Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
со всех сторон. Межстрочный интерлиньяж – одинарный. Абзацный отступ – 0,5 см. Иллюстрации, размещенные в тексте, предоставляются в виде отдельных фа...полностью>>
'Документ'
Электролиз – это совокупность процессов, протекающих в растворе или расплаве электролита, при пропускании через него электрического тока. Электролиз я...полностью>>
'Лекция'
Немного истории. Аристотель пытался все объекты природы систематизировать. У него была "лестница существ". Внизу наиболее примитивно организ...полностью>>
'Курс лекций'
Цель изучения дисциплины состоит в освоении принципов, структуры и функционирования систем производства и распределения энергоносителей и отличительн...полностью>>

Учебно-методическое пособие минск 2006 г. Удк 616-053. 2/. 6-084-08(075. 8)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство здравоохранения республики Беларусь

Белорусская медицинская академия последипломного образования

Кафедра педиатрии

Беляева Л.М.

Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей и подростков I и II групп здоровья Современная тактика ведения часто и длительно болеющих детей

Учебно-методическое пособие

МИНСК 2006 г.

УДК 616-053.2/.6-084-08(075.8)

ББК 57. 33я7

Б43

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия

УМС Белорусской медицинской академии последипломного образования

(ректор – профессор Хулуп Г.Я.)

Автор: д.м.н., профессор Беляева Л.М.

Рецензенты:

Зав. кафедрой детских болезней №1 БГМУ профессор, доктор медицинских наук А.В. Сукало.

Зав.каф. пропедевтики детских болезней БГМУ, доцент, канд. мед. наук В.И. Твардовский

Беляева Л.М.

Б 43 Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей и

подростков I и II групп здоровья. Современная тактика ведения часто и

длительно болеющих детей.

ISBN 985-499-058-3

В учебно-методическом пособии изложены основные принципы и методы ведения детей 1-ой и 2-ой групп здоровья. Освещены принципы и тактика лечения и реабилитации часто болеющих детей. Уделено внимание причинам возникновения, вопросам лечения и профилактики пищевой аллергии. Приведены современные подходы к комплексному лечению часто болеющих детей, включающему также применение антигистаминных средств, иммуностимулирующую и антибактериальную терапию.

Дана характеристика иммуномодулирующих, антигистаминных и антибактериальных препаратов, наиболее часто используемых в педиатрической практике.

Учебно-методическое пособие предназначено для врачей педиатров и реабилитологов детских поликлиник, больниц, санаториев и реабилитационных центров.

УДК 616-053. 2-084-08 (075.8)

ББК 57.33я7

ISBN 985-499-058-3

Введение

Забота о здоровье подрастающего поколения в РБ в настоящее время является одной из важнейших государственных задач.

Благодаря совместным усилиям и координированным действиям медицинских и социальных служб, предусматривающих обязательное знание законодательной и правовой основы регулирования прав ребенка, активно пропагандируются и внедряются основные положения «здорового образа жизни». В этом важнейший залог успеха в формировании гармоничной личности и в сохранении здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Важной политической, социальной и экономической задачей РБ является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Законодательством Республики Беларусь созданы необходимые условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовый периоды, обеспечено здоровое развитие ребенка, детям предоставлена бесплатная медицинская помощь, предусматривающая диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию.

Дети раннего возраста, как правило, обеспечиваются лекарственными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

При обосновании стратегии педиатрии в целом, следует ориентироваться на основную цель – охрану и защиту здоровья подрастающего поколения, при этом предусматривается, что здоровье ребенка, матери и семьи – это неразрывное целое.

Концепция охраны здоровья детей, женщин-матерей и семей в целом представлена следующими направлениями:

а) обеспечение приоритетного развития службы охраны материнства и детства на основе интеграции детских и родовспомогательных учреждений;

б) повышение уровня репродуктивного здоровья, приоритетное развитие профилактических, лечебно - диагностических и реабилитационно-вос-становительных технологий по оздоровлению женщин, девушек и юношей, начиная с детского, включая, подростковый возраст;

в) продолжать реформу системы госпитализации детей, с отказом от наращивания коечного фонда и принципов тотальной госпитализации детей; создание в стационарах оптимальных условий для совместного пребывания детей с родителями;

г) вложение материальных ресурсов в те технологии, которые обеспечивают рождение здоровых детей, их выхаживание и профилактику инвалидности (современные методы пренатальной и антенатальной диагностики, медико-генетическое консультирование и др.);

д) максимальный охват профилактическими прививками детей, подростков и молодежи;

е) внедрение норм и правил, повышающих ответственность семьи за жизнь и здоровье детей, разработка и внедрение мер экономического стимулирования здорового образа жизни на уровне семьи, повышение рождаемости;

В связи с выше сказанным проблема «здорового детства» в нашей стране время является вопросом государственной важности.

