Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Древнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моря на двух материках (Европа и Азия) и множестве островов. Она включала Южней Балканы, о...полностью>>
'Документ'
, ' еревод поэзии. Сколько до сих * *^ пор не решенных вопросов свя­зано с ним, а особенно с отношением его к собственному творчеству переводчика чу­...полностью>>
'Пояснительная записка'
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения с 11-летним ср...полностью>>
'Программа'
Формирование всесторонне развитой личности:- развитие коммуникативных качеств;- развитие воображения, как основы творческой деятельности ;- развитие ...полностью>>

Учебно-методическое пособие минск 2006 г. Удк 616-053. 2/. 6-084-08(075. 8)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Этиологические факторы ОРЗ:

  • Удельный вклад вирусов – 70-90%;

  • Смешанная вирусно-бактериальная инфекция – 20-25%;

  • Среди вирусных возбудителей чаще:

вирусы гриппа, парагриппа, энтеровирусы, респираторно-синтициальный вирус, риновирусы, аденовирусы и др.

  • Среди бактериальных возбудителей:

Str. Pneumonie., Haemophil. Infl. ,Str. Pyogenes., Staphyl. aureus и др.

  • В последние годы возросла роль граммотрицательных бактерий, а также простейших (микоплазмы, уреаплазмы, хламидии и др.)

2.3. Факторы, способствующие формированию группы ЧДБ:

  • Значительная распространенность в окружающей среде вирусной инфекции, патогенной микробной флоры, простейших.

  • Частые вирусно-бактериальные нагрузки инициируют развитие вторичных иммунодефицитных состояний у ребенка.

  • Чаще вторичные ИДС формируются у детей со сниженными функциональными возможностями системы иммунитета и малыми аномалиями.

  • Характер клиники ОРЗ во многом обусловлен свойствами возбудителя.

  • Чем моложе ребенок, тем меньше специфических признаков имеет заболевание.

  • Очень часто первичная вирусная инфекция приводит к активации эндогенной условно-патогенной флоры.

  • Причина трансформации этой микрофлоры в патогенную у ряда детей связана с особенностями иммунного ответа, детерминированными соответствующим геном системы гистосовместимости HLA.

  • На антигенном сходстве некоторых условно-патогенных бактерий и антигенов HLA-системы основана гипотеза «антигенной мимикрии микроорганизмов».

  • Эта гипотеза объясняет причины бактериальных осложнений при ОРИ у большинства детей из группы ЧДБ, что по существу является одной из клинических масок вторичной иммунной недостаточности.

2.4. Факторы, способствующие развитию вторичных иммуно-дефицитных состояний и формированию группы ЧДБ

  • В первую очередь – это наследственная предрасположенность, характеризующаяся наличием у ребенка с рождения каких-либо “малых аномалий” иммунитета.

  • Влияние неблагоприятных экологических и социальных факторов, достаточно быстро истощающих иммунную систему ребенка.

  • Неблагоприятное анте- и постнатальное развитие ребенка (недоношенность, незрелость, рахит, анемия, раннее искусственное вскармливание, пищевая аллергия) может привести к транзиторным или стойким дефектам иммунной системы.

  • Важная роль отводится аллергической настроенности организма ребенка, так как она значительно влияет на иммунорезистентность организма, Пищевой аллергии при этом отводится ведущая роль.

  • Аллергическая настроенность и дисбактериоз слизистых, кожи, ЖКТ, другой локализации – всегда приводят к нарушениям иммунной реактивности организма, что ведет к повышенной его чувствительности к инфекционным агентам.

  • Нарушения состояния центральной нервной системы у ребенка также могут способствовать нарушениям его иммунореактивности.

  • Различные варианты иммунодиатезов отражают генетическую предрасположенность ребенка к различным формам и типам иммунопатологических реакций и болезней.

  • Способствует снижению реактивности и резистентности организма ребенка и наличие неблагоприятно влияющих на растущий организм загрязнителей внешней среды (ксенобиотики, в том числе тяжелые металлы, радионуклиды, курение в семье)

  • Особую роль в формировании вторичных иммунодефицитных состояний играют частые психоэмоциональные стрессы, нерациональное питание, недостаточность витаминов и микроэлементов в пищевом рационе.

  • Определенное значение имеет социальная и экономическая нестабильность семьи, неблагоприятные социально-бытовые условия, низкий материальный и культурный уровень населения.

