Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
– Журнал "Інформаційні технології. Аналітичні матеріали". Аналітичні матеріали та блог про сучасні інформаційні технології. Основні теми: І...полностью>>
'Диплом'
Участники, награжденные дипломами за лучшую научную работу, представленную на Всероссийскую электронную научно-практическую конференцию-форум молодых...полностью>>
'Кодекс'
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур определяет таможенное оформление как выполнение таможенных формальностей, нео...полностью>>
'Документ'
У процесі своєї діяльності людина використовує не тільки свої фізичні можливості, а й витрачає значні психологічні зусилля, такі як особли­вості хара...полностью>>

Учебно-методическое пособие минск 2006 г. Удк 616-053. 2/. 6-084-08(075. 8)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Смеси - гидролизаты, зарегистрированные в России и в РБ

Название

Производитель

Алфаре

«Нестле», Швейцария

Нутрилон Пепти ТСЦ

«Нутриция», Голландия

Туттели-Пептиди

«Валио», Финляндия

Фрисопеп

«Фризленд Нутришн», Голландия

Хипп ГА

«Хипп», Австрия

Хумана ГА

«Хумана», Германия

НАН ГА

«Нестле», Швейцария

Все гидролизные смеси обогащены комплексом микро­элементов, вита­минов, незаменимых аминокислот и удовле­творяют требованиям ВОЗ по составу нутриентов для вскармливания детей первого года жизни. Таким образом, современные гидролизаты являются адаптированными и полно­ценными заменителями грудного молока.

Гидролизаты различаются по многим параметрам:

  • по субстрату гидролиза;

  • по степени гидролиза;

  • по углеводному составу;

  • по жировому составу.

В зависимости от степени расщепления белка гидролизаты подразде­ляются на смеси с высокой и частичной сте­пенью гидролиза.

При выборе гидролизата нужно также учитывать углеводный состав смеси. По содержанию лактозы гидролизаты делятся на 3 группы:

1. С высоким содержанием лактозы; углеводы, как правило,

представлены сочетанием лактозы, глюкозы, мальтозы, крахмала;

2. С низким содержанием лактозы;

3. Не содержащие лактозу.

Лактоза является важным компонентом питания, так как стимулирует рост бифидобактерий в толстой кишке, при расщеплении этого углевода в тонкой кишке образуется молочная кислота, тормозящая рост патогенной микрофлоры кишечника. Лактоза является источником галактозы, участвующей в синтезе галактоцереброзидов головного мозга, необходимых для миелинизации нейронов. Кроме этого, при­сутствие лактозы в химусе спо­собствует всасыванию каль­ция, магния, марганца, предотвращая развитие рахита и анемии.

При АКМ и отсутствии адекватной те­рапии, в первую очередь диетотерапии, быстро развивается вторичная дисахаридазная недостаточ­ность. Самый распространенный вариант диса­харидазной недостаточности - лактазная недостаточность, сопровождающаяся снижением активности кишечной лактазы - фермента пристеночного пищеварения, расщепляющего лактозу на глюкозу и галак­тозу. Снижение активности лактазы связано с повреждением энтероцитов на фоне пище­вой аллергии. Этому также способствуют перенесенные кишечные инфекции.

Основными клиническими проявле­ниями лактазной недостаточности являются разжиженный пенистый водянистый стул с кис­лым запахом, боли в живо­те, метеоризм, вздутие живота, урчание. При выборе гид­ролизата по углеводному составу нужно ориентироваться на длительность течения заболевания до начала адекватной терапии, на клиническую картину (степень тяжести АД и наличие симптомов пора­жения желудочно-кишечного тракта). В дебюте заболевания диетоте­рапию лучше начать с низколактозного гидролизата. При выраженных проявлениях АД и наличии признаков диспепсии, характерных для лак­тазной недостаточности, целесообразно назначать безлактозный гидро­лизат.

При переводе ребенка на вскармливание смесями-гидролизатами необходимо учитывать ряд позиций:

1.Гидролизат, как любой новый пищевой продукт, нужно вводить постепенно, заменяя предшествующую смесь.

2.При каждом кормлении сначала вводится гидролизат, а за­тем дается предшествующая смесь. Это связано с тем, что гидролизные смеси менее вкусные.

3.На фоне вскармливания гидролизатами может наблюдаться некоторое

учащение и разжижение стула. Его цвет стано­вится зеленоватым или темно-коричневым. Это не яв­ляется основанием для отмены гидролизата и обусловлено наличием в них свободных аминокислот.