По определению ВОЗ - «ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

По определению педиатрической школы:

«ЗДОРОВЬЕ ребенка - это не сиюминутный статус организма, а состояние, детерминированное совокупностью факторов: генетических, эмбриологических, постнатальных и социальных. А также - сочетание показателей физического и нервно-психического развития, функционального состояния организма, его резистентности и заболеваемости. Все это формирует определенный уровень здоровья: здоров - пограничное состояние - группа риска - болен.

На этом принципе и построена идеология формирования групп здоровья в детском возрасте. Первая группа – здоровые дети, вторая группа – пациенты из группы риска по вероятной хронизации заболевания (особенно – 2-б подгруппа, к которой относятся дети - часто и длительно болеющие ОРИ, к третьей группе здоровья (ранее 3,4,5) – относят детей, имеющих хронические заболевания и (или) ограниченные физические возможности (инвалидность).

Настоящее учебно-методическое пособие преследует цель - акцентировать внимание врача-педиатра на профилактических и лечебно - профилактических мероприятиях, прежде всего предназначенных для практически здоровых детей и подростков. Это позволяет предупреждать частую их заболеваемость и развитие хронической патологии. Известно, что важнейшим медицинским аспектом охраны здоровья детей является правильно организованная профилактическая работа.

1. Профилактическое обслуживание детей на амбулаторно – поликлиническом уровне.

а). Задачи:

  • Контроль за развитием и состоянием здоровья детского населения –

календарная диспансеризация

  • Контроль за состоянием здоровья больных детей

  • Лечение детей с острыми заболеваниями

б). Ступени реализации

  • Заключение по «уровню здоровья», то есть определение группы здоровья

  • Текущее наблюдение в декретированные сроки

  • Диагноз болезни – статистический учет по ф. №030

  • Текущее наблюдение совместно с узкими специалистами

  • Диагноз острого заболевания

  • Текущее наблюдение за ребенком и при необходимости - лечение

в). Цель

  • Сохранение или улучшение исходного состояния здоровья ребенка

  • Снятие с учета по выздоровлению или перевод во взрослую сеть

    1. Основные разделы профилактических и лечебно-профилактических мероприятий для детей раннего возраста

(0-4 лет) I и II групп здоровья (общие положения).

Контроль за состоянием здоровья и развитием детей:

  • Дородовый патронаж беременной

  • Наблюдение за новорожденным

  • Наблюдение за ребенком 1-го года жизни

  • Наблюдение за ребенком 2-3-го года жизни

  • Наблюдение за детьми старше 3-х лет

Обеспечение гармоничного развития и оптимального здоровья

а/ Профилактические мероприятия

  • Обеспечение условий для развития ребенка

  • Профилактические прививки

  • Подготовка ребенка к поступлению в ДДУ, в школу

б/ Оздоровительные мероприятия

  • Оздоровление при начальных отклонениях в состоянии здоровья

(фоновое состояние) и развитии ребенка

  • Медико-педагогические мероприятия

Рекомендации:

  • по возрасту: режим, питание, физическое воспитание,

воспитательные воздействия, прививки

  • закаливание

  • профилактика пограничных состояний

  • диспансеризация (календарная)

  • лабораторные исследования

  • медикаментозные назначения

1.2. Основной путь оздоровления детей 0-4 лет,

отнесенных к I группе здоровья:

  • Режим дня возрастной, охранительный

  • Рациональное вскармливание грудным материнским молоком, при его отсутствии – донорским, а при отсутствии последнего – адаптированные молочные смеси по возрасту.

  • Особое внимание придается уходу за кожей ребенка.