  • Способствуют также частым заболеваниям хронические очаги инфекции (хронический тонзиллит, аденоиды, кариозные зубы).

  • На фоне имеющегося неблагополучия - частые “вирусно-бактериальные” нагрузки истощают физиологические ресурсы иммунной защиты организма ребенка и ведут к развитию «вторичных иммунодефицитных состояний», что создает условия для “персистирования” инфекции в организме и является угрозой хронизации воспалительного процесса.

  • На основании приведенных данных можно сделать важный практический вывод: в связи с инертностью специфического иммунного ответа на условно-патогенные возбудители у детей из группы ЧДБ для профилактики и лечения ОРЗ патогенетически обосновано использование методов повышения эффективности неспецифических факторов защиты.

3. Общие принципы оздоровления и лечения ЧДБ

  • Рациональный режим дня;

  • Рациональное, в соответствии с возрастом, сбалансированное и полноценное питание;

  • Закаливание, общеукрепляющая и лечебная физкультура;

  • Фитотерапия (при отсутствии аллергических реакций!), кислородные коктейли;

  • Рациональная витаминотерапия;

  • Адаптогены, то есть вещества, повышающие общую сопротивляемость организма человека;

  • Фармакологическая иммунокоррекция.

  • Устранение пищевой аллергии, лечение атопических заболеваний.

  • Антибактериальная терапия.

3.1.Общие мероприятия для часто и длительно болеющих детей школьного возраста, не имеющих хронических заболеваний, но при этом болеющих ОРЗ 4 и более раз в год:

  • рациональный режим дня, дополнительный отдых после занятий в школе;

  • полноценное питание, с дополнительным обогащением овощами, фруктами, соками, в предэпидемические периоды - прием курсами по 2-3 недели витаминных препаратов;

  • поступление в школу или ДДУ только после полного излечения от ОРИ и восстановления функционального состояния организма;

  • применение адаптогенов, обладающих иммуностимулирующим действием 1 – 2 раза в год: настойка жень – шеня или элеутерококка, апилак, эхиноцея, иммунал или др.;

  • при наличии в показателях иммунограммы нарушений в виде дисбаланса со стороны ее показателей с угнетением функции фагоцитоза – проведение 1-2 курсов в год иммунокоррекции препаратами микробного происхождения; назначать их следует строго по инструкциям;

  • закаливающие мероприятия проводить в соответствии с возрастом, но для детей ЧДБ в возрасте до 6-7 лет они должны соответствовать периоду - на один эпикризный срок - ниже возрастного;

  • противопоказаний к прививкам после полного выздоровления от очередного ОРЗ – нет; это необходимо объяснять родителям;

  • в случае наличия у ребенка в генеалогическом анамнезе предрасположения к каким-либо мультифакторным заболеваниям (атопическим, ревматическим, желудочно-кишечным, сердечно-сосудистым, бронхолегочным и др.) мероприятия по профилактике их развития должны индивидуализироваться:

а) при риске развития атопических (аллергических) болезней:

  • гипоаллергенная диета, с уточнением наиболее вероятного пищевого аллергена (ведение пищевого дневника)

  • углубленное исследование функционального состояния ЖКТ, по показаниям, проведение ФГДС;

  • проведение иммунологического обследования; иммунокоррегирующая терапия при необходимости;

3.2. Пищевая аллергия

Лечебное питание детей с пищевой аллергией и атопическим дерматитом (АД) является важнейшей составляющей частью профилак­тики и комплексного лечения этой категории пациентов. Цель - максимальное уменьшение антиген­ного воздействия пищи на организм ребенка и создание ус­ловий для нормализации функцио­нального состояния системы орга­нов пищеварения.

Гипоаллергенная диета при пищевой аллергии и при АД, в том числе и при его осложнен­ных формах (вто­ричная бактериальная, вирусная или гриб­ковая инфекция), организуется с учетом следующих принципов:

  • Исключение из питания причинно-значимых аллергенов (выявленных клинически и специальными методами диагно­стики - кожными и лабораторными тестами), а также исклю­чение продуктов, вызывающих перекрестные аллергические реакции (пищевые - пыльцевые, лекарственные и другие аллергены), обладающих повышенной сенсибилизирующей и гистамин-либерирующей активностью, продуктов, содержащих экстрактивные вещества, консерванты и красители;

  • Адекватная замена исключенных продуктов натуральными или специализированными лечебными продуктами в соответствии с возрастными потребностями и особенностями функционального состояния органов пищеварения ребенка;

  • «Функциональное питание» - использование продуктов, способствующих нормализации кишечного биоценоза, оказывающих регулирующее влияние на физиологические функции, в том числе и на состояние иммунной системы.