4.Продолжительность вскармливания гидролизатами такая же, как и при вскармливании адаптированными молоч­ными смесями.

5.Прикормы при вскармливании лечебными и профи­лактическими гид­ролизатами вводятся в обычные сроки и готовятся на воде и овощных отварах. В качестве мясно­го прикорма при аллергии к белкам коровь­его молока рекомендуется использовать мясо кролика, индейки, нежирную свинину.

Продолжительность безмолочной диеты зависит от воз­раста ребенка, в котором она была начата, и динамики кли­нических проявлений. Удаление из рациона молочных про­дуктов и использование гидролизатов в первом полугодии жизни могут ограничить срок элиминации до 6-8 мес. Нача­ло диетотерапии с использованием гидролизатов только во втором полугодии жизни, несмотря на наличие симптомов АД, удлиняет срок безмолочной диеты до 1-2 лет.

Если, не­смотря на наличие признаков болезни, диетотерапия не про­водилась в течение всего первого года жизни, то безмолоч­ная диета может потребоваться на многие годы. Расширение диеты и введение молочных продуктов воз­можно не ранее 8-12 мес после достижения стабильной кли­нической ремиссии.

Неспецифическая гипоаллергенная диета должна про­должаться до 3-летнего возраста с последующим ее по­степенным расширением. При сохранении непереносимости некоторых пищевых продуктов, относящихся к облигатным аллергенам (шоколад, кофе, какао, мед, рыба, грибы, орехи и т.п.), они практически не вводятся в рацион.

Принципы организации безмолочной диеты при пищевой аллергии и АД у детей старше одного года

1. Безмолочная диета строится на базе неспецифической гипоаллергенной диеты, из которой также исключаются продукты, которые ранее были замечены родителями как непе­реносимые, но не исключенные из гипоаллергенной диеты.

2. Исключаются все молочные продукты (молоко, кисло­молочные продукты, творог, сметана, сливочное масло, мо­роженое и т.д.).

3. Проводится обязательная коррекция состава основных ингредиентов. Дефицит жира корригируется увеличением суточного объема растительного масла до 5-10 мл в каждый прием пищи, дефицит белка - увеличением суточного объе­ма мяса в 2-3 раза, дефицит кальция - приемом 1-3 г в сутки глюконата кальция или его аналогов.

Знание о возможных вариантах перекрестных реакций по­могает правильно составить элиминационные диеты. Перек­рестное реагирование обусловлено сходством антигенных детерминант у родственных групп пищевых продуктов, а так­же антигенной общностью между пищевыми, бактериальны­ми, грибковыми и лекарственными антигенами (табл. 3).

Табл. 3.

Возможные перекрестные аллергические реакции на пищевые продукты/вешества (бактериальные, грибковые, лекарственные)

Пищевой продукт

Продукты и непищевые продукты/вещества (бактериальные, грибковые, лекарственные)

Коровье молоко

Козье молоко, говядина, телятина, мясопродукты из них, шерсть коровы, ферментные препараты на основе поджелудочной железы крупного рогатого скота

Кефир (кефирные дрожжи)

Плесневые грибки, плесневые сорта сыров (Рокфор, Дор-блю, Бри и пр.), дрожжевое тесто, квас, антибиотики пенициллинового ряда

Куриное яйцо

Куриное мясо и бульон, перепелиные яйца и мясо, лекарственные препараты (интерферон, лизицим, бифилиз, некоторые вакцины)

Персики, абрикосы, слива, клубника, малина, вишня, виноград, картофель

Аспирин, амидопирин

У детей первого года жизни пищевая аллергия является ведущим видом сенсибилизации, с возрастом у большинст­ва больных торпидное течение АД обычно поддерживается бактериальной или грибковой флорой. Состояние микробио­ценоза кожи и слизистых оболочек ребенка зависит в пер­вую очередь от общего и местного иммунного ответа, неспе­цифических защитных факторов.

При этом характерно, как уже неоднократно указывалось выше, что обсеменение кожи патогенной и условно-патогенной микро­флорой в большинстве случаев сопровождается нарушения­ми в составе биоценоза слизистых оболочек с вегетированием этих же бактерий в просвете желудочно-кишечного тракта. В то же время, нарушения в составе кишечного биоценоза, сопро­вождающиеся уменьшением числа бифидо- и лактобактерий, влияют на общий иммунный ответ организма ребенка, что способствует его подверженности частым заболеваниям.