  • Физическое воспитание и закаливание (по возрасту).

  • Гимнастика и массаж играют важную роль в нормализации процессов

возбуждения и торможения

  • Воспитательные воздействия – возрастные

  • Профилактические прививки – по индивидуальному календарю

  • Преемственность в работе с ДДУ

  • На первом году жизни в первом квартале педиатр осматривает ребенка ежемесячно, при высоком риске развития патологии на 1-м месяце жизни – 4 раза, затем до 3-х месяцев по показаниям; до 6 месяцев 2 раза в месяц. При необходимости в консультативной и лечебной помощи невролога – он осматривает ребенка в возрасте - 1,3 и 6 месяцев.

  • Число патронажей медсестры определяет участковый врач.

  • При отсутствии патологии со стороны ЦНС через 6 месяцев ребенок может быть переведен в 1-ю группу здоровья. Лабораторные исследования общие, при необходимости – проводится УЗИ-мозга.

Закаливание детей раннего возраста (комплексы по возрасту):

1-3 месяца

  • температура в помещении – 220 С;

  • обязательный сон на воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • во время пеленания и массажа – воздушная ванна 5-6 минут;

  • умывание, температура воды 280 С;

  • общая ванна при температуре воды 360 -370 С, продолжительность 5-6 минут

3-6 месяцев

  • температура в помещении – 200 -220 С;

  • обязательный сон на воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • во время пеленания и массажа – воздушная ванна 6-8 минут;

  • умывание, температура воды 250 -260С;

  • общая ванна при температуре воды 360 -370 С, продолжительность 5-6 минут, с последующим обливанием водой температурой 340-350 С

  • летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-6 минут

6-12 месяцев

  • температура в помещении – 200-220 С;

  • обязательный сон на воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • воздушные ванны во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования -10-12 минут;

  • умывание, температура воды 200-240С;

  • общая ванна при температуре воды 360-370С, с последующим обливанием водой температурой 340-350 С;

  • сухие обтирания фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи- 7-10 дней, затем – влажные обтирания водой температурой 350 С, постепенно снижая ее до 300С;

  • летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день до 10 минут

1-3 года

  • температура в помещении 190-200 С;

  • дневной сон на открытом воздухе при температуре от -100 С до +300С;

  • воздушная ванна при смене белья после дневного и ночного сна, а детям старше 2-х лет - во время утренней и гигиенической гимнастики и умывания;

  • умывание, температура воды в начале закаливания 200С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 160-180 С, детям старше 2-х лет - моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

  • общее обливание после прогулки; начальная температура воды - 340-350 С, в дальнейшем ее постепенное снижают до 240-260 С;

  • обливание перед дневным сном, начальная температура воды 280 С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 180 С;

  • общая ванна при температуре воды 360 С продолжительностью 5 минут, с последующим обливанием водой температурой 340 С перед ночным сном 2 раза в неделю;

  • летом пребывание под косыми лучами солнца, начиная с 5-6 минут до 8-10 минут 1-2 раза в день.

1.3. Профилактические и лечебно-профилактические мероприятия для детей до 1 года со II-ой группой здоровья, имеющих

пограничные состояния.

а) группа риска по внутриутробному инфицированию:

  • Режим дня возрастной. Особый контроль за санитарно-гигиеническим режимом: температура воздуха в помещении +200-220С, регулярные проветривания, влажная уборка помещения 1-2 раза в день, предупреждения переохлаждения и перегревания ребенка, одежда только из хлопчато-бумажных тканей, ежедневная гигиеническая ванна, мытье рук перед тем, как подойти к ребенку и т.д.

  • Обработка пупочной ранки медсестрой и обучение этому матери

  • Рациональное питание грудным молоком, при его отсутствии- свежим донорским или адаптированными молочными смесями. Введение тренирующего прикорма с 5 - 6 месяцев – соков, фруктового пюре

  • Физическое воспитание и закаливание по возрасту

  • Воспитательные воздействия – возрастные

  • Профилактические прививки – по индивидуальному прививочному календарю в зависимости от степени риска осложнений

  • Педиатр осматривает ребенка на первом месяце жизни - 4 раза, затем до 3-х месяцев 2 раза в месяц. Число патронажей медсестры определяет участковый врач. Если в течение 3-х месяцев риск не реализовался, ребенка можно перевести в 1-ю группу здоровья

  • Лабораторные исследования: регулярная термометрия, анализ крови к концу первого месяца и в 3 месяца.