При приготовлении пищи необходимо соблюдать щадящую ку­линарную обработку. Блюда готовятся на пару, отварива­ются, запекаются. Пища детям после 1-ого года жизни дается преимущественно в не­измельченном виде. Применяется предварительная специальная обработка некоторых про­дуктов (очищенный и мелко нарезанный картофель выма­чи­вается в холодной воде в течение 12-14 ч, остальные овощи и крупы выма­чиваются в течение 1-2 ч, мясо под­вергают двойному вывариванию). Блюда не должны быть очень горячими.

Следует подчеркнуть, что вопрос о необходимости дли­тельного примене­ния неспецифической гипоаллергенной диеты сегодня существенно пере­сматривается.

Такая диета может приводить к пищевой недостаточности и на­рушению физического развития ребенка, а также к серьезным психо­логиче­ским проблемам в семье и неправильному социаль­но-психологическому раз­витию ребенка. Поэтому жестко ог­раничительная диета должна рассматри­ваться как «старто­вая», т.е. диета для начального этапа работы врача с паци­ентом. Далее, в зависимости от степени тяжести течения АД и в процессе ра­боты с больным, выяснения спектра индиви­дуально непереносимых продук­тов, диета должна постепен­но расширяться путем индивидуальной оценки толерантно­сти к тем или иным пищевым продуктам (таблица 1) .

Таблица 1.

Питание больных с пищевой аллергией

Исключаются

Ограничиваются

Рекомендуются учетом индивидуальной переносимости)

•булъоны, острые, соленые,

жареные блюда, копчености, пряности, колбасные и гастрономические изделия (вареная и копченая колбасы, сосиски, сардельки, ветчина), печень

• манная крупа, макаронные изделия, хлеб из муки высших сортов

• крупы (кроме манной)

• кисломолочные продукты (кефир

биокефир, йогурты без фруктовых

добавок и пр.)

•рыба, икра, морепродукты

• цельное молоко и сметана (дают только в блюдах), творог, йогурты с фруктовыми добавками

сливочное масло

• не острые сорта сыра

• яйца

• баранина, курица

• постное мясо (говядина, свинина,

кролик, индейка, конина),

•острые и плавленые сыры,

мороженое, майонез, кетчуп

• ранние овощи (разрешены при условии обязательного предварительного

вымачивания)

специализированные мясные консервы

для детского питания

•овощи: редька, редис, щавель,

• морковь, репа, свекла, лук, чеснок

• овощи: все виды капусты, кабачки, патиссоны, светлая тыква,

шпинат, томаты, болгарский перец, квашеная капуста,

фрукты и ягоды: вишня черная смородина, бананы, клюква, ежевика, отвар шиповника

зелень петрушки, укропа, молодой зеленый горошек, стручковая фасоль

соленые и маринованные огурцы

•грибы, орехи

• фрукты: зеленые и белые яблоки, груши, светлые сорта черешни и сливы, белая и красная смородина, крыжовник

•фрукты и ягоды: цитрусовые,

земляника, клубника, малина, абрикосы, персики, гранаты,

виноград, облепиха, киви,

• топленое сливочное масло, рафинированное дезодорированное

ананас, дыня, арбуз

растительное масло (кукурузное, подсолнечное, оливковое и др.)

• тугоплавкие жиры и маргарин

• газированные фруктовые на

питки, квас

• фруктоза

• кофе. какао, шоколад

• мед, карамель, зефир,

пастила, торты, кексы

ароматизаторами и пр.)

• хлеб пшеничный второго сорта или «Дарницкий», хлебцы зерновые, несладкие кукурузные и рисовые палочки и хлопья

• жевательная резинка

Цель врача - через 3-12 месяцев от начала работы с пациентом сформировать его индивидуальную гипоаллергенную диету.

Наиболее сложной проблемой является организация питания детей с аллергией к коровьему молоку (АКМ). Высокая сенсибилизирующая способность коровьего мо­лока, значительная его роль в питании детей первого года жизни привели к тому, что этот продукт занимает одно из первых мест среди этиологических факто­ров АД.