На состав биоценоза кишечника и состояние иммунологи­ческой защиты можно воздействовать с помощью целена­правленного использования лечебных продуктов, содержа­щих про- и пребиотики, а также ряда биологически активных добавок, что в литературе принято обозначать термином «функциональное питание». Последнее приобретает особое значение в случаях осложненного течения АД, причем во всех возрастных группах.

Факторы, способствующие колонизации кишечника нор­мальной микрофлорой, подразделяют на 3 основные группы:

• пробиотики - живые бактерии, являющиеся представи­телями нормальной микрофлоры кишечника;

• пребиотики - неперевариваемые компоненты пищи, способствующие селективному увеличению количества и функциональной активности защитной флоры кишеч­ника, потенциально улучшают здоровье организма хозяина;

• синбиотики - смесь про- и пребиотиков, в которой наличие второго компонента позволяет улучшить приживляемость защитной микрофлоры.

Для коррекции и профилактики «микроэкологических» нарушений кишечника, которые часто сопутствуют аллерги­ческим заболеваниям кожи, широко применяются пробиоти­ки в форме лекарств. Однако для детей раннего возраста, учитывая ускоренный транзит химуса через пищеваритель­ный тракт, наиболее адекватной формой введения пробиотиков является их назначение в жизнеспособном состоянии, например включение в состав кисломолочных продуктов. Это сокращает латентный период действия пробиотика, обу­словленный выходом его из анабиоза, вызванного лиофилизацией. И самое существенное - при назначении продуктов с пробиотическими свойствами ребенок получает комплекс биологически активных веществ, улучшающих функциони­рование системы пищеварения.

В настоящее время для профилактического и лечебного питания детей разработаны и широко применяются различ­ные виды кисломолочных продуктов, в процессе приготовле­ния которых происходит накопление полезных микроорганиз­мов и частичное расщепление лактозы и молочного белка. Это снижает их антигенные свойства, облегчает усвоение, способствует улучшению секреторной и ферментативной активности гастроинтестинального тракта, подавлению роста и размножения патогенной и условно-патогенной микрофлоры, улучшению всасывания кальция, фосфора, железа. Дополнительным диетическим фактором, способствую­щим нормализации кишечного биоценоза, являются продукты, содержащие пищевые волокна. С этой целью могут использоваться пектин, яблочное и овощное пюре, а у детей старшего возраста - также морские водоросли ламинарии (с учетом индивидуальной переносимости).

Особое значение у детей с осложненным течением АД приобретает присутствие в рационе незаменимых факторов питания, которые оказывают специфическое влияние на со­стояние общего и местного иммунитета. Поэтому в питании этой категории детей могут использоваться нутрицевтики, богатые полиненасыщенными жирными кислотами, особен­но класса ОМЕГА -3 (Полиен, Эйконол, Льняное масло и др.).

Для обогащения рациона ребенка факторами, способст­вующими росту нормальной микрофлоры и положительно влияющими на иммунную систему, дополнительно могут быть использованы β-каротин, селен-содержащие комплек­сы на основе дрожжей Витасил-Se и Луновит, дрожжевые лизаты Витасил и Фаворит и другие.

б) при риске развития сердечно-сосудистых заболеваний (сосудистые дистонии, наличие синдрома мезенхимальной дисплазии со стороны сердца, например дополнительных хорд, выявленных при УЗИ сердца, ЭКГ-феноменов: укорочение PQ, ЭКГ синдрома ранней реполяризации, пролапса МК = 3 мм без регургитации и др.).

  • регулярное при профилактических осмотрах и при появлении у ребенка жалоб на головную боль или сердцебиение – измерение АД;

  • ЭКГ-обследование 1 раз в 6 месяцев;

  • УЗИ сердца 1 раз в год;

  • рекомендовать занятия физкультурой, можно – спортивные секции, не требующие тяжелых физических и статических нагрузок;

в) при риске развития хронических ЛОР и бронхолегочных болезней:

  • полное излечение каждого эпизода ОРИ;

  • закаливание (методы по возрасту)

  • дополнительные курсы дыхательной гимнастики за занятиях УГГ и уроках физкультуры;

  • курсы терапии иммунокорректорами (ИРС-19, имудон, рибомунил, бронхомунал и др.);