б) для недоношенных (рожденных при сроке беременности менее 37 недель) и незрелых (т.е. несоответствующих по степени зрелости гестационному возрасту):

  • Режим дня возрастной. Оптимальный санитарно-гигиенический режим в соответствии со степенью недоношенности и зрелости.

  • Рациональное питание грудным молоком, при его отсутствии - свежим донорским, при отсутствии - адаптированными смесями. При естественном вскармливании регулярные контрольные взвешивания. При смешанном и искусственном – взвешивание 1 раз в 7 дней; семья должна быть обеспечена весами. Своевременное введение корригирующих добавок и прикормов. При задержке прибавки в массе расчет и коррекция питания. При нереализованном риске на 2-м году жизни перевод ребенка в I группу здоровья.

  • Физическое воспитание и закаливание по возрасту

  • Воспитательные воздействия – возрастные

  • Профилактические прививки – по индивидуальному прививочному календарю в зависимости от степени риска

  • Лабораторные исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи 1 раз в квартал.

в) группа риска по возникновению анемии

  • Режим дня возрастной

  • Рациональное питание с ограничением мучных продуктов, ранний первый овощной прикорм – с 4-5 месяцев. С 6-7 месяцев вводится мясо или печень

  • Физические методы воспитания, закаливание по возрасту

  • Максимальное пребывание на свежем воздухе

  • Воспитательные воздействия

  • Профилактические прививки по возрасту

  • Педиатр осматривает ежемесячно, при отсутствии снижения гемоглобина в течение года перевести в I группу здоровья

  • Лабораторные исследования: анализ крови доношенным детям – ежеквартально, недоношенным – ежемесячно

г) группа социального риска:

- профилактические назначения:

  • Режим дня возрастной, охранительный

  • Рациональное вскармливание грудным материнским молоком, при его отсутствии – донорским или адаптированными смесями. Первый прикорм возбудимым детям – каши

  • Физическое воспитание и закаливание по возрасту. Гимнастике и массажу придается приоритетное значение в нормализации процессов возбуждения и торможения ЦНС

  • Воспитательные воздействия – по возрасту

  • Профилактические прививки – по индивидуальному календарю

  • Преемственность в работе с ДДУ

  • В первом квартале педиатр осматривает ребенка ежемесячно, при высоком риске на 1-м месяце жизни – 4 раза, затем до 3-х месяцев - по показаниям; до 6 месяцев - 2 раза в месяц. Невролог осматривает ребенка в возрасте 1,3 и 6 месяцев. Число патронажей медсестры определяет участковый врач. При отсутствии патологии со стороны ЦНС через 6 месяцев ребенок может быть переведен в 1-ю группу здоровья

  • Оказание семье социально-правовой помощи.

1.4. Преемственность в работе детской поликлиники и ДДУ.

Условно можно выделить три раздела преемственности:

I – подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение и ведение его в периоде адаптации

II- выписка ребенка в детское дошкольное учреждение после острого заболевания (как этап реабилитации)

III – диспансеризация детей и контроль за состоянием их здоровья; оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (группа ЧДБ) или имеющих хронические заболевания.

Каждый раздел работы предполагает особое содержание, формы учета и

сигнальные документы, отражающие и реализующие преемственность в работе.

1.5. Принципы и меры профилактических мероприятий для детей I –ой группы здоровья старших возрастов:

  • Режим дня и характер питания, соответствующие возрасту, с обязательным приемом горячей пищи не менее 3-х раз в день;

  • Пища должна быть сбалансированной по количеству белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов, рацион питания должен содержать достаточное количество овощей и фруктов;

  • Важно проводить разъяснительную работу с родителями и с детьми о вреде сухоедения, злоупотреблении копчеными и острыми продуктами питания;

  • Активное внедрение принципов здорового образа жизни: физкультура, спортивные секции в соответствии с желанием ребенка и его возможностями, учитывая при этом место проживания ;

  • Активная разъяснительная работа о вреде курения и употреблении спиртных напитков среди старших школьников;