АКМ выявляется у 79-89% детей, страдающих АД на первом году жизни. Развитие молочной сенсибилизации провоцируют:

1) злоупотребление молочными продуктами матерью в период беременности, способствующее формированию внутриутробной сенсибилизации;

2) избыточное употребление матерью молока и молочных продуктов в периоде кормления грудью, нередко приводящее к появлению первых проявлений АД у ребенка на фоне грудного вскармливания.

Ранний перевод ребенка на смешанное и искусственное вскармливание усугубляет течение АД, связанного с сенсибилизацией к коровьему молоку.

В связи с этим одной из важнейших позиций первичной профилактики атопической болезни в целом, в том числе и АД, является уменьшение аллергенной нагрузки, в первую очередь аллергенов коровьего молока, на будущего ребенка и в первые месяцы его жизни. Беременная и кормящая мать, имеющая риск формирования атопической болезни у ребенка, должна соблюдать неспецифическую гипоаллергенную диету с ограничением продуктов на основе коровьего молока. Рациональная диета в эти ответственные периоды, исключающая распространенные рекомендации по повышению лактации, в которых предлагается употреблять в пищу большое количество коровьего молока, грецкие орехи, мед, пивные дрожжи и другие продукты, обладающие высокой сенсибилизирущей активностью, позволяет предупредить развитие у ребенка формирование пищевой сенсибилизации, АД и атопической болезни в целом.

Оптимальным видом вскармливания детей первого года жизни является грудное молоко. Грудное вскармливание предупреждает формирование сенсибилизации у детей благодаря ряду факторов:

  • IgА, содержащиеся в материнском молоке, фиксируясь на слизистой оболочке кишечника, препятствуют проникновению в организм ребенка аллергенов;

  • Лимфоидные клетки материнского молока способству­ют синтезу собственных IgА;

  • Грудное вскармливание препятствует развитию дисбактериоза, который является одним из факторов, усиливающих сенсибилизацию организма ребенка к пищевым аллергенам;

  • Грудное вскармливание обеспечивает поступление в ЖКТ ребенка молочнокислых бакте­рий, которые являются антагонистами гнилостных и патоген­ных бактерий, синтезируют витамины и различные фермен­ты, способствующие расщеплению пищевых ингредиентов и повышающие толерантность к ним.

Еще одной важной позицией первичной профилактики пищевой аллергии и атопической бо­лезни является организация питания ребенка на первом году жизни. При не­возможности продолжить груд­ное вскармливание ребенок, имеющий риск формирования атопической болезни, должен быть переведен на вскармли­вание профилактическими смесями-гидролизатами на осно­ве продуктов час­тичного гидролиза молочных белков (Хумана ГА, Хипп ГА, НАН ГА и др). Ис­пользование адаптированных заменителей грудного молока на основе ко­ровьего не раци­онально, так как ускоряет появление симптомов АКМ и усугубляет проявления атопиче­ской болезни.

При появлении на первом году жизни симптомов АД у ре­бенка, находяще­гося на искусственном вскармливании, ре­комендуется перейти на вскармли­вание лечебными смеся­ми-гидролизатами на основе продуктов высокого гидролиза молочного белка.

Использование смесей на основе сои в та­ких си­туациях не рекомендуется из-за высокого риска фор­мирования аллергии к сое у детей, имеющих аллергию к белкам коровьего молока.

В последние годы на отечественном рынке появился большой выбор про­дуктов лечебного питания – гидролизатов (табл.2).

Табл.2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Минск, Белмапо 2007 удк 616. 9: 579. 845] 053. 2-036-07-08-084 (075. 9) Ббк 55. 1 я 73

    Учебно-методическое пособие
    Эпидемиология, клиника, диагностика, лече­ние и профилактика менингококковой ин­фекции у детей. Возможности УЗ-исследова­ний при выявлении контингента,
  2. Бюллетень новых поступлений за июнь 2011 года (1)

    Бюллетень
    Гуманитарные науки Югории [Текст]. Вып. 2. Кафедра гуманитарного образования / [редкол.: Б. Ф. Мазуров и др.]; Государственное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт повышения квалификации
  3. Дипломного проекта (6)

    Диплом
    1.2 ПЗ выполняют на одной стороне листов белой бумаги формата А4 по ГОСТ 2.301-68 по формам 5 и 5а. Основные надписи и их оформление показаны на рисунке 1.

Другие похожие документы..