  • избегать переохлаждений; одежда должна соответствовать сезону года, размеру; в этом плане важна разъяснительная работа, особенно среди подростков и молодежи;

  • категорический запрет курения;

г) при риске развития болезней желудочно-кишечного тракта:

  • научить ребенка правильно питаться, объясняя ему и его родителям роль питания в формировании хронических болезней ЖКТ, особенно - при наличии наследственной предрасположенности к ним;

  • формировать у ребенка позитивный стереотип поведения, что позволит уменьшить вероятность возникновения психоэмоциональных стрессов;

  • при работе с подростками - разъяснять им почему нельзя курить, носить тесную одежду, переохлаждаться, употреблять спиртные напитки и т.д.;

  • при появлении симптомов гастрита, дуоденита, синдрома раздраженного кишечника (боли, дискомфорт, расстройства стула, метеоризм) подросток должен сам понимать, что следует обратиться к врачу и пройти соответствующее обследование.

Для оптимизации внедрения профилактических мероприятий среди детей школьного возраста и особенно среди подростков I и II групп здоровья очень важно целенаправленно формировать у них стереотип поведения и образа жизни с идеологией «хотеть быть здоровым». Для этого необходимо, начиная с ДДУ и первых классов в школе, проводить с детьми «уроки здоровья» с приглашением врачей-педиатров и врачей узких специальностей (психологов, гинекологов, ЛОР - врачей, кардиолога и др.), которые в простой и доступной форме проведут разъяснительную работу, ответят на вопросы.

3.3. Витаминотерапия

Хорошо известно, что витамины являются важнейшей составляющей нашего питания, без них или при их дефиците серьезно нарушаются многие метаболические процессы в организме человека, возможно развитие серьезных заболеваний. Роль витаминов для человека неоценима, так как без них практически невозможно нормальное функционирование ни одной из систем организма. Витамины принимают участие абсолютно во всех видах обмена, повышают активность многих ферментов, выполняют важнейшую роль в развитии центральной нервной системы, становлении иммунных процессов. Для растущего детского организма нужны абсолютно все витамины. Суточная потребность в каждом из них зависит от возраста ребенка и массы его тела.

В периоды интенсивного роста ребенка особенно нужны жирорастворимые витамины (витамин А,Д,Е), витамины группы В (В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота), аскорбиновая кислота (витамин С) и ниацин (вит. РР-никотиновая кислота).

При недостаточности аскорбиновой кислоты (вит. С) снижается активность многих факторов иммунной системы, возможно развитие анемии, ребенок склонен к частым простудным и вирусным заболеваниям, у него может наблюдаться кровоточивость десен.

Витамины группы В. При дефиците В1 (тиамин) может наблюдаться яркость слизистых оболочек рта, молочница, беспокойство, плохой сон, задержка прибавки в массе тела, иногда срыгивания, рвота.

Недостаточность витамина В2 (рибофлавин) может поддерживать анемию, у ребенка появляются «заеды» в уголках рта, дерматит, конъюнктивит, блефарит, светобоязнь.

Низкое содержание витамина В6 (пиридоксина) способствует развитию аллергических заболеваний кожи, поддерживает анемию, нарушает процессы роста ребенка.

Отсутствие в достаточном количестве витамина В12 нередко приводит к серьезному заболеванию – так называемой мегалобласти-ческой анемии.

Витамины А,Д,Е относятся к жирорастворимым. Витамин А (ретинол) является активным антиоксидантом, то есть защищает мембрану клеток организма от нежелательных воздействий. В связи с этим – при его недостаточности у ребенка нарушаются процессы роста, снижается активность иммунной системы, возможно снижение зрения, развиваются болезни желудочно-кишечного тракта, кожи.

О витамине Д - все хорошо знают. При его дефиците у ребенка нарушается обмен кальция, фосфора, развивается рахит.

Витамин Е (токоферол). О его изолированном дефиците известно не так уж много, но с ним связывают развитие аллергических заболеваний, недостаточность факторов иммунной системы, нарушения роста, низкую прибавку массы тела ребенка.

Дефицит витамина РР (никотиновая кислота) приводит к развитию стоматитов, диспептических расстройств, сухости кожи, депрессиям.

Таким образом, при дефиците подавляющего большинства витаминов в детском возрасте серьезно нарушаются процессы роста, развития ребенка, снижается активность иммунной и эндокринной систем, что активно способствует формированию группы ЧДБ и развитию разных болезней.

