обменных пунктах Луганска сложился следующий диапазон покупки-продажи валют: покупка доллара от 7,60грн.- до 7,62 грн., продажа - 7,60 грн.- 7,70 грн. Евро продают по цене 10,85 - 10,89 грн., покупают - от 10,68 до 10,72 грн. За 1 ед. российского рубля просят 0,249- 0,250 грн., покупают российский рубль по 0,240 -0,243 за 1 ед.

Хлеб пшеничный- 1,95- 3,50 грн.

Хлеб бородинский - 2,55 - 3,95 грн.

Сахар - 3,60 - 4,25 грн./кг.

Свинина (задняя часть без кости) - 40-48 грн./кг Свинина (задняя часть на кости) - 35-38 грн./кг.

Свинина (шейная часть без кости) - 40-45 грн./кг.

Свинина (шейная часть на кости) - 32-38 грн./кг.

Говядина (задняя часть без кости) - 35-45 грн./кг.

Говядина на кости - 28-35 грн./кг.

Масло растительное от 6 грн. за литр.

Яйца куриные - 3,00-4,40 грн./10 шт.

Морковь - 2,50- 3,00 грн./кг.

Свекла - 2,50-4,00 грн./кг.

Картофель - 3,00 - 4,00 грн./кг.

Огурцы - 10-18 грн./кг.

Помидоры - 18- 25 грн./кг.

Лук- 1,00-2,50 грн./кг.

Капуста - 2,50-4,00 грн./кг

АЗС "Сириус" А-95 -6,10 грн.

А-92 -5,85 грн.

А-80 -5,30 грн.

ДТ- 5,25

АЗС "ТНК" А-95 -6,10 грн.

А-92 -5,85 грн.

А-76 -5,30 грн.

ДТ- 5,25

http://ostro.org/news/article-63330/

Трибуна - Ужгород (Сайт издания 05,06,09 Минтопэнерго не видит признаков монопольного сговора на розничном рынке нефтепродуктов

Министерство топлива и энергетики не видит признаков монопольного сговора на розничном рынке нефтепродуктов. Об этом заявил журналистам первый заместитель министра топлива и энергетики Олег Бугаев, передает корреспондент РБК-Украина. По его словам, рынок нефтепродуктов в отличие от рынка газа "является абсолютно конкурентным". Государство не должно вмешиваться в рыночные процессы, поскольку следствия такого вмешательства могут быть негативными. Комментируя ситуацию относительно значительной разницы в стоимости топлива на украинских АЗС, О.Бугаев отметил, что она предопределена не монопольным сговором отдельных компаний, а тем, что разные участники этого рынка закладывают разный уровень рентабельности своему бизнесу, что отражается на розничной стоимости топлива. "11-20 трейдеров не могут договориться о монополии", - отметил заместитель министра.

http://tribuna.com.ua/news/190544.htm

Транспортный бизнес 05,06,09 Минтопэнерго не видит признаков монопольного сговора на розничном рынке нефтепродуктов

Министерство топлива и энергетики не видит признаков монопольного сговора на розничном рынке нефтепродуктов. Об этом заявил журналистам первый заместитель министра топлива и энергетики Олег Бугаев, передает корреспондент РБК-Украина. По его словам, рынок нефтепродуктов в отличие от рынка газа "является абсолютно конкурентным". Государство не должно вмешиваться в рыночные процессы, поскольку следствия такого вмешательства могут быть негативными. Комментируя ситуацию относительно значительной разницы в стоимости топлива на украинских АЗС, О.Бугаев отметил, что она предопределена не монопольным сговором отдельных компаний, а тем, что разные участники этого рынка закладывают разный уровень рентабельности своему бизнесу, что отражается на розничной стоимости топлива. "11-20 трейдеров не могут договориться о монополии", - отметил заместитель министра.

http://tbu.com.ua/news/mintopenergo_ne_vidit_priznakov_monopolnogo_sgovora_na_roznichnom_rynke_nefteproduktov.html

Finance.ua 05,06,09 Минтопэнерго не видит признаков монопольного сговора на розничном рынке нефтепродуктов

