Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Экзаменационные вопросы'
I. Уделять внимание обстановке, распространенности, современному течению, а также этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинике, осложнениям, диагнос...полностью>>
'Документ'
Кузнецова 5. 30.09. Ревматические болезни. Васкулиты. Проявления ревма- тических болезней и васкулитов в полости рта. Болезнь доцент Съегрена. Г.М.Нут...полностью>>
'Документ'
Развитие базовых навыков и умений иноязычного общения: участие в диалоге/беседе по содержанию прочитанного или прослушанного текста; владение речевым ...полностью>>
'Документ'
Al iniciar la construcción de este libro invocamos la ayuda de los Maestros Ascendidos para que nos inspiren a transmitir las enseñanzas y experiencia...полностью>>

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями экономики модулей на общее количество часов, предусмотренных учебным планом. Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры воипкипро

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ,

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

УТВЕРЖДАЮ


Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 12 » 05 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2009/10 учебный год

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 74.266

ББК 70(07)

Д68

Автор-составитель

М.Б. Поппель

Ответственный редактор

Б.Я. Табачников

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания экономики. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 16 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей экономики отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями экономики модулей на общее количество часов, предусмотренных учебным планом.

Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО.

УДК 74.266

ББК 70(07)

ã ВОИПКиПРО, 2009

ã Поппель М.Б., составление, 2009


22-Ж


Блок

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Пояснительная записка

Современная экономика характеризуется очень высоким динамизмом происходящих в ней процессов. Это и быстро развивающаяся глобализация, изменение структуры хозяйства, ускоренное практическое использование достижений научно-технического прогресса, связанное с огромным ростом численности населения планеты и объемов хозяйственной деятельности обострение экономических проблем, борьба за природные ресурсы. В рамках данного модуля предполагается рассмотреть особенности действия экономических законов в современных условиях, типы экономических систем их достоинства и недостатки, особенности роли государства в современной экономике.

Цель данного блока – дать слушателям знания о возможных вариантах экономической организации, методах его саморегулирования и влияния международных и национальных властных структур на хозяйственную деятельность.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Введение в экономику

1

лекция

2.

Экономические системы организации общества

1

3

лекция

круглый стол

3.

Законы функционирования рыночной экономики

2

лекция

4.

Финансовые инструменты и принципы работы экономической инфраструктуры

1

семинар

5.

Рынок труда в современных

условиях

2

лекция

6.

Роль государства в экономике

1

1

лекция

круглый стол

7.

Международные экономические отношения

2

лекция

8.

Контрольное тестирование

2

консультация

Итого

16

Содержание тем

Тема 1. Введение в экономику.

Что включает понятие «экономика»? Макро- и микроэкономика. Потребности и производство. Собственность, ее виды и роль. Источники богатства. Экономические законы и категории. Функции экономической теории

Тема 2. Экономические системы организации общества.

Цель экономического развития. Традиционная, рыночная, административно – командная и смешанная экономические системы. Роль государства в современной экономике. Теневая экономика.

Тема 3. Законы функционирования рыночной экономики.

Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Закон убывающей предельной полезности. Закон стоимости. Конкуренция. Принципы функционирования рыночной экономики.

Тема 4. Финансовые инструменты и принципы работы экономической инфраструктуры.

Банки и их функции. Принципы кредитования. Виды ценных бумаг. Биржевая торговля. Особенности фондового рынка.

Тема 5. Рынок труда в современных условиях.

Воспроизводство рабочей силы. Занятость. Формы и системы заработной платы. Безработица.

Тема 6. Роль государства в экономике.

Национальный продукт и национальный доход. Государственный бюджет. Государственный заказ. Налоговая система. Социальная политика.

Тема 7. Международные экономические отношения.

Международное разделение труда. Международная торговля. Формы экспорта капитала. Таможенные тарифы. Валютные курсы. Международные экономические организации.

Задания для самостоятельной работы

1. Достоинства и недостатки свободного рынка

2. Методы государственного регулирования экономики

3. Рынок труда в современных условиях

4. Международные экономические организации

5. Виды экономического роста.

Контрольные процедуры

Что из перечисленного является основной целью функционирования экономической системы?

А. Рост добычи природных ресурсов.