Причины, по которым развивается дефицит витаминов разнообразны:

  • Очень редко витаминная недостаточность в организме ребенка (это в основном касается витаминов группы В) связана с генетической дефектностью их обмена.

  • Чаще всего она развивается при несбалансированном питании ребенка, когда в его рационе недостаточно продуктов, содержащих те или иные витамины, а также при нарушении их всасывания в кишечнике, например при дисбактериозе кишечника, при функциональных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при снижении активности иммунных процессов у часто болеющих детей, при анемии.

Целесообразно коротко остановиться на характеристике тех продуктов питания, которые особенно богаты тем или иным витамином.

  • Витамин С: свежие овощи, фрукты, цитрусовые, ягоды, особенно черная смородина и клюква.

  • Витамины В1 и В2: злаковые, молоко, печень, почки, яичный желток, орехи, бобовые, свинина, телятина, черный хлеб, кроме этого витамин В2 содержится также в дрожжах, в сыре, твороге, кефире, треске и в грибах.

  • Витамина В6 также много в печени, в мясе, в дрожжах, но он еще есть в бобовых и в картофеле. Витамина В12 много в печени, мясе, рыбе, сырах и в свекле. Витамин РР находится в дрожжах, печени, орехах, рыбе, курице, в бобовых и в гречневой крупе.

  • Витамином Е богат зеленый горошек, злаковые, овощи, салат.

  • Витамин А содержится в печени, яйцах, в масле, рыбьем жире, а его предшественник (β-каротин) в шиповнике, салате, моркови, горохе, капусте, помидорах, в зеленом луке.

  • Витамина Д особенно много в рыбьем жире, а значит и жирных сортах рыбы.

Поступление в организм с пищей достаточного количества минералов, витаминов, сбалансированных по составу и количеству белков, жиров и углеводов - это оптимально для растущего и развивающегося организма ребенка и к этому следует стремиться. Однако, нередко возникают ситуации, когда ребенок нуждается в дополнительной витаминной поддержке.

  • дети первого года жизни, рано переведенные на искусственное вскармливание; дети с дефицитом массы тела, аллергодерматозами;

  • дети всех возрастов из группы «часто и длительно болеющих»;

  • дети с дисбактериозами и с функциональными заболеваниями желудка, страдающие анемией;

  • пациенты, находящиеся в периоде выздоровления после тяжелых болезней;

  • школьники, которые постоянно (длительно) находятся в состоянии повышенных физических и психологических нагрузок (например, стрессы в школе, утомляемость, спорт и т.д.).

  • таким образом, это те дети, у которых, как правило, нарушены метаболические процессы, снижена активность факторов иммунной системы, а у школьников есть угроза развития «синдрома хронической усталости», что обычно начинает проявлять себя зимой и весной.

Следует подчеркнуть, что фармакологические комплексы витаминов - это прежде всего лекарства и назначать их следует по показаниям, посоветовавшись с врачом. Не следует их использовать бесконтрольно, так «… на всякий случай, или как принято говорить – профилактически…». Для каждого возраста ребенка есть своя физиологическая суточная потребность в каждом из витаминов. Отсюда вывод – прежде чем купить красочно оформленную упаковку – необходимо изучить инструкцию, обратив внимание на ряд позиций: для детей какого возраста предназначен препарат, насколько он гипоаллергенен, какие побочные эффекты возможны при его приеме и какова продолжительность курса лечения. В принципе - у ЧДБ детей витамины косвенно выполняют функции биогенных стимуляторов и адаптогенов.

Физиологическая роль наиболее важных витаминов для организма человека приведена в таблице 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Минск, Белмапо 2007 удк 616. 9: 579. 845] 053. 2-036-07-08-084 (075. 9) Ббк 55. 1 я 73

    Учебно-методическое пособие
    Эпидемиология, клиника, диагностика, лече­ние и профилактика менингококковой ин­фекции у детей. Возможности УЗ-исследова­ний при выявлении контингента,
  2. Бюллетень новых поступлений за июнь 2011 года (1)

    Бюллетень
    Гуманитарные науки Югории [Текст]. Вып. 2. Кафедра гуманитарного образования / [редкол.: Б. Ф. Мазуров и др.]; Государственное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт повышения квалификации
  3. Дипломного проекта (6)

    Диплом
    1.2 ПЗ выполняют на одной стороне листов белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301-68 по формам 5 и 5а. Основные надписи и их оформление показаны на рисунке 1.

Другие похожие документы..