Министерство топлива и энергетики не видит признаков монопольного сговора на розничном рынке нефтепродуктов. Об этом заявил журналистам первый заместитель министра топлива и энергетики Олег Бугаев, передает корреспондент РБК-Украина. По его словам, рынок нефтепродуктов в отличие от рынка газа "является абсолютно конкурентным". Государство не должно вмешиваться в рыночные процессы, поскольку следствия такого вмешательства могут быть негативными. Комментируя ситуацию относительно значительной разницы в стоимости топлива на украинских АЗС, О.Бугаев отметил, что она предопределена не монопольным сговором отдельных компаний, а тем, что разные участники этого рынка закладывают разный уровень рентабельности своему бизнесу, что отражается на розничной стоимости топлива. "11-20 трейдеров не могут договориться о монополии", - отметил заместитель министра.

http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2009/06/05/162584

Трибуна - Ужгород (Сайт издания) 05,06,09 Киевлянам предложат оставлять на АЗС информацию о плохих дорогах

Для скорейшего ремонта дорог в Киеве КГГА намерена привлекать водителей и обычных киевлян. Об этом сегодня журналистам сообщил первый зампред КГГА Денис Басс после расширенного заседания Коллегии КГГА, передает корреспондент "Главреда" .

По словам Басса, для водителей на всех столичных АЗС будут установлены специальные ящики, в которых можно будет оставить информацию о состоянии дорог в городе. "Мы обратились к водителям автобусов, такси и маршруток, чтобы они давали нам информацию по тем дорогам, качество которых желает лучшего", - сказал Басс.

Кроме этого, в службе "Call-центр" также работает отдельная линия, которая занимается фиксацией жалоб на плохое состояние дорожных участков. Как отметил Басс, после сообщений на "Call-центр" профильная служба по ремонту дорог в течение трех дней, как правило, устраняет недостатки на отдельных участках.

Чиновник призвал киевлян подключаться к водителям и информировать о плохих дорогах. "После зимы действительно есть места, которые нужно закрывать на ремонты. Средства для этого есть в специальном фонде. В этом году по поручению мэра финансирование увеличили в 2 раза", - сказал Басс. Однако, он не назвал конкретную сумму.

Зам Черновецкого также сообщил, что благодаря современной технике европейского уровня, которую закупила КГГА, в городе можно делать "довольной точный ремонт".

http://stolitsa.glavred.info/archive/2009/06/05/174527-4.html

Вечерний Николаев (Сайт издания) 05,06,09 Скандал на рынке нефтепродуктов

Нарушение антимонопольного законодательства обнаружили специалисты территориального отделения Антимонопольного комитета в Николаевской области, осуществляя мониторинг на рынке светлых нефтепродуктов. Проверки проходили с декабря 2008 года по май 2009-го на АЗС Николаева, которые эксплуатируются предприятиями с иностранными инвестициями. Это - ЧП "ЛУКОЙЛ Украина", ООО "УТН Восток", Торговый дом "Континиум Галичина", ООО "Альянс Холдинг", ОАО "Галнафтогаз".

На заправках перечисленных предприятий розничные цены на высокооктановый бензин (А92 и А95) в течение полугода синхронно повышались или понижались до одинакового уровня. И это при том, что поставщики у всех предприятий разные, закупка бензина происходит по разным ценам и каждый предприниматель несет разные по объемам затраты. Такое измение цен недвусмысленно "намекало" на отсутствие их экономического обоснования, а также - на согласованные антиконкурентные действия предприятий-реализаторов.

Таким образом, незаконные действия ЧП "ЛУКОЙЛ Украина", ООО "УТН Восток", ТД "Континиум Галичина", ООО "Альянс Холдинг", ОАО "Галнафтогаз" привели к нарушению Закона об экономической конкуренции.

Следует добавить, что 36 автозаправочных станций, принадлежащих этим предприятиям, составляют 54,5% от общего количества заправок, расположенных в нашем городе. Большие объемы реализуемого здесь высокооктанового бензина - более 50% от общей цифры реализации - позволяют отнести указанные предприятия к ведущим субъектам хозяйствования на рынке нефтепродуктов. В связи с открывшимися фактами Николаевское территориальное отделение АМК начало рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Одновременно предприятиям-нарушителям предписано к 4 июня 2009 года снизить розничные цены на высокооктановый бензин до экономически обоснованных величин.