  • Проведение в школе «уроков здоровья», включающих вопросы полового воспитания, роль экологических факторов в развитии болезней, меры первичной профилактики развития заболеваний сердечно-сосудистой, бронхолегочной и мочеполовой систем;

  • Распространение среди детей и их родителей информационных материалов по «здоровому образу жизни», преследующих формирование идеологии - «хотеть быть здоровым»;

  • Разъяснительная работа с подростками о вреде употребления летучих наркотически действующих веществ, о последствиях их употребления. Обычно хорошие результаты дают беседы, проводимые медицинскими работниками в отсутствие преподавателей, в форме дружеского разговора, ответов на вопросы с подробным разъяснением непонятного, а не путем «чтения нотаций»;

  • Координация усилий медицинских, педагогических и социальных работников для активного внедрения системы здорового образа жизни;

  • Полноценный отдых детей школьного возраста в каникулярное время;

2. Принципы и меры лечебно - профилактической тактики для детей II группы здоровья.

2.1. Определение и общая характеристика часто и длительно

болеющих детей (ЧДБ).

В настоящее время педиатрам хорошо известно, что определенная категория детской популяции подвержена частым повторным респираторным заболеваниям. Этих пациентов принято выделять в отдельную группу диспансерного наблюдения – «группу ЧДБ».

Ребенка в группу ЧДБ следует относить в тех случаях, когда имеющаяся частая (4 и более раз в году) заболеваемость ОРЗ не связана со стойкими врожденными и наследственными патологическими состояниями со стороны иммунной системы.

Эти дети требуют особого внимания, так как частые респираторные инфекции обуславливают срыв основных адаптационных механизмов, приводят к нарушениям функционального состояния организма, что способствует раннему развитию хронической патологии.

Следует отметить, что ЧДБ – это не нозологическая форма заболевания и не диагноз. Нередко частые и длительные респираторные болезни являются клинической маской наследственной или врожденной патологии (муковисцидоз, различные варианты, формы и типы иммунных дефицитов – недостаточность IgА, в частности - секреторного, различные варианты иммунодиатезов и др.).

В каждом конкретном случае следует выяснить причину частых респираторных инфекций у ребенка, так как от этого зависит комплекс мероприятий его реабилитационной программы.

В группу часто и длительно болеющих (ЧДБ) принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям из-за тран-зиторных, но при этом – коррегируемых отклонений со стороны иммунной системы организма и не имеющих стойких органических нарушений в них.

2.2. Часто болеющие дети. Основные положения.

Ведущее место в структуре общей заболеваемости детей занимают болезни верхних дыхательных путей и бронхолегочной системы.

В последние годы отмечена четкая тенденция к увеличению частоты этой патологии, причем, в последние годы все чаще приходится сталкиваться с этой проблемой у старших детей и у подростков.

Болезни проявляют себя затяжными и рецидивирующими формами, нередко резистентными к общепринятым методам терапии, в том числе и к антибактериальной.

Наиболее часто заболевания у ЧДБ проявляются в виде инфекций:

1.Верхних дыхательных путей: ринит, назофарингит, ангина, тонзил-лофарингит, ларинготрахеит, трахеит, бронхит;

2. Нижних отделов органов дыхания - бронхопневмония;

3. ЛОР-органов: отит, эвстахиит, аденоидит, синусит.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Минск, Белмапо 2007 удк 616. 9: 579. 845] 053. 2-036-07-08-084 (075. 9) Ббк 55. 1 я 73

    Учебно-методическое пособие
    Эпидемиология, клиника, диагностика, лече­ние и профилактика менингококковой ин­фекции у детей. Возможности УЗ-исследова­ний при выявлении контингента,
  2. Бюллетень новых поступлений за июнь 2011 года (1)

    Бюллетень
    Гуманитарные науки Югории [Текст]. Вып. 2. Кафедра гуманитарного образования / [редкол.: Б. Ф. Мазуров и др.]; Государственное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт повышения квалификации
  3. Дипломного проекта (6)

    Диплом
    1.2 ПЗ выполняют на одной стороне листов белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301-68 по формам 5 и 5а. Основные надписи и их оформление показаны на рисунке 1.

Другие похожие документы..