Б. Рост прибыли национальных фирм.

В. Рост ВВП.

Г. Повышение уровня жизни большинства граждан.

Что является административным методом регулирования экономики?

А. Предоставление государственных субсидий.

Б. Налоговые льготы отдельным фирмам.

В. Эмбарго на импорт отдельных видов продукции.

Г. Повышение импортных пошлин.

Каковы вероятные последствия снижения курса национальной валюты?

А. Рост инфляции.

Б. Рост импорта.

В. Рост экспорта.

Г. Рост потребительского спроса.

Какой из показателей не отражает динамику качества жизни?

А. Динамика продолжительности жизни.

Б. Рост номинальных доходов населения.

В. Рост уровня образования.

Г. Рост доходов на питание в структуре расходов среднестатистической семьи.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М., 2002.

2. Липсиц И.В. Экономика / И.В. Липсиц. – М., 2007.

3. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию / Л.Л. Любимов. – М., 1999.

4. Макконел Р. Экономика / Р. Макконел, Л. Брю. – М., 2007.

5. Самуэльсон П.Э. Экономика / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордахаус. – М., 2007.

6. Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М., 2001.

23-Ж


Модуль

«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Пояснительная записка

В условиях рынка значительная часть хозяйственной деятельности осуществляется негосударственными структурами, различными корпорациями, фирмами, индивидуальными предпринимателями. Знание основ предпринимательской деятельности существенно расширяет экономическую свободу гражданина.

Задача модулядать слушателям экономические и правовые знания необходимые для организации собственного дела или роста экономической активности гражданина в хозяйственной жизни, познакомить с видами предприятий, действующих согласно российскому законодательству, налоговой системы, особенности регистрации предприятий, принципами управленческой деятельности, основами планирования семейного бюджета.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Организационные основы предпринимательства

2

лекция

2.

Экономика предприятия. Факторы производства

1

круглый стол

3.

Издержки производства и прибыль

1

лекция

4.

Введение в менеджмент

1

семинар

5.

Экономика семьи и личности

2

лекция

Итоговое занятие (зачет)

1

консультация

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Организационные основы предпринимательства.

Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальная трудовая деятельность. Особенности регистрации предпринимательской деятельности. Индивидуальная трудовая деятельность.

Тема 2. Экономика предприятия. Факторы производства.

Собственный и заемный капитал. Основной и оборотный капитал. Налогообложение предпринимательской деятельности.

Тема 3. Издержки производства и прибыль.

Постоянные и переменные издержки. Совокупные издержки. Пути снижения средних издержек. Эффект масштаба.

Тема 4. Введение в менеджмент.

Управление: цели, принципы, методы. Структура управления предприятием. Оценка личностных качеств персонала. Этика управления.

Тема 5. Экономика семьи и личности.

Доходы семьи. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Планирование семейного бюджета. Налоги с граждан. Эффективное использование сбережений.

Контрольные процедуры

Зачет по вопросам.

1. Какие налоги обязан платить предприниматель?

2. Какие виды предприятий могут создаваться в РФ?

3. Каковы основные направления снижения затрат на производство продукции? Постоянные и переменные затраты.

4. Использование прибыли. Инвестиционная деятельность.

5. Структура расходов среднестатистической семьи в РФ. Прожиточный минимум.

Список литературы

1. Ахалкин С.Д. Лоция бизнеса / С.Д. Ахалкин. – М., 2008.

2. Белоусов В.И. Основы прикладной экономики и предпринимательского дела / В.И. Белоусов. – Воронеж, 2003.

3. Липсиц В. Введение в экономику и бизнес / В.М. Липсиц. – М., 2008.

4. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства / В.Д. Симоненко. – М., 2008.

5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство / В.З. Черняк. – М., 2008.

24-Ж


Блок

«ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»

Пояснительная записка

Данное направление экономической науки, возникшее в США в конце пятидесятых годов прошлого века, для нашей страны является сравнительно новым, так как рассматривает особенности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях развитого рынка, характеризующегося разнообразием предлагаемых к реализации товаров и услуг и таким уровнем доходов потребителя, который позволяет ему выходить за рамки прожиточного минимума при выборе товаров.