Глава территориального отделения Юрий Дробилко просил нарушителей поторопиться, ибо размеры штрафа за антиконкурентные согласованные действия могут достигать 10% годового дохода субъекта хозяйствования.

Наталья Христова.

http://vn.mk.ua/stories.php?id=6613

УНИАН 05,06,09 Водители, готовьте канистры - бензин дорожает и дорожать будет...

20 мая во второй половине дня цены на бензин большинства заправок выросли на 3-5%. Топливо марки А-95 на заправках подорожало сразу на 30 коп./литр - с 5,98 до 6,28 грн./литр.

По итогам мониторинга цен на внешнем и внутреннем рынках нефтепродуктов эксперты прогнозируют дальнейшее повышение цен на украинских АЗС. Данные прогнозы основаны на существенном отставании темпов роста розничных цен по сравнению с внешним рынком, который полностью определяет стоимость нефтепродуктов в Украине.

Прогноз Инвестиционной Группы "Сократ"

В Украине различают четыре основных вида топлива: А-72-80 (для краткости, А- 76), А-90-93 (А-92), А-94-98 (А-95), и дизель. По данным Госкомстата и нашим оценкам, в объемах розничных продаж (по тоннажу) доли этих видов топлива приблизительно таковы: А-76, 5%; А-92, 22%; А-95, 43%; дизель, 30%. Таким образом, А-76 неважен, т.к. его продается мало, и кризис практически не повлиял на относительную важность четырех видов топлива.

На розничные цены на топливо влияют несколько факторов. Во-первых, вверх по цепочке - это крупнооптовые цены. В июле 2007 - августе 2008 розничная цена бензина А-76 была в среднем в 1,19 раза дороже крупнооптовой (средней за предыдущие 30 дней) цены. Для А-92 это соотношение составляло 1,17, для А- 95 - 1,21, для дизеля - 1,09 (данные: UPECO, оценка "Сократа"). Отклонение от этих соотношений в тот период не превышало 8%. Это, можно сказать, "нормальная" для Украины ситуация в "нормальный" период.

С сентября 2008 г. по май 2009 г. был "волатильный" период. Отношение розничной и оптовой цен было в среднем выше: для А-76 - 1,30, для А-92 - 1,23, для А-95 - 1,25, для дизеля - также 1,25. Для А-76 это на 10% выше соотношения в "нормальный" период, для дизеля - на целых 15% выше (для А-92 и А-95 - на 5% и 4% выше). Причем для всех видов топлива были пики в диапазоне 1,35-1,45. Я считаю, что основная причина увеличения розничных цен относительно оптовых - это волатильность курса гривны. Розничные торговцы закладывали валютные риски в надбавку. Я не рискну предположить, кому, в конце концов, досталась увеличившаяся надбавка и в каких пропорциях, но уверен, что существенная доля пошла игрокам, спекулянтам различных валютных рынков (например, межбанка).

Отмечу, что в "нормальный" период два вида бензина, А-92 и особенно А-95, для которых отношение цен розница/опт составляли 1,17 и 1,21, "спонсировали" продажи дизеля, для которого наценка была существенно меньше (соотношение розница/опт 1,09). Можно сказать, что за менее щедрых покупателей дизеля (в большой степени бизнес) приходилось бороться, а население, потребляющее А-92 и А-95, легче платило. Однако с наступлением кризиса ситуация поменялась, наценка на дизель увеличилась, вероятно, из-за более сильного снижения платежеспособного спроса населения.

С конца мая 2009 г. соотношения розница/опт для бензинов резко снизились: А- 76 - с 1,37 до 1,25, А-92 - с 1,24 до 1,17, А-95 - с 1,27 до 1,20. Т.е. для А-92 и А-95 наценка вернулась на уровень "нормального" периода. Однако для дизеля снижения практически не наблюдалось (с 1,29 до 1,28). С начала мая по начало июня розничные цены действительно выросли на 2-3%, однако за тот же период крупнооптовые цены выросли для А-76 на 42%, для А-92 - на 27%, для А-95 - на 26%, правда, для дизеля - всего на 5%.

Так как в вышеприведенных расчетах бралась средняя крупнооптовая цена за последние 30 дней, и так как резкий рост наблюдался как раз в последний месяц, то стоит привести соотношение розничных цен к текущим крупнооптовым. Для А-76 это 1,01, для А-92 - 1,05, для А-95 - 1,08, для дизеля - 1,22. Таким образом, если крупнооптовые цены не упадут, то, чтобы вернуть соотношение розница/опт для А-92 и А-95 на "нормальные" уровни 1,15-1,20, розничным ценам предстоит вырасти на 10%: А-92 до 6,30 грн/литр, А-95 - до 6,60 грн/литр.

Разумеется, на крупнооптовую цену на топливо влияет цена на нефть. В "нормальный" период (июль 2007 г. - август 2008 г.) отношение крупнооптовой цены тонны бензина А-95 в Украине к тонне нефти BRENT колебалось от 1,15 до 1,59 со средним 1,37. В "волатильный" период среднее было существенно выше, 1,75 (колебания в интервале 1,34-2,25). Я считаю, что в увеличении надбавки за крекинг также в большой мере ответственны колебания курса гривны, а также резкие колебания и низкие значения цен на нефть.

Это же соотношение опт/нефть для А-95 с начала мая было относительно стабильным, 1,58, т.е. посередине между средними за "волатильный" и "нормальный" периоды, ситуация начинает стабилизироваться. Если цены на нефть меняться не будут, то есть надежда, что и крупнооптовые цены меняться не будут.

Таким образом, мой прогноз динамики цен на А-92 и А-95 в Украине - 10% вверх от уровней начала июня плюс динамика цен на нефть, плюс увеличение акцизов. Для дизеля динамика менее ясна, возможно как падение на 10-15% вдобавок к колебаниям нефти и увеличениям акцизов, так и продажа по нынешним ценам.

В Европе соотношение розничная цена А-95 (за вычетом всех налогов и акцизов) к цене на нефть также существенно увеличилось в "волатильный" период. Так, в Польше оно составило 1,31 (против 1,13 в "нормальный"), в Чехии - 1,28 (1,14), в Германии - 1,22 (1,08), во Франции - 1,27 (1,09). Вероятно, ответственны низкие и волатильные цены на нефть. Ну а гораздо более высокие надбавки за крекинг и дистрибуцию в Украине обусловлены, по нашему мнению, колебаниями гривни.

http://economics.unian.net/rus/detail/13619



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Индивидуальный пресс-клиппинг (1)

    Документ
    Одесское областное отделение Антимонопольного комитета Украины обязало ЧП "Лукойл-Украина", ООО "Торговый дом "Континиум-Галичина", ООО "Альянс Холдинг" и ООО "Веста Сервис" прекратить
  2. Индивидуальный пресс-клиппинг (5)

    Реферат
    Соответствующий законопроект госслужба вчера подала в Кабмин. По оценкам Укравтодора, повышение акциза позволит привлечь в бюджет дополнительно 7,8 млрд грн, которые планируется направить на строительство дорог.
  3. Индивидуальный пресс-клиппинг (11)

    Документ
    Максимальная стоимость бензина марки А-95 с 1 июня 2009 года составит 6,4- 6,42 гривен за литр. Об этом в Киеве во время пресс-конференции заявил генеральный директор предприятия Укрнефтехимпереработка Владимир Емелин.
  4. Индивидуальный пресс-клиппинг (8)

    Реферат
    Госслужба автомобильных дорог (Укравтодор) направила на рассмотрение Кабинета министров проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины для обеспечения деятельности дорожного хозяйства".
  5. Индивидуальный пресс-клиппинг (3)

    Документ
    Последнюю неделю наблюдалось некоторое отличие в темпах роста розничных цен на столичных заправках от общеукраинских тенденций. Однако, за последние дни это различие было нивелировано.
  6. Индивидуальный пресс-клиппинг (13)

    Документ
    Сегодняшние проблемы, возникшие в работе Одесского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), являются результатом монополизации нефтеперерабатывающей отрасли.

Другие похожие документы..