Цель блокадать слушателям представление об особенностях деятельности в подобных условиях как с позиций продавца, так и с позиций покупателя. Поскольку на «рынке» образовательных услуг, особенно в крупных населенных пунктах, где кол-во потенциальных учебных мест явно превосходит кол-во обучаемых, знание основ маркетинга может иметь для слушателей несомненную практическую пользу при формировании контингента обучаемых.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Социальные основы маркетинга

4

лекция

2.

Маркетинговые исследования. Сегментация рынка

1

1

лекция

круглый стол

3.

Покупательское поведение

потребителей

1

1

лекция

круглый стол

4.

Разработка товара

2

семинар

5.

Ценовая политика

1

1

лекция

круглый стол

6.

Стимулирование сбыта. Реклама

1

1

лекция

круглый стол

Зачет

2

консультация

Итого

16

Содержание тем

Тема 1. Социальные основы маркетинга.

Нужды потребителей и их классификация. «Идеальный товар». Способы удовлетворения потребностей. Рынок и его виды. Виды потребительского спроса. Типы поведения фирмы: совершенствование производства, совершенствование товара, интенсификация коммерческих усилий, маркетинг, социально- этичный маркетинг.

Тема 2. Маркетинговые исследования. Сегментация рынка.

Маркетинговая информация. Виды маркетинговых исследований. Сбор первичных данных. Наблюдение. Опрос. Эксперимент. Анализ информации. Сегментирование рынка. Позиционирование товара.

Тема 3. Покупательское поведение потребителей.

Модель покупательского поведения. Характеристики покупателя. Социальное положение, культурный уровень. Референтные группы. Семья. Факторы личного порядка. Тип личности, мотивация. Процесс принятия решения о покупке. Осознание проблемы. Восприятие. Запоминание. Осознание. Убеждение. Поиск информации. Оценка вариантов.

Тема 4. Разработка товара.

Товар по замыслу. Товар в реальном исполнении. Жизненный цикл товара. Разработка новых товаров. Особенности маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара. Товарные марки. Упаковка.

Тема 5. Ценовая политика.

Установление цен на товары. Задачи ценообразования. Обеспечение выживаемости. Максимизация текущей прибыли. Завоевание лидерства по показателям долей рынка. Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Обеспечение целевой прибыли. Анализ цен и товаров конкурентов. Установление цены на основе ощущаемости ценности товара. Установление цены товара на основе закрытых торгов. Установление цен на дополняющие товары и обязательные принадлежности. Зональные цены. Цены на побочные продукты производства.

Тема 6. Стимулирование сбыта. Реклама.

Методы распространения товара. Уровни каналов распределения. Мотивирование участников канала. Реклама. Выявление целевой аудитории. Определение желаемой ответной реакции. Осведомленность. Предпочтение. Убежденность. Разработка рекламного бюджета.

Контрольные процедуры

Зачет по вопросам.

1. Принципы сегментирования рынка.

2. Позиционирование товара.

3. Особенности поведения потребителей.

4. Товар и его жизненный цикл.

5. Особенности ценообразования в условиях маркетинга.

6. Стимулирование сбыта.

Список литературы

1. Гудырин С.Н. Маркетинг / С.Н. Гудырин, А.Н. Гудырина. – М., 2008.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М., 2003.

3. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес / И.В. Липсиц. – М., 2008.

4. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства / В.Д. Симоненко. – М., 2008.

12-Ж


Модуль

«ЭКОНОМИКА РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации слушателей всех категорий. За сравнительно короткий исторический период в экономических отношениях произошли кардинальные изменения. Актуальные проблемы и дальнейшие перспективы развития отечественной экономики, роль и место России в мировом хозяйстве одна из наиболее важных задач социальных наук.

Цель модуля – дать слушателям знания основных направлений экономического развития, объективно оценивать уровень достигнутого, прогнозировать вероятные направления дальнейшего развития.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Особенности перехода России
к рынку

1

лекция

2.

Современное состояние экономики России

2

круглый стол

3.

Россия в системе мирового хозяйства

1

1

лекция

семинар

4.

Перспективы развития экономики

России

1

круглый стол

5.

Итоговое занятие (зачет)

2

консультация

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Особенности перехода России к рынку.

Кризис административно-командной системы: причины и последствия. Либерализация цен. Приватизация. Инфляция. Проблемы государственного долга. Дефолт и его последствия.

Тема 2. Современное состояние экономики России.

Причины выхода экономики России из кризиса. Современная структура отечественной экономики. Проблемы современной экономики страны. Социальные программы. АПК.

Тема 3. Россия в системе мирового хозяйства.

Россия и международные экономические организации. Возможные последствия вступления России в ВТО. Россия и СНГ. Внешнеэкономические связи со странами Запада.

Тема 4. Перспективы развития экономики России.

Программа интенсификации отечественной экономики. НТП как средство интенсификации экономики. Демографическая программа. Совершенствование налоговой системы.

Контрольные процедуры

Зачет по вопросам.

1. Особенности структуры современной экономики России.

2. Роль государства в отечественной экономике.

3. Социальная политика государства.

4. Особенности демографической политики.

5 .Модернизация отечественного образования.

6. Роль России в мировой экономике.

7. Перспективы развития экономики России.

Список литературы

1. Ахалкин С.Д. Лоция бизнеса / С.Д. Ахалкин. – М., 2008.

2. Баланкина А.П. Налоги России / А.П. Баланкина. – М., 2008.

3. Поппель М.Б. Основы рыночной экономики и особенности перехода России к рынку / М.Б. Поппель. – Воронеж, 2005.

25-Ж


Блок

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В ШКОЛЕ»

Пояснительная записка

В одной из школ слушатели знакомятся с опытом проведения уроков по одной–двум темам из школьной программы. Занятия проводятся наиболее квалифицированными педагогами (имеющими высшую квалификационную категорию), возможно являющимися слушателями данных курсов. В процессе обсуждения слушатели делятся собственным опытом проведения занятий. Отдельные занятия отводятся для решения задач, так как у многих учителей это вызывает наибольшие затруднения.

Цель блокаознакомить слушателей с опытом работы лучших коллег, показать интересные методические приемы.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Опыт проведения занятий по экономике по различным темам (на базе школ экономического профиля)

4

4

лекция

круглый стол

2.

Решение задач при изучении экономики

2

6

лекция

практическое занятие

Итого

16

Содержание тем

В одной из школ слушатели знакомятся с опытом проведения уроков по одной–двум темам из школьной программы. В ходе уроков могут использоваться кейс метод, деловые игры, тестирование. В процессе обсуждения слушатели делятся собственным опытом проведения занятий. Отдельные занятия отводятся для решения задач, так как у многих учителей это вызывает наибольшие затруднения.

Контрольные процедуры

Слушатели могут представить для обсуждения коллег оригинальную программу курса, сценарий проведения урока, деловой игры, образцы самостоятельно разработанных тестовых заданий. Представленный материал может обсуждаться на семинаре или проверяться курирующими данный модуль преподавателями.

Список литературы

1. Винокуров Е.Ф. Трудные задачи по экономике / Е.Ф. Винокуров. – М., 2008.

2. Винокуров Е.Ф. Новый задачник по экономике с решениями / Е.Ф. Винокуров, Н.А. Винокурова. – М., 2008.

3. Кайзер Ф. Методика преподавания экономических дисциплин Ф. Кайзер, Х. Камински. – М., 2008.

4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе / Е.В. Савицкая. – М., 2008.

5. Сборник программно-методических материалов по экономике. – М., 2008.

Содержание

22-Ж Блок «Основы экономической теории»…………........

3

23-Ж Модуль «Основы предпринимательства»……………

7

24-Ж Блок «Основы маркетинга»…………………………...

9

12-Ж Модуль «Экономика России: актуальные проблемы и перспективы развития»…………………………………….

12

25-Ж Блок «Методика преподавания экономики

в школе»……………………………………………………….

14

Учебное издание

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2009/10 учебный год

Изготовление оригинала-макета О.Г. Дубовицкой

Лицензия ИД № 06550

Подписано в печать 12.05.2009. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс».

Печать трафаретная. Усл. п. л. 1,0. Уч.-изд. л. 0,93. Тираж 100 экз.

ВОИПКиПРО

394043, г. Воронеж, Березовая роща, 54.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Другие похожие документы..